Логотип Rulex
При поддержке Института филологии и межкультурных коммуникаций
RU
EN
account_circle
Войти

В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Литература. 6 класс

Литература: "Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч. 1. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с.: ил. "

Левый контекст Термин Правый контекст
Автор либретто — брат великого композитора Модест Ильич Чайковский .
Автор хочет уверить читателя , что всё рассказанное — правда , что это истинные истории .
Антитеза — противопоставление слов , образов , эпизодов , картин для передачи мысли и чувства , усиления выразительности речи .
Они созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года .
Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении « Воспоминания в Царском Селе » .
Прочитайте рассказ писателя « Критики » .
Легенда ( лат legenda — то , что должно быть прочитано ) — это произведение , созданное на основе устного предания , в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики . .
Легенда .
Легенда , как и миф , появилась в далёкой древности .
Прочитайте « Легенду об Арионе » и выполните предложенные задания .
Песни , которые при этом исполнялись , на Руси назывались по - разному : « колядки » ( на юге страны ) , « овсень » ( в центральных областях ) , « виноградье » ( на севере ) .
Песни .
В основе « Повестей Белкина » — истории , случаи , происшествия провинциального быта .
« Барышня - крестьянка » — пятая , последняя по счёту повесть из « Повестей Белкина » , рассказанная девицей К И Т В её основе тайны и переодевания .
Таков рассказ об Евпатии Коловрате в « Повести о разорении Рязани Батыем » , о шести мужах храбрых в « Житии Александра Невского » .
Подготовьте и проведите с одноклассниками и родителями под руководством учителя читательскую конференцию по теме « „ Повести "Белкина "" А С Пушкина » ."
Эпичны не только начальные сказания « Повести временных лет » , основанные на устных преданиях об Олеге , Игоре , Ольге , Владимире , о юноше - кожемяке и белгородских колодцах .
О « Повестях покойного Ивана Петровича Белкина » . « Повести Белкина » — первое законченное прозаическое произведение Пушкина .
Как лирическая песня построена литературная в своей основе « Повесть о Горе - Злочастии » .
В ткань многих произведений вплетаются народные песни , например в « Повесть о князе Скопине - Шуйском » .
Возьмём , например , наиболее трагичную « Повесть о разорении Рязани Батыем » .
О « Повестях покойного Ивана Петровича Белкина » . « Повести Белкина » — первое законченное прозаическое произведение Пушкина .
Приключения Одиссея продолжаются до того дня , когда он прибывает в Итаку и когда ему удаётся перебить всех назойливых женихов его жены Пенелопы .
Рассказ посвящён крестьянским мальчикам старой , крепостной деревни середины XIX века .
Рассказ « Бежин луг » не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказом « Певцы » .
Рассказ учит нас сострадать , сочувствовать .
Рассказ « Уроки французского » иллюстрировали разные художники .
Рассказы писались легко , быстро , радуя сердце .
Рассказы Искандера о детях и детстве обращены одновременно и к подросткам , и к взрослым .
Рассказы о баснописцах ( « литературоведы » ) .
Роман « Дубровский » иллюстрировали и другие художники : А Пахомов ( 1936 ) , Б Бойм ( 1948 ) .
Роман « Дубровский » нашёл своё воплощение и на драматической сцене и с успехом шёл с 1949 года в Москве , Ленинграде , Тбилиси , Риге , Вологде , Кирове , Туле , Красноярске , Казани , Тамбове , Ярославле и в театрах других городов . .
Роман « Дубровский » создавался Пушкиным в 1832—1833 годах .
Моня Квасов стремится во что бы то ни стало создать вечный двигатель , Роман Звягин несказанно удивлён тем , что отрицательного гоголевского героя Чичикова уносит птица - тройка .
Роман ( от фр roman — романский ; романский язык ) — первоначально : произведение , написанное на одном из романских языков ; в дальнейшем — большое повествовательное произведение со множеством действующих лиц и развитым сюжетом . .
Символом каких песен была берёзка ?
Сказ нужен писателю для наиболее полного проникновения в существо народной жизни и в характер русского человека .
Сказ — жанр эпоса , опирающийся на народные предания и легенды .
Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества .
Все эти качества в высшей степени свойственны « Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе » .
Ударения , выделяющие в потоке речи отдельные опорные слова , называются фразовыми ударениями .
Фабула — последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении . .
Ямбом и хореем написано множество стихов русских поэтов , это самые распространённые размеры в русской поэзии . .
Используя слова из народной песни « Ах , что ж ты , голубчик , невесел сидишь ? » , автор тщательно отбирает эмоционально окрашенные слова , которые сразу погружают читателя в стихию тихого , грустного чувства : « стонет » , « тоскует » , « сохнет » , « слёзы льёт » , « страдает » , « плачет » .
Что хочет сказать автор тем , что Порфирий ( тонкий ) начинает повторять рассказ о своей семье ?
Как показывает автор перемену в Порфирии , когда тот узнаёт о служебном положении своего знакомого ( что происходит с ним , с вещами ) ?
Какими чертами народного героя любуется автор , а какие отвергает ? .
Даже если автор вносил в своё повествование чудесное , фантастическое , то это не был сознательный вымысел , потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость описываемого .
Как автор относится к цветку и девочке ? .
Как это чувство передаёт автор ? .
Как автор передаёт состояние барышни и её служанки во время разговора ? .
С какой целью автор вводит в повествование рассказы А П Спицына и А С Глобовой ? .
Если в Новое время произведения классической литературы печатаются в том виде , в каком их написал автор , то произведения старинных писателей в течение веков изменялись разными переписчиками .
Что рассказывает автор о переживаниях В Дубровского после смерти отца ?
Какое настроение передаёт нам автор ?
Как актёр и автор музыки усиливают эмоциональное воздействие стихотворения на слушателя ? .
Какой , по - вашему , смысл вкладывал автор в название своего рассказа ? .
Случайно ли автор даёт ему такое отчество ?
Почему эти описания автор поставил рядом ?
Осуждает или оправдывает автор своего героя ? .
Вы уже догадались , очевидно , что это в немалой степени автобиографический рассказ , то есть такой , где автор описывает события из своей жизни .
Какие чувства передаёт автор через звучание стихотворения ? .
Когда - то , очень уже давно , журнал « Смена » опубликовал мои первые зарисовки , затем очерк , затем что - то похожее на рассказ , и не просто опубликовал , но и « приютил » меня , и я , начинающий автор , приехавший из далёкого уральского городка Чусового в столицу , бывал накормлен в буфете , устроен на ночлег , как командированный , снабжён пусть и не очень богатыми , но очень необходимыми средствами на житьё и пропитанье . .
И в конце стихотворения вновь панорама , но нет уже в интонации автора ни торжественной трагедийности , ни иронической усмешки , а остаётся спокойное , чуть грустное понимание пережитого столкновения мечты и беды , юности и войны .
Как вы считаете , выражено ли в тексте басни отношение автора к « механики мудрецу » ?
Найдите в сказе эпизоды , рисующие царское окружение , детали текста , передающие сатирическое отношение автора к его представителям .
Трактовка темы , образы героев , графическое расположение текста и многое другое следует рассматривать как указания автора , требующие определённого выполнения .
Какова позиция автора в споре Листов и Корней ? .
Чувствуется , что творческая энергия автора бьёт через край .
Один из рецензентов « Записок охотника » упрекал автора в излишней детализации , щедрости красок и мелких оттенков , что , по его мнению , затемняет , заслоняет целое , главное .
Как передаёт эту динамику , развитие чувств автора актриса ? .
В какой из характеристик заметна ирония автора ? .
В тексте повторяются слова « приятно ошеломлены » , В каком случае эта фраза у писателя и актёра передав реальное состояние героев , в каком — иронию автора ?
Каково отношение автора к картинам мирной жизни и сценам войны ?
Они , как правило , не имеют автора .
Каково отношение автора к своему герою ? .
Прислушайтесь к чтению актёра и скажите , какими средствами ( интонация , тембр голоса , ритм речи , эмоциональная окраска звучания ) актёр выражает отношение автора к персонажам .
Как вы думаете , каково отношение автора к героине ?
Постарайтесь передать смену чувств и настроений автора .
Все эти элементы задерживают развитие действия , но позволяют вернее нарисовать героев , полнее и глубже раскрыть замысел автора , а иногда вызвать напряжённый интерес читателя .
Произведение наполнено лирическими раздумьями автора о пережитом , мыслями и высказываниями о лётчиках и о земле , которая открывается перед ними в полёте .
Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения , если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия ?
Вы уже знаете , что лирическое произведение передаёт чувства , настроение , переживания автора .
В речи актёров , читающих текст за автора и Эгля , звучит интонация сказки .
В искусстве слова Нового времени мы имеем дело с отдельными авторами , а древняя литература хотя и сохранила ряд имён писателей — Иларион , Нестор , Кирилл Туровский и многие другие , — но в целом была творчеством коллективным .
Согласны ли вы с авторами этих строк ? .
Грустное упрямство , печальная воля к жизни живёт в цветке — и в авторе !
Она купила мою книжку , узнала в авторе меня , а в героине рассказа себя и написала мне . .
Назовите авторов приведённых строк .
Какие мысли и чувства авторов особенно важно сообщить слушателям при произнесении этих стихотворений ? .
Истинный патриотизм древнерусских авторов проявлялся и в том , что они смело писали о недостатках и преступлениях князей . . .
Поэтому произведения древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени и возросшей в нашей стране потребности добра и доброты . .
Подготовьте вечер , посвященный басням различных авторов или басням И А Крылова .
Его волнуют произведения русских авторов , и он откликается на них ( например , на пушкинскую оду « Вольность » ) .
Деятельность Раича была многообразной и насыщенной : он превосходно знал древние классические языки , переводил античных авторов , пылал любовью к итальянской литературе и привил эту любовь своему воспитаннику .
В старой части города Орла , рядом со зданием гимназии , где учился Н С Лесков , и церковью Михаила Архангела , окрестности которой стали местом действия произведений писателя , стоит памятник Н С Лескову авторов Ю Г и Ю Ю Ореховых .
Подготовьте выразительное чтение басни , постарайтесь при этом передать смену чувств и настроений , переживаемых автором произведения .
В 1840 году Фет выпускает первый поэтический сборник « Лирический пантеон » , вскоре становится активным автором журналов « Отечественные записки » , « Москвитянин » .
Согласны ли вы с автором , что « Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят » ?
Как актеру удается вслед за автором подчеркнуть различия речи Листов и Корней ? .
Поэт обращается к своему другу , поэту Алексею Суркову , автору известной « Землянки » ( « Бьётся в тесной печурке огонь » ) .
Найдите эпитеты , сравнения , которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца .
Древние авторы не писали , что кто - то много сделал для Родины .
Древнерусские авторы часто прибегали к сравнениям : воины сравнивались с соколами , летящие стрелы — с дождём , враги — со свирепыми зверями . .
Итак , трёхсложных размеров стиха три : дактиль , амфибрахий и анапест .
Он называется амфибрахий .
Итак , трёхсложных размеров стиха три : дактиль , амфибрахий и анапест .
Он называется анапест .
Такой приём называется антитезой . .
Стихотворение К Симонова — монолог поэта , обращенный к другу , монолог - воспоминание о родине в пору тяжелейшего испытания , нашествия захватчиков .
Жизнь наносила поэту удар за ударом , и , кроме горьких воспоминаний , она ничего не оставила в его сердце .
Он , как ясно из воспоминаний современников , выделял в ней природный ум , который выразился прежде всего в том , что мать приучила его к постоянным занятиям и тем развила незаурядные способности сына .
Из воспоминаний об А П Чехове .
Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах .
Каким человеком предстаёт перед вами А П Чехов по воспоминаниям К И Чуковского ? .
Постарайтесь при чтении передать особый ритм гекзаметра .
Он называется дактиль .
Итак , трёхсложных размеров стиха три : дактиль , амфибрахий и анапест .
В обеих поэмах изображены великие испытания , которые выпали на долю героев , причём победы связаны с потерями и поражениями .
Особенная удача выпала на долю главного героя — Егора Прокудина .
Но деревья мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья : « Они стоят , молчат » Такова же доля человека : « молчи и ты ! »
Среди исторических произведений этого времени особенно выделяется драма « Жакерия » и роман « Хроника царствования Карла IX » .
Семейная драма — разрыв между отцом и матерью , разлука с отцом и привязанность к бабушке — всё это стало предметом глубоких и напряжённых размышлений .
А исторические драмы « Дон Карлос » ( 1787 ) , « Мария Стюарт » ( 1801 ) , « Орлеанская дева » ( 1801 ) , « Вильгельм Телль » ( 1804 ) принесли ему европейскую славу .
Будучи студентом ГИТИСа , он перевёл на балкарский язык стихотворения М Ю Лермонтова , А С Пушкина , драмы французского драматурга XVII века Ж - Б Мольера . .
Ранние драмы « Разбойники » и « Коварство и любовь » ( 1784 ) сразу завоевали любовь зрителей .
У Гоголя есть изумительные записи .
Найдите в нём приёмы сказочного повествования : зачин , повторы , диалоги , концовку , — подумайте , какую роль они играют в произведении .
Использован ли в стихотворении приём звукописи ?
Он стремится быть полезным Отечеству на этом высоком посту , но « огорчения и досады » , которые приходилось испытывать честному государственному деятелю из - за интриг сослуживцев , заставили его в 1814 году снова выйти в отставку , и на этот раз навсегда .
Фет признавался , что из детства он вынес только « интриги челяди , тупость учителей , суровость отца , беззащитность матери и тренирование в страхе изо дня в день » .
Мерное чередование ударений , попадающих лишь на чётные слоги , создаёт ритмическую инерцию и заставляет иначе воспринимать те словосочетания , которые в прозаическом контексте "не обнаруживали своего "" стихового склада "" » . ."
Первая книга Шукшина была неровной , но критика встретила её доброжелательно .
Подготовьте развёрнутый ответ , включив в него слова и словосочетания из статьи критика : « точное знание » , « примечания » , « углубление знаний » , « широта интересов » , « умение читать » , « справочный аппарат » , « книга — предмет для мысли » .
Особенностью шукшинской прозы критика считала « философскую » раздумчивость персонажей , которые размышляют о самых простых и вместе с тем самых сложных вопросах жизни .
Публикации рассказов встречали яростное недоброжелательство критики .
Книга « Последний поклон » была замечена в столице , благосклонно встречена критикой .
Как вы думаете , почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок и легенд Эгля волшебником , а жители Каперны — колдуном ? .
Что такое легенда ?
Подготовьте устные иллюстрации к легенде об Арионе .
Почему это произведение называется легендой ? .
Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея ? . .
Вероятнее всего , тогда в деревне Кырлай ему рассказали легенду о Шурале , лешем , который может защекотать человека до смерти .
Так рождались легенды .
Прочитайте самостоятельно легенды и мифы « Борьба богов - олимпийцев с титанами » , « Олимп » , « Пан » , « Мидас » , « Пандора » , « Сизиф » , « Прометей » , « Тантал » , и вы поймёте значение этих и других образных выражений .
Но , несмотря на трудности и невзгоды , поэт вспоминал своё деревенское детство с благодарностью , здесь он услышал татарские народные сказки и легенды , лирические песни , исторические предания .
Сказ — жанр эпоса , опирающийся на народные предания и легенды .
Лицейская лирика .
Та же мысль о всеобщем законе природы , о единстве и гармонии в ней , только выраженная более остро и прямо отнесённая к человеку , свойственна и этому стихотворению , одному из самых глубоких в лирике поэта .
В лирике Фета человек устремлён к изначальной гармонии и красоте .
И в этом отношении « Тучи » напоминают такие стихотворения , как « Утёс » , « На севере диком » , они принадлежат к лирике , в которой личный мир Лермонтова , его чувства передаются через образы природы . .
В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия , славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем .
Поэт следует лирике Державина , Жуковского , Батюшкова .
В основе тютчевской лирики лежит созерцание природы и проникновение в её мир , в её тайную , сокровенную жизнь .
Так наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет , в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей .
« Посмотри — какая мгла » В этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о « бледном месяце » , который одиноко « в небе ходит » , не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным « фосфорическим лучом » .
Это не столько обычный , всем знакомый ветер , сколько ветер метафорический .
Как вы думаете , был бы рассказ смешнее , если бы в нём был мотив служебной подчинённости тонкого толстому ? .
Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали . .
Стихотворение написано в 1841 году , главная мысль стихотворения , его мотив — одиночество .
Подготовьте сценарий мультфильма « Три пальмы » по мотивам баллады М Ю Лермонтова .
По мотивам этого произведения композитор Ф Яруллин создал балет « Шурале » , который с успехом идёт на сценах музыкальных театров . .
Но даже трагические мотивы в его произведениях не мешали Грину и в пятьдесят лет смотреть на мир глазами ребёнка , обладающего неиссякаемым любопытством , силой непосредственного восприятия и трепетной , отзывчивой ко всему хорошему и благородному , чуткой душой .
Объясните слова : « мораль » , « олицетворение » , « аллегория » ( воспользуйтесь словарём в конце 2-й части учебника ) .
Какие эпитеты , олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным ? .
Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского « По горам две хмурых тучи » .
Какие эпитеты , олицетворения помогают представить жестокость зимы , мужество деревьев ( дуба , берёзы ) и кратковременные радости ясных весенних дней ? .
Каким образом ( создаёт настроение , характеризует героя , обращает внимание па важные слова ) ? .
« Дон Кихот » — это пародия на рыцарский роман , своеобразная энциклопедия испанской жизни XVII века .
Какая , из прослушанных вами песен соответствует традиционной композиции поздравления и требования подарков ? .
Основная тема масленичных песен — встреча и проводы Масленицы .
Символом каких песен была берёзка ?
В чём их отличие от других обрядовых песен ? .
За годы работы в Союзе писателей Киргизии Кулиев создаёт цикл стихов о прошлом своей родины ( « Над старой книгой горских песен » , « Трава растёт » , « Жизнь » ) .
Подготовьте праздник календарно - обрядовых песен ( от зимних рождественских колядок до осенних , связанных со сбором урожая ) .
Продумайте оформление сцены и зала , отберите песни , выучите их , попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен .
Почему жители Каперны не поют песен ?
Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок — песен , в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая , изобилия и т д.
Они обещают спеть ему много песен , показать отлогий берег и песчаное дно .
Первая из прозвучавших песен « Коляда , ходя , бродя » содержит пожелание добра , достатка , здоровья хозяевам двора , в который пришли колядующие .
Простые и трогательные слова народных песен навсегда остались в его памяти .
Эгль понял , что Ассоль живёт в Каперне , где не поют песен и не рассказывают сказок , но всё же рассказал ей чудесную сказку про алые паруса .
В какой из прослушанных вами песен речь идёт о завершении масленичных праздников , о проводах Масленицы ?
Подготовьте выразительное чтение одной из песен .
Но стихотворение особенно замечательно тем , что переполненный восторгом от красоты поэт стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове , в песне , дать ему новую и вечную жизнь , чтобы все могли пережить то , что пережил он .
Воспитывали Шукшина мать , женщина почти неграмотная , но от природы добрая и смышлёная , с сильной натурой , чуткая к слову , к музыке , к песне , и отчим , погибший на фронте .
В какой песне речь идет о встрече и о проводах Масленицы ?
Меняются ли интонации актёра , когда он читает стихи о лёгких облаках , о бурной реке , о песне незримого жаворонка ? .
Как вы думаете , почему стихотворение « Узник » стало популярной народной песней ?
Но , несмотря на трудности и невзгоды , поэт вспоминал своё деревенское детство с благодарностью , здесь он услышал татарские народные сказки и легенды , лирические песни , исторические предания .
Стихотворение « Жди меня » , посвященное жене поэта , актрисе Валентине Серовой , вскоре , переложенное на музыку , получает новую жизнь в виде популярнейшей песни , которую пели и в тылу , и на фронте .
Календарно - обрядовые песни . Колядки .
Масленичные песни .
Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело , носили его с песнями по деревне , а потом хоронили , напевая песни , или сжигали . .
Календарно - обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества , и получили они своё название из - за связи с народным сельскохозяйственным календарём — распорядком работ по временам года .
Весенние песни . Обряды , связанные со встречей весны , сопровождались пением так называемых веснянок .
Летние песни .
Обрядовые песни — это песни , которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью .
В ткань многих произведений вплетаются народные песни , например в « Повесть о князе Скопине - Шуйском » .
Обрядовые песни — это песни , которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью .
Продумайте оформление сцены и зала , отберите песни , выучите их , попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен .
В эти годы Дмитриев писал сказки , песни , басни .
Какие песни пелись на этих праздниках ?
Осенние песни .
К их числу относятся песни « Стонет сизый голубочек » , « Куда мне , сердце страстно , куда с тобой бежать ? » , « Что с тобою , ангел , стало ? » , « Всех цветочков боле розу я любил » и др.
Потом с последним снопом , распевая песни , торжественно шли домой .
Какие вы знаете календарно - обрядовые песни ?
Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни ?
Какие календарно - обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми ?
Большой популярностью пользовались лирические песни Дмитриева , раскрывающие внутренний мир человека .
Используя слова из народной песни « Ах , что ж ты , голубчик , невесел сидишь ? » , автор тщательно отбирает эмоционально окрашенные слова , которые сразу погружают читателя в стихию тихого , грустного чувства : « стонет » , « тоскует » , « сохнет » , « слёзы льёт » , « страдает » , « плачет » .
Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником , затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам , а в конце — требование подарков . .
Считалось , что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни , то не будет достигнут желаемый результат . .
В стихотворении Фет называет свою песнь , пропетую в честь весны , « невольной » .
« Невольная песня » — это поэтический порыв , вспышка поэтического вдохновения .
Как лирическая песня построена литературная в своей основе « Повесть о Горе - Злочастии » .
То , что , казалось бы , каждый день перед глазами — дом , песня , — обновлено дыханием весны , мысли и чувства овеяны весенней свежестью , всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым . . .
Типичным образцом является песня « Стонет сизый голубочек » .
Как вы понимаете выражения : « дремотой розовой объята » , « и замирает песня жницы » ?
Фет хочет сказать не только то , что песня « рождена » , а не написана , но что она не зависит от воли певца , потому что душевные силы поэта при виде красоты расцвели , и красота повелевает ему петь . .
Гадания и хороводы сопровождались различными песнями . . .
Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело , носили его с песнями по деревне , а потом хоронили , напевая песни , или сжигали . .
Отношение к Масленице ( изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде ) в песнях было различным .
В песнях она весёлая обманщица : обещанный праздник проходит слишком быстро , а впереди Великий пост с его ограничениями и запретами . .
Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях , посвященных Великой Отечественной войне . .
В песнях о встрече Масленицы она величалась , прославлялась , представлялась нарядной и красивой .
В эти годы он , кроме матросской , перепробовал много профессий : писца , банщика , рыбака в артели , дровосека , сплавщика , рабочего золотоносных приисков .
Самый плач о князьях русских — прославление их доблести , гордость за то , что такие князья были .
Помимо плачей , в литературе звучат и прославления — « славы » .
Погребальным плачем над убитым Гектором кончается поэма .
А какие прекрасные народные плачи можно найти в летописях и повестях !
В 1926 году он переезжает в Москву , затем в Тамбов , там Платонов создаёт цикл повестей , объединённых общей мыслью об исторических судьбах России .
Интерес к родной истории ведёт к расцвету летописания , исторических повестей и , наконец , хронографов — обширнейших сочинений по всемирной истории , заканчивавшихся обычно кратким изложением событий русской истории .
Завершить конференцию молено инсценировкой эпизодов одной из повестей . . .
Жуковский включил её в число повестей , критик В Г Белинский не сомневался в том , что это баллада . .
Причём различные повести имеют разных повествователей : подполковник И Л П рассказывает повесть « Выстрел » , девица К И Т — « Метель » и « Барышню - крестьянку » . .
Прочитайте самостоятельно повести « Выстрел » и « Барышня - крестьянка » , подготовьте ответы на вопросы для беседы в классе .
Вот отрывок из повести "Мериме "" Маттео Фальконе "" , в котором рассказывается , как подкупленный жандармом мальчик Фортунато , сын Маттео , выдал спрятанного беглеца и был за то казнён отцом ."
Жуковский сделал стихотворный пересказ этой повести , в котором это место изложено так .
Дубровский в повести не является исключительной личностью .
В начале повести « Барышня - крестьянка » Пушкин даёт характеристики Ивану Петровичу Берестову и Григорию Ивановичу Муромскому .
Но в повести нет отчаяния , нет уныния .
Как вы думаете , зачем Пушкин в начале повести так много внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень ? .
Прочитайте и другие повести Белкина .
Подготовьте выразительное чтение одного из диалогов повести « Барышня - крестьянка » .
Причём различные повести имеют разных повествователей : подполковник И Л П рассказывает повесть « Выстрел » , девица К И Т — « Метель » и « Барышню - крестьянку » . .
« Барышня - крестьянка » — пятая , последняя по счёту повесть из « Повестей Белкина » , рассказанная девицей К И Т В её основе тайны и переодевания .
И завершается повесть так : приезжает случайно оставшийся в живых один из рязанских князей , воздаёт должное убитым , хоронит их с честью , собирает оставшихся в живых жителей , восстанавливает город , и всё заканчивается всеобщим умиротворением .
В этой подмосковной деревне писатель работал над романом « Осударева дорога » , здесь была написана сказочная повесть « Корабельная чаща » , ставшая продолжением сказки -
К рассказам , посвященным теме взросления школьника , писатель возвращается вновь после успеха его крупных прозаических произведений , таких , как сатирическая повесть « Созвездие Козлотура » , большой роман « Сандро из Чегема » .
Вскоре после Тургенева Лев Николаевич Толстой напишет повесть , которую так и назовёт — « Детство » — на которой даст углублённый анализ этой поры в жизни человека .
Как бы вы назвали « Перчатку » — балладой , повестью , рассказом ?
А какие прекрасные народные плачи можно найти в летописях и повестях !
В древних повестях всегда действовали исторические лица , описывались исторические события .
Это послание было передано Пущину , сосланному в Читу . .
Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание ( « К Наталье » — первое стихотворение поэта , « К другу стихотворцу » — первое печатное произведение ) . .
Поэт надеется , что и его послание принесёт Пущину « утешенье » , осветит его дни « лучом лицейских ясных дней » .
Постарайтесь при этом передать движение чувств и настроений участников : от осторожного « прощупывания » ситуации до торжествующего злорадного поучения у Глеба ; от добродушного удивления до негодования у кандидата наук . . .
Само слово миф ( mythos ) — греческое и означает предание , сказание .
Сказ — жанр эпоса , опирающийся на народные предания и легенды .
Легенда ( лат legenda — то , что должно быть прочитано ) — это произведение , созданное на основе устного предания , в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики . .
Но , несмотря на трудности и невзгоды , поэт вспоминал своё деревенское детство с благодарностью , здесь он услышал татарские народные сказки и легенды , лирические песни , исторические предания .
Гомер , согласно греческим легендам , преданиям и поверьям , был гениальным певцом , которому удалось соединить в своих произведениях мифологию , фольклор и литературу . .
Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями , преданиями , поверьями ?
Эпичны не только начальные сказания « Повести временных лет » , основанные на устных преданиях об Олеге , Игоре , Ольге , Владимире , о юноше - кожемяке и белгородских колодцах .
« Дела минувших дней » , « преданья старины » — вольная цитата из поэмы А С Пушкина « Руслан и Людмила » .
Если в « Илиаде » воспевается один из эпизодов Троянской войны , то в « Одиссее » описывается множество приключений — от скитаний Одиссея до его возвращения на родину , в Итаку .
Возвратившегося после приключений Одиссея также ждут новые суровые испытания . .
События , о которых рассказывает Белкин , в его глазах выглядят истинно романтическими , в них есть всё : дуэли , неожиданные случайности , любовь , смерть , тайные страсти , приключения . .
Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея ? . .
Произведение рассказывает о необыкновенных , но зачастую печальных приключениях разорившегося дворянина Алонсо Кихано , который , начитавшись рыцарских романов , вообразил себя защитником униженных и обездоленных — благородным странствующим рыцарем .
В это время он много читал , главным образом фантастику и приключенческую литературу .
Сравним прозаический и стихотворный тексты .
Прочитайте его , сравните с прозаическим переводом новеллы .
К началу 1960-х годов , когда Шукшин закончил институт , он решил в полный голос заявить о себе прозаическими сочинениями .
К рассказам , посвященным теме взросления школьника , писатель возвращается вновь после успеха его крупных прозаических произведений , таких , как сатирическая повесть « Созвездие Козлотура » , большой роман « Сандро из Чегема » .
В нём уживается высокое и низкое , возвышенно - поэтическое и житейски прозаическое .
О « Повестях покойного Ивана Петровича Белкина » . « Повести Белкина » — первое законченное прозаическое произведение Пушкина .
Действительно , легко заметить , что , как бы стихотворная речь произведения ни приближалась к прозаической , она никогда не может совершенно ей уподобиться и уподобляться не должна . .
В чём различие характеров персонажей в стихотворном и прозаическом переводах ?
Часто они оказывались в чуждом им прозаическом мире , и тогда многие герои произведений Грина лишались светлого , оптимистического восприятия мира , в котором было так много трагического и непонятного .
Мерное чередование ударений , попадающих лишь на чётные слоги , создаёт ритмическую инерцию и заставляет иначе воспринимать те словосочетания , которые в прозаическом "контексте не обнаруживали своего "" стихового склада "" » . ."
Новгородцы описывают свои путешествия в Византию .
Первое известное сочинение Мериме — сборник пьес « Театр Клары Гасуль » .
Неудачей оканчиваются и попытки поставить в Центральном детском театре пьесу о Пушкине « Ученик Лицея » .
Написанную ещё в Академии пьесу « Разбойники » в 1782 году приняли для постановки в известном в то время Мангеймском театре .
На основе литературного материала чтец должен создать новое художественное произведение , отличающееся от первоисточника ( точно так же , как спектакль отличается от пьесы ) .
Шиллеру очень хотелось побывать на премьере своей пьесы , но он заранее знал , что в отпуске ему откажут , и поэтому тайно отправился в Мангейм , который был неподвластен герцогу Вюртембергскому .
Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на первый слог и другие нечётные слоги , называется хореем . .
Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на второй слог и другие чётные слоги , называется ямбом .
Это трёхсложный размер с ударением на втором слоге .
Это трёхсложный размер с ударением на первом слоге .
Это трёхсложный размер с ударением на третьем слоге .
Определите размер стиха в следующих строках из стихотворений А С Пушкина и М Ю Лермонтова .
Итак , трёхсложных размеров стиха три : дактиль , амфибрахий и анапест .
Запомните названия стихотворных размеров .
Итак , двусложных размеров всего два : ямб ( — — ́ ) и хорей ( — ́ — ) .
Каким размером написано стихотворение « И И Пущину » ? .
Ямбом и хореем написано множество стихов русских поэтов , это самые распространённые размеры в русской поэзии . .
Если у А С Пушкина преобладали двусложные размеры стиха , то Н А Некрасов активно использовал трёхсложные размеры .
Трёхсложные размеры стиха .
Если у А С Пушкина преобладали двусложные размеры стиха , то Н А Некрасов активно использовал трёхсложные размеры .
Двусложные размеры стиха .
Вы уже догадались , очевидно , что это в немалой степени автобиографический рассказ , то есть такой , где автор описывает события из своей жизни .
Известность пришла к нему несколько позже , когда был опубликован романтический рассказ « Остров Рено » .
Первый рассказ Грина появился в печати в 1906 году .
Как вы думаете , почему А И Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком « Истинное происшествие » ? .
В рассказе А И Куприна тоже происходит чудо , но писатель подчёркивает , что описал совершенно достоверную историю ( первоначально рассказ имел подзаголовок « Истинное происшествие » ) .
Почему рассказ называется « Критики » ? .
Подготовьте рассказ об одном из них .
Как вы думаете , почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы ?
Прочитайте рассказ писателя « Критики » .
Подготовьте устный или письменный рассказ о герое , который вам особенно запомнился .
В основу сюжета этого произведения лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П В Нащокина « про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский ( как и назывался сперва роман ) , который имел процесс с соседом за землю , был вытеснен из именья и , оставшись с одними крестьянами , стал грабить сначала подьячих , потом и других » .
Почему рассказ заканчивается словами , что Петька « долго ещё плакал , уткнувшись лицом в подушку » ? .
Подготовьте устный рассказ по одной из них .
Подготовьте рассказ об одном из героев ( на выбор ) , подтвердив свои суждения цитатами из « Алых парусов » .
Как вы думаете , почему этот рассказ , о частном , не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение , событие , значение которого важно для всех времён ? .
Чем интересен для вас этот рассказ ? .
По одной из них придумайте рассказ ( устный или письменный ) . .
Какая фраза , особо выделенная чтецом , сообщает нам , что дальше пойдёт рассказ об очень важном событии в жизни героев романа ? .
Первый свой рассказ « Лётчик » ( 1926 ) Сент - Экзюпери посвятил любимой авиации , людям , сидящим за штурвалом самолёта , и до конца жизни он не уходил от этой темы .
Включите в свой рассказ эпитеты , сравнения , метафоры , использованные И С Тургеневым . .
Прослушайте вместе с родителями рассказ В М Шукшина « Срезал » в исполнении актёра Анатолия Вологдина .
Таков рассказ об Евпатии Коловрате в « Повести о разорении Рязани Батыем » , о шести мужах храбрых в « Житии Александра Невского » .
Постарайтесь , чтобы ваш рассказ был и серьёзным , и весёлым . .
Когда - то , очень уже давно , журнал « Смена » опубликовал мои первые зарисовки , затем очерк , затем что - то похожее на рассказ , и не просто опубликовал , но и « приютил » меня , и я , начинающий автор , приехавший из далёкого уральского городка Чусового в столицу , бывал накормлен в буфете , устроен на ночлег , как командированный , снабжён пусть и не очень богатыми , но очень необходимыми средствами на житьё и пропитанье . .
Что заставило В Распутина написать рассказ « Уроки французского » ? .
Я написал этот рассказ в надежде , что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького , так и взрослого читателя .
Напишите рассказ на школьную тему , озаглавив его одной из пословиц .
Прочитайте ещё один рассказ В П Астафьева — « Конь с розовой гривой » .
Вспомните , о чём был рассказ В П Астафьева , который вы прочитали в 5 классе .
Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц .
Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея ? . .
Как вы думаете , был бы рассказ смешнее , если бы в нём был мотив служебной подчинённости тонкого толстому ? .
Почему рассказ называется « Уроки французского » ?
И хотя писатель в ту пору уже напечатал один рассказ и снимался в кинофильмах « Два Фёдора » , « Алёнка » , своим писательским дебютом он считал появление рассказов « Правда » , « Светлая душа » , « Стёпкина любовь » , « Экзамен » и сборника « Сельские жители » . .
О чём этот рассказ — о листке , о людях , о поколении ?
Легенда ( лат legenda — то , что должно быть прочитано ) — это произведение , созданное на основе устного предания , в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики . .
Подготовьте устный рассказ по одной из иллюстраций к эпизоду « Одиссей у циклопа Полифема » .
Этот рассказ , когда он впервые появился в книжке , помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну .
Составьте рассказ об Арионе ( его прошлое , род занятий , поведение во время смертельной опасности , почему он просит корабельщиков « позволить ему спеть в полном наряде певца » ) .
Самое главное в басне Крылова — рассказ , в котором баснописец передаёт пустые мудрствования ( « голову свою ломает » ) и ненужные действия « механики мудреца » . .
Подготовьте рассказ о детстве поэта ( на основе прочитанного в классе ) или о лицейских годах ( на материале прочитанных вами статей ) .
Почему Лиза , слушая рассказ Насти , постоянно её перебивает и почему Насте хочется подробно рассказывать о деталях , которые Лизе не интересны ?
Что хочет сказать автор тем , что Порфирий ( тонкий ) начинает повторять рассказ о своей семье ?
Каким вам кажется рассказ — смешным , грустным или смешным и грустным одновременно ?
Перескажите фабулу рассказа « Конь с розовой гривой » , т е изложите последовательно события рассказа , связанные между собой .
Предварительно подберите цитаты и продумайте план рассказа .
Когда герой рассказа понял истинный смысл игры , которую придумала учительница ? .
Любуешься июльским днём , изображённым в начале рассказа ..
Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа ? .
Она купила мою книжку , узнала в авторе меня , а в героине рассказа себя и написала мне . .
Мы идём от рассказа к рассказу вслед за Тургеневым и невольно вспоминаем свои впечатления от тех мест , которые удалось посетить нам на родине писателя .
Подготовьте инсценированное чтение рассказа , постарайтесь при чтении передать ваше отношение к персонажам .
Этому произведению присущи основные признаки святочного или рождественского рассказа .
В какое время и где происходят события рассказа ?
Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка , но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа .
Постарайтесь при пересказе передать характер взаимоотношений внука и деда , оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями , причину его горьких рыданий в финале рассказа .
Как вы объясните название рассказа ?
Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы .
Проследите , как менялось настроение героя рассказа после того , как он вернулся домой , и на следующий день .
Какой , по - вашему , смысл вкладывал автор в название своего рассказа ? .
Несмотря на всю близость стихов Жуковского к прозе , отличие стихового рассказа совершенно явно .
Объясните , почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтию .
Как менялось ваше настроение , какие чувства вы испытывали по ходу чтения рассказа ? .
Перескажите фабулу рассказа « Конь с розовой гривой » , т е изложите последовательно события рассказа , связанные между собой .
Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи произведению А И Куприна ? .
Какие другие примеры иной , недоступной героям рассказа жизни окружают их в предпраздничный вечер в центре города ? .
Подготовьте пересказ содержания рассказа от лица одного из героев ( Мерцалова , одного из его сыновей , Елизаветы Ивановны ) .
Так ли вы себе представляли эти места , пейзаж и героев рассказа ? .
Помогло ли вам чтение актёра более зримо представить героев рассказа ?
Почему герой рассказа стал играть в « чику » ?
Как с этим связаны заключительные слова рассказа .
Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков .
Федя , Павлуша , Илюша , Костя и Ваня — пять мальчиков , которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу и которых после первого чтения рассказа в детстве мы запоминаем на всю жизнь . .
Каким вы представляете героя рассказа ?
Обратите внимание на портреты героев рассказа .
Иван Алексеевич Бунин утверждал , что если бы Чехов написал только два или три рассказа , подобные этим , то и тогда было бы ясно , что « сверкнул и исчез замечательный ум » .
К рассказам , посвященным теме взросления школьника , писатель возвращается вновь после успеха его крупных прозаических произведений , таких , как сатирическая повесть « Созвездие Козлотура » , большой роман « Сандро из Чегема » .
Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах .
Вот как в стихах Пушкина каждый может найти что - нибудь такое , что пережил и сам , так и в рассказах Чехова , хоть в каком - нибудь из них , читатель непременно увидит себя и свои мысли .
Что вы знали раньше о рассказах В М Шукшина ?
Многое меняется на земле , но , кажется , никогда не исчезнет то , что изображено Тургеневым в этом рассказе .
Подготовьте пересказ событий , описанных в рассказе , от лица Лидии Михайловны , передав её переживания , сомнения , объяснения поступков , которыми она пыталась помочь ученику . .
В рассказе « Бежин луг » природе уделено особое внимание .
Подготовьте устные сообщения о жизни и творчестве Тютчева , в своём рассказе не забудьте процитировать строки из стихотворений поэта .
Подготовьте одну из сцен в рассказе для выразительного чтения ( или исполнения в лицах ) .
В рассказе А И Куприна тоже происходит чудо , но писатель подчёркивает , что описал совершенно достоверную историю ( первоначально рассказ имел подзаголовок « Истинное происшествие » ) .
Но у Тургенева был особый колорит в рассказе о мальчишках — прежде всего потому , что это были крестьянские мальчишки .
Удивительно , но Лидия Михайловна , оказывается , не помнит , что она похожим же , как в рассказе , образом отправляла мне посылку с макаронами .
Составьте небольшой словарь « сибирских » диалектизмов , местных слов , использованных в рассказе .
Какую роль в рассказе играют описания природы , смены дня и ночи ?
Цикл рассказов « Детство Чика » некоторые литературоведы считают детской версией содержания романа « Сандро из Чегема » , поскольку многие персонажи романа становятся действующими лицами рассказов про Чика .
И хотя писатель в ту пору уже напечатал один рассказ и снимался в кинофильмах « Два Фёдора » , « Алёнка » , своим писательским дебютом он считал появление рассказов « Правда » , « Светлая душа » , « Стёпкина любовь » , « Экзамен » и сборника « Сельские жители » . .
С появлением рассказов « Конь с розовой гривой » и « Монах в новых штанах » я понял , что из всего этого может получиться книга .
Проза Фазиля Искандера начиналась с рассказов о детстве , о мире чувств и переживаний подростка .
В эти годы в юмористических журналах появляется множество разнообразных рассказов , подписанных весёлым именем Антоша Чехонте .
Творческое задание . Найдите в фондах детской библиотеки или в ресурсах Интернета сборник рождественских ( святочных ) рассказов , подготовьте письменный отзыв на один из рассказов этого сборника . . .
Всех изумляла тогда именно эта свобода и лёгкость , с которой бьющая в нём через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов .
Среди этих рассказов , как драгоценные камни , сверкают настоящие шедевры , такие , например , как « Хирургия » , « Канитель » , « Налим » , « Пересолил » .
Первоначально цикл рассказов и назывался : « Страницы детства » .
Публикации рассказов встречали яростное недоброжелательство критики .
Творческое задание . Найдите в фондах детской библиотеки или в ресурсах Интернета сборник рождественских ( святочных ) рассказов , подготовьте письменный отзыв на один из рассказов этого сборника . . .
Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи , в процессе рассказов о писателях , о героях их произведений ? .
К подросткам — потому что они испытывают те же чувства , те же сомнения , те же радости и горести , какие тревожат и волнуют героев рассказов Искандера .
Один из ранних рассказов А И Куприна « Чудесный доктор » был впервые напечатан в рождественском номере ( 25 декабря ) газеты « Киевское слово » в 1897 году .
Цикл рассказов « Детство Чика » некоторые литературоведы считают детской версией содержания романа « Сандро из Чегема » , поскольку многие персонажи романа становятся действующими лицами рассказов про Чика .
Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов .
С одноимённым рассказом из этой книги вы познакомитесь на страницах учебника .
Как бы вы назвали « Перчатку » — балладой , повестью , рассказом ?
Балладу « Перчатка » Шиллер назвал рассказом , потому что она написан не в балладной форме , а в форме повествования .
Рассказ « Бежин луг » не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказом « Певцы » .
По рассказу В Распутина « Уроки французского » поставлен телевизионный фильм .
Как вы думаете , зачем Пушкин в начале повести так много внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень ? .
Мы идём от рассказа к рассказу вслед за Тургеневым и невольно вспоминаем свои впечатления от тех мест , которые удалось посетить нам на родине писателя .
Бытовые подробности уступают в нём место рассказу о человеческом мужестве , о духовной силе , побеждающей страх смерти .
Обратите внимание на иллюстрации к рассказу « Уроки французского » .
Попробуйте самостоятельно составить цитатный план к рассказу о герое .
Почему так пристально следил за игрой рассказчик ?
Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик ? .
Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания , например : кушетка — « укушетка » , « вестовые » — « свистовые » , таблица — « долбица » .
Как рассказчик относится к нему ? .
Поэтому его герои и рассказчик его произведений выражают свои мысли с теми неправильностями , речевыми искажениями , сугубо народными оборотами речи , которые свойственны простому народу .
Кто такой рассказчик ? .
Словотворчество начинается там , где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями , непонятными малограмотному человеку .
Повествование ведётся от лица рассказчика , человека с особым характером и складом речи .
Как это отразилось в речи рассказчика , её интонации , в поведении героя ? .
Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов .
Как вы думаете , почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий ?
Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика ? .
Напишите сочинение о том , каким вы представляете рассказчика , по предлагаемому плану : .
Каким вы представляете рассказчика ? .
Современники восхищались мастерством Крылова - рассказчика в этой басне .
Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями , преданиями , поверьями ?
Сопоставьте рассказы мальчиков .
Что вам особенно понравилось в нём : мальчики , их рассказы , пейзаж ? .
С какой целью автор вводит в повествование рассказы А П Спицына и А С Глобовой ? .
Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями , которые нередко приобретали фантастический характер .
В произведение могут быть включены подробные описания места действия , обстановки , переживаний героев , рассказы других лиц .
Сравните рассказы А С Глобовой и А П Спицына .
Вкусу , уму и интуиции М Ромма Шукшин доверил свои первые рассказы и рецензии , которые начал сочинять в институте .
Как и во все времена , о важных исторических событиях и выдающихся свершениях люди устно слагали рассказы , которые передавались из поколения в поколение .
Эти рассказы коротки и очень смешны .
Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своём детстве , о селе родном , о его обитателях , о дедушке и бабушке , ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры .
Он начал писать рассказы , когда учился в Московском университете , готовясь стать врачом .
Он получил возможность печатать рассказы и очерки о героических событиях и людях войны .
Наиболее глубокие и блестящие произведения Грина ( « Алые паруса » , « Блистающий мир » , « Золотая цепь » , « Бегущая по волнам » , « Джесси и Моргиана » , « Дорога никуда » , рассказы « Возвращение » , « Крысолов » , « Фанданго » ) возникнут после того , как писатель целиком посвятит себя творческому труду .
Поэтому неудивительно , что с осени 1918 года он выступает в дискуссиях и в печати , публикует стихи и рассказы в воронежских журналах и газетах .
В дни праздников святочные рассказы и сказки , действие которых , как правило , происходит накануне Рождества , такие , как « Девочка со спичками » X.К. Андерсена , « Мальчик у Христа на ёлке » Ф М Достоевского , « Ванька » А П Чехова , напоминали читателям о тех , кто беден и нуждается в сочувствии и помощи .
Как вы думаете , почему Чехов не стал сразу подписывать рассказы своим именем ? .
О её педагогических методах до нас дошли любопытные и небезынтересные рассказы .
Наиболее интересные рассказы запишите и поместите в классной стенгазете или рукописном журнале . .
За этот роман писатель получил премию « Фелина » .
К рассказам , посвященным теме взросления школьника , писатель возвращается вновь после успеха его крупных прозаических произведений , таких , как сатирическая повесть « Созвездие Козлотура » , большой роман « Сандро из Чегема » .
Среди исторических произведений этого времени особенно выделяется драма « Жакерия » и роман « Хроника царствования Карла IX » .
В основу сюжета этого произведения лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П В Нащокина « про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский ( как и назывался сперва роман ) , который имел процесс с соседом за землю , был вытеснен из именья и , оставшись с одними крестьянами , стал грабить сначала подьячих , потом и других » .
О чём этот роман ?
« Дон Кихот » — это пародия на рыцарский роман , своеобразная энциклопедия испанской жизни XVII века .
Однако этот роман не принёс Сервантесу ни большой литературной славы , ни денег , и он был вынужден занять государственную должность сборщика налогов .
Чтобы как - то вырваться из нужды , он пробует свои силы в литературном творчестве и по возвращении из плена пишет пасторальный роман « Галатея » ( 1585 ) .
Вам необходимо прочитать роман « Дон Кихот » целиком и подумать над тем , почему перед смертью Сервантеса о нём говорили , что умирает последний рыцарь и совесть Испании .
Пусть современники и не понимали глубокого социального и философского содержания романа — им было просто смешно , но до сих пор нас глубоко трогает и восхищает бескорыстный энтузиазм донкихотства .
Цикл рассказов « Детство Чика » некоторые литературоведы считают детской версией содержания романа « Сандро из Чегема » , поскольку многие персонажи романа становятся действующими лицами рассказов про Чика .
Цикл рассказов « Детство Чика » некоторые литературоведы считают детской версией содержания романа « Сандро из Чегема » , поскольку многие персонажи романа становятся действующими лицами рассказов про Чика .
В странных , порой нелепых поступках Дон Кихота проявляется гораздо больше человечности , гуманности и благородства , чем в поступках многих других « разумных » персонажей романа . .
Эта трагическая мысль романа о социально - моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа находит воплощение в завершении всех сюжетных линий .
В начале романа даётся характеристика Кирилы Петровича Троекурова .
В первоначальном плане романа не было отца Дубровского и истории его дружбы с Троекуровым , не было разлада влюблённых , отсутствовала фигура князя Верейского , очень важная для идеи расслоения дворянства ( аристократичные , но бедные ; худородные , но богатые ) .
Какая фраза , особо выделенная чтецом , сообщает нам , что дальше пойдёт рассказ об очень важном событии в жизни героев романа ? .
В состав заповедника входят дом матери писателя ( дом был куплен для нее сыном на гонорар за издание романа « Любавины » ) и здание бывшей школы , где учился , а позднее работал учителем Шукшин .
Прочитайте все главы незаконченного романа Пушкина , обратите особое внимание на то , как писатель через речь героев , их поведение в различных ситуациях раскрывает характеры персонажей .
Действие романа происходит в 1820-е годы .
Вероятно , вследствие этого Пушкин воздержался от публикации романа , надеясь найти положительные ответы на жгучие жизненные проблемы , волновавшие его .
На материале романа « Дубровский » создан телевизионный фильм .
Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно ? .
Что легло в основу сюжета романа « Дубровский » ?
Кроме того , в романе Дубровский становится жертвой предательства , а не сложившихся обстоятельств .
В романе представлены два поколения — отцы и дети .
В романе « Ночной полёт » ( 1931 ) рассказано о трагической гибели экипажа самолёта почтовой авиации из - за мощного циклона , неожиданно обрушившегося на Южную Америку .
О романе « Дубровский » .
Составьте план основных событий глав VIII — XI в той последовательности , в какой они описаны в романе .
Трагические вопросы жизни , которые встали в романе , не были разрешены .
Произведение рассказывает о необыкновенных , но зачастую печальных приключениях разорившегося дворянина Алонсо Кихано , который , начитавшись рыцарских романов , вообразил себя защитником униженных и обездоленных — благородным странствующим рыцарем .
Книжный мир рыцарских романов сливается для Дон Кихота с действительностью , которую он абсолютно не может понять .
В этой подмосковной деревне писатель работал над романом « Осударева дорога » , здесь была написана сказочная повесть « Корабельная чаща » , ставшая продолжением сказки -
Здесь он начал работу над романом « Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский » ( 1605—1615 ) , который сделал его имя бессмертным . .
Сочетается ли романтика , окружающая Маттео Фальконе , с уродливостью сознания , порождённого окружающей дикостью ?
Мудрый мечтатель в своих литературных произведениях , Сент - Экзюпери и в реальной жизни не расставался с романтикой .
Замечательные иллюстрации к роману были созданы художниками Евгением Евгеньевичем Лансере ( 1875—1946 ) , Борисом Михайловичем Кустодиевым ( 1878—1927 ) , Дементием Алексеевичем Шмариновым ( 1907—1999 ) .
Рассмотрите иллюстрации Д Шмаринова , Е Лансере и Б Кустодиева к роману « Дубровский » , помещённые в учебнике .
В обеих поэмах сюжет строится на том , что герой оскорблён : у Ахилла хотят отнять добычу — пленённую им Брисеиду , а у Одиссея — верную жену Пенелопу ( её образ стал символом супружеской верности и преданности ) .
Образы - символы — золотая тучка и утёс - великан — символизируют человеческие отношения , их непрочность .
Из этих и других пластов языка составился знаменитый лесковский сказ .
Прочитайте фрагменты сказа , где слышен голос сказителя .
Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа .
Жанр сказа предполагает сказителя , близкого к народу .
В языке сказа много русских пословиц и поговорок , например : « У него хоть шуба овечкина , да душа человечкина » , « Утро ночи мудренее » и др.
В сказе о левше много новых слов .
Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе « Левша » .
Найдите в сказе эпизоды , рисующие царское окружение , детали текста , передающие сатирическое отношение автора к его представителям .
Имея это в виду , подумайте , почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы .
Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н Кузьмина к сказу "« Левша » : « Лесковский штрих у Кузьмина озорной , неожиданный , резкий , но по сути добрый стиль рождён самим текстом , в который вошёл художник , чтобы пережить „ изнутри "" его событие » ."
Художники , режиссёры , композиторы обращаются к сказу Лескова . .
Первое известное сочинение Мериме — сборник пьес « Театр Клары Гасуль » .
Творческое задание . Напишите сочинение об одном из подвигов Геракла . . .
Напишите сочинение о том , каким вы представляете рассказчика , по предлагаемому плану : .
Напишите сочинение « Портрет героя » .
Интерес к родной истории ведёт к расцвету летописания , исторических повестей и , наконец , хронографов — обширнейших сочинений по всемирной истории , заканчивавшихся обычно кратким изложением событий русской истории .
Достаточное время было отведено для сочинений .
Есть справочный аппарат к собраниям сочинений Толстого .
Профессора благосклонно относились к сочинению стихов , к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников .
На Русь приезжают сербские и болгарские писатели , во множестве привозятся переводные сочинения и делаются новые переводы произведений исторических , богословских , природоведческих .
Творческое задание . Постарайтесь создать небольшие устные сочинения : « Вьюга ночью » , « Морозное солнечное утро » .
Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени : он знал французский язык и переводил с него , был знаком с сочинениями французских философов и писателей , прекрасно был осведомлён в русской и иностранной словесности вообще .
К началу 1960-х годов , когда Шукшин закончил институт , он решил в полный голос заявить о себе прозаическими сочинениями .
« Жестокая пора » , « застыли слёзы » , « всё злей метель » , « холод лютый»—эти выражения определяют эмоциональное содержание первых двух строф .
Какую роль играет в стихотворении строфа , рассказывающая о вечерней вьюге ?
Последняя строфа ( четверостишие ) стихотворения звучит на фоне музыки .
Прочитайте стихотворение вслух , постарайтесь выразить светлое , радостное настроение , которым окрашена первая строфа , безысходное горе одиночества , переданное поэтом во второй строфе . . .
— картину безжизненного пространства там , где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей ( IX строфа ) . .
— встречу гостей в оазисе ( VI строфа ) ; .
— гарцевание арабского всадника ( V строфа ) ; .
— описание движущегося каравана ( III строфа ) ; .
— ропот пальм ( II строфа ) ; .
— описание оазиса в аравийской пустыне ( I строфа ) ; .
— жестокую сцену гибели пальм ( VII строфа ) ; .
Какие мысли , чувства поэт утверждает в последней строфе ?
Как от строфы к строфе меняется эмоциональная окраска стихотворения ? .
Прочитайте стихотворение вслух , постарайтесь выразить светлое , радостное настроение , которым окрашена первая строфа , безысходное горе одиночества , переданное поэтом во второй строфе . . .
Прочитайте первое четверостишие ( строфу ) так , чтобы была понятна ваша характеристика тучи .
Как от строфы к строфе меняется эмоциональная окраска стихотворения ? .
Можно ли понять эмоциональное содержание строфы , если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия ?
И это касалось не только тематики , вращающейся вокруг лётных тем , но и того особого , отстранённого от обыденности ощущения окружающего мира , которое может испытать только человек , половину жизни проводящий в небе , близкий к звёздам .
Неудивительно , что привычка к настойчивому изучению разных областей знаний помогла Крылову в пожилом возрасте выучить греческий язык и настолько смело толковать Гомера , что познаниями Крылова был удивлён сам Н Гнедич , знаменитый переводчик « Илиады » .
История дружбы отцов — предвестье , « прелюдия трагедии детей » .
Троянская война , как и любое участие в человеческих делах , не более чем игра , причём часто игра жестокая , приносящая людям мучения , страдания и становящаяся причиной трагедий .
Прошедшие годы , возмужание , жизненный опыт позволили поэту шире и глубже понять трагедию « свинцовых » и « пороховых » лет , с высоты зрелого возраста вспомнить себя , « худого , весёлого и задорного » , вспомнить с тёплой грустью .
Можно ли сказать , что листок - странник олицетворяет самого поэта , его чувства , состояние души и даже переживания , трагедию целого поколения , « до срока созревшего » ?
Но только человек без сердца может посмеяться или не понять этого милого пожилого господина , вся трагедия которого заключалась в том , что книжные идеалы справедливости не имели ничего общего с пошлой , жестокой и грубой жизнью .
Так подчёркивается совпадение — великая трагедия и юность героя .
И тогда ударение в заключительных словах должно быть поставлено на слове « открывался » .
Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на первый слог и другие нечётные слоги , называется хореем . .
В этом случае ударение должно стоять на слове « просто » .
Подумайте , как правильно расставить фразовое ударение , определить место паузам , найти верную мелодику , интонацию для каждого стихотворения . .
Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на второй слог и другие чётные слоги , называется ямбом .
Это трёхсложный размер с ударением на третьем слоге .
Это трёхсложный размер с ударением на первом слоге .
Это трёхсложный размер с ударением на втором слоге .
Место , количество и сила ударений зависят от многих причин : от содержания мысли , грамматического строения , положения слова во фразе или её отдельной части , различных психологических моментов .
Мерное чередование ударений ", попадающих лишь на чётные слоги , создаёт ритмическую инерцию и заставляет иначе воспринимать те словосочетания , которые в прозаическом контексте не обнаруживали своего "" стихового склада "" » . ."
Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова « Тройка » .
Возьмём другие строки — из стихотворения Некрасова « Крестьянские дети » , расставим ударения и построим схему стиха .
Главнейшими элементами речевой интонации являются фразовые ударения , паузы и мелодика речи . .
Найдите наиболее верную интонацию , логические ударения при произнесении стихотворных строчек : « оторвался от ветки родимой жестокою бурей гонимый » , « засох и увял он от холода , зноя и горя » , « прижался у корня чинары » , « приюта на время он молит с тоскою глубокой » , « до срока созрел я и вырос в отчизне суровой » .
Расставим ударения и составим схему расположения ударных и безударных слогов в строках .
Расставим ударения .
Подготовьте выразительное чтение , учитывая перестановку ударения , и прокомментируйте содержание басни .
Что изменилось бы в басне от перестановки ударения ( на слове « просто » или « открывался » ) ?
В сочетании с ударениями и паузами мелодика фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их в выражения связной мысли или последовательности мыслей .
Ударения , выделяющие в потоке речи отдельные опорные слова , называются фразовыми ударениями .
Вспомните статью о книге из учебника для 5 класса/. Используйте материалы из этой статьи для подготовки собственного высказывания о книгах и чтении .
Используя материалы статьи учебника и ресурсы Интернета , подготовьте развёрнутое устное сообщение о жизни и творчестве А де Сент - Экзюпери . .
С одноимённым рассказом из этой книги вы познакомитесь на страницах учебника .
Объясните слова : « мораль » , « олицетворение » , « аллегория » ( воспользуйтесь словарём в конце 2-й части учебника ) .
Дайте определение мифу , воспользовавшись статьёй учебника и словарём .
Используя материалы из учебника и биографические словари « Русские писатели .
Что узнали о нём нового из статьи в учебнике ? .
Используя материалы статьи в учебнике и сайта , подготовьте устное сообщение о жизненном пути писателя . .
Рассмотрите иллюстрации Д Шмаринова , Е Лансере и Б Кустодиева к роману « Дубровский » , помещённые в учебнике .
В учебнике напечатаны отдельные главы сказки .
Д И де Будри , знакомивший лицеистов с французской словесностью ; Ф М Гауеншильд , профессор немецкой словесности ; И К Кайданов , профессор исторических наук , лекции которого были интереснее его учебников .
Что вы узнали о В П Астафьеве из учебников 5 и 6 классов ? .
Но фабула их произведений проста , повествование ведётся спокойно , неторопливо .
Перескажите фабулу рассказа « Конь с розовой гривой » , т е изложите последовательно события рассказа , связанные между собой .
Занимательность же для нас в основном связана с быстрым развитием сложной фабулы .
Легенда ( лат legenda — то , что должно быть прочитано ) — это произведение , созданное на основе устного предания , в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики . .
В это время он много читал , главным образом фантастику и приключенческую литературу .
В первоначальном плане романа не было отца Дубровского и истории его дружбы с Троекуровым , не было разлада влюблённых , отсутствовала фигура князя Верейского , очень важная для идеи расслоения дворянства ( аристократичные , но бедные ; худородные , но богатые ) .
Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на первый слог и другие нечётные слоги , называется хореем . .
Ямбом и хореем написано множество стихов русских поэтов , это самые распространённые размеры в русской поэзии . .
Итак , двусложных размеров всего два : ямб ( — — ́ ) и хорей ( — ́ — ) .
В экспозиции музея представлены рукописи писателя , прижизненные издания его произведений , многочисленные фотографии , запечатлевшие различные этапы жизни писателя , его окружение , книги из личной библиотеки Н С Лескова с его пометами и комментариями на полях .
В экспозиции музея - работы Пришвина - фотографа , вещи писателя , его охотничьи принадлежности , личный автомобиль . Сохранился мемориальный сад , который Пришвин и его жена посадили своими руками , аллеи и тропинки , ведущие к живописным берегам реки Москвы .
В музее создана экспозиция , воссоздающая учебные помещения на третьем этаже : Большой зал , газетную комнату , библиотеку , учебный класс , физический кабинет , классы рисования и пения .
В здании школы размещается экспозиция , посвященная жизни и творчеству писателя .
Пушкин - лицеист пробует перо в различных жанрах : от оды до романса , элегии и сказки .
Гомеровский эпос стал источником многих произведений искусства .
Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы ( на выбор ) , сохранив особенности ритма гомеровского эпоса .
Сказ — жанр эпоса , опирающийся на народные предания и легенды .
Освещение жизни богов , как и героев , в эпосе Гомера двойственно : восхваление , поклонение и воспевание сочетаются с юмором , смехом , комическими картинами . . .
Басня принадлежит к так называемому животному эпосу , в котором действующими лицами были животные , а не боги и люди .
Итак , двусложных размеров всего два : ямб ( — — ́ ) и хорей ( — ́ — ) .
Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на второй слог и другие чётные слоги , называется ямбом .
Стихотворение « Зимнее утро » написано ямбом . .

Введите данные для входа

Введите актуальный логин и пароль для входа или зарегистрируйтесь кликнув по ссылке регистрация

Регистрация Забыли пароль?
Логотип Rulex
При поддержке Института филологии и межкультурных коммуникаций

Наши разработки

Анализатор RuLex Списки терминов Тренажёр функциональной грамотности Тест на вербальный интеллект Психодиагностические методики

О нас

Команда проекта Лаборатория «Текстовая аналитика» Исследования Сайт ИФМК Сайт КФУ Лаборатория «Текстовая аналитика» rulingva@kpfu.ru
*В настоящий момент инструменты платформы реализованы для уровня начальной школы. Последующие уровни находятся в стадии разработки.