Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
В |
алфавите
|
у каждой буквы есть своё строго определённое место. |
Надо вспомнить начало |
алфавита
|
: А, Е В, Г, Д, Е, Ё, Ж, 3. |
Слова с противоположным значением называются |
антонимами
|
: друг — враг, хо-лодно — жарко. |
Для проверки |
безударного
|
гласного звука надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дома — дом, ядро — ядра, перо — перья. |
|
Безударные
|
гласные надо проверять ударением! |
Слова состоят из звуков и |
букв
|
, а ещё из слогов! |
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный, перед |
буквами
|
е, ё, ю, я. |
Выпишите слова с |
буквой
|
й, разделив их на слоги. |
Чтобы легче запомнить |
буквы
|
алфавита, прочитайте стихотворение А. Шибаева. |
Лишь много позже для записи слов люди придумали |
буквы
|
|
|
Вопросительное предложение
|
содержит вопрос. |
В конце его ставится |
вопросительный знак
|
|
В конце |
восклицательных предложений
|
ставится восклицательный знак. |
В конце его ставится точка или |
восклицательный знак
|
|
В конце восклицательных предложений ставится |
восклицательный знак
|
|
|
Выражение
|
бить баклуши в современном языке означает «бездельничать». |
Прочитайте |
высказывание
|
поэта С. Маршака: «Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной». |
Подлежащее — это |
главный член предложения
|
, который отвечает на вопрос кто? или что? |
Сказуемое — это другой |
главный член предложения
|
|
Весна пришла — |
главные члены предложения
|
|
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопрос что делать? или что сделать?, называются |
глаголами
|
: дружить, любить, удивить, поверить. |
|
Гласный
|
звук произносится с голосом, свободно, не встречая во рту преград. |
Если мягкий согласный стоит перед |
гласным
|
, то пишите после него букву е, ё, и, и или я: лён, люк, мир. |
Для проверки безударного |
гласного
|
звука надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дома — дом, ядро — ядра, перо — перья. |
Согласные, которые произносятся только шумом, — |
глухие согласные звуки
|
|
Сказуемое обозначает |
действие предмета
|
, названного подлежащим |
Прочитайте |
диалог
|
двух приятелей, записанный А. Шибаевым. |
Согласные, которые произносятся с шумом и голосом, — |
звонкие согласные звуки
|
|
Слова состоят из |
звуков
|
и букв, а ещё из слогов! |
|
Звук
|
— гласный. |
Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный |
звук
|
|
Вы уже знаете, что все согласные |
звуки
|
делятся на звонкие и глухие. |
В конце его ставится вопросительный |
знак
|
|
Разделительный твёрдый |
знак
|
(ъ) пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я. |
— В письменной речи на мягкости согласного указывает мягкий |
знак
|
(ь). |
А в начале слова, после букв гласных после твёрдого и мягкого |
знаков
|
обозначают два звука: ель, съезд, подъём, вьюга, |
Выделите |
знаком
|
ГЛ в каждой паре слов бщую часть — корень. |
Корень — это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное |
значение
|
|
Слова с противоположным |
значением
|
называются антонимами: друг — враг, хо-лодно — жарко. |
Вы можете использовать описание предмета или слова-синонимы (то есть слова, близкие по |
значению
|
|
— Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по |
значению
|
, называются омонимами. |
— Слова, которые имеют общую часть близки по |
значению
|
, называют родственными. |
Другие слова — имена, общие для целой группы похожих предметов, — называ¬ются |
именами нарицательными
|
|
— Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются |
именами прилагательными
|
: красный, белая, чёрное, синие. |
|
Имя собственное
|
называет предмет своим особым именем, выделяя его среди других, и поэтому пишется с заглавной буквы. |
Вы уже знаете, что слова Россия, Москва, Новгород, Тверь, Ярославль, Волхов, Волга — это |
имена собственные
|
|
— В русском языке слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называют |
именами существительными
|
|
Все эти слова входят в группу |
имён существительных
|
|
|
Корень
|
— главная часть слова. |
|
Корень
|
— это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. |
Выделите знаком ГЛ в каждой паре слов общую часть — |
корень
|
|
Часть слова, которая стоит перед |
корнем
|
и служит для образования новых слов называется приставкой. |
У Мурки красивая шубка Совпадает ли произношение и написание парных согласных в |
корнях
|
выделенных слов? |
Вы уже научились писать грамотно, стали свободнее общаться с друзьями, теперь вы выражаете свои мысли так, что вас хорошо понимают, знаете правила |
культуры речи
|
|
|
Многозначные слова
|
делают речь образной, яркой, поэтому их часто используют писатели и поэты в своём творчестве. |
— В письменной речи на мягкости согласного указывает |
мягкий знак
|
(ь). |
Если мягкий согласный стоит в конце слева или перед другим согласным, то пишите после него |
мягкий знак
|
: уголь, полька. |
|
Мягкий знак
|
, который пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я, называется разделительным. |
|
Мягкость согласного
|
звука на письме может быть обозначена с помощью букв е, ё. и, ю, я, которые стоят после букв: гласных звуков: лето, лёд, слива, клюква, мята. |
Существительные, которые отвечают на с спрос что? и обозначают неживые предметы, называют |
неодушевлёнными
|
дом, река, карандаш). |
Чтобы проверить, есть ли в слове |
непроизносимый согласный
|
звук, надо найти такие слова-родственники, в которых мы слышим этот звук: |
Можно подобрать к словам с парным согласным |
однокоренное слово
|
|
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется |
окончанием
|
|
Чтобы найти |
окончание
|
, надо изменить слово: трава, в траве, с травой. |
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются |
омонимами
|
|
— Напоминаю: |
орфограммы
|
— это буквы, «писание которых объясняется правилами. |
|
Основная мысль
|
— это то главное, что автор хочет сказать своим читателям. |
|
Парные согласные
|
в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком. |
У Мурки красивая шубка Совпадает ли произношение и написание |
парных согласных
|
в корнях выделенных слов? |
|
Письмо
|
обычно длиннее, чем записка. |
|
Побудительное предложение
|
выражает побуждение к действию, то есть просьбу, приказ или совет. |
|
Повествовательное предложение
|
содержит сообщение, то есть повествует о чём-то. |
Поэтому мы можем снова вернуться к |
правописанию
|
разделительного твёрдого знака. |
Слова за, на, над, у, в, к, под называют |
предлогами
|
|
|
Предлоги
|
связывают слова друг с другом по смыслу. |
|
Предлог
|
пишется с другими словами раздельно. |
Не путайте |
предлоги
|
и приставки! |
|
Предлоги
|
пишутся со словами раздельно: в окно, на улице, за рекой. |
Приставка — это часть слова, она пишется слитно с остальной частью слова, а |
предлог
|
— самостоятельное слово, он пишется с другими словами раздельно! |
Между |
предлогом
|
и словом можно вставить другое слово: в школе — в нашей школе; от дома — от моего дома. |
|
Предлог
|
— самостоятельное слово. |
|
Предложение
|
—это слово или группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. |
Каждое |
предложение
|
имеет определенную цель: задать вопрос, сообщить, призвать к действию (попросить, посоветовать, приказать). |
|
Предложения
|
нужны для того, чтобы выразить сообщение, вопрос, побуждение. |
Несколько |
предложений
|
, связанных между собой по смыслу, называются текстом. |
— В общении мы используем слова и |
предложения
|
|
— Слова похожи на рассыпанные бусинки, а |
предложения
|
— на бусы, где все бусинки связаны |
— Все слова в |
предложении
|
связаны между собой. |
|
Приставка
|
— это часть слова, она пишется слитно с остальной частью слова, а предлог — самостоятельное слово, он пишется с другими словами раздельно! |
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется |
приставкой
|
. |
|
Приставку
|
принято обозначать так: приеду, уеду. |
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после |
приставок
|
, которые заканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я. |
В выделенных словах подчеркните орфограммы и запишите в скобках |
проверочные слова
|
по образцу. |
Игроки каждой команды записывают слова из одного столбика вместе с |
проверочными словами
|
|
Слова с |
противоположным значением
|
называются антонимами: друг — враг, хо-лодно — жарко. |
— Я всё-таки не понял, когда пишется |
разделительный мягкий знак
|
|
|
Разделительный твёрдый знак
|
(ъ) пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я. |
— |
Разделительный твёрдый знак
|
(ъ) пишется после согласных перед буквами е, ё, ю, я. |
Прочитайте отрывок из |
рассказа
|
|
Пом¬ните ли вы животных — героев |
рассказов
|
, сказок или мультфильмов. |
Составьте по рисунку |
рассказ
|
, используя слова подъехали, отъехала, объезжают. |
|
Речь
|
— это великий дар, которым наделены только люди. |
Фразеологизмы делают нашу |
речь
|
яркой, образной и выразительной. |
Они не обозначают предметы, действия или признаки предметов, но их роль в |
речи
|
велика. |
Многозначные слова делают |
речь
|
образной, яркой, поэтому их часто используют писатели и поэты в своём творчестве. |
И в радости, и в грусти — Эн всякий час со мной, |
Родной язык
|
мой русский, Родина, родной. |
Значит, |
родственные слова
|
как бы вырастают из одного корня. |
Корень — это главная общая часть |
родственных слов
|
, в которой заключено их основное значение. |
Поэтому |
родственные слова
|
называют ещё однокоренными. |
Общая часть |
родственных слов
|
— это корень. |
Для этого в |
русском языке
|
есть множество слов. |
Мой родной |
русский язык
|
|
— В |
русском языке
|
слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называют именами существительными. |
Приставка — это часть слова, она пишется слитно с остальной частью слова, а предлог — |
самостоятельное слово
|
, он пишется с другими словами раздельно! |
— |
Слова-синонимы
|
делают нашу речь богаче, помогают более точно выразить мысль, избежать повторения одного и того же слова. |
— Вы можете использовать описание предмета или |
слова-синонимы
|
(то есть слова, близкие по значению). |
|
Сказуемое
|
— это другой главный член предложения. |
|
Сказуемое
|
обозначает действие предмета, названного подлежащим |
|
Слова
|
похожи на рассыпанные бусинки, а предложения — на бусы, где все бусинки связаны. |
|
Словом
|
можно назвать предметы, их признаки и действия. |
Корень в родственных |
словах
|
пишется одинаково: |
Предлог — самостоятельное |
слово
|
. |
— У каждого народа — свой язык: свои звуки речи и буквы, с помощью которых можно записывать эти звуки, свои |
слова
|
и предложения, чтобы общаться друг с другом. |
Богатства языка — это звуки, буквы, |
слова
|
... |
— В общении мы используем |
слова
|
и предложения. |
|
Слова
|
состоят из звуков и записывайся с помощью букв. |
Кот наплакал, остаться с носом (без того, на что надеялся) — это устойчивые |
словосочетания
|
(фразеологизмы). |
Слова состоят из звуков и букв, а ещё из |
слогов
|
|
Выпишите слова с буквой й, разделив их на |
слоги
|
|
|
Согласный
|
звук произносится с шумом, потому что выдыхаемый воздух встречает преграду со стороны языка, зубов, губ. |
|
Согласные
|
, которые произносятся с шумом и голосом, — звонкие согласные звуки. |
Для обозначения |
согласных
|
звуков используется 21 буква: |
Для проверки надо изменить слово так, чтобы после |
согласного
|
шёл гласный звук. |
Повествовательное предложение содержит |
сообщение
|
, то есть повествует о чём-то. |
Предложения нужны для того, чтобы выразить |
сообщение
|
, вопрос, побуждение. |
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов называется |
суффиксом
|
|
— Разделительный |
твёрдый знак
|
(ъ) пишется после согласных перед буквами е, ё, ю, я. |
Разделительный |
твёрдый знак
|
(ъ) пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я. |
Несколько предложений, связанных между собой по смыслу, называются |
текстом
|
|
|
Текст
|
можно озаглавить. |
|
Тексты
|
создаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. |
|
Текст-описание
|
описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие? |
|
Текст-повествование
|
рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло? |
|
Текст-рассуждение
|
содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем? |
|
Текст-сообщение
|
рассказывает о каком-то событии. |
|
Тема
|
— это то, о чём говорится в тексте. |
В конце его ставится |
точка
|
или восклицательный знак (!). |
Безударные гласные надо проверять |
ударением
|
|
Для проверки безударного гласного звука надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал |
ударным
|
: дома — дом, ядро — ядра, перо — перья. |
Люди не сразу научились передавать |
устную речь
|
на письме. |
Важно знать, как правильно употреблять их в |
устной речи
|
и на письме. |
Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то |
утверждений
|
и отвечает на вопросы почему? зачем? |
Кот наплакал, остаться с носом (без того, на что надеялся) — это устойчивые словосочетания ( |
фразеологизмы
|
|
|
Фразеологизмы
|
делают нашу речь яркой, образной и выразительной. |
— У каждого народа — свой |
язык
|
: свои звуки речи и буквы, с помощью которых можно записывать эти звуки, свои слова и предложения, чтобы общаться друг с другом. |
|
Язык
|
— одежда всех мыслей. |
Почти во всех |
языках
|
есть свой алфавит — набор букв для обозначения звуков. |
Богатства |
языка
|
— это звуки, буквы, слова... |