Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
В
|
алфавите
|
у каждой буквы есть своё строго определённое место. |
Надо вспомнить начало
|
алфавита
|
: А, Е В, Г, Д, Е, Ё, Ж, 3. |
Слова с противоположным значением называются
|
антонимами
|
: друг — враг, хо-лодно — жарко. |
Для проверки
|
безударного
|
гласного звука надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дома — дом, ядро — ядра, перо — перья. |
|
Безударные
|
гласные надо проверять ударением! |
Слова состоят из звуков и
|
букв
|
, а ещё из слогов! |
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный, перед
|
буквами
|
е, ё, ю, я. |
Выпишите слова с
|
буквой
|
й, разделив их на слоги. |
Чтобы легче запомнить
|
буквы
|
алфавита, прочитайте стихотворение А. Шибаева. |
Лишь много позже для записи слов люди придумали
|
вопросительное предложение
|
|
|
Вопросительный знак
|
содержит вопрос. |
В конце его ставится
|
восклицательных предложений
|
|
В конце
|
восклицательный знак
|
ставится восклицательный знак. |
В конце его ставится точка или
|
выражение
|
|
В конце восклицательных предложений ставится
|
высказывание
|
|
|
Главный член предложения
|
бить баклуши в современном языке означает «бездельничать». |
Прочитайте
|
главные члены предложения
|
поэта С. Маршака: «Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной». |
Подлежащее — это
|
глаголами
|
, который отвечает на вопрос кто? или что? |
Сказуемое — это другой
|
гласный
|
|
Весна пришла —
|
гласным
|
|
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопрос что делать? или что сделать?, называются
|
гласного
|
: дружить, любить, удивить, поверить. |
|
глухие согласные звуки
|
звук произносится с голосом, свободно, не встречая во рту преград. |
Если мягкий согласный стоит перед
|
действие предмета
|
, то пишите после него букву е, ё, и, и или я: лён, люк, мир. |
Для проверки безударного
|
диалог
|
звука надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дома — дом, ядро — ядра, перо — перья. |
Согласные, которые произносятся только шумом, —
|
звонкие согласные звуки
|
|
Сказуемое обозначает
|
звуков
|
, названного подлежащим |
Прочитайте
|
звук
|
двух приятелей, записанный А. Шибаевым. |
Согласные, которые произносятся с шумом и голосом, —
|
звуки
|
|
Слова состоят из
|
знак
|
и букв, а ещё из слогов! |
|
Знаков
|
— гласный. |
Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный
|
знаком
|
|
Вы уже знаете, что все согласные
|
значение
|
делятся на звонкие и глухие. |
В конце его ставится вопросительный
|
значением
|
|
Разделительный твёрдый
|
значению
|
(ъ) пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я. |
— В письменной речи на мягкости согласного указывает мягкий
|
именами нарицательными
|
(ь). |
А в начале слова, после букв гласных после твёрдого и мягкого
|
именами прилагательными
|
обозначают два звука: ель, съезд, подъём, вьюга, |
Выделите
|
имя собственное
|
ГЛ в каждой паре слов бщую часть — корень. |
Корень — это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное
|
имена собственные
|
|
Слова с противоположным
|
именами существительными
|
называются антонимами: друг — враг, хо-лодно — жарко. |
Вы можете использовать описание предмета или слова-синонимы (то есть слова, близкие по
|
имён существительных
|
|
— Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по
|
корень
|
, называются омонимами. |
— Слова, которые имеют общую часть близки по
|
корнем
|
, называют родственными. |
Другие слова — имена, общие для целой группы похожих предметов, — называ¬ются
|
корнях
|
|
— Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются
|
культуры речи
|
: красный, белая, чёрное, синие. |
|
Многозначные слова
|
называет предмет своим особым именем, выделяя его среди других, и поэтому пишется с заглавной буквы. |
Вы уже знаете, что слова Россия, Москва, Новгород, Тверь, Ярославль, Волхов, Волга — это
|
мягкий знак
|
|
— В русском языке слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называют
|
мягкость согласного
|
|
Все эти слова входят в группу
|
неодушевлёнными
|
|
|
Непроизносимый согласный
|
— главная часть слова. |
|
Однокоренное слово
|
— это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. |
Выделите знаком ГЛ в каждой паре слов общую часть —
|
окончанием
|
|
Часть слова, которая стоит перед
|
окончание
|
и служит для образования новых слов называется приставкой. |
У Мурки красивая шубка Совпадает ли произношение и написание парных согласных в
|
омонимами
|
выделенных слов? |
Вы уже научились писать грамотно, стали свободнее общаться с друзьями, теперь вы выражаете свои мысли так, что вас хорошо понимают, знаете правила
|
орфограммы
|
|
|
Основная мысль
|
делают речь образной, яркой, поэтому их часто используют писатели и поэты в своём творчестве. |
— В письменной речи на мягкости согласного указывает
|
парные согласные
|
(ь). |
Если мягкий согласный стоит в конце слева или перед другим согласным, то пишите после него
|
парных согласных
|
: уголь, полька. |
|
Письмо
|
, который пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я, называется разделительным. |
|
Побудительное предложение
|
звука на письме может быть обозначена с помощью букв е, ё. и, ю, я, которые стоят после букв: гласных звуков: лето, лёд, слива, клюква, мята. |
Существительные, которые отвечают на с спрос что? и обозначают неживые предметы, называют
|
повествовательное предложение
|
дом, река, карандаш). |
Чтобы проверить, есть ли в слове
|
правописанию
|
звук, надо найти такие слова-родственники, в которых мы слышим этот звук: |
Можно подобрать к словам с парным согласным
|
предлогами
|
|
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется
|
предлоги
|
|
Чтобы найти
|
предлог
|
, надо изменить слово: трава, в траве, с травой. |
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются
|
предлогом
|
|
— Напоминаю:
|
предложение
|
— это буквы, «писание которых объясняется правилами. |
|
Предложения
|
— это то главное, что автор хочет сказать своим читателям. |
|
Предложений
|
в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком. |
У Мурки красивая шубка Совпадает ли произношение и написание
|
предложении
|
в корнях выделенных слов? |
|
Приставка
|
обычно длиннее, чем записка. |
|
Приставкой
|
выражает побуждение к действию, то есть просьбу, приказ или совет. |
|
Приставку
|
содержит сообщение, то есть повествует о чём-то. |
Поэтому мы можем снова вернуться к
|
приставок
|
разделительного твёрдого знака. |
Слова за, на, над, у, в, к, под называют
|
проверочные слова
|
|
|
Проверочными словами
|
связывают слова друг с другом по смыслу. |
|
Противоположным значением
|
пишется с другими словами раздельно. |
Не путайте
|
разделительный мягкий знак
|
и приставки! |
|
Разделительный твёрдый знак
|
пишутся со словами раздельно: в окно, на улице, за рекой. |
Приставка — это часть слова, она пишется слитно с остальной частью слова, а
|
рассказа
|
— самостоятельное слово, он пишется с другими словами раздельно! |
Между
|
рассказов
|
и словом можно вставить другое слово: в школе — в нашей школе; от дома — от моего дома. |
|
Рассказ
|
— самостоятельное слово. |
|
Речь
|
—это слово или группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. |
Каждое
|
речи
|
имеет определенную цель: задать вопрос, сообщить, призвать к действию (попросить, посоветовать, приказать). |
|
Родной язык
|
нужны для того, чтобы выразить сообщение, вопрос, побуждение. |
Несколько
|
родственные слова
|
, связанных между собой по смыслу, называются текстом. |
— В общении мы используем слова и
|
родственных слов
|
|
— Слова похожи на рассыпанные бусинки, а
|
русском языке
|
— на бусы, где все бусинки связаны |
— Все слова в
|
русский язык
|
связаны между собой. |
|
Самостоятельное слово
|
— это часть слова, она пишется слитно с остальной частью слова, а предлог — самостоятельное слово, он пишется с другими словами раздельно! |
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется
|
слова-синонимы
|
. |
|
Сказуемое
|
принято обозначать так: приеду, уеду. |
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после
|
слова
|
, которые заканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я. |
В выделенных словах подчеркните орфограммы и запишите в скобках
|
словом
|
по образцу. |
Игроки каждой команды записывают слова из одного столбика вместе с
|
словах
|
|
Слова с
|
слово
|
называются антонимами: друг — враг, хо-лодно — жарко. |
— Я всё-таки не понял, когда пишется
|
словосочетания
|
|
|
Слогов
|
(ъ) пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я. |
—
|
слоги
|
(ъ) пишется после согласных перед буквами е, ё, ю, я. |
Прочитайте отрывок из
|
согласный
|
|
Пом¬ните ли вы животных — героев
|
согласные
|
, сказок или мультфильмов. |
Составьте по рисунку
|
согласных
|
, используя слова подъехали, отъехала, объезжают. |
|
Согласного
|
— это великий дар, которым наделены только люди. |
Фразеологизмы делают нашу
|
сообщение
|
яркой, образной и выразительной. |
Они не обозначают предметы, действия или признаки предметов, но их роль в
|
суффиксом
|
велика. |
Многозначные слова делают
|
твёрдый знак
|
образной, яркой, поэтому их часто используют писатели и поэты в своём творчестве. |
И в радости, и в грусти — Эн всякий час со мной,
|
текстом
|
мой русский, Родина, родной. |
Значит,
|
текст
|
как бы вырастают из одного корня. |
Корень — это главная общая часть
|
тексты
|
, в которой заключено их основное значение. |
Поэтому
|
текст-описание
|
называют ещё однокоренными. |
Общая часть
|
текст-повествование
|
— это корень. |
Для этого в
|
текст-рассуждение
|
есть множество слов. |
Мой родной
|
текст-сообщение
|
|
— В
|
тема
|
слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называют именами существительными. |
Приставка — это часть слова, она пишется слитно с остальной частью слова, а предлог —
|
точка
|
, он пишется с другими словами раздельно! |
—
|
ударением
|
делают нашу речь богаче, помогают более точно выразить мысль, избежать повторения одного и того же слова. |
— Вы можете использовать описание предмета или
|
ударным
|
(то есть слова, близкие по значению). |
|
Устную речь
|
— это другой главный член предложения. |
|
Устной речи
|
обозначает действие предмета, названного подлежащим |
|
Утверждений
|
похожи на рассыпанные бусинки, а предложения — на бусы, где все бусинки связаны. |
|
Фразеологизмы
|
можно назвать предметы, их признаки и действия. |
Корень в родственных
|
язык
|
пишется одинаково: |
Предлог — самостоятельное
|
языках
|
. |
— У каждого народа — свой язык: свои звуки речи и буквы, с помощью которых можно записывать эти звуки, свои
|
языка
|
и предложения, чтобы общаться друг с другом. |