Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
Буквы, интонация, жесты, вопросительный знак, запятая, звуки, |
абзац
|
, мимика. |
Из первого |
абзаца
|
выпиши имена существительные, укажи род, число. |
Во втором |
абзаце
|
есть два слова с мягким знаком. |
Обсудите, с какой целью каждый |
автор
|
говорит о картофеле. |
Выпиши слова |
автора
|
в виде предложений. |
Если хочешь, нарисуй созданный |
автором
|
образ. |
Сделай вывод: зачем потребовались местоимения |
автору
|
|
Это была « |
Азбука
|
|
Прочитай текст из « |
Азбуки
|
» Льва Николаевича Толстого. |
Что общего заметил автор между очками и |
азбукой
|
|
А сколько букв в |
алфавите
|
для их обозначения? |
а) Запиши глаголы в |
алфавитном
|
порядке, рядом с каждым напиши однокоренное имя существительное. |
Запиши слова по |
алфавиту
|
, разделяя их для переноса. |
Значит, ты понимаешь значение слова |
антоним
|
|
Предлагаем соревнование: ученики какой группы назовут больше |
антонимов
|
|
Теперь выпиши слова- |
антонимы
|
|
Обозначь орфограмму «Проверяемая |
безударная
|
гласная в корне слова». |
Сравните способы проверки буквы |
безударного
|
гласного в корне и буквы парного согласного в корне на примере слов: _довитый гри_. |
Я старался изменить телеграмму, чтобы в ней не было ни одной |
безударной
|
гласной. |
Послушай, какие звуки передаёт буква Е. Какие слова помогают правильно выбрать букву в |
безударной позиции
|
|
В словах первых двух строчек выдели корень, отметь проверяемую |
безударную
|
гласную в корне. |
Все ли |
безударные
|
гласные удалось проверить? |
Проверь себя: в его названии букв больше, чем звуков, первый звук непроверяемый |
безударный
|
гласный. |
Сделай вывод о способе проверки |
безударных
|
гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слов. |
Дайте характеристику звукам вписанных |
букв
|
|
Выпиши слова, в которых |
буква
|
Я обозначает два звука. |
Какие две орфограммы скрываются за пропущенной |
буквой
|
в слове ш_рокая? |
Докажи, что в этих словах не надо писать |
букву
|
Т. |
Почему в рифмующихся словах слышатся похожие звуки, а написаны разные |
буквы
|
|
Трудный |
вопрос
|
: почему Чуковский назвал их «лепые нелепицы»? |
Два |
вопроса
|
сразу стали мучить меня: «приехал» или «преехал», «поправляюсь» или «паправляюсь»? |
В вопросительных предложениях подчеркни |
вопросительное слово
|
|
Буквы, интонация, жесты, |
вопросительный знак
|
, запятая, звуки, абзац, мимика. |
В |
вопросительных предложениях
|
подчеркни вопросительное слово. |
Сколько вариантов |
вопросов
|
получилось? |
Какие |
вопросы
|
раскрываются в основной части? |
Каким по цели высказывания является |
восклицательное предложение
|
|
Точка, звуки, интонация, |
восклицательный знак
|
, мимика, буквы, вопросительный знак, жесты, ударение, запятая, пробел между словами, пауза, знак ударения. |
Покажи графически связь между сказуемым и |
второстепенными членами предложения
|
|
Мы с Аркадием Гайдаром не раз говорили о старом народном |
выражении
|
«дремучие леса», восхищаясь точностью русского языка. |
Какое из этих |
выражений
|
подходит Черепахе и Львёнку? |
Как ты понимаешь |
выражения
|
: «У них одинаковые вкусы», «О вкусах не спорят»? |
Прочитайте и обсудите следующее |
высказывание
|
|
Какими по цели |
высказывания
|
являются восклицательные предложения? |
Какими частями речи выражены |
главные члены предложения
|
|
Какие понятия науки о русском языке тебе потребовались при ответе: звуки, буквы, ударение, слово, предложение, имя существительное, |
глагол
|
, имя прилагательное, имя собственное, имя нарицательное, одушевлённое, неодушевлённое ... ? |
в) Выпиши два последних |
глагола
|
|
б) Запиши вопросы к |
глаголам
|
: зима (...) поёт, (...) спела. |
В |
глаголах
|
выдели приставки. |
в) В каждой группе слов сравни число и род у существительных и |
глаголов
|
|
Исследуйте, какой части речи «служат» предлоги: |
глаголу
|
или имени существительному, местоимению, прилагательному? |
В третьем и четвёртом предложениях подчеркни двумя чертами |
глаголы
|
, которые обозначают действия зайчат. |
Обозначь орфограмму «Проверяемая безударная |
гласная
|
в корне слова». |
Выпиши по одному слову с орфограммами: с проверяемой безударной |
гласной
|
в корне слова, с парной согласной в корне слова. |
В словах первых двух строчек выдели корень, отметь проверяемую безударную |
гласную
|
в корне. |
Капризный, |
гласные
|
, согласные, грустный. |
Проверь себя: в его названии букв больше, чем звуков, первый звук непроверяемый безударный |
гласный
|
|
Назови орфограммы |
гласных
|
и орфограммы согласных. |
Хоккей, |
грамматика
|
, троллейбус, мальчик, семья, аллея, кросс, майка, теннис, ванна. |
На какие |
грамматические признаки
|
они указывают? |
Укажи |
грамматические формы
|
|
Из слов упражнения выбери слово по его |
грамматическим признакам
|
: сущ, нариц, неодуш, ж р, ед ч. |
Каким |
грамматическим признаком
|
они различаются? |
Определи |
грамматическое значение
|
и грамматические признаки слова мельник. |
Что ты можешь сказать о лексическом и |
грамматическом значении
|
этих слов? |
Исследуй |
грамматическую связь
|
между подлежащим и сказуемым. |
Запиши |
диалог
|
между котёнком и щенком. |
В |
диалоге
|
отдельные предложения понятны только тем, кто разговаривает. |
Проследи по |
диалогу
|
, как одна реплика «цепляется» за другую. |
Прочитай имена существительные в форме |
единственного числа
|
|
Запиши слова в |
единственном числе
|
в той форме, какую требует вопрос. |
Оно обозначает признак предмета, стоит в форме единственного числа, |
женского рода
|
; начинается на букву непарного звонкого согласного. |
Оставь строчку для |
заголовка
|
получившегося текста. |
Объясни |
заголовок
|
|
Буквы, интонация, жесты, вопросительный знак, |
запятая
|
, звуки, абзац, мимика. |
Запиши слова через |
запятую
|
. |
Вы знаете случаи, когда |
звонкие
|
согласные звуки произносятся как звуки глухие? |
Уточнение: в этом слове 4 б, 4 зв, первый звук непарный |
звонкий
|
согласный. |
Оканчивается оно буквой, обозначающей |
звонкий парный
|
согласный. |
Какие это звуки по |
звонкости
|
-глухости? |
Какой |
звук
|
повторяется в строфе? |
Выпиши слова, в которых буква Я обозначает два |
звука
|
|
Дайте характеристику |
звукам
|
вписанных букв. |
Дай характеристику согласным звукам, которые находятся перед выделенными гласными |
звуками
|
|
Почему в рифмующихся словах слышатся похожие |
звуки
|
, а написаны разные буквы? |
Сверь с планом |
звукобуквенного разбора
|
, помещённым в конце учебника. |
Выполни |
звукобуквенный разбор
|
одного из них. |
Выполни звукобуквенный разбор любого слова, в котором количество букв больше, чем количество |
звуков
|
|
Из последнего предложения выпиши слова с ударным |
звуком
|
[э]. |
Обрати внимание, как |
знаки препинания
|
позволяют правильно понять мысль автора. |
Обозначь мягкость конечного согласного |
мягким знаком
|
|
Прочитай пары предложений, обращая внимание на |
значение
|
выделенных слов. |
в) Найди слова с суффиксами с уменьшительно-ласкательным |
значением
|
|
В каких случаях слова употреблены в переносном |
значении
|
|
К каждому из |
значений
|
выделенных слов подберите антонимы. |
К какому |
значению
|
слова сердце ты допишешь следующие выражения: от чистого сердца, доброе сердце? |
Запиши полные |
имена
|
детей, названных в упражнении 345. |
Напиши только те |
имена числительные
|
, в названии которых в конце слышится мягкий согласный звук. |
К |
именам прилагательным
|
подбери имена существительные: ... (чьё?) |
Из букв данного слова составь слова, которые являются |
именами существительными
|
|
Запиши по алфавиту имена девочек вместе с их полным |
именем
|
|
Образуй от этого |
имени
|
отчество и фамилию. |
Оно называет овощ, его грамматические признаки: обозначает неодушевлённый предмет, |
имя нарицательное
|
, мужского рода, в форме единственного числа. |
Бегать - это не |
имя прилагательное
|
, а ... . |
Назови |
имя собственное
|
и имена нарицательные. |
Один ученик называет |
имя существительное
|
, другой подбирает уву можно прилагательных к нему. |
С одинаковой ли |
интонацией
|
ты читаешь эти тексты? |
Сравни |
интонации
|
их чтения и смысл. |
Какие слова подсказывают |
интонацию
|
чтения? |
Буквы, |
интонация
|
, жесты, вопросительный знак, запятая, звуки, абзац, мимика. |
|
Корень
|
- это общая часть родственных слов. |
Выпиши родственные слова, обозначь |
корень
|
слов. |
Назови слова с одним |
корнем
|
|
Найди и выпиши слова, которые произошли от |
корня
|
дрем. |
Определи общее |
лексическое значение
|
этих слов. |
Есть нужный материал и в этом учебнике, и в учебниках « |
Литературное чтение
|
», «Окружающий мир». |
Фразеологизмы часто встречаются в учебнике по |
литературному чтению
|
и в этом учебнике. |
На кого указывает |
местоимение
|
его? |
Исследуйте, какой части речи «служат» предлоги: глаголу или имени существительному, |
местоимению
|
, прилагательному? |
Прочитай второе, третье, пятое предложения, заменяя |
местоимения
|
они, им словами, на которые они указывают. |
Использует ли его автор |
многозначные слова
|
синонимы, антонимы, сравнения, фразеологизмы? |
Запиши любые строчки с парой |
многозначных слов
|
, пропуская известные тебе орфограммы. |
Рядом запиши форму |
множественного числа
|
|
Это |
монолог
|
или диалог? |
Докажи, что слово жираф |
мужского рода
|
|
Что указывает на |
мужской род
|
слова-отгадки? |
"Из слов на буквы В, 3 выпишите слова со звуком [й’]; из слов на букву Д выпишите слова, в которых есть только звонкие согласные; из слов на букву О выпишите слова, в которых есть непарные твёрдые и " |
мягкие согласные
|
; из слов на букву М выпишите слова с мягкими согласными. |
Уточняю: первый звук парный глухой |
мягкий согласный
|
|
Обозначь мягкость конечного согласного |
мягким знаком
|
|
"Из слов на буквы В, 3 выпишите слова со звуком [й’]; из слов на букву Д выпишите слова, в которых есть только звонкие согласные; из слов на букву О выпишите слова, в которых есть непарные твёрдые и мягкие согласные; из слов на букву М выпишите слова с " |
мягкими согласными
|
|
Отметь буквы |
мягких согласных
|
|
Выбирай: с гр_чатами - |
начальная форма
|
гр_чата или гр_чонок? |
Подчеркни в тексте одной чертой имена существительные в |
начальной форме
|
, двумя чертами - глаголы. |
Уточнение: в этом слове 4 б, 4 зв, первый звук |
непарный звонкий согласный
|
|
Отметь |
непроизносимые согласные
|
|
Приведи примеры слов: с Ь - показателем мягкости согласного, с удвоенными согласными, с |
непроизносимым согласным
|
, с гласными, обозначающими два звука, в начале слова или в середине (после гласного, после разделительных Ь и Ъ). |
Опираясь на слова и рисунки, составь |
нераспространённые предложения
|
(подлежащее, сказуемое). |
Не пропусти слова с |
нулевым окончанием
|
|
Какими |
оборотами речи
|
ты воспользуешься при ответе? |
Какое |
обращение
|
ты выберешь: |
а) Какие знаки использовал поэт А С Пушкин в |
обращении
|
Царевны Лебеди к князю Гвидону? |
б) Определи |
однокоренные слова
|
|
Выдели в них корень, |
окончание
|
и приставку. |
Не пропусти слова с нулевым |
окончанием
|
|
Выдели в них |
окончания
|
|
Это |
описание
|
, повествование или рассуждение? |
К какому типу текста можно отнести этот отрывок: к |
описанию
|
или повествованию? |
Запиши все |
определения
|
дороги, отмечая буквы безударных гласных в корне. |
Назови антонимы, какая |
орфограмма
|
пропущена? |
Напиши два своих примера с этой |
орфограммой
|
|
Найди |
орфограмму
|
в корне, проверь. |
Подчеркни все |
орфограммы
|
|
Ты уже знаешь многие законы русского языка: используешь его средства в соответствии с речевой ситуацией, умеешь строить предложения, различаешь лексический и грамматический смысл слов, знаешь некоторые правила русской |
орфографии
|
. |
б) Подчеркни |
основу
|
предложений. |
Сравните способы проверки буквы безударного гласного в корне и буквы |
парного согласного
|
в корне на примере слов: _довитый гри_. |
с проверяемой безударной гласной в корне слова, с |
парной согласной
|
в корне слова. |
Уточняю: первый звук |
парный глухой
|
мягкий согласный. |
Оканчивается оно буквой, обозначающей звонкий |
парный согласный
|
. |
б) Сделай вывод о способе проверки безударных гласных, |
парных согласных
|
и непроизносимых согласных в корне слов. |
Точка, звуки, интонация, восклицательный знак, мимика, буквы, вопросительный знак, жесты, ударение, запятая, пробел между словами, |
пауза
|
, знак ударения. |
Что указывает на |
паузы
|
при чтении? |
В каких случаях слова употреблены в |
переносном значении
|
|
Запишите |
печатные буквы
|
письменными строчными. |
Мастерами слова являются |
писатели
|
и поэты. |
Какое у тебя настроение, когда ты читаешь произведения этого |
писателя
|
или смотришь мультфильмы с его героями? |
Какой вопрос стоял перед |
писателями
|
|
Упражнения 5 и 9 напомнили тебе, что такое предложение: что оно выражает, из чего состоит, с какой целью его произносят, с какой интонацией, как оформляют на |
письме
|
|
Перепиши реплики человека по законам |
письменной речи
|
|
Беседовать, выступать по телевидению, готовить газетную статью, читать стихи со сцены, ответить на |
письмо
|
друга, читать книгу, написать записку. |
В реплике мальчика найди и прочитай |
побудительное предложение
|
|
Назови |
побудительные предложения
|
|
Это описание, |
повествование
|
или рассуждение? |
К какому типу текста можно отнести этот отрывок: к описанию или |
повествованию
|
|
Найди |
повествовательное предложение
|
, в котором все пять членов - самостоятельные части речи. |
Какова роль Ь в словах |
пословиц
|
|
Составь задания к |
пословице
|
|
Запиши |
пословицу
|
|
Запиши |
пословицы
|
|
|
Поэт
|
обнаружил много общего у волка и ёлки. |
"Слово, которое называет каждый из этих предметов: Грустная кукла - " |
поэт
|
из сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». |
Прочитай стихотворение знакомого тебе |
поэта
|
|
Какие |
поэту
|
потребовались предложения по цели высказывания? |
Мастерами слова являются писатели и |
поэты
|
|
Отметь в них орфограмму « |
Правописание
|
парных согласных в корне слова». |
В «Справочнике |
правописания
|
» среди выделенных слов найди слова, обозначающие человека. |
Теперь ты знаешь, что |
предлог
|
- часть речи, хоть и служебная, а приставка - часть слова. |
Найди существительные с |
предлогами
|
: предлоги обведи, существительные надпиши. |
Во второй строчке и в реплике слона обведи |
предлоги
|
|
Найди в своём тексте предложение с |
предлогом
|
(с предлогами), обведи его (их). |
В первом записанном |
предложении
|
подчеркни все орфограммы. |
Прочитай пары |
предложений
|
, обращая внимание на значение выделенных слов. |
Дай характеристику первому |
предложению
|
|
Ты уже знаешь многие законы русского языка: используешь его средства в соответствии с речевой ситуацией, умеешь строить |
предложения
|
, различаешь лексический и грамматический смысл слов, знаешь некоторые правила русской орфографии. |
Запиши задания для своих учеников к специально придуманным |
предложениям
|
|
Сделай такую же работу с другими |
предложениями
|
|
В каком смысле употребляется слово туман в следующих |
предложениях
|
|
У слов, называющих предмет, |
признак предмета
|
и действие предмета, укажи форму числа и род. |
Теперь ты знаешь, что предлог - часть речи, хоть и служебная, а |
приставка
|
- часть слова. |
В словах с орфограммой выдели, где есть, |
приставки
|
|
Найди глагол с |
приставкой
|
, выдели её. |
Выдели в них корень, окончание и |
приставку
|
|
Рядом напиши |
проверочное слово
|
|
Отметь орфограммы в корне, подбери |
проверочные слова
|
|
Обозначь орфограмму « |
Проверяемая безударная гласная
|
в корне слова». |
Выпиши по одному слову с орфограммами с |
проверяемой безударной гласной
|
в корне слова, с парной согласной в корне слова. |
Обсудите, при |
произношении
|
каких букв слышится согласный звук [й’]? |
"Запиши группы слов в таком порядке: однокоренные слова; слова с " |
противоположным значением
|
; группа не однокоренных, но близких по смыслу слов. |
Запиши предложения, начиная с того, где слово туман употреблено в |
прямом значении
|
|
Сочини |
рассказ
|
о том, как играли дети. |
Прочитай отрывок из |
рассказа
|
В Драгунского «Удивительный день». |
Откуда этот текст: из пособия по сбору грибов или из сборника |
рассказов
|
|
Для этого найдите сказки, |
рассказы
|
, пословицы, загадки, связанные с этим временем года. |
Это описание, повествование или |
рассуждение
|
|
Видна птица по перьям, а человек по |
речам
|
|
Ты уже знаешь многие законы русского языка: используешь его средства в соответствии с |
речевой ситуацией
|
, умеешь строить предложения, различаешь лексический и грамматический смысл слов, знаешь некоторые правила русской орфографии. |
Запиши |
речевые действия
|
: те, которые относятся к устной речи; те, которые относятся к письменной речи. |
Перепиши реплики человека по законам письменной |
речи
|
|
Соответствует ли их |
речь
|
ситуации? |
Как бы вы изобразили отношения между языком и |
речью
|
|
Ещё раз прочитай стихотворение, соблюдая его |
ритм
|
|
Запиши |
рифмовку
|
|
Допишите слова с такой же |
рифмой
|
|
Составь присказку, учитывая и смысл и |
рифму
|
|
У выписанных слов определи |
род
|
, число. |
Дополни подходящими существительными мужского, женского или среднего |
рода
|
|
Имена существительные и прилагательные изменяются по числам и |
родам
|
|
|
Родственные слова
|
имеют один корень. |
Выпиши |
родственные слова
|
, обозначь корень слов. |
Сравни значение слова родственный в следующих словосочетаниях: родственные связи, |
родственные языки
|
, родственные души, родственные слова. |
Устно придумай предложения с другими |
родственными словами
|
|
Выпишите группы |
родственных слов
|
|
Выдели корень в |
родственных словах
|
|
Какие законы |
русского языка
|
здесь проявились? |
Выпиши только те предложения, в которых выделенные слова обозначают понятия науки о |
русском языке
|
|
Докажите, что числительные употребляются не только на уроках математики, но и на занятиях по |
русскому языку
|
, литературному чтению, окружающему миру, музыке, технологии, изобразительному искусству, физкультуре и, конечно, в жизни. |
Отметь слабую и |
сильную позиции гласного
|
в корне. |
Запиши предложения, вставляя наиболее подходящий |
синоним
|
: ребёнок, детёныш, малыш. |
В каком словаре можно об этом узнать: орфографическом, |
синонимов
|
, толковом, словообразовательном? |
Использует ли его автор многозначные слова, |
синонимы
|
, антонимы, сравнения, фразеологизмы? |
Подчеркни основу предложений: подлежащее и |
сказуемое
|
|
В |
скобках
|
укажи проверочные слова. |
Перепиши, раскрывая |
скобки
|
|
ГР_ЧИНАЯ |
СКОРОГОВОРКА
|
" Гр_чиха говорит гр_чу: «Слетай с гр_чатами к врачу. " |
Какие согласные звуки учит выговаривать эта |
скороговорка
|
|
Запиши |
скороговорку
|
|
Подчеркни сильную и |
слабую позиции гласного
|
в корне. |
Отметь |
слабые позиции гласных
|
|
|
Слов
|
много, да складу нет. |
Выпиши родственные |
слова
|
, обозначь корень слов. |
|
Слова
|
какой части речи ты невольно выделяешь голосом? |
Теперь выпиши |
слова
|
-антонимы. |
Какие ещё задания можно придумать к этим |
словам
|
|
Заканчивается стихотворение такими |
словами
|
: Я злился, получив её? |
С какой целью написан текст в |
словаре
|
|
Какое значение слова глянцевый раскрывает |
словарная статья
|
: лексическое или грамматическое? |
Загадай любое |
словарное слово
|
, называющее овощ. |
Перепиши |
словарную статью
|
|
Запиши |
словарные слова
|
|
Какой |
словарь
|
ты выберешь? |
Проверь по |
словарю
|
|
Допиши из этого |
словаря
|
названия осенних и зимних месяцев. |
Почему в рифмующихся |
словах
|
слышатся похожие звуки, а написаны разные буквы? |
Что можете сказать о |
слове
|
, которым он назван? |
|
Слово
|
", которое называет каждый из этих предметов: Грустная кукла - поэт из сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»." |
Перепиши отрывок из стихотворения Ю. Энтина, допиши последнее |
слово
|
, раздели его на слоги. |
Запиши распространённые предложения с заданными словами и отгаданным |
словом
|
|
Узнать, как образуются новые слова, поможет «Школьный |
словообразовательный словарь
|
русского языка». |
Ты уже знаешь, что смысл некоторых слов можно понять только в предложении или |
словосочетании
|
|
Запишите пары |
словосочетаний
|
|
Составь |
словосочетания
|
|
Какая схема подходит к отгаданному |
слову
|
|
Перепиши отрывок из стихотворения Ю. Энтина, допиши последнее слово, раздели его на |
слоги
|
|
Спиши, вставляя |
служебную часть речи
|
- предлог - так, чтобы получились связные предложения. |
Назови во втором предложении самостоятельные и |
служебные части речи
|
|
Выпиши родственные (однокоренные) слова вместе со |
служебными словами
|
- предлогами, если они есть. |
Приведи примеры слов: с Ь - показателем мягкости |
согласного
|
, с удвоенными согласными, с непроизносимым согласным, с гласными, обозначающими два звука, в начале слова или в середине (после гласного, после разделительных Ь и Ъ). |
с проверяемой безударной гласной в корне слова, с парной |
согласной
|
в корне слова. |
Вы знаете случаи, когда звонкие |
согласные
|
звуки произносятся как звуки глухие? |
Уточнение: в этом слове 4 б, 4 зв, первый звук непарный звонкий |
согласный
|
|
Приведи примеры слов: с Ь - показателем мягкости согласного, с удвоенными |
согласным
|
и, с непроизносимым согласным, с гласными, обозначающими два звука, в начале слова или в середине (после гласного, после разделительных Ь и Ъ). |
Выпиши слова с удвоенными |
согласными
|
|
Подчеркни слабые и сильные позиции пропущенных |
согласных
|
|
Попробуй |
содержание
|
твоего объявления написать в виде записки. |
Текст - это целое законченное |
сообщение
|
, его всегда можно озаглавить. |
Разбери по |
составу слова
|
: двор, дворик, дворник, придворный. |
Возможно ли |
сочетание слов
|
сердце белое или сердце добрая? |
" |
Придумай и запиши повествовательное восклицательное предложение с "
|
сочетанием слов |
Запиши |
сочетания слов
|
в порядке нарастания размеров названных предметов. |
Устно составь предложения с этими |
сочетаниями слов
|
|
В выделенных |
сочетаниях слов
|
обозначь число и род. |
Напиши своё |
сочинение
|
о зиме. |
Использует ли его автор многозначные слова, синонимы, антонимы, |
сравнения
|
, фразеологизмы? |
Дополни подходящими существительными мужского, женского или |
среднего рода
|
|
Какие |
средства языка
|
придали особенное звучание началу первого текста? |
|
Стихотворение
|
называется, как ты помнишь, «Вот какой рассеянный». |
Прочитай |
стихотворение
|
выразительно. |
Найди в |
стихотворении
|
три имени существительных в начальной форме. |
Прочитай отрывки |
стихотворений
|
|
Запиши знакомые тебе строчки |
стихотворения
|
Алексея Константиновича Толстого. |
Здесь записаны две |
стихотворные строки
|
|
Выпиши рифмующиеся слова из коротких |
строк
|
|
В |
строке
|
букв найди слова. |
Запиши выделенные |
строки
|
|
Какой звук повторяется в |
строфе
|
|
Запиши первую |
строфу
|
|
Из второй |
строфы
|
выпиши слова с Ь. Какую роль он выполняет в словах? |
Выдели в них части слова: корень, |
суффикс
|
, окончание. |
Есть ещё вариант: из корня, |
суффикса
|
и окончания. |
Найди слово с уменьшительно-ласкательным |
суффиксом
|
|
Объясни, как меняют смысл слов приставки и |
суффиксы
|
|
Перед какими гласными во второй строке могут находиться |
твёрдые согласные
|
, а перед какими - мягкие согласные? |
Об_являет |
твёрдый знак
|
|
Уточняю: оканчивается на глухой непарный всегда |
твёрдый согласный
|
|
|
Текст
|
телеграммы я придумал сразу: «Пр_ехал п_правляюсь Шура». |
Одна группа учеников продолжит первый |
текст
|
, другая - второй. |
Какие средства языка придали особенное звучание началу первого |
текста
|
|
Вернитесь к |
текстам
|
упражнения 367. |
В каком |
тексте
|
представлен яркий образ картофеля? |
Что случилось с |
текстом
|
|
Это |
текст-описание
|
или повествование? |
Докажи, что это |
текст-повествование
|
|
Все ли признаки текста подходят к твоему |
тексту
|
|
С одинаковой ли интонацией ты читаешь эти |
тексты
|
|
Соответствует ли его текст |
теме
|
, полно ли она раскрыта? |
Раскрывают ли тексты |
тему
|
|
Где можно получить помощь: в орфографическом, в |
толковом словаре
|
, в учебнике? |
|
Точка
|
, звуки, интонация, восклицательный знак, мимика, буквы, вопросительный знак, жесты, ударение, запятая, пробел между словами, пауза, знак ударения. |
Запиши, расставь |
точки
|
|
звуки, буквы, |
ударение
|
, слово, предложение, имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя собственное, имя нарицательное, одушевлённое, неодушевлённое ... ? |
Точка, звуки, интонация, восклицательный знак, мимика, буквы, вопросительный знак, жесты, ударение, запятая, пробел между словами, пауза, знак |
ударения
|
|
Из последнего предложения выпиши слова с |
ударным
|
звуком [э]. |
Загадайте друг другу по три слова с |
удвоенной согласной
|
|
Почему у автора в слове ужасно звук [ж] обозначен |
удвоенным согласным
|
|
Выпиши слова с |
удвоенными согласными
|
|
Подчеркни слова, в которые суффикс -ок- вносит |
уменьшительно-ласкательное
|
значение. |
Найди слова с суффиксами с |
уменьшительно-ласкательным
|
значением. |
|
Устно
|
ответь на вопросы автора. |
На какое различие между |
устной
|
и письменной речью указывает этот пример? |
Запиши речевые действия: те, которые относятся к |
устной речи
|
; те, которые относятся к письменной речи. |
Рассмотри рисунок, а на нём - картину художника Н П Богданова-Бельского « |
Устный
|
счёт». |
Правильно ли |
утверждение
|
, что это слова с близким, но разным значением? |
Сравни смысл родственных слов и |
форм слова
|
|
Тебе поможет начальная |
форма слов
|
(ед ч, вопрос кто, что). |
|
Форму слов
|
можно изменять, можно добавлять любые другие слова. |
Замени |
форму слова
|
пчела формой мно-жественного числа. |
|
Формы слов
|
можно изменять. |
Найди разные |
формы слов
|
|
Это родственные слова или |
формы слова
|
|
|
Фразеологизмы
|
придают нашей речи яркость, образность. |
Прочитай шутливое стихотворение, в котором автор использует устойчивые сочетания слов - |
фразеологизмы
|
|
Первый ученик произносит записанную |
фразу
|
, а второй ученик продолжает. |
Дополни эти |
фразы
|
необходимыми словами. |
Какими по |
цели высказывания
|
являются восклицательные предложения? |
Какие это |
части речи
|
|
Теперь ты знаешь, что предлог - |
часть речи
|
, хоть и служебная, а приставка - часть слова. |
К каким |
частям речи
|
они относятся? |
Какими |
частями речи
|
являются дописанные тобой слова? |
Обсудите, что нового для вас в тексте о |
частях речи
|
|
Имена существительные изменяются по |
числам
|
, бывают или женского, или мужского, или среднего рода. |
Определи род, |
число
|
|
Покажи графически связь между сказуемым и второстепенными |
членами предложения
|
|
Какими частями речи выражены главные |
члены предложения
|
|
Что указывает на паузы при |
чтении
|
|
Какие слова подсказывают интонацию |
чтения
|
|
Найди в них слова с буквами |
шипящих согласных
|
|
Какие законы русского |
языка
|
здесь проявились? |
В этом ему поможет наука о |
языке
|
|
Сравни значение слова родственный в следующих словосочетаниях: родственные связи, родственные |
языки
|
, родственные души, родственные слова. |
Как бы вы изобразили отношения между |
языком
|
и речью? |
Докажите, что числительные употребляются не только на уроках математики, но и на занятиях по русскому |
языку
|
, литературному чтению, окружающему миру, музыке, технологии, изобразительному искусству, физкультуре и, конечно, в жизни. |