Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
|
Азбука
|
— из названий двух первых славянских букв: аз, буки. |
|
Алфавит
|
и азбука обозначают одно и то же. |
|
Безударный гласный
|
в корне проверяй ударным. |
|
Буква
|
й при переносе не отделяется от буквы гласного звука: |
|
Буквы
|
, которыми обозначаются в письменной речи согласные звуки: б, В, Г, Д, Ж, 3, й, к, л, м, н, п, р, ; с, т, ф, X, ц, ч, ш, щ. |
|
Гласный звук
|
образует слог: и-ва, о-сень. |
|
Глухие согласные
|
состоят только из шума. |
|
Звонкие согласные
|
звуки произносятся с голосом и шумом. |
|
Звук
|
[ч] мягкий или твердый? |
|
Звуки
|
мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем. |
|
Предлоги
|
пишутся всегда одинаково: о, об, до, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, без, в. |
|
Предложение
|
о ком-либо или о чём- либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к дейст¬вию. |
|
Предложения
|
сообщают о чём- либо или о ком-либо: Осенью с деревьев опадают листья. |
|
Речь
|
помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. |
|
Слова
|
пруд и прут, луг и лук сравни по смыслу, по произношению и написанию. |
|
Слово
|
переносится с одной строки на другую по слогам: уче-ник, Ири-на, ру-чьи, ра-дость, иг-раю. |
|
Слог
|
может состоять: 1) из одного гласного звука (о-тёц); 2) из гласного и одного согласного (ад-рес); 3) из гласного и нескольких согласных (друж-ба). |
Напиши название своей любимой книги, Кто её |
автор
|
|
Алфавит и |
азбука
|
обозначают одно и то же. |
Найди им место в |
азбуке
|
|
Подбери и напиши слова на первые десять букв |
алфавита
|
|
Расскажи всё, что знаешь об |
алфавите
|
|
Фамилию какого писателя нужно поставить по |
алфавиту
|
раньше: В Осеевой или С Михалкова, А Пушкина или Л Толстого, М Лермонтова или И Крылова, Н Носова или В Бианки? |
Назови противоположные по смыслу слова ( |
антонимы
|
|
Для этого изменяют слово так, чтобы |
безударный гласный
|
стал ударным: трава — травы, гора — горы, река — реки. |
Придумай и нарисуй два ребуса на слова с проверяемыми |
безударными гласными
|
в корне. |
Разделительный ь пишется после |
букв
|
согласных перед буквами е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится звук [й’] варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья. |
Перед какими |
буквами
|
пишется разделительный ь? |
Какой |
буквой
|
он обозначается? |
При переносе слов с двойными согласными одну |
букву
|
оставляют на строке, а другую перено¬сят: шос-се, суб-бота, кол-лекция. |
Найди в словах |
буквы
|
, которые нужно проверить или запомнить. |
В конце предложения ставится точка (.), |
вопросительный знак
|
(?) или восклицательный знак (!). |
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится |
восклицательный знак
|
|
Подчеркни |
главные члены предложения
|
|
Составь предложения с этими |
глаголами
|
|
Измени |
глаголы
|
говорить, стоять, кричать, шить по вопросам что делает? |
Напиши слова в два столбика: в левый столбик те слова, которые начинаются с |
гласного звука
|
, в правый — с согласного. |
Подчеркни буквы, которые обозначают ударные |
гласные звуки
|
|
Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и |
гласный звук
|
: летний — [л’э]тний, звёзды — з[в’]здь/, люди — [л’у]ди, мячик — [м’а]чи/с |
В слове дубы перед |
гласным звуком
|
[ы] слышится звук [б], значит, и в слове дуб нужно написать букву б». |
Подчеркни буквы тех |
гласных звуков
|
, которые нужно проверять. |
Подчеркни слова с |
двойными согласными
|
|
Подготовься к |
диктанту
|
|
Первое слово в предложении пиши с |
заглавной буквы
|
|
Это будет |
заголовок
|
текста. |
Узнай слова и напиши их в тетради через |
запятую
|
|
Подчеркни буквы, которые обозначают |
звонкие согласные
|
звуки. |
Это парный |
звонкий согласный
|
звук, твёрдый». |
Разделительный ь пишется после букв согласных перед буква¬ми е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится |
звук
|
[й’] варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья. |
Слова, в которых после согласного |
звука
|
произносится гласный, являются проверочными: города — город, флаги — флаг, лист — листы. |
Найди слова с мягкими шипящими |
звуками
|
|
Подчеркни буквы, которые обозначают ударные гласные |
звуки
|
|
Подчеркни буквы тех гласных |
звуков
|
, которые нужно проверять. |
В слове дубы перед гласным |
звуком
|
[ы] слышится звук [б], значит, и в слове дуб нужно написать букву б». |
Поставь над словами |
знак
|
ударения. |
В конце каждого предложения поставь нужный |
знак препинания
|
|
Почему в конце предложении стоят разные |
знаки
|
|
Прочитай внизу страницы правило переноса слов с мягким |
знаком
|
|
Для этого |
изменяют слово
|
так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава — травы, гора — горы, река — реки. |
Составь предложение, которое можно прочитать с разной |
интонацией
|
|
Рассуждай так: «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый |
корень
|
-хлеб-, У них есть общее значение: хлебница — это посуда, в которой хранят хлеб. |
Напиши каждую часть с |
красной строки
|
|
Спиши слова, обозначая буквами твёрдые и |
мягкие согласные
|
|
[ч’] и [щ’] — мягкие |
непарные согласные
|
звуки. |
Найди |
однокоренные слова
|
, выдели корень. |
Это текст-сообщение (повествование) или |
описание
|
|
Слова с |
парным согласным
|
звуком на конце нужно проверять: хлеб, поезд, гвоздь, круг, крюк, лист. |
Для проверки |
парных согласных
|
на конце слова нужно его изме¬нить так, чтобы после согласного стоял гласный: чиж — чижи, ёрш — ерши. |
В устной речи одно предложение от другого отделяется |
паузой
|
|
Прочитай, делая |
паузу
|
после каждого предложения. |
Выпиши слова с двойными согласными, разделив их для |
переноса
|
|
При |
переносе
|
слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: шос-се, суб-бота, кол-лекция. |
Напиши фамилии |
писателей
|
в алфавитном порядке. |
Писать — |
писатель
|
, плясать — танцевать, груз — грузчик, рыбка — рыбачить, гриб — рыжик, коза — козлёнок, стол — столб, стол — столовая, вода — подводник, вода — водитель. |
Фамилию какого |
писателя
|
нужно поставить по алфавиту раньше: В Осеевой или С Михалкова, А Пушкина или Л Толстого, М Лермонтова или И Крылова, Н Носова или В Бианки? |
Буквы, которыми обозначаются в |
письменной речи
|
согласные звуки: б, В, Г, Д, Ж, 3, й, к, л, м, н, п, р, ; с, т, ф, X, ц, ч, ш, щ. |
Подумай и расскажи, когда ты пользуешься устной речью, а когда — |
письменной речью
|
|
Это текст-сообщение ( |
повествование
|
) или описание? |
Ставь вопрос от |
подлежащего
|
к сказуемому (устно). |
Подчеркни |
подлежащее
|
одной чертой, сказуемое — двумя чертами. |
Составь текст, названием которого будет одна из |
пословиц
|
(по выбору). |
Какие |
пословицы
|
о труде ты знаешь? |
О каком времени года пишет |
поэт
|
|
Пользуясь книгой для чтения, напиши в алфавитном порядке фамилии твоих любимых писателей и |
поэтов
|
, а также несколько названий их произведений. |
Назови слова на знакомые |
правила
|
правописания. |
Сделай вывод о |
правиле
|
переноса слов. |
Вспомни |
правило
|
и объясни, почему так пишется слово. Если нужно, подбери проверочное слово. |
Объясни их |
правописание
|
|
Назови слова на знакомые правила |
правописания
|
|
Сравни написание и произношение одного и того же |
предлога
|
в разных предложениях. |
Выпиши слова с |
предлогами
|
|
Что нужно помнить о |
предлогах
|
, чтобы правильно их написать? |
Употребляй правильно |
предлоги
|
, в школу — из школы, в город — из города, в магазин — из магазина, на улицу — с улицы, на концерт — с концерта, в театр — из театра. |
Написание |
предлогов
|
не зависит от их произношения. |
Составь |
предложение
|
с одним из словосочетаний. |
Подчеркни главные члены в первом |
предложении
|
|
Сколько |
предложений
|
в тексте? |
Спиши |
предложения
|
, подчеркни разделительный ь. |
Подчеркни в |
предложениях
|
главные члены. |
Подчеркни волнистой линией слово, которое обозначает |
признак предмета
|
|
Подчеркни волнистой линией слова, обозначающие |
признаки предметов
|
|
Вспомни правило и объясни, почему так пишется слово. Если нужно, подбери |
проверочное слово
|
|
Подбери |
проверочные слова
|
|
Вспомни, что ты знаешь о |
проверочных словах
|
|
Выделенные слова сравни по значению, |
произношению
|
и написанию. |
Написание предлогов не зависит от их |
произношения
|
|
Составь по рисунку свой |
рассказ
|
(устно). |
Почему не получилось |
рассказа
|
|
В речи люди используют текст- сообщение (повествование), текст- описание, текст- |
рассуждение
|
|
Образец |
рассуждения
|
«В слове доски в ударном слоге пишется о, значит, и в слове доска в безударном слоге нужно писать букву о». |
В |
речи
|
люди используют текст- сообщение (повествование), текст- описание, текст-рассуждение. |
Какая |
речь
|
(устная или письменная) появилась раньше? |
Подумай и расскажи, когда ты пользуешься устной |
речью
|
, а когда — письменной речью. |
Общая часть |
родственных слов
|
(корень) пишется одинаково. |
В |
русском языке
|
шесть основных (ударных) гласных звуков [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. |
Предлоги служат для |
связи слов в предложении
|
|
В каждом предложении подчеркни подлежащее и |
сказуемое
|
|
К |
словам
|
из двух первых строчек подбери слова из двух вторых строчек. |
Поставь над |
словами
|
знак ударения. |
Определи, какие слова в |
словаре
|
стоят раньше. |
Проверь по |
словарю
|
|
Выпиши из |
словаря
|
учебника три существительных, которые отвечают на вопрос кто?, |
Найди в |
словах
|
буквы, которые нужно проверить или запомнить. |
Образец рассуждения «В |
слове
|
доски в ударном слоге пишется о, значит, и в слове доска в безударном слоге нужно писать букву о». |
С каким |
словом
|
оно связано? |
Напиши ещё по одному |
слову
|
в каждый столбик. |
Измени каждое слово так, чтобы безударный |
слог
|
стал ударным. |
В словах должно быть по два |
слога
|
|
Буквы а, о, е, и, я в безударных |
слогах
|
нужно проверять. |
Образец рассуждения «В слове доски в ударном |
слоге
|
пишется о, значит, и в слове доска в безударном слоге нужно писать букву о». |
Остальные |
слоги
|
" в слове безударные: |
Найди слово из двух |
слогов
|
, которое не переносится. |
Слова, в которых после |
согласного звука
|
произносится гласный, являются проверочными: города — город, флаги — флаг, лист — листы. |
Подчеркни буквы, которые обозначают звонкие |
согласные звуки
|
|
Сравни выделенную букву и |
согласный звук
|
|
Слова с парным |
согласным звуком
|
на конце нужно проверять: хлеб, поезд, гвоздь, круг, крюк, лист. |
Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость |
согласных звуков
|
|
Это текст- |
сообщение
|
(повествование) или описание? |
Подготовься выразительно прочитать |
стихотворение
|
|
Сколько предложений в |
стихотворении
|
|
Спиши одно из |
стихотворений
|
(по выбору). |
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на |
строке
|
, а другую переносят: шос-се, суб-бота, кол-лекция. |
Напиши каждую часть с красной |
строки
|
|
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую |
строку
|
|
Ещё раз внимательно прочитай |
текст
|
|
В речи люди используют текст- сообщение (повествование), текст- описание, |
текст-рассуждение
|
|
Это |
текст-сообщение
|
(повествование) или описание? |
Что ты узнал о медведе из |
текста
|
|
Отгадай, о какой птице говорится в |
тексте
|
|
Назови вопросы, на которые отвечает каждый из |
текстов
|
|
Выбери одну из пословиц как заголовок к |
тексту
|
|
Составь три предложения на |
тему
|
«Сегодняшний день». |
Если в предложении о чём-либо спокойно сообщается, то в конце предложения ставится |
точка
|
|
Поставь |
точки
|
под буквами, которые обозначают гласные звуки. |
В конце предложения ставь |
точку
|
|
Слова с |
ударением
|
на третьем слоге: алфавит, магазин, километр, сантиметр, документ, договор. |
Поставь над словами знак |
ударения
|
|
Образец рассуждения «В слове доски в |
ударном слоге
|
пишется о, значит, и в слове доска в безударном слоге нужно писать букву о». |
В |
устной речи
|
одно предложение от другого отделяется паузой. |
Подумай и расскажи, когда ты пользуешься |
устной речью
|
, а когда — письменной речью. |
Каким |
членом предложения
|
являются эти слова? |
Подчеркни главные |
члены предложения
|
|
Пользуясь книгой для |
чтения
|
, напиши в алфавитном порядке фамилии твоих любимых писателей и поэтов, а также несколько названий их произведений. |
Подчеркни буквы, которые обозначают |
шипящие звуки
|
|
В русском |
языке
|
десять букв обозначают гласные звуки: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я. |
В русском |
языке
|
шесть основных (ударных) гласных звуков [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. |