Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
|
Азбука
|
— из названий двух первых славянских букв: аз, буки. |
|
Алфавит
|
и азбука обозначают одно и то же. |
|
Безударный гласный
|
в корне проверяй ударным. |
|
Буква
|
й при переносе не отделяется от буквы гласного звука: |
|
буквы
|
, которыми обозначаются в письменной речи согласные звуки: б, В, Г, Д, Ж, 3, й, к, л, м, н, п, р, ; с, т, ф, X, ц, ч, ш, щ. |
|
Гласный звук
|
образует слог: и-ва, о-сень. |
|
Глухие согласные
|
состоят только из шума. |
|
Звонкие согласные
|
звуки произносятся с голосом и шумом. |
|
Звук
|
[ч] мягкий или твердый? |
|
Звуки
|
мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем. |
|
Предлоги
|
пишутся всегда одинаково: о, об, до, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, без, в. |
|
Предложение
|
о ком-либо или о чём- либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к дейст¬вию. |
|
Предложения
|
сообщают о чём- либо или о ком-либо: Осенью с деревьев опадают листья. |
|
Речь
|
помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. |
|
Слова
|
пруд и прут, луг и лук сравни по смыслу, по произношению и написанию. |
|
Слово
|
переносится с одной строки на другую по слогам: уче-ник, Ири-на, ру-чьи, ра-дость, иг-раю. |
|
слог
|
может состоять: 1) из одного гласного звука (о-тёц); 2) из гласного и одного согласного (ад-рес); 3) из гласного и нескольких согласных (друж-ба). |
Напиши название своей любимой книги, Кто её
|
автор
|
|
Алфавит и
|
азбуке
|
обозначают одно и то же. |
Найди им место в
|
алфавита
|
|
Подбери и напиши слова на первые десять букв
|
алфавите
|
|
Расскажи всё, что знаешь об
|
алфавиту
|
|
Фамилию какого писателя нужно поставить по
|
антонимы
|
раньше: В Осеевой или С Михалкова, А Пушкина или Л Толстого, М Лермонтова или И Крылова, Н Носова или В Бианки? |
Назови противоположные по смыслу слова (
|
безударными гласными
|
|
Для этого изменяют слово так, чтобы
|
букв
|
стал ударным: трава — травы, гора — горы, река — реки. |
Придумай и нарисуй два ребуса на слова с проверяемыми
|
буквами
|
в корне. |
Разделительный ь пишется после
|
буквой
|
согласных перед буквами е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится звук [й’] варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья. |
Перед какими
|
букву
|
пишется разделительный ь? |
Какой
|
вопросительный знак
|
он обозначается? |
При переносе слов с двойными согласными одну
|
восклицательный знак
|
оставляют на строке, а другую перено¬сят: шос-се, суб-бота, кол-лекция. |
Найди в словах
|
главные члены предложения
|
, которые нужно проверить или запомнить. |
В конце предложения ставится точка (.),
|
глаголами
|
(?) или восклицательный знак (!). |
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится
|
глаголы
|
|
Подчеркни
|
гласного звука
|
|
Составь предложения с этими
|
гласные звуки
|
|
Измени
|
гласным звуком
|
говорить, стоять, кричать, шить по вопросам что делает? |
Напиши слова в два столбика: в левый столбик те слова, которые начинаются с
|
гласных звуков
|
, в правый — с согласного. |
Подчеркни буквы, которые обозначают ударные
|
двойными согласными
|
|
Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и
|
диктанту
|
: летний — [л’э]тний, звёзды — з[в’]здь/, люди — [л’у]ди, мячик — [м’а]чи/с |
В слове дубы перед
|
заглавной буквы
|
[ы] слышится звук [б], значит, и в слове дуб нужно написать букву б». |
Подчеркни буквы тех
|
заголовок
|
, которые нужно проверять. |
Подчеркни слова с
|
запятую
|
|
Подготовься к
|
звонкий согласный
|
|
Первое слово в предложении пиши с
|
звука
|
|
Это будет
|
звуками
|
текста. |
Узнай слова и напиши их в тетради через
|
звуков
|
|
Подчеркни буквы, которые обозначают
|
звуком
|
звуки. |
Это парный
|
знак
|
звук, твёрдый». |
Разделительный ь пишется после букв согласных перед буква¬ми е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится
|
знак препинания
|
[й’] варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья. |
Слова, в которых после согласного
|
знаки
|
произносится гласный, являются проверочными: города — город, флаги — флаг, лист — листы. |
Найди слова с мягкими шипящими
|
знаком
|
|
Подчеркни буквы, которые обозначают ударные гласные
|
изменяют слово
|
|
Подчеркни буквы тех гласных
|
интонацией
|
, которые нужно проверять. |
В слове дубы перед гласным
|
корень
|
[ы] слышится звук [б], значит, и в слове дуб нужно написать букву б». |
Поставь над словами
|
красной строки
|
ударения. |
В конце каждого предложения поставь нужный
|
мягкие согласные
|
|
Почему в конце предложении стоят разные
|
непарные согласные
|
|
Прочитай внизу страницы правило переноса слов с мягким
|
однокоренные слова
|
|
Для этого
|
описание
|
так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава — травы, гора — горы, река — реки. |
Составь предложение, которое можно прочитать с разной
|
парным согласным
|
|
Рассуждай так: «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый
|
парных согласных
|
-хлеб-, У них есть общее значение: хлебница — это посуда, в которой хранят хлеб. |
Напиши каждую часть с
|
паузой
|
|
Спиши слова, обозначая буквами твёрдые и
|
паузу
|
|
[ч’] и [щ’] — мягкие
|
переноса
|
звуки. |
Найди
|
переносе
|
, выдели корень. |
Это текст-сообщение (повествование) или
|
писателей
|
|
Слова с
|
писатель
|
звуком на конце нужно проверять: хлеб, поезд, гвоздь, круг, крюк, лист. |
Для проверки
|
писателя
|
на конце слова нужно его изме¬нить так, чтобы после согласного стоял гласный: чиж — чижи, ёрш — ерши. |
В устной речи одно предложение от другого отделяется
|
письменной речи
|
|
Прочитай, делая
|
письменной речью
|
после каждого предложения. |
Выпиши слова с двойными согласными, разделив их для
|
повествование
|
|
При
|
подлежащего
|
слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: шос-се, суб-бота, кол-лекция. |
Напиши фамилии
|
подлежащее
|
в алфавитном порядке. |
Писать —
|
пословиц
|
, плясать — танцевать, груз — грузчик, рыбка — рыбачить, гриб — рыжик, коза — козлёнок, стол — столб, стол — столовая, вода — подводник, вода — водитель. |
Фамилию какого
|
пословицы
|
нужно поставить по алфавиту раньше: В Осеевой или С Михалкова, А Пушкина или Л Толстого, М Лермонтова или И Крылова, Н Носова или В Бианки? |
Буквы, которыми обозначаются в
|
поэт
|
согласные звуки: б, В, Г, Д, Ж, 3, й, к, л, м, н, п, р, ; с, т, ф, X, ц, ч, ш, щ. |
Подумай и расскажи, когда ты пользуешься устной речью, а когда —
|
поэтов
|
|
Это текст-сообщение (
|
правила
|
) или описание? |
Ставь вопрос от
|
правиле
|
к сказуемому (устно). |
Подчеркни
|
правило
|
одной чертой, сказуемое — двумя чертами. |
Составь текст, названием которого будет одна из
|
правописание
|
(по выбору). |
Какие
|
правописания
|
о труде ты знаешь? |
О каком времени года пишет
|
предлога
|
|
Пользуясь книгой для чтения, напиши в алфавитном порядке фамилии твоих любимых писателей и
|
предлогами
|
, а также несколько названий их произведений. |
Назови слова на знакомые
|
предлогах
|
правописания. |
Сделай вывод о
|
предлогов
|
переноса слов. |
Вспомни
|
предложении
|
и объясни, почему так пишется слово. Если нужно, подбери проверочное слово. |
Объясни их
|
предложений
|
|
Назови слова на знакомые правила
|
предложениях
|
|
Сравни написание и произношение одного и того же
|
признак предмета
|
в разных предложениях. |
Выпиши слова с
|
признаки предметов
|
|
Что нужно помнить о
|
проверочное слово
|
, чтобы правильно их написать? |
Употребляй правильно
|
проверочные слова
|
, в школу — из школы, в город — из города, в магазин — из магазина, на улицу — с улицы, на концерт — с концерта, в театр — из театра. |
Написание
|
проверочных словах
|
не зависит от их произношения. |
Составь
|
произношению
|
с одним из словосочетаний. |
Подчеркни главные члены в первом
|
произношения
|
|
Сколько
|
рассказ
|
в тексте? |
Спиши
|
рассказа
|
, подчеркни разделительный ь. |
Подчеркни в
|
рассуждение
|
главные члены. |
Подчеркни волнистой линией слово, которое обозначает
|
рассуждения
|
|
Подчеркни волнистой линией слова, обозначающие
|
речи
|
|
Вспомни правило и объясни, почему так пишется слово. Если нужно, подбери
|
речью
|
|
Подбери
|
родственных слов
|
|
Вспомни, что ты знаешь о
|
русском языке
|
|
Выделенные слова сравни по значению,
|
связи слов в предложении
|
и написанию. |
Написание предлогов не зависит от их
|
сказуемое
|
|
Составь по рисунку свой
|
словам
|
(устно). |
Почему не получилось
|
словами
|
|
В речи люди используют текст- сообщение (повествование), текст- описание, текст-
|
словаре
|
|
Образец
|
словарю
|
«В слове доски в ударном слоге пишется о, значит, и в слове доска в безударном слоге нужно писать букву о». |
В
|
словаря
|
люди используют текст- сообщение (повествование), текст- описание, текст-рассуждение. |
Какая
|
словах
|
(устная или письменная) появилась раньше? |
Подумай и расскажи, когда ты пользуешься устной
|
слове
|
, а когда — письменной речью. |
Общая часть
|
словом
|
(корень) пишется одинаково. |
В
|
слову
|
шесть основных (ударных) гласных звуков [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. |
Предлоги служат для
|
слога
|
|
В каждом предложении подчеркни подлежащее и
|
слогах
|
|
К
|
слоге
|
из двух первых строчек подбери слова из двух вторых строчек. |
Поставь над
|
слоги
|
знак ударения. |
Определи, какие слова в
|
слогов
|
стоят раньше. |
Проверь по
|
согласного звука
|
|
Выпиши из
|
согласные звуки
|
учебника три существительных, которые отвечают на вопрос кто?, |
Найди в
|
согласный звук
|
буквы, которые нужно проверить или запомнить. |
Образец рассуждения «В
|
согласным звуком
|
доски в ударном слоге пишется о, значит, и в слове доска в безударном слоге нужно писать букву о». |
С каким
|
согласных звуков
|
оно связано? |
Напиши ещё по одному
|
сообщение
|
в каждый столбик. |
Измени каждое слово так, чтобы безударный
|
стихотворение
|
стал ударным. |
В словах должно быть по два
|
стихотворении
|
|
Буквы а, о, е, и, я в безударных
|
стихотворений
|
нужно проверять. |
Образец рассуждения «В слове доски в ударном
|
строке
|
пишется о, значит, и в слове доска в безударном слоге нужно писать букву о». |
Остальные
|
строки
|
" в слове безударные: |
Найди слово из двух
|
строку
|
, которое не переносится. |
Слова, в которых после
|
текст
|
произносится гласный, являются проверочными: города — город, флаги — флаг, лист — листы. |
Подчеркни буквы, которые обозначают звонкие
|
текст-рассуждение
|
|
Сравни выделенную букву и
|
текст-сообщение
|
|
Слова с парным
|
текста
|
на конце нужно проверять: хлеб, поезд, гвоздь, круг, крюк, лист. |
Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость
|
тексте
|
|
Это текст-
|
текстов
|
(повествование) или описание? |
Подготовься выразительно прочитать
|
тексту
|
|
Сколько предложений в
|
тему
|
|
Спиши одно из
|
точка
|
(по выбору). |
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на
|
точки
|
, а другую переносят: шос-се, суб-бота, кол-лекция. |
Напиши каждую часть с красной
|
точку
|
|
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую
|
ударением
|
|
Ещё раз внимательно прочитай
|
ударения
|
|
В речи люди используют текст- сообщение (повествование), текст- описание,
|
ударном слоге
|
|
Это
|
устной речи
|
(повествование) или описание? |
Что ты узнал о медведе из
|
устной речью
|
|
Отгадай, о какой птице говорится в
|
членом предложения
|
|
Назови вопросы, на которые отвечает каждый из
|
члены предложения
|
|
Выбери одну из пословиц как заголовок к
|
чтения
|
|
Составь три предложения на
|
шипящие звуки
|
«Сегодняшний день». |
Если в предложении о чём-либо спокойно сообщается, то в конце предложения ставится
|
языке
|
|