| Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
|
Буква
|
на месте звука, которого нет |
|
Буквы
|
в приставках проверяй по своему справочнику. |
|
Вопросы
|
не пиши. |
|
Звук
|
" один, а буквы две |
|
Знаки
|
объяснили мне: я получу всё, что пожелаю, если правильно напишу своё желание. |
|
Значение
|
какого слова будешь уточнять? |
|
Корень
|
остаётся тем же и при заменах: |
|
Корни
|
некоторых слов, например, лестница, проверить нельзя. |
|
Написание
|
таких слов надо помнить. |
|
Нулевое окончание
|
показывают пустой рамкой: стол. |
|
Окончание
|
, которое мы назвали «невидимкой», учёные называют нулевым. |
|
Орфограмму
|
обозначай так: Он въехал, объявление; вьюга, варение. |
|
Орфограммы
|
" в приставках отмечай так: |
|
Предлоги
|
подчеркни, а приставку выдели. |
|
Предложение
|
возразило: «Но ты состоишь из предложений значит, я главнее». |
|
Предложения
|
, в которых мы о чём-то сообщаем, повествовательные, в которых спрашиваем, а те, в которых побуждаем что-то сделать (просим, советуем, требуем), |
|
Приставка
|
- часть слова, которая находится перед корнем, а суффикс - часть слова после корня. |
|
Приставки
|
в названиях действий могут быть схожи с предлогами. |
|
Родственные слова
|
учёные назвали однокоренными, потому что в них один и тот же корень. |
| " |
"
|
Слова |
|
Словами
|
с корнем -хож- ответь: Ты что делаешь? |
|
Слово
|
, которое можно употребить без приставки, тоже запиши. |
| При проверке |
автор
|
решил добавить предложение: Часто она мне помогает. |
| Какой вопрос беспокоит |
автора
|
строк? |
| Понаблюдай, как играют словами |
авторы
|
весёлых текстов. |
| Цифрами покажи порядок слов по |
алфавиту
|
|
| К каждому названию признака подбери его |
антоним
|
|
| Укажи их |
антонимы
|
|
| Её так и называют: буква |
беглого гласного
|
звука. |
| Какое слово подсказывает другим букву |
безударного
|
гласного? |
| "По К Чуковскому Выпиши все названия предметов, у которых в корнях слов есть " |
безударные
|
гласные. |
| Покажи в схеме, как обозначен буквами |
безударный
|
звук [а]. |
| " |
Выпиши примеры слов, в корнях которых есть главные опасности письма: 4-5 с "
|
безударными |
| При письме в приставках бывают орфограммы |
безударных
|
гласных и парных по глухости-звонкости согласных. |
| Отметь орфограммы и, где можешь, устно объясни выбор |
букв
|
|
| Бывает так, что последняя |
буква
|
одной части слова и первая буква другой оказываются одинаковыми. |
| Решай задачи письма, рядом пиши слова |
буквами
|
|
| От значения слова - к правильной |
букве
|
|
| В своём справочнике собери и запиши в один столбик приставки с |
буквой
|
о, а в другой - с буквой а. |
| На месте соединения корня с приставкой или суффиксом лучше не отрывать |
букву
|
согласного ни от одной из частей. |
| Ты уже умеешь при письме выбирать правильные |
буквы
|
|
| Читая, найди новое название для двух |
видов
|
орфограмм. |
| Какие |
виды
|
предложений по цели и интонации использовал Игорь? |
| На какие три |
вопроса
|
получишь ответы? |
| Если оно выделено в |
вопросе
|
, то часто и подсказывает ответ. |
| Какие |
вопросительные слова
|
помогли тебе ответить на вопросы |
| В |
вопросительных предложениях
|
мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, кого, чего, какой, как, зачем, почему, где, когда и другие. |
| Чтобы узнать о |
вопросительных словах
|
, прочитай. |
| Придумай свои |
вопросы
|
для викторины по русскому языку. |
| Эта история произошла с мальчиком Витей и котом Кузей в сказочной стране, где всем командовали вопросительный и |
восклицательный знаки
|
|
| Запиши тот, который передаёт |
главную мысль текста
|
|
| " |
Какие слова текста начинаются с "
|
гласного |
| "По К Чуковскому Выпиши все названия предметов, у которых в корнях слов есть безударные " |
гласные
|
|
| Корень считают одним и тем же, а слова - родственными, если е и ё, г и ж заменяют друг друга, если «убегает» |
гласный
|
звук. |
| " |
Выпиши примеры слов, в корнях которых есть главные опасности письма: 4-5 с безударными "
|
гласными |
| Какие способы проверки букв |
гласных
|
и согласных звуков в корнях слов тебе пригодились? |
| В каких названиях еды на конце непарные звонкие или |
глухие согласные
|
звуки? |
| Выпиши слова с непарными звонкими и |
глухими согласными
|
на конце. |
| При письме в приставках бывают орфограммы безударных гласных и парных по |
глухости-звонкости
|
согласных. |
| Что предположишь о происхождении слова, если у него в корне |
двойные согласные
|
|
| " |
Среди слов с "
|
двойными согласными |
| Спиши этот разговор ( |
диалог
|
), вставляя буквы; отмечай орфограммы. |
| Вернись к трём предложениям, которые ты выделил(а) из |
диалога
|
Перечитай их и дай каждому научное название. |
| Какие слова в |
единственном числе
|
, а какие - во множественном! |
| Объяснишь строение и значение второго |
заголовка
|
(в скобках)? |
| Сравни |
заголовки
|
|
| Назови отрывок по теме и запиши |
заголовок
|
|
| Поставь точку с |
запятой
|
и укажи номер предложения, которое отличается от других по цели. |
| Укажи номера (через |
запятую
|
), под которыми записаны предложения, одинаковые по цели и разные по интонации. |
| В каких названиях еды на конце непарные |
звонкие
|
или глухие согласные звуки? |
| гласными, но и перед непарными |
звонкими
|
и [в, в’]. |
| Выпиши буквы непарных |
звонких
|
согласных. |
| А сами буквы ъ и ь обозначают какой-то |
звук
|
или они только помощники? |
| " |
Какие слова текста начинаются с гласного "
|
звука |
| Как ты раньше отвечал(а) на вопрос: когда парным по глухости звонкости согласным |
звукам
|
нельзя доверять? |
| Запиши по памяти слова с непроизносимыми согласными |
звуками
|
, написанием которых командует только словарь. |
| Если буквы на месте орфограмм такие же, как |
звуки
|
, ставь знак +, если другие, ставь —. |
| " |
Выполни "
|
звуко-буквенный разбор |
| " |
Над указанным словом обозначь количество "
|
звуков |
| Выпиши (в столбик) слова с непроизносимым |
звуком
|
С 73 и подчеркни выделенные буквы. |
| Почему мягкому согласному |
звуку
|
перед твёрдым при письме можно доверять, а мягкому перед мягким нельзя? |
| Какой разделительный |
знак
|
тебе понадобился? |
| Следи за |
знаками
|
в предложениях. |
| Соблюдай ту интонацию, которую подсказывают |
знаки
|
|
| Выпиши предложения, в которых нет |
знаков
|
, и исправь ошибки. |
| Посмотри, как пишутся последние три слова, и запиши их ещё раз, теперь с нужным |
знаком
|
: съёмка, съехал, вьюга. |
| Поделись дома важным открытием: если задумываться над |
значением
|
слов, то в корнях многих из них не сделаешь ошибки. |
| Расскажи близким о |
значении
|
и появлении в русском языке слова кроссовки, о происхождении некоторых других слов. |
| В чём различие |
значений
|
слов? |
| Отметь в словах ту часть, которая делает их похожими по |
значению
|
|
| " |
Прочитай сочетания слов и поразмышляй над их "
|
значениями |
| Окончание - это |
изменяемая часть слова
|
", с помощью которой слова связываются друг с другом Окончание выделяют так |
| "Геннадий группа Анна Алла ванна Кирилл. Запиши " |
имена собственные
|
, а потом остальные слова. |
| Над собственным |
именем
|
цифрой укажи, сколько в нём звуков. |
| Найди у себя в записи названия предметов и надпиши: (отметь и собственное |
имя
|
|
| А собственных |
имён
|
|
| Правильно ли составил поздравление наш |
иностранный
|
друг? |
| Потом прочитай предложения с |
интонацией
|
просьбы. |
| Какое оно по цели и |
интонации
|
|
| " |
Прочитай текст так, чтобы показать "
|
интонацию |
| Покажи в них |
корень
|
|
| "В Мусатов Как секрет " |
корней
|
помог тебе понять значение слова к рпяпга? |
| После приставок перед |
корнем
|
пишется ъ, а в других частях |
| Запоминай |
корни
|
, перед которыми часто пишется ъ. |
| На месте соединения |
корня
|
с приставкой или суффиксом лучше не отрывать букву согласного ни от одной из частей. |
| Какие способы проверки букв гласных и согласных звуков в |
корнях
|
слов тебе пригодились? |
| Слово происходит от двух |
латинских слов
|
: «вёлосис», что значит «быстрый», и «пёдис», что значит «нога». |
| Ниже надпиши мн ч и спиши столбик слов во |
множественном числе
|
|
| Находи |
мягкие согласные
|
звуки, а подчёркивай буквы, которые указывают на мягкость звука. |
| Выпиши три слова с орфограммой: |
мягкий согласный
|
перед мягким; покажи все опасные места. |
| А три сочетания с |
мягким согласным
|
перед мягким, где не пишется ь, у тебя отмечены? |
| Выпиши слова с известными тебе сочетаниями |
мягких согласных
|
, в которых нет ь. |
| А две орфограммы на месте |
мягкого согласного
|
звука показаны 2? |
| Почему |
мягкому согласному
|
звуку перед твёрдым при письме можно доверять, а мягкому перед мягким нельзя? |
| Постарайся запомнить их |
написание
|
|
| Наблюдай за звучанием и |
написанием
|
приставок. |
| Задай вслух орфографические вопросы о |
написании
|
остальных слов. |
| Вспомни секрет |
написания
|
корней и найди новые сведения. |
| " |
Все ли слова в записи ученика с непроверяемыми "
|
написаниями |
| Выпиши буквы |
непарных звонких согласных
|
|
| Из каждой пары выпиши слова с двойными согласными, отмечай их как |
непроверяемые орфограммы
|
|
| Слова, написание которых не проверяется с помощью правила, так и называют: слова с |
непроверяемыми орфограммами
|
|
| " |
Выпиши все слова с орфограммой: буква на месте "
|
непроизносимого согласного |
| В каких же сочетаниях звуков бывают |
непроизносимые согласные
|
|
| Чтобы узнать, есть ли в слове |
непроизносимый согласный
|
звук, надо одним из способов проверки корней подобрать проверочное слово. |
| Запиши по памяти слова с |
непроизносимыми согласными
|
звуками, написанием которых командует только словарь. |
| В русском языке иногда в словах бывают непроизносимые согласные звуки, а на их месте при письме - буквы |
непроизносимых согласных
|
звуков. |
| Они служат для |
образования слов
|
|
| Значит у этих слов нет |
общего значения
|
|
| А раз у синонимов |
общее значение
|
, они родственные слова? |
| " |
Из каждого отрывка выпиши "
|
однокоренные слова |
| Чтобы найти |
окончание
|
, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов. |
| Что особенного в |
окончании
|
слова стол! |
| " |
Послушай гласные звуки в "
|
окончаниях |
| " |
Отгадай слова по "
|
описанию |
| Запиши слова на листочке в столбик с «окошками» на месте |
орфограмм
|
|
| Если надо показать, что |
орфограмма
|
непроверяемая, подчёркивай её так: чувство, мороз. |
| На сколько групп по |
орфограммам
|
корня разделишь эти слова? |
| Выделяй другим цветом и буквы согласных, которые бывают |
орфограммами
|
|
| Дополни каждую группу словами с такой же |
орфограммой
|
|
| Обозначь |
орфограмму
|
= , а в названиях предметов покажи, что она в корне. |
| Отметь |
орфограммы
|
и, где можешь, устно объясни выбор букв. |
| Из |
орфографического словаря
|
учебника выпиши все слова с двойными согласными. |
| Буквы в этих словах узнают по |
орфографическому словарю
|
|
| Парным по глухости-звонкости согласным звукам на конце слов и перед другими |
парными согласными
|
при письме доверять нельзя, так как на месте одного и того же звука бывают разные буквы. |
| Слова с буквами л, м, н, р, в после букв |
парных согласных
|
- проверочные. |
| Что нового ты теперь знаешь о правилах |
переноса слов
|
|
| Одно-два названия признака запиши так, как нужно для |
переноса слова
|
|
| " |
Прочитай новый совет о "
|
переносе слов |
| Найди неудачные |
переносы слов
|
|
| Запомни суффиксы: |
писатель
|
, огурчик, хвостик, плохонький, красненький. |
| Какая часть слова помогла |
писателю
|
точнее назвать своего героя? |
| Как ты считаешь: нужно изучать правила |
письма
|
или их лучше отменить? |
| Ты уже умеешь при |
письме
|
выбирать правильные буквы. |
| Обрати внимание на то, как диалог передаётся в |
письменной речи
|
|
| Будем продолжать учиться правильному |
письму
|
|
| Составь |
побудительное предложение
|
и запиши его. |
| Что выражают |
побудительные предложения
|
Игоря: пожелание, предложении, просьбу? |
| Первое из |
побудительных предложений
|
ВЫПИШИ. |
| Разберись: кто в |
побудительных предложениях
|
просит Денис или Мишка? |
| Применял(а) ли ты |
правила переноса
|
слов? |
| Что нового ты теперь знаешь о |
правилах переноса
|
слов? |
| " |
Узнай о "
|
правописании |
| Нельзя вставить - приставка, можно - |
предлог
|
|
| Чтобы отличить приставку от |
предлога
|
, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. |
| Приставки в названиях действий могут быть схожи с |
предлогами
|
|
| Что важно знать о приставках и |
предлогах
|
, чтобы не допускать ошибок? |
| Что особенного в выделенном |
предлоге
|
|
| Перечисли те приставки и |
предлоги
|
, которые часто используются вместе. |
| При названиях действий |
предлогов
|
не бывает. |
| " |
Запиши текст с выбранными словами и твоим "
|
предложением |
| В каком из |
предложений
|
выражена главная мысль отрывка? |
| Понаблюдай, как построен текст, как мысль переходит от предложения к |
предложению
|
|
| Обдумайте текст, выбери самые точные слова для каждого |
предложения
|
|
| Вернись к трём |
предложениям
|
, которые ты выделил(а) из диалога Перечитай их и дай каждому научное название. |
| Над двумя первыми |
предложениями
|
надпиши, какие они по цели и интонации. |
| Следи за знаками в |
предложениях
|
|
| В названиях |
признаков предметов
|
выдели части слов. |
| " |
Раздели слова на две группы в зависимости от того, какая в них "
|
приставка |
| Буквы в |
приставках
|
проверяй по своему справочнику. |
| Какие главные орфографические задачи могут встречаться в корне, в |
приставке
|
, в суффиксе? |
| Часто в этом помогают даже части слов - |
приставки
|
и суффиксы. |
| На месте соединения корня с |
приставкой
|
или суффиксом лучше не отрывать букву согласного ни от одной из частей. |
| Предлоги подчеркни, а |
приставку
|
выдели. |
| слова, не после |
приставок
|
|
| Для какой буквы |
проверочного слова
|
нет? |
| Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук, надо одним из способов проверки корней подобрать |
проверочное слово
|
|
| Цифры1-4 напоминают: что написано - списывай; не знаешь букву в |
проверочном слове
|
, не можешь узнать её в проверяемом - оставляй «окошки». |
| "тенистая алея Запиши " |
проверочные слова
|
, а потом проверяемые. |
| Такими подсказками можно пользоваться, но называть их |
проверочными словами
|
нельзя. |
| Догадайся о способе подбора |
проверочных слов
|
и определи буквы. |
| Не забывай об «окошках» в |
проверочных словах
|
|
| В каких двух словах |
проверяемых орфограмм
|
нет? |
| Посмотри значение слова в толковом словаре, а его |
произношение
|
уточни в другом |
| Что помнишь о |
происхождении слов
|
с двойными согласными? |
| Что предположишь о |
происхождении слова
|
, если у него в корне двойные согласные? |
| В нашем языке есть слова с |
противоположным значением
|
- антонимы. |
| Какие требования к тексту в |
рассказе
|
про любимую игрушку были выполнены, а какое нарушено? |
| Дай |
рассказу
|
название по теме или по главной мысли. |
| Дополни своё |
рассуждение
|
|
| Что неудачно в |
речи
|
ребят? |
| А раз у синонимов общее значение, они |
родственные слова
|
|
| " |
Какой секрет письма есть у "
|
родственных слов |
| Выпиши в три столбика три |
родственных слова
|
из начала стихотворения. |
| " |
Выдели в "
|
родственных словах |
| Сказать правильно - значит по правилам |
русского языка
|
, а сказать точнее - значит лучше, полнее выразить мысль. |
| Расскажи близким о значении и появлении в |
русском языке
|
слова кроссовки, о происхождении некоторых других слов. |
| Придумай свои вопросы для викторины по |
русскому языку
|
|
| А раз у |
синонимов
|
общее значение, они родственные слова? |
| Найди в первом тексте |
синонимы
|
|
| Объяснишь строение и значение второго заголовка (в |
скобках
|
|
| С нашей помощью раскрой |
скобки
|
и спиши отрывок. |
| Оставшиеся слова (из |
скобок
|
) выпиши после текста, решая орфографические задачи. |
| " |
Спиши "
|
скороговорку |
| Тебе помогут |
слов
|
ари учебника, перечень научных слов. |
| Подбери к |
словам
|
антонимы. |
| Понаблюдай, как играют |
словами
|
авторы весёлых текстов. |
| Не забудь о |
словаре
|
|
| Тебе помогут |
словари
|
учебника, перечень научных слов. |
| Но сначала прочитай нашу подсказку и загляни в |
словарь
|
|
| " |
Объясни значения слов, кому "
|
словарю |
| Выпиши из |
словаря
|
для диктанта, на твой взгляд, трудных слов с непроизносимыми и удвоенными согласными; включи названия действий. |
| Выдели в |
словах
|
суффиксы. |
| " |
Отметь в "
|
слове |
| "С каждым днём мы чувствуем весну всё с л нее и с льнее Нарисуй свою " |
словесную
|
картинку. |
| Какое |
слово
|
несколько раз изменяется? |
| Составь предложение со |
словом
|
записка. |
| " |
Какой суффикс придаёт "
|
слову |
| Я так и не понял, как надо поступать, когда слышишь |
слог
|
|
| Если хочешь, помоги открыть секреты букв ещё в нескольких |
слогах
|
|
| Выпиши слово, называющее птицу, с ударением на втором |
слоге
|
|
| Можно ли в них назвать звуки, буквы, |
слоги
|
|
| Найдёшь поставь над |
слогом
|
м. |
| На месте соединения корня с приставкой или суффиксом лучше не отрывать букву |
согласного
|
ни от одной из частей. |
| О каждом |
согласном
|
можно ещё сказать, парный он или непарный по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости. |
| Почему мягкому |
согласному
|
звуку перед твёрдым при письме можно доверять, а мягкому перед мягким нельзя? |
| Везде, где можешь, после слова доказывай выбор букв; удвоенные |
согласные
|
объясни, показывая части слов. |
| Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый |
согласный
|
звук, надо одним из способов проверки корней подобрать проверочное слово. |
| А три сочетания с мягким |
согласным
|
перед мягким, где не пишется ь, у тебя отмечены? |
| Выпиши из словаря для диктанта, на твой взгляд, трудных слов с непроизносимыми и удвоенными |
согласными
|
; включи названия действий. |
| Какие способы проверки букв гласных и |
согласных
|
звуков в корнях слов тебе пригодились? |
| По-твоему, загадки — это деловые |
сообщения
|
или словесные картинки? |
| Если тебе понравилось |
сравнение
|
, назови признаки «ладошки», подбери рифму, сочини загадку и запиши. |
| " |
Прочитай весеннее "
|
стихотворение |
|
Подбери антонимы и запиши пары слов."
|
|
| " |
Поработай со "
|
стихотворением |
| Прочитай отрывки |
стихотворений
|
и подготовься к списыванию |
| " |
Прочитай строки "
|
стихотворения |
| " |
Покажи, как перенести последние слова "
|
строк |
| Поработай ещё со |
строками
|
из сказки «Конёк-горбунок». |
| " |
В смешных "
|
строках |
| Если надо сделать перенос на месте удвоенных согласных, то одну букву оставляют на |
строке
|
, а другую переносят. |
| " |
Прочитай выделенные голубым цветом "
|
строки |
| Запиши каждую группу слов на свою |
строку
|
, решай задачи письма. |
| Какое значение вносит в слово указанный |
суффикс
|
|
| Дополни слова приставками или |
суффиксами
|
и запиши предложения. |
| В |
суффиксах
|
, как частях слов, при орфограммы. |
| Какие главные орфографические задачи могут встречаться в корне, в приставке, в |
суффиксе
|
|
| " |
Узнай о правописании "
|
суффиксов |
| На месте соединения корня с приставкой или |
суффиксом
|
лучше не отрывать букву согласного ни от одной из частей. |
| Выдели в словах |
суффиксы
|
|
| Запиши рассказ |
схемами предложений
|
|
| В правило написания ь перед буквами |
твёрдых согласных
|
после слова кроме допиши сочетания, которые пишутся по-особому. |
| Обдумайте |
текст
|
, выбери самые точные слова для каждого предложения. |
| Оставшиеся слова (из скобок) выпиши после |
текста
|
, решая орфографические задачи. |
| Познакомься с |
текстами
|
|
| В |
тексте
|
очень много ошибок, поэтому думай о каждом слове. |
| Поработай с |
текстом
|
и подготовься к изложению. |
| " |
Дай название "
|
тексту |
| Найди предложение, в котором ясно высказана |
тема
|
текста (то, о чём в нём говорится). |
| Назови отрывок по |
теме
|
и запиши заголовок. |
| Оно как бы открывает дверь в текст, помогает читателю войти и познакомиться с |
темой
|
, а часто и с главной мыслью. |
| Если точно назовёшь |
тему
|
стихотворения, то догадаешься о его названии. |
| Выбери из словаря 10-12 слов со звёздочками на |
темы
|
: «Растения» и «Животные». |
| Посмотри значение слова в |
толковом словаре
|
, а его произношение уточни в другом. |
| Проверь себя по |
толковому словарю
|
|
| В одном случае тебе поможет |
толковый словарь
|
|
| можешь объяснить выбор буквы - подчёркивай её; не можешь - ставь под ней |
точку
|
|
| Поставь |
точку с запятой
|
и укажи номер предложения, которое отличается от других по цели. |
| При всех приставках, кроме вы-, |
ударение
|
ставится после этого корня: включит, отключат, подключим. |
| Следи за |
ударением
|
|
| А подчёркнута орфограмма |
ударного
|
гласного? |
| После цифры 3 укажи количество орфограмм на известные тебе правила выбора букв: на месте |
ударных
|
гласных, в начале предложения. |
| " |
Догадайся, как переносят слова с "
|
удвоенными согласными |
| В |
устной речи
|
какое-то слово в предложении мы голосом выделяем больше других. |
| Подготовь свои |
устные
|
воспоминания под названием «Однажды летом». |
| В деловых сообщениях, |
устных
|
и письменных, обычно дают полные ответы. |
| Укажи, в каком |
числе
|
употреблены эти слова. |
| Изменить |
число
|
": ед. ч. —> мн. ч. |
| Открытым тобой способом реши задачи." Хочешь запомни: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по |
эмоциональной окраске
|
|
| " |
Прочитай предложения из тетради , которому, как увидишь, русский "
|
язык |
| Вспомни, какие тайны нашего |
языка
|
открылись тебе в этих главах. |
| На месте одного звука в корне две буквы пишутся чаще всего в словах, пришедших из других |
языков
|
|
| Придумай свои вопросы для викторины по русскому |
языку
|
|