Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
|
Буква
|
на месте звука, которого нет |
|
Буквы
|
в приставках проверяй по своему справочнику. |
|
Вопросы
|
не пиши. |
|
Звук
|
" один, а буквы две |
|
Знаки
|
объяснили мне: я получу всё, что пожелаю, если правильно напишу своё желание. |
|
Значение
|
какого слова будешь уточнять? |
|
Корень
|
остаётся тем же и при заменах: |
|
Корни
|
некоторых слов, например, лестница, проверить нельзя. |
|
Написание
|
таких слов надо помнить. |
|
Нулевое окончание
|
показывают пустой рамкой: стол. |
|
Окончание
|
, которое мы назвали «невидимкой», учёные называют нулевым. |
|
Орфограмму
|
обозначай так: Он въехал, объявление; вьюга, варение. |
|
Орфограммы
|
" в приставках отмечай так: |
|
Предлоги
|
подчеркни, а приставку выдели. |
|
Предложение
|
возразило: «Но ты состоишь из предложений значит, я главнее». |
|
Предложения
|
, в которых мы о чём-то сообщаем, повествовательные, в которых спрашиваем, а те, в которых побуждаем что-то сделать (просим, советуем, требуем), |
|
Приставка
|
- часть слова, которая находится перед корнем, а суффикс - часть слова после корня. |
|
Приставки
|
в названиях действий могут быть схожи с предлогами. |
|
Родственные слова
|
учёные назвали однокоренными, потому что в них один и тот же корень. |
" |
"
|
Слова |
|
Словами
|
с корнем -хож- ответь: Ты что делаешь? |
|
Слово
|
, которое можно употребить без приставки, тоже запиши. |
При проверке |
автор
|
решил добавить предложение: Часто она мне помогает. |
Какой вопрос беспокоит |
автора
|
строк? |
Понаблюдай, как играют словами |
авторы
|
весёлых текстов. |
Цифрами покажи порядок слов по |
алфавиту
|
|
К каждому названию признака подбери его |
антоним
|
|
Укажи их |
антонимы
|
|
Её так и называют: буква |
беглого гласного
|
звука. |
Какое слово подсказывает другим букву |
безударного
|
гласного? |
"По К Чуковскому Выпиши все названия предметов, у которых в корнях слов есть " |
безударные
|
гласные. |
Покажи в схеме, как обозначен буквами |
безударный
|
звук [а]. |
" |
Выпиши примеры слов, в корнях которых есть главные опасности письма: 4-5 с "
|
безударными |
При письме в приставках бывают орфограммы |
безударных
|
гласных и парных по глухости-звонкости согласных. |
Отметь орфограммы и, где можешь, устно объясни выбор |
букв
|
|
Бывает так, что последняя |
буква
|
одной части слова и первая буква другой оказываются одинаковыми. |
Решай задачи письма, рядом пиши слова |
буквами
|
|
От значения слова - к правильной |
букве
|
|
В своём справочнике собери и запиши в один столбик приставки с |
буквой
|
о, а в другой - с буквой а. |
На месте соединения корня с приставкой или суффиксом лучше не отрывать |
букву
|
согласного ни от одной из частей. |
Ты уже умеешь при письме выбирать правильные |
буквы
|
|
Читая, найди новое название для двух |
видов
|
орфограмм. |
Какие |
виды
|
предложений по цели и интонации использовал Игорь? |
На какие три |
вопроса
|
получишь ответы? |
Если оно выделено в |
вопросе
|
, то часто и подсказывает ответ. |
Какие |
вопросительные слова
|
помогли тебе ответить на вопросы |
В |
вопросительных предложениях
|
мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, кого, чего, какой, как, зачем, почему, где, когда и другие. |
Чтобы узнать о |
вопросительных словах
|
, прочитай. |
Придумай свои |
вопросы
|
для викторины по русскому языку. |
Эта история произошла с мальчиком Витей и котом Кузей в сказочной стране, где всем командовали вопросительный и |
восклицательный знаки
|
|
Запиши тот, который передаёт |
главную мысль текста
|
|
" |
Какие слова текста начинаются с "
|
гласного |
"По К Чуковскому Выпиши все названия предметов, у которых в корнях слов есть безударные " |
гласные
|
|
Корень считают одним и тем же, а слова - родственными, если е и ё, г и ж заменяют друг друга, если «убегает» |
гласный
|
звук. |
" |
Выпиши примеры слов, в корнях которых есть главные опасности письма: 4-5 с безударными "
|
гласными |
Какие способы проверки букв |
гласных
|
и согласных звуков в корнях слов тебе пригодились? |
В каких названиях еды на конце непарные звонкие или |
глухие согласные
|
звуки? |
Выпиши слова с непарными звонкими и |
глухими согласными
|
на конце. |
При письме в приставках бывают орфограммы безударных гласных и парных по |
глухости-звонкости
|
согласных. |
Что предположишь о происхождении слова, если у него в корне |
двойные согласные
|
|
" |
Среди слов с "
|
двойными согласными |
Спиши этот разговор ( |
диалог
|
), вставляя буквы; отмечай орфограммы. |
Вернись к трём предложениям, которые ты выделил(а) из |
диалога
|
Перечитай их и дай каждому научное название. |
Какие слова в |
единственном числе
|
, а какие - во множественном! |
Объяснишь строение и значение второго |
заголовка
|
(в скобках)? |
Сравни |
заголовки
|
|
Назови отрывок по теме и запиши |
заголовок
|
|
Поставь точку с |
запятой
|
и укажи номер предложения, которое отличается от других по цели. |
Укажи номера (через |
запятую
|
), под которыми записаны предложения, одинаковые по цели и разные по интонации. |
В каких названиях еды на конце непарные |
звонкие
|
или глухие согласные звуки? |
гласными, но и перед непарными |
звонкими
|
и [в, в’]. |
Выпиши буквы непарных |
звонких
|
согласных. |
А сами буквы ъ и ь обозначают какой-то |
звук
|
или они только помощники? |
" |
Какие слова текста начинаются с гласного "
|
звука |
Как ты раньше отвечал(а) на вопрос: когда парным по глухости звонкости согласным |
звукам
|
нельзя доверять? |
Запиши по памяти слова с непроизносимыми согласными |
звуками
|
, написанием которых командует только словарь. |
Если буквы на месте орфограмм такие же, как |
звуки
|
, ставь знак +, если другие, ставь —. |
" |
Выполни "
|
звуко-буквенный разбор |
" |
Над указанным словом обозначь количество "
|
звуков |
Выпиши (в столбик) слова с непроизносимым |
звуком
|
С 73 и подчеркни выделенные буквы. |
Почему мягкому согласному |
звуку
|
перед твёрдым при письме можно доверять, а мягкому перед мягким нельзя? |
Какой разделительный |
знак
|
тебе понадобился? |
Следи за |
знаками
|
в предложениях. |
Соблюдай ту интонацию, которую подсказывают |
знаки
|
|
Выпиши предложения, в которых нет |
знаков
|
, и исправь ошибки. |
Посмотри, как пишутся последние три слова, и запиши их ещё раз, теперь с нужным |
знаком
|
: съёмка, съехал, вьюга. |
Поделись дома важным открытием: если задумываться над |
значением
|
слов, то в корнях многих из них не сделаешь ошибки. |
Расскажи близким о |
значении
|
и появлении в русском языке слова кроссовки, о происхождении некоторых других слов. |
В чём различие |
значений
|
слов? |
Отметь в словах ту часть, которая делает их похожими по |
значению
|
|
" |
Прочитай сочетания слов и поразмышляй над их "
|
значениями |
Окончание - это |
изменяемая часть слова
|
", с помощью которой слова связываются друг с другом Окончание выделяют так |
"Геннадий группа Анна Алла ванна Кирилл. Запиши " |
имена собственные
|
, а потом остальные слова. |
Над собственным |
именем
|
цифрой укажи, сколько в нём звуков. |
Найди у себя в записи названия предметов и надпиши: (отметь и собственное |
имя
|
|
А собственных |
имён
|
|
Правильно ли составил поздравление наш |
иностранный
|
друг? |
Потом прочитай предложения с |
интонацией
|
просьбы. |
Какое оно по цели и |
интонации
|
|
" |
Прочитай текст так, чтобы показать "
|
интонацию |
Покажи в них |
корень
|
|
"В Мусатов Как секрет " |
корней
|
помог тебе понять значение слова к рпяпга? |
После приставок перед |
корнем
|
пишется ъ, а в других частях |
Запоминай |
корни
|
, перед которыми часто пишется ъ. |
На месте соединения |
корня
|
с приставкой или суффиксом лучше не отрывать букву согласного ни от одной из частей. |
Какие способы проверки букв гласных и согласных звуков в |
корнях
|
слов тебе пригодились? |
Слово происходит от двух |
латинских слов
|
: «вёлосис», что значит «быстрый», и «пёдис», что значит «нога». |
Ниже надпиши мн ч и спиши столбик слов во |
множественном числе
|
|
Находи |
мягкие согласные
|
звуки, а подчёркивай буквы, которые указывают на мягкость звука. |
Выпиши три слова с орфограммой: |
мягкий согласный
|
перед мягким; покажи все опасные места. |
А три сочетания с |
мягким согласным
|
перед мягким, где не пишется ь, у тебя отмечены? |
Выпиши слова с известными тебе сочетаниями |
мягких согласных
|
, в которых нет ь. |
А две орфограммы на месте |
мягкого согласного
|
звука показаны 2? |
Почему |
мягкому согласному
|
звуку перед твёрдым при письме можно доверять, а мягкому перед мягким нельзя? |
Постарайся запомнить их |
написание
|
|
Наблюдай за звучанием и |
написанием
|
приставок. |
Задай вслух орфографические вопросы о |
написании
|
остальных слов. |
Вспомни секрет |
написания
|
корней и найди новые сведения. |
" |
Все ли слова в записи ученика с непроверяемыми "
|
написаниями |
Выпиши буквы |
непарных звонких согласных
|
|
Из каждой пары выпиши слова с двойными согласными, отмечай их как |
непроверяемые орфограммы
|
|
Слова, написание которых не проверяется с помощью правила, так и называют: слова с |
непроверяемыми орфограммами
|
|
" |
Выпиши все слова с орфограммой: буква на месте "
|
непроизносимого согласного |
В каких же сочетаниях звуков бывают |
непроизносимые согласные
|
|
Чтобы узнать, есть ли в слове |
непроизносимый согласный
|
звук, надо одним из способов проверки корней подобрать проверочное слово. |
Запиши по памяти слова с |
непроизносимыми согласными
|
звуками, написанием которых командует только словарь. |
В русском языке иногда в словах бывают непроизносимые согласные звуки, а на их месте при письме - буквы |
непроизносимых согласных
|
звуков. |
Они служат для |
образования слов
|
|
Значит у этих слов нет |
общего значения
|
|
А раз у синонимов |
общее значение
|
, они родственные слова? |
" |
Из каждого отрывка выпиши "
|
однокоренные слова |
Чтобы найти |
окончание
|
, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов. |
Что особенного в |
окончании
|
слова стол! |
" |
Послушай гласные звуки в "
|
окончаниях |
" |
Отгадай слова по "
|
описанию |
Запиши слова на листочке в столбик с «окошками» на месте |
орфограмм
|
|
Если надо показать, что |
орфограмма
|
непроверяемая, подчёркивай её так: чувство, мороз. |
На сколько групп по |
орфограммам
|
корня разделишь эти слова? |
Выделяй другим цветом и буквы согласных, которые бывают |
орфограммами
|
|
Дополни каждую группу словами с такой же |
орфограммой
|
|
Обозначь |
орфограмму
|
= , а в названиях предметов покажи, что она в корне. |
Отметь |
орфограммы
|
и, где можешь, устно объясни выбор букв. |
Из |
орфографического словаря
|
учебника выпиши все слова с двойными согласными. |
Буквы в этих словах узнают по |
орфографическому словарю
|
|
Парным по глухости-звонкости согласным звукам на конце слов и перед другими |
парными согласными
|
при письме доверять нельзя, так как на месте одного и того же звука бывают разные буквы. |
Слова с буквами л, м, н, р, в после букв |
парных согласных
|
- проверочные. |
Что нового ты теперь знаешь о правилах |
переноса слов
|
|
Одно-два названия признака запиши так, как нужно для |
переноса слова
|
|
" |
Прочитай новый совет о "
|
переносе слов |
Найди неудачные |
переносы слов
|
|
Запомни суффиксы: |
писатель
|
, огурчик, хвостик, плохонький, красненький. |
Какая часть слова помогла |
писателю
|
точнее назвать своего героя? |
Как ты считаешь: нужно изучать правила |
письма
|
или их лучше отменить? |
Ты уже умеешь при |
письме
|
выбирать правильные буквы. |
Обрати внимание на то, как диалог передаётся в |
письменной речи
|
|
Будем продолжать учиться правильному |
письму
|
|
Составь |
побудительное предложение
|
и запиши его. |
Что выражают |
побудительные предложения
|
Игоря: пожелание, предложении, просьбу? |
Первое из |
побудительных предложений
|
ВЫПИШИ. |
Разберись: кто в |
побудительных предложениях
|
просит Денис или Мишка? |
Применял(а) ли ты |
правила переноса
|
слов? |
Что нового ты теперь знаешь о |
правилах переноса
|
слов? |
" |
Узнай о "
|
правописании |
Нельзя вставить - приставка, можно - |
предлог
|
|
Чтобы отличить приставку от |
предлога
|
, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. |
Приставки в названиях действий могут быть схожи с |
предлогами
|
|
Что важно знать о приставках и |
предлогах
|
, чтобы не допускать ошибок? |
Что особенного в выделенном |
предлоге
|
|
Перечисли те приставки и |
предлоги
|
, которые часто используются вместе. |
При названиях действий |
предлогов
|
не бывает. |
" |
Запиши текст с выбранными словами и твоим "
|
предложением |
В каком из |
предложений
|
выражена главная мысль отрывка? |
Понаблюдай, как построен текст, как мысль переходит от предложения к |
предложению
|
|
Обдумайте текст, выбери самые точные слова для каждого |
предложения
|
|
Вернись к трём |
предложениям
|
, которые ты выделил(а) из диалога Перечитай их и дай каждому научное название. |
Над двумя первыми |
предложениями
|
надпиши, какие они по цели и интонации. |
Следи за знаками в |
предложениях
|
|
В названиях |
признаков предметов
|
выдели части слов. |
" |
Раздели слова на две группы в зависимости от того, какая в них "
|
приставка |
Буквы в |
приставках
|
проверяй по своему справочнику. |
Какие главные орфографические задачи могут встречаться в корне, в |
приставке
|
, в суффиксе? |
Часто в этом помогают даже части слов - |
приставки
|
и суффиксы. |
На месте соединения корня с |
приставкой
|
или суффиксом лучше не отрывать букву согласного ни от одной из частей. |
Предлоги подчеркни, а |
приставку
|
выдели. |
слова, не после |
приставок
|
|
Для какой буквы |
проверочного слова
|
нет? |
Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук, надо одним из способов проверки корней подобрать |
проверочное слово
|
|
Цифры1-4 напоминают: что написано - списывай; не знаешь букву в |
проверочном слове
|
, не можешь узнать её в проверяемом - оставляй «окошки». |
"тенистая алея Запиши " |
проверочные слова
|
, а потом проверяемые. |
Такими подсказками можно пользоваться, но называть их |
проверочными словами
|
нельзя. |
Догадайся о способе подбора |
проверочных слов
|
и определи буквы. |
Не забывай об «окошках» в |
проверочных словах
|
|
В каких двух словах |
проверяемых орфограмм
|
нет? |
Посмотри значение слова в толковом словаре, а его |
произношение
|
уточни в другом |
Что помнишь о |
происхождении слов
|
с двойными согласными? |
Что предположишь о |
происхождении слова
|
, если у него в корне двойные согласные? |
В нашем языке есть слова с |
противоположным значением
|
- антонимы. |
Какие требования к тексту в |
рассказе
|
про любимую игрушку были выполнены, а какое нарушено? |
Дай |
рассказу
|
название по теме или по главной мысли. |
Дополни своё |
рассуждение
|
|
Что неудачно в |
речи
|
ребят? |
А раз у синонимов общее значение, они |
родственные слова
|
|
" |
Какой секрет письма есть у "
|
родственных слов |
Выпиши в три столбика три |
родственных слова
|
из начала стихотворения. |
" |
Выдели в "
|
родственных словах |
Сказать правильно - значит по правилам |
русского языка
|
, а сказать точнее - значит лучше, полнее выразить мысль. |
Расскажи близким о значении и появлении в |
русском языке
|
слова кроссовки, о происхождении некоторых других слов. |
Придумай свои вопросы для викторины по |
русскому языку
|
|
А раз у |
синонимов
|
общее значение, они родственные слова? |
Найди в первом тексте |
синонимы
|
|
Объяснишь строение и значение второго заголовка (в |
скобках
|
|
С нашей помощью раскрой |
скобки
|
и спиши отрывок. |
Оставшиеся слова (из |
скобок
|
) выпиши после текста, решая орфографические задачи. |
" |
Спиши "
|
скороговорку |
Тебе помогут |
слов
|
ари учебника, перечень научных слов. |
Подбери к |
словам
|
антонимы. |
Понаблюдай, как играют |
словами
|
авторы весёлых текстов. |
Не забудь о |
словаре
|
|
Тебе помогут |
словари
|
учебника, перечень научных слов. |
Но сначала прочитай нашу подсказку и загляни в |
словарь
|
|
" |
Объясни значения слов, кому "
|
словарю |
Выпиши из |
словаря
|
для диктанта, на твой взгляд, трудных слов с непроизносимыми и удвоенными согласными; включи названия действий. |
Выдели в |
словах
|
суффиксы. |
" |
Отметь в "
|
слове |
"С каждым днём мы чувствуем весну всё с л нее и с льнее Нарисуй свою " |
словесную
|
картинку. |
Какое |
слово
|
несколько раз изменяется? |
Составь предложение со |
словом
|
записка. |
" |
Какой суффикс придаёт "
|
слову |
Я так и не понял, как надо поступать, когда слышишь |
слог
|
|
Если хочешь, помоги открыть секреты букв ещё в нескольких |
слогах
|
|
Выпиши слово, называющее птицу, с ударением на втором |
слоге
|
|
Можно ли в них назвать звуки, буквы, |
слоги
|
|
Найдёшь поставь над |
слогом
|
м. |
На месте соединения корня с приставкой или суффиксом лучше не отрывать букву |
согласного
|
ни от одной из частей. |
О каждом |
согласном
|
можно ещё сказать, парный он или непарный по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости. |
Почему мягкому |
согласному
|
звуку перед твёрдым при письме можно доверять, а мягкому перед мягким нельзя? |
Везде, где можешь, после слова доказывай выбор букв; удвоенные |
согласные
|
объясни, показывая части слов. |
Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый |
согласный
|
звук, надо одним из способов проверки корней подобрать проверочное слово. |
А три сочетания с мягким |
согласным
|
перед мягким, где не пишется ь, у тебя отмечены? |
Выпиши из словаря для диктанта, на твой взгляд, трудных слов с непроизносимыми и удвоенными |
согласными
|
; включи названия действий. |
Какие способы проверки букв гласных и |
согласных
|
звуков в корнях слов тебе пригодились? |
По-твоему, загадки — это деловые |
сообщения
|
или словесные картинки? |
Если тебе понравилось |
сравнение
|
, назови признаки «ладошки», подбери рифму, сочини загадку и запиши. |
" |
Прочитай весеннее "
|
стихотворение |
|
Подбери антонимы и запиши пары слов."
|
|
" |
Поработай со "
|
стихотворением |
Прочитай отрывки |
стихотворений
|
и подготовься к списыванию |
" |
Прочитай строки "
|
стихотворения |
" |
Покажи, как перенести последние слова "
|
строк |
Поработай ещё со |
строками
|
из сказки «Конёк-горбунок». |
" |
В смешных "
|
строках |
Если надо сделать перенос на месте удвоенных согласных, то одну букву оставляют на |
строке
|
, а другую переносят. |
" |
Прочитай выделенные голубым цветом "
|
строки |
Запиши каждую группу слов на свою |
строку
|
, решай задачи письма. |
Какое значение вносит в слово указанный |
суффикс
|
|
Дополни слова приставками или |
суффиксами
|
и запиши предложения. |
В |
суффиксах
|
, как частях слов, при орфограммы. |
Какие главные орфографические задачи могут встречаться в корне, в приставке, в |
суффиксе
|
|
" |
Узнай о правописании "
|
суффиксов |
На месте соединения корня с приставкой или |
суффиксом
|
лучше не отрывать букву согласного ни от одной из частей. |
Выдели в словах |
суффиксы
|
|
Запиши рассказ |
схемами предложений
|
|
В правило написания ь перед буквами |
твёрдых согласных
|
после слова кроме допиши сочетания, которые пишутся по-особому. |
Обдумайте |
текст
|
, выбери самые точные слова для каждого предложения. |
Оставшиеся слова (из скобок) выпиши после |
текста
|
, решая орфографические задачи. |
Познакомься с |
текстами
|
|
В |
тексте
|
очень много ошибок, поэтому думай о каждом слове. |
Поработай с |
текстом
|
и подготовься к изложению. |
" |
Дай название "
|
тексту |
Найди предложение, в котором ясно высказана |
тема
|
текста (то, о чём в нём говорится). |
Назови отрывок по |
теме
|
и запиши заголовок. |
Оно как бы открывает дверь в текст, помогает читателю войти и познакомиться с |
темой
|
, а часто и с главной мыслью. |
Если точно назовёшь |
тему
|
стихотворения, то догадаешься о его названии. |
Выбери из словаря 10-12 слов со звёздочками на |
темы
|
: «Растения» и «Животные». |
Посмотри значение слова в |
толковом словаре
|
, а его произношение уточни в другом. |
Проверь себя по |
толковому словарю
|
|
В одном случае тебе поможет |
толковый словарь
|
|
можешь объяснить выбор буквы - подчёркивай её; не можешь - ставь под ней |
точку
|
|
Поставь |
точку с запятой
|
и укажи номер предложения, которое отличается от других по цели. |
При всех приставках, кроме вы-, |
ударение
|
ставится после этого корня: включит, отключат, подключим. |
Следи за |
ударением
|
|
А подчёркнута орфограмма |
ударного
|
гласного? |
После цифры 3 укажи количество орфограмм на известные тебе правила выбора букв: на месте |
ударных
|
гласных, в начале предложения. |
" |
Догадайся, как переносят слова с "
|
удвоенными согласными |
В |
устной речи
|
какое-то слово в предложении мы голосом выделяем больше других. |
Подготовь свои |
устные
|
воспоминания под названием «Однажды летом». |
В деловых сообщениях, |
устных
|
и письменных, обычно дают полные ответы. |
Укажи, в каком |
числе
|
употреблены эти слова. |
Изменить |
число
|
": ед. ч. —> мн. ч. |
Открытым тобой способом реши задачи." Хочешь запомни: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по |
эмоциональной окраске
|
|
" |
Прочитай предложения из тетради , которому, как увидишь, русский "
|
язык |
Вспомни, какие тайны нашего |
языка
|
открылись тебе в этих главах. |
На месте одного звука в корне две буквы пишутся чаще всего в словах, пришедших из других |
языков
|
|
Придумай свои вопросы для викторины по русскому |
языку
|
|