Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
Иван Фёдоров напечатал первую русскую « |
Азбуку
|
|
Узнать буквы можно по их месту в |
алфавите
|
первые две буквы расположены между буквами; третья стоит после буквы Э; четвёртая - последняя буква алфавита. |
|
Буквы
|
, выбранные по правилу, называют орфограммами. |
" |
Покажи графически связь "
|
Главных членов предложения |
Сохраняется ли различие в |
Гласных
|
звуках? |
Обозначение на письме звонких и |
глухих согласных
|
звуков. |
|
Двойные согласные
|
в иноязычных словах часто произносятся без долгого звука: сУффикс [ф], тоннёль [н]. |
Прочитай, отчётливо произнося |
звуки
|
|
" |
"
|
Значение |
|
Значения
|
каких слов тебе неизвестны? |
|
Значимые части слова
|
, однокоренные слова. |
|
Имена
|
прилагательные при необычном порядке слов. |
|
Корень
|
- как в слове кормушка. |
|
Корни
|
в однокоренных словах пишется одинаково: лист, листочек, листва; глаз, глазки, глазной. |
|
Лексика
|
и грамматика - разделы науки о языке. |
С помощью каких слов можно назвать предметы, |
лица
|
, их признаки, действия, изображённые на рисунках? |
Подчеркни в словах буквы, сочетания букв, которыми обозначены |
мягкие согласные
|
|
|
Окончание
|
как в слове лента. |
|
Орфограммы
|
в корне слова. |
По какому признаку произошёл |
перенос слова
|
значения слова золотой? |
|
Писатели
|
, поэты, художники слова. |
|
Письмо
|
" |
|
Пословицы
|
делают нашу речь выразительной, убедительной и мудрой. |
|
Предлоги
|
употребляются с именами су ществительными (или их заместителями: к нему, от него, с ним). |
|
Предложение
|
иногда может начинаться с предлога. |
|
Приставка
|
- как в слове подвеска. |
|
Проверочное слово
|
можно показать на письме так: волны - волна. |
|
Проверочные слова
|
: ныряла, ночью, рыбки, нежилась, жемчужная, озеро. |
Составь |
рассказ
|
из глаголов. |
|
Речь
|
звучала как музыка. |
Он всякий час со мной, |
Родной язык
|
мой русский, Как Родина, родной! |
|
Русский язык
|
понимают все народы, живущие в России. |
|
Слова
|
с переносным значением часто называют словами со спрятанными в них сравнениями. |
Поэтому уточнять значение и правописание этих и других иноязычных слов можно в « |
Словаре
|
иностранных слов». |
|
Слово
|
как часть речи, как изменяется (в сочетании слов). |
Из каких звуков построены |
слоги
|
, слова? |
|
Суффиксы
|
и приставки вместе с корнем составляют основу слова. |
|
Текст
|
можно озаглавить. |
|
Ударение
|
выделение голосом в слове одного из слогов. |
|
Устная речь
|
, произносим, слог, звуки, буквы, ударение, пишем, звучащее слово, слушаем, говорим. |
|
Частица
|
не с глаголами пишется отдельно: не вырывается, не доносится. |
|
Чтение
|
лучшее учение. |
Уточни происхождение этого слова в |
этимологическиом
|
словарике учебника. |
|
Язык
|
не лопатка знает, что горько, что сладко. |
Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам |
Языком
|
, и всё в ней для нас родное. |
Запиши текст, обозначая границы предложений и вы деляя красной строкой каждую его часть ( |
абзац
|
|
Укажи в первом предложении второго |
абзаца
|
связь главных членов предложения. |
Подготовься письменно рассказать о своих зимних каникулах, передать впечатление по теме, настроение: составь и запиши 4—5 предложений, покажи связь главных членов в предложениях; продумай порядок, связь предложений и частей ( |
абзацев
|
), составь и запиши текст. |
Укажи, какие известные тебе части речи использует |
автор
|
в песне кукушки. |
Образные слова, сравнения часто используются |
авторами
|
для выражения своего отношения к предмету в художественных текстах. |
Старая русская |
азбука
|
состояла только из заглавных букв. |
Почему в русской |
азбуке
|
написание многих букв сходно с написанием букв греческого алфавита? |
Сравни начертание и название букв греческого алфавита и старой русской |
азбуки
|
|
Какие буквы русского |
алфавита
|
обозначают парные звуки по твёрдости и мягкости? |
Сколько в |
алфавите
|
букв для обозначения звонких согласных? |
Спиши слова из словаря по |
алфавиту
|
, разделяя их для переноса. |
Выполни звукобуквенный |
анализ
|
слов: аллея, пальто, месяц, музей, тест. |
Как действовать при звукобуквенном |
анализе
|
(разборе) любого слова, подскажет памятка б. |
Договоримся для удобства называть анализ (разбор) слова по составу значимых частей просто |
анализом
|
(разбором) слова по составу. |
Подбери |
антоним
|
к глаголу оделась. |
" |
Значение слова, "
|
антонимы |
Поэтому сначала нужно применить способ проверки |
безударного гласного
|
в корне. |
Запиши слова в такой последовательности: с |
безударной гласной
|
а, затем о, далее е. |
Подчеркни |
безударные гласные
|
, не проверяемые ударением. |
Во втором слоге звук [с'] согласный, глухой, мягкий; звук [т согласный, глухой, мягкий; звук [й'] согласный, звонкий, мягкий; звук [а] |
безударный гласный
|
|
Запиши однокоренные слова с |
безударным гласным
|
в корне, не проверяемым ударением. |
Выпиши слова с проверяемыми |
безударными гласными
|
в корне, рядом запиши проверочные слова. |
Почему правописание |
безударных гласных
|
в некоторых словах нужно уточнять в словаре или запоминать? |
Какой звук и какая |
буква
|
изменили лексическое значение слов? |
Если первые буквы слов одинаковы, располагай слова по вторым |
буквам
|
, третьим и так далее, например: север, суббота, сугроб. |
Графически покажи орфограммы в словах с недостающими |
буквами
|
|
Выпиши слова, различающиеся одной |
буквой
|
|
Как ты будешь действовать, выбирая |
букву
|
|
Запиши текст, вставляя пропущенные |
буквы
|
и слова по смыслу. |
Образуй от данных слов имена прилагательные, отвечающие на |
вопрос
|
чьи? |
Вслушивайся в окончание |
вопроса
|
: шляпу (какую?) |
Подумай над |
вопросами
|
|
Какое средство языка используют для выражения мыслей (сообщений, |
вопросов
|
, просьб и др.)? |
Можно использовать для ответа на |
вопросы
|
: бегут как? |
Отсюда и пошло |
выражение
|
«начать с красной строки». |
В подборе каких слов и |
выражений
|
это проявляется? |
Попробуйте вспомнить, отыскать в языке разные слова и |
выражения
|
, строки о символе России берёзе и на их основе составить текст. |
Спиши |
высказывание
|
|
Какие |
высказывания
|
-предложения можно составить по этим схемам? |
" |
Найди слова, которые дополняют смысл каждого "
|
главного члена предложения |
Определи |
главные члены предложений
|
|
Выдели в предложениях |
главные члены предложения
|
|
Является ли оно |
главным членом предложения
|
|
" |
Определи, какие слова могут стать "
|
главными членами предложения |
Покажи графически связь |
главных членов предложений
|
|
Покажи связь |
главных членов предложения
|
|
Почему |
глагол
|
считается одной из самых важных частей речи для выражения мыслей и чувств? |
От |
глагола
|
наречь получила название большая группа нарицательных имён существительных: река, Девочка, город, небо. |
Поставь вопросы к этим |
глаголам
|
|
Действие, обозначаемое |
глаголами
|
, может происходить во времени: до момента речи (в прошедшем времени), в момент речи (в насто ящее время), после момента речи (в будущем времени). |
Обозначь окончания в |
глаголах
|
|
Составь рассказ из |
глаголов
|
|
Подбери антоним к |
глаголу
|
оделась. |
Понаблюдай, как изменяются имена прилагательные и |
глаголы
|
в зависимости от формы имени существительного. |
Поэтому сначала нужно применить способ проверки безударного |
гласного
|
в корне. |
Запиши под диктовку слова, распределяя их в столбики по непроверяемой |
гласной
|
в корне: а, о, е. |
Какую |
гласную
|
ты вставишь? |
Подчеркни |
гласные
|
, не проверяемые ударением. |
В какой отгадке |
гласный
|
после шипящего нужно сначала проверить ударением? |
В звучащем слове между со |
гласным
|
и гласным есть звук [й']. |
Выпиши слова с проверяемыми безударными |
гласными
|
в корне, рядом запиши проверочные слова. |
В слове листья 2 слога ли-стья; 6 звуков 2 |
гласных
|
, 4 согласных; 6 букв. |
Определи, есть ли в словах орфограмма парные звонкие и |
глухие согласные
|
|
Какие слова помогут правильно записать слова с парным звонким и |
глухим согласным
|
на конце? |
Выпиши из орфографического словарика слова с парными звонкими и |
глухими согласными
|
на конце. |
Обозначение на письме звонких и |
глухих согласных
|
звуков. |
Выпиши слова по группам: с орфограммой на конце слова, с орфограммой в середине слова перед |
глухой согласной
|
|
Понаблюдай, как «ведут себя» в русском языке парные по |
глухости-звонкости
|
согласные звуки на конце слов при их произнесении. |
Почему выделенные суффиксы называют в |
грамматике
|
уменьшительно-ласкательными? |
Почему эти слова термины пришли к нам из |
греческого языка
|
|
Подчеркни в словах |
двойные согласные
|
|
Какими словами с |
двойными согласными
|
можно дополнить сочетания слов (словосочетания)? |
От чего зависит написание в них |
двойных согласных
|
|
Выпиши сначала |
двусложные слова
|
, затем трёхсложные, разделяя для переноса. |
Если постараешься, получится |
двустишие
|
|
Выпиши слова, называющие: предметы; признаки предметов; |
действия предметов
|
|
Часто, чтобы избежать повторов в тексте, глав ным член существительное одного предложения заменяют в другом словами он, она, оно, они (местоимениями), которые указывают на |
действующее лицо
|
(предмет), а какое само действие, то есть главные члены предложения. |
"Слова какой части речи ты будешь использовать для выражения:" |
действующих лиц
|
|
Прочитайте по ролям |
диалог
|
|
Подчеркни |
заглавные буквы
|
|
Старая русская азбука состояла только из |
заглавных букв
|
|
Отражена ли в |
заголовке
|
тема текста? |
Выбери один из |
заголовков
|
|
Запиши его вместе с |
заголовком
|
, вставляя нужные буквы. |
Какой |
заголовок
|
можно подобрать? |
Какие |
звонкие согласные
|
не имеют парных по глухости? |
Обозначь: а) ударный гласный — знаком ('); б) мягкий согласныи знаком ('); в) |
звонкий согласный
|
буквой з, глухой буквой г (указать стрелкой). |
Сколько в алфавите букв для обозначения |
звонких согласных
|
|
Во втором слоге |
звук
|
[с'] согласный, глухой, мягкий; звук [т согласный, глухой, мягкий; звук [й'] согласный, звонкий, мягкий; звук [а] безударный гласный. |
Устно дай характеристику каждого |
звука
|
первого слова. |
Снегирь - предположения: по подражанию |
звукам
|
; от слова снег. |
В некоторых формах слов окончание бывает не выражено |
звуками
|
(буквами). |
Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные |
звуки
|
|
Как действовать при |
звукобуквенном анализе
|
(разборе) любого слова, подскажет памятка б. |
Выполни |
звукобуквенный анализ
|
слов: аллея, пальто, месяц, музей, тест. |
Подчеркни буквы, обозначающие звук [й'] перед гласным |
звуком
|
|
Как узнать, какие сочетания букв выбрать для обозначения на письме |
звукосочетаний
|
[сн], [зн], [рц]? |
Выбери букву по |
звуку
|
в сильной позиции, подбирая проверочное слово или применяя правило. |
Какой |
знак препинания
|
поставишь в конце предложения в каждом случае? |
Сверь каждое слово и |
знаки препинания
|
с образцом. |
Поясни употребление |
знаков препинания
|
в конце предложений. |
Узнай и запиши |
значение
|
выделенного слова. |
Какие значимые части образуют слова с новым лексическим |
значением
|
|
Подчеркни слова, использованные в переносном |
значении
|
|
Приведите друг другу примеры слов: а) имеющих несколько |
значений
|
; б) противоположных по значению. |
Приведите друг другу примеры слов: а) имеющих несколько значений; б) противоположных по |
значению
|
|
Повлияет ли перенос ударения на измене ние |
значения
|
слова и смысла текста? |
В каких |
значениях
|
употреблены слова искусная, искусстВо в тексте? |
Определи, в какой |
значимой части слова
|
находится орфограмма. |
Без какой |
значимой части слово
|
не существует? |
Почему приставку называют |
значимой частью слова
|
|
Какие |
значимые части слов
|
вы знаете? |
Выдели |
значимые части слова
|
в существительных множественного числа. |
Произведи разбор по составу |
значимых частей слова
|
маленький. |
"Рыбы: ёрш, Птицы: соловей,Это одушевлённые или неодушевлённые " |
имена
|
существительные? |
Найди в тесте одушевлённые |
имена
|
существительные, укажи их форму числа. |
Выпиши часть текста, в которой использованы |
имена собственные
|
|
От каких слов будешь задавать вопрос к |
именам
|
прилагательным? |
Спиши текст, над |
именами
|
существительными укажи форму числа: ед.ч. или мн.ч. |
Обозначь окончания в |
именах
|
прилагательных. |
Подчеркни большие буквы в |
именах собственных
|
|
Понаблюдай, как изменяются имена прилагательные и глаголы в зависимости от формы |
имени
|
существительного. |
На каждом платке будет вышито |
имя
|
односельчанина, погибшего в годы войны. |
По какому сходству с золотом употребляется |
имя прилагательное
|
золотой со словами листик, руки? |
Чтобы определить, в каком числе употребляется |
имя существительное
|
, измени его так, чтобы оно отвечало на вопрос что? |
Найди |
имя числительное
|
" в тексте загадки В какой речевой ситуации необхо димо использовать знания о частях речи?" |
Поэтому уточнять значение и правописание этих и других иноязычных слов можно в «Словаре |
иностранных
|
слов». |
Двойные согласные в |
иноязычных словах
|
часто произносятся без долгого звука: сУффикс [ф], тоннёль [н]. |
Помогут ли знаки в конце предложения выбрать |
интонацию
|
при чтении? |
Получается ли нужная |
интонация
|
|
Почему некоторые из них даны в |
кавычках
|
|
Они пишутся с большой буквы, а их названия заключаются с обеих сторон в |
кавычки
|
|
Запись звукового строения слова даётся в |
квадратных скобках
|
так: Деньки [д'ин'к'и], ель [й'эл'], ключ [кл'уч'], Дрожжи [дРОЖЫ]. |
Сверь написание |
корней
|
в однокоренных словах. |
Выпиши однокоренные слова с |
корнем
|
част и их формы, раскрой скобки. |
Выдели в них |
корни
|
и окончания. |
Подготовьтесь обобщить и рассказать по схеме об орфограммах |
корня
|
слова и способах их проверки. |
При проверке слов солнце, здравствуй можно использовать также слова с историческими |
корнями
|
|
Подчеркни орфограммы в |
корнях
|
однокоренных слов. |
Запиши ответ с |
красной строки
|
|
Запиши текст, обозначая границы предложений и вы деляя |
красной строкой
|
каждую его часть (абзац). |
Где использовали |
красную строку
|
|
Конкретные (лексические) значения слов изучает |
лексика
|
, а общие (грамматические) значения и формы слов изучает грамматика. |
Какими бывают |
лексические значения
|
слов? |
Какие значимые части образуют слова с новым |
лексическим значением
|
|
Какая часть слова не меняет его |
лексического значения
|
, а изменяет его форму и служит для связи слов? |
Какой звук и какая буква изменили |
лексическое значение
|
слов? |
Что можно сказать о |
лексическом значении
|
выделенного слова в этих предложениях? |
Выпиши слова, обозначающие действия |
лиц
|
, предметов. |
Какие слова называют того, кто совершает действие (действующее |
лицо
|
, предмет)? |
В тексте часто вместо имени существи тельного употребляются слова- |
местоимения
|
: она, они и др. |
Часто, чтобы избежать повторов в тексте, главным член существительное одного предложения заменяют в другом словами он, она, оно, они ( |
местоимениями
|
), которые указывают на действующее лицо (предмет): мальки... ОНИ... |
Уточни в словаре: однозначное или |
многозначное слово
|
куранты; какие значения может иметь слово бить. |
Выдели значимые части слова в существительных |
множественного числа
|
|
Составь предложения, употребляя слова во |
множественном числе
|
|
Действие, обозначаемое глаголами, мо жет происходить во времени: до момента речи (в прошедшем времени), в |
момент речи
|
(в насто ящее время), после момента речи (в будущем времени). |
Укажи, из каких значимых частей ( |
морфем
|
) состоят выделенные основы слов. |
Укажи все значимые части ( |
морфемы
|
|
Подчеркни буквы, обозначающие |
мягкие согласные
|
звуки. |
Нужен ли |
мягкий знак
|
|
Произведи звукобуквенный разбор слова с разделительным |
мягким знаком
|
|
Подбери слова с |
мягким согласным
|
|
Употребляется ли мягкий знак между двумя |
мягкими согласными
|
, кроме л? |
О каком способе обозначения |
мягких согласных
|
звуков говорится в стихотворении? |
Выпиши слово, в котором роль |
мягкого знака
|
отличается от других. |
Для |
наименования
|
единичных предметов (лиц) используются собственные имена существительные: Медянка, Полина, Москва. |
На эти вопросы отвечают |
наречия
|
|
Как ты будешь действовать при составлении предложений, если все слова даны в |
начальной форме
|
(как в словаре)? |
Запиши под диктовку слова, распределяя их в столбики по |
непроверяемой гласной
|
в корне: а, о, е. |
Подчеркни в словах двойные согласные и |
непроверяемые гласные
|
|
Найди и запиши слова с |
непроверяемыми гласными
|
и согласными в корне слова. |
Каково место |
непроизносимого согласного
|
в этих словах между согласными или перед ними? |
Подчеркни орфограмму |
непроизносимые согласные
|
на стыке корня и суффикса, двух суффиксов. |
Составь предложения, употребив в них слова с труднопроверяемыми |
непроизносимыми согласными
|
|
Пишутся по правилам французского языка, произносятся по |
нормам русского языка
|
: о как ё. |
Совпадает ли это с |
нормой произношения
|
слов? |
Подготовься прочитать текст, соблюдая |
нормы произношения
|
|
Подчеркни буквы глухих согласных в слове с |
обобщённым значением
|
|
Приведи пример, используя приветствие и |
обращение
|
|
Выпиши к слову глаза 1) |
однокоренное слово
|
, 2) синоним. |
Вслушивайся в |
окончание
|
вопроса: шляпу (какую?) |
С помощью каких |
окончаний
|
это сделаешь? |
Вставь |
окончания
|
|
"Выпиши " |
описание
|
произведения природы — Столбы. |
"Какие части речи чаще используются при " |
описании
|
птицы? |
Прочитай стихотворные тексты- |
описания
|
|
предложения чаще используются |
определением
|
|
Объясни написание |
орфограмм
|
|
Найди слова с изученными |
орфограммами
|
|
Какие из них можно привести как примеры к каждой |
орфограмме
|
|
Как проверишь слова с |
орфограммой
|
|
Графически выдели |
орфограмму
|
и способ её проверки. |
Вспомни известные тебе |
орфограммы
|
|
Выдели |
основу слова
|
|
Укажи, из каких значимых частей (морфем) состоят выделенные |
основы слов
|
|
Какие |
оттенки значения
|
вносят в слова выделенные части слов суффиксы? |
Подчеркните орфограмму |
парные согласные
|
слов. |
Запиши сочетания слов с их « |
переводом
|
" так: золотое кольцо - кольцо из золота. |
Повлияет ли |
перенос ударения
|
на измене ние значения слова и смысла текста? |
Покажи вертикальными линиями возможные варианты |
переноса слов
|
|
Запиши одно из предложений, применяя при необходимости правило о |
переносе слов
|
|
Подчеркни слова, использованные в |
переносном значении
|
|
Знаете ли вы, как появилась |
печатная
|
книга на Руси? |
День рождения первой |
печатной
|
книги на руси — 1 марта 1564 года. |
С появлением книг появились разные шрифты |
печатный
|
и письменный. |
Послушай, какие особенности русской речи отмечает |
писатель
|
в тексте. |
Но на |
письме
|
этот звук обозначается как твёрдый. |
Приведи примеры использования в жизни устной и |
письменной речи
|
|
Выпиши предложение о создателях славянской |
письменности
|
|
Подготовься к |
письму
|
под диктовку. |
Прочитай заголовок и |
план текста
|
|
В речи можно использовать как |
полное выражение
|
буква какого-либо звука, так и более простой вариант буквы гласные и согласные. |
Запиши |
полное имя
|
Мити правильно. |
Подбери |
полные имена
|
|
Вслушайся: при каком |
порядке слов
|
(прил. + сущ. или сущ. + прил.) сильнее выделяешь голосом имена существительные? |
Как нужно изменить |
порядок предложений
|
и частей, чтобы получился текст? |
Приведи примеры из своей жизни, подтверждающие правильность записанных |
пословицу
|
|
О чём говорит эта |
пословица
|
|
Попробуй составить рассказ по любой |
пословице
|
|
В каких ситуациях уместно использовать каждую |
пословицу
|
|
Поясни смысл |
пословицы
|
|
Какие свойства русского слова использует |
поэт
|
в шуточном стихотворении? |
С помо щью каких средств созданы |
поэтические
|
образы цветка? |
Писатели, |
поэты
|
, художники слова. |
Где будешь уточнять |
правописание
|
слов? |
Обобщить сведения поможет схема о |
правописании
|
слова |
Прочитай текст и понаблюдай: перед какой частью речи обычно употребляется |
предлог
|
; какие части речи он чаще всего соединяет. |
Предложение иногда может начинаться с |
предлога
|
|
Спиши текст, соедини стрелками слова, которые связаны |
предлогами
|
|
Среди |
предлогов
|
и союзов есть свои «синонимы» и «антонимы». |
Нередко между |
предлогом
|
и существительным вставляется прилагательное. |
Запиши, выделяя каждое |
предложение
|
|
Какую запись можно назвать |
предложением
|
и почему? |
Укажи части речи в первом |
предложении
|
текста. |
Сколько |
предложений
|
в его составе? |
Построй |
предложения
|
из слов. |
Составь схемы с указанием частей речи к |
предложениям
|
|
Дополни текст другими |
предложениями
|
и запиши его. |
Что можно сказать о лексическом значении выделенного слова в этих |
предложениях
|
|
Название |
признака предмета
|
(какой?) |
Выпиши слова, называющие: предметы; |
признаки предметов
|
; действия предметов. |
Нередко между предлогом и существительным вставляется |
прилагательное
|
|
Определи, где |
приставка
|
, а где предлог. |
Образовано слово с помощью |
приставки
|
под- и суффикса -н-. |
Прочитай стихотворение и попробуй «договорить» глаголы с |
приставкой
|
|
Запиши слово, обозначь корень, |
приставку
|
и суффикс. |
В какой группе нет |
проверочного слова
|
|
Выбери нужный способ: а) пишу по слуху, б) навожу справку в словаре, в) сравниваю с нормой произнесения слова, г) нахожу |
проверочное слово
|
|
Подчеркни орфограммы одной чертой, буквы в |
проверочном слове
|
двумя чертами. |
В скобках запиши, где можно, |
проверочные слова
|
|
Запиши слова вместе с |
проверочными словами
|
, подчеркни так, как в памятке. |
"Докажите графически правильность выбора " |
проверочных слов
|
|
Распредели слова в две группы: а) с |
проверяемой гласной в корне
|
, б) с непроверяемой гласной в корне. |
Перед |
проверяемым словом
|
поставь в скобках проверочное. |
Подчеркни парные звонкие и глухие согласные в проверочных и |
проверяемых словах
|
|
Проверь |
произношение
|
этих слов по словарику. |
Какие орфограммы в словах не определяются |
произношением
|
|
Какие особенности |
произношения
|
и написания слов нужно учесть при записи словосочетаний? |
Уточни |
происхождение слов
|
в словарике. |
Зная |
происхождение слова
|
, можно понять, почему оно так пишется: стол-престол-стольный (город)-столица. |
Узнай о |
происхождении слов
|
члов футбол и велосипед. |
Попробуй догадаться или навести справку о |
происхождении слова
|
слова безобразный. |
Чуть позднее стали выделять два вида букв - большие (заглавные), или |
прописные
|
и маленькие (строчные). |
При описании каких глаз автор употребляет |
просторечные слова
|
|
Действие, обозначаемое глаголами, мо жет происходить во времени: до момента речи (в |
прошедшем времени
|
), в момент речи (в настоящее время), после момента речи (в будущем времени). |
В каком словосочетании имя прилагательное золотой употреблено в |
прямом значении
|
|
Выполни |
разбор слов по составу
|
|
Объясни употребление |
разделительного мягкого знака
|
|
Употреби |
разделительный мягкий знак
|
|
Произведи звукобуквенный разбор слова с |
разделительным мягким знаком
|
|
Прочитай отрывок из |
рассказа
|
Ю. Коваля «Чайник». |
Какие изученные слова из словаря уместно употребить в этом |
рассказе
|
|
Поделись своими |
рассуждениями
|
|
"Найди имя числительное в тексте загадки В какой " |
речевой ситуации
|
необхо димо использовать знания о частях речи? |
"Выпиши из текста |
части "
|
речи |
На каком рисунке «изображена» |
речь
|
, в которой «работают» средства языка? |
Составь из слов а) предложение, б) скороговорку (с рифмовкой, |
ритмом
|
|
Запомнить народные изречения помогают |
рифма
|
и особый ритм. |
Составь из слов а) предложение, б) скороговорку (с |
рифмовкой
|
, ритмом). |
Составь из слов пословицу так, чтобы получилось в |
рифму
|
|
В чём секрет |
рифмы
|
двустишия? |
Русский язык |
родной язык
|
русского народа. |
Найди к нему |
родственное слово
|
|
Выпиши |
родственные слова
|
|
Подбери и запиши несколько |
родственных слов
|
к слову лимон. |
С |
русским языком
|
можно творить чудеса. |
Пишутся по правилам французского языка, произносятся по нормам |
русского языка
|
: о как ё. |
Какой синоним к слову худо есть в |
русском языке
|
|
Двойные согласные в иноязычных словах часто произносятся без долгого звука: |
суффикс
|
[ф], тоннёль [н]. |
Если нужно, измени форму (окончания) слов, введи слова- |
связки
|
(предлоги, союзы): Маша Взяла корзинку ц побежала Ц лес за ягодами. |
Какой |
синоним
|
к слову худо есть в русском языке? |
"Какие |
"
|
синонимами |
" |
Значение слова, антонимы, "
|
синонимы |
В |
скобках
|
запиши, где можно, проверочные слова. |
Раскрой |
скобки
|
, употребляя слова в нужной форме. |
Запиши слова из |
скобок
|
в нужной форме. |
В какой |
скороговорке
|
подбор звуков, слогов и ритм их произнесения помогает услышать звон? |
Попробуй быстро и правильно произнести |
скороговорки
|
|
Попробуйте быстро произнести |
скороговорку
|
по-разному: сообщаю, спрашиваю, удивляюсь. |
Для чего в народном языке так много |
скороговорок
|
|
Выпиши предложение о создателях |
славянской письменности
|
|
Построй предложения из |
слов
|
|
Какие |
слова
|
требуется изменить? |
Какой суффикс придаёт |
словам
|
оттенок уменьшительный, ласкательный? |
Укажи части речи над |
словами
|
четвёртого предложения. |
Уточни значение слов в |
словаре
|
|
Составитель одного из первых толковых |
словарей
|
Владимир Иванович Даль. |
Знаешь ли ты, почему эти |
словари
|
называют толковыми? |
Найди |
словарные слова
|
|
Уточни значения слов по |
словарю
|
учебника. |
Какие изученные слова из |
словаря
|
уместно употребить в этом рассказе? |
О лексическом значении слова узнают в толковых |
словарях
|
|
Выдели значимые части в |
словах
|
зимние, месяцы. |
В |
слове
|
листья 2 слога ли-стья; 6 звуков 2 гласных, 4 согласных; 6 букв. |
Проанализируй с разных сторон |
слово
|
: каникулы. |
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским |
словом
|
: звучание музыки, блеск красок, шум и тень садов, не ясность сна, тяжкое гроханье грозы, детский шёпот и шорох морского гравия . |
В каком |
словосочетании
|
имя прилагательное золотой употреблено в прямом значении? |
Какие особенности произношения и написания слов нужно учесть при записи |
словосочетаний
|
|
Запиши |
словосочетания
|
|
Какой синоним к |
слову
|
худо есть в русском языке? |
Выдели ударный |
слог
|
|
Во втором |
слоге
|
звук [с'] согласный, глухой, мягкий; звук [т согласный, глухой, мягкий; звук [й'] согласный, звонкий, мягкий; звук [а] безударный гласный. |
Отчётливо проговаривай все |
слоги
|
в словах. |
К какому слову дана |
слого-звуковая схема
|
|
Составь |
слого-звуковые схемы
|
к оставшимся словам. |
Сравни звучание и запись Выделенных |
слогов
|
|
Дополни каждое слово |
слогом
|
из одной буквы так, чтобы получились имена. |
Выпиши слова по группам: с орфограммой на конце слова, с орфограммой в середине слова перед глухой |
согласной
|
|
Какую |
согласную
|
ты напишешь в конце слов и почему? |
Подчеркни буквы, обозначающие мягкие |
согласные
|
звуки. |
Обозначь: а) ударный гласный — знаком ('); б) мягкий согласныи знаком ('); в) звонкий |
согласный
|
буквой з, глухой буквой г (указать стрелкой). |
В звучащем слове между |
согласным
|
и гласным есть звук [й']. |
Найди и запиши слова с непроверяемыми гласными и |
согласными
|
в корне слова. |
Подчеркни в словах орфограммы |
согласных
|
|
Затем с опорой на эти фразы восстанови |
содержание
|
текста (при закрытом учебнике). |
Соответствуют ли заголовок и план |
содержанию
|
этого текста? |
"Что затрудняет понимание " |
содержания
|
текста? |
Сначала выпиши слова, в которых |
сочетание
|
ль употребляется перед твёрдыми согласными, затем слова с ль перед мягкими согласными. |
Образуй и запиши имена существительные и прилагательные с |
сочетанием
|
ль. |
Слово как часть речи, как изменяется (в |
сочетании
|
слов). |
Составь диктант из |
сочетаний
|
слов по теме «Не произносимые согласные в корне слова». |
Образуй и запиши |
сочетания
|
слов по схеме «прил + сущ». |
Составь предложение с любыми |
сочетаниями
|
слов. |
Есть ли общее в значении слова корень в данных |
сочетаниях
|
слов? |
Сколько частей в |
сочинении
|
|
Подчеркни |
союз
|
|
Среди предлогов и |
союзов
|
есть свои «синонимы» и «антонимы». |
Запиши предложения, вставляя в них предлоги или |
союзы
|
|
Какое |
сравнение
|
использовал автор, описывая листья? |
Выпиши из текста предложения, в которых: а) эхо сравнивается с обезьяной; б) даётся объяснение этому |
сравнению
|
|
Почему |
сравнения
|
с животными часто используются в речи для характеристики человека? |
Слова с переносным значе нием часто называют словами со спрятанными в них |
сравнениями
|
|
Какие свойства русского слова использует поэт в шуточном |
стихотворении
|
|
"Запиши одно из " |
стихотворений
|
по памяти. |
Какие имена существительные использованы в |
стихотворениях
|
|
Не могли бы вы написать мне пару |
строк
|
|
В каких |
строках
|
выражен главный смысл стихотворения М. Грозовского «На кухне»? |
В какой |
строке
|
даны однокоренные слова, а в какой — формы одного и того же слова? |
Попробуйте вспомнить, отыскать в языке разные слова и выражения, |
строки
|
о символе России берёзе и на их основе составить текст. |
Запиши текст, обозначая границы предложений и вы деляя красной |
строкой
|
каждую его часть (абзац). |
По какому принципу слова со браны в каждую |
строку
|
|
Этот такой неприятный |
субъект
|
|
Какой |
суффикс
|
придаёт словам оттенок уменьшительный, ласкательный? |
Подчеркни орфограмму непроизносимые согласные на стыке корня и |
суффикса
|
, двух суффиксов. |
Образуй имена прилагательные с помощью |
суффиксов
|
-еньк-, -оньк-. |
"Образуй имена прилагательные с " |
суффиксом
|
-н-. |
Почему выделенные |
суффиксы
|
называют в грамматике уменьшительно-ласкательными? |
Подчеркни буквы, с помощью которых обозначены |
твёрдые согласные
|
одной чертой, мягкие двумя чертами. |
Сначала выпиши слова, в которых сочетание ль употребляется перед |
твёрдыми согласными
|
, затем слова с ль перед мягкими согласными. |
б) всегда |
твёрдых согласных
|
|
Прочитай |
текст
|
|
Образные слова, сравнения часто используются авторами для выражения своего отношения к предмету в художественных |
текстах
|
|
Разбери по составу выделенные в |
тексте
|
слова. |
Выбери один из |
текстов
|
и передай его содержание: а) спиши, б) запиши своими словами близко к авторскому тексту, в) запиши по памяти. |
Можно ли назвать эту запись |
текстом
|
|
Выбери один из текстов и передай его содержание: а) спиши, б) запиши своими словами близко к авторскому |
тексту
|
, в) запиши по памяти. |
Прочитай стихотворные |
тексты
|
-описания. |
Какова |
тема
|
текста? |
Запишите слова по |
темам
|
: а) наука о языке; б) профессии; в) дорога. |
Подготовься письменно рассказать о своих зимних каникулах, передать впечатление по |
теме
|
, настроение: составь и запиши 4—5 предложений, покажи связь главных членов в предложениях; продумай порядок, связь предложений и частей (абзацев), составь и запиши текст. |
Какой |
темой
|
объединены отрывки из стихотворения А. Блока? |
Подбери из орфографического словарика слова на |
тему
|
«Летние каникулы». |
Составитель одного из первых |
толковых словарей
|
Владимир Иванович Даль. |
О лексическом значении слова узнают в |
толковых словарях
|
|
Вместо |
точек
|
вставь буквы. |
Раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи, |
ударение
|
, называют фонетикой. |
Обсудите, с каким |
ударением
|
нужно произнести выделенное слово. |
Повлияет ли перенос |
ударения
|
на измене ние значения слова и смысла текста? |
Укажи |
ударные слоги
|
|
Выдели |
ударный слог
|
|
Почему выделенные суффиксы называют в грамматике |
уменьшительно-ласкательными
|
|
Как рождается |
устная речь
|
|
Как ты это сделаешь в |
устной речи
|
, а как в письменной? |
Не ложно ли это |
утверждение
|
|
Выпиши предложение с главным |
утверждением
|
о слове в речи. |
Раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи, ударение, называют |
фонетикой
|
|
В некоторых |
формах слов
|
окончание бывает не выражено звуками (буквами). |
Спиши, вставь в нужной |
форме слово
|
агроном, выдели в нём корень и окончание. |
Подбери к ним |
формы слов
|
и однокоренные слова с безударной гласной е. |
В какой строке даны |
формы слова
|
хвоя? |
Затем с опорой на эти |
фразы
|
восстанови содержание текста (при закрытом учебнике). |
Образные слова, сравнения часто используются авторами для выражения своего отношения к предмету в |
художественных текстах
|
|
Составь и запиши четверостишие о весеннем цветке из данных |
частей речи
|
|
"Выпиши из текста |
"
|
части речи |
Слово как |
часть речи
|
, как изменяется (в сочетании слов). |
Обсудите, какой |
частью речи
|
являются эти слова. |
Запиши слова, распределяя их по |
частям речи
|
|
Укажи, какими |
частями речи
|
они выражены. |
"Найди имя числительное в тексте загадки В какой речевой ситуации необхо димо использовать знания о " |
частях речи
|
|
Составь и запиши |
четверостишие
|
о весеннем цветке из данных частей речи: солнце, вырос, лучик, уронило, первый, золотой, одуванчик, молодой. |
Укажи формы |
числа
|
|
Составь предложения, употребляя слова во множественном |
числе
|
|
Выпиши высказывание В. И. Сурикова, Подчеркни имена прилагательные, укажи их |
число
|
|
" |
Найди слова, которые дополняют смысл каждого главного "
|
члена предложения |
Устно задай вопросы к другим |
членам предложения
|
|
" |
Определи, какие слова могут стать главными "
|
членами предложения |
Покажи графически связь главных |
членов предложений
|
|
Покажи связь главных |
членов предложения
|
|
Является ли оно главным |
членом предложения
|
|
Определи главные |
члены предложений
|
|
Выдели в предложениях главные |
члены предложения
|
|
Помогут ли знаки в конце предложения выбрать интонацию при |
чтении
|
|
С произведениями каких писателей вы познакомились на уроках |
чтения
|
|
Выбирай: кудахчут, мычат, лают, пищат, стрекочут, |
шипят
|
|
В какой отгадке гласный после |
шипящего
|
нужно сначала проверить ударением? |
Если гласные после |
шипящих
|
находятся в безударном положении, то надо убедиться: «спорят» и-е или и-ы. |
Как изменялся |
шрифт
|
|
С появлением книг появились разные |
шрифты
|
печатный и письменный. |
Уточни происхождение этого слова в |
этимологическом
|
словарике учебника. |
Почему эти слова термины пришли к нам из греческого |
языка
|
|
Вспомни, какие стороны слова, предложения изуча ют разные разделы науки о |
языке
|
|
Животные имеют разные |
языки
|
|
Прочитайте слова, пришедшие в русский язык из других |
языков
|
|
С русским |
языком
|
можно творить чудеса. |
Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему |
языку
|
|