Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
Иван Фёдоров напечатал первую русскую «
|
азбуку
|
|
Узнать буквы можно по их месту в
|
алфавите
|
первые две буквы расположены между буквами; третья стоит после буквы Э; четвёртая - последняя буква алфавита. |
|
Буквы
|
, выбранные по правилу, называют орфограммами. |
"
|
покажи графически связь "
|
Главных членов предложения |
Сохраняется ли различие в
|
гласных
|
звуках? |
Обозначение на письме звонких и
|
глухих согласных
|
звуков. |
|
Двойные согласные
|
в иноязычных словах часто произносятся без долгого звука: сУффикс [ф], тоннёль [н]. |
Прочитай, отчётливо произнося
|
звуки
|
|
"
|
"
|
Значение |
|
Значения
|
каких слов тебе неизвестны? |
|
значимые части слова
|
, однокоренные слова. |
|
Имена
|
прилагательные при необычном порядке слов. |
|
Корень
|
- как в слове кормушка. |
|
Корни
|
в однокоренных словах пишется одинаково: лист, листочек, листва; глаз, глазки, глазной. |
|
Лексика
|
и грамматика - разделы науки о языке. |
С помощью каких слов можно назвать предметы,
|
лица
|
, их признаки, действия, изображённые на рисунках? |
Подчеркни в словах буквы, сочетания букв, которыми обозначены
|
мягкие согласные
|
|
|
Окончание
|
как в слове лента. |
|
Орфограммы
|
в корне слова. |
По какому признаку произошёл
|
перенос слова
|
значения слова золотой? |
|
Писатели
|
, поэты, художники слова. |
|
Письмо
|
" |
|
Пословицы
|
делают нашу речь выразительной, убедительной и мудрой. |
|
Предлоги
|
употребляются с именами су ществительными (или их заместителями: к нему, от него, с ним). |
|
Предложение
|
иногда может начинаться с предлога. |
|
Приставка
|
- как в слове подвеска. |
|
Проверочное слово
|
можно показать на письме так: волны - волна. |
|
Проверочные слова
|
: ныряла, ночью, рыбки, нежилась, жемчужная, озеро. |
Составь
|
рассказ
|
из глаголов. |
|
Речь
|
звучала как музыка. |
Он всякий час со мной,
|
родной язык
|
мой русский, Как Родина, родной! |
|
Русский язык
|
понимают все народы, живущие в России. |
|
Слова
|
с переносным значением часто называют словами со спрятанными в них сравнениями. |
Поэтому уточнять значение и правописание этих и других иноязычных слов можно в «
|
словаре
|
иностранных слов». |
|
слово
|
как часть речи, как изменяется (в сочетании слов). |
Из каких звуков построены
|
слоги
|
, слова? |
|
Суффиксы
|
и приставки вместе с корнем составляют основу слова. |
|
Текст
|
можно озаглавить. |
|
Ударение
|
выделение голосом в слове одного из слогов. |
|
Устная речь
|
, произносим, слог, звуки, буквы, ударение, пишем, звучащее слово, слушаем, говорим. |
|
Частица
|
не с глаголами пишется отдельно: не вырывается, не доносится. |
|
Чтение
|
лучшее учение. |
Уточни происхождение этого слова в
|
этимологическиом
|
словарике учебника. |
|
Язык
|
не лопатка знает, что горько, что сладко. |
Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам
|
языком
|
, и всё в ней для нас родное. |
Запиши текст, обозначая границы предложений и вы деляя красной строкой каждую его часть (
|
абзац
|
|
Укажи в первом предложении второго
|
абзаца
|
связь главных членов предложения. |
Подготовься письменно рассказать о своих зимних каникулах, передать впечатление по теме, настроение: составь и запиши 4—5 предложений, покажи связь главных членов в предложениях; продумай порядок, связь предложений и частей (
|
абзацев
|
), составь и запиши текст. |
Укажи, какие известные тебе части речи использует
|
автор
|
в песне кукушки. |
Образные слова, сравнения часто используются
|
авторами
|
для выражения своего отношения к предмету в художественных текстах. |
Старая русская
|
азбука
|
состояла только из заглавных букв. |
Почему в русской
|
азбуке
|
написание многих букв сходно с написанием букв греческого алфавита? |
Сравни начертание и название букв греческого алфавита и старой русской
|
азбуки
|
|
Какие буквы русского
|
алфавита
|
обозначают парные звуки по твёрдости и мягкости? |
Сколько в
|
алфавиту
|
букв для обозначения звонких согласных? |
Спиши слова из словаря по
|
анализ
|
, разделяя их для переноса. |
Выполни звукобуквенный
|
анализе
|
слов: аллея, пальто, месяц, музей, тест. |
Как действовать при звукобуквенном
|
анализом
|
(разборе) любого слова, подскажет памятка б. |
Договоримся для удобства называть анализ (разбор) слова по составу значимых частей просто
|
антоним
|
(разбором) слова по составу. |
Подбери
|
значение слова, "
|
к глаголу оделась. |
"
|
безударного гласного
|
антонимы |
Поэтому сначала нужно применить способ проверки
|
безударной гласной
|
в корне. |
Запиши слова в такой последовательности: с
|
безударные гласные
|
а, затем о, далее е. |
Подчеркни
|
безударный гласный
|
, не проверяемые ударением. |
Во втором слоге звук [с'] согласный, глухой, мягкий; звук [т согласный, глухой, мягкий; звук [й'] согласный, звонкий, мягкий; звук [а]
|
безударным гласным
|
|
Запиши однокоренные слова с
|
безударными гласными
|
в корне, не проверяемым ударением. |
Выпиши слова с проверяемыми
|
безударных гласных
|
в корне, рядом запиши проверочные слова. |
Почему правописание
|
буква
|
в некоторых словах нужно уточнять в словаре или запоминать? |
Какой звук и какая
|
буквам
|
изменили лексическое значение слов? |
Если первые буквы слов одинаковы, располагай слова по вторым
|
буквами
|
, третьим и так далее, например: север, суббота, сугроб. |
Графически покажи орфограммы в словах с недостающими
|
буквой
|
|
Выпиши слова, различающиеся одной
|
букву
|
|
Как ты будешь действовать, выбирая
|
вопрос
|
|
Запиши текст, вставляя пропущенные
|
вопроса
|
и слова по смыслу. |
Образуй от данных слов имена прилагательные, отвечающие на
|
вопросами
|
чьи? |
Вслушивайся в окончание
|
вопросов
|
: шляпу (какую?) |
Подумай над
|
вопросы
|
|
Какое средство языка используют для выражения мыслей (сообщений,
|
выражение
|
, просьб и др.)? |
Можно использовать для ответа на
|
выражений
|
: бегут как? |
Отсюда и пошло
|
выражения
|
«начать с красной строки». |
В подборе каких слов и
|
высказывание
|
это проявляется? |
Попробуйте вспомнить, отыскать в языке разные слова и
|
высказывания
|
, строки о символе России берёзе и на их основе составить текст. |
Спиши
|
найди слова, которые дополняют смысл каждого "
|
|
Какие
|
главные члены предложений
|
-предложения можно составить по этим схемам? |
"
|
главные члены предложения
|
главного члена предложения |
Определи
|
главным членом предложения
|
|
Выдели в предложениях
|
определи, какие слова могут стать "
|
|
Является ли оно
|
главных членов предложений
|
|
"
|
главных членов предложения
|
главными членами предложения |
Покажи графически связь
|
глагол
|
|
Покажи связь
|
глагола
|
|
Почему
|
глаголам
|
считается одной из самых важных частей речи для выражения мыслей и чувств? |
От
|
глаголами
|
наречь получила название большая группа нарицательных имён существительных: река, Девочка, город, небо. |
Поставь вопросы к этим
|
глаголах
|
|
Действие, обозначаемое
|
глаголов
|
, может происходить во времени: до момента речи (в прошедшем времени), в момент речи (в насто ящее время), после момента речи (в будущем времени). |
Обозначь окончания в
|
глаголу
|
|
Составь рассказ из
|
глаголы
|
|
Подбери антоним к
|
гласного
|
оделась. |
Понаблюдай, как изменяются имена прилагательные и
|
гласной
|
в зависимости от формы имени существительного. |
Поэтому сначала нужно применить способ проверки безударного
|
гласную
|
в корне. |
Запиши под диктовку слова, распределяя их в столбики по непроверяемой
|
гласные
|
в корне: а, о, е. |
Какую
|
гласный
|
ты вставишь? |
Подчеркни
|
гласным
|
, не проверяемые ударением. |
В какой отгадке
|
гласными
|
после шипящего нужно сначала проверить ударением? |
В звучащем слове между со
|
глухие согласные
|
и гласным есть звук [й']. |
Выпиши слова с проверяемыми безударными
|
глухим согласным
|
в корне, рядом запиши проверочные слова. |
В слове листья 2 слога ли-стья; 6 звуков 2
|
глухими согласными
|
, 4 согласных; 6 букв. |
Определи, есть ли в словах орфограмма парные звонкие и
|
глухой согласной
|
|
Какие слова помогут правильно записать слова с парным звонким и
|
глухости-звонкости
|
на конце? |
Выпиши из орфографического словарика слова с парными звонкими и
|
грамматике
|
на конце. |
Обозначение на письме звонких и
|
греческого языка
|
звуков. |
Выпиши слова по группам: с орфограммой на конце слова, с орфограммой в середине слова перед
|
двойными согласными
|
|
Понаблюдай, как «ведут себя» в русском языке парные по
|
двойных согласных
|
согласные звуки на конце слов при их произнесении. |
Почему выделенные суффиксы называют в
|
двусложные слова
|
уменьшительно-ласкательными? |
Почему эти слова термины пришли к нам из
|
двустишие
|
|
Подчеркни в словах
|
действия предметов
|
|
Какими словами с
|
действующее лицо
|
можно дополнить сочетания слов (словосочетания)? |
От чего зависит написание в них
|
действующих лиц
|
|
Выпиши сначала
|
диалог
|
, затем трёхсложные, разделяя для переноса. |
Если постараешься, получится
|
заглавные буквы
|
|
Выпиши слова, называющие: предметы; признаки предметов;
|
заглавных букв
|
|
Часто, чтобы избежать повторов в тексте, глав ным член существительное одного предложения заменяют в другом словами он, она, оно, они (местоимениями), которые указывают на
|
заголовке
|
(предмет), а какое само действие, то есть главные члены предложения. |
"Слова какой части речи ты будешь использовать для выражения:"
|
заголовков
|
|
Прочитайте по ролям
|
заголовком
|
|
Подчеркни
|
заголовок
|
|
Старая русская азбука состояла только из
|
звонкие согласные
|
|
Отражена ли в
|
звонкий согласный
|
тема текста? |
Выбери один из
|
звонких согласных
|
|
Запиши его вместе с
|
звук
|
, вставляя нужные буквы. |
Какой
|
звука
|
можно подобрать? |
Какие
|
звукам
|
не имеют парных по глухости? |
Обозначь: а) ударный гласный — знаком ('); б) мягкий согласныи знаком ('); в)
|
звуками
|
буквой з, глухой буквой г (указать стрелкой). |
Сколько в алфавите букв для обозначения
|
звукобуквенном анализе
|
|
Во втором слоге
|
звукобуквенный анализ
|
[с'] согласный, глухой, мягкий; звук [т согласный, глухой, мягкий; звук [й'] согласный, звонкий, мягкий; звук [а] безударный гласный. |
Устно дай характеристику каждого
|
звуком
|
первого слова. |
Снегирь - предположения: по подражанию
|
звукосочетаний
|
; от слова снег. |
В некоторых формах слов окончание бывает не выражено
|
звуку
|
(буквами). |
Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные
|
знак препинания
|
|
Как действовать при
|
знаки препинания
|
(разборе) любого слова, подскажет памятка б. |
Выполни
|
знаков препинания
|
слов: аллея, пальто, месяц, музей, тест. |
Подчеркни буквы, обозначающие звук [й'] перед гласным
|
значение
|
|
Как узнать, какие сочетания букв выбрать для обозначения на письме
|
значением
|
[сн], [зн], [рц]? |
Выбери букву по
|
значении
|
в сильной позиции, подбирая проверочное слово или применяя правило. |
Какой
|
значений
|
поставишь в конце предложения в каждом случае? |
Сверь каждое слово и
|
значению
|
с образцом. |
Поясни употребление
|
значениях
|
в конце предложений. |
Узнай и запиши
|
значимой части слова
|
выделенного слова. |
Какие значимые части образуют слова с новым лексическим
|
значимой части слово
|
|
Подчеркни слова, использованные в переносном
|
значимой частью слова
|
|
Приведите друг другу примеры слов: а) имеющих несколько
|
значимые части слов
|
; б) противоположных по значению. |
Приведите друг другу примеры слов: а) имеющих несколько значений; б) противоположных по
|
значимых частей слова
|
|
Повлияет ли перенос ударения на измене ние
|
имена собственные
|
слова и смысла текста? |
В каких
|
именам
|
употреблены слова искусная, искусстВо в тексте? |
Определи, в какой
|
именами
|
находится орфограмма. |
Без какой
|
именах
|
не существует? |
Почему приставку называют
|
именах собственных
|
|
Какие
|
имени
|
вы знаете? |
Выдели
|
имя
|
в существительных множественного числа. |
Произведи разбор по составу
|
имя прилагательное
|
маленький. |
"Рыбы: ёрш, Птицы: соловей,Это одушевлённые или неодушевлённые "
|
имя существительное
|
существительные? |
Найди в тесте одушевлённые
|
имя числительное
|
существительные, укажи их форму числа. |
Выпиши часть текста, в которой использованы
|
иностранных
|
|
От каких слов будешь задавать вопрос к
|
иноязычных словах
|
прилагательным? |
Спиши текст, над
|
интонацию
|
существительными укажи форму числа: ед.ч. или мн.ч. |
Обозначь окончания в
|
интонация
|
прилагательных. |
Подчеркни большие буквы в
|
кавычках
|
|
Понаблюдай, как изменяются имена прилагательные и глаголы в зависимости от формы
|
кавычки
|
существительного. |
На каждом платке будет вышито
|
квадратных скобках
|
односельчанина, погибшего в годы войны. |
По какому сходству с золотом употребляется
|
корней
|
золотой со словами листик, руки? |
Чтобы определить, в каком числе употребляется
|
корнем
|
, измени его так, чтобы оно отвечало на вопрос что? |
Найди
|
корня
|
" в тексте загадки В какой речевой ситуации необхо димо использовать знания о частях речи?" |
Поэтому уточнять значение и правописание этих и других иноязычных слов можно в «Словаре
|
корнями
|
слов». |
Двойные согласные в
|
корнях
|
часто произносятся без долгого звука: сУффикс [ф], тоннёль [н]. |
Помогут ли знаки в конце предложения выбрать
|
красной строки
|
при чтении? |
Получается ли нужная
|
красной строкой
|
|
Почему некоторые из них даны в
|
красную строку
|
|
Они пишутся с большой буквы, а их названия заключаются с обеих сторон в
|
лексические значения
|
|
Запись звукового строения слова даётся в
|
лексическим значением
|
так: Деньки [д'ин'к'и], ель [й'эл'], ключ [кл'уч'], Дрожжи [дРОЖЫ]. |
Сверь написание
|
лексического значения
|
в однокоренных словах. |
Выпиши однокоренные слова с
|
лексическое значение
|
част и их формы, раскрой скобки. |
Выдели в них
|
лексическом значении
|
и окончания. |
Подготовьтесь обобщить и рассказать по схеме об орфограммах
|
лиц
|
слова и способах их проверки. |
При проверке слов солнце, здравствуй можно использовать также слова с историческими
|
лицо
|
|
Подчеркни орфограммы в
|
местоимения
|
однокоренных слов. |
Запиши ответ с
|
местоимениями
|
|
Запиши текст, обозначая границы предложений и вы деляя
|
многозначное слово
|
каждую его часть (абзац). |
Где использовали
|
множественного числа
|
|
Конкретные (лексические) значения слов изучает
|
множественном числе
|
, а общие (грамматические) значения и формы слов изучает грамматика. |
Какими бывают
|
момент речи
|
слов? |
Какие значимые части образуют слова с новым
|
морфем
|
|
Какая часть слова не меняет его
|
морфемы
|
, а изменяет его форму и служит для связи слов? |
Какой звук и какая буква изменили
|
мягкий знак
|
слов? |
Что можно сказать о
|
мягким знаком
|
выделенного слова в этих предложениях? |
Выпиши слова, обозначающие действия
|
мягким согласным
|
, предметов. |
Какие слова называют того, кто совершает действие (действующее
|
мягкими согласными
|
, предмет)? |
В тексте часто вместо имени существи тельного употребляются слова-
|
мягких согласных
|
: она, они и др. |
Часто, чтобы избежать повторов в тексте, главным член существительное одного предложения заменяют в другом словами он, она, оно, они (
|
мягкого знака
|
), которые указывают на действующее лицо (предмет): мальки... ОНИ... |
Уточни в словаре: однозначное или
|
наименования
|
куранты; какие значения может иметь слово бить. |
Выдели значимые части слова в существительных
|
наречия
|
|
Составь предложения, употребляя слова во
|
начальной форме
|
|
Действие, обозначаемое глаголами, мо жет происходить во времени: до момента речи (в прошедшем времени), в
|
непроверяемой гласной
|
(в насто ящее время), после момента речи (в будущем времени). |
Укажи, из каких значимых частей (
|
непроверяемые гласные
|
) состоят выделенные основы слов. |
Укажи все значимые части (
|
непроверяемыми гласными
|
|
Подчеркни буквы, обозначающие
|
непроизносимого согласного
|
звуки. |
Нужен ли
|
непроизносимые согласные
|
|
Произведи звукобуквенный разбор слова с разделительным
|
непроизносимыми согласными
|
|
Подбери слова с
|
нормам русского языка
|
|
Употребляется ли мягкий знак между двумя
|
нормой произношения
|
, кроме л? |
О каком способе обозначения
|
нормы произношения
|
звуков говорится в стихотворении? |
Выпиши слово, в котором роль
|
обобщённым значением
|
отличается от других. |
Для
|
обращение
|
единичных предметов (лиц) используются собственные имена существительные: Медянка, Полина, Москва. |
На эти вопросы отвечают
|
однокоренное слово
|
|
Как ты будешь действовать при составлении предложений, если все слова даны в
|
окончаний
|
(как в словаре)? |
Запиши под диктовку слова, распределяя их в столбики по
|
окончания
|
в корне: а, о, е. |
Подчеркни в словах двойные согласные и
|
описание
|
|
Найди и запиши слова с
|
описании
|
и согласными в корне слова. |
Каково место
|
описания
|
в этих словах между согласными или перед ними? |
Подчеркни орфограмму
|
определением
|
на стыке корня и суффикса, двух суффиксов. |
Составь предложения, употребив в них слова с труднопроверяемыми
|
орфограмм
|
|
Пишутся по правилам французского языка, произносятся по
|
орфограммами
|
: о как ё. |
Совпадает ли это с
|
орфограмме
|
слов? |
Подготовься прочитать текст, соблюдая
|
орфограммой
|
|
Подчеркни буквы глухих согласных в слове с
|
орфограмму
|
|
Приведи пример, используя приветствие и
|
основу слова
|
|
Выпиши к слову глаза 1)
|
основы слов
|
, 2) синоним. |
Вслушивайся в
|
оттенки значения
|
вопроса: шляпу (какую?) |
С помощью каких
|
парные согласные
|
это сделаешь? |
Вставь
|
переводом
|
|
"Выпиши "
|
перенос ударения
|
произведения природы — Столбы. |
"Какие части речи чаще используются при "
|
переноса слов
|
птицы? |
Прочитай стихотворные тексты-
|
переносе слов
|
|
предложения чаще используются
|
переносном значении
|
|
Объясни написание
|
печатная
|
|
Найди слова с изученными
|
печатной
|
|
Какие из них можно привести как примеры к каждой
|
печатный
|
|
Как проверишь слова с
|
писатель
|
|
Графически выдели
|
письме
|
и способ её проверки. |
Вспомни известные тебе
|
письменной речи
|
|
Выдели
|
письменности
|
|
Укажи, из каких значимых частей (морфем) состоят выделенные
|
письму
|
|
Какие
|
план текста
|
вносят в слова выделенные части слов суффиксы? |
Подчеркните орфограмму
|
полное выражение
|
слов. |
Запиши сочетания слов с их «
|
полное имя
|
" так: золотое кольцо - кольцо из золота. |
Повлияет ли
|
полные имена
|
на измене ние значения слова и смысла текста? |
Покажи вертикальными линиями возможные варианты
|
порядке слов
|
|
Запиши одно из предложений, применяя при необходимости правило о
|
порядок предложений
|
|
Подчеркни слова, использованные в
|
пословицу
|
|
Знаете ли вы, как появилась
|
пословица
|
книга на Руси? |
День рождения первой
|
пословице
|
книги на руси — 1 марта 1564 года. |
С появлением книг появились разные шрифты
|
поэт
|
и письменный. |
Послушай, какие особенности русской речи отмечает
|
поэтические
|
в тексте. |
Но на
|
поэты
|
этот звук обозначается как твёрдый. |
Приведи примеры использования в жизни устной и
|
правописание
|
|
Выпиши предложение о создателях славянской
|
правописании
|
|
Подготовься к
|
предлог
|
под диктовку. |
Прочитай заголовок и
|
предлога
|
|
В речи можно использовать как
|
предлогами
|
буква какого-либо звука, так и более простой вариант буквы гласные и согласные. |
Запиши
|
предлогов
|
Мити правильно. |
Подбери
|
предлогом
|
|
Вслушайся: при каком
|
предложением
|
(прил. + сущ. или сущ. + прил.) сильнее выделяешь голосом имена существительные? |
Как нужно изменить
|
предложении
|
и частей, чтобы получился текст? |
Приведи примеры из своей жизни, подтверждающие правильность записанных
|
предложений
|
|
О чём говорит эта
|
предложения
|
|
Попробуй составить рассказ по любой
|
предложениям
|
|
В каких ситуациях уместно использовать каждую
|
предложениями
|
|
Поясни смысл
|
предложениях
|
|
Какие свойства русского слова использует
|
признака предмета
|
в шуточном стихотворении? |
С помо щью каких средств созданы
|
признаки предметов
|
образы цветка? |
Писатели,
|
прилагательное
|
, художники слова. |
Где будешь уточнять
|
приставки
|
слов? |
Обобщить сведения поможет схема о
|
приставкой
|
слова |
Прочитай текст и понаблюдай: перед какой частью речи обычно употребляется
|
приставку
|
; какие части речи он чаще всего соединяет. |
Предложение иногда может начинаться с
|
проверочного слова
|
|
Спиши текст, соедини стрелками слова, которые связаны
|
проверочном слове
|
|
Среди
|
проверочными словами
|
и союзов есть свои «синонимы» и «антонимы». |
Нередко между
|
проверочных слов
|
и существительным вставляется прилагательное. |
Запиши, выделяя каждое
|
проверяемой гласной в корне
|
|
Какую запись можно назвать
|
проверяемым словом
|
и почему? |
Укажи части речи в первом
|
проверяемых словах
|
текста. |
Сколько
|
произношение
|
в его составе? |
Построй
|
произношением
|
из слов. |
Составь схемы с указанием частей речи к
|
произношения
|
|
Дополни текст другими
|
происхождение слов
|
и запиши его. |
Что можно сказать о лексическом значении выделенного слова в этих
|
происхождение слова
|
|
Название
|
происхождении слов
|
(какой?) |
Выпиши слова, называющие: предметы;
|
происхождении слова
|
; действия предметов. |
Нередко между предлогом и существительным вставляется
|
прописные
|
|
Определи, где
|
просторечные слова
|
, а где предлог. |
Образовано слово с помощью
|
прошедшем времени
|
под- и суффикса -н-. |
Прочитай стихотворение и попробуй «договорить» глаголы с
|
прямом значении
|
|
Запиши слово, обозначь корень,
|
разбор слов по составу
|
и суффикс. |
В какой группе нет
|
разделительного мягкого знака
|
|
Выбери нужный способ: а) пишу по слуху, б) навожу справку в словаре, в) сравниваю с нормой произнесения слова, г) нахожу
|
разделительный мягкий знак
|
|
Подчеркни орфограммы одной чертой, буквы в
|
разделительным мягким знаком
|
двумя чертами. |
В скобках запиши, где можно,
|
рассказа
|
|
Запиши слова вместе с
|
рассказе
|
, подчеркни так, как в памятке. |
"Докажите графически правильность выбора "
|
рассуждениями
|
|
Распредели слова в две группы: а) с
|
речевой ситуации
|
, б) с непроверяемой гласной в корне. |
Перед
|
части "
|
поставь в скобках проверочное. |
Подчеркни парные звонкие и глухие согласные в проверочных и
|
ритмом
|
|
Проверь
|
рифма
|
этих слов по словарику. |
Какие орфограммы в словах не определяются
|
рифмовкой
|
|
Какие особенности
|
рифму
|
и написания слов нужно учесть при записи словосочетаний? |
Уточни
|
рифмы
|
в словарике. |
Зная
|
родственное слово
|
, можно понять, почему оно так пишется: стол-престол-стольный (город)-столица. |
Узнай о
|
родственные слова
|
члов футбол и велосипед. |
Попробуй догадаться или навести справку о
|
родственных слов
|
слова безобразный. |
Чуть позднее стали выделять два вида букв - большие (заглавные), или
|
русским языком
|
и маленькие (строчные). |
При описании каких глаз автор употребляет
|
русского языка
|
|
Действие, обозначаемое глаголами, мо жет происходить во времени: до момента речи (в
|
русском языке
|
), в момент речи (в настоящее время), после момента речи (в будущем времени). |
В каком словосочетании имя прилагательное золотой употреблено в
|
суффикс
|
|
Выполни
|
связки
|
|
Объясни употребление
|
синоним
|
|
Употреби
|
значение слова, антонимы, "
|
|
Произведи звукобуквенный разбор слова с
|
скобках
|
|
Прочитай отрывок из
|
скобки
|
Ю. Коваля «Чайник». |
Какие изученные слова из словаря уместно употребить в этом
|
скобок
|
|
Поделись своими
|
скороговорке
|
|
"Найди имя числительное в тексте загадки В какой "
|
скороговорки
|
необхо димо использовать знания о частях речи? |
"Выпиши из текста
|
скороговорку
|
речи |
На каком рисунке «изображена»
|
скороговорок
|
, в которой «работают» средства языка? |
Составь из слов а) предложение, б) скороговорку (с рифмовкой,
|
славянской письменности
|
|
Запомнить народные изречения помогают
|
слов
|
и особый ритм. |
Составь из слов а) предложение, б) скороговорку (с
|
словам
|
, ритмом). |
Составь из слов пословицу так, чтобы получилось в
|
словами
|
|
В чём секрет
|
словарей
|
двустишия? |
Русский язык
|
словари
|
русского народа. |
Найди к нему
|
словарные слова
|
|
Выпиши
|
словарю
|
|
Подбери и запиши несколько
|
словаря
|
к слову лимон. |
С
|
словарях
|
можно творить чудеса. |
Пишутся по правилам французского языка, произносятся по нормам
|
словах
|
: о как ё. |
Какой синоним к слову худо есть в
|
слове
|
|
Двойные согласные в иноязычных словах часто произносятся без долгого звука:
|
словом
|
[ф], тоннёль [н]. |
Если нужно, измени форму (окончания) слов, введи слова-
|
словосочетании
|
(предлоги, союзы): Маша Взяла корзинку ц побежала Ц лес за ягодами. |
Какой
|
словосочетаний
|
к слову худо есть в русском языке? |
"Какие
|
словосочетания
|
синонимами |
"
|
слову
|
синонимы |
В
|
слог
|
запиши, где можно, проверочные слова. |
Раскрой
|
слоге
|
, употребляя слова в нужной форме. |
Запиши слова из
|
слого-звуковая схема
|
в нужной форме. |
В какой
|
слого-звуковые схемы
|
подбор звуков, слогов и ритм их произнесения помогает услышать звон? |
Попробуй быстро и правильно произнести
|
слогов
|
|
Попробуйте быстро произнести
|
слогом
|
по-разному: сообщаю, спрашиваю, удивляюсь. |
Для чего в народном языке так много
|
согласной
|
|
Выпиши предложение о создателях
|
согласную
|
|
Построй предложения из
|
согласные
|
|
Какие
|
согласный
|
требуется изменить? |
Какой суффикс придаёт
|
согласным
|
оттенок уменьшительный, ласкательный? |
Укажи части речи над
|
согласными
|
четвёртого предложения. |
Уточни значение слов в
|
согласных
|
|
Составитель одного из первых толковых
|
содержание
|
Владимир Иванович Даль. |
Знаешь ли ты, почему эти
|
содержанию
|
называют толковыми? |
Найди
|
содержания
|
|
Уточни значения слов по
|
сочетание
|
учебника. |
Какие изученные слова из
|
сочетанием
|
уместно употребить в этом рассказе? |
О лексическом значении слова узнают в толковых
|
сочетании
|
|
Выдели значимые части в
|
сочетаний
|
зимние, месяцы. |
В
|
сочетания
|
листья 2 слога ли-стья; 6 звуков 2 гласных, 4 согласных; 6 букв. |
Проанализируй с разных сторон
|
сочетаниями
|
: каникулы. |
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским
|
сочетаниях
|
: звучание музыки, блеск красок, шум и тень садов, не ясность сна, тяжкое гроханье грозы, детский шёпот и шорох морского гравия . |
В каком
|
сочинении
|
имя прилагательное золотой употреблено в прямом значении? |
Какие особенности произношения и написания слов нужно учесть при записи
|
союз
|
|
Запиши
|
союзов
|
|
Какой синоним к
|
союзы
|
худо есть в русском языке? |
Выдели ударный
|
сравнение
|
|
Во втором
|
сравнению
|
звук [с'] согласный, глухой, мягкий; звук [т согласный, глухой, мягкий; звук [й'] согласный, звонкий, мягкий; звук [а] безударный гласный. |
Отчётливо проговаривай все
|
сравнения
|
в словах. |
К какому слову дана
|
сравнениями
|
|
Составь
|
стихотворении
|
к оставшимся словам. |
Сравни звучание и запись Выделенных
|
стихотворений
|
|
Дополни каждое слово
|
стихотворениях
|
из одной буквы так, чтобы получились имена. |
Выпиши слова по группам: с орфограммой на конце слова, с орфограммой в середине слова перед глухой
|
строк
|
|
Какую
|
строках
|
ты напишешь в конце слов и почему? |
Подчеркни буквы, обозначающие мягкие
|
строке
|
звуки. |
Обозначь: а) ударный гласный — знаком ('); б) мягкий согласныи знаком ('); в) звонкий
|
строки
|
буквой з, глухой буквой г (указать стрелкой). |
В звучащем слове между
|
строкой
|
и гласным есть звук [й']. |
Найди и запиши слова с непроверяемыми гласными и
|
строку
|
в корне слова. |
Подчеркни в словах орфограммы
|
субъект
|
|
Затем с опорой на эти фразы восстанови
|
суффикса
|
текста (при закрытом учебнике). |
Соответствуют ли заголовок и план
|
суффиксов
|
этого текста? |
"Что затрудняет понимание "
|
суффиксом
|
текста? |
Сначала выпиши слова, в которых
|
твёрдые согласные
|
ль употребляется перед твёрдыми согласными, затем слова с ль перед мягкими согласными. |
Образуй и запиши имена существительные и прилагательные с
|
твёрдыми согласными
|
ль. |
Слово как часть речи, как изменяется (в
|
твёрдых согласных
|
слов). |
Составь диктант из
|
текстах
|
слов по теме «Не произносимые согласные в корне слова». |
Образуй и запиши
|
тексте
|
слов по схеме «прил + сущ». |
Составь предложение с любыми
|
текстов
|
слов. |
Есть ли общее в значении слова корень в данных
|
текстом
|
слов? |
Сколько частей в
|
тексту
|
|
Подчеркни
|
тексты
|
|
Среди предлогов и
|
тема
|
есть свои «синонимы» и «антонимы». |
Запиши предложения, вставляя в них предлоги или
|
темам
|
|
Какое
|
теме
|
использовал автор, описывая листья? |
Выпиши из текста предложения, в которых: а) эхо сравнивается с обезьяной; б) даётся объяснение этому
|
темой
|
|
Почему
|
тему
|
с животными часто используются в речи для характеристики человека? |
Слова с переносным значе нием часто называют словами со спрятанными в них
|
толковых словарей
|
|
Какие свойства русского слова использует поэт в шуточном
|
толковых словарях
|
|
"Запиши одно из "
|
точек
|
по памяти. |
Какие имена существительные использованы в
|
ударением
|
|
Не могли бы вы написать мне пару
|
ударения
|
|
В каких
|
ударные слоги
|
выражен главный смысл стихотворения М. Грозовского «На кухне»? |
В какой
|
ударный слог
|
даны однокоренные слова, а в какой — формы одного и того же слова? |
Попробуйте вспомнить, отыскать в языке разные слова и выражения,
|
уменьшительно-ласкательными
|
о символе России берёзе и на их основе составить текст. |
Запиши текст, обозначая границы предложений и вы деляя красной
|
устной речи
|
каждую его часть (абзац). |
По какому принципу слова со браны в каждую
|
утверждение
|
|
Этот такой неприятный
|
утверждением
|
|
Какой
|
фонетикой
|
придаёт словам оттенок уменьшительный, ласкательный? |
Подчеркни орфограмму непроизносимые согласные на стыке корня и
|
формах слов
|
, двух суффиксов. |
Образуй имена прилагательные с помощью
|
форме слово
|
-еньк-, -оньк-. |
"Образуй имена прилагательные с "
|
формы слов
|
-н-. |
Почему выделенные
|
формы слова
|
называют в грамматике уменьшительно-ласкательными? |
Подчеркни буквы, с помощью которых обозначены
|
фразы
|
одной чертой, мягкие двумя чертами. |
Сначала выпиши слова, в которых сочетание ль употребляется перед
|
художественных текстах
|
, затем слова с ль перед мягкими согласными. |
б) всегда
|
частей речи
|
|
Прочитай
|
часть речи
|
|
Образные слова, сравнения часто используются авторами для выражения своего отношения к предмету в художественных
|
частью речи
|
|
Разбери по составу выделенные в
|
частям речи
|
слова. |
Выбери один из
|
частями речи
|
и передай его содержание: а) спиши, б) запиши своими словами близко к авторскому тексту, в) запиши по памяти. |
Можно ли назвать эту запись
|
частях речи
|
|
Выбери один из текстов и передай его содержание: а) спиши, б) запиши своими словами близко к авторскому
|
четверостишие
|
, в) запиши по памяти. |
Прочитай стихотворные
|
числа
|
-описания. |
Какова
|
числе
|
текста? |
Запишите слова по
|
число
|
: а) наука о языке; б) профессии; в) дорога. |
Подготовься письменно рассказать о своих зимних каникулах, передать впечатление по
|
найди слова, которые дополняют смысл каждого главного "
|
, настроение: составь и запиши 4—5 предложений, покажи связь главных членов в предложениях; продумай порядок, связь предложений и частей (абзацев), составь и запиши текст. |
Какой
|
членам предложения
|
объединены отрывки из стихотворения А. Блока? |
Подбери из орфографического словарика слова на
|
определи, какие слова могут стать главными "
|
«Летние каникулы». |
Составитель одного из первых
|
членов предложений
|
Владимир Иванович Даль. |
О лексическом значении слова узнают в
|
членов предложения
|
|
Вместо
|
членом предложения
|
вставь буквы. |
Раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи,
|
члены предложений
|
, называют фонетикой. |
Обсудите, с каким
|
члены предложения
|
нужно произнести выделенное слово. |
Повлияет ли перенос
|
чтении
|
на измене ние значения слова и смысла текста? |
Укажи
|
чтения
|
|
Выдели
|
шипят
|
|
Почему выделенные суффиксы называют в грамматике
|
шипящего
|
|
Как рождается
|
шипящих
|
|
Как ты это сделаешь в
|
шрифт
|
, а как в письменной? |
Не ложно ли это
|
шрифты
|
|
Выпиши предложение с главным
|
этимологическом
|
о слове в речи. |
Раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи, ударение, называют
|
языка
|
|
В некоторых
|
языке
|
окончание бывает не выражено звуками (буквами). |
Спиши, вставь в нужной
|
языки
|
агроном, выдели в нём корень и окончание. |
Подбери к ним
|
языков
|
и однокоренные слова с безударной гласной е. |
В какой строке даны
|
языку
|
хвоя? |