Логотип Rulex
При поддержке Института филологии и межкультурных коммуникаций
RU
EN
account_circle
Войти

В.П. Канакина, В.Г. Городецкий

Русский язык. 2 класс

Русский язык. 2 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Городецкий. — 7-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 143 с.; 143с. : ил. - (Школа России).

Левый контекст Термин Правый контекст
Алфавит - это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке.
Выпишите из текста два слова с орфограммой « безударные гласные в корне слова».
Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег — снега — снеговик — снегурочка.
Буква «мягкий знак» (ь) в словах — это орфограмма.
Подчеркните в любом предложении главные члены
Глаголы изменяются по числам: читает - читают, играет - играют.
Гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [э] .
Заглавная буква в именах собственных — это орфограмма: Ольга Петровна Соколова.
Звук [и] — гласный, безударный.
Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук: алфавит, статуя.
Подумайте только, как много значений у слова дорога.
Значения имён прилагательных.
Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему, поэтому эта часть речи так и называется — имя прилагательное.
Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.
Лексические значения имён существительных разнообразны.
Лексическое значение слова берёза - лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Местоимение - это часть речи.
Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.
Опорные слова : зимний лес, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, тёмного цвета, огромные ветвистые рога, настороженно прислушиваются, нет ли опасности.
Орфограммой мы будем называть букву, написание которой надо проверить или запомнить.
Палиндром — это слово или сочетание слов, одинаково читающееся слева направо и справа налево.
Назовите в последнем предложении основу: подлежащее и сказуемое.
Предлоги всегда пишутся одинаково: над, без, под.
Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак (ь) - показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.
Найдите и подчеркните в четвёртом предложении главные члены: подлежащее и сказуемое
Слова для справок: золотая, зелёные, разноцветный, красный.
Слово лазоревый означает «светло-синий», «голубой».
Словом ягода (ягоды) мы называем небольшие сочные плоды многих кустарников и трав: земляники, черники, клюквы, смородины.
Прочитайте таблицу « согласные звуки».
Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.
Тексты бывают разные: текст-описание, текст- повествование, текст-рассуждение.
Ударение - это выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее.
Устная речь слушание, говорение, речь про себя, чтение, письмо.
Рассмотрите схему « части речи
Частица не с глаголами пишется раздельно.
Определять главные и второстепенные члены предложения , находить подлежащее и сказуемое (основу предложения), различать нераспространённые и распространённые предложения, устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
Впервые две разновидности букв (прописные и строчные) ввёл царь Пётр I в образце учебной гражданской азбуки
Знаете ли вы Алфавит
Кто правильно назовёт все буквы русского Алфавита
В некоторых алфавитах : арабском, грузинском, еврейском, корейском, в алфавитах индийских языков — буквы не разделяются на заглавные и строчные.
Первая буква этого слова стоит в алфавите после буквы «эм», вторая — перед буквой «пэ», третья — после буквы «ю», четвёртая — перед буквой «вэ», пятая — между буквами «пэ» и «эс», шестая не обозначает звука.
Запишите фамилии авторов в алфавитном порядке
Запишите любые три слова по алфавиту
Древние славянские алфавиты состояли только из заглавных букв.
Антоним со значением «жаркий»?
Такие слова называются антонимами
Составьте предложения со словами любой пары антонимов
Что интересного вы заметили в обозначении буквами ударного и безударного гласных звуков в корнях каждой группы слов?
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?
Произнеси каждый звук, охарактеризуй его: гласный (ударный или безударный ), согласный (звонкий или глухой, твёрдый или мягкий).
Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости- звонкости согласным звуком в корнях будут общими?
Запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными
В слове молоток два безударных звука обозначены одной и той же буквой о.
Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
Заглавная буква в именах собственных — это орфограмма: Ольга Петровна Соколова.
Какими буквами обозначается на письме твёрдость и мягкость согласных звуков?
Что вы знаете о букве «мягкий знак» (ь)?
Обозначается буквой «и».
Подчеркните буквосочетание чк.
Почему на конце слова мороз надо писать букву «зэ»?
Какие слова вы написали с заглавной буквы и почему?
Какие виды речи вы знаете?
Расскажите, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и вопросительный и восклицательный знаки.
Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак
Расскажите, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки
Определять главные и второстепенные члены предложения , находить подлежащее и сказуемое (основу предложения), различать нераспространённые и распространённые предложения, устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
Назовите второстепенные члены предложения , которые поясняют подлежащее, сказуемое.
Прочитайте высказывание А. Н. Толстого.
Подчеркните главные члены предложения
На какой вопрос отвечает глагол
При изменении числа глагола изменяется его форма.
Перед глаголами предлогов не бывает.
Расскажите, что вы узнали о глаголе
Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов : помогать — мешать, одобрять — осуждать.
Составьте с каждым глаголом предложение.
Подберите к каждому глаголу однокоренное слово — имя существительное.
Подчеркните глаголы
Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой?
Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы (улей, змея).
По каким признакам можно определить звуки: гласные , согласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие?
Звук [и] — гласный , безударный.
Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости- звонкости согласным звуком в корнях будут общими?
Ведь он часто «скрывается» в гласных буквах е, ё, ю, я: ели [й’эли], ёлка [й’блка], юла [й’ула], яма [й’ама].
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным
Объясните, как отличить звонкие согласные звуки от глухих согласных звуков.
Объясните, как проверить, правильно ли обозначен буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце каждого слова.
Подчеркните в первом предложении грамматическую основу
Выпишите сначала имена существительные в форме единственного числа , а затем те, которые стоят во множественном числе.
На какой вопрос отвечают имена прилагательные в единственном числе
Какие слова вы написали с заглавной буквы и почему?
Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
Подчеркните заглавные буквы в именах собственных и изученные орфограммы в именах нарицательных (названиях животных).
Древние славянские алфавиты состояли только из заглавных букв
Объясните, как отличить звонкие согласные звуки от глухих согласных звуков.
Какие слова получатся, если вы замените в них парный звонкий согласный на парный глухой?
перед непарным звонким согласным звуком [н]?
Объясните, как проверить, правильно ли обозначен буквой парный по глухости- звонкости согласный звук на конце каждого слова.
Четвёртый звук [и].
Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука
Обозначьте звуками слово друзья.
Расскажите, что вы знаете о каждом шипящем согласном звуке
Какие звуки передают раскаты грома?
Образец устного звуко-буквенного разбора
Произведите звуко-буквенный разбор любого слова.
Какими буквами обозначается на письме твёрдость и мягкость согласных звуков
Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости- звонкости согласным звуком в корнях будут общими?
Какое звукосочетание вы слышите в конце рифмующихся слов?
В конце поставьте нужный знак препинания.
В России знак переноса стали использовать более 300 лет тому назад, но ставили его внизу строки.
В конце поставьте нужный знак препинания
Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте и на расположение строк.
Обрати внимание на знаки препинания , а в стихотворном тексте и на расположение строк.
Обрати внимание на употребление знаков препинания в предложении.
Обрати внимание на употребление знаков препинания в предложении.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком (ь).
Как вы понимаете значение выражений травка заворсилась, листья проклюнулись?
Найдите слово со значением «хищный пушной зверёк с коричневой блестящей шерстью».
Какое слово употреблено в переносном значении
несколько значений
В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные?
Объясните, как вы понимаете значения выделенных выражений.
Сделайте вывод: это разные слова или одно слово в разных значениях
Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:
Подчеркните заглавную букву в именах собственных
Выберите из загадки любое имя прилагательное и расскажите о нём по плану:
Подберите к каждому глаголу однокоренное слово — имя существительное
Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки
Укажите эти звуки над словами в квадратных скобках
Выдели корень слова знаком.
Выпишите слова с корнем -зим-.
Подчеркните в безударных слогах корня буквы, написание которых надо проверять.
Вспомните, какие буквы в корнях слов надо проверять.
В зависимости от лексического значения слов распределите их в три группы.
Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?
В чём сходство и различие в лексическом значении пар слов каждой группы?
Расскажите, что вы узнали о местоимении
Каких местоимений здесь нет?
Найдите местоимения
У многозначного слова может быть прямое и переносное значение.
Спишите те предложения, в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.
Он употреблён в форме единственного или множественного числа
Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак (ь) - показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком (ь).
Или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка - сказочка, сказочный, холод — холодок, холодный.
Подчеркните в них непроверяемые орфограммы
Составьте нераспространённое предложение с одним из выделенных глаголов.
Спишите нераспространённые предложения
Слова иглы и шляпка — это многозначные или однозначные слова
Докажите, что каждая группа слов - это однокоренные слова
Выпишите из текста четыре слова: односложное , двусложное, трёхсложное и четырёхсложное.
Составьте рассказ по картине, используйте опорные слова
Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.
Объясните правописание выделенных орфограмм
Это орфограмма
Запишите только слова с непроверяемой орфограммой в корне слова.
Найди в словах изученные орфограммы и слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.
Выпишите из орфографического словаря слова-названия растений.
Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю
Проверьте себя по орфоэпическому словарю учебника.
Теперь вы убедились, что основой предложения (его главными членами) являются слова журавли улетают.
Подчеркните в первом предложении грамматическую основу
Запишите составленный палиндром
Соедините дугой букву, обозначающую парный согласный звук на конце слова, и эту же букву в проверочном слове.
Читайте, выделяя голосом каждое предложение и делая паузы между ними.
При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (ван-на, кас-са, рус-ский).
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак (ь) - показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.
Это — переносное значение
Какое слово употреблено в переносном значении
Тексты бывают разные: текст-описание, текст- повествование , текст-рассуждение.
Объясните, какой из текстов является повествованием
Подчеркните в нём подлежащее
Напишите своё неполное и полное имя , а также ласковую форму своего имени.
Прочитайте сначала полные имена , затем неполные (сокращённые) имена, потом ласковые формы имён.
Выпишите по порядку слова с различными букво-сочетаниями:
Для чего надо знать правила орфографии
Вставьте пропущенный предлог в каждое сочетание слов.
Какие имена существительные с предлогами перепутали свои места?
Составьте сообщение на тему «Что я узнал(а) о предлоге как части речи» по данному плану:
Обведите в кружок предлоги
Запомните употребление предлогов в этих сочетаниях слов.
Спишите, вставляя между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок.
Найдите предложение , в котором выражена главная мысль.
Какую группу слов называют предложением
Обрати внимание на употребление знаков препинания в предложении
Сколько предложений можно составить из данных слов?
Объясните, какая схема к какому предложению подойдёт.
Прочитай текст ( предложения , словосочетания, слова).
Дополните вторую и третью части текста своими предложениями
Какие части речи вы употребили в предложениях
Выберите из загадки любое имя прилагательное и расскажите о нём по плану:
Продолжите утверждение: в корне проверяемого и проверочного слов безударный гласный звук обозначается (ударный или безударный), согласный (звонкий или глухой, твёрдый или мягкий).
Запишите по образцу сначала проверочное слово , а затем проверяемое.
Соедините дугой букву, обозначающую парный согласный звук на конце слова, и эту же букву в проверочном слове
Напишите к ним проверочные слова
Чем различается подбор проверочных слов
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
В произношении каких слов вы делаете ошибки?
Переносное как бы переносит частичку значение прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству.
Это - прямое значение , оно прямо указывает на действие предмета.
Запишите два предложения, где глагол играет употреблён в прямом значении
Почему вы написали в словах разделительный мягкий знак (ь)?
Выпишите слова с разделительным мягким знаком (ь).
Сколько в русском языке букв для обозначения звуков нашей речи
Объясните постановку знаков препинания в конце предложений и перед речью каждого участника разговора.
Подбирайте слова так, чтобы выразить свою мысль и соблюсти ритм и рифму.
Сравни родственные слова и выдели их общую часть.
Можно ли назвать родственными слова в каждой группе?
Докажите, что слова каждой пары являются синонимами, а не родственными словами
Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.
Найдите в родственных словах общую часть, в которой заключено это общее значение.
Какой, по мнению автора, русский язык
С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка
Сколько в русском языке букв для обозначения звуков нашей речи?
Подберите синоним к любому имени прилагательному (вам поможет словарь синонимов учебника).
Какие слова в языке называют синонимами
Подберите синоним к любому имени прилагательному (вам поможет словарь синонимов учебника).
Подберите к выделенным словам синонимы
Назовите второстепенные члены, которые поясняют подлежащее и сказуемое
Запишите названия предметов, а в скобках - местоимение (он, она, оно, они), которым можно заменить каждое слово.
Запишите без скобок , изменяя форму каждого слова по образцу.
Объясните, как записать скороговорки так, как мы записываем стихотворный текст.
Вспомни правило и объясни написание этих слов
Выдели корень слова знаком.
Подберите к выделенным словам синонимы.
Над словами первого предложения укажите части речи.
Запишите эти слова так, как они написаны в словаре
Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету.
Составьте свои задания по любому из словарей
Назовите словари , с которыми вы познакомились в этом разделе.
Найдите в тексте словарные слова
В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами
Проверьте написание словарных слов по орфографическому словарю.
Найдите в тексте три словарных слова
Подчеркните в словарных словах буквы,
Подберите синоним к любому имени прилагательному (вам поможет словарь синонимов учебника).
Подберите синоним к любому имени прилагательному (вам поможет словарь синонимов учебника).
Определите значение слова уникальная по толковому словарю учебника.
Подберите из словаря к каждому из данных глаголов антонимы.
Найди в словах изученные орфограммы и слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.
Определи в каждом таком слове орфограммы.
Прочитай слово
Укажите над каждым словом , какой частью речи оно является.
Устно составьте предложение с любым словосочетанием
Спишите словосочетания
Какие юмористические рисунки можно сделать к другим словосочетаниям
Подбери к слову родственные (однокоренные) слова.
В слове два слог а: [ло] и [с’и], ударный слог — первый [лбс’и].
В слове два слога : [ло] и [с’и], ударный слог — первый [лбс’и].
Подчеркните в безударных слогах корня буквы, написание которых надо проверять.
Выпишите двусложные слова с безударным гласным в первом слоге
Ставьте ударение на те же слоги , что и в формах слова понять.
Составьте из ударных слогов каждого слова новое слово.
Запишите правильно стихотворные строки, не делая слоговой границы между слогами.
В каких словах выделенные буквосочетания являются слогом , а в каких — частью слога?
Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Расскажите, что вы знаете о каждом шипящем согласном звуке.
По каким признакам можно определить звуки: гласные, согласные , согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие?
Звук [с’] — согласный , глухой, мягкий.
Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости- звонкости согласным звуком в корнях будут общими?
Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед согласными обозначается мягким знаком (ь): львы, конь.
Какими буквами обозначается на письме твёрдость и мягкость согласных звуков?
Подготовьтесь устно передать содержание текста.
Прочитайте скороговорки, в которых пропущена заглавная и строчная буква «эс».
Это существительное собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое?
Измените выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос кто?
Рассмотрите схемы предложений
Подчеркните в них буквы, которыми обозначены твёрдые согласные звуки.
Закрой книгу и напиши текст
Тексты бывают разные: текст-описание , текст- повествование, текст-рассуждение.
Определите, какой это текст: текст-описание или текст-повествование
Тексты бывают разные: текст-описание, текст- повествование, текст-рассуждение
Что нового вы узнали из этого текста
К таким текстам можно поставить вопросы что случилось?
Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте и на расположение строк.
Объясните, какой из текстов является повествованием, Спишите любой текст.
Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом
Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием
Придумайте к тексту заголовок.
К тексту-описанию можно поставить вопросы какой?
Почему эти тексты так называются?
Уточните значение этого слова в толковом словаре учебника.
Определите значения слов картина и пейзаж по толковому словарю
Расскажите, когда в конце предложения ставится точка , вопросительный и восклицательный знаки.
Обозначьте в словах ударение
Почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения
Произнеси слово целиком с выделением ударного слога и по слогам.
Произнеси слово целиком с выделением ударного слога и по слогам.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
Впишите в слова те буквы, которыми вы обозначили ударные гласные звуки в одинаковой части слов (в корне).
В слове два слога: [ло] и [с’и], ударный слог — первый [лбс’и].
В слове два слога: [ло] и [с’и], ударный слог — первый [лбс’и].
так, чтобы безударный гласный звук в кор¬не стал ударным
Почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения?
Составьте из ударных слогов каждого слова новое слово.
Составьте из ударных слогов каждого слова новое слово.
Подчеркните в словах удвоенные согласные
слова с удвоенными согласными
Образец устного звуко-буквенного разбора:
А слова устной
А как в устной речи отделяется одно
различать устную и письменную речь, а также речь про себя,
Продолжите утверждение : в корне проверяемого и проверочного слов безударный гласный звук обозначается (разными буквами, одинаковой
Ставьте ударение на те же слоги, что и в формах слова понять.
Изменяйте, где нужно, форму слов
Где нужно, изменяйте форму слова
Спишите, изменяя формы слов из скобок и вставляя пропущенные буквы.
при изменении формы слова : гора — горы; при образовании нового слова: тигр — тигрёнок.
Из слов каких частей речи оно состоит?
Над словами первого предложения укажите части речи
Слово не - это частица
Выпишите глаголы с частицей не.
Подчеркните глаголы и частицу не.
Правописание частицы НЕ с глаголами
Местоимение - это часть речи
Перед какой частью речи предлог не ставится?
Укажите над словами первого предложения, к каким частям речи они относятся.
Какими частями речи являются однокоренные слова в каждой паре слов?
Он употреблён в форме единственного или множественного числа
Глаголы изменяются по числам : читает - читают, играет - играют.
В каком числе употреблены?
Укажите над именами прилагательными число
сказуемое и второстепенный член предложения , который его поясняет.
Какими членами предложения являются имена прилагательные: главными или второстепенными?
Скажите, каким членом предложения является каждое из имён существительных в этом предложении.
Подчеркните главные члены предложения
Подготовьтесь к выразительному чтению диалога.
Приведите примеры слов, где есть шипящий звук
Какой, по мнению автора, русский язык
С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка
В разных языках название ягоды земляника связывается с понятием земля.
Сколько в русском языке букв для обозначения звуков нашей речи?
Из каких языков они к нам пришли?

Введите данные для входа

Введите актуальный логин и пароль для входа или зарегистрируйтесь кликнув по ссылке регистрация

Регистрация Забыли пароль?
Логотип Rulex
При поддержке Института филологии и межкультурных коммуникаций

Наши разработки

Анализатор RuLex Списки терминов Тренажёр функциональной грамотности Тест на вербальный интеллект Психодиагностические методики

О нас

Команда проекта Лаборатория «Текстовая аналитика» Исследования Сайт ИФМК Сайт КФУ Лаборатория «Текстовая аналитика» rulingva@kpfu.ru
*В настоящий момент инструменты платформы реализованы для уровня начальной школы. Последующие уровни находятся в стадии разработки.