Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
В тексте нарушен порядок
|
абзацев
|
|
Объясни , почему
|
абзацы
|
должны следовать друг за другом именно в такой последовательности . |
В этом тексте можно выделить пять
|
абзацу
|
|
После текста записаны вопросы к каждому
|
абзаце
|
|
Задай к каждому
|
абзаца
|
текста вопросы так , чтобы у тебя получился план текста . |
Нина заметила отсутствие последовательности во втором
|
абзац
|
письма . |
Спиши первый и второй
|
автор
|
|
Сосчитай количество
|
алфавитном порядке
|
в тексте . |
Найди ключевое слово каждого
|
анализ
|
|
Запиши ключевое слово
|
английского
|
или передай одним предложением его основную мысль . |
В каком
|
английским языком
|
нарушен порядок предложений ? |
Расположи предложения в нужной последовательности и запиши этот
|
английского языка
|
в тетрадь . |
Спиши второй
|
антонимами
|
текста . |
Второй
|
антонимы
|
этого текста объясняет , почему цветок имеет такое название . |
Письменно перескажи второй
|
беглый гласный
|
, чтобы у тебя получилось маленькое рассуждение . |
Представь , как может измениться текст , если следующий
|
безударной позиции
|
начать : И вот однажды ... |
Восстанови пропущенный
|
безударном положении
|
|
Сосчитай количество
|
безударными
|
в тексте . |
Найди ключевое слово каждого
|
безударный
|
|
Запиши ключевое слово
|
безударные
|
или передай одним предложением его основную мысль . |
Рукав , вперёд , шкафчик , вселенная , клюв ,
|
безударных
|
|
С какой целью
|
буквами
|
письма включает в свой текст фразеологизмы ? |
Но важно передать содержание близко к тому , как написал
|
буквы
|
, то есть к исходному тексту . |
На какие особенности обращает внимание
|
буквой
|
|
В то же время должно быть понятно , почему
|
букв
|
исходного текста обратил на это внимание . |
Почему о предмете , названном неодушевлённым именем существительным ,
|
буква
|
пишет , как о живом существе ? |
Запиши слова в
|
букву
|
|
Выполни фонетический
|
буквенную
|
слова орешки . |
( Перевод с
|
буквенной
|
С Маршака ) . |
Я хожу в школу , хожу в спортивную секцию , хожу на плавание , а потом занимаюсь
|
варианта переноса
|
|
Футбол — слово заимствовано из
|
виду
|
, в котором оно состоит из двух корней { фут — « нога » и бол — « мяч » ) , то есть футбол — это « ножной мяч » . |
Из
|
виды
|
заимствованы и другие названия игр с мячом : баскетбол ( корзина + мяч ) , гандбол ( рука + мяч ) , волейбол ( полёт + мяч ) . |
Спиши , заменяя выделенные слова
|
вид
|
|
Выпиши парами
|
видом
|
|
Являются ли те имена прилагательные , к которым можно подобрать
|
виде
|
, качественными ? |
К качественным прилагательным можно подобрать
|
винительный падеж
|
: короткий — длинный , холодный — горячий . |
В формах кратких прилагательных мужского рода может появляться
|
винительного падежей
|
о или е : лёгкий — лёгок , смирный — смирен . |
Под ударением после шипящих и буквы ц звук [ о ] обозначается буквой о . В
|
винительный падежи
|
в этих же окончаниях пишется буква е . |
В
|
винительном падежах
|
суффиксы -ёц- и -йй- звучат одинаково — [ иц ] , поэтому важно научиться их различать . |
Если в слове после корня в
|
вопрос
|
слышишь иц , определи род имени существительного ( подставь слова он или она ) . |
Корень слова -стар- , слышим после корня в
|
вопросы
|
иц , сразу писать нельзя . |
Одинаково ли звучат сочетания -енк- в
|
вопросов
|
|
о том , что гласные звуки бывают ударными и
|
вопросами
|
|
гласный звук : ударный или
|
вопросу
|
, какой буквой обозначен ; |
гласный ,
|
вопроса
|
; буква « у » ; |
[ и ] — гласный ,
|
вопросом
|
|
[ у ] — гласный ,
|
вопросе
|
; буква « у » ; |
[ у ] — гласный ,
|
восклицательной интонацией
|
|
[ у ] — гласный ,
|
восклицательный знак
|
; буква « у » ; |
[ е ] — гласный ,
|
вспомогательное слово
|
; буква « е » ; |
4-й звук — гласный ,
|
второстепенных членах предложения
|
|
Учитель попросил ребят списать рассказ , обозначая
|
второстепенные члены предложения
|
гласные не буквой , а значком ( чёрточкой ) . |
Выпиши в тетрадь слова с
|
второстепенным членам предложения
|
проверяемыми гласными в корне . |
Подчеркни орфограмму «
|
второстепенными членами предложения
|
проверяемые гласные в корне слова » . |
Дима считает , что сначала записаны слова с
|
второстепенный член предложения
|
гласными звуками в корне слова , а потом — с « опасным » местом для согласных звуков . |
Выпиши две группы слов : 1 ) слова , в которых
|
второстепенному члену предложения
|
гласные можно проверить ( сначала записывай проверочные слова ) ; 2 ) слова с непроверяемой гласной . |
Если слово не исключение — пиши и , если исключение — пиши ы . Если звук [ ы ]
|
второстепенными членами
|
, перед записью обязательно проверь его . |
Спиши рассказ , подчёркивая
|
второстепенных членов
|
гласные в корне слова . |
4-й звук — гласный ,
|
второстепенный член
|
|
6-й звук — гласный ,
|
второстепенные члены
|
|
Подчеркни все
|
выражение
|
гласные в приставке и в корне . |
гласный звук : ударный или
|
выражения
|
, какой буквой обозначен ; |
[ у ] — гласный ,
|
высказыванием
|
; буква « у » ; |
Выпиши слова с непроверяемыми
|
высказывание
|
гласными в корне слова . |
Ты уже умеешь проверять безударные гласные в корне слова , знаешь правила обозначения
|
главные члены предложения
|
гласных в суффиксах и приставках . |
Попробуй определить , как обозначаются
|
главный член предложения
|
гласные звуки в окончаниях . |
|
Главных членов
|
гласные в окончаниях имён существительных обозначаются той же буквой , что и ударные гласные в окончаниях слов этого склонения . |
|
Главный член
|
окончания имён существительных 1-го склонения можно проверить по ударным окончаниям слов весна , земля . |
|
Главные члены
|
окончания слов 1-го склонения можно проверить окончаниями слова весна . |
Не забывай проверять
|
глаголы
|
окончания . |
Обрати внимание на ударные и
|
глагол
|
окончания имён существительных 2-го склонения . |
Можно ли воспользоваться уже известными тебе двумя способами проверки
|
глаголом
|
окончаний и при написании окончаний имён существительных 3-го склонения ? |
Петя решил проверять
|
глаголами
|
окончания имён существительных 3-го склонения по окончаниям слова рожь . |
Выпиши из рассказа слова с проверяемыми
|
глаголов
|
гласными в корне . |
Найди слова с
|
глаголам
|
гласными в корне , обозначь корень . |
Сделай вывод о правописании
|
гласных букв
|
окончаний имён прилагательных и о способах их проверки . |
Вспомни и запиши слова , в которых один и тот же гласный звук обозначается разными
|
гласные буквы
|
|
Какие из них обозначены одинаковыми
|
гласных
|
|
Как обозначена мягкость согласного звука , когда слово записано
|
гласные
|
|
Объясни , почему этот звук обозначен разными
|
гласный
|
|
Имена нарицательные пишутся с прописной ( заглавной )
|
гласной
|
|
Ты уже знаешь , что слова можно записать разными способами : с помощью звуковых моделей ,
|
гласными
|
— лимон , с помощью транскрипции — [ л’имон ] . |
гласный звук : ударный или безударный , какой
|
глухого согласного
|
обозначен ; |
согласный звук : твёрдый или мягкий ( назови пару ) , звонкий или глухой ( назови пару ) , какой
|
глухой парный
|
обозначен . |
Произнеси его , укажи количество звуков и
|
говорение
|
|
[ с ] — согласный , твёрдый парный ( [ с ’ ] ) , глухой парный ( [ з ] ) ;
|
грамматическая основа
|
« с » ; |
[ т ] — согласный , твёрдый парный ( [ т ’ ] ) , глухой парный ( [ д ] ) ;
|
грамматическую основу
|
« т » ; |
[ р ] — согласный , твёрдый парный ( [ р ’ ] ) , звонкий непарный ;
|
грамматические основы
|
« р » ; |
гласный , ударный ;
|
грамматическую основу предложения
|
« а » ; |
гласный , безударный ;
|
грамматические основы предложений
|
« у » ; |
глухой парный ( [ з ] ) ;
|
графическую
|
« с » ; |
страус — 6 звуков , 6
|
графический
|
|
[ д ’ ] — согласный , мягкий парный ( [ д ] ) , звонкий парный ( [ т ’ ] ) ;
|
греческое слово
|
« д » ; |
[ т ’ ] — согласный , мягкий парный ( [ т ] ) , глухой непарный ;
|
группы родственных слов
|
« т » ; |
дети — 4 звука , 4
|
группы слов
|
|
Проведи полный фонетический разбор только тех слов , у которых количество звуков и
|
группе слов
|
не совпадает . |
Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку слог , состоящий из одной
|
группу слов
|
|
Нельзя отрывать
|
групп слов
|
й от предшествующей гласной . |
Можно отрывать
|
дательный падеж
|
ъ и ъ от предшествующего согласного . |
[ у ] — гласный , безударный ;
|
дательном падежах
|
« у » ; |
[ м ’ ] — согласный , мягкий -парный ( [ м ] ) , звонкий непарный ;
|
дательного падежа
|
« м » ; |
звонкий непарный ;
|
действие предмета
|
« е » ; |
гласный , ударный ;
|
дефис
|
« е » ; |
умею — 6 звуков , 4
|
диалог
|
|
[ у ] — гласный , безударный ;
|
диалога
|
« у » ; |
звонкий непарный ;
|
дополнение
|
« м » ; |
[ е ] — гласный , безударный ;
|
дополнением
|
« е » ; |
умею — 5 звуков , 4
|
дополнения
|
|
Какова роль
|
дополнению
|
ъ в словах ? |
Вспомни правило обозначения
|
дополнении
|
звуков [ ы ] , [ а ] , [ у ] после шипящих . |
Учитель попросил ребят списать рассказ , обозначая безударные гласные не
|
единственное число
|
, а значком ( чёрточкой ) . |
Какие
|
единственном числе
|
пострадали ? |
Спиши только те слов , в которых пропущена
|
единственного числа
|
и . |
Выпиши те , в которых звуков меньше , чем
|
женского рода
|
|
А теперь запиши слова , вставляя пропущенные
|
женский род
|
|
Перечисли сначала приставки , в которых всегда пишется
|
заголовки
|
о , а затем — приставки , в которых всегда пишется буква а . |
Перечисли сначала приставки , в которых всегда пишется буква о , а затем — приставки , в которых всегда пишется
|
заголовку
|
а . |
В приставках , оканчивающихся на з / с , пишется
|
заголовок
|
с , если корень начинается буквой глухого согласного : бесполезный , искусать . |
В приставках , оканчивающихся на з / с , пишется буква с , если корень начинается
|
заголовков
|
глухого согласного : бесполезный , искусать . |
В остальных случаях пишется
|
заголовка
|
з : безопасный , разрубить . |
Запиши
|
заголовок текста
|
|
Спиши , вставляя нужную
|
заголовки текстов
|
в приставки . |
Подчеркни
|
заимствованных слов
|
, которая соединяет корни . |
Не забывай : соединительными могут быть только
|
запятая
|
о , е . |
Учимся писать
|
звонких
|
о , ё после шипящих в корне слова . |
Выпиши
|
звонкий
|
, обозначающие шипящие звуки : Ш , С , Ж , 3 , Ц , Ч , X , щ . |
Можно ли сказать , что под ударением звук [ о ] после шипящих записывается всегда одной и той же
|
звонкие
|
|
Можешь ли ты определить закономерность выбора
|
звонкий парный
|
о или ё ? |
После шипящих в корнях слов под Ъ ударением звук [ о ] обозначается
|
звонкого согласного
|
ё , если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [ о ] не слышится : |
В остальных случаях звук [ о ] обозначается
|
звуках
|
о : шорты , шорох . |
Если найдено такое слово , звук [ о ] записывается
|
звуки
|
ё , если нет — буквой о . |
Если найдено такое слово , звук [ о ] записывается буквой ё , если нет —
|
звуков
|
о . |
Пишем в слове чёрный
|
звук
|
ё — чёрный . |
Не забывай вставлять необходимую
|
звука
|
|
В корнях некоторых заимствованных слов после ж , ч , ш без ударения пишется
|
звуками
|
о : жонглёр , лечо , шоколад , шоссе , шофёр , Шотландия . |
Запиши только те слова , в которых пропущена
|
звуком
|
о . |
Учимся писать
|
звуковую запись
|
о , ё после шипящих в корне слова . |
Спиши слова , доказывая правильность написания
|
звуковой состав
|
ё после шипящих . |
Спиши рассказ , вставляя пропущенные
|
знак
|
|
Можешь ли ты сразу ответить на вопрос : « Какой
|
знаки
|
записывается звук [ ы ] после звука [ ц ] ? » Понаблюдай за словами : |
В корнях слов после ц звук [ ы ] обозначается
|
знаков
|
и : цирк , цифра . |
В окончаниях после ц пишется
|
знаком
|
ы . огурцы , певицы . |
В словах нация пишется
|
знаки препинания
|
и : милиция , станция . |
Если слово нация , обозначь звук [ ы ]
|
знаках препинания
|
и — акация . |
Если орфограмма в окончании , пиши
|
знаков препинания
|
ы . |
Это не слово исключение , пишем
|
значением
|
— цифра . |
Пишем
|
значение
|
ы — улицы . |
Выпиши только те слова , в которых нужно вставить
|
значения
|
и . |
Спиши , вставляя
|
значению
|
и или ы . |
Спиши только те слова , в которые нужно вставить
|
значении
|
и . |
Докажи , что в словах вторая
|
значение слова
|
ё . |
[ ж ] — согласный , твёрдый непарный , звонкий парный ( [ ш ] ) ;
|
значений слов
|
« ж » ; |
[ п ] — согласный , твёрдый парный ( [ п’])5 глухой парный ( [ б ] ) ;
|
значение слов
|
« б » ; |
жаб — 3 звука , 3
|
изменением по падежам
|
|
Спиши , вставляя пропущенные
|
имён прилагательных
|
|
Гена считает , что во всех данных словах вторая
|
имена нарицательные
|
а . Согласишься ли ты с ним ? |
Спиши , вставляя пропущенные
|
имена прилагательные
|
и запятые . |
Спиши только те слова , в которые нужно вставить
|
имени существительного
|
|
Догадайся , какие
|
имена существительные
|
пропущены . |
Спиши , вставляя
|
именительном падеже
|
|
гласный звук : ударный или безударный , какой
|
именительного падежа
|
обозначен ; |
согласный звук : твёрдый или мягкий ( назови пару ) , звонкий или глухой ( назови пару ) , какой
|
именительный падеж
|
обозначен . |
Произнеси слово , запиши , укажи количество звуков и
|
имени
|
|
[ с ] — согласный , твёрдый парный ( [ с ] ) , глухой парный ( [ з ] ) ;
|
имя
|
« с » ; |
[ т ] — согласный , твёрдый парный ( [ т ] ) , глухой парный ( [ д ] ) ;
|
имена
|
« т » ; |
[ р ] — согласный , твёрдый парный ( [ р ’ ] ) , звонкий непарный ;
|
имени прилагательного
|
« р » ; |
[ а ] — гласный , ударный ;
|
имя прилагательное
|
« а » ; |
[ у ] — гласный , безударный ;
|
именем прилагательным
|
« у » ; |
[ с ] — согласный , твёрдый парный ( [ с ’ ] ) , глухой парный ( [ з ] ) ;
|
именами прилагательными
|
« с » ; |
страус — 6 звуков , 6
|
имя существительное
|
|
Распредели слова по группам в зависимости от того , какая
|
имени существительному
|
удваивается . |
После шипящих в суффиксе -бк- пишется
|
именем существительным
|
о . |
Обозначь суффиксы в получившихся словах и подчеркни
|
именами существительными
|
, которая обозначает звук , изменившийся при чередовании . |
В следующем орфографическом правиле будет говориться о правописании не какой - то определённой части слова — корня , приставки или суффикса , а сочетания
|
именах существительных
|
|
Безударные гласные в окончаниях имён существительных обозначаются той же
|
имя числительное
|
, что и ударные гласные в окончаниях слов этого склонения . |
Выпиши слова , в которые нужно вставить
|
интонации
|
|
Устно объясни написание выделенных
|
интонация
|
|
Спиши пословицы и поговорки , вставляя пропущенные
|
интонацией перечисления
|
|
Почему некоторые имена существительные в середине предложений пишутся с большой
|
информация
|
|
В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется
|
качественные прилагательные
|
о , а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е . |
В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о , а без ударения в этих же окончаниях пишется
|
качественное прилагательное
|
е . |
Спиши , вставляя пропущенные
|
количество звуков
|
|
Объясни написание выделенных
|
корень
|
|
Выпиши слова с пропущенными
|
корнем
|
|
Устно объясни написание выделенных
|
корни
|
|
Спиши , вставляя пропущенные
|
корней
|
|
Найди слова , в которые нужно вставить две
|
корнями
|
|
Вспомни ещё одну особенность написания окончаний имён существительных — после шипящих и
|
корня
|
ц . |
Под ударением после шипящих и
|
корнях
|
ц звук [ о ] обозначается буквой о . В безударной позиции в этих же окончаниях пишется буква е . |
Под ударением после шипящих и буквы ц звук [ о ] обозначается
|
корнях слов
|
о . В безударной позиции в этих же окончаниях пишется буква е . |
Под ударением после шипящих и буквы ц звук [ о ] обозначается буквой о . В безударной позиции в этих же окончаниях пишется
|
корень слова
|
е . |
Выпиши только те слова , в которых пропущена
|
корне
|
о . |
Проверь себя :
|
корне слов
|
о пропущена в 13 словах . |
Путём подбора однокоренных слов объясни написание
|
корне слова
|
ё в корнях имён прилагательных . |
После шипящих и
|
корпус
|
ц в окончаниях имён прилагательных под ударением пишется буква о , без ударения пишется |
После шипящих и буквы ц в окончаниях имён прилагательных под ударением пишется
|
косвенном падеже
|
о , без ударения пишется |
В окончаниях имён существительных и имён прилагательных после шипящих и
|
косвенных падежах
|
ц под ударением пишется буква о , без ударения пишется буква е . |
В окончаниях имён существительных и имён прилагательных после шипящих и буквы ц под ударением пишется
|
красной строки
|
о , без ударения пишется буква е . |
В окончаниях имён существительных и имён прилагательных после шипящих и буквы ц под ударением пишется буква о , без ударения пишется
|
краткой формой
|
е . |
Запиши словосочетания в два столбика : в первый столбик — со словами , в окончания которых нужно вставить
|
краткую форму
|
о , во второй — букву е . |
Запиши словосочетания в два столбика : в первый столбик — со словами , в окончания которых нужно вставить букву о , во второй —
|
краткой форме
|
е . |
Проверь себя :
|
краткие формы
|
о пропущена только в трёх словах . |
Спиши , вставляя
|
краткой формы
|
|
В притяжательных прилагательных после
|
кратких формах
|
ц пишется суффикс -ын- : синицын , лисицын . Спиши , вставляя пропущенные буквы . |
В притяжательных прилагательных после буквы ц пишется суффикс -ын- : синицын , лисицын . Спиши , вставляя пропущенные
|
ласкательных суффиксов
|
|
В этой фразе каждое слово начинается с
|
лексика
|
, которая указывает на цвет луча в радуге . |
Например , « каждый » — первая
|
лицо
|
« к » , значит , первый луч красного цвета . |
Второе слово « охотник » начинается с
|
лицу
|
« о » , значит , за красным следует оранжевый луч и так далее . |
Если перед личным местоимением 3-го лица ( он , она , оно , они ) в косвенных падежах стоит предлог , к местоимению добавляется
|
лицом
|
н-\ |
Спиши , вставляя нужные
|
лица
|
|
Сравни
|
личные местоимения
|
запись слова с его записью с помощью транскрипции : котята — [ кат’ата ] . |
Запиши в неё слова , заменяя звуковую запись
|
личными местоимения
|
|
Что нужно сделать , чтобы не ошибиться в
|
личным местоимением
|
записи слов ? |
Сделай
|
междометие
|
запись стихотворения по выбору . |
Спиши предложения , заменяя звуковую запись
|
местоимение
|
|
Спиши слова , заменяя звуковую запись
|
местоимения
|
|
В первый — слова с орфограммой в корне , во второй — с орфограммой в приставке ,
|
местоимений
|
|
Сделай
|
местоимением
|
запись слов . |
Запиши пословицы , заменяя звуковую запись
|
местоимениями
|
|
Сделай
|
местоимению
|
запись слов . |
Запиши в первый столбик слова , которые нельзя перенести со строки на строку , во второй — слова , которые можно перенести только одним способом , в третий — слова , которые имеют два
|
множественном числе
|
|
Только белка на
|
множественное число
|
— Все углы облазила , |
Синтаксис изучает словосочетания , предложения , их
|
множественного числа
|
, значение , то , как ведут себя слова в предложении , как с помощью предложений строится текст . |
|
Мужского рода
|
предложений по цели высказывания и интонации . |
Как ты думаешь , все ли
|
мужской род
|
предложений по цели высказывания есть в этом тексте ? |
Устно определи
|
мягкого знака
|
каждого предложения по цели высказывания . |
Устно определи
|
мягкий знак
|
по выбору выделенных предложений по цели высказывания . |
3 слой - —
|
мягких знака
|
, наклонение , время , лицо . |
Многие
|
мягких знаков
|
работы по подготовке к изложению ты уже умеешь выполнять : подбирать заголовки , определять , о чём говорится в тексте , составлять план , исправлять неправильно записанный текст , определять тип текста — описание , повествование или рассуждение . |
Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный
|
мягкость согласного
|
|
Сочинение — это
|
наклонение
|
письменной работы . |
|
Написание
|
( хороший ) , а на дело не гож . |
Дело в том , что в старину ткань в
|
написания
|
отдельных кусков выполняла роль денег , такими кусками расплачивались . |
) , смотрю на картину (
|
написании
|
— на что ? |
Письменно поставь каждое слово в формы именительного , родительного и
|
написанием
|
множественного числа . |
предметы , но склоняются как одушевлённые имена существительные ( при склонении во множественном числе у них совпадают родительный и
|
наречие
|
) . |
В именительном и
|
начальная форма
|
среднего рода — какое ? |
Может ли ответ на этот
|
начальную форму
|
подсказать способ образования слова лежебока ? |
Любите ли вы играть такой
|
начальной форме
|
покажется вам смешным кто же не любит играть девочки играют в куклы мальчики играют в футбол , в « войну » как здорово быть ребёнком детство , не кончайся . |
После текста записаны
|
начальной формой
|
к каждому абзацу . |
Прочитай
|
начальные формы
|
|
Если какой - то
|
немецкий
|
задан неправильно , исправь его , задай свой вопрос . |
Если какой - то вопрос задан неправильно , исправь его , задай свой
|
немецкого языка
|
|
Заголовок и
|
неодушевлённые имена существительные
|
к тексту запиши в тетрадь . |
|
Неодушевлённых предметах
|
к тексту . |
Что называет и на какие
|
неодушевлённом предмете
|
отвечает глагол ? |
Найди слова , к которым от выделенных слов можно задать
|
неодушевлёнными
|
|
Какие
|
неодушевлённые
|
ты задашь ? |
На какие
|
неодушевлённых
|
отвечают выделенные слова ? |
Подлежащее отвечает на
|
неодушевлённым
|
кто ? |
Сказуемое отвечает на
|
непарного согласного звука
|
что делает ? |
Проверь , отвечает ли это слово на
|
непроверяемой гласной
|
кто ? |
Проверь , отвечает ли слово на
|
непроверяемой гласной в корне
|
что делает ? |
Слово Оля отвечает на
|
непроизносимые согласные
|
кто ? |
Слово связала отвечает на
|
непроизносимым согласным
|
что сделала ? |
Письменно ответь на
|
непроизносимый согласный
|
|
Федя считает , что подлежащее может быть только именем существительным , потому что имя существительное отвечает на
|
нераспространённое предложение
|
кто ? |
и подлежащее отвечает на такие же
|
несклоняемые слова
|
|
На какие
|
несклоняемыми
|
отвечает сказуемое ? |
Найди подлежащее — слово , которое называет то , о ком или о чём говорится в предложении , и отвечает на
|
новых слов
|
кто ? |
Задай к каждому абзацу текста
|
новые слова
|
так , чтобы у тебя получился план текста . |
Она считает , что это не предложения , а словосочетания : одно слово главное — оно командует , от него можно задать
|
нулевым окончанием
|
|
А другое слово зависимое — оно подчиняется главному , к нему ставится
|
нулевое окончание
|
от главного : идти ( куда ? ) |
Твоё письмо получено и прочитано мною На поставленные тобой
|
образования слов
|
отвечаю : |
Задай к ним
|
образования слова
|
от главных членов . |
Найди второстепенные члены и устно задай к ним
|
обращение
|
|
Запиши в тетрадь и задай
|
обстоятельство
|
к второстепенным членам предложения . |
В зависимости от того , что называет второстепенный член и на какой
|
обстоятельством
|
он отвечает , выделяются обстоятельство , определение и дополнение . |
Замени
|
обстоятельствам
|
подходящими по смыслу словами . |
А теперь запомни считалочку , которая поможет тебе всегда верно задавать
|
обстоятельству
|
к обстоятельствам в предложении : Где ? |
Прочитай записанные парами
|
обстоятельства
|
и ответы . |
Как ты думаешь , к какому члену предложения заданы
|
обстоятельствами
|
|
Запиши в тетрадь ответы на второй и третий
|
общее значение
|
и подчеркни члены предложения . |
Письменно задай
|
общим значением
|
к обстоятельству . |
Определи , на какие
|
однокоренной
|
отвечают обстоятельства , которые называют : место действия ; время действия ; причину действия ; цель действия ; каким образом совершается действие . |
Письменно задай
|
однокоренные
|
|
Среди
|
однокоренные слова
|
найди и назови только такие , на которые отвечает обстоятельство : где ? |
Какие
|
однокоренными
|
можно задать к членам предложения , которые остались ? |
Второстепенный член предложения , который обозначает признак предмета и отвечает на
|
однокоренных
|
какой ? |
Прочитай записанные парами
|
однокоренных слов
|
и ответы . |
Как ты думаешь , к какому члену предложения заданы
|
однородные дополнения
|
|
Спиши ответ на второй
|
однородные определения
|
и подчеркни члены предложения . |
Выпиши в тетрадь только те , которые могут отвечать на
|
однородные подлежащие
|
определения . |
Среди
|
однородные сказуемые
|
найди и назови такие , на которые отвечает определение . |
Спиши ответы на
|
одушевлённых
|
|
К какому члену предложения — главному или второстепенному — задаётся
|
одушевлённом
|
|
Можно ли сказать , что
|
окончание
|
задаётся к обстоятельству или определению ? |
Ответь на
|
окончания
|
, используя слова для справок . |
Сравни
|
окончанием
|
из памятки « Правильно изменяй форму слова » с вопросами в упражнении 1 . |
Сравни вопросы из памятки « Правильно изменяй форму слова » с
|
окончаниях
|
в упражнении 1 . |
Запиши в тетрадь только такие , от которых можно задать
|
окончании
|
, записанные в памятке « Правильно изменяй форму слова » . |
Второстепенный член предложения , который отвечает на
|
окончанию
|
кого ? |
На место
|
окончаниям
|
ставь подходящие по смыслу слова . |
Выпиши в тетрадь только № 1 такие слова , которые могут отвечать на
|
окончаний
|
дополнения . |
Перед словом записывай
|
окончание нулевое
|
|
Стрелкой обозначь от какого слова ты задаёшь
|
омонимами
|
к дополнению . |
Найди и назови
|
омонимы
|
, на которые отвечает дополнение . |
|
Описание
|
кого ? |
Определить это можно по
|
описанием
|
, то есть так же , как мы определяем , каким членом предложения является любое другое слово . |
— Здесь слово пальто является дополнением , потому что отвечает на
|
описанию
|
чем ? |
— По шоссе — - обстоятельство , так как отвечает на
|
описания
|
где ? |
Письменно по выбору задай
|
описании
|
к каждому второстепенному члену предложения . |
Подумай , верно ли высказывание : « Во втором предложении слова яблоки , груши , сливы являются одним и тем же членом предложения , потому что они отвечают на один и тот же
|
опорном слове
|
( что ? ) |
Члены предложения , которые отвечают на один и тот же
|
опорные слова
|
и связаны с одним и тем же членом предложения , называются однородными . |
Можешь ли ты сразу ответить на
|
опорное слово
|
: « Какой буквой записывается звук [ ы ] после звука [ ц ] ? » Понаблюдай за словами : |
А теперь ты можешь ответить на
|
определение
|
|
Определи , как связаны однородные члены , на какие
|
определений
|
они отвечают . |
На какой
|
определением
|
они отвечают и что называют ? |
Устно ответь на
|
определения
|
|
Можно ли к служебным словам задать
|
определению
|
|
Ты сможешь ответить на
|
определениями
|
|
Слова , которые отвечают на
|
орфограмму
|
что ? , называют ( явления природы , людей , растения , животных , предметы ) . |
Слова , которые отвечают на
|
орфограмма
|
кто ? , называют ( предметы , людей , растения , животных , явления природы ) . |
1 ) слова , которые отвечают на
|
орфограммы
|
кто ? |
2 ) слова , которые отвечают на
|
орфограммой
|
что ? |
Они отвечают на
|
орфограммам
|
кто ? |
Почему в предложениях из упражнения 1 к этим словам можно задать
|
орфографическом
|
откуда ? |
Прочитай
|
орфографические
|
и ответы . |
Чтобы правильно определить член предложения , задавай к слову
|
орфографических правилах
|
так , как это сделано в упражнении 2 . |
Задай к выделенным словам
|
орфографии
|
как к членам предложения . |
Спиши , задай к выделенным словам падежные
|
основе предложения
|
, определи падеж этих слов , обозначь в них окончания . |
К именам существительным в предложении можно задать два
|
основы предложений
|
: падежный и как к члену предложения . |
Прочитай предложения и определи , где какой
|
основную мысль
|
|
Задай от этого слова к имени существительному
|
основную мысль текста
|
как к члену предложения . |
Задай к имени существительному
|
относительное прилагательное
|
как к части речи ( то есть задай падежный вопрос ) . |
Задай к имени существительному вопрос как к части речи ( то есть задай падежный
|
падеж
|
) . |
По падежному
|
падежам
|
и окончанию определи падеж . |
Задаём от этого слова к существительному ( за ) окном
|
падежа
|
как к члену предложения . |
Задаём падежный
|
падежей
|
к существительному . |
По падежному
|
падежи
|
и по окончанию определяем падеж . |
Делаем вывод : имя существительное ( за ) окном стоит в форме творительного падежа , потому что отвечает на
|
падеже
|
за чем ? , имеет окончание -ом , к нему можно подобрать вспомогательное слово любуюсь . |
от сосны — родительный падеж , так как
|
падежной форме
|
чего ? |
в предложении является дополнением , так как
|
падежных форм
|
от чего ? |
у доски — родительный падеж , так как
|
падежными формами
|
чего ? |
и вспомогательное слово нет ; в предложении является дополнением , так как
|
падежных окончаний
|
чего ? |
Серёжа тоже определил падеж этих слов как родительный , но
|
падежные
|
как к членам предложения задал какая ? |
Не забывай , что
|
падежный
|
к слову как к члену предложения может не совпадать с падежным вопросом , поэтому рассуждай так : « Машины едут ( по чему ? |
Не забывай , что вопрос к слову как к члену предложения может не совпадать с падежным
|
падежному
|
, поэтому рассуждай так : « Машины едут ( по чему ? |
) » —
|
падежным
|
дательного падежа , но вопрос как к члену предложения где ? |
) » — вопрос дательного падежа , но
|
перевод
|
как к члену предложения где ? |
Докажи свой ответ , задав
|
переводе
|
к слову как к члену предложения . |
Для правильного выбора окончания важен только падежный
|
переносном значении
|
|
Не путай падежный
|
перечислительную интонацию
|
с вопросом к слову как к члену предложения . |
Не путай падежный вопрос с
|
писателей
|
к слову как к члену предложения . |
Если ты пользуешься Петиным способом , то в скобках записывай склонение и проверочное слово , если Жениным — указывай склонение , падеж , можешь указывать и
|
писатель
|
|
Имена существительные , которые отвечают на
|
письменная
|
кто ? , называют ... |
Имена существительные , которые отвечают на
|
письменной
|
что ? , называют ... |
Имена существительные , которые обозначают людей и животных и отвечают на
|
письменный
|
кто ? , называются одушевлёнными . |
Имена существительные , которые обозначают неживые предметы , растения , явления окружающего мира и отвечают на
|
письменный разбор
|
что ? , называются неодушевлёнными . |
Ответь на эти
|
письме
|
письменно . |
Найди имена прилагательные , задай к ним
|
письму
|
|
Задай к прилагательному
|
письма
|
и отметь главные слова в словосочетаниях . |
Имя прилагательное — часть речи , которая называет признак предмета и отвечает на
|
письмо
|
какой ? |
Отметь главное слово в словосочетаниях , поставь
|
письмах
|
к прилагательным . |
1 ) говорить о , мечтать о , читать о , узнать о , забывать о , книга о , объявление о , письмо о , помнить о , напомнить о ,
|
писем
|
о , мысль о , написать о |
В форме какого рода и в каком падеже окончания
|
письме слова
|
и ответа не совпадают ? |
Федя обратил внимание на орфограммы в окончаниях
|
план текста
|
|
Записывай в скобках
|
плана текста
|
, дописывай окончания имён прилагательных . |
Какой
|
побудительные предложения
|
лучше задать к прилагательным папин , лисья — какой ? |
Раньше эти слова были притяжательными прилагательными и отвечали на
|
побудительное предложение
|
чей ? |
Попробуй установить зависимость между написанием мягкого знака в
|
побудительных
|
и в ответе . |
Если местоимения отвечают на
|
повествование
|
кто ? |
Если местоимения отвечают на
|
повествованию
|
какой ? |
Найди и выпиши местоимения - существительные и местоимения - прилагательные , в скобках запиши
|
повествовательные
|
|
Местоимение - прилагательное ведёт себя так же , как и имя прилагательное : оно отвечает на
|
повествовательных
|
какая ? |
В скобках запиши
|
повторяющихся союзов
|
, на который они отвечают . |
Какие слова заменяют выделенные местоимения , на какой они
|
поговорки
|
отвечают , каким членом пред - ложения являются ? |
сущ + мест - прил Задай
|
подлежащее
|
к местоимению , определи род , число , падеж . |
Если обращение произносится с особым чувством (
|
подлежащем
|
) , после него ставится восклицательный знак : Дорогая мама ! |
Если обращение произносится с особым чувством ( восклицательной интонацией ) , после него ставится
|
подлежащего
|
: Дорогая мама ! |
Для проверки подбери
|
подлежащих
|
|
Для проверки подберём
|
подчинительный
|
|
Делаем вывод : имя существительное ( за ) окном стоит в форме творительного падежа , потому что отвечает на вопрос за чем ? , имеет окончание -ом , к нему можно подобрать
|
польский язык
|
любуюсь . |
и
|
порядок предложений
|
нет ; |
и
|
пословицы
|
нет ; в предложении является дополнением , так как вопрос чего ? |
о главных и
|
поэт
|
|
|
Поэтом
|
предложения . |
|
Поэта
|
предложения могут быть связаны с главными — подлежащим и сказуемым — и друг с другом . |
Когда мы ищем
|
правила написания
|
, мы ищем словосочетания . |
Запиши в тетрадь и задай вопросы к
|
правило написания
|
|
С этими
|
правила переноса слов
|
ты познакомишься на следующих уроках . |
Главными или
|
правила переноса
|
являются пропущенные в предложениях слова ? |
|
Правописание
|
предложения , который обозначает , как совершается действие ( Ребята играли дружно . |
|
Правописания
|
предложения , который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ? |
Подчеркни в них грамматическую основу , затем
|
правописании
|
, который зависит от подлежащего . |
|
Правописание безударных гласных
|
предложения , который отвечает на вопросы кого ? |
Письменно по выбору задай вопросы к каждому
|
предлоги
|
|
Однородными могут быть как главные , так и
|
предлог
|
|
Вспомни : определение — это
|
предлогом
|
, оно может быть в предложении , а может отсутствовать . |
Предложение с
|
предлогами
|
называется распространённым . |
Предложение без
|
предлога
|
называется нераспространённым . |
Дети играют — нераспространённое предложение ( нет
|
предложения
|
) . |
Дети играют в теннис — распространённое предложение ( есть
|
предложений
|
) . |
Найди
|
предложением
|
и устно задай к ним вопросы . |
В зависимости от того , что называет
|
предложение
|
и на какой вопрос он отвечает , выделяются обстоятельство , определение и дополнение . |
Белый лоб у него был большой , а на лбу бугор , какой бывает у очень глупых собак ; глаза были маленькие , голубые , тусклые , а
|
предложении
|
всей морды чрезвычайно глупое . |
Его надо внимательно прочитать , отредактировать , то есть поискать неудачные
|
предложениях
|
, повторы , слова , которые не сочетаются друг с другом , затем проверить ошибки . |
Его надо внимательно прочитать , отредактировать , то есть поискать неудачные
|
предложениями
|
, повторы , слова , которые не сочетаются друг с другом , затем проверить ошибки . |
Можно ли согласиться с таким
|
предложений сочетания
|
: « В третьем предложении содержится самая полная и точная информация : куда и когда вернулись дети , где они были » ? |
Подумай , верно ли
|
предложениях грамматическую
|
: « Во втором предложении слова яблоки , груши , сливы являются одним и тем же членом предложения , потому что они отвечают на один и тот же вопрос ( что ? ) |
|
Предложение дополнительный
|
предложения . |
Это
|
предложениях однородные
|
, его грамматическая основа . |
|
Предложный
|
предложения . |
|
Предложный падеж
|
предложения — это подлежащее и сказуемое . |
Подлежащее — это
|
предложном падеже
|
, который называет то , о ком или о чём говорится в предложении . |
Сказуемое — это
|
предложном падежах
|
, который связан с подлежащим и называет действие , которое совершает предмет , его состояние , характеризует предмет . |
Подчеркни
|
предложного падежа
|
|
Сказуе - мое —
|
признак предмета
|
|
В русском языке есть предложения , которые состоят только из
|
признаки предметов
|
: Птицы поют . |
В русском языке есть предложения , в которых только один
|
признаки предложения
|
— подлежащее ( Ночь . |
Какой
|
прилагательного
|
отсутствует в каждом предложении ? |
Найди
|
прилагательное
|
в предложении В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями . |
Задай к ним вопросы от
|
прилагательные
|
|
Ты уже знаешь , что в предложении есть
|
прилагательным
|
— подлежащее и сказуемое . |
Что называют имена существительные , имена прилагательные ,
|
прилагательных
|
|
Что называет и на какие вопросы отвечает
|
приставка
|
|
Можно ли поменять сказуемые в этих предложениях , ведь эти
|
приставку
|
- сказуемые — формы одного и того же слова ? |
Найди
|
приставки
|
и определи , каким членом предложения они являются . |
Выпиши в тетрадь предложения , где сказуемое выражено
|
приставке
|
|
Сказуемое в предложении может быть выражено не только
|
приставок
|
, но и име - нем существительным , и именем прилагательным , и краткой формой имени прилагательного . |
Сказуемое чаще всего выражается
|
приставках
|
|
В предложениях Цветы красивы и Мой брат студент тоже есть
|
приставками
|
|
Алёша сказал , что это предложения , потому что в них есть
|
приставкой
|
, а глагол чаще всего бывает сказуемым . |
Алёша сказал , что это предложения , потому что в них есть глагол , а
|
приставочным
|
чаще всего бывает сказуемым . |
Запиши в тетрадь сначала словосочетания , где есть
|
приставочно
|
, а потом предложения . |
—
|
приставочный
|
|
Все слова в русском языке делятся на несколько больших групп , или частей речи : имя существительное , имя прилагательное , имя числительное , местоимение ,
|
притяжательные
|
, наречие , предлог , союз , частица , междометие . |
|
Притяжательными
|
|
К словам подснежник , кричал подбери однокоренные существительные ; к слову зубами — однокоренные прилагательные ; к слову охотник — однокоренной
|
притяжательных
|
|
|
Проверочные слова
|
|
Выпиши эти имена существительные вместе с
|
проверочное слово
|
, которые называют действия неодушевлённых существительных как действия людей . |
Относительные прилагательные всегда образуются от других слов — существительных ( музыка — музыкальный , пассажир — пассажирский ) ,
|
проверять безударные гласные
|
( стирать — стиральный , учить — учебный ) . |
К следующим
|
произношением
|
допиши местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа без предлога и с предлогом . |
В русском языке одинаковое количество гласных звуков и
|
произношение
|
|
Гласных звуков больше , чем
|
прописной буквы
|
|
|
Прописной
|
букв больше , чем гласных звуков . |
Прав ли он , ведь в слове нет одинаковых
|
разбор слова по составу
|
|
Соединительными гласными в сложных словах могут быть только
|
разбора слов по составу
|
|
о
|
разбора слова по составу
|
и согласных звуках ; |
о том , что
|
разбор слов по составу
|
звуки бывают ударными и безударными ; |
В русском языке одинаковое количество
|
разделительного мягкого знаков
|
звуков и гласных букв . |
|
Разделительный мягкий знак
|
звуков больше , чем гласных букв . |
Гласных букв больше , чем
|
распространённое предложение
|
звуков . |
Серёжа утверждает , что
|
рассказ
|
звуки в слове поля одинаковые . |
Вспомни и запиши слова , в которых один и тот же
|
рассказа
|
звук обозначается разными буквами . |
Как определяют количество слогов в слове : по количеству
|
рассказе
|
или согласных звуков ? |
|
Рассказу
|
звук : ударный или безударный , какой буквой обозначен ; |
|
Рассказом
|
, ударный ; буква « а » ; |
|
Рассуждение
|
, безударный ; буква « у » ; |
[ э ] —
|
рассуждения
|
, ударный ; |
[ и ] —
|
рассуждению
|
, безударный ; |
Нельзя отрывать букву й от предшествующей
|
речи
|
|
Можно отделять согласную от следующей за ней
|
речь
|
|
[ у ] —
|
род
|
, безударный ; буква « у » ; |
|
Родов
|
, ударный ; буква « е » ; |
[ у ] —
|
рода
|
, безударный ; |
[ у ] —
|
роде
|
, безударный ; буква « у » ; |
[ е ] —
|
роду
|
, безударный ; буква « е » ; |
[ у ] —
|
родам
|
, ударный ; |
2-й звук —
|
родительный падеж
|
, ударный ; |
4-й звук —
|
родительного падежа
|
, безударный ; |
Повторяем правила обозначения
|
родительном падеже
|
после шипящих . |
Прочитай , выделяя в словах ударный
|
родственных слов
|
звук . |
Учитель попросил ребят списать рассказ , обозначая безударные
|
родственные слова
|
не буквой , а значком ( чёрточкой ) . |
Выпиши в тетрадь слова с безударными проверяемыми
|
родственного слова
|
в корне . |
Подчеркни орфограмму « Безударные проверяемые
|
родственное слово
|
в корне слова » . |
Владик считает , что нужно изменить форму слов или подобрать родственные слова так , чтобы
|
родственных словах
|
звук оказался под ударением . |
звёздный , чудесный , капустный ,
|
русский
|
, честный , местный , несчастный , ужасный , поздний , здравствуй . |
Дима считает , что сначала записаны слова с безударными
|
русском
|
звуками в корне слова , а потом — с « опасным » местом для согласных звуков . |
Выпиши две группы слов : 1 ) слова , в которых безударные
|
русское
|
можно проверить ( сначала записывай проверочные слова ) ; 2 ) слова с непроверяемой гласной . |
Спиши рассказ , подчёркивая безударные
|
русским
|
в корне слова . |
[ а ] —
|
русской
|
, ударный ; |
2-й звук —
|
русского
|
, ударный ; |
4-й звук —
|
русском языке
|
, безударный ; |
6-й звук —
|
русский язык
|
, безударный . |
Подчеркни все безударные
|
русским языком
|
в приставке и в корне . |
|
Символом
|
звук : ударный или безударный , какой буквой обозначен ; |
[ а ] —
|
синоним
|
, ударный ; буква « а » ; |
[ у ] —
|
синтаксис
|
, безударный ; буква « у » ; |
Выпиши слова с непроверяемыми безударными
|
сказуемое
|
в корне слова . |
Объясни правописание
|
склонение
|
после шипящих в каждом слове . |
Ты уже умеешь проверять безударные гласные в корне слова , знаешь правила обозначения безударных
|
склонения
|
в суффиксах и приставках . |
Попробуй определить , как обозначаются безударные
|
склонению
|
звуки в окончаниях . |
Безударные
|
склонений
|
в окончаниях имён существительных обозначаются той же буквой , что и ударные гласные в окончаниях слов этого склонения . |
Безударные гласные в окончаниях имён существительных обозначаются той же буквой , что и ударные
|
склонении
|
в окончаниях слов этого склонения . |
Выпиши из рассказа слова с проверяемыми безударными
|
склонением
|
в корне . |
Найди и запиши слово из двух слогов , в котором два одинаковых
|
скобках
|
звука и первый звук — ударный . |
Найди слова с безударными
|
скобок
|
в корне , обозначь корень . |
В приставках , оканчивающихся на з / с , пишется буква с , если корень начинается буквой
|
слова группы
|
: бесполезный , искусать . |
начинается с
|
слово зависимое
|
[ п ’ ] . |
[ с ] — согласный , твёрдый парный ( [ с ’ ] ) ,
|
словах корни
|
( [ з ] ) ; буква « с » ; |
[ т ] — согласный , твёрдый парный ( [ т ’ ] ) ,
|
слове корень
|
( [ д ] ) ; буква « т » ; |
|
Слову однокоренные
|
парный ( [ з ] ) ; буква « с » ; |
1-й звук —
|
словам однокоренные
|
согласный , мягкий парный , |
3-й звук — согласный , твёрдый парный ,
|
словах ударный
|
|
[ п ] — согласный , твёрдый парный ( [ п’])5
|
словарные слова
|
( [ б ] ) ; буква « б » ; |
[ с ] — согласный , твёрдый парный ( [ с ] ) ,
|
словарных слов
|
( [ з ] ) ; буква « с » ; |
[ т ] — согласный , твёрдый парный ( [ т ] ) ,
|
словарю
|
( [ д ] ) ; буква « т » ; |
[ с ] — согласный , твёрдый парный ( [ с ’ ] ) ,
|
словарь
|
( [ з ] ) ; буква « с » ; |
Способность говорить ,
|
словаре
|
|
Это главные члены предложения , его
|
слове
|
|
В предложениях подчеркни
|
слова
|
|
Запиши получившиеся предложения в тетрадь и подчеркни в них
|
слово
|
— подлежащее и сказуемое . |
листва появилась —
|
слов
|
какая ? |
В каждом предложении найди и подчеркни
|
словом
|
и обстоятельства . |
Подчеркни в них
|
словах
|
, затем второстепенный член предложения , который зависит от подлежащего . |
Спиши первые четыре строчки , подчеркни
|
словами
|
|
Запиши предложения , подчеркни
|
слову
|
|
Подчеркни
|
словам
|
этих предложений . |
Выпиши из текста выделенное предложение и подчеркни
|
слово заимствовано
|
|
Как находить подлежащее и сказуемое , то есть
|
слов новые
|
|
Теперь подчеркнём
|
словообразование
|
|
Запиши в тетрадь только
|
словообразования
|
|
Выпиши выделенное слово , выполни в тетради
|
словосочетания
|
запись разбора слова по составу . |
Выполни
|
словосочетание
|
разбор по составу любого слова . |
Синтаксис —
|
словосочетании
|
, в переводе означает « составление » , « построение » . |
Какие две
|
словосочетаний
|
есть в стихотворении ? |
Запиши трудные
|
словосочетанием
|
в таком порядке : |
Витя рядом с каждым словом записал все слова для справок , а у Саши получилось две
|
слог
|
|
Прочитай
|
слогов
|
|
Выпиши две
|
слоги
|
: 1 ) слова , в которых безударные гласные можно проверить ( сначала записывай проверочные слова ) ; 2 ) слова с непроверяемой гласной . |
Запиши получившиеся
|
слога
|
|
Прочитай
|
сложных словах
|
в каждой найди лишнее слово . |
Запиши получившиеся
|
сложные слова
|
|
Части речи — это такие
|
служебным словам
|
, которые имеют общие признаки . |
Дай название каждой
|
служебные части речи
|
|
Запиши эти
|
служебных частей речи
|
|
Спиши
|
служебной частью речи
|
|
Чем различаются
|
слушателями
|
|
Саша записал две
|
смысл предложения
|
: 1 ) слова 2-го склонения ; 2 ) слова 3-го склонения . |
Запиши
|
собственные имена существительные
|
в тетрадь . |
Устно дополни каждую
|
согласных букв
|
тремя своими примерами . |
Составь словосочетания из двух
|
согласных
|
|
Выпиши
|
согласный
|
, в которых сравнивается один и тот же признак предмета . |
Составь словосочетания из двух
|
согласного
|
|
) , приехал к другу (
|
согласную
|
— кому ? |
Проверь себя : в упражнении нет имён существительных в именительном и
|
согласные
|
|
) » — вопрос
|
согласна
|
, но вопрос как к члену предложения где ? |
— « Где едут машины ? » , значит , слово нужно поставить в форму
|
согласны
|
, а в предложении оно будет обстоятельством . |
Слова в скобках сначала ставь в форму родительного падежа , а затем в форму
|
согласен
|
|
Даны имена существительные в форме
|
согласных твёрдых
|
множественного числа : ( радуюсь ) чему ? |
Подумай , одинаковые ли окончания будут у слов в парах в родительном и
|
согласованием
|
|
Определение обозначает :
|
содержание
|
, предмет , место действия , признак предмета , время действия . |
|
Соединительные гласные
|
предмета — какой ? |
|
Соединительными гласными
|
предмета ( что делать ? |
1 слой -
|
соединительных гласных
|
|
Такие слова пишутся через
|
сообщения
|
— маленькую чёрточку : лётчик + космонавт = лётчик - космонавт ковёр + самолёт = ковёр - самолёт . |
Прочитай
|
состав слова
|
учителя и ученика . |
Если нужно передать разговор нескольких людей (
|
составу слово
|
) , то пользуйся знаком — ( тире ) . |
После тире начинается речь каждого из участников
|
сочетанием
|
|
находить обстоятельство ,
|
сочетания
|
и определение ; |
В зависимости от того , что называет второстепенный член и на какой вопрос он отвечает , выделяются обстоятельство , определение и
|
сочетание
|
|
|
Сочетанием слов
|
|
о чём ? , называется
|
сочетания слов
|
|
Обычно
|
сочинений
|
связано со сказуемым : оно обозначает предмет , на который направлено действие . |
|
Сочинение
|
подчёркивается так . |
Выпиши в тетрадь только № 1 такие слова , которые могут отвечать на вопросы
|
сочинении
|
|
Найди в них
|
сочинения
|
и подчеркни . |
Стрелкой обозначь от какого слова ты задаёшь вопрос к
|
союзы
|
|
|
Союз
|
|
Найди и назови вопросы , на которые отвечает
|
союзов
|
|
|
Союз повторяется
|
обозначает : признак предмета , время действия , место действия , на какой предмет направлено действие , кому принадлежит предмет . |
Найди
|
сравнения
|
и подчеркни их . |
Сегодня нас спросили о
|
среднего рода
|
|
|
Средний род
|
отличается от определения . |
задаются к
|
стихи
|
|
— Здесь слово пальто является
|
стихотворение
|
, потому что отвечает на вопрос чем ? |
Спиши отрывок из « Сказки о рыбаке и рыбке » , ставя
|
стихотворения
|
в нужную форму . |
Например , все имена существительные обозначают предмет , относятся к одному из трёх родов — мужскому , женскому или среднему , изменяются по числам и падежам ; в предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим или
|
стихотворении
|
|
о море —
|
строки
|
, отдыхали ( где ? ) |
Проверь себя : среди выделенных слов — три подлежащих , два
|
строку
|
и два обстоятельства . |
в предложении является
|
строке
|
, так как вопрос от чего ? |
и вспомогательное слово нет ; в предложении является
|
суффикс
|
, так как вопрос чего ? |
Распространи предложения , добавляя обстоятельства или
|
суффиксами
|
|
В роще (
|
суффикса
|
) , жёлуди ( множественное число ) . |
На конце имён существительных женского рода в
|
суффиксов
|
после шипящих пишется мягкий знак : дочь , мышь , рожь . |
Если существительное женского рода и стоит в
|
суффиксы
|
, нужно писать ь . Если существительное мужского рода , писать мягкий знак не нужно . |
Женский род ,
|
суффиксе
|
|
Огурец (
|
суффиксом
|
) — огурцу ( множественное число ) . |
Вот какие пары слов у него получились : дерево (
|
суффиксах
|
) — деревья ( множественное число ) , птица(единственное число ) — птицы ( множественное число ) , мёд ( единственное число ) — мёды ( множественное число ) , молоко ( единственное число ) — молоки ( множественное число ) , пирог ( единственное число ) — пироги ( множественное число ) , доброта ( единственное число ) — доброты ( множественное число ) . |
Вот какие пары слов у него получились : дерево ( единственное число ) — деревья ( множественное число ) , птица(единственное число ) — птицы ( множественное число ) , мёд (
|
существительное
|
) — мёды ( множественное число ) , молоко ( единственное число ) — молоки ( множественное число ) , пирог ( единственное число ) — пироги ( множественное число ) , доброта ( единственное число ) — доброты ( множественное число ) . |
Вот какие пары слов у него получились : дерево ( единственное число ) — деревья ( множественное число ) , птица(единственное число ) — птицы ( множественное число ) , мёд ( единственное число ) — мёды ( множественное число ) , молоко (
|
существительному
|
) — молоки ( множественное число ) , пирог ( единственное число ) — пироги ( множественное число ) , доброта ( единственное число ) — доброты ( множественное число ) . |
Вот какие пары слов у него получились : дерево ( единственное число ) — деревья ( множественное число ) , птица(единственное число ) — птицы ( множественное число ) , мёд ( единственное число ) — мёды ( множественное число ) , молоко ( единственное число ) — молоки ( множественное число ) , пирог (
|
существительные
|
) — пироги ( множественное число ) , доброта ( единственное число ) — доброты ( множественное число ) . |
Вот какие пары слов у него получились : дерево ( единственное число ) — деревья ( множественное число ) , птица(единственное число ) — птицы ( множественное число ) , мёд ( единственное число ) — мёды ( множественное число ) , молоко ( единственное число ) — молоки ( множественное число ) , пирог ( единственное число ) — пироги ( множественное число ) , доброта (
|
существительные именами
|
) — доброты ( множественное число ) . |
Заводы ( множественное число ) — завод (
|
существительным
|
, мужской род ) . |
Укажи род существительных в
|
существительными
|
|
Форма именительного падежа
|
существительных
|
— это начальная форма имён существительных . |
К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а , -я в начальной форме ( в именительном падеже
|
твёрдые звуки
|
): сосна , Ваня , дедушка , кошка . |
Чтобы определить склонение имени существительного в косвенном падеже , надо его поставить в начальную форму — именительный падеж
|
твёрдого непарного согласного звука
|
|
Но ты знаешь , что склонение надо определять по форме именительного падежа
|
творительного падежа
|
|
В первый столбик — слова мужского рода в
|
творительный падеж
|
, во второй столбик — слова женского рода в единственном числе |
Оксана считает , что при склонении имени прилагательного должно получиться 12 форм , так как прилагательные изменяются по падежам и числам и зависят от имени существительного ( у имени существительного 12 форм : 6 падежных форм в
|
творительном падеже
|
и 6 во множественном ) . |
Выпиши слова , в которых пропущено окончание -и ( слова даны в
|
текст
|
) . |
Имена существительные , которые можно заменить словом она , —
|
текстом
|
: девочка , книга . |
К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова
|
текста
|
|
дерево ( оно — средний род ) — красивое дерево роза ( она —
|
текстах
|
) — красивая роза тюльпан ( он — мужской род ) — красивый тюльпан . |
красивый древний замок ( мужской род ) красивая древняя статуя (
|
тексту
|
) красивое древнее здание ( средний род ) . |
тарелка ( она ) —
|
тексте
|
|
красивая тарелка (
|
тексты
|
) . |
По радио прозвучала красивая , нежная мелодия (
|
текстов
|
) . |
На конце имён существительных
|
текстам
|
в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак : дочь , мышь , рожь . |
Если существительное
|
тексте - описании
|
и стоит в единственном числе , нужно писать ь . Если существительное мужского рода , писать мягкий знак не нужно . |
|
Текст - описание
|
род , единственное число . |
задачи — задача (
|
тексте - повествовании
|
) враги — враг ( мужской род ) озёра — озеро ( средний род ) . |
В именах существительных
|
текст - повествование
|
пишется суффикс -йц- : девица , красавица . |
У существительных
|
тексте - рассуждении
|
— суффикс -иц- . |
К первому склонению относятся имена существительные мужского и
|
текст - рассуждение
|
с окончаниями -а , -я в начальной форме ( в именительном падеже единственного числа ): сосна , Ваня , дедушка , кошка . |
К третьему склонению относятся имена существительные
|
тему
|
, имеющие в начальной форме нулевое окончание и ь на конце : кость , рожь , лошадь . |
Подбери и запиши по два существительных мужского рода 1-го и 2-го склонения и по четыре существительных
|
тема
|
1-го и 3-го склонения . |
брат — братик — братишка — мужского рода зима — зимушка —
|
тире
|
|
письмо — письмецо — среднего рода хвастун — хвастунишка — мужского рода тётя — тётенька —
|
толковому словарю
|
|
В первый столбик — слова мужского рода в единственном числе , во второй столбик — слова
|
тональность
|
в единственном числе |
в третий столбик — слова
|
точки
|
в родительном падеже множественного числа . |
В тексте местоимение он заменяет существительное мужского рода , она —
|
точку
|
, оно — среднего рода . |
Какие
|
транскрипции
|
подходят к тексту , а какие нет ? |
Назови свой будущий текст так , чтобы по
|
транскрипция
|
твои одноклассники поняли , что же с тобой приключилось . |
Текст и его
|
ударение
|
|
На что указывает
|
ударения
|
|
Бывают ли тексты без
|
ударением
|
|
Можно ли озаглавить текст , который не имеет
|
ударными
|
|
|
Ударный
|
и начало текста . |
Подбери
|
ударные
|
к тем текстам , первые предложения которых указали , о чём пойдёт речь в тексте . |
Озаглавь текст так , чтобы и
|
ударным
|
не называл зверька , о котором говорится в тексте . |
|
Уменьшительно - ласкательное
|
и вопросы к тексту запиши в тетрадь . |
Многие виды работы по подготовке к изложению ты уже умеешь выполнять : подбирать
|
уменьшительно - ласкательным
|
, определять , о чём говорится в тексте , составлять план , исправлять неправильно записанный текст , определять тип текста — описание , повествование или рассуждение . |
Подбери
|
устного
|
к тексту . |
В сочинении , как и в любом тексте , очень важен
|
устно
|
, или тема сочинения . |
Подбери свои
|
устный
|
к тексту . |
Придумай и запиши в тетрадь свой
|
утверждение
|
|
Прочитай
|
фонетика
|
|
Прочитай
|
фонетику
|
|
В корнях некоторых
|
фонетический
|
после ж , ч , ш без ударения пишется буква о : жонглёр , лечо , шоколад , шоссе , шофёр , Шотландия . |
А разделяет их
|
форма винительного падежа
|
|
Между однородными членами предложения , не соединёнными союзами , ставится
|
форме единственного числа
|
|
Как ты думаешь , перед какими союзами ставится
|
форма единственного числа
|
, а перед какими не ставится ? |
Между однородными членами , соединёнными союзами а , но , ставится
|
форму единственного числа
|
|
Между однородными членами , соединёнными одиночными ( неповторяющимися ) союзами и , или ,
|
формой единственного числа
|
не ставится . |
Между однородными членами , соединёнными повторяющимися союзами и , или ,
|
формах кратких
|
ставится перед вторым и последующими союзами . |
Но если перед первым из повторяющихся союзов уже находится однородный член , то
|
форма множественного числа
|
ставится и перед первым из повторяющихся союзов . |
Докажи , что пропала только одна
|
форме множественного числа
|
|
Проверь себя : в тексте одна лишняя
|
форму множественного числа
|
|
о согласных твёрдых и мягких ,
|
форм множественного числа
|
и глухих ; |
согласный звук : твёрдый или мягкий ( назови пару ) ,
|
форму родительного падежа
|
или глухой ( назови пару ) , какой буквой обозначен . |
[ р ] — согласный , твёрдый парный ( [ р ’ ] ) ,
|
форме родительного падежа
|
непарный ; буква « р » ; |
[ м ’ ] — согласный , мягкий -парный ( [ м ] ) ,
|
форма слова
|
непарный ; буква « м » ; |
|
Форму слова
|
непарный ; буква « е » ; |
|
Форма слов
|
непарный ; |
|
Форму слов
|
непарный ; буква « м » ; |
[ и ’ ] — согласный ,
|
формы слова
|
непарный ; |
5-й звук — согласный , мягкий
|
формах слова
|
непарный . |
Скажи , на какие согласные звуки —
|
фразе
|
или глухие — оканчиваются слова . |
5-й звук — согласный , твёрдый парный ,
|
фразеологизмы
|
непарный ; |
согласный звук : твёрдый или мягкий ( назови пару ) ,
|
фразеологизмами
|
или глухой ( назови пару ) , какой буквой обозначен . |
[ р ] — согласный , твёрдый парный ( [ р ’ ] ) ,
|
фразеологизм
|
непарный ; буква « р » ; |
( голос )
|
фразеологизмов
|
— красивый — нежный |
чистый , гибкий , удобный , гордый ,
|
цели высказывания
|
|
[ д ’ ] — согласный , мягкий парный ( [ д ] ) ,
|
частица
|
( [ т ’ ] ) ; буква « д » ; |
[ ж ] — согласный , твёрдый непарный ,
|
части речи
|
( [ ш ] ) ; буква « ж » ; |
В стихотворении « Пропажа на пляже » ( упражнение 1 ) найди такое слово , у которого : 1-й звук — согласный , мягкий парный ,
|
частей речи
|
|
3-й звук — согласный , твёрдый непарный ,
|
частями речи
|
|
Корень начинается со
|
частям речи
|
[ д ] . |
о
|
часть речи
|
речи ; |
о гласных и согласных
|
частью речи
|
|
о том , что гласные
|
часть слова
|
бывают ударными и безударными ; |
о том , как обозначаются
|
частях слова
|
речи на письме . |
В русском языке одинаковое количество гласных
|
части слова
|
и гласных букв . |
Гласных
|
части слов
|
больше , чем гласных букв . |
Гласных букв больше , чем гласных
|
частей слова
|
|
Серёжа утверждает , что гласные
|
чередование согласных
|
в слове поля одинаковые . |
Вспомни и запиши слова , в которых один и тот же гласный
|
чередования согласных
|
обозначается разными буквами . |
Сколько в этом слове разных согласных
|
четверостишие
|
|
Как обозначена мягкость согласного
|
числительное
|
, когда слово записано буквами ? |
Устно добавь нужное по смыслу слово , чтобы данное утверждение было верным : « В русском языке согласных
|
число
|
больше , чем согласных букв » . |
Вспомни признаки согласных
|
числам
|
|
Имеют ли
|
числа
|
[ ж ] , [ ш ] , [ ц ] мягкие а звуки [ ч ’ ] , [ щ ’ ] , [ и ’ ] твёрдые пары ? |
Имеют ли звуки [ ж ] , [ ш ] , [ ц ] мягкие а
|
число имён существительных
|
[ ч ’ ] , [ щ ’ ] , [ и ’ ] твёрдые пары ? |
Слова объединены в группы , так как трудное в каждом слове есть один и тот же согласный
|
члены предложения
|
|
Найди этот
|
член предложения
|
и запиши над каждым словом с помощью транскрипции . |
Объясни , почему этот
|
членом предложения
|
обозначен разными буквами . |
Как определяют количество слогов в слове : по количеству гласных или согласных
|
члену предложения
|
|
Произнеси слово , укажи в нём последовательно все
|
членами предложения
|
, охарактеризуй их : |
гласный
|
членам предложения
|
: ударный или безударный , какой буквой обозначен ; |
согласный
|
членах предложения
|
: твёрдый или мягкий ( назови пару ) , звонкий или глухой ( назови пару ) , какой буквой обозначен . |
страус — 6
|
членов предложения
|
, 6 букв . |
дети — 4
|
чтении
|
, 4 буквы . |
И ты услышишь
|
шипящих
|
падающего листа . |
умею — 6
|
шипящего
|
, 4 буквы . |
умею — 5
|
шипящим
|
, 4 буквы . |
1-й
|
шипящие звуки
|
— глухой парный согласный , мягкий парный , |
2-й
|
шипящий звук
|
— гласный , ударный ; |
3-й
|
шипящим звуком
|
— согласный , твёрдый парный , глухой парный ; |
4-й
|
языка
|
— гласный , безударный ; |
5-й
|
языке
|
— согласный , мягкий звонкий непарный . |
Какими
|
языком
|
различаются слова в парах ? |
Вспомни правило обозначения буквами
|
язык
|
[ ы ] , [ а ] , [ у ] после шипящих . |