Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
Озаглавьте каждый
|
абзац
|
|
Спишите предложения второго
|
абзаца
|
, подчеркните в них главные члены предложения . |
Определите , в каком тексте
|
автор
|
ставит перед собой задачу дать точную информацию , а в каком — красочно изобразить предмет , заставить любоваться им . |
Художественными называют тексты , в которых
|
автора
|
хочет что - то изобразить , оказать воздействие на слушателя или читателя . |
То главное , что хочет сказать
|
автору
|
в тексте , называется ... . |
Объясните , почему
|
авторы
|
хвойную ёлочку назвал лиственной . |
Кто
|
азбуку
|
этих стихотворных строк ? |
Вспомните , кто их
|
алфавите
|
|
1 Почему
|
алфавита
|
благоговел перед маленькой отважной птичкой ? |
2 Чем , по мнению
|
анализ
|
, держится и движется жизнь ? |
А вы согласны с мнением
|
антонимы
|
|
Вспомните название сказки и имя её
|
антонимов
|
|
С чем
|
антонимах
|
сравнивает снежный покров ? |
Обратите внимание , что одинаковые падежные окончания имён существительных позволили
|
антонима
|
создать точные рифмы . |
Попытайтесь объяснить , почему
|
антонимами
|
использовали в них так много глаголов . |
Чтобы читатель мог яснее представить « пение » разных птиц и насекомых ,
|
антониму
|
сравнивает его с другими звуками . |
Кто променял свою
|
безударный
|
на билеты в цирк ? |
Рано поутру Буратино положил
|
безударные
|
в сумочку и побежал в школу . |
Сколько гласных букв в русском
|
безударными
|
|
Сколько согласных букв в русском
|
безударных
|
|
В старой русской азбуке глаголем называли четвёртую букву
|
безударного
|
: аз , буки , веди , глаголь . |
Как называлась в старину четвёртая буква
|
будущем времени
|
|
Сделайте звуко - буквенный
|
будущего времени
|
приведённых ниже слов . |
Укажите , какие слова приведены в каждой строчке : синонимы ,
|
будущее время
|
или омонимы . |
Синонимы ,
|
буквой
|
, многозначные слова — это богатство русского языка . |
Рассмотрите модели слов -
|
букв
|
|
Докажите , что в словах -
|
буквы
|
не совпадают ни значение , ни написание , а смысл слов противоположен . |
Подбор
|
буквами
|
|
Выберите любую пару слов -
|
букву
|
в словарике антонимов в конце учебника , объясните их значение . |
Выберите любую пару слов - антонимов в словарике
|
буква
|
в конце учебника , объясните их значение . |
Подберите
|
букве
|
к существительным , прилагательным и глаголам . |
Вы уже многое знаете о слове и его значении , о синонимах , об
|
буквах
|
, о многозначности слов . |
Подберите к неодушевлённым именам существительным по одному - два синонима и
|
буквосочетания
|
|
Найдите в предложениях имена существительные в именительном падеже и замените их
|
варианты переноса
|
|
Запишите пословицы , подобрав глаголы -
|
винительный падеж
|
|
Найдите имена прилагательные с противоположным значением (
|
винительного падежа
|
) и запишите их парами . |
Составьте предложения с любыми парами слов-
|
винительном падеже
|
и запишите их . |
Найдите в них слова-
|
винительный падежи
|
|
Запишите сначала парами прилагательные -
|
вопросы
|
, затем советы доброй волшебницы , вставляя пропущенные буквы . |
Подберите к словам из первой группы по одному синониму и
|
вопрос
|
из второй группы . |
ударный звук или
|
вопросом
|
|
Назвать ударные и
|
вопросов
|
гласные . |
Проверяемые
|
вопросам
|
гласные в корне слова . |
Найдите в корнях выделенных слов
|
вопроса
|
гласные , подберите проверочные слова и запишите по образцу . |
Гласные звуки могут быть ударными и
|
вопросами
|
|
|
Вопросу
|
гласные в корне слова надо проверять ударением . |
Подчеркните в корнях глаголов буквы
|
вопросительный знак
|
гласных . |
Спишите предложения , правильно выбрав букву для обозначения
|
восклицательные предложения
|
гласного звука в корне каждого слова , и , где возможно , укажите в скобках проверочные слова . |
Найдите слова с проверяемыми
|
восклицательное предложение
|
гласными в корне слова , подберите к ним проверочные слова и выпишите их парами . |
Выпишите по группам родственные слова , выделите корень , буквы
|
восклицательный знак
|
гласных под - черкните . |
Определите , все ли
|
второстепенные члены предложения
|
гласные в выде - ленных словах можно проверить ударением . |
Выпишите пять слов с
|
выражения
|
гласными в корне слова , два слова с парными по звонкости- глухости согласными в середине слова , одно слово с разделительным мягким знаком ( ь ) . |
А как не ошибиться в написании
|
выражениями
|
окончаний имён прилагательных , например , |
|
Выражение
|
окончания прилагательных мужского рода не совпадают с окончанием вопроса . |
— Глаголы изменяются по временам и могут стоять в настоящем , прошедшем или
|
высказывание
|
|
ГЛАГОЛЫ
|
высказывания
|
|
|
Главные члены
|
время глаголов , которые отвечают на вопрос что буду делать ? , образуется с помощью специального глагола - помощника : говорить — буду говорить , будем говорить . |
Поставьте глагол бежать в настоящее , прошедшее и
|
главными членами
|
|
какой
|
главный член
|
обозначен . |
какой
|
глаголы
|
обозначен . |
Укажи количество звуков и
|
глагол
|
в слове . |
Спишите первый текст , вставив пропущенные
|
глагола
|
|
Запишите слова с пропущенными
|
глаголов
|
и проверочные слова . |
Учёные - лингвисты изучают основные единицы языка : звуки и
|
глаголам
|
, слова и предложения . |
Какие
|
глаголами
|
не обозначают звуков ? |
Чтобы не допускать ошибок на письме , надо знать , как верно передавать звуки
|
глаголом
|
|
Как они обозначены
|
глаголах
|
|
Одинаковое ли количество звуков и
|
гласных букв
|
в данных словах ? |
Определить количество звуков и
|
гласные
|
, объяснить разницу . |
|
Гласных
|
звонких непарных согласных подчеркните . |
Определите , какими
|
гласным
|
передана на письме мягкость согласных звуков . |
Спишите его слова , объясните правописание выделенных
|
гласный
|
|
Запишите его , выбирая из скобок нужную
|
гласного
|
|
Озаглавьте его и спишите по памяти , вставляя пропущенные
|
гласными
|
|
Подчеркните в корнях глаголов
|
глухие согласные
|
безударных гласных . |
Спишите слова , вставляя пропущенные
|
грамматики
|
|
Спишите предложения , правильно выбрав
|
грамматику
|
для обозначения безударного гласного звука в корне каждого слова , и , где возможно , укажите в скобках проверочные слова . |
Определите , какой
|
дательный падеж
|
надо обозначить звонкие и глухие согласные звуки в конце или в середине каждого слова . |
Объясните правописание выделенных
|
дательного падежа
|
|
Чтобы не ошибиться при написании
|
дательном падеже
|
не- произносимых согласных звуков , нужно подобрать такое проверочное слово , в котором этот согласный произносится . |
Какая
|
действие предмета
|
пропущена ? |
Я схватил мел , быстро вписал эту
|
действия предмета
|
и сказал : |
Да здравствует солнце через
|
диалог
|
« л » ! |
Сравните , сколько
|
диалога
|
и звуков в приведённых ниже словах . |
Как правильно обозначить на письме пропущенные
|
дополнительное значение
|
в словах из выбранного текста ? |
Подчеркните
|
единицы языка
|
парных согласных звуков . |
Спишите сначала слова , а затем пословицы , вставляя пропущенные
|
единственное число
|
|
верно вставить
|
единственного числа
|
в этом упражнении ? |
Выпишите слова с пропущенными
|
единственном числе
|
|
Объясните , пропущенные
|
женского рода
|
, какую букву нужно поставить чтобы было красиво ... |
Объясните , пропущенные буквы , какую
|
женский род
|
нужно поставить чтобы было красиво ... |
Выпишите из текста слова с пропущенными
|
жесты
|
|
Переносить или оставлять одну
|
жестов
|
на / строке не разрешается . |
|
Запятая
|
й , ь и ъ нельзя отрывать от предшествующей буквы . |
Буквы й , ь и ъ нельзя отрывать от предшествующей
|
заявления
|
|
Спишите текст , раскрывая скобки и вставляя пропущенные
|
заявление
|
, где это необходимо . |
Различать слова в устной речи помогают нам звуки , а в письменной —
|
звонким согласным
|
|
Найдите в тексте и выпишите две скороговорки , подчеркните
|
звонкости
|
повторяющихся звуков . |
Попробуйте устно сформулировать ответ на вопрос , почему запись одних и тех же
|
звуки
|
приводит одного мальчика в ужас , а другого оставляет равнодушным . |
Писатель А Смирнов смог составить сорок слов из
|
звук
|
слова простокваша . |
Спишите предложения , вставляя пропущенные
|
звуках
|
|
Выпишите по группам родственные слова , выделите корень ,
|
звуков
|
безударных гласных под - черкните . |
Вставьте пропущенные
|
звуками
|
, подобрав однокоренные проверочные слова . |
Определите , какие
|
звуком
|
пропущены в корнях слов . |
Какое правило надо знать , чтобы вставить пропущенные
|
звука
|
|
Во всех ли словах на месте пропуска надо вставлять
|
звукобуквенный анализ
|
|
Какую
|
звуко - буквенный разбор
|
надо поставить между корнем и приставкой ? |
Разделительный твёрдый знак ( ъ ) пишется только после приставок , которые заканчиваются на согласные , перед
|
звуковые повторы
|
е , ё , ю , я . |
Предварительно объясните , какую
|
звуковой язык
|
надо вставить . |
Спишите слова , вставляя пропущенные
|
знаки
|
|
Спишите предложения , вставляя пропущенные
|
знаками
|
и раскрывая скобки . |
Спишите текст , вставляя пропущенные
|
знаков
|
|
В
|
знак
|
большой — уважения знак ! |
Спишите текст , выбрав из скобок строчную или прописную букву и вставив пропущенные
|
знаки препинания
|
|
Спишите текст , вставив пропущенные
|
значение
|
|
Запишите слова по группам , вставляя пропущенные
|
значением
|
|
Вставьте пропущенные
|
значению
|
|
Запишите текст , подобрав имена собственные к выделенным словам и вставив пропущенные
|
значения
|
|
Озаглавьте текст и запишите его , вставляя пропущенные
|
значений
|
и раскрывая скобки . |
Вставьте пропущенные
|
значениях
|
|
Подчеркните слова , в которых
|
значении
|
больше , чем звуков . |
Обратите внимание на слова с пропущенной
|
изменением по падежам
|
|
Обозначьте падеж подлежащего
|
изменять слово
|
над словом . |
Спишите словосочетания , вставляя , где нужно , окончания и пропущенные
|
имён прилагательных
|
|
Запишите текст , вставляя пропущенные
|
имена нарицательные
|
и предлоги . |
Спишите текст , вставляя , где это нужно , пропущенные
|
имена прилагательные
|
и ставя имена существительные из скобок в нужную падежную форму . |
Спишите его , вставляя пропущенные
|
имени существительного
|
|
Запишите предложения , вставляя , где необходимо , пропущенные
|
имена существительные
|
|
В старой русской азбуке глаголем называли четвёртую
|
именительный падеж
|
алфавита : аз , буки , веди , глаголь . |
Как называлась в старину четвёртая
|
именительном падеже
|
алфавита ? |
н Спишите текст , вставляя пропущенные
|
имени прилагательного
|
|
Спишите текст , вставляя пропущенные
|
имя прилагательное
|
|
Полученные предложения запишите , вставляя пропущенные
|
именем прилагательным
|
|
Спишите стихотворение , вставляя пропущенные
|
именами прилагательными
|
|
Прочитайте и спишите рассказ Ваниного дедушки , вставив пропущенные
|
именах собственных
|
|
Запишите текст , вставляя пропущенные
|
имя собственное
|
|
Прочитайте и спишите текст , пропущенные
|
имена собственные
|
|
Спишите его , вставляя пропущенные
|
имя существительное
|
|
Спишите предложения , вставляя пропущенные
|
имени существительному
|
и раскрывая скобки . |
|
Именами существительными
|
|
Запишите сначала парами прилагательные - антонимы , затем советы доброй волшебницы , вставляя пропущенные
|
имени существительных
|
|
Запишите словосочетания по образцу , вставляя пропущенные
|
именах существительных
|
|
|
Интонации
|
« твёрдый знак » сейчас употребляется как разделительный знак после приставок , которые заканчиваются на согласный , перед буквами е , ё , ю , я . Попытайтесь убрать её , и читающий растеряется , не узнает самых обычных слов . |
Буква « твёрдый знак » сейчас употребляется как разделительный знак после приставок , которые заканчиваются на согласный , перед
|
информацией
|
е , ё , ю , я . Попытайтесь убрать её , и читающий растеряется , не узнает самых обычных слов . |
Но эта
|
информацию
|
не всегда выполняла такую роль . |
До 1918 года эту
|
корнем
|
надо было писать в конце слов после твёрдых согласных : столъ , зубъ , орехъ , за окномъ . |
Поэтому твёрдый знак употреблялся чаще многих других
|
корня
|
|
Где надо было писать эту
|
корнях
|
раньше ? |
Спишите текст , вставляя пропущенные
|
корни
|
|
Спишите его , вставляя пропущенные
|
корень
|
|
Запишите их , вставляя пропущенные
|
корней
|
и раскрывая скобки . |
Кто из нас не ругал русскую орфографию , кто не мучился над проблемой правильного выбора
|
корнями
|
|
Расскажите о
|
корень слова
|
русского языка . |
Подчеркните
|
корнях слов
|
чк , чн . |
Назовите возможные
|
корне
|
слов . |
Прочитайте слова , обсудите все
|
корне слова
|
слов и запишите их . |
|
Корне слов
|
падеж В п- кого ? |
|
Культура речи
|
ПАДЕЖ . |
— Название
|
культуры речи
|
связано со словом винить . |
Найдите существительные в
|
личными местоимениями
|
|
Имена существительные в
|
местоимения
|
подлежащими не являются . |
Обозначьте именительный и
|
местоимение
|
имён существительных . |
Если вам трудно составить текст самостоятельно , то запишите ответы на
|
местоимениями
|
|
Назовите собеседников и
|
местоимений
|
, которые помогают им в общении . |
Текст - описание описывает можно поставить
|
многозначные слова
|
какая ? |
Текст - рассуждение содержит объяснение каких - то утверждений и отвечает на
|
многозначного слова
|
почему ? |
Попробуйте сами найти ответ на этот
|
многозначными словами
|
|
К ним можно поставить изумительные
|
множественное число
|
: что делает ? ! ! |
Алёша : Глагол — это часть речи , которая отвечает на
|
множественном числе
|
что делать ? |
Текст , который содержит объяснение каких - то утверждений и отвечает на
|
множественного числа
|
почему ? , зачем ? , называется ... . |
Попробуйте составить инструкцию по приёму витаминов , используя
|
мужского рода
|
|
Используйте такие
|
мужской род
|
: когда семья собирала урожай ? |
Запишите ответы на
|
мягкий знак
|
|
Попробуйте устно сформулировать ответ на
|
мягким знаком
|
, почему запись одних и тех же букв приводит одного мальчика в ужас , а другого оставляет равнодушным . |
Задумывались ли вы над таким
|
мягких согласных
|
|
Можете использовать
|
мягкость согласных
|
: какова цель вашего прихода в магазин ? |
Запишите ответы на
|
мягкости согласных
|
: кто появился в классе в начале декабря ? |
К каждому словосочетанию подберите
|
написание
|
|
Подлежащее отвечает на
|
написании
|
кто ? |
Оно отвечает на один из
|
настоящего времени
|
: что делает ? |
Участники действия разные , а
|
настоящее время
|
одни и те же . |
|
Настоящем времени
|
помогают верно построить любое предложение с различным содержанием . |
Составьте два предложения по
|
начальная форма
|
и данным словам . |
Придумайте самостоятельно два предложения по данной схеме
|
начальную форму
|
|
Обратите внимание , что
|
неодушевлённые предметы
|
кто ? |
На какой
|
неопределённая форма глагола
|
они отвечают ? |
Поставьте
|
непарных согласных
|
от подлежащего к сказуемому . |
В предложении бывают однородные чле- ны — слова , которые относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же
|
непроверяемыми написаниями
|
|
Перескажите текст по плану из
|
непроверяемым написанием
|
|
Перед каждым существительным с предлогом запишите
|
непроверяемые гласные
|
|
Устно ответьте на
|
непроизносимые согласные
|
: « Зачем космонавту нужен скафандр ? » |
Выделите окончания слов , изменяя их по
|
непроизносимых согласных
|
: кого ? |
Запишите ответы на
|
непроизносимыми согласными
|
, опираясь на смысл необычных слов стихотворения . |
Слова каждой части речи имеют общее основное значение и отвечают на одни и те же
|
нулевом окончании
|
|
Прочитайте названия частей речи и
|
обобщённым значением
|
к ним . |
Ко всем ли частям речи можно поставить
|
оборотами
|
|
Распределите все слова по частям речи , используя
|
обороты речи
|
|
На какой
|
обращение
|
они отвечают ? |
Ко всем ли словам можно поставить
|
обращением
|
|
Имена существительные , глаголы , имена прилагательные и местоимения имеют значе- ние , к ним можно поставить
|
обращения
|
|
К слову надо поставить
|
общим значением
|
и по нему определить , к какой группе слов оно относится . |
Имя существительное отвечает на
|
общее значение
|
кто ? |
Глагол отвечает на
|
однокоренное слово
|
что делать ? |
Имя прилагательное отвечает на
|
однокоренные слова
|
какой ? |
Запишите ответы на
|
однокоренных словах
|
|
— Вы наверняка заметили , что хотя слова и не имеют привычного значения , но они обозначают предметы , признаки и действия и отвечают на определённые
|
однокоренных слов
|
|
Попробуйте , используя
|
окончание
|
, дописать строки : |
Имена существительные отвечают на
|
окончания
|
... и обозначают ... . |
Имена прилагательные отвечают на
|
окончанием
|
... и обозначают ... . |
Глаголы отвечают на
|
окончаниям
|
... и обозначают ... . |
Запишите ответ на один из
|
окончаний
|
|
Имена существительные — это часть речи ( группы слов ) , которые отвечают на
|
окончанию
|
кто ? |
На какие
|
олицетворением
|
они отвечают ? |
А в ней к предметам принято относить всё то , что отвечает на
|
олицетворения
|
что это ? |
На какие
|
олицетворение
|
отвечают ? |
Поставьте к ним
|
омонимы
|
кто ? |
Прочитайте
|
омонимов
|
к тексту . |
Письменно ответьте на два
|
описание
|
|
Имя существительное — часть речи , которая отвечает на
|
описания
|
кто ? |
Имя существительное — часть речи , которая отвечает на
|
описанием
|
кто ? |
— Я задам вам трудный
|
описании
|
|
Из текста выпишите с
|
определение
|
слово каток по образцу . |
Пронаблюдайте , одинаковые ли
|
определения
|
и окончания у существительного каток во всех словосочетаниях . |
Изменение окончаний существительных по
|
орфограмм
|
называется изменением по падежам или склонением . |
У каждого из них своё название , свои
|
орфограммы
|
и окончания . |
Спишите названия падежей и
|
орфограмма
|
к ним . |
Объясните , какие
|
орфограмму
|
задаются к одушевлённым именам существительным , а какие — к неодушевлённым . |
Поставить от него
|
орфограммами
|
к имени существительному . |
По этому
|
орфографическое правило
|
определить падеж . |
Поставьте
|
орфографию
|
к имени существительному и по нему определите падеж . |
Пользуйтесь не только
|
орфографии
|
, но и словами - подсказками . |
Именительный падеж существительного указывает на имя предмета и имеет
|
орфография
|
кто ? |
Запишите полные ответы на
|
основу слова
|
|
Найдите имена существительные в родительном падеже и выпишите их вместе с
|
основе слова
|
по образцу . |
Используя
|
основой слова
|
, составьте словосочетания с существительным в предложном падеже . |
|
Открытыми слогами
|
, окончания подчеркните . |
Составьте и запишите словосочетания с глаголом писать по
|
отрицание
|
, используя имена существительные из слов для выбора . |
При написании окончаний ориентируйтесь на
|
оттенок значения
|
|
Письменно ответьте на
|
оттенки значения
|
|
На какие
|
падежей
|
они отвечают ? |
Глагол — это часть речи , группа слов , которые называют действия предмета и отвечают на
|
падежах
|
что делать ? |
Подумайте и запишите ответы на
|
падежи
|
|
Глаголы настоящего времени обозначают действия , которые совершаются сейчас , в настоящий момент , и отвечают на
|
падежа
|
что делаю ? |
Глаголы прошедшего времени обозначают действия , которые совершались в прошлом , и отвечают на
|
падеж
|
что делал ? |
Глаголы будущего времени обозначают действия , которые будут совершаться в будущем , и отвечают на
|
падежам
|
что сделает ? |
— Ответьте на
|
падеже
|
|
На какие
|
падежом
|
отвечают глаголы каждого времени ? |
Найдите в тексте глаголы , выпишите их с
|
падежу
|
, укажите время ( наст , вр , прош вр , буд вр ) . |
Глаголы настоящего времени отвечают на
|
падежную форму
|
|
Для этого используйте
|
падежных окончаний
|
что делаю ? |
На какие
|
падежные окончания
|
они отвечают ? |
Если глагол отвечает на
|
парных согласных звуков
|
что сделать ? , то он не может употребляться в настоящем времени . |
Запишите полные ответы на
|
переносное значения
|
упражнения , и у вас получится небольшой рассказ . |
Найдите глаголы , запишите их вместе с
|
пиктограммы
|
|
Будущее время глаголов , которые отвечают на
|
писатели
|
что буду делать ? , образуется с помощью специального глагола - помощника : говорить — буду говорить , будем говорить . |
Если глагол отвечает на
|
писатель
|
что сделать ? , то глагол - помощник не нужен : сказать — скажу , скажем . |
Поставьте глаголы в будущее время с помощью
|
писателя
|
что сделаю ? |
На какие
|
писателей
|
отвечают выписанные вами глаголы ? |
— Глаголы , которые отвечают на
|
письменной речи
|
что делать ? |
Распределите глаголы неопределённой формы на группы по
|
письменный разбор
|
что делать ? |
Составьте пары из глаголов первого и второго столбиков так , чтобы они называли похожие действия , но отвечали на разные
|
письмо
|
: что |
Найдите в тексте глаголы неопределённой формы и запишите их с
|
письме
|
что делать ? |
Переделайте рассказ мальчика , заменив глаголы , отвечающие на
|
письма
|
что делать ? , глаголами , отвечающими на вопрос что сделать ? |
Переделайте рассказ мальчика , заменив глаголы , отвечающие на вопрос что делать ? , глаголами , отвечающими на
|
письмом
|
что сделать ? |
Запишите ответы на
|
письму
|
|
Найдите в тексте ответы на
|
писем
|
|
Глаголы в каждом роде отвечают на свои
|
план текста
|
и имеют свои окончания . |
Напишите ответы на
|
побудительное предложение
|
|
Глаголы неопределённой формы отвечают на
|
повествование
|
|
Имя прилагательное — это часть речи ( группа слов ) , которая обозначает признак предмета и отвечает на
|
поговорки
|
какой ? |
Ответить на этот
|
поговорка
|
вам помогут следующие упражнения . |
Прочитайте строки из стихотворения И Бунина и ответьте на поставленный
|
подлежащее
|
|
Поставьте
|
подлежащего
|
от существительного к прилагательному . |
— Попробуйте сами ответить на этот
|
подлежащие
|
, выполнив следующее задание . |
прилагательному можно поставить
|
подлежащими
|
|
Окончание имени прилагательного совпадает с окончанием
|
подлежащих
|
|
Запишите словосочетание с
|
пословицы
|
от имени существительного к прилагательному . |
Безударные окончания прилагательных мужского рода не совпадают с окончанием
|
пословица
|
|
Выделите окончание
|
пословиц
|
и окончание имени прилагательного . |
Найдите в тексте ответы на
|
поэт
|
и запишите их . |
часть речи , которая обозначает признак предмета и отвечает на
|
поэта
|
какой ? |
часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на
|
поэтов
|
какой ? |
по окончанию
|
поэты
|
|
Запишите ответы на
|
правописание
|
, используя слова и выражения из описания степи , красочно изображённой А Куприным . |
Задайте свои
|
предлогом
|
устно . |
На
|
предлога
|
, что он знает из грамматики , он отвечает : |
Ответьте письменно на
|
предлоги
|
|
— спросил
|
предлог
|
|
Найдите вопросительное и
|
предлогами
|
|
Спишите последнее
|
предлогов
|
|
— радостно выкрикивал
|
предложений
|
|
В предложении есть главные и
|
предложения
|
|
Это всегда
|
предложениях
|
|
Запишите ваш вариант , используя слова и
|
предложении
|
из прочитанных текстов . |
Используйте
|
предложение
|
из упражнения 10 . |
Им не хватает слов для
|
предложением
|
своих мыслей . |
Соотнесите жесты с данными
|
предложению
|
|
Что означает
|
предложный падеж
|
« показывать пальцем » ? |
Ведь чем богаче словарь человека , тем шире у него возможность выбирать самые точные слова для
|
предложного падежа
|
своих мыслей . |
Выпишите из текста слова и
|
предложном падеже
|
, близкие по значению . |
Запишите ответы на вопросы , используя слова и
|
признак предмета
|
из описания степи , красочно изображённой А Куприным . |
Прочитайте
|
прилагательное
|
К Паустовского о звучании русской речи . |
Прочитайте
|
прилагательные
|
писателей и поэтов о матери . |
Подчеркните
|
прилагательным
|
в первом предложении . |
Подчеркните
|
прилагательных
|
в каждом предложении . |
Подчеркните
|
приставку
|
|
В предложении есть
|
приставкой
|
: подлежащее и сказуемое . |
Найдите и подчеркните
|
приставки
|
в каждом предложении . |
Найдите
|
приставок
|
в каждом предложении . |
Запишите полученные предложения , подчеркните в них
|
приставка
|
|
Составьте и запишите с этими словами три- четыре предложения , подчеркните в них
|
приставками
|
|
Подчеркните
|
проверочные слова
|
в предложениях второго абзаца . |
Найдите предложение с однородными
|
проверочное слово
|
, выпишите его , главные члены предложения подчеркни . |
Обратите внимание , что во всех частях этого предложения есть только один
|
произносимых согласных
|
|
Найдите
|
произношение
|
в двух предложениях , подчеркните подлежащие . |
Спишите предложения , подчеркните
|
прописную букву
|
|
Подчеркните в них
|
прописная буква
|
|
Подчеркните
|
прописной буквы
|
в каждом предложении . |
Полученный рассказ запишите , подчеркните
|
прописных букв
|
в каждом предложении . |
Подчеркните
|
прописной букве
|
во всех предложениях . |
Катя :
|
противоположным значением
|
— это прекраснейшая часть речи . |
Алёша :
|
противоположное значение
|
— это часть речи , которая отвечает на вопросы что делать ? |
Образуйте и запишите слова с приставками от
|
прошедшего времени
|
ехать . |
Подчеркните в корнях
|
прошедшем времени
|
буквы безударных гласных . |
Подберите антонимы к существительным , прилагательным и
|
разделительный мягкий знак
|
|
Соедините
|
разделительным мягким знаком
|
с существительным , образуйте словосочетания и запишите их . |
Это имена существительные , имена прилагательные ,
|
разделительный твёрдый знак
|
, местоимения , предлоги и другие . |
Существительное — школа , Просыпается —
|
рассказа
|
|
|
Рассказ
|
nan |
|
Рассказе
|
nan |
Запишите слова по группам в таком порядке : имена существительные , имена прилагательные ,
|
рассказов
|
|
Имена существительные ,
|
рассказы
|
, имена прилагательные и местоимения имеют значе- ние , к ним можно поставить вопросы . |
|
Рассуждение
|
отвечает на вопросы что делать ? |
|
Рассуждением
|
|
|
Речи
|
( что делала ? ) |
|
Речь
|
отвечают на вопросы ... и обозначают ... . |
|
Речью
|
|
Объясните , как род выделенных имён существительных в первом предложении помогает правильно связать их с
|
рифмовку
|
|
Выпишите их вместе с выделенными
|
род
|
по образцу . |
Составьте и запишите словосочетания с
|
родов
|
писать по вопросам , используя имена существительные из слов для выбора . |
|
Родам
|
|
|
Роде
|
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ . |
|
Роду
|
— это часть речи , группа слов , которые называют действия предмета и отвечают на вопросы что делать ? |
|
Рода
|
— это самостоятельная часть речи . |
В них пропущены
|
родительный падеж
|
|
Дополните предложения
|
родительном падеже
|
, взяв их из слов для выбора . |
Выделите группы
|
родной язык
|
по значению : |
Запишите
|
родственные слова
|
по группам . |
Попробуйте рассказать о том , что вы делали в зимние каникулы или в воскресные дни , не используя ни одного
|
родственных слов
|
|
А теперь выполните это же задание , используя
|
родственных словах
|
|
Найдите в предложениях
|
русский язык
|
|
Объясните , в каком значении употреблён
|
русского языка
|
в каждом из предложений . |
Запишите предложения , заменяя
|
русском языке
|
синонимами из слов для выбора . |
Запишите пословицы , подобрав
|
синонимы
|
- антонимы . |
Каким членом предложения являются
|
синонимов
|
|
Рассмотрите рисунок и запишите как можно больше
|
синонима
|
, которые называют : 1 ) действия собаки ; 2 ) действия кошки . |
Замените фразеологические обороты
|
синонимами
|
из слов для выбора и запишите по образцу . |
Можно ли считать
|
синониму
|
и выписанные вами фразеологические обороты синонимами ? |
Обратите внимание , что означало слово
|
сказуемое
|
в языке наших предков и как старинное значение этого слова подчёркивает его важность в речи . |
Найдите в каждом предложении
|
сказуемому
|
|
Какими членами предложения являются
|
склонение
|
|
В предложении
|
склонением
|
чаще всего бывают сказуемыми : |
Попытайтесь объяснить , почему авторы использовали в них так много
|
скороговорки
|
|
|
Скороговорку
|
подчеркните . |
—
|
скороговорках
|
изменяются по временам и могут стоять в настоящем , прошедшем или будущем времени . |
|
Словариком
|
настоящего времени обозначают действия , которые совершаются сейчас , в настоящий момент , и отвечают на вопросы что делаю ? |
|
Словарике
|
прошедшего времени обозначают действия , которые совершались в прошлом , и отвечают на вопросы что делал ? |
|
Словарика
|
будущего времени обозначают действия , которые будут совершаться в будущем , и отвечают на вопросы что сделает ? |
Сколько времён имеет
|
словарик
|
|
На какие вопросы отвечают
|
словарный запас
|
каждого времени ? |
Найдите в тексте
|
словарю
|
, выпишите их с вопросами , укажите время ( наст , вр , прош вр , буд вр ) . |
Подумайте ,
|
словарь
|
какого времени вы будете использовать чаще всего в рассказе о том , как провели прошлогодние каникулы ; о том , что видите сейчас за окном класса ; о том , что будете делать завтра вечером . |
|
Словаре
|
подчеркните , укажите их время . |
Распределите
|
словарём
|
по группам : 1 ) глаголы прошедшего времени ; 2 ) глаголы настоящего времени ; 3 ) глаголы будущего времени . |
Распределите глаголы по группам : 1 )
|
словаря
|
прошедшего времени ; 2 ) глаголы настоящего времени ; 3 ) глаголы будущего времени . |
Распределите глаголы по группам : 1 ) глаголы прошедшего времени ; 2 )
|
слова
|
настоящего времени ; 3 ) глаголы будущего времени . |
Распределите глаголы по группам : 1 ) глаголы прошедшего времени ; 2 ) глаголы настоящего времени ; 3 )
|
слове
|
будущего времени . |
Составьте и запишите по одному предложению с
|
слово
|
каждого времени . |
Верно напишите окончания
|
словам
|
настоящего времени : дела[ет ] , ход|ят| , смотр[ят ] , хоч[ёт ] , вер[ят ] , не обраща[ет ] ( внимания ) , продолжа[ет ] . |
Правильно напишите окончания
|
слову
|
будущего времени : побегу , расскажет , покажет , узнает . |
Найдите в нём
|
словами
|
, определите их время . |
Укажите время
|
словах
|
|
|
Слов
|
настоящего времени |
—
|
словом
|
настоящего времени обозначают действия , которые происходят в настоящий момент . |
|
Словосочетания
|
настоящего времени отвечают на вопросы : |
Поставьте
|
словосочетаний
|
в настоящее время по образцу . |
Какие
|
словосочетание
|
нельзя поставить в настоящее временя ? |
Если
|
словосочетанием
|
отвечает на вопрос что сделать ? , то он не может употребляться в настоящем времени . |
Измените
|
словосочетанию
|
в скобках так , чтобы |
Выделите окончания
|
словосочетании
|
настоящего времени . |
Подчеркните
|
словосочетаниями
|
настоящего времени . |
Найдите
|
слоги
|
, запишите их вместе с вопросами . |
В каком времени употреблены
|
слог
|
|
—
|
слогов
|
прошедшего времени называют действия , которые уже произошли или происходили в прошлом . |
|
Служебными частями речи
|
прошедшего времени чаще всего имеют суффикс -л- : рисовал , рассказал , объехал , сделал . |
Какие
|
слушателя
|
называют эти события ? |
Выпишите из загадок
|
согласных букв
|
прошедшего времени . |
Поставьте
|
согласную букву
|
в прошедшее время по образцу . |
Выделите суффикс
|
согласные
|
прошедшего времени . |
Найдите
|
согласным
|
прошедшего времени , укажите их число . |
—
|
согласного
|
будущего времени называют действия , которые ещё только будут происходить . |
Будущее время
|
согласный
|
, которые отвечают на вопрос что буду делать ? , образуется с помощью специального глагола - помощника : говорить — буду говорить , будем говорить . |
Будущее время глаголов , которые отвечают на вопрос что буду делать ? , образуется с помощью специального
|
согласными
|
- помощника : говорить — буду говорить , будем говорить . |
Если
|
согласных
|
отвечает на вопрос что сделать ? , то глагол - помощник не нужен : сказать — скажу , скажем . |
Если глагол отвечает на вопрос что сделать ? , то
|
согласны
|
- помощник не нужен : сказать — скажу , скажем . |
Поставьте
|
согласовании
|
в будущее время с помощью вопросов что сделаю ? |
Запишите
|
содержание
|
по образцу . |
Найдите и подчеркните в них
|
содержанием
|
в будущем времени . |
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу
|
содержание текста
|
|
Озаглавьте и запишите получившийся текст , укажите время и число
|
соединительные гласные
|
|
Какие слова , кроме
|
сообщения
|
, придётся заменить ? |
Обратите внимание , какие окончания надо написать в
|
состав слова
|
: будем , будет , расскажем . |
Раскройте скобки , ставя
|
сочетания
|
в будущее время . |
Выпишите
|
сочетание
|
|
На какие вопросы отвечают выписанные вами
|
сочетания слов
|
|
—
|
сочинение
|
, которые отвечают на вопросы что делать ? |
что сделать ? , называются
|
сочинения
|
неопределённой формы : читать , прочитать , петь , спеть . |
Это начальная форма
|
сочинении
|
|
Неопределённая форма глагола так называется потому , что
|
союзом
|
в этой форме не изменяются ни по временам , ни по числам . |
|
Союза
|
в неопределённой форме на конце имеют суффиксы -ть , -ти , -чь : жить — прожить , везти — увезти , беречь — сберечь . |
Распределите
|
союзы
|
неопределённой формы на группы по вопросам что делать ? |
Составьте пары из
|
союз
|
первого и второго столбиков так , чтобы они называли похожие действия , но отвечали на разные вопросы : что |
Как вы думаете ,
|
сравнения
|
в каком столбике называют законченные действия ? |
Выпишите
|
сравнение
|
парами . |
Найдите и выпишите
|
среднего рода
|
неопределённой формы . |
Спишите
|
среднем роде
|
|
В
|
средний род
|
неопределённой формы после ч пишется мягкий знак ( ь ): стричь , беречь . |
Найдите в тексте
|
стихов
|
неопределённой формы и запишите их с вопросом что делать ? |
Выпишите сначала
|
стихи
|
неопределённой формы , а потом имена существительные . |
Составьте и запишите два предложения с именами существительными и два — с
|
стихах
|
в неопределённой форме . |
Переделайте рассказ мальчика , заменив
|
стихотворение
|
, отвечающие на вопрос что делать ? , глаголами , отвечающими на вопрос что сделать ? |
Переделайте рассказ мальчика , заменив глаголы , отвечающие на вопрос что делать ? ,
|
стихотворении
|
, отвечающими на вопрос что сделать ? |
Выпишите
|
стихотворения
|
по группам : 1 ) глаголы настоящего времени ; 2 ) глаголы прошедшего времени ; 3 ) глаголы будущего времени ; 4 ) глаголы неопределённой формы . |
Выпишите глаголы по группам : 1 )
|
стихотворений
|
настоящего времени ; 2 ) глаголы прошедшего времени ; 3 ) глаголы будущего времени ; 4 ) глаголы неопределённой формы . |
Выпишите глаголы по группам : 1 ) глаголы настоящего времени ; 2 )
|
стихотворениях
|
прошедшего времени ; 3 ) глаголы будущего времени ; 4 ) глаголы неопределённой формы . |
Выпишите глаголы по группам : 1 ) глаголы настоящего времени ; 2 ) глаголы прошедшего времени ; 3 )
|
стихотворные строки
|
будущего времени ; 4 ) глаголы неопределённой формы . |
Выпишите глаголы по группам : 1 ) глаголы настоящего времени ; 2 ) глаголы прошедшего времени ; 3 ) глаголы будущего времени ; 4 )
|
стихотворных строк
|
неопределённой формы . |
Выпишите
|
стихотворных строках
|
парами из предложений левого и правого столбиков по образцу . |
Докажите , что
|
строки
|
могут изменяться по числам . |
|
Строке
|
изменяются по числам и могут употребляться в единственном или во множественном числе . |
|
Строку
|
в единственном числе называют действие одного предмета , во множественном числе — действие нескольких предметов : |
При изменении
|
суффикс
|
по числам изменяются их окончания : говорю — говорим , сказала — сказали . |
Подчеркните
|
суффиксом
|
|
Поставьте
|
суффиксы
|
из скобок в нужную форму и запишите полученные предложения . |
Укажите число
|
суффикса
|
|
Если изменить число имени существительного , изменится ли число
|
суффиксов
|
, обозначающего действие этого существительного ? |
число
|
существительное
|
|
Изменилось ли число
|
существительного
|
|
Подчеркните все
|
существительные
|
в вашем сочинении , определите их время и число . |
Запишите предложения , вставляя , где это необходимо , окончания
|
существительным
|
|
— Почему у одного и того же
|
существительными
|
в прошедшем времени могут быть разные окончания : взошл[о ] , взошл|а ] , взошёл ? |
— В прошедшем времени
|
существительных
|
в единственном числе изменяются по родам . |
|
Твёрдый знак
|
в каждом роде отвечают на свои вопросы и имеют свои окончания . |
Выпишите
|
твёрдыми знаками
|
прошедшего времени , определите их род , выделите окончания . |
Спишите предложения , вставляя , где это необходимо , окончания
|
твёрдого знака
|
|
Укажите род выделенных имён существительных и род
|
творительный падеж
|
в прошедшем времени . |
Выделите окончания
|
творительного падежа
|
|
Чтобы верно выбрать окончание
|
творительном падеже
|
в прошедшем времени , надо определить род имени существительного , с которым согласуется глагол . |
Чтобы верно выбрать окончание глагола в прошедшем времени , надо определить род имени существительного , с которым согласуется
|
текст
|
|
Выпишите из текста все
|
текстом
|
, укажите их время , число и род ( в прошедшем времени ) . |
Сравните
|
тексте
|
в предложениях первого и второго столбиков . |
Какие из этих
|
текста
|
называют действия одного предмета , а какие — действия нескольких предметов ? |
В каких случаях мы можем определить род
|
тексту
|
прошедшего времени ? |
— Род
|
текстов
|
прошедшего времени можно определить только в единственном числе : малыш вырос — м . р . ; сосна выросла — ж р ; дерево выросло — ср. |
Найдите в тексте
|
тексты
|
прошедшего времени , определите их число и , если возможно , род |
Подчеркните
|
текстах
|
в прошедшем времени . |
Выпишите выделенные
|
текстами
|
|
Укажите время
|
текст - описание
|
( прош вр , наст вр ) . |
Частица не с
|
текстом - описанием
|
пишется раздельно . |
Обведите
|
текст - повествование
|
с частицей не . |
Укажите время и число
|
текст - рассуждение
|
, число и падеж имён существительных . |
Найдите в тексте
|
текст - сообщение
|
|
Надпишите над ними время , число и род ( у
|
текстом - сообщением
|
прошедшего времени ) . |
И вместе с
|
тема
|
не не писал ! |
Измените содержание рассказа , добавив , где это необходимо , частицу не перед
|
тему
|
|
РАЗБОР
|
темой
|
КАК ЧАСТИ РЕЧИ . |
Итак , что вы узнали о
|
темы
|
|
Как
|
тем
|
изменяются по временам ? |
Поставьте
|
тип предложений
|
бежать в настоящее , прошедшее и будущее время . |
Как
|
толкование слова
|
изменяются по числам ? |
В каком времени
|
толкование слов
|
изменяются по родам ? |
В каком роде могут стоять
|
толкового словаря
|
прошедшего времени ? |
Измените по родам
|
толковому словарю
|
бежал . |
Почему начальная форма
|
точка
|
называется неопределённой ? |
Можно ли у
|
точек
|
в неопределённой форме определить время , число , род ? |
Как
|
ударение
|
пишутся с частицей не ? |
Я попробую разобрать
|
ударении
|
из предложения « Наступила снежная зима » . |
Наступила — это
|
ударения
|
|
А я попробую сделать разбор этого
|
ударением
|
письменно : |
Найдите в тексте
|
ударный слог
|
, выпишите их и разберите как части речи . |
Верно ли разобраны
|
ударном слоге
|
из данных предложений ? |
Выпишите из текста три любых
|
удвоенные согласные
|
и разберите каждый из них как часть речи . |
Выпишите из текста Н. Сладкова
|
удвоенными согласными
|
|
|
Уменьшительно - ласкательными суффиксами
|
могут изменяться : — по числам и временам ; — по временам и падежам . |
|
Устной речи
|
неопределённой формы отвечают на вопросы : |
|
Устной
|
прошедшего времени изменяются : |
Частица не с
|
устный
|
пишется : |
Найдите в предложениях
|
устойчивые выражения
|
|
Выберите верный вариант разбора
|
устойчивые обороты
|
в предложении . |
—
|
утверждений
|
прошедшего времени , единственного числа , женского рода ; |
—
|
утверждение
|
настоящего времени , единственного числа ; |
—
|
утверждения
|
прошедшего времени , единственного числа , мужского рода ; |
—
|
форму слова
|
будущего времени , единственного числа . |
|
Формы слова
|
как часть речи . |
Сколько
|
форм слова
|
в русском алфавите ? |
Назови
|
фразы
|
звуки , для каждого из них определи : |
Сколько
|
фразеологизмы
|
звуков в русском языке ? |
Назвать ударные и безударные
|
фразеологизмам
|
|
В слове столько слогов , сколько в нём
|
фразеологические обороты
|
звуков . |
Знаете ли вы , что слог , который оканчивается
|
цели высказывания
|
звуком , называется открытым , а который оканчивается согласным — закрытым ? |
Проверяемые безударные
|
частицы
|
в корне слова . |
Найдите в корнях выделенных слов безударные
|
частица
|
, подберите проверочные слова и запишите по образцу . |
|
Частицу
|
звуки могут быть ударными и безударными . |
Безударные
|
частицей
|
в корне слова надо проверять ударением . |
Для этого надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово , чтобы
|
часть речи
|
звук был под ударением : сова — совы , грибной — гриб , зверёк — зверь , плясать — пляшет . |
Подчеркните в корнях глаголов буквы безударных
|
части речи
|
|
Спишите предложения , правильно выбрав букву для обозначения безударного
|
частям речи
|
звука в корне каждого слова , и , где возможно , укажите в скобках проверочные слова . |
Для проверки надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово , чтобы после согласного стоял
|
частей речи
|
или согласный н . |
все
|
частями речи
|
звуки и буквы гласных звуков ; |
Найдите слова с проверяемыми безударными
|
частью речи
|
в корне слова , подберите к ним проверочные слова и выпишите их парами . |
Выпишите по группам родственные слова , выделите корень , буквы безударных
|
частях речи
|
под - черкните . |
Определите , все ли безударные
|
часть слова
|
в выде - ленных словах можно проверить ударением . |
Соединяют корни
|
частях слова
|
о или е . Такие ело ва называются сложными . |
Выпишите пять слов с безударными
|
частей слова
|
в корне слова , два слова с парными по звонкости- глухости согласными в середине слова , одно слово с разделительным мягким знаком ( ь ) . |
Определите , какой буквой надо обозначить звонкие и
|
части слова
|
звуки в конце или в середине каждого слова . |
Парные звонкие и
|
четверостишие
|
в корне надо проверять . |
парные звонкие и
|
числам
|
|
На вопрос , что он знает из
|
число
|
, он отвечает : |
Знает ли герой Фонвизина
|
числе
|
|
|
Числу
|
падеж Д п – кому ? |
|
Члены предложения
|
ПАДЕЖ . |
— Название
|
член предложения
|
образовано от слова дать : ( кому ? ) |
Наблюдайте за окончаниями имён существительных в
|
члену предложения
|
|
Найдите имена существительные в
|
членами предложения
|
|
Найдите существительные в
|
членом предложения
|
|
и обозначает
|
шипящих
|
|
Сказуемое — это член предложения , который обозначает
|
шипящих согласных
|
( подлежащего ) . |
Глагол — это часть речи , группа слов , которые называют
|
эпитеты
|
и отвечают на вопросы что делать ? |
|
Языка
|
|
Придумайте
|
язык
|
, который ведут собеседники , изображённые на рисунках . |
Умеете ли вы вести
|
языке
|
|
Назовите те слова , которые могут охарактеризовать ваш
|
языках
|
с другом ( подругой ) . |
|
Языком
|
— это беседа , разговор двух или нескольких лиц . |