Логотип Rulex
При поддержке Института филологии и межкультурных коммуникаций
RU
EN
account_circle
Войти

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Музыка. 3 клас

Музыка. 3 класс : учеб, для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 128 с. : ил.

Левый контекст Термин Правый контекст
Народные певцы - сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей , нараспев , как неторопливое повествование .
Сыграй аккомпанемент на воображаемых гуслях .
Что исполняет флейта в этой пьесе — мелодию или аккомпанемент
Найди на клавишах ноты аккомпанемента , которые помогают услышать притоптывание , шаг танца .
Какие удивительные превращения происходят с мелодией и аккомпанементом контрданса в финале Симфонии № 3 « Героической » Бетховена !
Послушай арию Сусанина и спой её главную тему .
Что роднит его с арией Сусанина и с хором « Славься ! » ?
Послушай арию Руслана .
Послушай и напой небольшую лирическую арию — каватину — Людмилы .
Сравни характер музыки каватины и арии
Послушай арию Снегурочки « С подружками по ягоду ходить » , разучи и спой её мелодию .
Близки ли интонации арии народным песням ?
Звучание хора сопровождает небольшой оркестр : струнные , арфы , челеста , две флейты .
Пусть музыка балета С Прокофьева поможет тебе узнать добрую Золушку и влюблённого Принца , злых , завистливых сестёр и грациозного учителя танцев .
Послушай несколько фрагментов из балета
В балете С Прокофьева « Ромео и Джульетта » ты встретишься с Джульеттой - девочкой .
Вспомни пьесу « Балет невылупившихся птенцов » из этой же сюиты и сравни её с пьесой « Тюильрийский сад » .
nan Балет « Спящая красавица » .
П Чайковский сочинил музыку к одноимённому балету
Послушай вступление к балету
C какими персонажами знакомит вступление к балету
Определи по музыке вступления , каким будет конец балета - сказки .
В балете « Спящая красавица » П Чайковского , как и в балете « Золушка » С Прокофьева , главные события происходят на балу .
В балете « Спящая красавица » П Чайковского , как и в балете « Золушка » С Прокофьева , главные события происходят на балу .
Продирижируй музыкой « Вальса » из этого балета
Послушай финал первого действия балета
Чем отличается музыка к сцене бала из балета Прокофьева « Золушка » от музыки для бала , которую сочинил Бетховен ?
nan Баллада о князе Владимире .
Спой и сравни мелодии молитвы « Богородице Дево , радуйся » , Величания и « Баллады ... » .
Партию Руслана в опере исполняет баритон — низкий мужской голос , но выше , чем бас , и как бы моложе .
Партию Руслана в опере исполняет баритон — низкий мужской голос , но выше , чем бас , и как бы моложе .
Партию Фарлафа в опере исполняет бас — самый низкий мужской голос .
В операх русских композиторов созданы образы народных сказителей былин : Баяна и Садко .
Спой песню Баяна из оперы М Глинки « Руслан и Людмила » .
Спой мелодии песен Баяна и Садко .
У джаза есть любимые мелодии : спиричуэл , блюз — народные негритянские песни .
nan Былины — один из самых древних жанров русского песенного фольклора .
Народные певцы - сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей , нараспев , как неторопливое повествование .
О чём рассказывали былины
Из глубины веков дошла до нас « Былина о Добрыне Никитиче » .
Прочитай « Былину о Добрыне Никитиче » неторопливо , нараспев , выделяя особыми интонациями главные слова .
Разучи мелодию былины
Сравни мелодию былины с песенными мелодиями , сочинёнными в народном стиле .
В операх русских композиторов созданы образы народных сказителей былин : Баяна и Садко .
Послушай песни , которые поёт гусляр Садко в опере - былине « Садко » Н Римского- Корсакова .
nan Былина о Садко и Морском царе .
Народные сказители Печор , что на севере России , сложили былину о Садко и Морском царе .
Вступление к опере - былине « Садко » Н Римский - Корсаков назвал « Океан — море синее » .
Продирижируй музыкой « Вальса » из этого балета .
Вслушайся в музыку « Вальса » .
В третью часть концерта — финал — П Чайковский включил украинскую песню - закличку « Веснянка » .
Спой « Веснянку » и послушай , как она звучит в концерте Чайковского .
Как ты думаешь , может ли флейта звучать в военном оркестре и исполнять маршевую музыку ?
Как композитор передаёт состояние тревоги , взволнованности во вступлении к хору ?
nan Вступление к опере - былине « Садко » Н Римский - Корсаков назвал « Океан — море синее » .
Послушай вступление к балету .
C какими персонажами знакомит вступление к балету ?
Определи по музыке вступления , каким будет конец балета - сказки .
Италия подарила миру скрипки , изготовленные руками великих мастеров — Страдивари и Гварнери
Несмотря на то что конец сказки печальный : Снегурочка тает под лучами солнца , — опера заканчивается торжественным хором — гимном свету , разуму , добру .
Спой эту мелодию в характере радостного , светлого гимна
В старину романс пели под аккомпанемент гитары , лютни , клавесина , позднее — в сопровождении фортепиано .
Партию Леля в опере исполняет меццо - сопрано — низкий женский голос
Партию Руслана в опере исполняет баритон — низкий мужской голос , но выше , чем бас , и как бы моложе .
Партию Людмилы в опере исполняет сопрано — высокий женский голос
Партию Фарлафа в опере исполняет бас — самый низкий мужской голос
Какой знакомый тебе инструмент симфонического оркестра вторит высокому , прозрачному голосу Снегурочки ?
Прислушайся к голосу Снегурочки .
Партию Берендея в опере исполняет тенор — высокий мужской голос
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , ритм , тембры голоса и инструментов оркестра ?
Послушай и определи , как звучит голос флейты в « Шутке » немецкого композитора
Как должен звучать голос флейты при исполнении походных маршей ?
Её нежный высокий голос узнает любой .
Настрою гусли на старинный лад …
Послушай песни , которые поёт гусляр Садко в опере - былине « Садко » Н Римского- Корсакова .
Слава о новгородском купце , певце и гусляре Садко рекой лилась по Великому Новгороду .
Как заиграет он да заведёт напев — все слушают гусляра , не наслушаются .
Острый ритм – джаза звуки .
nan Джаз — удивительное явление XX века .
Родина джаза — юг Северной Америки .
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете .
У джаза есть любимые мелодии : спиричуэл , блюз — народные негритянские песни .
В его музыке слышны интонации и ритмы джаза
Какова главная отличительная особенность музыкального языка джаза
Представь себя дирижёром оркестра .
Тембр флейты может передавать различные настроения : весёлую беззаботность и горестное одиночество ... Этот деревянный духовой инструмент пользуется популярностью у многих народов мира .
Флейта — это древний духовой музыкальный инструмент
Кант и кантата — что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает ?
Былины — один из самых древних жанров русского песенного фольклора .
Как Н Римский - Корсаков передаёт в песне Леля звуки природы ?
nan Звуки его золотой лиры растрогали даже бога подземного царства Аида .
В ней всего … три звука
Разучи и спой забавную песенку о звукоряде , которую написал американский композитор Р Роджерс для своего мюзикла « Звуки музыки » .
Острый ритм – джаза звуки
Разучи и спой забавную песенку о звукоряде , которую написал американский композитор Р Роджерс для своего мюзикла « Звуки музыки » .
Все дети любят играть
Девочки играют с куклами .
Мальчики играют с лошадками , машинками .
Какую роль играют распевы в былинах ?
Как подражают инструменты симфонического оркестра звучанию гуслей ?
Какой знакомый тебе инструмент симфонического оркестра вторит высокому , прозрачному голосу Снегурочки ?
Тембры каких инструментов симфонического оркестра подчёркивают маршевый характер музыки ?
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , ритм , тембры голоса и инструментов оркестра ?
Концерты для разных инструментов писали Бах , Моцарт , Бетховен , Григ , Прокофьев и многие другие композиторы .
На свете много разных инструментов , но только скрипку называют искуснейшей .
Скрипка — русское название инструмента , а родина её — Италия .
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете .
Воскликни « виват ! » , а затем спой виватную интонацию канта .
Сходны ли эти интонации
С какой интонацией прочитал стихи композитор ?
В каждой интонации спрятан человек .
Как ты понимаешь смысл слов : « В каждой интонации спрятан человек » ?
Как музыкальные интонации подчёркивают выразительность речи каждого персонажа ?
Подумай , на что похожи интонации пьесы « Болезнь куклы » .
Найди в песне интонации колыбельной .
Эти интонации сохраняются до конца пьесы ?
Найди в них общие интонации
С какой интонацией ты будешь петь слово « мама » в этих двух песнях ?
Прочитай « Былину о Добрыне Никитиче » неторопливо , нараспев , выделяя особыми интонациями главные слова .
Она , как зерно - интонация , в сжатой форме раскрывает замысел оперы и создаётся на основе её главных тем .
Близки ли интонации арии народным песням ?
Сравни её с интонациями « Шествия царя Берендея » .
Какими интонациями подчёркивается лирический и торжественный характер музыки ?
Вслушайся в главную интонацию музыкальной картины моря .
Как она меняется с появлением интонаций феи Карабос ?
Какая интонация композитора их объединяет ?
В его музыке слышны интонации и ритмы джаза .
Чистая и прозрачная , она волнует нас речевой выразительностью , интонациями русской песенности .
Найди родство музыкальных и поэтических интонаций в вокальных сочинениях Г Свиридова .
Как должен звучать голос флейты при исполнении походных маршей ?
Сколько в ней исполнителей
Именно это произведение звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве , который носит его имя .
Посмотри внимательно на картины , изображающие исполнителей на флейте .
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете .
Слово это испанское , и первоначально оно обозначало песню , исполняемую по - романски , т е по - испански .
В каком характере ты будешь исполнять этот кант ?
Народные певцы - сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей , нараспев , как неторопливое повествование .
Партию Леля в опере исполняет меццо - сопрано — низкий женский голос .
Партию Руслана в опере исполняет баритон — низкий мужской голос , но выше , чем бас , и как бы моложе .
Партию Людмилы в опере исполняет сопрано — высокий женский голос .
Партию Фарлафа в опере исполняет бас — самый низкий мужской голос .
Сегодня её часто исполняют по радио , телевидению и в концертных залах .
Партию Берендея в опере исполняет тенор — высокий мужской голос .
Назови персонаж и музыкальный инструмент , который исполняет его тему .
Что исполняет флейта в этой пьесе — мелодию или аккомпанемент ?
Как ты думаешь , может ли флейта звучать в военном оркестре и исполнять маршевую музыку ?
Как ты будешь исполнять « Оду к радости » : празднично , восторженно , величественно , радостно ?
Послушай и напой небольшую лирическую арию — каватину — Людмилы .
Сравни характер музыки каватины и арии .
В своей каватине Берендей прославляет могучую природу , создавшую Снегурочку , сравнивает девушку с хрупким весенним цветком — ландышем .
Какие черты характера царя раскрываются в « Шествии ... » и каватине
Разучи и спой канон Моцарта « Слава солнцу , слава миру » .
Почти 300 лет назад появилась многоголосная бытовая песня — кант
Авторами кантов были учителя пения , студенты , певчие церковных хоров .
Однако многие дошедшие до нас канты безымянны .
nan Канты посвящались разным жизненным событиям .
При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю побед русского оружия .
Такие канты назывались хвалебными .
Воскликни « виват ! » , а затем спой виватную интонацию канта
Послушай и спой кант , сочинённый по случаю заключения мира между Россией и Швецией в 1721 году .
В каком характере ты будешь исполнять этот кант
nan Кант и кантата — что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает ?
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии ?
nan Кантата « Александр Невский » .
Ему посвятил свою кантату композитор Сергей Сергеевич Прокофьев .
nan Кантата — это большое произведение , состоящее из нескольких частей .
Послушай хор « Вставайте , люди русские ! » из кантаты « Александр Невский » .
Кант и кантата — что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает ?
« Снег идёт ... » — первая часть из маленькой кантаты Г Свиридова на стихи Б Пастернака — лирическая зарисовка зимней природы .
В старину романс пели под аккомпанемент гитары , лютни , клавесина , позднее — в сопровождении фортепиано .
Найди на клавишах ноты аккомпанемента , которые помогают услышать притоптывание , шаг танца .
Вспомни , спой и разыграй музыкальные темы мамы - Козы , козлят , Петуха , Волка из знакомой тебе детской оперы композитора М Коваля « Волк и семеро козлят » .
Исполни движениями руки партию колокола
« Я желал бы всеми силами души , чтобы музыка моя распространялась , чтобы увеличивалось число людей , любящих её , находящих в ней утешение и подпору ... » — эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому .
Послушай романсы русских композиторов
Какие картины русских художников созвучны знакомым тебе романсам русских композиторов
Ему посвятил свою кантату композитор Сергей Сергеевич Прокофьев .
Как композитор передаёт состояние тревоги , взволнованности во вступлении к хору ?
Как композитор подчёркивает торжество народа ?
С какой интонацией прочитал стихи композитор
Прислушайся , как , используя разные музыкальные темы , композитор рисует портрет Джульетты , и передай мимикой и движениями её настроение , переживания .
Почему композитор рисует её портрет с помощью таких разных музыкальных тем ?
Как композитор помогает нам увидеть и понять человека , с которым мы встречаемся в его произведении ?
Под впечатлением увиденного и в память о друге композитор написал фортепианную сюиту « Картинки с выставки » .
Как композитор передал содержание пьесы , характеры детей ?
Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы , поэты и композиторы
Спой по нотам припев песни « Мама » современного композитора В Гаврилина .
Как разные композиторы передали своё понимание стихотворения ?
Послушай хор жителей Иерусалима из рок - оперы английского композитора Ллойда О Уэббера « Иисус Христос — суперзвезда » и попробуй продирижировать им , воображая , что у тебя в руке пальмовая ветвь .
В операх русских композиторов созданы образы народных сказителей былин : Баяна и Садко .
Какие приёмы развития ( повтор , контраст ) использует в ней композитор
Как ты думаешь , почему для слов « Веселенько тебя встречать , привечать » композитор использовал не мажорную , а минорную ладовую окраску ?
Какими средствами композитор рисует фантастические , волшебные образы ?
Немецкий композитор XVIII века Кристоф Виллибальд Глюк сочинил оперу « Орфей и Эвридика » на сюжет древнегреческого мифа о певце Орфее .
Какими средствами выразительности композитор передаёт контрастные образы оперы ?
Вспомни , в опере какого русского композитора маршевая музыка характеризует одного из сказочных персонажей .
Как композитор передаёт характер моря : то спокойного и безмятежного , то взволнованного и грозного ?
Разучи и спой забавную песенку о звукоряде , которую написал американский композитор Р Роджерс для своего мюзикла « Звуки музыки » .
nan Композитор А Рыбников сочинил мюзикл « Волк и семеро козлят на новый лад » .
Вспомни , спой и разыграй музыкальные темы мамы - Козы , козлят , Петуха , Волка из знакомой тебе детской оперы композитора М Коваля « Волк и семеро козлят » .
И в то же время он согласует с ним свою игру для того , чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения , замысел композитора
Концерты для разных инструментов писали Бах , Моцарт , Бетховен , Григ , Прокофьев и многие другие композиторы
Послушай и определи , как звучит голос флейты в « Шутке » немецкого композитора nan
nan Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли .
Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини .
Норвежский композитор Эдвард Григ сочинил музыку к драме Генрика Ибсена « Пер Гюнт » .
Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту , в которую вошли отдельные музыкальные картины .
Как один и тот же приём развития — повтор — помог композитору нарисовать такие контрастные картины ?
Какая интонация композитора их объединяет ?
Сравни образы , созданные композитором и художником .
К одним и тем же мотивам , мелодиям , темам композиторы могут обращаться неоднократно , но каждый раз они наполняют их новым смыслом , новым содержанием .
Глухота , постигшая композитора , заставляла его постоянно искать пути общения с миром , с окружающими его людьми .
Музыкальный мир композитора очень широк .
nan Композиторы разных стран в разное время прославляли в своих сочинениях музыку как источник вдохновения , надежды и радости жизни .
В каких танцевальных ритмах написаны песни австрийского композитора XVIII века Й Гайдна и современных композиторов Д Кабалевского и Я Дубравина ?
В каких танцевальных ритмах написаны песни австрийского композитора XVIII века Й Гайдна и современных композиторов Д Кабалевского и Я Дубравина ?
Джордж Гершвин — один из самых известных американских композиторов
Норвежский композитор Эдвард Григ и русский композитор Пётр Ильич Чайковский сочиняли свои произведения на одном языке — музыкальном .
Норвежский композитор Эдвард Григ и русский композитор Пётр Ильич Чайковский сочиняли свои произведения на одном языке — музыкальном .
Нестареющая музыка великого австрийского композитора XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта известна всему миру .
Русский композитор Д Шостакович говорил : « Художник может показать миллионам людей то , что делается в душе одного человека , и одному человеку открыть то , чем наполнена душа всего человечества » .
Послушай инструментальные и вокальные джазовые композиции
Именно это произведение звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве , который носит его имя .
nan Контрданс в переводе с английского — сельский танец .
Какие удивительные превращения происходят с мелодией и аккомпанементом контрданса в финале Симфонии № 3 « Героической » Бетховена !
nan Концерт — знакомое слово .
Исполняя концерт , солист как бы соревнуется с оркестром .
nan Концерты для разных инструментов писали Бах , Моцарт , Бетховен , Григ , Прокофьев и многие другие композиторы .
Пианистам всего мира известен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П Чайковского .
Послушай , как звучит главная тема первой части Концерта № 1 П Чайковского .
В третью часть концерта — финал — П Чайковский включил украинскую песню - закличку « Веснянка » .
Спой « Веснянку » и послушай , как она звучит в концерте Чайковского .
Какое ещё значение слова « концерт » ты знаешь ?
На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра , которые давали по вечерам концерты для пассажиров , и заиграли ...
Она исполняется обычно в концертном зале хором , оркестром и певцами - солистами .
Сегодня её часто исполняют по радио , телевидению и в концертных залах
Скрипку можно услышать везде : и в концертном зале , и на деревенском празднике , и в цыганском таборе .
Что меняется в звучании оркестра и хора с развитием стиха от куплета к куплету ?
Что меняется в звучании оркестра и хора с развитием стиха от куплета к куплету
Настрою гусли на старинный лад
Композитор А Рыбников сочинил мюзикл « Волк и семеро козлят на новый лад » .
Звуки его золотой лиры растрогали даже бога подземного царства Аида .
Однако боги сохранили сладкозвучную лиру Орфея и вознесли её на небо .
Призывным светом сияет среди ночных звёзд яркое созвездие Лиры
В старину романс пели под аккомпанемент гитары , лютни , клавесина , позднее — в сопровождении фортепиано .
Как ты думаешь , почему для слов « Веселенько тебя встречать , привечать » композитор использовал не мажорную , а минорную ладовую окраску ?
Послушай , как рассказывают об играх и игрушках пьесы П Чайковского « Болезнь куклы » и « Новая кукла » , « Марш деревянных солдатиков » и « Игра в лошадки » .
Вспомни « Марш Черномора » , сцену похищения Людмилы .
Как должен звучать голос флейты при исполнении походных маршей
nan Мелодия – душа музыки .
Напой главную мелодию
Вслушайся в мелодию Симфонии № 4 П Чайковского .
Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией
Найди и спой мелодию знакомого тебе романса .
Спой мелодию средней части хора « Вставайте , люди русские ! » .
Разучи мелодии мужского хора ( русских воинов - ополченцев ) и женского хора ( девушек , встречающих отважных бойцов ) .
Спой мелодию хора « Славься ! » из финала оперы .
Сравни мелодии ответа Сусанина полякам « Велик и свят наш край родной ! » и хора « Славься ! » .
Найди их главные мелодии в нотных записях .
Послушай песню М Мусоргского « С куклой » и спой её мелодию
Спой и сравни мелодии молитвы « Богородице Дево , радуйся » , Величания и « Баллады ... » .
Разучи мелодию былины .
Сравни мелодию былины с песенными мелодиями , сочинёнными в народном стиле .
Сравни мелодию былины с песенными мелодиями , сочинёнными в народном стиле .
Спой мелодии песен Баяна и Садко .
Как ты думаешь , какая из этих мелодий — подлинный былинный напев ?
Есть ли в них изменения мелодии , ритма ?
Спой мелодию песни Леля .
В опере Н Римского - Корсакова « Снегурочка » обряд прощания с Масленицей построен на чередовании различных мелодий
Послушай , как много разных мелодий в сцене масленичного гулянья из оперы « Снегурочка » .
Выучи мелодии из этой сцены .
В опере поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве сопровождает мелодия , которой почти 250 лет .
Послушай арию Снегурочки « С подружками по ягоду ходить » , разучи и спой её мелодию
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , ритм , тембры голоса и инструментов оркестра ?
Сколько мелодий - наигрышей можно услышать в ней ?
Спой эту мелодию в характере радостного , светлого гимна .
Что исполняет флейта в этой пьесе — мелодию или аккомпанемент ?
Послушай и сравни мелодии трёх частей сюиты : « Песни Сольвейг » , « Танца Анитры » и « Смерти Озе » .
Чем отличаются эти мелодии , а что их роднит ?
К одним и тем же мотивам , мелодиям , темам композиторы могут обращаться неоднократно , но каждый раз они наполняют их новым смыслом , новым содержанием .
Спой мелодию танца .
Какие удивительные превращения происходят с мелодией и аккомпанементом контрданса в финале Симфонии № 3 « Героической » Бетховена !
Спой мелодию первой темы финала .
Знакома ли тебе мелодия второй темы ?
Напой мелодии , стараясь передать настроение каждого сочинения .
У джаза есть любимые мелодии : спиричуэл , блюз — народные негритянские песни .
Спой эти мелодии Г Свиридова .
Вспомни и напой знакомые тебе мелодии
Есть мелодии , которые знает весь мир .
Среди них мелодия из финала Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена , написанная на текст « Оды к радости » немецкого поэта Ф Шиллера .
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии
Партию Леля в опере исполняет меццо - сопрано — низкий женский голос .
Как ты думаешь , почему для слов « Веселенько тебя встречать , привечать » композитор использовал не мажорную , а минорную ладовую окраску ?
К одним и тем же мотивам , мелодиям , темам композиторы могут обращаться неоднократно , но каждый раз они наполняют их новым смыслом , новым содержанием .
Мелодия – душа музыки
« Я желал бы всеми силами души , чтобы музыка моя распространялась , чтобы увеличивалось число людей , любящих её , находящих в ней утешение и подпору ... » — эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому .
Какими чувствами наполнена эта музыка
Природа и музыка
О чём рассказала тебе их музыка
Есть музыка , которая отображает душевное состояние человека , чувства и мысли , связанные с его внутренним миром .
А есть музыка , которая передаёт настроение , связанное с образами природы , внешней картиной мира .
Портрет в музыке
Какие портреты « нарисовала » музыка С Прокофьева в знакомой тебе симфонической сказке « Петя и волк » ?
Пусть музыка балета С Прокофьева поможет тебе узнать добрую Золушку и влюблённого Принца , злых , завистливых сестёр и грациозного учителя танцев .
Сравни музыку Джульетты - девочки с песней « Болтунья » .
Слушая эту музыку , мы словно заглядываем внутрь дома и наблюдаем сценки из жизни его маленьких обитателей .
Как музыка помогает тебе понять , что солдатики игрушечные ?
Что тебе рассказала об этом музыка
Придумай сценарий к этой музыке
Послушай музыку И - С Баха и Ф Шуберта .
Сопоставь образы музыки и картины Рафаэля .
Послушай музыку С Рахманинова .
Сравни образы музыки и картины В Васнецова .
nan Музыка , воспевающая Богородицу , простая и величественная одновременно .
Найди слова , которые передают твои чувства , когда ты слушаешь музыку , смотришь картины , читаешь стихи , посвящённые Богоматери .
Вслушайся в « музыку » этих картин .
Сопровождай пение жестами и движениями в характере музыки
Сравни характер музыки каватины и арии .
Как в музыке переданы разные чувства Фарлафа ?
Послушай эту музыку
Какое настроение передано в музыке
Как звучит музыка в сцене таяния : страстно , взволнованно , трепетно , восторженно , игриво , мечтательно , безмятежно , светло , радостно ?
nan Музыка Н Римского - Корсакова знакомит тебя с образом доброго , мудрого и справедливого царя Берендея .
Тембры каких инструментов симфонического оркестра подчёркивают маршевый характер музыки
Вспомни , в опере какого русского композитора маршевая музыка характеризует одного из сказочных персонажей .
Какими интонациями подчёркивается лирический и торжественный характер музыки
Как звучит эта музыка
П Чайковский сочинил музыку к одноимённому балету .
Определи по музыке вступления , каким будет конец балета - сказки .
Продирижируй музыкой « Вальса » из этого балета .
Вслушайся в музыку « Вальса » .
В XIX веке в Америке появились такие развлекательные представления , в которых соединились музыка , танец , пение , сценическое действие .
Разучи и спой забавную песенку о звукоряде , которую написал американский композитор Р Роджерс для своего мюзикла « Звуки музыки » .
Какие качества этой музыки подчёркивает звучание флейты ?
Как ты думаешь , может ли флейта звучать в военном оркестре и исполнять маршевую музыку
Какая музыка звучит с этих картин ?
Как звучит эта музыка
Норвежский композитор Эдвард Григ сочинил музыку к драме Генрика Ибсена « Пер Гюнт » .
Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту , в которую вошли отдельные музыкальные картины .
Какие переживания выражает музыка
Выбери слова , которые наиболее точно передают характер музыки и твои чувства .
Послушай музыку Бетховена .
Продирижируй этой музыкой
nan Музыка обладает удивительным свойством .
Послушай эту музыку
Чем отличается музыка к сцене бала из балета Прокофьева « Золушка » от музыки для бала , которую сочинил Бетховен ?
Чем отличается музыка к сцене бала из балета Прокофьева « Золушка » от музыки для бала , которую сочинил Бетховен ?
Как с развитием музыки будут меняться твои жесты ?
И музыка помогала ему в этом .
Композиторы разных стран в разное время прославляли в своих сочинениях музыку как источник вдохновения , надежды и радости жизни .
Разучи и исполни песни о музыке
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете .
В его музыке слышны интонации и ритмы джаза .
nan Музыка Георгия Васильевича Свиридова удивляет своей поэтичностью , скромной и глубокой красотой .
Как ты думаешь , каким был человек , сочинивший эту музыку
Как с развитием музыки меняется её звучание ?
Сравни эту музыку с « Утром » С Прокофьева , « Рассветом на Москве - реке » М Мусоргского , « Утром » Э Грига .
Что общего в их музыке , а что различно ?
Нестареющая музыка великого австрийского композитора XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта известна всему миру .
Чайковский писал : « Тем , что я посвятил свою жизнь музыке , я обязан Моцарту ... Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете » .
Чайковский писал : « Тем , что я посвятил свою жизнь музыке , я обязан Моцарту ... Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете » .
Вспомни знакомое тебе музыкальное произведение , в котором нарисована картина рассвета .
Часто в музыкальном произведении мы как бы встречаемся с разными персонажами — весёлыми и грустными , озорными и спокойными , хвастливыми и скромными .
Подчеркни звучанием музыкальных инструментов шуточный характер танца .
nan Музыкальные инструменты инструменты .
Назови персонаж и музыкальный инструмент , который исполняет его тему .
nan Музыкальные инструменты инструменты .
Скрипка — это струнный , смычковый музыкальный инструмент
На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра , которые давали по вечерам концерты для пассажиров , и заиграли ...
Сегодня весь мир знает имена джазовых музыкантов : трубача Луи Армстронга , пианиста Дюка Эллингтона , певицы Эллы Фитцджеральд и др .
Назови имена современных джазовых музыкантов
Как ты думаешь , какая из этих мелодий — подлинный былинный напев
Как заиграет он да заведёт напев — все слушают гусляра , не наслушаются .
Спой северный былинный напев
Каждая как бы соткана из народных напевов
Что роднит её с народными напевами
Послушай и напой небольшую лирическую арию — каватину — Людмилы .
Вспомни и напой знакомые тебе мелодии .
« Я ещё не встречал человека , более меня влюблённого в матушку - Русь ... Я страстно люблю русского человека , русскую речь , русский склад ума , русскую красоту лиц , русские обычаи ... Я проникся неизъяснимой красотой ... русской народной музыки ... »
Этим они похожи на русские народные песни
Разучи русские народные песни о наших замечательных предках .
Близки ли интонации арии народным песням
Найди их главные мелодии в нотных записях
Сравни эти темы по нотной записи
Найди на клавишах ноты аккомпанемента , которые помогают услышать притоптывание , шаг танца .
nan Ода в переводе с греческого — песня .
Как ты будешь исполнять « Оду к радости » : празднично , восторженно , величественно , радостно ?
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии ?
События , о которых рассказывает опера Михаила Ивановича Глинки « Иван Сусанин » , происходили более 300 лет назад , когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской — Войска польского .
Герой этой оперы , костромской крестьянин Иван Сусанин , погибает за Русь .
Послушай , как звучит вступительная хоровая сцена оперы « Иван Сусанин » .
Сравни два ответа Сусанина полякам : музыкальный из оперы М Глинки и поэтический из стихотворения К Рылеева .
Спой мелодию хора « Славься ! » из финала оперы
Древняя икона , поэтические строки , песни и хор из рок - оперы рассказывают об одном и том же событии — входе Иисуса Христа в Иерусалим .
Послушай хор жителей Иерусалима из рок - оперы английского композитора Ллойда О Уэббера « Иисус Христос — суперзвезда » и попробуй продирижировать им , воображая , что у тебя в руке пальмовая ветвь .
Спой песню Баяна из оперы М Глинки « Руслан и Людмила » .
Послушай песни , которые поёт гусляр Садко в опере - былине « Садко » Н Римского- Корсакова .
В опере - сказке « Снегурочка » Н Римского - Корсакова , написанной по одноимённой пьесе А Островского , звучит несколько песен Леля .
Партию Леля в опере исполняет меццо - сопрано — низкий женский голос .
В опере Н Римского - Корсакова « Снегурочка » обряд прощания с Масленицей построен на чередовании различных мелодий .
Послушай , как много разных мелодий в сцене масленичного гулянья из оперы « Снегурочка » .
nan Опера « Руслан и Людмила » .
nan Опера « Руслан и Людмила » М Глинки по одноимённой поэме А Пушкина .
Партию Руслана в опере исполняет баритон — низкий мужской голос , но выше , чем бас , и как бы моложе .
Партию Людмилы в опере исполняет сопрано — высокий женский голос .
Как в доброй сказке , в этой опере счастливый финал , в котором хор величает храброго Руслана и красавицу Людмилу , славит родную землю .
Послушай сцену из второго действия оперы
Партию Фарлафа в опере исполняет бас — самый низкий мужской голос .
Она , как зерно - интонация , в сжатой форме раскрывает замысел оперы и создаётся на основе её главных тем .
Не случайно М Глинка писал увертюру к « Руслану и Людмиле » после завершения работы над оперой
На этих страницах ты видишь изображения главных героев оперы
nan Опера « Орфей и Эвридика » .
Немецкий композитор XVIII века Кристоф Виллибальд Глюк сочинил оперу « Орфей и Эвридика » на сюжет древнегреческого мифа о певце Орфее .
В опере поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве сопровождает мелодия , которой почти 250 лет .
Какими средствами выразительности композитор передаёт контрастные образы оперы
nan Опера « Снегурочка » .
Однако опера « Снегурочка » написана Н Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы А Островского .
Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея .
Партию Берендея в опере исполняет тенор — высокий мужской голос .
Послушай фрагмент из второго действия оперы - « Шествие царя Берендея » .
Вспомни , в опере какого русского композитора маршевая музыка характеризует одного из сказочных персонажей .
Несмотря на то что конец сказки печальный : Снегурочка тает под лучами солнца , — опера заканчивается торжественным хором — гимном свету , разуму , добру .
Вступление к опере - былине « Садко » Н Римский - Корсаков назвал « Океан — море синее » .
Вспомни , спой и разыграй музыкальные темы мамы - Козы , козлят , Петуха , Волка из знакомой тебе детской оперы композитора М Коваля « Волк и семеро козлят » .
Чем мюзикл А Рыбникова отличается от детской оперы М Коваля ?
Сравни « Колыбельную » из оперы Дж Гершвина « Порги и Бесс » с известными тебе колыбельными .
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии ?
Напомним , что оперный спектакль открывается увертюрой .
Она исполняется обычно в концертном зале хором , оркестром и певцами - солистами .
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , ритм , тембры голоса и инструментов оркестра
Исполняя концерт , солист как бы соревнуется с оркестром
Пианистам всего мира известен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П Чайковского .
Представь себя дирижёром оркестра
Звучание хора сопровождает небольшой оркестр : струнные , арфы , челеста , две флейты .
Что меняется в звучании оркестра и хора с развитием стиха от куплета к куплету ?
Действие музыкальной сценки « Тюильрийский сад » происходит в одном из садов Парижа
Исполни движениями руки партию колокола .
nan Партию Леля в опере исполняет меццо - сопрано — низкий женский голос .
nan Партию Руслана в опере исполняет баритон — низкий мужской голос , но выше , чем бас , и как бы моложе .
nan Партию Людмилы в опере исполняет сопрано — высокий женский голос .
nan Партию Фарлафа в опере исполняет бас — самый низкий мужской голос .
nan Партию Берендея в опере исполняет тенор — высокий мужской голос .
Как она звучит в партии фортепиано ?
Сегодня весь мир знает имена джазовых музыкантов : трубача Луи Армстронга , пианиста Дюка Эллингтона , певицы Эллы Фитцджеральд и др .
Слово это в переводе с латинского означает песня , пение и созвучно итальянскому слову « кантаре » — пою .
Авторами кантов были учителя пения , студенты , певчие церковных хоров .
Сопровождай пение жестами и движениями в характере музыки .
В XIX веке в Америке появились такие развлекательные представления , в которых соединились музыка , танец , пение , сценическое действие .
Романс — так называют сольную песню с инструментальным сопровождением .
Слово это испанское , и первоначально оно обозначало песню , исполняемую по - романски , т е по - испански .
Почти 300 лет назад появилась многоголосная бытовая песня — кант .
Слово это в переводе с латинского означает песня , пение и созвучно итальянскому слову « кантаре » — пою .
Какую ещё торжественную песнь М Глинки ты знаешь ?
Спой начало песни С Прокофьева « Болтунья » .
Сравни музыку Джульетты - девочки с песней « Болтунья » .
Первая песня с этого альбома – « С няней » .
Послушай песню « С няней » .
Сравни песню М. Мусоргского с пьесами « Нянина сказка » П Чайковского и « Сказочка » С Прокофьева .
Послушай песню М Мусоргского « С куклой » и спой её мелодию .
Найди в песне интонации колыбельной .
Найди в текстах песен понравившиеся тебе строки о том , как засыпает природа .
Древнейшая песнь материнства .
Спой по нотам припев песни « Мама » современного композитора В Гаврилина .
Сравни его с припевом итальянской песни « Мама » .
С какой интонацией ты будешь петь слово « мама » в этих двух песнях
Древняя икона , поэтические строки , песни и хор из рок - оперы рассказывают об одном и том же событии — входе Иисуса Христа в Иерусалим .
Выучи и спой две песни — А Гречанинова и Р Глиэра — с одинаковым названием « Вербочки » на эти стихи .
На какие слова оно приходится в каждой песне
Спой песню Баяна из оперы М Глинки « Руслан и Людмила » .
Послушай песни , которые поёт гусляр Садко в опере - былине « Садко » Н Римского- Корсакова .
Спой мелодии песен Баяна и Садко .
В опере - сказке « Снегурочка » Н Римского - Корсакова , написанной по одноимённой пьесе А Островского , звучит несколько песен Леля .
Именно эти задушевные песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки , наполнили его любовью .
Послушай третью песню Леля « Туча со громом сговаривалась » .
Спой мелодию песни Леля .
В какой форме написана песня
Как Н Римский - Корсаков передаёт в песне Леля звуки природы ?
Вспомни знакомые тебе масленичные песни , игры и забавы .
Снегурочка , дочь Мороза и Весны - Красны , стремится из глухого леса к людям — нравятся ей их песни
Берендеи празднуют день прихода Ярилы - Солнца , поют песни , водят хороводы , веселятся .
Разучи песни из мюзикла А Рыбникова .
В третью часть концерта — финал — П Чайковский включил украинскую песню - закличку « Веснянка » .
Найди стихотворения , рассказы , песни о скрипке и скрипачах .
Севера песня родная .
Послушай и сравни мелодии трёх частей сюиты : « Песни Сольвейг » , « Танца Анитры » и « Смерти Озе » .
Придумай и исполни инструментальное сопровождение к песням
Разучи и исполни песни о музыке .
В каком ладу звучат эти песни
Какая из песен написана в куплетной форме ?
В каких танцевальных ритмах написаны песни австрийского композитора XVIII века Й Гайдна и современных композиторов Д Кабалевского и Я Дубравина ?
У джаза есть любимые мелодии : спиричуэл , блюз — народные негритянские песни
Ода в переводе с греческого — песня
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии ?
В старину романс пели под аккомпанемент гитары , лютни , клавесина , позднее — в сопровождении фортепиано .
О России петь – что стремиться в храм .
С какой интонацией ты будешь петь слово « мама » в этих двух песнях ?
В честь этого праздника в церкви поют торжественные молитвенные песнопения — величания , они напоминают старинные распевы Древней Руси .
Берендеи празднуют день прихода Ярилы - Солнца , поют песни , водят хороводы , веселятся .
Опера « Руслан и Людмила » М Глинки по одноимённой поэме А Пушкина .
Спой по нотам припев песни « Мама » современного композитора В Гаврилина .
Сравни его с припевом итальянской песни « Мама » .
Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией .
Какое впечатление сложилось у тебя от каждой из этих пьес
Послушай , как рассказывают об играх и игрушках пьесы П Чайковского « Болезнь куклы » и « Новая кукла » , « Марш деревянных солдатиков » и « Игра в лошадки » .
Подумай , на что похожи интонации пьесы « Болезнь куклы » .
Эти интонации сохраняются до конца пьесы
У пьесы есть второе название — « Ссора детей после игры » .
Послушай эту пьесу
Как композитор передал содержание пьесы , характеры детей ?
Вспомни пьесу « Балет невылупившихся птенцов » из этой же сюиты и сравни её с пьесой « Тюильрийский сад » .
Вспомни пьесу « Балет невылупившихся птенцов » из этой же сюиты и сравни её с пьесой « Тюильрийский сад » .
В опере - сказке « Снегурочка » Н Римского - Корсакова , написанной по одноимённой пьесе А Островского , звучит несколько песен Леля .
Однако опера « Снегурочка » написана Н Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы А Островского .
Что исполняет флейта в этой пьесе — мелодию или аккомпанемент ?
Послушай виртуозную скрипичную пьесу Н Паганини « Каприс » .
nan Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше , который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти своё счастье .
nan Пьеса « В пещере горного короля » полна фантастической таинственности .
Сочинил эту фортепианную пьесу Бетховен более 200 лет назад для ежегодного бала художников .
В честь этого праздника в церкви поют торжественные молитвенные песнопения — величания , они напоминают старинные распевы Древней Руси .
Какую роль играют распевы в былинах ?
Есть ли в них изменения мелодии , ритма
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , ритм , тембры голоса и инструментов оркестра ?
В современных ритмах
В каких танцевальных ритмах написаны песни австрийского композитора XVIII века Й Гайдна и современных композиторов Д Кабалевского и Я Дубравина ?
Острый ритм – джаза звуки .
В его музыке слышны интонации и ритмы джаза .
nan Романс — так называют сольную песню с инструментальным сопровождением .
В старину романс пели под аккомпанемент гитары , лютни , клавесина , позднее — в сопровождении фортепиано .
В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека , его душевный мир , отношение к жизни , к природе .
nan Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией .
Найди и спой мелодию знакомого тебе романса
Послушай романсы русских композиторов .
Какой романс тебе понравился больше всего ?
Какие картины русских художников созвучны знакомым тебе романсам русских композиторов ?
Спой главную тему Рондо Фарлафа .
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете .
Пан сделал из тростника свирель , которую стали называть флейтой Пана .
Какие портреты « нарисовала » музыка С Прокофьева в знакомой тебе симфонической сказке « Петя и волк » ?
Послушай музыкальную характеристику одного из персонажей симфонической сказки « Петя и волк » С Прокофьева .
Вслушайся в звучание симфонического оркестра
Как подражают инструменты симфонического оркестра звучанию гуслей ?
Какой знакомый тебе инструмент симфонического оркестра вторит высокому , прозрачному голосу Снегурочки ?
Тембры каких инструментов симфонического оркестра подчёркивают маршевый характер музыки ?
У симфонического оркестра
На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра , которые давали по вечерам концерты для пассажиров , и заиграли ...
Вслушайся в мелодию Симфонии № 4 П Чайковского .
Что ты представляешь , слушая вторую часть симфонии
И всё это время мужественно и величаво звучала Симфония № 3 « Героическая » Людвига ван Бетховена .
Вторая часть симфонии
nan Симфония в переводе с греческого означает созвучие .
Единство мыслей , идей , звуковых образов четырёх частей симфонии раскрывает слушателям разные стороны жизни человека .
Послушай начало второй части « Героической » симфонии Бетховена .
Почему вторая тема этой части симфонии звучит мажорно ?
Какие слова наиболее полно передают смысл второй части « Героической » симфонии
Финал симфонии
Какие удивительные превращения происходят с мелодией и аккомпанементом контрданса в финале Симфонии № 3 « Героической » Бетховена !
Почему финал Симфонии № 3 называют « праздником мира » , « народным праздником » ?
Сравни образы небольших сочинений Бетховена с образами разных частей Симфонии № 3 « Героической » .
Послушай финал Симфонии № 40 .
Сравни образы первой и последней частей симфонии
Среди них мелодия из финала Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена , написанная на текст « Оды к радости » немецкого поэта Ф Шиллера .
Древнегреческий бог лесов и пастбищ , покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс
Однажды , убегая от него , нимфа попросила бога реки спасти её , и тот превратил Сиринкс в тростник .
Народные певцы - сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей , нараспев , как неторопливое повествование .
В операх русских композиторов созданы образы народных сказителей былин : Баяна и Садко .
Народные сказители Печор , что на севере России , сложили былину о Садко и Морском царе .
nan Скрипка — это струнный , смычковый музыкальный инструмент .
На свете много разных инструментов , но только скрипку называют искуснейшей .
nan Скрипку можно услышать везде : и в концертном зале , и на деревенском празднике , и в цыганском таборе .
Ведь у скрипки есть душа , которая поёт .
nan Скрипка — русское название инструмента , а родина её — Италия .
Вот почему в партитурах пишут итальянское имя скрипки
Италия подарила миру скрипки , изготовленные руками великих мастеров — Страдивари и Гварнери .
Назови имена знаменитых скрипачей и мастеров , создававших чудесные скрипки
Найди стихотворения , рассказы , песни о скрипке и скрипачах .
И в то же время он согласует с ним свою игру для того , чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения , замысел композитора .
Единство мыслей , идей , звуковых образов четырёх частей симфонии раскрывает слушателям разные стороны жизни человека .
Симфония в переводе с греческого означает созвучие
Она исполняется обычно в концертном зале хором , оркестром и певцами - солистами
Исполняя концерт , солист как бы соревнуется с оркестром .
Партию Людмилы в опере исполняет сопрано — высокий женский голос .
У джаза есть любимые мелодии : спиричуэл , блюз — народные негритянские песни .
Придумай сценарий к этой музыке .
Под впечатлением увиденного и в память о друге композитор написал фортепианную сюиту « Картинки с выставки » .
Вспомни пьесу « Балет невылупившихся птенцов » из этой же сюиты и сравни её с пьесой « Тюильрийский сад » .
nan Сюита « Пер Гюнт » .
Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту , в которую вошли отдельные музыкальные картины .
Послушай и сравни две части сюиты — « Утро » и « В пещере горного короля » .
Послушай и сравни мелодии трёх частей сюиты : « Песни Сольвейг » , « Танца Анитры » и « Смерти Озе » .
Пусть музыка балета С Прокофьева поможет тебе узнать добрую Золушку и влюблённого Принца , злых , завистливых сестёр и грациозного учителя танцев
Подчеркни звучанием музыкальных инструментов шуточный характер танца
Какие народные танцы - пляски ты знаешь ?
В XIX веке в Америке появились такие развлекательные представления , в которых соединились музыка , танец , пение , сценическое действие .
nan Танец Анитры .
Послушай и сравни мелодии трёх частей сюиты : « Песни Сольвейг » , « Танца Анитры » и « Смерти Озе » .
Контрданс в переводе с английского — сельский танец
Как мог исполняться этот танец
Спой мелодию танца
Найди на клавишах ноты аккомпанемента , которые помогают услышать притоптывание , шаг танца
Они с ними разговаривают , гуляют , танцуют , укачивают их .
Послушай арию Сусанина и спой её главную тему
По музыкальной теме мы можем представить , какой у них характер и даже какая внешность , как они ходят , как говорят , какое у них настроение .
Прислушайся , как , используя разные музыкальные темы , композитор рисует портрет Джульетты , и передай мимикой и движениями её настроение , переживания .
Почему композитор рисует её портрет с помощью таких разных музыкальных тем
Вереница музыкальных картинок объединена главной темой ( « Прогулкой » ) — музыкальным автопортретом М Мусоргского .
Спой главную тему Рондо Фарлафа .
Что отличает тему Фарлафа от темы Руслана ?
Что отличает тему Фарлафа от темы Руслана ?
Она , как зерно - интонация , в сжатой форме раскрывает замысел оперы и создаётся на основе её главных тем
Вспомни их музыкальные темы — фантастические , лирические , героические , эпические .
Как ты думаешь , на каких из этих тем построена увертюра ?
Спой тему феи Сирени .
Сравни эти темы по нотной записи .
Вспомни , спой и разыграй музыкальные темы мамы - Козы , козлят , Петуха , Волка из знакомой тебе детской оперы композитора М Коваля « Волк и семеро козлят » .
Послушай , как звучит главная тема первой части Концерта № 1 П Чайковского .
Назови персонаж и музыкальный инструмент , который исполняет его тему
Почему вторая тема этой части симфонии звучит мажорно ?
Как она связана с первой темой
К одним и тем же мотивам , мелодиям , темам композиторы могут обращаться неоднократно , но каждый раз они наполняют их новым смыслом , новым содержанием .
Спой мелодию первой темы финала .
Что прозвучало до появления этой темы
Знакома ли тебе мелодия второй темы
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , ритм , тембры голоса и инструментов оркестра ?
nan Тембр флейты может передавать различные настроения : весёлую беззаботность и горестное одиночество ... Этот деревянный духовой инструмент пользуется популярностью у многих народов мира .
Только ли указание темпа говорит об их контрасте ?
Партию Берендея в опере исполняет тенор — высокий мужской голос .
Послушай тропарь Владимирской иконе Божией Матери .
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете .
nan Увертюра
Напомним , что оперный спектакль открывается увертюрой
nan Увертюра в переводе с французского — открытие , начало .
По характеру увертюры складывается представление о спектакле в целом .
Не случайно М Глинка писал увертюру к « Руслану и Людмиле » после завершения работы над оперой .
Как ты думаешь , на каких из этих тем построена увертюра
Спой мелодию хора « Славься ! » из финала оперы .
Как в доброй сказке , в этой опере счастливый финал , в котором хор величает храброго Руслана и красавицу Людмилу , славит родную землю .
Послушай финал первого действия балета .
В третью часть концерта — финал — П Чайковский включил украинскую песню - закличку « Веснянка » .
nan Финал симфонии .
Какие удивительные превращения происходят с мелодией и аккомпанементом контрданса в финале Симфонии № 3 « Героической » Бетховена !
Спой мелодию первой темы финала
Почему финал Симфонии № 3 называют « праздником мира » , « народным праздником » ?
Послушай финал Симфонии № 40 .
Среди них мелодия из финала Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена , написанная на текст « Оды к радости » немецкого поэта Ф Шиллера .
nan Флейта — это древний духовой музыкальный инструмент .
О происхождении флейты сложены легенды .
Послушай и определи , как звучит голос флейты в « Шутке » немецкого композитора
Что исполняет флейта в этой пьесе — мелодию или аккомпанемент ?
Какие качества этой музыки подчёркивает звучание флейты
Как ты думаешь , может ли флейта звучать в военном оркестре и исполнять маршевую музыку ?
Как должен звучать голос флейты при исполнении походных маршей ?
Звучание хора сопровождает небольшой оркестр : струнные , арфы , челеста , две флейты
Пан сделал из тростника свирель , которую стали называть флейтой Пана
Былины — один из самых древних жанров русского песенного фольклора
В старину романс пели под аккомпанемент гитары , лютни , клавесина , позднее — в сопровождении фортепиано
Пианистам всего мира известен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П Чайковского .
Как она звучит в партии фортепиано
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете .
Обрати внимание на повторяющиеся фразы
Авторами кантов были учителя пения , студенты , певчие церковных хоров
Она исполняется обычно в концертном зале хором , оркестром и певцами - солистами .
Послушай хор « Вставайте , люди русские ! » из кантаты « Александр Невский » .
Спой мелодию средней части хора « Вставайте , люди русские ! » .
Как композитор передаёт состояние тревоги , взволнованности во вступлении к хору
Разучи мелодии мужского хора ( русских воинов - ополченцев ) и женского хора ( девушек , встречающих отважных бойцов ) .
Разучи мелодии мужского хора ( русских воинов - ополченцев ) и женского хора ( девушек , встречающих отважных бойцов ) .
Звучит хор « Славься ! » .
Спой мелодию хора « Славься ! » из финала оперы .
Сравни мелодии ответа Сусанина полякам « Велик и свят наш край родной ! » и хора « Славься ! » .
Вспомни хор С Прокофьева « Вставайте , люди русские ! » .
Что роднит его с арией Сусанина и с хором « Славься ! » ?
Древняя икона , поэтические строки , песни и хор из рок - оперы рассказывают об одном и том же событии — входе Иисуса Христа в Иерусалим .
Послушай хор жителей Иерусалима из рок - оперы английского композитора Ллойда О Уэббера « Иисус Христос — суперзвезда » и попробуй продирижировать им , воображая , что у тебя в руке пальмовая ветвь .
Как в доброй сказке , в этой опере счастливый финал , в котором хор величает храброго Руслана и красавицу Людмилу , славит родную землю .
Послушай хор фурий – злых ведьм мрачного царства Аида .
Несмотря на то что конец сказки печальный : Снегурочка тает под лучами солнца , — опера заканчивается торжественным хором — гимном свету , разуму , добру .
Звучание хора сопровождает небольшой оркестр : струнные , арфы , челеста , две флейты .
Что меняется в звучании оркестра и хора с развитием стиха от куплета к куплету ?
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии ?
Послушай , как звучит вступительная хоровая сцена оперы « Иван Сусанин » .
Берендеи празднуют день прихода Ярилы - Солнца , поют песни , водят хороводы , веселятся .
Звучание хора сопровождает небольшой оркестр : струнные , арфы , челеста , две флейты .
Но музыкальная речь каждого из них имеет свои особенности , как узнаваемый штрих в почерке дорогого тебе человека .

Введите данные для входа

Введите актуальный логин и пароль для входа или зарегистрируйтесь кликнув по ссылке регистрация

Регистрация Забыли пароль?
Логотип Rulex
При поддержке Института филологии и межкультурных коммуникаций

Наши разработки

Анализатор RuLex Списки терминов Тренажёр функциональной грамотности Тест на вербальный интеллект Психодиагностические методики

О нас

Команда проекта Лаборатория «Текстовая аналитика» Исследования Сайт ИФМК Сайт КФУ Лаборатория «Текстовая аналитика» rulingva@kpfu.ru
*В настоящий момент инструменты платформы реализованы для уровня начальной школы. Последующие уровни находятся в стадии разработки.