Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
Народные певцы - сказители исполняли былины под |
аккомпанемент
|
гуслей , нараспев , как неторопливое повествование . |
Сыграй |
аккомпанемент
|
на воображаемых гуслях . |
Что исполняет флейта в этой пьесе — мелодию или |
аккомпанемент
|
|
Найди на клавишах ноты |
аккомпанемента
|
, которые помогают услышать притоптывание , шаг танца . |
Какие удивительные превращения происходят с мелодией и |
аккомпанементом
|
контрданса в финале Симфонии № 3 « Героической » Бетховена ! |
Послушай |
арию
|
Сусанина и спой её главную тему . |
Что роднит его с |
арией
|
Сусанина и с хором « Славься ! » ? |
Послушай |
арию
|
Руслана . |
Послушай и напой небольшую лирическую |
арию
|
— каватину — Людмилы . |
Сравни характер музыки каватины и |
арии
|
|
Послушай |
арию
|
Снегурочки « С подружками по ягоду ходить » , разучи и спой её мелодию . |
Близки ли интонации |
арии
|
народным песням ? |
Звучание хора сопровождает небольшой оркестр : струнные , |
арфы
|
, челеста , две флейты . |
Пусть музыка |
балета
|
С Прокофьева поможет тебе узнать добрую Золушку и влюблённого Принца , злых , завистливых сестёр и грациозного учителя танцев . |
Послушай несколько фрагментов из |
балета
|
|
В |
балете
|
С Прокофьева « Ромео и Джульетта » ты встретишься с Джульеттой - девочкой . |
Вспомни пьесу « |
Балет
|
невылупившихся птенцов » из этой же сюиты и сравни её с пьесой « Тюильрийский сад » . |
nan |
Балет
|
« Спящая красавица » . |
П Чайковский сочинил музыку к одноимённому |
балету
|
|
Послушай вступление к |
балету
|
|
C какими персонажами знакомит вступление к |
балету
|
|
Определи по музыке вступления , каким будет конец |
балета
|
- сказки . |
В |
балете
|
« Спящая красавица » П Чайковского , как и в балете « Золушка » С Прокофьева , главные события происходят на балу . |
В балете « Спящая красавица » П Чайковского , как и в |
балете
|
« Золушка » С Прокофьева , главные события происходят на балу . |
Продирижируй музыкой « Вальса » из этого |
балета
|
|
Послушай финал первого действия |
балета
|
|
Чем отличается музыка к сцене бала из |
балета
|
Прокофьева « Золушка » от музыки для бала , которую сочинил Бетховен ? |
nan |
Баллада
|
о князе Владимире . |
Спой и сравни мелодии молитвы « Богородице Дево , радуйся » , Величания и « |
Баллады
|
... » . |
Партию Руслана в опере исполняет |
баритон
|
— низкий мужской голос , но выше , чем бас , и как бы моложе . |
Партию Руслана в опере исполняет баритон — низкий мужской голос , но выше , чем |
бас
|
, и как бы моложе . |
Партию Фарлафа в опере исполняет |
бас
|
— самый низкий мужской голос . |
В операх русских композиторов созданы образы народных сказителей былин : |
Баяна
|
и Садко . |
Спой песню |
Баяна
|
из оперы М Глинки « Руслан и Людмила » . |
Спой мелодии песен |
Баяна
|
и Садко . |
У джаза есть любимые мелодии : спиричуэл , |
блюз
|
— народные негритянские песни . |
nan |
Былины
|
— один из самых древних жанров русского песенного фольклора . |
Народные певцы - сказители исполняли |
былины
|
под аккомпанемент гуслей , нараспев , как неторопливое повествование . |
О чём рассказывали |
былины
|
|
Из глубины веков дошла до нас « |
Былина
|
о Добрыне Никитиче » . |
Прочитай « |
Былину
|
о Добрыне Никитиче » неторопливо , нараспев , выделяя особыми интонациями главные слова . |
Разучи мелодию |
былины
|
|
Сравни мелодию |
былины
|
с песенными мелодиями , сочинёнными в народном стиле . |
В операх русских композиторов созданы образы народных сказителей |
былин
|
: Баяна и Садко . |
Послушай песни , которые поёт гусляр Садко в опере - |
былине
|
« Садко » Н Римского- Корсакова . |
nan |
Былина
|
о Садко и Морском царе . |
Народные сказители Печор , что на севере России , сложили |
былину
|
о Садко и Морском царе . |
Вступление к опере - |
былине
|
« Садко » Н Римский - Корсаков назвал « Океан — море синее » . |
Продирижируй музыкой « |
Вальса
|
» из этого балета . |
Вслушайся в музыку « |
Вальса
|
» . |
В третью часть концерта — финал — П Чайковский включил украинскую песню - закличку « |
Веснянка
|
» . |
Спой « |
Веснянку
|
» и послушай , как она звучит в концерте Чайковского . |
Как ты думаешь , может ли флейта звучать в |
военном оркестре
|
и исполнять маршевую музыку ? |
Как композитор передаёт состояние тревоги , взволнованности во |
вступлении
|
к хору ? |
nan |
Вступление
|
к опере - былине « Садко » Н Римский - Корсаков назвал « Океан — море синее » . |
Послушай |
вступление
|
к балету . |
C какими персонажами знакомит |
вступление
|
к балету ? |
Определи по музыке |
вступления
|
, каким будет конец балета - сказки . |
Италия подарила миру скрипки , изготовленные руками великих мастеров — Страдивари и |
Гварнери
|
|
Несмотря на то что конец сказки печальный : Снегурочка тает под лучами солнца , — опера заканчивается торжественным хором — |
гимном
|
свету , разуму , добру . |
Спой эту мелодию в характере радостного , светлого |
гимна
|
|
В старину романс пели под аккомпанемент |
гитары
|
, лютни , клавесина , позднее — в сопровождении фортепиано . |
Партию Леля в опере исполняет меццо - сопрано — низкий женский |
голос
|
|
Партию Руслана в опере исполняет баритон — низкий мужской |
голос
|
, но выше , чем бас , и как бы моложе . |
Партию Людмилы в опере исполняет сопрано — высокий женский |
голос
|
|
Партию Фарлафа в опере исполняет бас — самый низкий мужской |
голос
|
|
Какой знакомый тебе инструмент симфонического оркестра вторит высокому , прозрачному |
голосу
|
Снегурочки ? |
Прислушайся к |
голосу
|
Снегурочки . |
Партию Берендея в опере исполняет тенор — высокий мужской |
голос
|
|
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , ритм , тембры |
голоса
|
и инструментов оркестра ? |
Послушай и определи , как звучит |
голос
|
флейты в « Шутке » немецкого композитора |
Как должен звучать |
голос
|
флейты при исполнении походных маршей ? |
Её нежный высокий |
голос
|
узнает любой . |
Настрою |
гусли
|
на старинный лад … |
Послушай песни , которые поёт |
гусляр
|
Садко в опере - былине « Садко » Н Римского- Корсакова . |
Слава о новгородском купце , певце и |
гусляре
|
Садко рекой лилась по Великому Новгороду . |
Как заиграет он да заведёт напев — все слушают |
гусляра
|
, не наслушаются . |
Острый ритм – |
джаза
|
звуки . |
nan |
Джаз
|
— удивительное явление XX века . |
Родина |
джаза
|
— юг Северной Америки . |
Особенность |
джаза
|
в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете . |
У |
джаза
|
есть любимые мелодии : спиричуэл , блюз — народные негритянские песни . |
В его музыке слышны интонации и ритмы |
джаза
|
|
Какова главная отличительная особенность музыкального языка |
джаза
|
|
Представь себя |
дирижёром
|
оркестра . |
Тембр флейты может передавать различные настроения : весёлую беззаботность и горестное одиночество ... Этот деревянный |
духовой инструмент
|
пользуется популярностью у многих народов мира . |
Флейта — это древний |
духовой музыкальный инструмент
|
|
Кант и кантата — что общего между этими музыкальными |
жанрами
|
и что их отличает ? |
Былины — один из самых древних |
жанров
|
русского песенного фольклора . |
Как Н Римский - Корсаков передаёт в песне Леля |
звуки
|
природы ? |
nan |
Звуки
|
его золотой лиры растрогали даже бога подземного царства Аида . |
В ней всего … три |
звука
|
|
Разучи и спой забавную песенку о звукоряде , которую написал американский композитор Р Роджерс для своего мюзикла « |
Звуки
|
музыки » . |
Острый ритм – джаза |
звуки
|
|
Разучи и спой забавную песенку о |
звукоряде
|
, которую написал американский композитор Р Роджерс для своего мюзикла « Звуки музыки » . |
Все дети любят |
играть
|
|
Девочки |
играют
|
с куклами . |
Мальчики |
играют
|
с лошадками , машинками . |
Какую роль |
играют
|
распевы в былинах ? |
Как подражают |
инструменты
|
симфонического оркестра звучанию гуслей ? |
Какой знакомый тебе |
инструмент
|
симфонического оркестра вторит высокому , прозрачному голосу Снегурочки ? |
Тембры каких |
инструментов
|
симфонического оркестра подчёркивают маршевый характер музыки ? |
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , ритм , тембры голоса и |
инструментов
|
оркестра ? |
Концерты для разных |
инструментов
|
писали Бах , Моцарт , Бетховен , Григ , Прокофьев и многие другие композиторы . |
На свете много разных |
инструментов
|
, но только скрипку называют искуснейшей . |
Скрипка — русское название |
инструмента
|
, а родина её — Италия . |
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных |
инструментах
|
: трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете . |
Воскликни « виват ! » , а затем спой виватную |
интонацию
|
канта . |
Сходны ли эти |
интонации
|
|
С какой |
интонацией
|
прочитал стихи композитор ? |
В каждой |
интонации
|
спрятан человек . |
Как ты понимаешь смысл слов : « В каждой |
интонации
|
спрятан человек » ? |
Как музыкальные |
интонации
|
подчёркивают выразительность речи каждого персонажа ? |
Подумай , на что похожи |
интонации
|
пьесы « Болезнь куклы » . |
Найди в песне |
интонации
|
колыбельной . |
Эти |
интонации
|
сохраняются до конца пьесы ? |
Найди в них общие |
интонации
|
|
С какой |
интонацией
|
ты будешь петь слово « мама » в этих двух песнях ? |
Прочитай « Былину о Добрыне Никитиче » неторопливо , нараспев , выделяя особыми |
интонациями
|
главные слова . |
Она , как зерно - |
интонация
|
, в сжатой форме раскрывает замысел оперы и создаётся на основе её главных тем . |
Близки ли |
интонации
|
арии народным песням ? |
Сравни её с |
интонациями
|
« Шествия царя Берендея » . |
Какими |
интонациями
|
подчёркивается лирический и торжественный характер музыки ? |
Вслушайся в главную |
интонацию
|
музыкальной картины моря . |
Как она меняется с появлением |
интонаций
|
феи Карабос ? |
Какая |
интонация
|
композитора их объединяет ? |
В его музыке слышны |
интонации
|
и ритмы джаза . |
Чистая и прозрачная , она волнует нас речевой выразительностью , |
интонациями
|
русской песенности . |
Найди родство музыкальных и поэтических |
интонаций
|
в вокальных сочинениях Г Свиридова . |
Как должен звучать голос флейты при |
исполнении
|
походных маршей ? |
Сколько в ней |
исполнителей
|
|
Именно это произведение звучит на Международном конкурсе |
исполнителей
|
в Москве , который носит его имя . |
Посмотри внимательно на картины , изображающие |
исполнителей
|
на флейте . |
Особенность джаза в том , что |
исполнители
|
сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете . |
Слово это испанское , и первоначально оно обозначало песню , |
исполняемую
|
по - романски , т е по - испански . |
В каком характере ты будешь |
исполнять
|
этот кант ? |
Народные певцы - сказители |
исполняли
|
былины под аккомпанемент гуслей , нараспев , как неторопливое повествование . |
Партию Леля в опере |
исполняет
|
меццо - сопрано — низкий женский голос . |
Партию Руслана в опере |
исполняет
|
баритон — низкий мужской голос , но выше , чем бас , и как бы моложе . |
Партию Людмилы в опере |
исполняет
|
сопрано — высокий женский голос . |
Партию Фарлафа в опере |
исполняет
|
бас — самый низкий мужской голос . |
Сегодня её часто |
исполняют
|
по радио , телевидению и в концертных залах . |
Партию Берендея в опере |
исполняет
|
тенор — высокий мужской голос . |
Назови персонаж и музыкальный инструмент , который |
исполняет
|
его тему . |
Что |
исполняет
|
флейта в этой пьесе — мелодию или аккомпанемент ? |
Как ты думаешь , может ли флейта звучать в военном оркестре и |
исполнять
|
маршевую музыку ? |
Как ты будешь |
исполнять
|
« Оду к радости » : празднично , восторженно , величественно , радостно ? |
Послушай и напой небольшую лирическую арию — |
каватину
|
— Людмилы . |
Сравни характер музыки |
каватины
|
и арии . |
В своей |
каватине
|
Берендей прославляет могучую природу , создавшую Снегурочку , сравнивает девушку с хрупким весенним цветком — ландышем . |
Какие черты характера царя раскрываются в « Шествии ... » и |
каватине
|
|
Разучи и спой |
канон
|
Моцарта « Слава солнцу , слава миру » . |
Почти 300 лет назад появилась многоголосная бытовая песня — |
кант
|
|
Авторами |
кантов
|
были учителя пения , студенты , певчие церковных хоров . |
Однако многие дошедшие до нас |
канты
|
безымянны . |
nan |
Канты
|
посвящались разным жизненным событиям . |
При Петре I |
канты
|
сочиняли для торжеств по случаю побед русского оружия . |
Такие |
канты
|
назывались хвалебными . |
Воскликни « виват ! » , а затем спой виватную интонацию |
канта
|
|
Послушай и спой |
кант
|
, сочинённый по случаю заключения мира между Россией и Швецией в 1721 году . |
В каком характере ты будешь исполнять этот |
кант
|
|
nan |
Кант
|
и кантата — что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает ? |
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , |
канты
|
« Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии ? |
nan |
Кантата
|
« Александр Невский » . |
Ему посвятил свою |
кантату
|
композитор Сергей Сергеевич Прокофьев . |
nan |
Кантата
|
— это большое произведение , состоящее из нескольких частей . |
Послушай хор « Вставайте , люди русские ! » из |
кантаты
|
« Александр Невский » . |
Кант и |
кантата
|
— что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает ? |
« Снег идёт ... » — первая часть из маленькой |
кантаты
|
Г Свиридова на стихи Б Пастернака — лирическая зарисовка зимней природы . |
В старину романс пели под аккомпанемент гитары , лютни , |
клавесина
|
, позднее — в сопровождении фортепиано . |
Найди на |
клавишах
|
ноты аккомпанемента , которые помогают услышать притоптывание , шаг танца . |
Вспомни , спой и разыграй музыкальные темы мамы - |
Козы
|
, козлят , Петуха , Волка из знакомой тебе детской оперы композитора М Коваля « Волк и семеро козлят » . |
Исполни движениями руки партию |
колокола
|
|
« Я желал бы всеми силами души , чтобы музыка моя распространялась , чтобы увеличивалось число людей , любящих её , находящих в ней утешение и подпору ... » — эти слова принадлежат великому русскому |
композитору
|
Петру Ильичу Чайковскому . |
Послушай романсы русских |
композиторов
|
|
Какие картины русских художников созвучны знакомым тебе романсам русских |
композиторов
|
|
Ему посвятил свою кантату |
композитор
|
Сергей Сергеевич Прокофьев . |
Как |
композитор
|
передаёт состояние тревоги , взволнованности во вступлении к хору ? |
Как |
композитор
|
подчёркивает торжество народа ? |
С какой интонацией прочитал стихи |
композитор
|
|
Прислушайся , как , используя разные музыкальные темы , |
композитор
|
рисует портрет Джульетты , и передай мимикой и движениями её настроение , переживания . |
Почему |
композитор
|
рисует её портрет с помощью таких разных музыкальных тем ? |
Как |
композитор
|
помогает нам увидеть и понять человека , с которым мы встречаемся в его произведении ? |
Под впечатлением увиденного и в память о друге |
композитор
|
написал фортепианную сюиту « Картинки с выставки » . |
Как |
композитор
|
передал содержание пьесы , характеры детей ? |
Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы , поэты и |
композиторы
|
|
Спой по нотам припев песни « Мама » современного |
композитора
|
В Гаврилина . |
Как разные |
композиторы
|
передали своё понимание стихотворения ? |
Послушай хор жителей Иерусалима из рок - оперы английского |
композитора
|
Ллойда О Уэббера « Иисус Христос — суперзвезда » и попробуй продирижировать им , воображая , что у тебя в руке пальмовая ветвь . |
В операх русских |
композиторов
|
созданы образы народных сказителей былин : Баяна и Садко . |
Какие приёмы развития ( повтор , контраст ) использует в ней |
композитор
|
|
Как ты думаешь , почему для слов « Веселенько тебя встречать , привечать » |
композитор
|
использовал не мажорную , а минорную ладовую окраску ? |
Какими средствами |
композитор
|
рисует фантастические , волшебные образы ? |
Немецкий |
композитор
|
XVIII века Кристоф Виллибальд Глюк сочинил оперу « Орфей и Эвридика » на сюжет древнегреческого мифа о певце Орфее . |
Какими средствами выразительности |
композитор
|
передаёт контрастные образы оперы ? |
Вспомни , в опере какого русского |
композитора
|
маршевая музыка характеризует одного из сказочных персонажей . |
Как |
композитор
|
передаёт характер моря : то спокойного и безмятежного , то взволнованного и грозного ? |
Разучи и спой забавную песенку о звукоряде , которую написал американский |
композитор
|
Р Роджерс для своего мюзикла « Звуки музыки » . |
nan |
Композитор
|
А Рыбников сочинил мюзикл « Волк и семеро козлят на новый лад » . |
Вспомни , спой и разыграй музыкальные темы мамы - Козы , козлят , Петуха , Волка из знакомой тебе детской оперы |
композитора
|
М Коваля « Волк и семеро козлят » . |
И в то же время он согласует с ним свою игру для того , чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения , замысел |
композитора
|
|
Концерты для разных инструментов писали Бах , Моцарт , Бетховен , Григ , Прокофьев и многие другие |
композиторы
|
|
Послушай и определи , как звучит голос флейты в « Шутке » немецкого |
композитора
|
nan |
nan |
Композиторы
|
всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли . |
Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и |
композитора
|
Никколо Паганини . |
Норвежский |
композитор
|
Эдвард Григ сочинил музыку к драме Генрика Ибсена « Пер Гюнт » . |
Из музыки к спектаклю |
композитор
|
составил сюиту , в которую вошли отдельные музыкальные картины . |
Как один и тот же приём развития — повтор — помог |
композитору
|
нарисовать такие контрастные картины ? |
Какая интонация |
композитора
|
их объединяет ? |
Сравни образы , созданные |
композитором
|
и художником . |
К одним и тем же мотивам , мелодиям , темам |
композиторы
|
могут обращаться неоднократно , но каждый раз они наполняют их новым смыслом , новым содержанием . |
Глухота , постигшая |
композитора
|
, заставляла его постоянно искать пути общения с миром , с окружающими его людьми . |
Музыкальный мир |
композитора
|
очень широк . |
nan |
Композиторы
|
разных стран в разное время прославляли в своих сочинениях музыку как источник вдохновения , надежды и радости жизни . |
В каких танцевальных ритмах написаны песни австрийского |
композитора
|
XVIII века Й Гайдна и современных композиторов Д Кабалевского и Я Дубравина ? |
В каких танцевальных ритмах написаны песни австрийского композитора XVIII века Й Гайдна и современных |
композиторов
|
Д Кабалевского и Я Дубравина ? |
Джордж Гершвин — один из самых известных американских |
композиторов
|
|
Норвежский |
композитор
|
Эдвард Григ и русский композитор Пётр Ильич Чайковский сочиняли свои произведения на одном языке — музыкальном . |
Норвежский композитор Эдвард Григ и русский |
композитор
|
Пётр Ильич Чайковский сочиняли свои произведения на одном языке — музыкальном . |
Нестареющая музыка великого австрийского |
композитора
|
XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта известна всему миру . |
Русский |
композитор
|
Д Шостакович говорил : « Художник может показать миллионам людей то , что делается в душе одного человека , и одному человеку открыть то , чем наполнена душа всего человечества » . |
Послушай инструментальные и вокальные джазовые |
композиции
|
|
Именно это произведение звучит на Международном |
конкурсе
|
исполнителей в Москве , который носит его имя . |
nan |
Контрданс
|
в переводе с английского — сельский танец . |
Какие удивительные превращения происходят с мелодией и аккомпанементом |
контрданса
|
в финале Симфонии № 3 « Героической » Бетховена ! |
nan |
Концерт
|
— знакомое слово . |
Исполняя |
концерт
|
, солист как бы соревнуется с оркестром . |
nan |
Концерты
|
для разных инструментов писали Бах , Моцарт , Бетховен , Григ , Прокофьев и многие другие композиторы . |
Пианистам всего мира известен |
Концерт
|
№ 1 для фортепиано с оркестром П Чайковского . |
Послушай , как звучит главная тема первой части |
Концерта
|
№ 1 П Чайковского . |
В третью часть |
концерта
|
— финал — П Чайковский включил украинскую песню - закличку « Веснянка » . |
Спой « Веснянку » и послушай , как она звучит в |
концерте
|
Чайковского . |
Какое ещё значение слова « |
концерт
|
» ты знаешь ? |
На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра , которые давали по вечерам |
концерты
|
для пассажиров , и заиграли ... |
Она исполняется обычно в |
концертном зале
|
хором , оркестром и певцами - солистами . |
Сегодня её часто исполняют по радио , телевидению и в |
концертных залах
|
|
Скрипку можно услышать везде : и в |
концертном зале
|
, и на деревенском празднике , и в цыганском таборе . |
Что меняется в звучании оркестра и хора с развитием стиха от |
куплета
|
к куплету ? |
Что меняется в звучании оркестра и хора с развитием стиха от куплета к |
куплету
|
|
Настрою гусли на старинный |
лад
|
|
Композитор А Рыбников сочинил мюзикл « Волк и семеро козлят на новый |
лад
|
» . |
Звуки его золотой |
лиры
|
растрогали даже бога подземного царства Аида . |
Однако боги сохранили сладкозвучную |
лиру
|
Орфея и вознесли её на небо . |
Призывным светом сияет среди ночных звёзд яркое созвездие |
Лиры
|
|
В старину романс пели под аккомпанемент гитары , |
лютни
|
, клавесина , позднее — в сопровождении фортепиано . |
Как ты думаешь , почему для слов « Веселенько тебя встречать , привечать » композитор использовал не |
мажорную
|
, а минорную ладовую окраску ? |
Послушай , как рассказывают об играх и игрушках пьесы П Чайковского « Болезнь куклы » и « Новая кукла » , « |
Марш
|
деревянных солдатиков » и « Игра в лошадки » . |
Вспомни « |
Марш
|
Черномора » , сцену похищения Людмилы . |
Как должен звучать голос флейты при исполнении походных |
маршей
|
|
nan |
Мелодия
|
– душа музыки . |
Напой главную |
мелодию
|
|
Вслушайся в |
мелодию
|
Симфонии № 4 П Чайковского . |
Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной |
мелодией
|
|
Найди и спой |
мелодию
|
знакомого тебе романса . |
Спой |
мелодию
|
средней части хора « Вставайте , люди русские ! » . |
Разучи |
мелодии
|
мужского хора ( русских воинов - ополченцев ) и женского хора ( девушек , встречающих отважных бойцов ) . |
Спой |
мелодию
|
хора « Славься ! » из финала оперы . |
Сравни |
мелодии
|
ответа Сусанина полякам « Велик и свят наш край родной ! » и хора « Славься ! » . |
Найди их главные |
мелодии
|
в нотных записях . |
Послушай песню М Мусоргского « С куклой » и спой её |
мелодию
|
|
Спой и сравни |
мелодии
|
молитвы « Богородице Дево , радуйся » , Величания и « Баллады ... » . |
Разучи |
мелодию
|
былины . |
Сравни |
мелодию
|
былины с песенными мелодиями , сочинёнными в народном стиле . |
Сравни мелодию былины с песенными |
мелодиями
|
, сочинёнными в народном стиле . |
Спой |
мелодии
|
песен Баяна и Садко . |
Как ты думаешь , какая из этих |
мелодий
|
— подлинный былинный напев ? |
Есть ли в них изменения |
мелодии
|
, ритма ? |
Спой |
мелодию
|
песни Леля . |
В опере Н Римского - Корсакова « Снегурочка » обряд прощания с Масленицей построен на чередовании различных |
мелодий
|
|
Послушай , как много разных |
мелодий
|
в сцене масленичного гулянья из оперы « Снегурочка » . |
Выучи |
мелодии
|
из этой сцены . |
В опере поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве сопровождает |
мелодия
|
, которой почти 250 лет . |
Послушай арию Снегурочки « С подружками по ягоду ходить » , разучи и спой её |
мелодию
|
|
Какое выразительное значение имеют в них |
мелодия
|
, ритм , тембры голоса и инструментов оркестра ? |
Сколько |
мелодий
|
- наигрышей можно услышать в ней ? |
Спой эту |
мелодию
|
в характере радостного , светлого гимна . |
Что исполняет флейта в этой пьесе — |
мелодию
|
или аккомпанемент ? |
Послушай и сравни |
мелодии
|
трёх частей сюиты : « Песни Сольвейг » , « Танца Анитры » и « Смерти Озе » . |
Чем отличаются эти |
мелодии
|
, а что их роднит ? |
К одним и тем же мотивам , |
мелодиям
|
, темам композиторы могут обращаться неоднократно , но каждый раз они наполняют их новым смыслом , новым содержанием . |
Спой |
мелодию
|
танца . |
Какие удивительные превращения происходят с |
мелодией
|
и аккомпанементом контрданса в финале Симфонии № 3 « Героической » Бетховена ! |
Спой |
мелодию
|
первой темы финала . |
Знакома ли тебе |
мелодия
|
второй темы ? |
Напой |
мелодии
|
, стараясь передать настроение каждого сочинения . |
У джаза есть любимые |
мелодии
|
: спиричуэл , блюз — народные негритянские песни . |
Спой эти |
мелодии
|
Г Свиридова . |
Вспомни и напой знакомые тебе |
мелодии
|
|
Есть |
мелодии
|
, которые знает весь мир . |
Среди них |
мелодия
|
из финала Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена , написанная на текст « Оды к радости » немецкого поэта Ф Шиллера . |
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти |
мелодии
|
|
Партию Леля в опере исполняет |
меццо - сопрано
|
— низкий женский голос . |
Как ты думаешь , почему для слов « Веселенько тебя встречать , привечать » композитор использовал не мажорную , а |
минорную
|
ладовую окраску ? |
К одним и тем же |
мотивам
|
, мелодиям , темам композиторы могут обращаться неоднократно , но каждый раз они наполняют их новым смыслом , новым содержанием . |
Мелодия – душа |
музыки
|
|
« Я желал бы всеми силами души , чтобы |
музыка
|
моя распространялась , чтобы увеличивалось число людей , любящих её , находящих в ней утешение и подпору ... » — эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому . |
Какими чувствами наполнена эта |
музыка
|
|
Природа и |
музыка
|
|
О чём рассказала тебе их |
музыка
|
|
Есть |
музыка
|
, которая отображает душевное состояние человека , чувства и мысли , связанные с его внутренним миром . |
А есть |
музыка
|
, которая передаёт настроение , связанное с образами природы , внешней картиной мира . |
Портрет в |
музыке
|
|
Какие портреты « нарисовала » |
музыка
|
С Прокофьева в знакомой тебе симфонической сказке « Петя и волк » ? |
Пусть |
музыка
|
балета С Прокофьева поможет тебе узнать добрую Золушку и влюблённого Принца , злых , завистливых сестёр и грациозного учителя танцев . |
Сравни |
музыку
|
Джульетты - девочки с песней « Болтунья » . |
Слушая эту |
музыку
|
, мы словно заглядываем внутрь дома и наблюдаем сценки из жизни его маленьких обитателей . |
Как |
музыка
|
помогает тебе понять , что солдатики игрушечные ? |
Что тебе рассказала об этом |
музыка
|
|
Придумай сценарий к этой |
музыке
|
|
Послушай |
музыку
|
И - С Баха и Ф Шуберта . |
Сопоставь образы |
музыки
|
и картины Рафаэля . |
Послушай |
музыку
|
С Рахманинова . |
Сравни образы |
музыки
|
и картины В Васнецова . |
nan |
Музыка
|
, воспевающая Богородицу , простая и величественная одновременно . |
Найди слова , которые передают твои чувства , когда ты слушаешь |
музыку
|
, смотришь картины , читаешь стихи , посвящённые Богоматери . |
Вслушайся в « |
музыку
|
» этих картин . |
Сопровождай пение жестами и движениями в характере |
музыки
|
|
Сравни характер |
музыки
|
каватины и арии . |
Как в |
музыке
|
переданы разные чувства Фарлафа ? |
Послушай эту |
музыку
|
|
Какое настроение передано в |
музыке
|
|
Как звучит |
музыка
|
в сцене таяния : страстно , взволнованно , трепетно , восторженно , игриво , мечтательно , безмятежно , светло , радостно ? |
nan |
Музыка
|
Н Римского - Корсакова знакомит тебя с образом доброго , мудрого и справедливого царя Берендея . |
Тембры каких инструментов симфонического оркестра подчёркивают маршевый характер |
музыки
|
|
Вспомни , в опере какого русского композитора маршевая |
музыка
|
характеризует одного из сказочных персонажей . |
Какими интонациями подчёркивается лирический и торжественный характер |
музыки
|
|
Как звучит эта |
музыка
|
|
П Чайковский сочинил |
музыку
|
к одноимённому балету . |
Определи по |
музыке
|
вступления , каким будет конец балета - сказки . |
Продирижируй |
музыкой
|
« Вальса » из этого балета . |
Вслушайся в |
музыку
|
« Вальса » . |
В XIX веке в Америке появились такие развлекательные представления , в которых соединились |
музыка
|
, танец , пение , сценическое действие . |
Разучи и спой забавную песенку о звукоряде , которую написал американский композитор Р Роджерс для своего мюзикла « Звуки |
музыки
|
» . |
Какие качества этой |
музыки
|
подчёркивает звучание флейты ? |
Как ты думаешь , может ли флейта звучать в военном оркестре и исполнять маршевую |
музыку
|
|
Какая |
музыка
|
звучит с этих картин ? |
Как звучит эта |
музыка
|
|
Норвежский композитор Эдвард Григ сочинил |
музыку
|
к драме Генрика Ибсена « Пер Гюнт » . |
Из |
музыки
|
к спектаклю композитор составил сюиту , в которую вошли отдельные музыкальные картины . |
Какие переживания выражает |
музыка
|
|
Выбери слова , которые наиболее точно передают характер |
музыки
|
и твои чувства . |
Послушай |
музыку
|
Бетховена . |
Продирижируй этой |
музыкой
|
|
nan |
Музыка
|
обладает удивительным свойством . |
Послушай эту |
музыку
|
|
Чем отличается |
музыка
|
к сцене бала из балета Прокофьева « Золушка » от музыки для бала , которую сочинил Бетховен ? |
Чем отличается музыка к сцене бала из балета Прокофьева « Золушка » от |
музыки
|
для бала , которую сочинил Бетховен ? |
Как с развитием |
музыки
|
будут меняться твои жесты ? |
И |
музыка
|
помогала ему в этом . |
Композиторы разных стран в разное время прославляли в своих сочинениях |
музыку
|
как источник вдохновения , надежды и радости жизни . |
Разучи и исполни песни о |
музыке
|
|
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют |
музыку
|
во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , фортепиано , кларнете . |
В его |
музыке
|
слышны интонации и ритмы джаза . |
nan |
Музыка
|
Георгия Васильевича Свиридова удивляет своей поэтичностью , скромной и глубокой красотой . |
Как ты думаешь , каким был человек , сочинивший эту |
музыку
|
|
Как с развитием |
музыки
|
меняется её звучание ? |
Сравни эту |
музыку
|
с « Утром » С Прокофьева , « Рассветом на Москве - реке » М Мусоргского , « Утром » Э Грига . |
Что общего в их |
музыке
|
, а что различно ? |
Нестареющая |
музыка
|
великого австрийского композитора XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта известна всему миру . |
Чайковский писал : « Тем , что я посвятил свою жизнь |
музыке
|
, я обязан Моцарту ... Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете » . |
Чайковский писал : « Тем , что я посвятил свою жизнь музыке , я обязан Моцарту ... Он заставил меня полюбить |
музыку
|
больше всего на свете » . |
Вспомни знакомое тебе |
музыкальное произведение
|
, в котором нарисована картина рассвета . |
Часто в |
музыкальном произведении
|
мы как бы встречаемся с разными персонажами — весёлыми и грустными , озорными и спокойными , хвастливыми и скромными . |
Подчеркни звучанием |
музыкальных инструментов
|
шуточный характер танца . |
nan |
Музыкальные инструменты
|
инструменты . |
Назови персонаж и |
музыкальный инструмент
|
, который исполняет его тему . |
nan |
Музыкальные инструменты
|
инструменты . |
Скрипка — это струнный , смычковый |
музыкальный инструмент
|
|
На верхнюю палубу вышли |
музыканты
|
симфонического оркестра , которые давали по вечерам концерты для пассажиров , и заиграли ... |
Сегодня весь мир знает имена джазовых |
музыкантов
|
: трубача Луи Армстронга , пианиста Дюка Эллингтона , певицы Эллы Фитцджеральд и др . |
Назови имена современных джазовых |
музыкантов
|
|
Как ты думаешь , какая из этих мелодий — подлинный былинный |
напев
|
|
Как заиграет он да заведёт |
напев
|
— все слушают гусляра , не наслушаются . |
Спой северный былинный |
напев
|
|
Каждая как бы соткана из народных |
напевов
|
|
Что роднит её с народными |
напевами
|
|
Послушай и |
напой
|
небольшую лирическую арию — каватину — Людмилы . |
Вспомни и |
напой
|
знакомые тебе мелодии . |
« Я ещё не встречал человека , более меня влюблённого в матушку - Русь ... Я страстно люблю русского человека , русскую речь , русский склад ума , русскую красоту лиц , русские обычаи ... Я проникся неизъяснимой красотой ... русской |
народной музыки
|
... » |
Этим они похожи на русские |
народные песни
|
|
Разучи русские |
народные песни
|
о наших замечательных предках . |
Близки ли интонации арии |
народным песням
|
|
Найди их главные мелодии в |
нотных записях
|
|
Сравни эти темы по |
нотной записи
|
|
Найди на клавишах |
ноты
|
аккомпанемента , которые помогают услышать притоптывание , шаг танца . |
nan |
Ода
|
в переводе с греческого — песня . |
Как ты будешь исполнять « |
Оду
|
к радости » : празднично , восторженно , величественно , радостно ? |
« |
Ода
|
к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии ? |
События , о которых рассказывает |
опера
|
Михаила Ивановича Глинки « Иван Сусанин » , происходили более 300 лет назад , когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской — Войска польского . |
Герой этой |
оперы
|
, костромской крестьянин Иван Сусанин , погибает за Русь . |
Послушай , как звучит вступительная хоровая сцена |
оперы
|
« Иван Сусанин » . |
Сравни два ответа Сусанина полякам : музыкальный из |
оперы
|
М Глинки и поэтический из стихотворения К Рылеева . |
Спой мелодию хора « Славься ! » из финала |
оперы
|
|
Древняя икона , поэтические строки , песни и хор из рок - |
оперы
|
рассказывают об одном и том же событии — входе Иисуса Христа в Иерусалим . |
Послушай хор жителей Иерусалима из рок - |
оперы
|
английского композитора Ллойда О Уэббера « Иисус Христос — суперзвезда » и попробуй продирижировать им , воображая , что у тебя в руке пальмовая ветвь . |
Спой песню Баяна из |
оперы
|
М Глинки « Руслан и Людмила » . |
Послушай песни , которые поёт гусляр Садко в |
опере
|
- былине « Садко » Н Римского- Корсакова . |
В |
опере
|
- сказке « Снегурочка » Н Римского - Корсакова , написанной по одноимённой пьесе А Островского , звучит несколько песен Леля . |
Партию Леля в |
опере
|
исполняет меццо - сопрано — низкий женский голос . |
В |
опере
|
Н Римского - Корсакова « Снегурочка » обряд прощания с Масленицей построен на чередовании различных мелодий . |
Послушай , как много разных мелодий в сцене масленичного гулянья из |
оперы
|
« Снегурочка » . |
nan |
Опера
|
« Руслан и Людмила » . |
nan |
Опера
|
« Руслан и Людмила » М Глинки по одноимённой поэме А Пушкина . |
Партию Руслана в |
опере
|
исполняет баритон — низкий мужской голос , но выше , чем бас , и как бы моложе . |
Партию Людмилы в |
опере
|
исполняет сопрано — высокий женский голос . |
Как в доброй сказке , в этой |
опере
|
счастливый финал , в котором хор величает храброго Руслана и красавицу Людмилу , славит родную землю . |
Послушай сцену из второго действия |
оперы
|
|
Партию Фарлафа в |
опере
|
исполняет бас — самый низкий мужской голос . |
Она , как зерно - интонация , в сжатой форме раскрывает замысел |
оперы
|
и создаётся на основе её главных тем . |
Не случайно М Глинка писал увертюру к « Руслану и Людмиле » после завершения работы над |
оперой
|
|
На этих страницах ты видишь изображения главных героев |
оперы
|
|
nan |
Опера
|
« Орфей и Эвридика » . |
Немецкий композитор XVIII века Кристоф Виллибальд Глюк сочинил |
оперу
|
« Орфей и Эвридика » на сюжет древнегреческого мифа о певце Орфее . |
В |
опере
|
поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве сопровождает мелодия , которой почти 250 лет . |
Какими средствами выразительности композитор передаёт контрастные образы |
оперы
|
|
nan |
Опера
|
« Снегурочка » . |
Однако |
опера
|
« Снегурочка » написана Н Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы А Островского . |
Действие |
оперы
|
происходит в сказочной стране царя Берендея . |
Партию Берендея в |
опере
|
исполняет тенор — высокий мужской голос . |
Послушай фрагмент из второго действия |
оперы
|
- « Шествие царя Берендея » . |
Вспомни , в |
опере
|
какого русского композитора маршевая музыка характеризует одного из сказочных персонажей . |
Несмотря на то что конец сказки печальный : Снегурочка тает под лучами солнца , — |
опера
|
заканчивается торжественным хором — гимном свету , разуму , добру . |
Вступление к |
опере
|
- былине « Садко » Н Римский - Корсаков назвал « Океан — море синее » . |
Вспомни , спой и разыграй музыкальные темы мамы - Козы , козлят , Петуха , Волка из знакомой тебе детской |
оперы
|
композитора М Коваля « Волк и семеро козлят » . |
Чем мюзикл А Рыбникова отличается от детской |
оперы
|
М Коваля ? |
Сравни « Колыбельную » из |
оперы
|
Дж Гершвина « Порги и Бесс » с известными тебе колыбельными . |
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из |
оперы
|
« Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии ? |
Напомним , что |
оперный
|
спектакль открывается увертюрой . |
Она исполняется обычно в концертном зале хором , |
оркестром
|
и певцами - солистами . |
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , ритм , тембры голоса и инструментов |
оркестра
|
|
Исполняя концерт , солист как бы соревнуется с |
оркестром
|
|
Пианистам всего мира известен Концерт № 1 для фортепиано с |
оркестром
|
П Чайковского . |
Представь себя дирижёром |
оркестра
|
|
Звучание хора сопровождает небольшой |
оркестр
|
: струнные , арфы , челеста , две флейты . |
Что меняется в звучании |
оркестра
|
и хора с развитием стиха от куплета к куплету ? |
Действие музыкальной сценки « Тюильрийский сад » происходит в одном из садов |
Парижа
|
|
Исполни движениями руки |
партию
|
колокола . |
nan |
Партию
|
Леля в опере исполняет меццо - сопрано — низкий женский голос . |
nan |
Партию
|
Руслана в опере исполняет баритон — низкий мужской голос , но выше , чем бас , и как бы моложе . |
nan |
Партию
|
Людмилы в опере исполняет сопрано — высокий женский голос . |
nan |
Партию
|
Фарлафа в опере исполняет бас — самый низкий мужской голос . |
nan |
Партию
|
Берендея в опере исполняет тенор — высокий мужской голос . |
Как она звучит в |
партии
|
фортепиано ? |
Сегодня весь мир знает имена джазовых музыкантов : трубача Луи Армстронга , пианиста Дюка Эллингтона , |
певицы
|
Эллы Фитцджеральд и др . |
Слово это в переводе с латинского означает песня , |
пение
|
и созвучно итальянскому слову « кантаре » — пою . |
Авторами кантов были учителя |
пения
|
, студенты , певчие церковных хоров . |
Сопровождай |
пение
|
жестами и движениями в характере музыки . |
В XIX веке в Америке появились такие развлекательные представления , в которых соединились музыка , танец , |
пение
|
, сценическое действие . |
Романс — так называют сольную |
песню
|
с инструментальным сопровождением . |
Слово это испанское , и первоначально оно обозначало |
песню
|
, исполняемую по - романски , т е по - испански . |
Почти 300 лет назад появилась многоголосная бытовая |
песня
|
— кант . |
Слово это в переводе с латинского означает |
песня
|
, пение и созвучно итальянскому слову « кантаре » — пою . |
Какую ещё торжественную |
песнь
|
М Глинки ты знаешь ? |
Спой начало |
песни
|
С Прокофьева « Болтунья » . |
Сравни музыку Джульетты - девочки с |
песней
|
« Болтунья » . |
Первая |
песня
|
с этого альбома – « С няней » . |
Послушай |
песню
|
« С няней » . |
Сравни |
песню
|
М. Мусоргского с пьесами « Нянина сказка » П Чайковского и « Сказочка » С Прокофьева . |
Послушай |
песню
|
М Мусоргского « С куклой » и спой её мелодию . |
Найди в |
песне
|
интонации колыбельной . |
Найди в текстах |
песен
|
понравившиеся тебе строки о том , как засыпает природа . |
Древнейшая |
песнь
|
материнства . |
Спой по нотам припев |
песни
|
« Мама » современного композитора В Гаврилина . |
Сравни его с припевом итальянской |
песни
|
« Мама » . |
С какой интонацией ты будешь петь слово « мама » в этих двух |
песнях
|
|
Древняя икона , поэтические строки , |
песни
|
и хор из рок - оперы рассказывают об одном и том же событии — входе Иисуса Христа в Иерусалим . |
Выучи и спой две |
песни
|
— А Гречанинова и Р Глиэра — с одинаковым названием « Вербочки » на эти стихи . |
На какие слова оно приходится в каждой |
песне
|
|
Спой |
песню
|
Баяна из оперы М Глинки « Руслан и Людмила » . |
Послушай |
песни
|
, которые поёт гусляр Садко в опере - былине « Садко » Н Римского- Корсакова . |
Спой мелодии |
песен
|
Баяна и Садко . |
В опере - сказке « Снегурочка » Н Римского - Корсакова , написанной по одноимённой пьесе А Островского , звучит несколько |
песен
|
Леля . |
Именно эти задушевные |
песни
|
и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки , наполнили его любовью . |
Послушай третью |
песню
|
Леля « Туча со громом сговаривалась » . |
Спой мелодию |
песни
|
Леля . |
В какой форме написана |
песня
|
|
Как Н Римский - Корсаков передаёт в |
песне
|
Леля звуки природы ? |
Вспомни знакомые тебе масленичные |
песни
|
, игры и забавы . |
Снегурочка , дочь Мороза и Весны - Красны , стремится из глухого леса к людям — нравятся ей их |
песни
|
|
Берендеи празднуют день прихода Ярилы - Солнца , поют |
песни
|
, водят хороводы , веселятся . |
Разучи |
песни
|
из мюзикла А Рыбникова . |
В третью часть концерта — финал — П Чайковский включил украинскую |
песню
|
- закличку « Веснянка » . |
Найди стихотворения , рассказы , |
песни
|
о скрипке и скрипачах . |
Севера |
песня
|
родная . |
Послушай и сравни мелодии трёх частей сюиты : « |
Песни
|
Сольвейг » , « Танца Анитры » и « Смерти Озе » . |
Придумай и исполни инструментальное сопровождение к |
песням
|
|
Разучи и исполни |
песни
|
о музыке . |
В каком ладу звучат эти |
песни
|
|
Какая из |
песен
|
написана в куплетной форме ? |
В каких танцевальных ритмах написаны |
песни
|
австрийского композитора XVIII века Й Гайдна и современных композиторов Д Кабалевского и Я Дубравина ? |
У джаза есть любимые мелодии : спиричуэл , блюз — народные негритянские |
песни
|
|
Ода в переводе с греческого — |
песня
|
|
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , хор « Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая |
песня
|
» М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии ? |
В старину романс |
пели
|
под аккомпанемент гитары , лютни , клавесина , позднее — в сопровождении фортепиано . |
О России |
петь
|
– что стремиться в храм . |
С какой интонацией ты будешь |
петь
|
слово « мама » в этих двух песнях ? |
В честь этого праздника в церкви |
поют
|
торжественные молитвенные песнопения — величания , они напоминают старинные распевы Древней Руси . |
Берендеи празднуют день прихода Ярилы - Солнца , |
поют
|
песни , водят хороводы , веселятся . |
Опера « Руслан и Людмила » М Глинки по одноимённой |
поэме
|
А Пушкина . |
Спой по нотам |
припев
|
песни « Мама » современного композитора В Гаврилина . |
Сравни его с |
припевом
|
итальянской песни « Мама » . |
Романсами называют и инструментальные |
пьесы
|
с выразительной песенной мелодией . |
Какое впечатление сложилось у тебя от каждой из этих |
пьес
|
|
Послушай , как рассказывают об играх и игрушках |
пьесы
|
П Чайковского « Болезнь куклы » и « Новая кукла » , « Марш деревянных солдатиков » и « Игра в лошадки » . |
Подумай , на что похожи интонации |
пьесы
|
« Болезнь куклы » . |
Эти интонации сохраняются до конца |
пьесы
|
|
У |
пьесы
|
есть второе название — « Ссора детей после игры » . |
Послушай эту |
пьесу
|
|
Как композитор передал содержание |
пьесы
|
, характеры детей ? |
Вспомни |
пьесу
|
« Балет невылупившихся птенцов » из этой же сюиты и сравни её с пьесой « Тюильрийский сад » . |
Вспомни пьесу « Балет невылупившихся птенцов » из этой же сюиты и сравни её с |
пьесой
|
« Тюильрийский сад » . |
В опере - сказке « Снегурочка » Н Римского - Корсакова , написанной по одноимённой |
пьесе
|
А Островского , звучит несколько песен Леля . |
Однако опера « Снегурочка » написана Н Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой |
пьесы
|
А Островского . |
Что исполняет флейта в этой |
пьесе
|
— мелодию или аккомпанемент ? |
Послушай виртуозную скрипичную |
пьесу
|
Н Паганини « Каприс » . |
nan |
Пьеса
|
рассказывает поучительную историю о юноше , который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти своё счастье . |
nan |
Пьеса
|
« В пещере горного короля » полна фантастической таинственности . |
Сочинил эту фортепианную |
пьесу
|
Бетховен более 200 лет назад для ежегодного бала художников . |
В честь этого праздника в церкви поют торжественные молитвенные песнопения — величания , они напоминают старинные |
распевы
|
Древней Руси . |
Какую роль играют |
распевы
|
в былинах ? |
Есть ли в них изменения мелодии , |
ритма
|
|
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , |
ритм
|
, тембры голоса и инструментов оркестра ? |
В современных |
ритмах
|
|
В каких танцевальных |
ритмах
|
написаны песни австрийского композитора XVIII века Й Гайдна и современных композиторов Д Кабалевского и Я Дубравина ? |
Острый |
ритм
|
– джаза звуки . |
В его музыке слышны интонации и |
ритмы
|
джаза . |
nan |
Романс
|
— так называют сольную песню с инструментальным сопровождением . |
В старину |
романс
|
пели под аккомпанемент гитары , лютни , клавесина , позднее — в сопровождении фортепиано . |
В |
романсе
|
особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека , его душевный мир , отношение к жизни , к природе . |
nan |
Романсами
|
называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией . |
Найди и спой мелодию знакомого тебе |
романса
|
|
Послушай |
романсы
|
русских композиторов . |
Какой |
романс
|
тебе понравился больше всего ? |
Какие картины русских художников созвучны знакомым тебе |
романсам
|
русских композиторов ? |
Спой главную тему |
Рондо
|
Фарлафа . |
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , |
саксофоне
|
, фортепиано , кларнете . |
Пан сделал из тростника |
свирель
|
, которую стали называть флейтой Пана . |
Какие портреты « нарисовала » музыка С Прокофьева в знакомой тебе |
симфонической
|
сказке « Петя и волк » ? |
Послушай музыкальную характеристику одного из персонажей |
симфонической
|
сказки « Петя и волк » С Прокофьева . |
Вслушайся в звучание |
симфонического оркестра
|
|
Как подражают инструменты |
симфонического оркестра
|
звучанию гуслей ? |
Какой знакомый тебе инструмент |
симфонического оркестра
|
вторит высокому , прозрачному голосу Снегурочки ? |
Тембры каких инструментов |
симфонического оркестра
|
подчёркивают маршевый характер музыки ? |
У |
симфонического оркестра
|
|
На верхнюю палубу вышли музыканты |
симфонического оркестра
|
, которые давали по вечерам концерты для пассажиров , и заиграли ... |
Вслушайся в мелодию |
Симфонии
|
№ 4 П Чайковского . |
Что ты представляешь , слушая вторую часть |
симфонии
|
|
И всё это время мужественно и величаво звучала |
Симфония
|
№ 3 « Героическая » Людвига ван Бетховена . |
Вторая часть |
симфонии
|
|
nan |
Симфония
|
в переводе с греческого означает созвучие . |
Единство мыслей , идей , звуковых образов четырёх частей |
симфонии
|
раскрывает слушателям разные стороны жизни человека . |
Послушай начало второй части « Героической » |
симфонии
|
Бетховена . |
Почему вторая тема этой части |
симфонии
|
звучит мажорно ? |
Какие слова наиболее полно передают смысл второй части « Героической » |
симфонии
|
|
Финал |
симфонии
|
|
Какие удивительные превращения происходят с мелодией и аккомпанементом контрданса в финале |
Симфонии
|
№ 3 « Героической » Бетховена ! |
Почему финал |
Симфонии
|
№ 3 называют « праздником мира » , « народным праздником » ? |
Сравни образы небольших сочинений Бетховена с образами разных частей |
Симфонии
|
№ 3 « Героической » . |
Послушай финал |
Симфонии
|
№ 40 . |
Сравни образы первой и последней частей |
симфонии
|
|
Среди них мелодия из финала |
Симфонии
|
№ 9 Людвига ван Бетховена , написанная на текст « Оды к радости » немецкого поэта Ф Шиллера . |
Древнегреческий бог лесов и пастбищ , покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу |
Сиринкс
|
|
Однажды , убегая от него , нимфа попросила бога реки спасти её , и тот превратил |
Сиринкс
|
в тростник . |
Народные певцы - |
сказители
|
исполняли былины под аккомпанемент гуслей , нараспев , как неторопливое повествование . |
В операх русских композиторов созданы образы народных |
сказителей
|
былин : Баяна и Садко . |
Народные |
сказители
|
Печор , что на севере России , сложили былину о Садко и Морском царе . |
nan |
Скрипка
|
— это струнный , смычковый музыкальный инструмент . |
На свете много разных инструментов , но только |
скрипку
|
называют искуснейшей . |
nan |
Скрипку
|
можно услышать везде : и в концертном зале , и на деревенском празднике , и в цыганском таборе . |
Ведь у |
скрипки
|
есть душа , которая поёт . |
nan |
Скрипка
|
— русское название инструмента , а родина её — Италия . |
Вот почему в партитурах пишут итальянское имя |
скрипки
|
|
Италия подарила миру |
скрипки
|
, изготовленные руками великих мастеров — Страдивари и Гварнери . |
Назови имена знаменитых скрипачей и мастеров , создававших чудесные |
скрипки
|
|
Найди стихотворения , рассказы , песни о |
скрипке
|
и скрипачах . |
И в то же время он согласует с ним свою игру для того , чтобы передать |
слушателям
|
содержание музыкального сочинения , замысел композитора . |
Единство мыслей , идей , звуковых образов четырёх частей симфонии раскрывает |
слушателям
|
разные стороны жизни человека . |
Симфония в переводе с греческого означает |
созвучие
|
|
Она исполняется обычно в концертном зале хором , оркестром и певцами - |
солистами
|
|
Исполняя концерт , |
солист
|
как бы соревнуется с оркестром . |
Партию Людмилы в опере исполняет |
сопрано
|
— высокий женский голос . |
У джаза есть любимые мелодии : |
спиричуэл
|
, блюз — народные негритянские песни . |
Придумай |
сценарий
|
к этой музыке . |
Под впечатлением увиденного и в память о друге композитор написал фортепианную |
сюиту
|
« Картинки с выставки » . |
Вспомни пьесу « Балет невылупившихся птенцов » из этой же |
сюиты
|
и сравни её с пьесой « Тюильрийский сад » . |
nan |
Сюита
|
« Пер Гюнт » . |
Из музыки к спектаклю композитор составил |
сюиту
|
, в которую вошли отдельные музыкальные картины . |
Послушай и сравни две части |
сюиты
|
— « Утро » и « В пещере горного короля » . |
Послушай и сравни мелодии трёх частей |
сюиты
|
: « Песни Сольвейг » , « Танца Анитры » и « Смерти Озе » . |
Пусть музыка балета С Прокофьева поможет тебе узнать добрую Золушку и влюблённого Принца , злых , завистливых сестёр и грациозного учителя |
танцев
|
|
Подчеркни звучанием музыкальных инструментов шуточный характер |
танца
|
|
Какие народные |
танцы
|
- пляски ты знаешь ? |
В XIX веке в Америке появились такие развлекательные представления , в которых соединились музыка , |
танец
|
, пение , сценическое действие . |
nan |
Танец
|
Анитры . |
Послушай и сравни мелодии трёх частей сюиты : « Песни Сольвейг » , « |
Танца
|
Анитры » и « Смерти Озе » . |
Контрданс в переводе с английского — сельский |
танец
|
|
Как мог исполняться этот |
танец
|
|
Спой мелодию |
танца
|
|
Найди на клавишах ноты аккомпанемента , которые помогают услышать притоптывание , шаг |
танца
|
|
Они с ними разговаривают , гуляют , |
танцуют
|
, укачивают их . |
Послушай арию Сусанина и спой её главную |
тему
|
|
По музыкальной |
теме
|
мы можем представить , какой у них характер и даже какая внешность , как они ходят , как говорят , какое у них настроение . |
Прислушайся , как , используя разные музыкальные |
темы
|
, композитор рисует портрет Джульетты , и передай мимикой и движениями её настроение , переживания . |
Почему композитор рисует её портрет с помощью таких разных музыкальных |
тем
|
|
Вереница музыкальных картинок объединена главной |
темой
|
( « Прогулкой » ) — музыкальным автопортретом М Мусоргского . |
Спой главную |
тему
|
Рондо Фарлафа . |
Что отличает |
тему
|
Фарлафа от темы Руслана ? |
Что отличает тему Фарлафа от |
темы
|
Руслана ? |
Она , как зерно - интонация , в сжатой форме раскрывает замысел оперы и создаётся на основе её главных |
тем
|
|
Вспомни их музыкальные |
темы
|
— фантастические , лирические , героические , эпические . |
Как ты думаешь , на каких из этих |
тем
|
построена увертюра ? |
Спой |
тему
|
феи Сирени . |
Сравни эти |
темы
|
по нотной записи . |
Вспомни , спой и разыграй музыкальные |
темы
|
мамы - Козы , козлят , Петуха , Волка из знакомой тебе детской оперы композитора М Коваля « Волк и семеро козлят » . |
Послушай , как звучит главная |
тема
|
первой части Концерта № 1 П Чайковского . |
Назови персонаж и музыкальный инструмент , который исполняет его |
тему
|
|
Почему вторая |
тема
|
этой части симфонии звучит мажорно ? |
Как она связана с первой |
темой
|
|
К одним и тем же мотивам , мелодиям , |
темам
|
композиторы могут обращаться неоднократно , но каждый раз они наполняют их новым смыслом , новым содержанием . |
Спой мелодию первой |
темы
|
финала . |
Что прозвучало до появления этой |
темы
|
|
Знакома ли тебе мелодия второй |
темы
|
|
Какое выразительное значение имеют в них мелодия , ритм , |
тембры
|
голоса и инструментов оркестра ? |
nan |
Тембр
|
флейты может передавать различные настроения : весёлую беззаботность и горестное одиночество ... Этот деревянный духовой инструмент пользуется популярностью у многих народов мира . |
Только ли указание |
темпа
|
говорит об их контрасте ? |
Партию Берендея в опере исполняет |
тенор
|
— высокий мужской голос . |
Послушай |
тропарь
|
Владимирской иконе Божией Матери . |
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : |
трубе
|
, саксофоне , фортепиано , кларнете . |
nan |
Увертюра
|
|
Напомним , что оперный спектакль открывается |
увертюрой
|
|
nan |
Увертюра
|
в переводе с французского — открытие , начало . |
По характеру |
увертюры
|
складывается представление о спектакле в целом . |
Не случайно М Глинка писал |
увертюру
|
к « Руслану и Людмиле » после завершения работы над оперой . |
Как ты думаешь , на каких из этих тем построена |
увертюра
|
|
Спой мелодию хора « Славься ! » из |
финала
|
оперы . |
Как в доброй сказке , в этой опере счастливый |
финал
|
, в котором хор величает храброго Руслана и красавицу Людмилу , славит родную землю . |
Послушай |
финал
|
первого действия балета . |
В третью часть концерта — |
финал
|
— П Чайковский включил украинскую песню - закличку « Веснянка » . |
nan |
Финал
|
симфонии . |
Какие удивительные превращения происходят с мелодией и аккомпанементом контрданса в |
финале
|
Симфонии № 3 « Героической » Бетховена ! |
Спой мелодию первой темы |
финала
|
|
Почему |
финал
|
Симфонии № 3 называют « праздником мира » , « народным праздником » ? |
Послушай |
финал
|
Симфонии № 40 . |
Среди них мелодия из |
финала
|
Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена , написанная на текст « Оды к радости » немецкого поэта Ф Шиллера . |
nan |
Флейта
|
— это древний духовой музыкальный инструмент . |
О происхождении |
флейты
|
сложены легенды . |
Послушай и определи , как звучит голос |
флейты
|
в « Шутке » немецкого композитора |
Что исполняет |
флейта
|
в этой пьесе — мелодию или аккомпанемент ? |
Какие качества этой музыки подчёркивает звучание |
флейты
|
|
Как ты думаешь , может ли |
флейта
|
звучать в военном оркестре и исполнять маршевую музыку ? |
Как должен звучать голос |
флейты
|
при исполнении походных маршей ? |
Звучание хора сопровождает небольшой оркестр : струнные , арфы , челеста , две |
флейты
|
|
Пан сделал из тростника свирель , которую стали называть |
флейтой Пана
|
|
Былины — один из самых древних жанров русского песенного |
фольклора
|
|
В старину романс пели под аккомпанемент гитары , лютни , клавесина , позднее — в сопровождении |
фортепиано
|
|
Пианистам всего мира известен Концерт № 1 для |
фортепиано
|
с оркестром П Чайковского . |
Как она звучит в партии |
фортепиано
|
|
Особенность джаза в том , что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления , импровизируют на самых разных инструментах : трубе , саксофоне , |
фортепиано
|
, кларнете . |
Обрати внимание на повторяющиеся |
фразы
|
|
Авторами кантов были учителя пения , студенты , певчие церковных |
хоров
|
|
Она исполняется обычно в концертном зале |
хором
|
, оркестром и певцами - солистами . |
Послушай |
хор
|
« Вставайте , люди русские ! » из кантаты « Александр Невский » . |
Спой мелодию средней части |
хора
|
« Вставайте , люди русские ! » . |
Как композитор передаёт состояние тревоги , взволнованности во вступлении к |
хору
|
|
Разучи мелодии мужского |
хора
|
( русских воинов - ополченцев ) и женского хора ( девушек , встречающих отважных бойцов ) . |
Разучи мелодии мужского хора ( русских воинов - ополченцев ) и женского |
хора
|
( девушек , встречающих отважных бойцов ) . |
Звучит |
хор
|
« Славься ! » . |
Спой мелодию |
хора
|
« Славься ! » из финала оперы . |
Сравни мелодии ответа Сусанина полякам « Велик и свят наш край родной ! » и |
хора
|
« Славься ! » . |
Вспомни |
хор
|
С Прокофьева « Вставайте , люди русские ! » . |
Что роднит его с арией Сусанина и с |
хором
|
« Славься ! » ? |
Древняя икона , поэтические строки , песни и |
хор
|
из рок - оперы рассказывают об одном и том же событии — входе Иисуса Христа в Иерусалим . |
Послушай |
хор
|
жителей Иерусалима из рок - оперы английского композитора Ллойда О Уэббера « Иисус Христос — суперзвезда » и попробуй продирижировать им , воображая , что у тебя в руке пальмовая ветвь . |
Как в доброй сказке , в этой опере счастливый финал , в котором |
хор
|
величает храброго Руслана и красавицу Людмилу , славит родную землю . |
Послушай |
хор
|
фурий – злых ведьм мрачного царства Аида . |
Несмотря на то что конец сказки печальный : Снегурочка тает под лучами солнца , — опера заканчивается торжественным |
хором
|
— гимном свету , разуму , добру . |
Звучание |
хора
|
сопровождает небольшой оркестр : струнные , арфы , челеста , две флейты . |
Что меняется в звучании оркестра и |
хора
|
с развитием стиха от куплета к куплету ? |
« Ода к радости » Бетховена и « Слава солнцу » Моцарта , |
хор
|
« Славься ! » из оперы « Иван Сусанин » и « Патриотическая песня » М Глинки , канты « Радуйся , Росско земле » и « Орле российский » — что объединяет эти мелодии ? |
Послушай , как звучит вступительная |
хоровая
|
сцена оперы « Иван Сусанин » . |
Берендеи празднуют день прихода Ярилы - Солнца , поют песни , водят |
хороводы
|
, веселятся . |
Звучание хора сопровождает небольшой оркестр : струнные , арфы , |
челеста
|
, две флейты . |
Но музыкальная речь каждого из них имеет свои особенности , как узнаваемый |
штрих
|
в почерке дорогого тебе человека . |