Логотип Rulex
При поддержке Института филологии и межкультурных коммуникаций
RU
EN
account_circle
Войти

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр

Музыка. 3 клас

Музыка. 3 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. - М. : Баласс, 2015. - 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Левый контекст Термин Правый контекст
Вот взялся он за один романс ( небольшое музыкальное произведение для голоса с аккомпанементом ) , сочинил для него текст со сказочным сюжетом .
Прислушайтесь к голосам хороших актёров в драматическом театре или в кино или даже к голосу хорошего оратора — вы услышите , как « музыкально » звучит их речь , как много в ней различных интонационных переходов , повышений и понижений , усилений и ослаблений , какие в ней выразительные паузы и акценты , как точно выделены главные , наиболее важные по смыслу слова .
И вот теперь мы слушаем оперную арию , в которой Глинка с помощью русской песенности и истории о подвиге простого русского человека учит нас думать и чувствовать по - русски .
Но важно вот что : не видя персонажей , а только слушая музыку мазурки и арии Сусанина ( без слов !
Потом сочинял музыку к балету
Послушайте : песню « Во поле берёза стояла » ; финал Симфонии № 4 П И Чайковского ; прелюдии № 7 и № 20 Ф Шопена ; « Купание в котлах » из балета « Конёк - Горбунок » Р Щедрина ; « Утро » из музыки Э Грига к драме « Пер Гюнт » Г Ибсена ; « Резвушка » , « Злюка » , « Плакса » Д Кабалевского .
И вот среди его фортепьянных произведений рядом с сонатами и балладами , этюдами и прелюдиями , с большими концертами , предназначенными для исполнения пианистом вместе с оркестром , мы находим 17 вальсов , 16 полонезов и 58 мазурок !
Любая шопеновская мазурка , любой полонез , любой вальс — это уже небольшие музыкальные поэмы , глубокие и разнообразные по выраженным в них человеческим чувствам .
Если Шопен — польский композитор , значит , мазурка , полонез , вальс - танцы польского народа .
Во - первых , вальс - австрийский танец .
Вторым танцем был вальс
В этой музыке композитор услышал ( внутренним слухом ) , что надо развивать песню « Во поле берёза стояла » как вариации — ещё одна музыкальная форма .
Значит , сможете , когда будут звучать вариации , услышать , сколько вариантов ( вариаций ) одной темы ( например , мелодии песни ) придумал композитор , меняется ли характер темы от этих изменений и что композитор хотел нам сказать таким развитием .
Значит , сможете , когда будут звучать вариации , услышать , сколько вариантов ( вариаций ) одной темы ( например , мелодии песни ) придумал композитор , меняется ли характер темы от этих изменений и что композитор хотел нам сказать таким развитием .
И музыка тоже остановится , забудется , и только четыре вариации на тему из нескольких нот как будто повиснут в вечернем воздухе .
В этой музыке композитор услышал ( внутренним слухом ) , что надо развивать песню « Во поле берёза стояла » как вариации — ещё одна музыкальная форма .
Партию Золотого петушка — так называют всю вокальную музыку в опере , принадлежащую одному персонажу , — исполняет высокий женский голос или очень высокий мужской .
С самых ранних детских лет вы отлично усвоили множество разных интонаций : вопросительную и утвердительную , требовательную и отрицающую , мечтательную и деловитую ... Вы хорошо научились одно и то же слово делать добрым и сердитым , робким и решительным , вы научились одними и теми же словами , меняя лишь интонацию - высоту звука и окраску его , « изображать » и огромного медведя , и малюсенькую птичку … Свои размышления вы передаёте в речи медленной и спокойной , свои тревоги , взволнованные чувства - в речи быстрой , возбуждённой .
Один из них , сын торговца , бойко играл на гитаре , особенно арагонскую хоту , которую Глинка и удержал в памяти .
Под гитару я , конечно , ловко танцую , но здесь , в оркестре , совсем всё другое .
Чего же не хватает в тексте и в вашем голосе
Смысла , привычного и особенного именно для русской речи движения в голосе по высоте и во времени !
Прислушайтесь к голосам хороших актёров в драматическом театре или в кино или даже к голосу хорошего оратора — вы услышите , как « музыкально » звучит их речь , как много в ней различных интонационных переходов , повышений и понижений , усилений и ослаблений , какие в ней выразительные паузы и акценты , как точно выделены главные , наиболее важные по смыслу слова .
Прислушайтесь к голосам хороших актёров в драматическом театре или в кино или даже к голосу хорошего оратора — вы услышите , как « музыкально » звучит их речь , как много в ней различных интонационных переходов , повышений и понижений , усилений и ослаблений , какие в ней выразительные паузы и акценты , как точно выделены главные , наиболее важные по смыслу слова .
Партию Золотого петушка — так называют всю вокальную музыку в опере , принадлежащую одному персонажу , — исполняет высокий женский голос или очень высокий мужской .
Вот взялся он за один романс ( небольшое музыкальное произведение для голоса с аккомпанементом ) , сочинил для него текст со сказочным сюжетом .
Определите то место , где мелодию подхватывает второй голос и подпевает ей по - своему и где начинает петь ту же мелодию , что и первый голос , только с некоторым опозданием .
Определите то место , где мелодию подхватывает второй голос и подпевает ей по - своему и где начинает петь ту же мелодию , что и первый голос , только с некоторым опозданием .
И в нотах , и во время слушания становится понятно : сначала второй голос пел как подголосок , как будто отросточек ответвлялся от основного стебля .
Потом первый и второй голос запели в каноне .
Это когда одна и та же мелодия звучит в разных голосах , но не одновременно , а с небольшим интервалом во времени .
И стебли его как множество голосов и подголосков .
Выберите также для картинки один из музыкальных знаков , обозначающих степень громкости и способ звукоизвлечения .
Про хорошего рассказчика говорят : « Он так рассказывает , будто сам там был и всё это видел ! » Исполнять надо выразительно : в определённом темпе , динамике , делая , где нужно , нарастание и затихание звука , замедление и увеличение темпа , дыша по фразам и обязательно в характере своего героя .
Определите , в каких строчках нужно изменить темп , динамику ( силу звучности ) , а значит , и характер исполнения .
Представим силу звучания , динамику : форте ( громко ) , пиано ( тихо ) , меццо форте ( не очень громко ) , меццо пиано ( не слишком тихо ) , три форте ( очень громко ) , пианиссимо ( очень тихо ) .
Попробуйте представить себя капельмейстером ( дирижёром ) бального оркестра .
Заметьте , музыкальную интонацию в отличие от речевой записывают точно и по высоте , и по длительности
Так возникло слово и музыкальный жанр увертюра — музыка , которой открывается оперный или балетный спектакль .
Пока закрыт занавес , прослушайте увертюру к опере Ж Бизе « Кармен » и выберите из предложенных драматических жанров то , что услышали и поняли по характеру главных тем увертюры , например : дальше будет комедия , трагедия , героический или бытовой сюжет .
Из четырёх фраз состоит строфа ( или куплет : запев с припевом ) , а из нескольких строф - песня .
Из скольких фраз состоит запев припев , куплет ?
Куплет получил название « запев » ( 1-я часть ) , а следующий за ним - « припев » ( 2-я часть ) .
Постепенно , шаг за шагом ( звук за звуком ) .
Постепенно , шаг за шагом ( звук за звуком ) .
Про хорошего рассказчика говорят : « Он так рассказывает , будто сам там был и всё это видел ! » Исполнять надо выразительно : в определённом темпе , динамике , делая , где нужно , нарастание и затихание звука , замедление и увеличение темпа , дыша по фразам и обязательно в характере своего героя .
Значит , для верного выражения чувства и мысли важно найти не только определённые музыкальные звуки и их сочетания , не только уметь развить интонацию ?
Разучиваем , поем , играем
Один из них , сын торговца , бойко играл на гитаре , особенно арагонскую хоту , которую Глинка и удержал в памяти .
Разучиваем , поём , играем
Изображение музыканта с инструментом или танцующая пара может , конечно , вызвать в памяти мелодию наигрыша или танца .
То один инструмент меня подхватывает , то другой !
Когда будете снова слушать сказку , следите за развитием этих интонаций , инструментовкой ( инструменты , которые исполняют разные темы ) и найдите место , где все они собираются вместе и маршируют .
Это когда одна и та же мелодия звучит в разных голосах , но не одновременно , а с небольшим интервалом во времени .
nan Интонация
Ведь Прокофьев хотел , чтобы мы услышали именно болтунью , поэтому и нашёл это выразительное средство - скороговорку и торопливую музыкальную интонацию
С понятием интонации вы все хорошо знакомы .
С самых ранних детских лет вы отлично усвоили множество разных интонаций : вопросительную и утвердительную , требовательную и отрицающую , мечтательную и деловитую ... Вы хорошо научились одно и то же слово делать добрым и сердитым , робким и решительным , вы научились одними и теми же словами , меняя лишь интонацию - высоту звука и окраску его , « изображать » и огромного медведя , и малюсенькую птичку … Свои размышления вы передаёте в речи медленной и спокойной , свои тревоги , взволнованные чувства - в речи быстрой , возбуждённой .
С самых ранних детских лет вы отлично усвоили множество разных интонаций : вопросительную и утвердительную , требовательную и отрицающую , мечтательную и деловитую ... Вы хорошо научились одно и то же слово делать добрым и сердитым , робким и решительным , вы научились одними и теми же словами , меняя лишь интонацию - высоту звука и окраску его , « изображать » и огромного медведя , и малюсенькую птичку … Свои размышления вы передаёте в речи медленной и спокойной , свои тревоги , взволнованные чувства - в речи быстрой , возбуждённой .
nan Интонация и есть то , что роднит нашу речь с пением и вообще со всей музыкой .
Заметьте , музыкальную интонацию в отличие от речевой записывают точно и по высоте , и по длительности .
Разучиваем , поём , следим за интонацией , за ударением в словах , сильными и слабыми долями в музыке .
В музыке — мелодический отрезок , объединённый интонацией и смыслом ( часто между вдохом и выдохом ) .
Проставьте фразировочные лиги , выделяя отрезки мелодии , объединённые смыслом и интонацией
nan Интонации , с которыми мы поем .
Зерно - интонация
Каждое такое « зерно » мы называем интонацией
А теперь напойте интонацию из фрагмента симфонии Бетховена .
И из неё , как из зародыша зерна или семени , вырастет именно маршевая , решительная мелодия , и главная интонация будет в ней повторяться , расти и изменяться .
Но всегда будет узнаваться зерно - интонация
Из этой интонации не может , конечно , вырасти мелодия « Болтуньи » !
Давайте сами придумывать интонации , вслушиваться и наблюдать , какие могут получиться из них мелодии .
За собой , себя слушать и свою интонацию
Обратите внимание на то , что во второй фразе Римский - Корсаков иной раз меняет интонацию
Найдите вторую фразу в каждом варианте , сравните их между собой : какая заканчивается нисходящей интонацией , какая восходящей ?
Прочитайте с выражением эти строки и последите за своей интонацией : какая заканчивается нисходящей интонацией , какая восходящей ?
Прочитайте с выражением эти строки и последите за своей интонацией : какая заканчивается нисходящей интонацией , какая восходящей ?
Почему интонация меняется ?
Попробуйте определить главные интонации каждой из них .
Раз сама интонация и вся мелодия в песне не меняются и развитие действия происходит благодаря исполнению , назовём такое развитие музыки исполнительским .
Здесь нам и помогает зерно - интонация
Когда будете снова слушать сказку , следите за развитием этих интонаций , инструментовкой ( инструменты , которые исполняют разные темы ) и найдите место , где все они собираются вместе и маршируют .
Теперь , зная об интонации и слушая её развитие , можно научиться понимать любую музыку .
Значит , для верного выражения чувства и мысли важно найти не только определённые музыкальные звуки и их сочетания , не только уметь развить интонацию
А теперь главное : суметь найти красивую интонацию вечернего вьюнка .
И вот среди его фортепьянных произведений рядом с сонатами и балладами , этюдами и прелюдиями , с большими концертами , предназначенными для исполнения пианистом вместе с оркестром , мы находим 17 вальсов , 16 полонезов и 58 мазурок !
Определите , в каких строчках нужно изменить темп , динамику ( силу звучности ) , а значит , и характер исполнения
Раз сама интонация и вся мелодия в песне не меняются и развитие действия происходит благодаря исполнению , назовём такое развитие музыки исполнительским .
Вспомните музыкальную сказку , в которой развитие имеется в самой музыке , независимо от её исполнения
Когда говорят : « Поёт выразительно ! » — это значит , что исполнитель соблюдает в точности все указания композитора в музыкальном тексте , понимает главную мысль и выражает это в пении мастерски .
Получается как в театре , только актёр один — исполнитель , который поёт-«рассказывает » за всех участников истории и обо всех .
А вот исполнителю нужно выражать свои чувства и переживания публично !
Партию Золотого петушка — так называют всю вокальную музыку в опере , принадлежащую одному персонажу , — исполняет высокий женский голос или очень высокий мужской .
Про хорошего рассказчика говорят : « Он так рассказывает , будто сам там был и всё это видел ! » Исполнять надо выразительно : в определённом темпе , динамике , делая , где нужно , нарастание и затихание звука , замедление и увеличение темпа , дыша по фразам и обязательно в характере своего героя .
Когда будете снова слушать сказку , следите за развитием этих интонаций , инструментовкой ( инструменты , которые исполняют разные темы ) и найдите место , где все они собираются вместе и маршируют .
Вспомните , как вы её исполняли в классе , чтобы понять , как расположены части .
В нём главную мелодию — рефрен — исполняют все , а эпизоды — солисты или группы .
Разучиваем и исполняем песню .
Потом первый и второй голос запели в каноне
В каноне не всякую мелодию можно спеть , а только специально для этого сочинённую .
Попробуйте представить себя капельмейстером ( дирижёром ) бального оркестра .
Бывает , что такие мелодии , сочинённые композиторами , пронизывают всё сочинение .
И песенность эта пронизывает , можно сказать , всю музыку , хотя и проявляет себя , конечно , по - разному у разных народов , в сочине­ниях разных композиторов
Так же , как и вы теперь , сказку « Конёк - Горбунок » читал композитор
А я знаю композитора , который сочинял танцы , где танцевальность и самые разные настроения и переживания человека были важнее самого танца , например мазурки или полонеза .
Это польский композитор Фридерик Шопен .
Если Шопен — польский композитор , значит , мазурка , полонез , вальс - танцы польского народа .
А вот интересно , что сочиняет композитор с самого начала : мелодию , аккомпанемент , придумывает ритм или видит всё в целом ?
Я думаю , что сначала у композитора бывает какое - то впечатление , особенное настроение ...
У композиторов , поэтов , художников много произведений , которые называются так же , как времена года , время дня , пора жизни , например : « Осень » , « Осенняя песня » , « Весна » , « Зимняя дорога » , « Портрет старика » , « Детская » , « Вечернее размышление » .
Эдвард Григ — замечательный норвежский композитор
Как сходны с высказыванием Грига его мысли о народной музыке : « Народ сочиняет музыку , мы , композиторы , только аранжируем её » .
То есть композитор должен всегда записывать народную песню или танец , потом их обрабатывать ?
Смысл этих слов в том , что композитор должен учиться у своего народа думать , чувствовать и творить .
В каждом произведении наши черты — песенность , танцевальность и маршевость — только помогают раскрыть главный смысл произведения , главную мысль композитора
Где композитор и поэт могут найти подтверждение этим мыслям , сочиняя стихи и мелодию ?
Великолепным победным маршем , утверждающим силу , красоту и благородство человека , звучит эта заключительная часть одного из самых лучших творений великого композитора
Это фрагмент из воспоминаний о своём детстве замечательного русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева .
В воспоминаниях тех , кто в детстве или юношестве встречался с композитором , он крайне деловит и даже сердит , когда у него отнимают время или детской вознёй отвлекают от работы .
Когда говорят : « Поёт выразительно ! » — это значит , что исполнитель соблюдает в точности все указания композитора в музыкальном тексте , понимает главную мысль и выражает это в пении мастерски .
« Царя Дадона надеюсь посрамить окончательно » , - говорил композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков , сочиняя оперу на сказку А С Пушкина « Золотой петушок » .
Что композитор для этого придумал ?
Да , владея всеми средствами выразительности , композитор много работает над формой всего произведения : над его целым и тем , из чего она состоит .
Александр Порфирьевич Бородин , русский композитор , был талантлив не только в музыке , но и в медицине , и в химии .
Вспомните , как называлось это произведение , и назовите имя композитора
В этой музыке композитор услышал ( внутренним слухом ) , что надо развивать песню « Во поле берёза стояла » как вариации — ещё одна музыкальная форма .
Значит , сможете , когда будут звучать вариации , услышать , сколько вариантов ( вариаций ) одной темы ( например , мелодии песни ) придумал композитор , меняется ли характер темы от этих изменений и что композитор хотел нам сказать таким развитием .
Значит , сможете , когда будут звучать вариации , услышать , сколько вариантов ( вариаций ) одной темы ( например , мелодии песни ) придумал композитор , меняется ли характер темы от этих изменений и что композитор хотел нам сказать таким развитием .
И композитор , и слушатель , хоть и в разной степени , но должны быть музыкально грамотными людьми .
И вот среди его фортепьянных произведений рядом с сонатами и балладами , этюдами и прелюдиями , с большими концертами , предназначенными для исполнения пианистом вместе с оркестром , мы находим 17 вальсов , 16 полонезов и 58 мазурок !
Можно плохо исполнить музыку , провалиться на концерте , музыкальном экзамене ... Это стыдно , конечно !
Из фраз складывается предложение ( куплет , строфа ) , из предложений — простая форма , из простых форм — сложная .
Из четырёх фраз состоит строфа ( или куплет : запев с припевом ) , а из нескольких строф - песня .
Из скольких фраз состоит запев припев , куплет
Спойте до конца русскую народную песню « Во поле берёза стояла » , посчитайте количество куплетов
Музыка повторяется в каждом куплете одна и та же .
Каждая из них — это куплет
Получается , что куплетов несколько , но часть - то одна .
Есть одна разница между этими песнями : после куплета в песне « Сурок » мы поём ещё одно построение ( часть ) , в котором при повторе не меняется ни музыка , ни текст .
nan Куплет получил название « запев » ( 1-я часть ) , а следующий за ним - « припев » ( 2-я часть ) .
А вот услышать каждую часть или куплет можно только вслед за предыдущей , только друг за другом !
Проставьте фразировочные лиги , выделяя отрезки мелодии , объединённые смыслом и интонацией .
А я знаю композитора , который сочинял танцы , где танцевальность и самые разные настроения и переживания человека были важнее самого танца , например мазурки или полонеза .
И вот среди его фортепьянных произведений рядом с сонатами и балладами , этюдами и прелюдиями , с большими концертами , предназначенными для исполнения пианистом вместе с оркестром , мы находим 17 вальсов , 16 полонезов и 58 мазурок
Любая шопеновская мазурка , любой полонез , любой вальс — это уже небольшие музыкальные поэмы , глубокие и разнообразные по выраженным в них человеческим чувствам .
Если Шопен — польский композитор , значит , мазурка , полонез , вальс - танцы польского народа .
Во - вторых , мазурка и полонез , конечно , танцы польские , там и родились .
В России полонез и мазурка были неотъемлемой частью бала .
nan Мазурка — это середина бала .
Дама в мазурке идёт плавно , грациозно , изящно , скользит и бегает по паркету .
Танцевал на балу разные танцы , мазурку и полонез .
Но важно вот что : не видя персонажей , а только слушая музыку мазурки и арии Сусанина ( без слов !
Песня , танец и марш перерастают в песенность , танцевальность и маршевость .
Помогли ли разобраться в этом песня , танец , марш - песенность , танцевальность , маршевость ?
Великолепным победным маршем , утверждающим силу , красоту и благородство человека , звучит эта заключительная часть одного из самых лучших творений великого композитора .
... И точно так же , как из песни вырастает песенность , из танца — танцевальность , из марша вырастает ещё одно качество музыки — маршевость .
Изображение музыканта с инструментом или танцующая пара может , конечно , вызвать в памяти мелодию наигрыша или танца .
Вокруг нас часто звучат такие мелодии , в которых мы не узнаём знакомых песен , но про которые хочется сказать , что из этих мелодий могли бы получиться отличные песни .
Вокруг нас часто звучат такие мелодии , в которых мы не узнаём знакомых песен , но про которые хочется сказать , что из этих мелодий могли бы получиться отличные песни .
Бывает , что такие мелодии , сочинённые композиторами , пронизывают всё сочинение .
Но это уже не песня и не просто мелодия , а нечто гораздо большее , хотя и вырастающее из песни .
Если эту песню спеть без слов или мелодию исполнить на флейте или скрипке , то получится песенная музыка , очень грустная и прекрасная .
И над всем царит море волшебно - прекрасных мелодий
Попробуйте повторить ( прохлопать ) ритмическую формулу , которая сопровождает мелодию полонеза на протяжении всего произведения .
И всё - таки если вы будете вспоминать этот полонез или любую другую музыку , то на ум придёт именно то , что можно напеть , — мелодия
А вот интересно , что сочиняет композитор с самого начала : мелодию , аккомпанемент , придумывает ритм или видит всё в целом ?
Слова эти , конечно , не надо понимать в их прямом смысле , тем более что сам Глинка редко пользовался в своих сочинениях мелодиями народных песен .
У Михаила Ивановича Глинки есть симфоническая музыка , построенная на мелодии испанского танца хота .
Попробуйте также удержать эту мелодию для себя .
Где композитор и поэт могут найти подтверждение этим мыслям , сочиняя стихи и мелодию
Слова « Это Вовка выдумал ... » , повторяющиеся в песне несколько раз , всегда поются на мелодию неторопливую , похожую на песню , словно Лида и в самом деле вовсе не болтунья .
Кажется , вот - вот перейдёт такая речь в мелодию ...
В настоящие маленькие мелодии то и дело превращаются выкрики уличных продавцов , старьёвщиков , мелких мастеров - ремесленников .
Проставьте фразировочные лиги , выделяя отрезки мелодии , объединённые смыслом и интонацией .
Музыкальная фраза , мелодия , целая пьеса обычно вырастают из одного , двух или нескольких « зёрен » .
В ней уже содержится зародыш будущей мелодии , а главное — характер .
И из неё , как из зародыша зерна или семени , вырастет именно маршевая , решительная мелодия , и главная интонация будет в ней повторяться , расти и изменяться .
Из этой интонации не может , конечно , вырасти мелодия « Болтуньи » !
Давайте сами придумывать интонации , вслушиваться и наблюдать , какие могут получиться из них мелодии
Влияет ли это на характер всей мелодии
Дальше мелодия песни не меняется .
Раз сама интонация и вся мелодия в песне не меняются и развитие действия происходит благодаря исполнению , назовём такое развитие музыки исполнительским .
... и не только сочинить мелодию и почувствовать , как долго она должна длиться , нужна ли другая мелодия ?
... и не только сочинить мелодию и почувствовать , как долго она должна длиться , нужна ли другая мелодия
Главная мелодия , которую поёт весь класс , чередуется со звучащей по одному разу только у мальчиков и только у девочек другой музыкой .
В нём главную мелодию — рефрен — исполняют все , а эпизоды — солисты или группы .
Значит , сможете , когда будут звучать вариации , услышать , сколько вариантов ( вариаций ) одной темы ( например , мелодии песни ) придумал композитор , меняется ли характер темы от этих изменений и что композитор хотел нам сказать таким развитием .
Найдите в нотах мелодию песни .
Определите то место , где мелодию подхватывает второй голос и подпевает ей по - своему и где начинает петь ту же мелодию , что и первый голос , только с некоторым опозданием .
Определите то место , где мелодию подхватывает второй голос и подпевает ей по - своему и где начинает петь ту же мелодию , что и первый голос , только с некоторым опозданием .
Это когда одна и та же мелодия звучит в разных голосах , но не одновременно , а с небольшим интервалом во времени .
В каноне не всякую мелодию можно спеть , а только специально для этого сочинённую .
Такие небольшие произведения называются миниатюрами
В своей первой опере « Иван Сусанин » он воспользовался лишь одним русским народным мотивом , но от первой до последней ноты опера дышит живой русской песенностью .
И в этакую минуту Римский - Корсаков заставил царя петь на мотив « Чижика » такие слова .
Ваши рассказы о встречах с музыкой на каникулах .
Эти рассказы - рисунки связаны с музыкой , но не всегда напрямую .
А что ещё на картинке может быть музыкой
Нарисуйте свои впечатления о лете и вспомните , где какая музыка звучала и почему .
И песенность эта пронизывает , можно сказать , всю музыку , хотя и проявляет себя , конечно , по - разному у разных народов , в сочине­ниях разных композиторов .
Тогда и о танцевальности можно сказать , что это такое свойство или характер музыки , которые вырастают из танца точно так же , как из песни вырастает песенность .
Вот и сделаем вывод : песенная музыка певучая , мелодичная , но не всегда предназначена для пения .
Маршевая музыка содержит в себе именно маршевую поступь , но под неё необязательно маршировать , и она не сочинена для этого .
Так возникло слово и музыкальный жанр увертюра — музыка , которой открывается оперный или балетный спектакль .
Потом сочинял музыку к балету .
Может быть , просто искал , как поточнее выразить в музыке сказочные события .
Если эту песню спеть без слов или мелодию исполнить на флейте или скрипке , то получится песенная музыка , очень грустная и прекрасная .
В них - то и заключена неотразимая привлекательность шопеновской музыки
Что происходит с вами , когда звучит эта музыка : меняется состояние души , настроение , шаг , взгляд ?
И всё - таки если вы будете вспоминать этот полонез или любую другую музыку , то на ум придёт именно то , что можно напеть , — мелодия .
Значит , что - то песенное будет в любой музыке
От чего у человека может остаться такое впечатление , что захочется его как - то красиво передать в музыке , или нарисовать , или написать словами ?
Лаборатория музыки
« Утро » Эдварда Грига — это фрагмент музыки к драме Генрика Ибсена « Пер Гюнт » .
Может быть , Григ и начал сочинять музыку « Утра » , прочитав эти слова , а может быть , и нет .
Вся его музыка пропитана духом норвежских народных песен , танцев .
Когда Григ родился , в расцвете славы в России ещё жил и творил Михаил Иванович Глинка , основоположник русской классической музыки
Как сходны с высказыванием Грига его мысли о народной музыке : « Народ сочиняет музыку , мы , композиторы , только аранжируем её » .
Глинка тем и велик , что сумел воплотить в своей музыке думы , чувства и творческий дух русского народа так , как до него это ещё никому не удавалось .
Но важно вот что : не видя персонажей , а только слушая музыку мазурки и арии Сусанина ( без слов !
) , всегда можно узнать , что звучит - музыка , которая сочинена для поляков или для русских .
У Михаила Ивановича Глинки есть симфоническая музыка , построенная на мелодии испанского танца хота .
Через несколько лет вы познакомитесь с музыкой Бетховена на слова Шиллера , которая обращается к миллионам людей .
В этой музыке слышен шаг , и он устремлён к радости , к мечте о дружбе и единстве всех людей в мире .
Если вы познакомитесь с другой музыкой Бетховена - из Симфонии № 5 , то услышите : счастье и победа — это не просто , они не даются без борьбы , без усилий , без героических поступков .
... И точно так же , как из песни вырастает песенность , из танца — танцевальность , из марша вырастает ещё одно качество музыки — маршевость .
И точно так же , как мы с вами иногда говорим : « Какая песенная музыка ! » , хотя в этой музыке не было ни одной песни , или восклицаем : « Какая танцевальная музыка ! » , несмотря на то что в музыке этой не прозвучало ни одного танца , встречаемся мы и с музыкой , в которой не было никаких маршей , но мы говорим : « Какая маршевая музыка ! »
И точно так же , как мы с вами иногда говорим : « Какая песенная музыка ! » , хотя в этой музыке не было ни одной песни , или восклицаем : « Какая танцевальная музыка ! » , несмотря на то что в музыке этой не прозвучало ни одного танца , встречаемся мы и с музыкой , в которой не было никаких маршей , но мы говорим : « Какая маршевая музыка ! »
И точно так же , как мы с вами иногда говорим : « Какая песенная музыка ! » , хотя в этой музыке не было ни одной песни , или восклицаем : « Какая танцевальная музыка ! » , несмотря на то что в музыке этой не прозвучало ни одного танца , встречаемся мы и с музыкой , в которой не было никаких маршей , но мы говорим : « Какая маршевая музыка ! »
И точно так же , как мы с вами иногда говорим : « Какая песенная музыка ! » , хотя в этой музыке не было ни одной песни , или восклицаем : « Какая танцевальная музыка ! » , несмотря на то что в музыке этой не прозвучало ни одного танца , встречаемся мы и с музыкой , в которой не было никаких маршей , но мы говорим : « Какая маршевая музыка ! »
И точно так же , как мы с вами иногда говорим : « Какая песенная музыка ! » , хотя в этой музыке не было ни одной песни , или восклицаем : « Какая танцевальная музыка ! » , несмотря на то что в музыке этой не прозвучало ни одного танца , встречаемся мы и с музыкой , в которой не было никаких маршей , но мы говорим : « Какая маршевая музыка ! »
Но главное о Прокофьеве можно узнать , конечно , из его музыки
А с музыкой Прокофьева они стали ещё смешнее и ещё остроумнее .
Так тонко воспроизвёл Прокофьев в своей музыке речь болтуньи - трещотки , что без смеха её просто немыслимо слушать .
Вот как речь вторглась в музыку и объединилась с песней .
Тут в музыку вторглась не просто человеческая речь , а необычная речь девочки - болтушки .
Интонация и есть то , что роднит нашу речь с пением и вообще со всей музыкой
Разучиваем , поём , следим за интонацией , за ударением в словах , сильными и слабыми долями в музыке
В музыке — мелодический отрезок , объединённый интонацией и смыслом ( часто между вдохом и выдохом ) .
Ну - ка , попробуем найти зёрнышко в музыке Грига « Утро » .
Помните , что речь и музыка сближаются друг с другом ?
Как это можно посрамить кого - нибудь музыкой
Можно плохо исполнить музыку , провалиться на концерте , музыкальном экзамене ... Это стыдно , конечно !
Развитие музыки
nan Музыка — искусство , которое раскрывается перед слушателем в движении .
Поэтому нет музыки без развития , даже когда она стремится изобразить полный покой .
Лаборатория музыки
nan Музыка повторяется в каждом куплете одна и та же .
Раз сама интонация и вся мелодия в песне не меняются и развитие действия происходит благодаря исполнению , назовём такое развитие музыки исполнительским .
Вспомните музыкальную сказку , в которой развитие имеется в самой музыке , независимо от её исполнения .
Вы теперь знаете , что музыка может это всё выразить и изобразить .
Теперь , зная об интонации и слушая её развитие , можно научиться понимать любую музыку
Послушайте : песню « Во поле берёза стояла » ; финал Симфонии № 4 П И Чайковского ; прелюдии № 7 и № 20 Ф Шопена ; « Купание в котлах » из балета « Конёк - Горбунок » Р Щедрина ; « Утро » из музыки Э Грига к драме « Пер Гюнт » Г Ибсена ; « Резвушка » , « Злюка » , « Плакса » Д Кабалевского .
Построение ( формы ) музыки
« Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств » - так однажды сказал Людвиг ван Бетховен , размышляя об удивительном явлении в жизни человека - музыкальном искусстве .
Мы тоже с вами размышляли о том , что музыка выражает мысли и чувства человека .
Но у Бетховена музыка ещё и связующее звено между чувством и мыслью .
Можно , конечно , ответить на вопрос : « Что вы чувствуете , когда слышите эту музыку ? » Но заменит ли ответ само переживание , которое возникает во время её звучания ?
Но чтобы оно возникло , нужно выслушать всю музыку целиком .
… и при этом музыка должна литься и звучать как одно целое ?
И хотя музыку и её содержание нельзя потрогать руками , вылепить , как сосуд , из глины или выстругать из дерева , форму её можно ощутить , понять .
Всё - таки как понять форму музыки
Если вы уже ответили на все вопросы и исполнили эти песни , то я хочу вам сказать , что песня - одна из самых простых форм музыки
Там всё время повторяются одинаковые по музыке , но различные по тексту части .
Есть одна разница между этими песнями : после куплета в песне « Сурок » мы поём ещё одно построение ( часть ) , в котором при повторе не меняется ни музыка , ни текст .
Получается , что музыка развивается , двигается во времени , пока не прозвучит от начала до конца .
Главная мелодия , которую поёт весь класс , чередуется со звучащей по одному разу только у мальчиков и только у девочек другой музыкой
Эта новая для вас форма музыки - рондо .
Александр Порфирьевич Бородин , русский композитор , был талантлив не только в музыке , но и в медицине , и в химии .
Получается , что из народных песен и танцев форма рондо попала в композиторскую музыку
Вот и она попала в композиторскую музыку
В этой музыке композитор услышал ( внутренним слухом ) , что надо развивать песню « Во поле берёза стояла » как вариации — ещё одна музыкальная форма .
А какая музыка будет звучать в твоём танце ?
И музыка тоже остановится , забудется , и только четыре вариации на тему из нескольких нот как будто повиснут в вечернем воздухе .
Лаборатория музыки
Определим , в каком темпе будет звучать музыка : медленном , умеренном , подвижном , очень быстром .
Вот и на уроке музыки вы владеете музыкальной речью не только когда поёте , но и когда знакомитесь с тем , из чего музыка состоит , как строится .
Вот и на уроке музыки вы владеете музыкальной речью не только когда поёте , но и когда знакомитесь с тем , из чего музыка состоит , как строится .
В этой музыке композитор услышал ( внутренним слухом ) , что надо развивать песню « Во поле берёза стояла » как вариации — ещё одна музыкальная форма
Для начала нужно научиться понимать , почему в одном музыкальном произведении требуется смена характера , а в другом - нет .
Вот взялся он за один романс ( небольшое музыкальное произведение для голоса с аккомпанементом ) , сочинил для него текст со сказочным сюжетом .
Изображение музыканта с инструментом или танцующая пара может , конечно , вызвать в памяти мелодию наигрыша или танца .
В середине зала танцевали , музыканты размещались у передней стены , по двум сторонам зала нетанцующие дамы и господа беседовали , знакомились .
Изображение музыканта с инструментом или танцующая пара может , конечно , вызвать в памяти мелодию наигрыша или танца .
И всё - таки если вы будете вспоминать этот полонез или любую другую музыку , то на ум придёт именно то , что можно напеть , — мелодия .
Для этого надо заметить то , что сразу ярко вспоминается , то , что легче напеть
Как сходны с высказыванием Грига его мысли о народной музыке : « Народ сочиняет музыку , мы , композиторы , только аранжируем её » .
Вся его музыка пропитана духом норвежских народных песен , танцев .
То есть композитор должен всегда записывать народную песню или танец , потом их обрабатывать ?
Слова эти , конечно , не надо понимать в их прямом смысле , тем более что сам Глинка редко пользовался в своих сочинениях мелодиями народных песен
Спойте до конца русскую народную песню « Во поле берёза стояла » , посчитайте количество куплетов .
Получается , что из народных песен и танцев форма рондо попала в композиторскую музыку .
Среди русских народных песен есть хороводные , тоже круговые песни , например « Во поле берёза стояла » .
В своей первой опере « Иван Сусанин » он воспользовался лишь одним русским народным мотивом , но от первой до последней ноты опера дышит живой русской песенностью .
Конечно , записал потом нотами , но сперва удержал .
Это легко отличить и на слух , и в нотах
Но вот зазвучало всего лишь несколько нот , и мы переживаем гибель героя , тоскуем о том , кого любим , стремимся к заветной цели .
Найдите в нотах мелодию песни .
И в нотах , и во время слушания становится понятно : сначала второй голос пел как подголосок , как будто отросточек ответвлялся от основного стебля .
Пускай это будет тоже всего несколько нот , как несколько нежных цветков на разных стебельках .
И музыка тоже остановится , забудется , и только четыре вариации на тему из нескольких нот как будто повиснут в вечернем воздухе .
Пока закрыт занавес , прослушайте увертюру к опере Ж Бизе « Кармен » и выберите из предложенных драматических жанров то , что услышали и поняли по характеру главных тем увертюры , например : дальше будет комедия , трагедия , героический или бытовой сюжет .
В своей первой опере « Иван Сусанин » он воспользовался лишь одним русским народным мотивом , но от первой до последней ноты опера дышит живой русской песенностью .
В своей первой опере « Иван Сусанин » он воспользовался лишь одним русским народным мотивом , но от первой до последней ноты опера дышит живой русской песенностью .
Помните , в День народного единства я танцевал в опере « Жизнь за царя » , которая на долгое время поменяла название и ставилась в театре как « Иван Сусанин » ?
« Царя Дадона надеюсь посрамить окончательно » , - говорил композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков , сочиняя оперу на сказку А С Пушкина « Золотой петушок » .
Но как можно в опере посрамить Дадона , если Пушкин уже всё сочинил про него в сказке ?
Расскажу вам только об одном небольшом эпизоде оперы
Гениальная опера Римского - Корсакова и « Чижик » - невероятное сопоставление , правда ?
Партию Золотого петушка — так называют всю вокальную музыку в опере , принадлежащую одному персонажу , — исполняет высокий женский голос или очень высокий мужской .
А вот как услышал сказку Александра Сергеевича Пушкина и оперу Николая Андреевича Римского - Корсакова художник Иван Яковлевич Билибин .
Так возникло слово и музыкальный жанр увертюра — музыка , которой открывается оперный или балетный спектакль .
И вот теперь мы слушаем оперную арию , в которой Глинка с помощью русской песенности и истории о подвиге простого русского человека учит нас думать и чувствовать по - русски .
И вот среди его фортепьянных произведений рядом с сонатами и балладами , этюдами и прелюдиями , с большими концертами , предназначенными для исполнения пианистом вместе с оркестром , мы находим 17 вальсов , 16 полонезов и 58 мазурок !
Попробуйте представить себя капельмейстером ( дирижёром ) бального оркестра
Чувствую себя замечательно в оркестре
Под гитару я , конечно , ловко танцую , но здесь , в оркестре , совсем всё другое .
nan Партию Золотого петушка — так называют всю вокальную музыку в опере , принадлежащую одному персонажу , — исполняет высокий женский голос или очень высокий мужской .
nan Партия эта небольшая , всего две фразы .
Прислушайтесь к голосам хороших актёров в драматическом театре или в кино или даже к голосу хорошего оратора — вы услышите , как « музыкально » звучит их речь , как много в ней различных интонационных переходов , повышений и понижений , усилений и ослаблений , какие в ней выразительные паузы и акценты , как точно выделены главные , наиболее важные по смыслу слова .
Вот и сделаем вывод : песенная музыка певучая , мелодичная , но не всегда предназначена для пения
А после этих слов сразу же , как вода из прорванной плотины , заливает нас такая музыкальная болтовня , что и не поймёшь сразу — не то пение , не то в самом деле болтовня .
Когда говорят : « Поёт выразительно ! » — это значит , что исполнитель соблюдает в точности все указания композитора в музыкальном тексте , понимает главную мысль и выражает это в пении мастерски .
Интонация и есть то , что роднит нашу речь с пением и вообще со всей музыкой .
От говора к пению незаметно переходит хороший народный сказитель .
nan Песня , танец и марш перерастают в песенность , танцевальность и маршевость .
Вокруг нас часто звучат такие мелодии , в которых мы не узнаём знакомых песен , но про которые хочется сказать , что из этих мелодий могли бы получиться отличные песни .
Вокруг нас часто звучат такие мелодии , в которых мы не узнаём знакомых песен , но про которые хочется сказать , что из этих мелодий могли бы получиться отличные песни
Мы зачастую не замечаем их границ , словно нет у них ни начала ни конца , и нам тогда хочется сказать , что всё сочинение поёт , как одна бесконечная льющаяся песня
Но это уже не песня и не просто мелодия , а нечто гораздо большее , хотя и вырастающее из песни .
Но это уже не песня и не просто мелодия , а нечто гораздо большее , хотя и вырастающее из песни
Тогда и о танцевальности можно сказать , что это такое свойство или характер музыки , которые вырастают из танца точно так же , как из песни вырастает песенность .
Помогли ли разобраться в этом песня , танец , марш - песенность , танцевальность , маршевость ?
Если эту песню спеть без слов или мелодию исполнить на флейте или скрипке , то получится песенная музыка , очень грустная и прекрасная .
У композиторов , поэтов , художников много произведений , которые называются так же , как времена года , время дня , пора жизни , например : « Осень » , « Осенняя песня » , « Весна » , « Зимняя дорога » , « Портрет старика » , « Детская » , « Вечернее размышление » .
Вот это смысл моей будущей песни
А кто этого не понимал , тот , может быть , услышит песню , запоёт её и задумается об этом !
Разучивайте песню о дружбе и пытайтесь это понять .
... И точно так же , как из песни вырастает песенность , из танца — танцевальность , из марша вырастает ещё одно качество музыки — маршевость .
И точно так же , как мы с вами иногда говорим : « Какая песенная музыка ! » , хотя в этой музыке не было ни одной песни , или восклицаем : « Какая танцевальная музыка ! » , несмотря на то что в музыке этой не прозвучало ни одного танца , встречаемся мы и с музыкой , в которой не было никаких маршей , но мы говорим : « Какая маршевая музыка ! »
Отличнейшая песня , очень остроумная , удивительно смешная !
Слова « Это Вовка выдумал ... » , повторяющиеся в песне несколько раз , всегда поются на мелодию неторопливую , похожую на песню , словно Лида и в самом деле вовсе не болтунья .
Слова « Это Вовка выдумал ... » , повторяющиеся в песне несколько раз , всегда поются на мелодию неторопливую , похожую на песню , словно Лида и в самом деле вовсе не болтунья .
Вот как речь вторглась в музыку и объединилась с песней
Из четырёх фраз состоит строфа ( или куплет : запев с припевом ) , а из нескольких строф - песня
Вспомните песню « Почему медведь зимой спит » .
Дальше мелодия песни не меняется .
Раз сама интонация и вся мелодия в песне не меняются и развитие действия происходит благодаря исполнению , назовём такое развитие музыки исполнительским .
Послушайте : песню « Во поле берёза стояла » ; финал Симфонии № 4 П И Чайковского ; прелюдии № 7 и № 20 Ф Шопена ; « Купание в котлах » из балета « Конёк - Горбунок » Р Щедрина ; « Утро » из музыки Э Грига к драме « Пер Гюнт » Г Ибсена ; « Резвушка » , « Злюка » , « Плакса » Д Кабалевского .
И ещё вспомним песни , в которых будем следить за исполнительским развитием .
Вспомните песни : « Разные ребята » Д Кабалевского ; « Котёнок и щенок » Т Попатенко ; « Школьные годы » Д Кабалевского ; « Солнечный круг » А Островского .
Попробуйте сами на слух и по нотам определить , сколько частей в этих двух песнях : одна , две , три или пять ?
А теперь подумайте , почему эти песни разные по форме .
Если вы уже ответили на все вопросы и исполнили эти песни , то я хочу вам сказать , что песня - одна из самых простых форм музыки .
Если вы уже ответили на все вопросы и исполнили эти песни , то я хочу вам сказать , что песня - одна из самых простых форм музыки .
Вспомните любую песню , например « Сурка » Л Бетховена или « Здравствуй , Родина моя ! » Ю Чичкова .
Есть одна разница между этими песнями : после куплета в песне « Сурок » мы поём ещё одно построение ( часть ) , в котором при повторе не меняется ни музыка , ни текст .
Есть одна разница между этими песнями : после куплета в песне « Сурок » мы поём ещё одно построение ( часть ) , в котором при повторе не меняется ни музыка , ни текст .
Вот так на цветной схеме наглядно видно , что песни написаны в простой одночастной и двухчастной форме .
Оказывается , вот так , в квадратиках , песню можно увидеть сразу всю целиком !
Давайте « посмотрим » на песню « Мы третьеклассники » и в один момент определим , сколько в ней частей .
Наверное , это самое важное в песне , потому что ребята трижды возвращаются к этой мысли и трижды повторяется эта часть .
Среди русских народных песен есть хороводные , тоже круговые песни , например « Во поле берёза стояла » .
В этой музыке композитор услышал ( внутренним слухом ) , что надо развивать песню « Во поле берёза стояла » как вариации — ещё одна музыкальная форма .
Значит , сможете , когда будут звучать вариации , услышать , сколько вариантов ( вариаций ) одной темы ( например , мелодии песни ) придумал композитор , меняется ли характер темы от этих изменений и что композитор хотел нам сказать таким развитием .
Разучиваем и исполняем песню
Найдите в нотах мелодию песни
nan Песня « Со вьюном я хожу » старинная , в русских деревнях и сёлах про неё вспоминают по - разному : где - то её пели весной , где - то под Новый год , а где - то просто для развлечения и знакомства .
Вьюнок растёт во многих местах на земле , и везде про него складывают песни и стихи .
Можно , конечно , не задумываться о форме и просто петь песни
Разучиваем , поем , играем .
Потом вспоминал , как вечерами соседи , знакомые собирались у него и пели , плясали .
Ведь главное — о чём петь
Интонации , с которыми мы поем
Песенка эта , правда , такая коротенькая и такая глупенькая , что дошкольники и те считают ниже своего достоинства петь её всерьёз .
И в этакую минуту Римский - Корсаков заставил царя петь на мотив « Чижика » такие слова .
Есть одна разница между этими песнями : после куплета в песне « Сурок » мы поём ещё одно построение ( часть ) , в котором при повторе не меняется ни музыка , ни текст .
Такой народный круговой танец плясали и пели издавна .
Определите то место , где мелодию подхватывает второй голос и подпевает ей по - своему и где начинает петь ту же мелодию , что и первый голос , только с некоторым опозданием .
И в нотах , и во время слушания становится понятно : сначала второй голос пел как подголосок , как будто отросточек ответвлялся от основного стебля .
Песня « Со вьюном я хожу » старинная , в русских деревнях и сёлах про неё вспоминают по - разному : где - то её пели весной , где - то под Новый год , а где - то просто для развлечения и знакомства .
Можно , конечно , не задумываться о форме и просто петь песни .
И в нотах , и во время слушания становится понятно : сначала второй голос пел как подголосок , как будто отросточек ответвлялся от основного стебля .
И стебли его как множество голосов и подголосков
А я знаю композитора , который сочинял танцы , где танцевальность и самые разные настроения и переживания человека были важнее самого танца , например мазурки или полонеза
И вот среди его фортепьянных произведений рядом с сонатами и балладами , этюдами и прелюдиями , с большими концертами , предназначенными для исполнения пианистом вместе с оркестром , мы находим 17 вальсов , 16 полонезов и 58 мазурок !
Любая шопеновская мазурка , любой полонез , любой вальс — это уже небольшие музыкальные поэмы , глубокие и разнообразные по выраженным в них человеческим чувствам .
Слушаем « Полонез » Шопена .
Попробуйте повторить ( прохлопать ) ритмическую формулу , которая сопровождает мелодию полонеза на протяжении всего произведения .
Если Шопен — польский композитор , значит , мазурка , полонез , вальс - танцы польского народа .
Во - вторых , мазурка и полонез , конечно , танцы польские , там и родились .
В России полонез и мазурка были неотъемлемой частью бала .
nan Полонезом открывался бал .
А теперь , господа , ещё раз полонез
Постарайтесь услышать шаг в полонезе и не сбейтесь с такта до самого конца .
nan Полонезом дирижируют на три .
И всё - таки если вы будете вспоминать этот полонез или любую другую музыку , то на ум придёт именно то , что можно напеть , — мелодия .
Танцевал на балу разные танцы , мазурку и полонез
nan Построение ( формы ) музыки .
Есть одна разница между этими песнями : после куплета в песне « Сурок » мы поём ещё одно построение ( часть ) , в котором при повторе не меняется ни музыка , ни текст .
Любая шопеновская мазурка , любой полонез , любой вальс — это уже небольшие музыкальные поэмы , глубокие и разнообразные по выраженным в них человеческим чувствам .
Послушайте : песню « Во поле берёза стояла » ; финал Симфонии № 4 П И Чайковского ; прелюдии № 7 и № 20 Ф Шопена ; « Купание в котлах » из балета « Конёк - Горбунок » Р Щедрина ; « Утро » из музыки Э Грига к драме « Пер Гюнт » Г Ибсена ; « Резвушка » , « Злюка » , « Плакса » Д Кабалевского .
Из четырёх фраз состоит строфа ( или куплет : запев с припевом ) , а из нескольких строф - песня .
Из скольких фраз состоит запев припев , куплет ?
Куплет получил название « запев » ( 1-я часть ) , а следующий за ним - « припев » ( 2-я часть ) .
Он в этой пьесе встречает утро такими словами , вырезая дудочку .
Музыкальная фраза , мелодия , целая пьеса обычно вырастают из одного , двух или нескольких « зёрен » .
Помните пьесу « Весёлая .
Выберем регистр звучания : низкий , средний , высокий .
В нём главную мелодию — рефрен — исполняют все , а эпизоды — солисты или группы .
Танцевальная создана из танцевальных ритмов и несёт в себе танцевальную энергию , но под неё не нужно танцевать .
А вот интересно , что сочиняет композитор с самого начала : мелодию , аккомпанемент , придумывает ритм или видит всё в целом ?
Вот взялся он за один романс ( небольшое музыкальное произведение для голоса с аккомпанементом ) , сочинил для него текст со сказочным сюжетом .
Неизвестно , как протекало сочинение самого романса , как рождалась его форма .
Ведь именно в этой форме и был сочинён романс Бородина « Спящая княжна » .
Эта новая для вас форма музыки - рондо
Прочитайте стихи и найдите возвращение к главной и появление новых мыслей - эпизодов , помогающих понять всё целое , то есть попробуйте обнаружить в сказке черты рондо
Получается , что из народных песен и танцев форма рондо попала в композиторскую музыку .
Возьмём , для примера , любую вещь : вазу , платье , шкаф , дом , мяч , наконец - рояль ...
У Михаила Ивановича Глинки есть симфоническая музыка , построенная на мелодии испанского танца хота .
Даже хочется самому не танцевать , а послушать и понять : как же Глинка сумел в обычном для Испании танце услышать будущее полнозвучное , большое симфоническое произведение ?
« Люди — братья меж собой ! » — вот что нам завещал Бетховен в своей последней Симфонии № 9 .
Если вы познакомитесь с другой музыкой Бетховена - из Симфонии № 5 , то услышите : счастье и победа — это не просто , они не даются без борьбы , без усилий , без героических поступков .
Картины напряжённейшей борьбы человека за своё счастье рисуются в нашем воображении , когда мы слушаем первые три части этой симфонии
А теперь напойте интонацию из фрагмента симфонии Бетховена .
Послушайте : песню « Во поле берёза стояла » ; финал Симфонии № 4 П И Чайковского ; прелюдии № 7 и № 20 Ф Шопена ; « Купание в котлах » из балета « Конёк - Горбунок » Р Щедрина ; « Утро » из музыки Э Грига к драме « Пер Гюнт » Г Ибсена ; « Резвушка » , « Злюка » , « Плакса » Д Кабалевского .
От говора к пению незаметно переходит хороший народный сказитель
Если эту песню спеть без слов или мелодию исполнить на флейте или скрипке , то получится песенная музыка , очень грустная и прекрасная .
Разучиваем , поём , следим за интонацией , за ударением в словах , сильными и слабыми долями в музыке .
Это легко отличить и на слух , и в нотах .
Попробуйте определить их на слух и выберите характеристики для каждой : спокойная , безмятежная , тревожная , волнующая , победная , торжественная .
Попробуйте сами на слух и по нотам определить , сколько частей в этих двух песнях : одна , две , три или пять ?
Но позднее она стала готовить слушателей к тому , что будет происходить на сцене , — коротко , сжато обо всём главном .
Музыка — искусство , которое раскрывается перед слушателем в движении .
И рассказывать историю надо так , чтобы увлечь слушателей , чтобы интересно было !
Попробуйте исполнить их так , чтобы слушателям стало понятно , сколько частей в каждой из них .
И композитор , и слушатель , хоть и в разной степени , но должны быть музыкально грамотными людьми .
В нём главную мелодию — рефрен — исполняют все , а эпизоды — солисты или группы .
Между прочим , было очень постыдным на балу потерять такт , говорят ещё « сбиться с ноги » .
Постарайтесь услышать шаг в полонезе и не сбейтесь с такта до самого конца .
Песня , танец и марш перерастают в песенность , танцевальность и маршевость .
Изображение музыканта с инструментом или танцующая пара может , конечно , вызвать в памяти мелодию наигрыша или танца
Тогда и о танцевальности можно сказать , что это такое свойство или характер музыки , которые вырастают из танца точно так же , как из песни вырастает песенность .
Помогли ли разобраться в этом песня , танец , марш - песенность , танцевальность , маршевость ?
А я знаю композитора , который сочинял танцы , где танцевальность и самые разные настроения и переживания человека были важнее самого танца , например мазурки или полонеза .
А я знаю композитора , который сочинял танцы , где танцевальность и самые разные настроения и переживания человека были важнее самого танца , например мазурки или полонеза .
Во - первых , вальс - австрийский танец
Во - вторых , мазурка и полонез , конечно , танцы польские , там и родились .
Вторым танцем был вальс .
Партнёр в этом танце делает прыжки и в воздухе должен ударить нога об ногу три раза .
nan Танцам учили детей с 5–6 лет .
Вся его музыка пропитана духом норвежских народных песен , танцев
То есть композитор должен всегда записывать народную песню или танец , потом их обрабатывать ?
Танцевал на балу разные танцы , мазурку и полонез .
Ведь бал давали поляки , засевшие в Московском Кремле в XVII веке и желавшие властвовать на Руси , вот Глинка и придумал для бала польские танцы
У Михаила Ивановича Глинки есть симфоническая музыка , построенная на мелодии испанского танца хота .
Даже хочется самому не танцевать , а послушать и понять : как же Глинка сумел в обычном для Испании танце услышать будущее полнозвучное , большое симфоническое произведение ?
... И точно так же , как из песни вырастает песенность , из танца — танцевальность , из марша вырастает ещё одно качество музыки — маршевость .
И точно так же , как мы с вами иногда говорим : « Какая песенная музыка ! » , хотя в этой музыке не было ни одной песни , или восклицаем : « Какая танцевальная музыка ! » , несмотря на то что в музыке этой не прозвучало ни одного танца , встречаемся мы и с музыкой , в которой не было никаких маршей , но мы говорим : « Какая маршевая музыка ! »
Такой народный круговой танец плясали и пели издавна .
Получается , что из народных песен и танцев форма рондо попала в композиторскую музыку .
И танец будет очень короткий — осторожно и легко потянуться рукой к растению , замереть , стать недвижно и забыть все на свете , глядя на прелестные цветы .
А какая музыка будет звучать в твоём танце
Что же даёт нам знание о маршевой , песенной и танцевальной музыке
И точно так же , как мы с вами иногда говорим : « Какая песенная музыка ! » , хотя в этой музыке не было ни одной песни , или восклицаем : « Какая танцевальная музыка ! » , несмотря на то что в музыке этой не прозвучало ни одного танца , встречаемся мы и с музыкой , в которой не было никаких маршей , но мы говорим : « Какая маршевая музыка ! »
Изображение музыканта с инструментом или танцующая пара может , конечно , вызвать в памяти мелодию наигрыша или танца .
Танцевальная создана из танцевальных ритмов и несёт в себе танцевальную энергию , но под неё не нужно танцевать
Но их любили и танцевали по всей Европе : и в Австрии , и в Германии , и во Франции .
В середине зала танцевали , музыканты размещались у передней стены , по двум сторонам зала нетанцующие дамы и господа беседовали , знакомились .
Помните , в День народного единства я танцевал в опере « Жизнь за царя » , которая на долгое время поменяла название и ставилась в театре как « Иван Сусанин » ?
nan Танцевал на балу разные танцы , мазурку и полонез .
Под гитару я , конечно , ловко танцую , но здесь , в оркестре , совсем всё другое .
Даже хочется самому не танцевать , а послушать и понять : как же Глинка сумел в обычном для Испании танце услышать будущее полнозвучное , большое симфоническое произведение ?
Он как бы перевивал танцующих
Пока закрыт занавес , прослушайте увертюру к опере Ж Бизе « Кармен » и выберите из предложенных драматических жанров то , что услышали и поняли по характеру главных тем увертюры , например : дальше будет комедия , трагедия , героический или бытовой сюжет .
Может быть , он и не задумывался над тем , танцевальную или песенную тему ему нужно сочинить для того или иного эпизода .
Послушайте и рассмотрите темы других персонажей : Звездочёта , воеводы Полкана .
У каждого персонажа — своя тема , которая вырастает из особенного интонационного « зерна » .
Когда будете снова слушать сказку , следите за развитием этих интонаций , инструментовкой ( инструменты , которые исполняют разные темы ) и найдите место , где все они собираются вместе и маршируют .
Значит , сможете , когда будут звучать вариации , услышать , сколько вариантов ( вариаций ) одной темы ( например , мелодии песни ) придумал композитор , меняется ли характер темы от этих изменений и что композитор хотел нам сказать таким развитием .
Значит , сможете , когда будут звучать вариации , услышать , сколько вариантов ( вариаций ) одной темы ( например , мелодии песни ) придумал композитор , меняется ли характер темы от этих изменений и что композитор хотел нам сказать таким развитием .
И музыка тоже остановится , забудется , и только четыре вариации на тему из нескольких нот как будто повиснут в вечернем воздухе .
Послушайте и сравните два произведения , в которых есть тема с вариациями
Про хорошего рассказчика говорят : « Он так рассказывает , будто сам там был и всё это видел ! » Исполнять надо выразительно : в определённом темпе , динамике , делая , где нужно , нарастание и затихание звука , замедление и увеличение темпа , дыша по фразам и обязательно в характере своего героя .
Про хорошего рассказчика говорят : « Он так рассказывает , будто сам там был и всё это видел ! » Исполнять надо выразительно : в определённом темпе , динамике , делая , где нужно , нарастание и затихание звука , замедление и увеличение темпа , дыша по фразам и обязательно в характере своего героя .
Определите , в каких строчках нужно изменить темп , динамику ( силу звучности ) , а значит , и характер исполнения .
Определим , в каком темпе будет звучать музыка : медленном , умеренном , подвижном , очень быстром .
Так тонко воспроизвёл Прокофьев в своей музыке речь болтуньи - трещотки , что без смеха её просто немыслимо слушать .
Про хорошего рассказчика говорят : « Он так рассказывает , будто сам там был и всё это видел ! » Исполнять надо выразительно : в определённом темпе , динамике , делая , где нужно , нарастание и затихание звука , замедление и увеличение темпа , дыша по фразам и обязательно в характере своего героя .
Так возникло слово и музыкальный жанр увертюра — музыка , которой открывается оперный или балетный спектакль .
nan Увертюра ещё лет 250 назад не очень - то была связана по содержанию и музыкальному материалу с дальнейшим действием .
Пока закрыт занавес , прослушайте увертюру к опере Ж Бизе « Кармен » и выберите из предложенных драматических жанров то , что услышали и поняли по характеру главных тем увертюры , например : дальше будет комедия , трагедия , героический или бытовой сюжет .
Пока закрыт занавес , прослушайте увертюру к опере Ж Бизе « Кармен » и выберите из предложенных драматических жанров то , что услышали и поняли по характеру главных тем увертюры , например : дальше будет комедия , трагедия , героический или бытовой сюжет .
И вот наступает финал
Послушайте : песню « Во поле берёза стояла » ; финал Симфонии № 4 П И Чайковского ; прелюдии № 7 и № 20 Ф Шопена ; « Купание в котлах » из балета « Конёк - Горбунок » Р Щедрина ; « Утро » из музыки Э Грига к драме « Пер Гюнт » Г Ибсена ; « Резвушка » , « Злюка » , « Плакса » Д Кабалевского .
Всё , что сочинил Шопен , за немногими исключениями , было написано им для фортепьяно
Чтобы текст стал осмысленным на бумаге , надо увидеть в нём слова , их сложить в смысловые фразы и в предложения , расставить знаки пунктуации .
А вот сказано с восхищением про человека с красивой речью : « Говорит , как пишет ! » Это значит , что в звучащей речи выражены и соблюдаются все смысловые знаки и дыхание говорящего им соответствует , не нарушает фразы
В каждой фразе вы стараетесь выделить слова самые важные , а слова второстепенные , вспомогательные делаете едва заметными .
Слово фраза ( в переводе с греческого языка — « выражение » ) в речи означает отрезок речи между двумя паузами .
Из фраз складывается предложение ( куплет , строфа ) , из предложений — простая форма , из простых форм — сложная .
Из четырёх фраз состоит строфа ( или куплет : запев с припевом ) , а из нескольких строф - песня .
Из скольких фраз состоит запев припев , куплет ?
Музыкальная фраза , мелодия , целая пьеса обычно вырастают из одного , двух или нескольких « зёрен » .
Партия эта небольшая , всего две фразы
Обратите внимание на то , что во второй фразе Римский - Корсаков иной раз меняет интонацию .
Найдите вторую фразу в каждом варианте , сравните их между собой : какая заканчивается нисходящей интонацией , какая восходящей ?
Про хорошего рассказчика говорят : « Он так рассказывает , будто сам там был и всё это видел ! » Исполнять надо выразительно : в определённом темпе , динамике , делая , где нужно , нарастание и затихание звука , замедление и увеличение темпа , дыша по фразам и обязательно в характере своего героя .
Но всегда с движением в хороводе или парами .
У Михаила Ивановича Глинки есть симфоническая музыка , построенная на мелодии испанского танца хота
Один из них , сын торговца , бойко играл на гитаре , особенно арагонскую хоту , которую Глинка и удержал в памяти .
Арагонская хота
Может быть , он и не задумывался над тем , танцевальную или песенную тему ему нужно сочинить для того или иного эпизода
Расскажу вам только об одном небольшом эпизоде оперы .
В нём главную мелодию — рефрен — исполняют все , а эпизоды — солисты или группы .
Прочитайте стихи и найдите возвращение к главной и появление новых мыслей - эпизодов , помогающих понять всё целое , то есть попробуйте обнаружить в сказке черты рондо .
И вот среди его фортепьянных произведений рядом с сонатами и балладами , этюдами и прелюдиями , с большими концертами , предназначенными для исполнения пианистом вместе с оркестром , мы находим 17 вальсов , 16 полонезов и 58 мазурок !

Введите данные для входа

Введите актуальный логин и пароль для входа или зарегистрируйтесь кликнув по ссылке регистрация

Регистрация Забыли пароль?
Логотип Rulex
При поддержке Института филологии и межкультурных коммуникаций

Наши разработки

Анализатор RuLex Списки терминов Тренажёр функциональной грамотности Тест на вербальный интеллект Психодиагностические методики

О нас

Команда проекта Лаборатория «Текстовая аналитика» Исследования Сайт ИФМК Сайт КФУ Лаборатория «Текстовая аналитика» rulingva@kpfu.ru
*В настоящий момент инструменты платформы реализованы для уровня начальной школы. Последующие уровни находятся в стадии разработки.