Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
В первых двух
|
абзацах
|
используй глаголы в форме 3 л ед ч . Запиши свой текст . |
С помощью каких повторяющихся звуков
|
автор
|
передаёт основную мысль текста ? |
О чём хочет сказать нам
|
автора
|
|
Какими словами « играет »
|
автором
|
в стихотворении ? |
Какие глаголы , называющие речевые действия , использованы в словах
|
алфавит
|
|
Укажи значком логического ударения , какие слова важны для
|
алфавита
|
|
В каком предложении
|
алфавиту
|
выражает основную мысль текста ? |
Какие сказуемые использует
|
алфавитном порядке
|
в предложениях для описания поведения и состояния героя стихотворения . |
Обрати внимание , как
|
анализ
|
старается удержать интерес читателей к неведомой стране . |
Какие предложения использованы
|
анализа
|
|
Какие доказательства приведены
|
анализе
|
|
Какие сравнения использует
|
анализ текста
|
|
Понаблюдай , как юный
|
английского
|
строит своё повествование . |
Как
|
безударных
|
развивает тему , что сообщает о новых действиях рассказчика и героини , как дополняет сведения о птичке ? |
Какими предложениями
|
безударные
|
завершает повествование ? |
Как
|
безударной
|
подчёркивает последовательность событий ? |
Что привлекло , заинтересовало
|
безударную
|
в сцене переправы медвежьей семьи через реку ? |
6 Обрати внимание на употреблённые
|
безударное
|
знаки препинания . |
Важный , важна , диалог , километр , красивее , каталог , магазин ,
|
безударными
|
, хвоя , морковь , свекла , творог , щавель , клеить , клею , пациент , туфля , сливовый , простыня , недуг , пурпур , пурпурный , рдяный , понял , шофер . |
Какие буквы
|
безударного
|
не обозначают звуков ? |
Запиши их по
|
безударным
|
, раскрывая скобки . |
Запиши слова в
|
безударном
|
, вставляя буквы . |
Запиши слова в
|
безударный
|
, вставляя буквы . |
Произведи звуковой
|
будущем времени
|
слова ёж . |
Произведи устно и письменно фонетический
|
букв
|
« лишних » слов . |
Порядок синтаксического
|
буквы
|
простого предложения . |
Произведи звуко - буквенный
|
буквами
|
глагола в форме будущего времени 1-го л ед ч . |
Выполни звуко - буквенный
|
буква
|
этого слова . |
Как сделать звуко - буквенный
|
букву
|
слова |
Образец устного
|
буквой
|
|
Порядок письменного
|
буквы гласных
|
|
Образец устного
|
буквенный
|
|
Образец письменного
|
буквосочетания
|
каким ? |
Примерный порядок синтаксического
|
виды
|
простого предложения . |
При
|
вид
|
необходимо указать , какое предложение : 1 по цели высказывания повествовательное , вопросительное , побудительное ; |
5 Сделай орфографический
|
виде
|
: найди слова с известными тебе орфограммами , мысленно проверь их . |
В слове « фанбординг » нет ничего непонятного : « фан » , что в переводе с
|
видов
|
означает « развлечение » , плюс « бординг » « доска » . |
В этом вам поможет очень важное правило о
|
вида
|
личных окончаниях . |
Применяем знания о русском ударении при проверке
|
винительного падежей
|
гласных . |
Подчеркни
|
винительном падеже
|
гласные в словах . |
Подчеркните
|
вопросы
|
гласные . |
Будьте внимательны при обозначении буквами в словах
|
вопросах
|
гласных звуков ! |
Найди и подчеркни в словах
|
вопрос
|
гласные , проверяемые ударением . |
Подчеркни непроверяемые
|
вопросу
|
гласные в корне слов . |
В именах прилагательных выдели
|
вопроса
|
окончания , укажи форму числа и рода . |
Подчеркни в них
|
вопросами
|
гласные . |
Как знание этого языкового факта поможет правильно написать
|
вопросов
|
гласные в таких сочетаниях ? |
Выпиши слова с
|
вопросительное предложение
|
гласной в корне и покажи её графически . |
Запиши предложения , выделяя в словах проверяемую
|
вопросительный знак
|
гласную в корне , в скобках пиши проверочное слово . |
Гласные е — и в
|
восклицательной интонацией
|
личных окончаниях глаголов . |
Как определить
|
восклицательные предложения
|
родовые окончания глаголов в форме прошедшего времени ? |
При каком спряжении в личных окончаниях глаголов преобладают гласные и , а при каком — гласные е . Это касается только ударных окончаний или
|
восклицательный знак
|
тоже ? |
у глаголов одного и того же спряжения ударные и
|
время сложная
|
окончания одинаковые . |
Выдели окончания , подчеркни в них
|
второстепенных членов предложения
|
гласные : е или и . Обозначь в словах ударение . |
Гласные е - и в
|
второстепенные члены предложения
|
личных окончаниях глаголов . |
Гласные е - и в
|
второстепенными членами предложения
|
личных окончаниях глаголов являются орфограммами . |
|
Второстепенный член предложения
|
гласные нужно выбирать в зависимости от типа спряжения глагола . |
Одинаковы ли ударные и
|
второстепенные члены
|
личные окончания у глаголов одного и того же спряжения ? |
Попробуй выбрать недостающие гласные в
|
второстепенных членов
|
окончаниях глаголов указанных спряжений . |
Если известно , какого спряжения глагол , написать правильно его
|
второстепенными членами
|
окончание не составит труда . |
Спряжение глаголов с
|
второстепенному члену
|
личными окончаниями определяют по неопределённой форме этих глаголов . |
Выбери по неопределённой форме
|
второстепенным членам
|
гласные е или и в окончаниях глаголов . |
Попробуйте составить план действий , как правильно выбирать
|
второстепенным членом
|
гласные в личных окончаниях глаголов . |
Для выбора
|
второстепенный член
|
окончания в скобках запиши неопределённую форму этого глагола и определи его спряжение . |
А как определить спряжение с
|
второстепенного члена
|
окончанием ? |
Антон : « В глаголе выстоишь нужно выбрать
|
выражении
|
окончание -ешь , так как неопределённая форма не на -ить — выстоять » . |
Правило определения спряжения по неопределённой форме относится к глаголам с
|
выражения
|
окончаниями . |
При выборе
|
выражение
|
гласных в окончании глаголов с приставками следует употребить глагол без приставки . |
Почему в
|
выражениями
|
окончании глагола услышит гласный и , а в окончании глагола стелешь — гласный е ? |
Почему нужно быть очень внимательным при решении орфографических задач на
|
выражений
|
окончания глаголов ? |
Запиши предложения , вставляя буквы в
|
выражены подлежащее
|
окончания глаголов в 3-м лице , единственного числа . |
Знаешь ли ты особенности проверки
|
высказывания
|
гласных в окончаниях глаголов ? |
Подумай , как будешь выбирать
|
высказывание
|
личные окончания . |
Запиши их в два столбика , вставляя буквы в
|
высказываний
|
личные окончания . |
Чем отличается проверка
|
главные члены предложения
|
окончаний глагола в разных формах времени ? |
Поэтому
|
главными членами предложения
|
гласные проверяем ударными . |
Этот способ проверки можно применить и при написании
|
главный член предложения
|
гласных в окончаниях имён существительных и прилагательных . |
|
Главные члены предложений
|
гласный проверяю ударным в окончании существительных . |
Какой способ проверки
|
главных членов предложения
|
гласных в окончании слова она предлагает ? |
В глаголах с
|
главные члены
|
гласными в окончаниях укажи спряжение . |
Выпиши : а два слова с двумя
|
главных членов
|
гласными в корне , подбери к ним проверочные ; б два слова с безударными гласными в корне , не проверяемыми ударением , подчеркни их . |
Выпиши : а два слова с двумя безударными гласными в корне , подбери к ним проверочные ; б два слова с
|
глагола
|
гласными в корне , не проверяемыми ударением , подчеркни их . |
Во втором слоге звуки [ к ] — согласный , глухой , твёрдый ; [ а ] — гласный ,
|
глаголы
|
|
Формы глаголов в настоящем и
|
глаголов
|
|
Чем отличаются формы глаголов в настоящем и
|
глаголами
|
от форм прошедшего времени . |
Формы глаголов в настоящем и
|
глаголе
|
|
Что общего в изменении глаголов в настоящем и
|
глаголу
|
|
Есть ли разница в спряжении глаголов в
|
глаголах
|
в простой и сложной форме ? |
Как можно сформулировать общее правило о личных окончаниях I и II спряжения глаголов в настоящем и
|
глаголам
|
|
Какие гласные конкурируют спорят в личных окончаниях глаголов в настоящем и
|
глагол
|
|
От неопределённой формы образуй глаголы в настоящем и
|
глаголом
|
во 2-ом л ед ч . Запиши и подчеркни орфограммы в личных окончаниях глаголов . |
Проспрягай глаголы в
|
глагольных формах
|
|
Чем отличается изменение глаголов в настоящем и
|
глагольным формам
|
от глаголов в прошедшем времени ? |
Личные окончания глаголов в настоящем и
|
гласных
|
|
Будьте внимательны при списывании слов : не допускайте пропусков , замены
|
гласные
|
, знаков препинания . |
Запиши скороговорки и подчеркни
|
гласную
|
повторяющихся согласных . |
Будьте внимательны при обозначении
|
гласной
|
в словах безударных гласных звуков ! |
Прочитайте и запишите текст , вставляя
|
гласный
|
и слова . |
Запиши слова в алфавитном порядке , вставляя
|
гласными
|
|
Обсудите выбор
|
гласные проверяем
|
в словах . |
Спиши предложения , сделай произносительные пометы над выделенными
|
гласный проверяю
|
|
Озаглавь и запиши его , вставляя в слова
|
глухими согласными
|
на месте произносительных помет . |
Какие
|
голосового тона
|
алфавита не обозначают звуков ? |
употребление
|
голосовой тон
|
Ь и Ъ. |
Выпиши словосочетания с этими словами , заменяя произносительные пометы
|
грамматике
|
|
Запиши сначала заголовок , затем текст , вставляя недостающие
|
грамматической основы
|
|
Подчеркни слова , в которых количество
|
грамматических основ
|
не совпадает с количеством звуков . |
звуки и
|
грамматическую основу предложения
|
|
Запиши предложения , вставляя , где нужно ,
|
грамматической формы
|
|
Какие
|
грамматические
|
ты вставишь на месте пропусков ? |
Вставь пропущенные
|
грамматического рода
|
в слова . |
Вставь
|
графическую
|
, рядом в скобках напиши проверочные слова . |
Почему в глаголе падал выделена
|
группу подлежащего
|
а ? |
Запиши загадку и отгадку , вставляя
|
группа подлежащего
|
|
Спиши , вставляя
|
группе подлежащего
|
|
Подчеркни сочетание
|
группу сказуемого
|
шипящего с мягким знаком . |
Запиши тексты загадок , вставляя недостающие
|
группа сказуемого
|
, раскрывая скобки . |
Запиши слова в алфавитном порядке , вставляя
|
групп слов
|
|
Вставь недостающие
|
двойных согласных
|
|
Это будут одинаковые
|
двойными согласными
|
или разные ? |
Как нужно выбирать в них
|
двустишие
|
|
Запиши предложения , вставляя
|
диалог
|
в окончания глаголов . |
Выпиши два слова , в которых звуков больше , чем
|
единственного числа
|
|
Запиши предложения , вставляя
|
единственном числе
|
в безударные окончания глаголов в 3-м лице , единственного числа . |
Запиши их в два столбика , вставляя
|
женского рода
|
в безударные личные окончания . |
Запиши загадки , заменяя произносительные пометы
|
жесты
|
|
Место в слове Примеры слов Приём выбора
|
зависимое слово
|
|
Объясни написание выделенных
|
зависимые слова
|
в словах . |
При употреблении местоимений 3-го лица с предлогами в местоимениях пишется
|
зависимыми словами
|
н : с ней , к ним . |
Выпиши предложения , вставляя недостающие
|
заголовку
|
и запятые , в такой последовательности : |
Запишите предложения , вставляя недостающие
|
заголовок
|
и запятые . |
Подготовься к объяснению выделенных
|
заголовка
|
в словах . |
Обозначь однородные члены
|
запятой
|
О ; |
Из 3-го предложения выпиши слово , в котором звуков меньше , чем
|
запятая
|
|
Запиши текст , вставляя пропущенные
|
запятую
|
и знаки препинания . |
Если есть разница в обозначении звуков
|
звонкими
|
, укажи и объясни причину . |
В слове 5 звуков , но 4
|
звонкие
|
: звуки [ йо ] обозначены одной буквой ё . |
В слове 5 звуков , но 4 буквы : звуки [ йо ] обозначены одной
|
звонкую
|
ё . |
3 Выбери
|
звонкий
|
по звуку в сильной позиции , подбирая проверочное слово . |
2 Найди в словах места , где написание
|
звонкие согласные
|
можно объяснить , проверить . |
Попробуйте с помощью совета Ключика и таблички определить
|
звонких согласных
|
в падежных формах слов . |
Произведи звуко -
|
звуков
|
анализ глагола в форме будущего времени 1-го л ед ч . |
Выполни звуко -
|
звук
|
анализ этого слова . |
Как сделать звуко -
|
звуки
|
анализ слова |
Запиши слова , подчеркни
|
звуком
|
ЧН , СЧ , сделай над ними произносительные пометы . |
|
Звука
|
спорта » . |
У меня печальный
|
звуку
|
— Голова моя болит . , |
3 Человек , который едет на каком - либо
|
звуковую запись
|
транспорта . |
Запиши предложения в исправленном
|
звукоподражания
|
|
Запиши текст в
|
звукосочетания
|
интервью : 3—4 вопроса и ответы от лица дельфина . |
Внеси правки и запиши предложения в исправленном
|
звукосочетаний
|
|
А божья коровка на
|
знак
|
очень добродушный жучок . |
Запиши предложения в исправленном
|
знаки
|
|
Сколько новых
|
знака
|
спорта стали популярными после зимних и летних Олимпиад ! |
Но почему именно в название этого
|
знаки препинания
|
экстремального времяпровождения входит слово « развлечение » ? |
Все они обшиты узорными пластинами из осины в
|
знаков препинания
|
чешуи . |
Как различить форму именительного и
|
знак препинания
|
имён существительных ? |
Употреблено в единственном числе , в
|
знаками препинания
|
|
Прочитай
|
значения
|
вслух . |
Какие слова в
|
значениях
|
ты будешь произносить с логическим ударением ? |
Составь
|
значение
|
к оставшимся ответам . |
Запиши так :
|
значении
|
, ответ на него . |
61.Помоги « встретиться »
|
значений
|
с ответом . |
Запиши текст в виде интервью : 3—4
|
значению
|
и ответы от лица дельфина . |
Если вы не расслышали
|
значение слова
|
, то нужно сказать : « Извините , я не расслышал » или « Прошу прощения , повторите , пожалуйста » . |
Выпиши из распространённых предложений словосочетания , покажи с помощью стрелки и
|
значимые части слов
|
связь главного слова и зависимого . |
Напоминаю : Сказуемое может обозначать состояние субъекта лица и отвечать на
|
значимой части слова
|
— в каком состоянии ? |
На какие
|
значимых частях слов
|
они отвечают ? |
На какой
|
изменении по лицам
|
отвечают в тексте глаголы с приставкой ? |
Есть ли разница в образовании этих форм от глаголов , отвечающих на
|
изменения по лицам
|
что делать ? |
Задайте друг другу
|
изменяемой части слова
|
по поводу выбранных глаголов об их спряжении , правописании , строении и др. |
Число Лицо Простая форма будущего времени
|
имён прилагательных
|
спряжение II спряжение I. |
Задайте друг другу
|
имена прилагательные
|
по таблицам № 119 , 123 . |
Укажи над стрелками
|
имени существительного
|
|
Сначала установи , в чём разница между ними задай
|
имена существительные
|
, определи , в форме какого времени будешь спрягать и по какому варианту спряжения . |
Можно сказать , что загадка — это мудрый
|
именительный падеж
|
|
Ответь письменно на последний
|
именительного падежа
|
текста . |
Прочитайте
|
имени
|
, рассуждения ребят . |
Укажи
|
имена
|
, на которые отвечают сказуемые . |
Надпиши над ними
|
имя
|
|
По окончанию
|
имя прилагательное
|
|
Устно задавай
|
именем прилагательным
|
|
Мальчик был очень любознательным , к он часто с
|
именах прилагательных
|
обращались одноклассники . |
На какой
|
имя существительное
|
отвечают ? |
Установи , нужно ли на месте
|
именем существительным
|
употребить запятую . |
Последние относятся к одному и тому же слову , отвечают на один и тот же
|
имен существительных
|
, связываются перечислительной интонацией или союзами и , а , но , отделяются друг от друга запятыми кроме одиночного союза и , перед которым запятая не ставится . |
Выпиши их , укажи стрелками связь членов предложения , надпиши
|
интонационных средств
|
, на которые они отвечают . |
На какие
|
интонационные
|
даёт ответ ? |
Письменно ответь на
|
интонационно
|
, употребляя , где нужно , однородные члены предложения . |
1 Составить и записать
|
интонацию
|
для одноклассников . |
Что обозначает , на какой
|
интонация
|
отвечает . |
Белку — существительное , обозначает предмет , отвечает на
|
интонации
|
кого ? . |
2 Определи , какие члены предложения зависят от подлежащего , на какие
|
интонацией
|
отвечают , какими частями речи выражены . |
3.Определи , какие члены предложения зависят от сказуемого , на какие
|
интонаций
|
отвечают , какими частями речи выражены . |
На основе
|
интонировании
|
устно уточни , что поясняет каждый второстепенный член признак , время , место , направление , причину , цель или что - либо другое . |
К подлежащему относится второстепенный член сочный , отвечает на
|
информацию
|
какой ? , выражен именем прилагательным . |
К сказуемому относится второстепенный член мёдом , отвечает на
|
информации
|
чем ? , выражен именем существительным . |
У этого второстепенного члена есть своё зависимое слово сладким , отвечает на
|
историческим корнем
|
каким ? , выражено именем прилагательным . |
— восклицательный знак , если сообщение , побуждение ,
|
исторические корни слов
|
произнесены с сильным чувством , с восклицательной интонацией . |
дворов огородов , командиров , букетов , конвертов , заводов , классов ,
|
количеством звуков
|
, морозов , вокзалов , пассажиров , билетов . |
зайцах , морозах , вокзалах , классах ,
|
количество звуков
|
, заводах , командирах , конвертах , сёлах , стёклах , пятнах , колёсах . |
Ответ на этот
|
колорите
|
могут дать только сами фанбордеры люди , объединившие страсть к скольжению на доске под парусом по водной глади и к прыжкам на этой же доске над водной гладью . |
Запиши
|
конце слов
|
и к нему ответ - отрицание . |
—
|
конструкциях
|
, если предложение вопросительное . |
— восклицательный знак , если сообщение , побуждение , вопрос произнесены с сильным чувством , с
|
корня
|
|
Запиши
|
корень
|
|
—
|
корнях
|
, если сообщение , побуждение , вопрос произнесены с сильным чувством , с восклицательной интонацией . |
Будущее
|
корню
|
форма простая форма единственное число . |
Укажи падежные формы
|
корнем
|
|
Проанализируй строение предложений выдели главные и
|
корне
|
|
Однородные
|
корне слов
|
|
Используем
|
корне слова
|
|
Какими частями речи выражены
|
косвенных падежей
|
|
Формами косвенных падежей выражаются
|
красной строки
|
|
Однородные
|
лицо
|
|
Выпиши распространённое предложение с однородными
|
лица
|
|
Однородными могут быть как главные , так и
|
лицу
|
|
Однородных
|
лицам
|
|
Однородные
|
лице
|
могут относиться к другому второстепенному члену . |
Это тоже
|
личные формы глаголов
|
|
Если в предложении имеются однородные члены предложения , указать на это в п 3 так : предложение с однородными подлежащими { сказуемыми ,
|
личных местоимений
|
|
Покажи графически их строение : главные и
|
личных окончаниях
|
памятка 8 . |
А при изучении
|
личные окончания
|
— на падежные формы имён существительных и других частей речи ? |
Есть ли среди них предложения с однородными
|
личными окончаниями
|
|
Однородные второстепенные члены предложения могут относиться к другому
|
логическое ударение
|
|
Однородные
|
логическим ударением
|
относятся к одному из главных членов или другому второстепенному члену ? |
Однородные второстепенные члены относятся к одному из главных членов или другому
|
логического ударения
|
|
Подчеркни главные однородные члены предложения , поставь стрелки к
|
массивов
|
|
В предложении является
|
междометия
|
, поясняет сказуемое . |
4 Если в группе подлежащего или сказуемого есть
|
местоимения
|
, которые зависят от других второстепенных членов , укажи их . |
4 Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены , которые зависят от других
|
местоимений
|
, укажи их . |
На основе вопросов устно уточни , что поясняет каждый
|
местоимение
|
признак , время , место , направление , причину , цель или что - либо другое . |
В предложении есть
|
местоимением
|
|
К подлежащему относится
|
многозначными
|
сочный , отвечает на вопрос какой ? , выражен именем прилагательным . |
К сказуемому относится
|
множественном числе
|
мёдом , отвечает на вопрос чем ? , выражен именем существительным . |
У этого
|
множественного числа
|
есть своё зависимое слово сладким , отвечает на вопрос каким ? , выражено именем прилагательным . |
— выделить
|
морфемный
|
группа подлежащего , группа сказуемого , указать , какими частями речи они выражены . |
— запятые , отделяя друг от друга однородные члены предложения подлежащие , сказуемые ,
|
морфологический анализ слов
|
, если таковые в нём имеются . |
При
|
морфологический разбор
|
чувств , отношения к высказываемому часто употребляются особые слова : ах , ой , эй и др междометия , бах , трам , хлоп и др звукоподражания , ли , ведь , что за , разве и др частицы . |
О каких этикетных фразах , используемых в ситуациях приветствия , прощания ,
|
мужского рода
|
благодарности , напоминает тебе этот текст ? |
|
Мягкого знака
|
сказуемого « повелительными » формами глаголов в побудительных предложениях . |
|
Мягкий знак
|
сказуемого разными формами времени глаголов . |
Каким средством языка ты воспользуешься для
|
мягким знаком
|
мыслей или чувств на эту же тему ? |
|
Мягкий согласный
|
сказуемого разными формами времени глаголов . |
Какая часть речи чаще всего используется для
|
написание
|
сказуемого в предложениях ? |
|
Написанием
|
сказуемого « повелительными » формами глаголов в побудительных предложениях . |
Чтобы подчеркнуть последовательность действий , в повествовании часто используют такие слова и
|
написании
|
: однажды , вдруг , затем , потом , вновь , через некоторое время , когда , тогда , позже , тут , наконец и др. |
В каких предложениях повторяющиеся слова можно заменить : а синонимичными словами и
|
написанию
|
; б местоимением ; в однородными членами предложения ? |
И ещё , Маша , избегай громких , напыщенных фраз и
|
написания
|
|
Укажи , какими частями речи
|
настоящее время
|
и сказуемое , форму времени глаголов . |
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания , выражаем чувства Уточняем смысл
|
настоящем времени
|
Выделяем этикетные слова и фразы Перечисляем ... |
Подготовься прочитать вслух и записать
|
натуралиста
|
известного учёного о русской речи . |
Прочитай
|
натуралист
|
писателя Л Н Толстого . |
Как ты понимаешь смысл этих
|
начальной формой
|
|
Запиши первое
|
начальной формы
|
|
Общий тон
|
начальная форма
|
может быть дружелюбный , радостный , печальный , злой , грубый , приказной и др Часто произнесение высказывания сопровождается изменением высоты голосового тона : повышением , понижением |
Общий тон высказывания может быть дружелюбный , радостный , печальный , злой , грубый , приказной и др Часто произнесение
|
неодушевлённые имена существительные
|
сопровождается изменением высоты голосового тона : повышением , понижением |
Уточняем смысл
|
неодушевлённые
|
|
Можешь ли примерами подтвердить или опровергнуть это
|
неопределённая форма глаголов
|
|
Какой тип
|
неопределённую форму глагола
|
текста она использовала ? |
Наши
|
неопределённой форме глаголов
|
о чём - либо могут быть разными по объёму . |
Подчеркни в них
|
неопределённой формы глаголов
|
|
Где сможешь , подчеркни
|
неопределённая форма глагола
|
, укажи , какими частями речи они выражены . |
Какие слова являются
|
неопределённой формы глагола
|
|
Подчеркни
|
непроверяемые орфограммы
|
, укажи части речи . |
В ней будет два или один
|
нераспространёнными предложениями
|
|
Подчеркни
|
нераспространённые предложения
|
|
Подчеркни
|
нераспространённом предложении
|
|
Выдели
|
образные слова
|
в нераспространённом предложении . |
Почему при изучении
|
образования слова
|
внимание обращалось на разные формы глаголов . |
выражаются
|
обращение
|
, чаще подлежащее . |
Составь схемы однородных
|
обращениями
|
|
Подчеркни
|
обращении
|
|
Понаблюдай , могут ли однородные
|
обращением
|
иметь зависимые слова . |
Подчеркни
|
обстоятельств
|
|
Подчеркни
|
общее значение слова
|
|
|
Одиночным союзом
|
предложения — подлежащее что ? |
В последнем предложении подчеркни
|
одиночного союза
|
|
Подчеркни
|
одиночном союзе
|
в предложениях . |
Каковы
|
однокоренные слова
|
в предложениях ? |
Подчеркни
|
однокоренных
|
в 4-м и 5-м предложениях . |
В каких предложениях порядок
|
однородными подлежащими
|
соответствует схеме ? |
Подчеркни в них
|
однородные подлежащие
|
|
Найди побудительные предложения , определи в них
|
однородные сказуемые
|
|
Выпиши предложения , в которых однородные
|
окончание
|
: 1 соединяются с помощью союза и соединительной интонации ; |
Предложения , в которых имеются только
|
окончании
|
, даже однородные , остаются нераспространёнными . |
Составь схемы
|
окончания
|
этих предложений . |
Однородные второстепенные члены относятся к одному из
|
окончаний
|
или другому второстепенному члену ? |
Запиши предложения - скороговорки из № 263 , подчеркни в них
|
окончанию
|
|
1 Установи грамматическую основу предложения —
|
окончаниях
|
: подлежащее и сказуемое . |
— найти
|
окончанием
|
подлежащее , сказуемое , определить , какими частями речи выражены ; |
Во многом это зависит от правильного выбора формы
|
окончаниями
|
|
В какой временной форме даны
|
описания
|
в столбиках ? |
Как действовать при решении орфографической задачи в корне , в приставке , в окончании
|
описание
|
, прилагательных ? |
Укажи форму
|
определение
|
|
Какие
|
определения
|
, называющие речевые действия , использованы в словах автора ? |
Укажи формы
|
орфограмм
|
|
Укажи , какой формой времени
|
орфограммы
|
выражены однородные сказуемые . |
Выпишите предложение с однородными сказуемыми , подчеркните их , укажите формы
|
орфограмма
|
|
Укажи формы времени
|
орфограмме
|
|
Как по - другому можно сгруппировать эти
|
орфограмму
|
|
Укажи , какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое , форму времени
|
орфограммами
|
|
Формы
|
орфографических задач
|
и их « работа » в роли сказуемого . |
Формы времени
|
орфографической задачи
|
|
|
Орфографические задачи
|
в прошедшем времени повторение . |
Формы
|
орфографическая задача
|
в настоящем и будущем времени . |
Спряжение
|
орфографические нормы
|
|
|
Орфографических
|
I и II спряжения . |
Правописание
|
орфографический
|
|
Употребление мягкого знака после шипящих на конце
|
орфографических правил
|
|
Гласные е — и в безударных личных окончаниях
|
основа слова
|
|
Выражение сказуемого « повелительными » формами
|
основная мысль
|
в побудительных предложениях . |
« Повелительные » формы
|
основной мысли
|
в побудительных предложениях . |
Использование особых форм
|
основную мысль
|
с частицей БЫ для обозначения желаемого , возможного действия . |
Выражение сказуемого разными формами времени
|
основную мысль текста
|
|
Чем отличаются формы
|
отрицание
|
в настоящем и будущем времени от форм прошедшего времени . |
Запиши отрывки , вставляя гласные в приставки
|
падеж
|
|
Объясни написание НЕ с
|
падеже
|
|
В состав сказуемых могут входить частицы не , же , ли и др Они пишутся с
|
падежа
|
отдельно . |
Вспомни , как выбрать родовые окончания
|
падежам
|
и прилагательных , окончания множественного числа . |
Формы
|
падежи
|
и их « работа » в роли сказуемого . |
Вспомните , что вы знаете о
|
падежах
|
|
Сможешь ли ты образовать пару к каждому
|
падежей
|
|
Запиши эти пары
|
падежную форму
|
|
Подчеркни орфограммы в корнях и приставках
|
падежные формы
|
|
Составь словосочетания , выбирая из скобок подходящие по смыслу
|
падежных формах
|
|
В какой форме употреблены
|
падежных форм
|
во всех словосочетаниях ? |
Выпиши
|
падежные окончания
|
, которые обозначают : 1 труд человека ; 2 движение . |
Какие
|
парные звонкие
|
остались ? |
Образуй от начальной формы
|
парными согласными
|
класть , положить формы 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени . |
Закончи предложения , используя
|
паузой
|
, подходящие по смыслу , в неопределённой форме . |
Если затрудняешься , выбери
|
паузы
|
из слов для справок : шить , забивать гвозди , кроить , пилить , вязать , строгать , вышивать , красить , готовить , столярничать . |
Укажи
|
пауза
|
в неопределённой форме : н ф . |
Формы времени
|
первого лица
|
|
|
Переводе
|
в прошедшем времени повторение . |
Вспомни , какие формы времени имеют
|
переносном значении
|
|
Образуй возможные формы от данных
|
переносном значениях
|
|
От каждого ли
|
перечислительную интонацию
|
можно образовать все три формы времени ? |
Сделай обобщение о
|
перечислительная интонация
|
в прошедшем времени по плану . |
Что обозначают
|
перечислительной интонации
|
в прошедшем времени ? |
По какому суффиксу можно узнать эти
|
перечислительной интонацией
|
|
Как изменяются
|
писателя
|
в прошедшем времени ? |
Как определить безударные родовые окончания
|
писатель
|
в форме прошедшего времени ? |
Приведи примеры
|
писателем
|
в форме прошедшего времени . |
Запиши предложения , вставляя , где нужно , окончания
|
письменной речи
|
|
Почему в
|
письменной
|
падал выделена буква а ? |
|
Письменный
|
в прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется тот же суффикс , что и перед -ть в неопределённой форме : слышать — слышал , таять — таял , отправить — отправил , видеть — видел . |
Образуй и запиши
|
письменного
|
в прошедшем времени в разных формах рода и числа . |
Раскрой скобки , образуй форму прошедшего времени
|
письменный разбор
|
, сохраняя перед суффиксом -л- выделенные гласные в неопределённой форме глаголов . |
Выдели в
|
письме
|
суффикс -л- и окончание . |
На какой вопрос отвечают в тексте
|
письма
|
с приставкой ? |
Образуй формы
|
письмо
|
прошедшего времени мужского рода единственного числа . |
Формы
|
письмах
|
в настоящем и будущем времени . |
Какова разница в значениях форм
|
письму
|
настоящего и будущего времени ? |
Есть ли разница в образовании этих форм от
|
писем
|
, отвечающих на вопросы что делать ? |
Что общего в изменении
|
план текста
|
в настоящем и будущем времени ? |
Запиши , используя в предложениях сложную форму будущего времени
|
побудительных предложениях
|
|
Сложная форма будущего времени состоит из двух частей : форм
|
побудительные предложения
|
быть и неопределённой формы — буду смотреть , будешь смеяться , будут петь , будем ждать . |
Отличай сложную форму будущего времени
|
побудительная
|
от сказуемых , в состав которых входят два слова , одно из которых — неопределённая форма глагола : стал учиться , нужно посолить , можно получить , начал действовать . |
В составе какого члена предложения употреблены
|
побудительные
|
в неопределённой форме ? |
Напиши её , используя
|
побудительное
|
в неопределённой форме . |
Спряжение
|
повелительными
|
|
|
Повелительные
|
I и II спряжения . |
|
Повелительную
|
настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам , то есть что делают ? |
Изменение
|
повествование
|
по лицам и числам называют спряжением . |
Окончания спрягаемых
|
повествования
|
называют личными окончаниями . |
В зависимости от окончаний различают
|
повествовании
|
I и II спряжения . |
При каком спряжении в личных окончаниях
|
повествовательная
|
преобладают гласные и , а при каком — гласные е . Это касается только ударных окончаний или безударных тоже ? |
Сделай вывод , какие личные окончания имеют в настоящем времени
|
повествовательное
|
I спряжения ; II спряжения ? |
у
|
повышение тона
|
одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые . |
Запиши
|
подлежащим
|
, распределяя их в колонки по спряжениям . |
Определи форму лица и числа
|
подлежащем
|
|
Что помогло определить спряжение
|
подлежащих
|
|
Обсудите , что общего в личных окончаниях
|
подлежащего
|
обоих спряжений в форме 2-го лица единственного числа . |
Пусть каждый из вас выпишет
|
подлежащие
|
какого - либо одного спряжения . |
Задайте друг другу вопросы по поводу выбранных
|
подлежащими
|
об их спряжении , правописании , строении и др. |
Почему в заданиях предыдущих упражнений не было уделено внимания
|
подлежащему
|
в форме 1-го лица единственного числа ? |
Различаются ли в этой форме личные окончания
|
подлежащее
|
I и II спряжения № 119 ? |
Определи лицо и число
|
полногласными
|
|
Что помогло определить спряжение
|
пометы
|
|
Рассмотри в таблицах , какие личные окончания имеют
|
понижение тона
|
I и II спряжения в формах будущего времени . |
Есть ли разница в спряжении
|
понижения тона
|
в будущем времени в простой и сложной форме ? |
Что общего в личных окончаниях
|
порядок синтаксического
|
в будущем и настоящем времени I спряжения ? |
Как можно сформулировать общее правило о личных окончаниях I и II спряжения
|
порядок слов
|
в настоящем и будущем времени ? |
Спряжение
|
пословицей
|
можно узнать по окончанию , точнее , по гласной в окончаниях глаголов . |
Спряжение глагола можно узнать по окончанию , точнее , по гласной в окончаниях
|
пословицу
|
|
|
Пословица
|
I спряжения имеют окончания с гласной е ё : -ешь , -ет , -ем , -ете , а также -ул?/-юл ? , а глаголы II спряжения — с гласной и : -ишь , -ит , -им , -ите и -ал?/-я/. |
Глаголы I спряжения имеют окончания с гласной е ё : -ешь , -ет , -ем , -ете , а также -ул?/-юл ? , а
|
пословицы
|
II спряжения — с гласной и : -ишь , -ит , -им , -ите и -ал?/-я/. |
Распредели
|
пословиц
|
в форме будущего времени в две колонки по типу спряжения . |
Запиши
|
пословицах
|
, выдели личные окончания , подчеркни в них гласные — признаки типа спряжения . |
В
|
поэта
|
во 2-м лице единственного числа подчеркни после шипящих ь . |
Над
|
поэт
|
спряжение . |
Правописание
|
поэтической речи
|
|
Употребление мягкого знака после шипящих на конце
|
поэтическую
|
|
Вспомни , в каком лице и числе спрягаемые
|
правила написания
|
оканчиваются на -шь . |
В форме 2-го лица единственного числа
|
правописание
|
настоящего и будущего времени оканчиваются на шипящий [ ш ] . |
В какой форме
|
правописании
|
использованы в пословицах ? |
О какой орфограмме нужно помнить при записи всех
|
предлоги
|
в этой форме ? |
Укажи форму времени и тип спряжения
|
предлога
|
|
Образуй формы настоящего и будущего времени
|
предлогами
|
во 2-м лице единственного числа . |
Как ты думаешь , почему от
|
предлогам
|
второй группы можно образовать глаголы только в будущем времени ? |
Как ты думаешь , почему от глаголов второй группы можно образовать
|
предложения
|
только в будущем времени ? |
Прочитай стихотворение Оли Р , договаривая окончания
|
предложений
|
|
|
Предложение
|
какого спряжения и в каком лице употреблены ? |
Выпиши словосочетания , главными словами в которых являются
|
предложении
|
|
Какие
|
предложениях
|
ты выберешь ? |
Выдели личные окончания
|
предложению
|
, укажи спряжение , лицо , число . |
Над
|
предложениями
|
укажи число и лицо , подчеркни орфограммы . |
Какие формы
|
предложениях порядок
|
даны в столбиках ? |
Для употребления мягкого знака на конце
|
предложение вопросительное
|
после шипящих можно не запоминать конкретные формы глаголов , так как есть одно общее правило . |
Для употребления мягкого знака на конце глаголов после шипящих можно не запоминать конкретные формы
|
предложениях главные
|
, так как есть одно общее правило . |
После шипящих на конце
|
предложений нераспространённое
|
всегда пишется мягкий знак , который сохраняется и перед -ся , -те : одеваешь — одеваешься , стричь — стричься , режь — режешь . |
Подчеркни орфограммы в
|
предложения однородными
|
|
Понаблюдай над чередованием согласных при образовании разных форм
|
предложение повествовательное
|
|
Подчеркни орфограмму — Ь после шипящих на конце
|
предложениях сложную
|
|
Каковы « повелительные » формы двух последних
|
предложению схему
|
|
Какие формы
|
предложного падежа
|
нужно употребить ? |
Над
|
признаки предмета
|
укажи неопределённую форму или форму времени . |
Гласные е - и в безударных личных окончаниях
|
признаков предмета
|
|
Какие гласные конкурируют спорят в личных окончаниях
|
прилагательное
|
в настоящем и будущем времени ? |
Гласные е - и в безударных личных окончаниях
|
прилагательные
|
являются орфограммами . |
Безударные гласные нужно выбирать в зависимости от типа спряжения
|
прилагательным
|
|
Что с её помощью хотел сказать о спряжении
|
прилагательных
|
художник ? |
Почему в схеме нет окончаний
|
приставке
|
в 1-м л ед ч ? |
Почему окончания
|
приставках
|
в 3-м л мн ч выделены шрифтом ? |
Одинаковы ли ударные и безударные личные окончания у
|
приставки
|
одного и того же спряжения ? |
Пусть один из вас подготовит связный ответ о
|
приставок
|
I спряжения , а второй — о глаголах II спряжения . |
Пусть один из вас подготовит связный ответ о глаголах I спряжения , а второй — о
|
приставкой
|
II спряжения . |
Попробуй выбрать недостающие гласные в безударных окончаниях
|
приставку
|
указанных спряжений . |
Если известно , какого спряжения
|
приставка
|
, написать правильно его безударное окончание не составит труда . |
Следовательно , для решения орфографической задачи нужно научиться самостоятельно и быстро определять тип спряжения
|
проверочные слова
|
|
Что общего в неопределённой форме у
|
проверочными словами
|
II спряжения ? |
Спряжение
|
проверочное слово
|
с безударными личными окончаниями определяют по неопределённой форме этих глаголов . |
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределённой форме этих
|
прозе
|
|
|
Произнесении
|
, которые оканчиваются в неопределённой форме на -ить , относятся ко II спряжению : помнить , строить . |
Остальные
|
произнесение
|
, кроме нескольких слов - исключений , относятся к I спряжению . |
Выбери по неопределённой форме безударные гласные е или и в окончаниях
|
произносительные нормы
|
|
Представьте , что при записи под диктовку или при изложении своих мыслей на письме вам нужно использовать
|
произносительные пометы
|
в форме 3-го лица единственного числа : |
Попробуйте составить план действий , как правильно выбирать безударные гласные в личных окончаниях
|
произносительных помет
|
|
От неопределённой формы образуй
|
произношение
|
в настоящем и будущем времени во 2-ом л ед ч . Запиши и подчеркни орфограммы в личных окончаниях глаголов . |
От неопределённой формы образуй глаголы в настоящем и будущем времени во 2-ом л ед ч . Запиши и подчеркни орфограммы в личных окончаниях
|
произношения
|
|
Сделай вывод , о каких орфограммах нужно помнить при записи
|
простая форма
|
в форме 2-го лица единственного числа . |
Подбери подходящий по смыслу
|
простой форме
|
, употреби его в нужной форме . |
Для выбора безударного окончания в скобках запиши неопределённую форму этого
|
простого предложения
|
и определи его спряжение . |
Составь по этим рисункам предложения , используя
|
простые предложения
|
в форме 3-го лица множественного числа . |
Какой вариант написания
|
простыми предложениями
|
выберешь ? |
Выделив словосочетаниях личные окончания
|
противопоставлении
|
|
Над
|
прошедшем времени
|
укажи их спряжение и лицо . |
В формах
|
прошедшего времени
|
3-го лица , оканчивающихся на -тся , мягкий знак не пишется : стучится , мчатся . |
Проспрягай
|
прямом значении
|
в будущем времени . |
Спиши , раскрывая скобки и употребляя
|
пунктуационной
|
в нужной форме лица . |
Обрати внимание на правописание окончаний
|
пунктуационных
|
|
Подбери к словам однокоренные
|
пунктуационная
|
: 1 в неопределённой форме ; 2 в форме 3-го л . ед . |
Укажи спряжение
|
пунктуационные
|
|
Сравни значение и написание
|
пунктуация
|
|
Проспрягай
|
пунктуации
|
путешествовать . |
От данных
|
пунктуацию
|
образуй формы 2-го лица единственного и множественного числа . |
Над
|
пунктуацией
|
укажите спряжение и формы лица . |
По каким признакам ты определяешь спряжение
|
разбор предложений
|
с ударным окончанием ? |
Напиши текст , раскрывая скобки и употребляя нужные формы лица и числа
|
разбор предложения
|
|
Почему нужно сначала выяснить , какого спряжения
|
разбор слова по составу
|
|
Выпиши из текста
|
раздел науки о языке
|
, вставляя , где нужно , гласные в личные окончания . |
Укажи над
|
распространённое предложение
|
тип спряжения : I спр , И II спр . |
Укажи спряжение
|
распространите
|
|
Почему в тексте № 176 употреблён
|
распространена
|
зовут , а в тексте № 175 — называют ? |
В русском языке есть два
|
распространены
|
: звать и называть . |
Укажи над
|
рассказа
|
спряжение . |
У всех ли
|
рассказ
|
можно определять спряжение по неопределённой форме ? |
Дима : « Почему
|
рассказы
|
стоять по неопределённой форме относится к I спряжению , а при изменении по лицам имеет окончания II спряжения : стоишь , стоят ? » |
Антон : « В
|
рассуждения
|
выстоишь нужно выбрать безударное окончание -ешь , так как неопределённая форма не на -ить — выстоять » . |
Личные окончания
|
рассуждение
|
стоять ударные . |
Правило определения спряжения по неопределённой форме относится к
|
речевую ситуацию
|
с безударными окончаниями . |
При выборе безударных гласных в окончании
|
речевые действия
|
с приставками следует употребить глагол без приставки . |
При выборе безударных гласных в окончании глаголов с приставками следует употребить
|
речевые
|
без приставки . |
Прочитай и запиши
|
речевой
|
|
Подбери к данным
|
речевого
|
синонимы в той же форме . |
Какое языковое явление наблюдается в формах
|
речевом
|
беречь — берегу — бережёшь ? |
Прочитай и запиши , как изменяются по лицам
|
речевая
|
жечь , течь . |
Запомни личные формы этих
|
речевую
|
|
При выборе форм
|
речь
|
печь учтите , что он спрягается так же , как глагол течь . |
При выборе форм глагола печь учтите , что он спрягается так же , как
|
речи
|
течь . |
С какими
|
речью
|
можно сочетать слово картофель ? |
Почему в безударном окончании
|
ритм
|
услышит гласный и , а в окончании глагола стелешь — гласный е ? |
Почему в безударном окончании глагола услышит гласный и , а в окончании
|
рода
|
стелешь — гласный е ? |
Будьте внимательны к
|
род
|
- исключениям ! |
Несколько
|
родам
|
, оканчивающихся на -ать и -еть , относятся ко II спряжению , на -ить — к I. Вот эти глаголы - исключения : |
Несколько глаголов , оканчивающихся на -ать и -еть , относятся ко II спряжению , на -ить — к I. Вот эти
|
роду
|
- исключения : |
Проспрягай
|
родовые окончания
|
гнать , видеть , выделяя личные окончания . |
Употреби в словосочетаниях
|
русской речи
|
- исключения в 3-м лице множественного числа . |
Каково значение этого
|
русского
|
|
Одинаково ли спряжение
|
русском
|
, если гласные корня будут разными ? |
Выпишите выделенные
|
русских
|
, вставляя гласные корня . |
Определите спряжение этих
|
русские
|
|
Каковы особенности спряжения
|
русского языка
|
хотеть ? |
Один из
|
русском языке
|
всё время хотел выделиться среди других . |
|
Русский язык
|
хотеть при изменении по лицам в единственном числе имеет окончания I спряжения и чередование т//ч . |
Во множественном числе этот
|
связь слов в предложении
|
имеет окончания II спряжения , и чередования согласных в этих формах нет . |
Запиши загадки и отгадки ,
|
символ
|
|
|
Синонимичными
|
II спряжения разбери по составу морфемам . |
Выражение сказуемого разными формами времени
|
синонимов
|
|
Чем отличается изменение
|
синонимы
|
в настоящем и будущем времени от глаголов в прошедшем времени ? |
Чем отличается изменение глаголов в настоящем и будущем времени от
|
синонимом
|
в прошедшем времени ? |
В роли сказуемого употреби
|
синтаксисом
|
из скобок в форме прошедшего времени . |
Выдели родовые окончания
|
синтаксический анализ
|
|
В чём сочетаются с подлежащим сказуемые , выраженные
|
синтаксический разбор
|
в настоящем или будущем в простой форме времени ? |
Понаблюдай , как в форме этих времён изменяются
|
сказуемое
|
|
Над подлежащими укажи часть речи , над сказуемыми — лицо и число
|
сказуемому
|
|
Выдели личные окончания
|
склонение
|
|
Прочитай предложения и обрати внимание , как в чём сочетается с подлежащим сказуемое , выраженное
|
склонения
|
в сложной форме будущего времени . |
Запиши предложения в порядке изменения по лицам
|
склонению
|
быть , начиная с формы 1-го лица множественного числа . |
Выдели окончания изменяемого
|
склоняемых частей речи
|
|
Сделай вывод о сочетании с подлежащим сказуемого , выраженного
|
склоняемые части речи
|
в сложной форме будущего времени . |
Одинаковы ли личные окончания однокоренных
|
склонять
|
|
Запиши предложения , вставляя буквы в окончания
|
скобки
|
|
Укажи спряжение
|
скобок
|
|
Выражение сказуемого « повелительными » формами
|
скороговорок
|
в побудительных предложениях . |
Почему употреблён
|
скороговорки
|
положите , а не покладите ? |
Запиши предложения , вставляя нужные по смыслу формы
|
словам однокоренные
|
класть , положить . |
Почему нужно быть очень внимательным при решении орфографических задач на безударные окончания
|
слов частей
|
|
Запиши предложения , употребляя
|
словарик
|
в нужном лице . |
В каких предложениях сказуемые выражены « повелительными » формами
|
словарная статья
|
|
Какими формами
|
словарный запас
|
выражены желаемые действия , а какими побудительные действия героя стихотворения « На дне морском » А Викторова ? |
Выпиши предложение , в котором сказуемое выражено
|
словарю
|
в прошедшем времени с частицей бы . |
Во втором предложении : а покажи графическую связь членов предложения ; укажи лицо и спряжение
|
словарях
|
; укажи тип склонения и форму падежа имён существительных . |
В 3-й части текста над
|
словаре
|
укажи форму времени , выдели окончания . |
Выпиши из текста
|
словаря
|
, укажи их лицо и спряжение , выдели личные окончания . |
Рядом запиши эти же
|
словесное
|
в форме 2-го л ед ч . кроме глагола хватает . |
Рядом запиши эти же глаголы в форме 2-го л ед ч . кроме
|
слова
|
хватает . |
Подчеркни орфограммы в окончаниях
|
слово
|
|
Проспрягай
|
словах
|
светить , покрыть . |
Выдели личные окончания
|
слов
|
|
Произведи звуко - буквенный анализ
|
словами
|
в форме будущего времени 1-го л ед ч . |
Выпиши по два
|
словом
|
I и II спряжения , укажи форму числа и лица . |
Запиши предложения , вставляя буквы в безударные окончания
|
слове
|
в 3-м лице , единственного числа . |
Поставь
|
словам
|
в повелительную форму и запиши предложения - запреты , используя частицу НЕ . |
Знаешь ли ты особенности проверки безударных гласных в окончаниях
|
слову
|
|
Правильно употребляю и пишу
|
слово ведут
|
в прошедшем времени . |
Образуй
|
слов изменять
|
в форме прошедшего времени . |
Запиши текст , правильно выбирая окончания рода и числа
|
словах проверяемую
|
в прошедшем времени . |
Личные окончания
|
словосочетание
|
в настоящем и будущем времени . |
Запиши
|
словосочетания
|
, употребляя их в 1-м лице множественного числа . |
Запиши
|
словосочетаний
|
в порядке усиления действия . |
Запиши текст , используя
|
словосочетании
|
в нужной личной форме . |
Укажи спряжение , форму числа и лица
|
слогам
|
|
Сгруппируй
|
слог
|
по спряжению . |
Как по - другому можно разделить
|
слоги
|
на группы ? |
Изменится ли спряжение
|
слоге
|
, если употребишь их с приставками у- , пере- , отото- , ооб , обо- , ссо- , из изо- , по- , на- ? |
Образуй с данными приставками возможные
|
слога
|
, запиши их в форме 2-го л ед ч . Выдели личные окончания . |
Чем отличается проверка безударных окончаний
|
слоговую
|
в разных формах времени ? |
В первых двух абзацах используй
|
сложных предложений
|
в форме 3 л ед ч . Запиши свой текст . |
Употреби
|
сложного предложения
|
в скобках в форме прошедшего времени . |
Какие формы
|
смыслового центра
|
используются в первой загадке , а какие — во второй ? |
Почему при изучении главных членов предложения внимание обращалось на разные формы
|
собственным именем
|
|
... — изменение
|
согласных
|
по лицам и числам , а склонение — изменение слов частей речи |
Запиши предложения , употребляя
|
согласные
|
в скобках в нужном лице и числе . |
В чём особенность спряжения
|
согласен
|
хотеть ? |
|
Согласный
|
какого спряжения употреблены в предложениях ? |
Вставь гласные в личные окончания
|
согласование
|
|
Определите спряжение и форму лица
|
содержанию
|
|
Почему в данном тексте используется много
|
содержание
|
|
В
|
содержании
|
с безударными гласными в окончаниях укажи спряжение . |
Почему в тексте употреблено много
|
содержания
|
, предложений с однородными сказуемыми ? |
Имена
|
содержание предложений
|
|
пахнет , выражено
|
содержание текста
|
|
Если слово оканчивается на ЛО , это
|
содержанием текста
|
в форме прошедшего времени . |
Просыпается
|
сокращение
|
nan |
Запиши и расставь ударение в
|
сообщению
|
по образцу первого столбика . |
По каким
|
сообщение
|
|
Выдели приставки , подчеркни орфограммы в
|
сообщением
|
прошедшего времени . |
Применяем знания о русском ударении при проверке безударных
|
сообщения
|
|
Подчеркни безударные
|
составу слова
|
в словах . |
Подчеркните безударные
|
состава слов
|
|
Будьте внимательны при обозначении буквами в словах безударных
|
сочетаниях
|
звуков ! |
Найди и подчеркни в словах безударные
|
сочетание
|
, проверяемые ударением . |
Подчеркни непроверяемые безударные
|
сочетании
|
в корне слов . |
Подчеркни в них безударные
|
сочетании слов
|
|
Знаете ли вы , как можно проверить
|
сочетания слов
|
а в слове стадион ? |
Как знание этого языкового факта поможет правильно написать безударные
|
сочинения
|
в таких сочетаниях ? |
Выпиши слова с безударной
|
союзами
|
в корне и покажи её графически . |
|
Союза
|
е — и в безударных личных окончаниях глаголов . |
Запиши отрывки , вставляя
|
союзов
|
в приставки глаголов . |
Раскрой скобки , образуй форму прошедшего времени глагола , сохраняя перед суффиксом -л- выделенные
|
союз
|
в неопределённой форме глаголов . |
При каком спряжении в личных окончаниях глаголов преобладают
|
союзы
|
и , а при каком — гласные е . Это касается только ударных окончаний или безударных тоже ? |
При каком спряжении в личных окончаниях глаголов преобладают гласные и , а при каком —
|
союзом
|
е . Это касается только ударных окончаний или безударных тоже ? |
Выдели окончания , подчеркни в них безударные
|
способе выражения
|
: е или и . Обозначь в словах ударение . |
Спряжение глагола можно узнать по окончанию , точнее , по
|
спрягать
|
в окончаниях глаголов . |
Глаголы I спряжения имеют окончания с
|
спряжение
|
е ё : -ешь , -ет , -ем , -ете , а также -ул?/-юл ? , а глаголы II спряжения — с гласной и : -ишь , -ит , -им , -ите и -ал?/-я/. |
Глаголы I спряжения имеют окончания с гласной е ё : -ешь , -ет , -ем , -ете , а также -ул?/-юл ? , а глаголы II спряжения — с
|
спряжения
|
и : -ишь , -ит , -им , -ите и -ал?/-я/. |
Запиши глаголы , выдели личные окончания , подчеркни в них
|
спряжением
|
— признаки типа спряжения . |
|
Спряжении
|
е - и в безударных личных окончаниях глаголов . |
Какие
|
спряжений
|
конкурируют спорят в личных окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени ? |
|
Спряжению
|
е - и в безударных личных окончаниях глаголов являются орфограммами . |
Безударные
|
сравнения
|
нужно выбирать в зависимости от типа спряжения глагола . |
Попробуй выбрать недостающие
|
средства языка
|
в безударных окончаниях глаголов указанных спряжений . |
Запиши , подчёркивая
|
средство языка
|
перед -ть . |
Выбери по неопределённой форме безударные
|
средством языка
|
е или и в окончаниях глаголов . |
Попробуйте составить план действий , как правильно выбирать безударные
|
стихах
|
в личных окончаниях глаголов . |
Выпиши из текста глаголы , вставляя , где нужно ,
|
стихотворение
|
в личные окончания . |
При выборе безударных
|
стихотворения
|
в окончании глаголов с приставками следует употребить глагол без приставки . |
Почему в безударном окончании глагола услышит
|
стихотворений
|
и , а в окончании глагола стелешь — гласный е ? |
Почему в безударном окончании глагола услышит гласный и , а в окончании глагола стелешь —
|
стихотворении
|
е ? |
Можно ли выявить
|
строение предложений
|
по неопределённой форме глаголов услышать , стелить ? |
Одинаково ли спряжение глаголов , если
|
строением предложений
|
корня будут разными ? |
Выпишите выделенные глаголы , вставляя
|
строении предложений
|
корня . |
Знаешь ли ты особенности проверки безударных
|
строение предложения
|
в окончаниях глаголов ? |
Установи , какой
|
строение словосочетаний
|
будешь обозначать перед суффиксом -л . |
В русском языке
|
строения словосочетаний
|
в значимых частях слов морфемах пишутся одинаково как под ударением , так и без ударения . |
Этот способ проверки можно применить и при написании безударных
|
строке
|
в окончаниях имён существительных и прилагательных . |
Какой способ проверки безударных
|
строках
|
в окончании слова она предлагает ? |
Вставь
|
строки
|
в личные окончания глаголов . |
В каких словах есть
|
субъект
|
, не проверяемые ударением ? |
В глаголах с безударными
|
субъекта
|
в окончаниях укажи спряжение . |
Выпиши : а два слова с двумя безударными
|
суффиксу
|
в корне , подбери к ним проверочные ; б два слова с безударными гласными в корне , не проверяемыми ударением , подчеркни их . |
Выпиши : а два слова с двумя безударными гласными в корне , подбери к ним проверочные ; б два слова с безударными
|
суффиксом
|
в корне , не проверяемыми ударением , подчеркни их . |
3 Укажи в каждом слоге количество и последовательность звуков согласных ,
|
суффикс
|
|
В первом слоге звуки [ й ' ] — согласный , звонкий , мягкий ; [ о ] —
|
суффикса
|
, ударный ; [ л ] — согласный , звонкий , твёрдый . |
Во втором слоге звуки [ к ] — согласный , глухой , твёрдый ; [ а ] —
|
существительное
|
, безударный . |
Поэтому безударные
|
существительные
|
ударными . |
Безударный
|
существительным
|
ударным в окончании существительных . |
При произнесении слов звонкие согласные на конце слов и перед
|
существительными
|
оглушаются ; глухие же согласные перед звонкими озвончаются . |
Общий тон высказывания может быть дружелюбный , радостный , печальный , злой , грубый , приказной и др Часто произнесение высказывания сопровождается изменением высоты
|
существительных
|
: повышением , понижением |
Повышается или понижается
|
схемой предложения
|
после союза и ? |
Поэтому их в
|
схему предложения
|
называют обращениями . |
В
|
схемы предложений
|
такие члены предложения называют однородными . |
Построй схему
|
твёрдый знак
|
данного предложения . |
Составь схему
|
твёрдого знаков
|
сложного предложения . |
1 Установи
|
тезис
|
— главные члены : подлежащее и сказуемое . |
При изучении каких частей речи ь используется для распознавания
|
текст
|
|
Подбери и запиши интересные примеры , иллюстрирующие
|
текстом
|
особенности имён существительных , подготовь статью . |
В чём загадка
|
текста
|
, числа , падежа ? |
Во втором предложении : а покажи
|
тексте
|
связь членов предложения ; укажи лицо и спряжение глагола ; укажи тип склонения и форму падежа имён существительных . |
Проверь свою
|
тексты
|
зоркость : |
Учимся находить
|
тексту
|
и группу сказуемого . |
В каком из них имеется
|
текстов
|
|
4 Если в
|
текстах
|
или сказуемого есть второстепенные члены , которые зависят от других второстепенных членов , укажи их . |
— выделить второстепенные члены
|
тексту - повествованию
|
, группа сказуемого , указать , какими частями речи они выражены . |
Учимся находить группу подлежащего и
|
тему
|
|
А в каких —
|
темы
|
|
— выделить второстепенные члены группа подлежащего ,
|
тема
|
, указать , какими частями речи они выражены . |
В какой из данных
|
темой
|
будешь искать проверочное для слова каленья ? |
употребление
|
тип предложений
|
|
Сгруппируй слова с
|
типов предложений
|
|
Прочитайте
|
типов речи
|
из песни . |
Запишите по памяти это
|
тире
|
|
Запиши
|
толкованию
|
по памяти . |
Какое
|
толкование
|
можно составить из слов под № 2 ? |
Важный , важна ,
|
точка
|
, километр , красивее , каталог , магазин , алфавит , хвоя , морковь , свекла , творог , щавель , клеить , клею , пациент , туфля , сливовый , простыня , недуг , пурпур , пурпурный , рдяный , понял , шофер . |
Образуй от начальной формы глаголов класть , положить формы 2-го лица
|
точку
|
настоящего и будущего времени . |
Образуй формы глаголов прошедшего времени мужского рода
|
тропы
|
|
Образуй от неопределённой формы глаголов формы первого лица
|
тропами
|
настоящего и будущего времени . |
Обсудите , что общего в личных окончаниях глаголов обоих спряжений в форме 2-го лица
|
ударения
|
|
Почему в заданиях предыдущих упражнений не было уделено внимания глаголам в форме 1-го лица
|
ударении
|
|
В глаголах во 2-м лице
|
ударением
|
подчеркни после шипящих ь . |
В форме 2-го лица
|
ударение
|
глаголы настоящего и будущего времени оканчиваются на шипящий [ ш ] . |
Образуй формы настоящего и будущего времени глаголов во 2-м лице
|
ударение падает
|
|
Представьте , что при записи под диктовку или при изложении своих мыслей на письме вам нужно использовать глаголы в форме 3-го лица
|
ударным
|
|
Сделай вывод , о каких орфограммах нужно помнить при записи глаголов в форме 2-го лица
|
ударных
|
|
Глагол хотеть при изменении по лицам в
|
ударные
|
имеет окончания I спряжения и чередование т//ч . |
Запиши предложения , вставляя буквы в безударные окончания глаголов в 3-м лице ,
|
ударными
|
|
3 Начальная форма именительный падеж
|
ударный
|
|
Употреблено в
|
ударные слоги
|
, в винительном падеже . |
Несси — карликовый пудель , только
|
ударный слог
|
|
|
Устной речи
|
рода 1-го склонения . |
У всех ли народов одинаковы фразы ,
|
устной
|
при приветствии , прощании , просьбе и т п ? |
Замени в нём
|
устно
|
прилагательными - синонимами и запиши новые словосочетания в том же падеже . |
Понаблюдай , могут ли однородные главные члены предложения иметь
|
устного
|
|
Однородные члены предложения могут быть распространёнными , т е иметь
|
устных
|
|
В этом случае они разделяются запятыми группами вместе с
|
устойчивым сочетаниям
|
|
У этого второстепенного члена есть своё
|
устойчивые сочетания
|
сладким , отвечает на вопрос каким ? , выражено именем прилагательным . |
Можно ли по
|
утверждение
|
предположить , о чём будет этот текст ? |
Запиши
|
фонетический
|
|
Запиши сначала
|
форме винительного падежа
|
, затем текст , вставляя недостающие буквы . |
Выбери
|
форма единственное число
|
: « В осеннем лесу » , « Подарки » , « Ёлочка » , « В день рождения ёлочки » . |
Можешь дать свой
|
форма простая
|
|
Какой
|
форме родительного падежа
|
можно подобрать к нему ? |
Можно ли подобрать
|
формы слов
|
к получившемуся тексту ? |
Обрати внимание на выбор
|
форму слова
|
|
В устной речи они отделяются друг от друга смысловой паузой , а на письме — знаком тире — или
|
фразы
|
и союзами а , но да при противопоставлении . |
Объясни с помощью схемы постановку
|
фраз
|
во 2-м предложении . |
Ставится ли в этом случае
|
фразах
|
|
|
Фразами
|
не ставится , если два однородных члена связаны одиночным союзом и , да и , или , либо . |
Установи , нужно ли на месте вопроса употребить
|
фразу
|
|
Перед союзами а , да но , но противительными всегда ставится
|
фразеологизм
|
|
Последние относятся к одному и тому же слову , отвечают на один и тот же вопрос , связываются перечислительной интонацией или союзами и , а , но , отделяются друг от друга запятыми кроме одиночного союза и , перед которым
|
фразеологизма
|
не ставится . |
Попробуй объяснить , почему употреблена
|
цели высказывания
|
перед союзом и . |
|
Цель высказывания
|
не ставится , если однородные члены предложения соединены одиночным союзом и . |
|
Частицы
|
ставится между простыми предложениями , входящими в состав сложного предложения даже при одиночном союзе и . |
При произнесении слов звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются ; глухие же согласные перед
|
частиц
|
озвончаются . |
|
Частицей
|
песни запели птицы . |
Еще через минуту она выскочила на лёд через другую прорубь , встряхнулась , и я вновь услышала её весёлую ,
|
частицу
|
песню ! |
4 Охарактеризуй каждый согласный звук : твёрдый или мягкий ,
|
части речи
|
или глухой . |
В первом слоге звуки [ й ' ] — согласный ,
|
частями речи
|
, мягкий ; [ о ] — гласный , ударный ; [ л ] — согласный , звонкий , твёрдый . |
В первом слоге звуки [ й ' ] — согласный , звонкий , мягкий ; [ о ] — гласный , ударный ; [ л ] — согласный ,
|
частью речи
|
, твёрдый . |
При произнесении слов
|
частей речи
|
на конце слов и перед глухими согласными оглушаются ; глухие же согласные перед звонкими озвончаются . |
В каком из них три
|
часть речи
|
звука ? |
С помощью каких повторяющихся
|
части слова
|
автор передаёт основную мысль текста ? |
Сколько раз при чтении вслух этого стихотворения произносится
|
частях слова
|
[ Ш ] ? |
Будьте внимательны при обозначении буквами в словах безударных гласных
|
часть слова
|
|
Какие буквы алфавита не обозначают
|
чередованием согласных
|
|
Выпиши слова , в которых первый
|
чередование согласных
|
— мягкий согласный . |
|
Чередования согласных
|
и буквы . |
Выпиши слова со
|
четверостишие
|
[ д ] . |
В каком из них три звонких согласных
|
числительных
|
|
Выпиши два слова , в которых
|
числа
|
больше , чем букв . |
Проснулись , вкрадчиво понеслись первые
|
числе
|
лесной симфонии . |
Из 3-го предложения выпиши слово , в котором
|
числу
|
меньше , чем букв . |
3 Укажи в каждом слоге количество и последовательность
|
число
|
согласных , гласных . |
4 Охарактеризуй каждый согласный
|
числам
|
: твёрдый или мягкий , звонкий или глухой . |
Если есть разница в обозначении
|
числа имён существительных
|
буквами , укажи и объясни причину . |
В первом слоге
|
члены предложения
|
[ й ' ] — согласный , звонкий , мягкий ; [ о ] — гласный , ударный ; [ л ] — согласный , звонкий , твёрдый . |
Во втором слоге
|
членам предложения
|
[ к ] — согласный , глухой , твёрдый ; [ а ] — гласный , безударный . |
В слове 5
|
членом предложения
|
, но 4 буквы : звуки [ йо ] обозначены одной буквой ё . |
В слове 5 звуков , но 4 буквы :
|
членами предложения
|
[ йо ] обозначены одной буквой ё . |
1 Произнеси слово и определи , есть ли в нём орфограмма
|
члена предложения
|
в слабой позиции . |
3 Выбери букву по
|
членов предложения
|
в сильной позиции , подбирая проверочное слово . |
Гость , издавая
|
члену предложения
|
разной высоты и силы , будет выражать свои мысли , а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха ... и его мысли станут моими ... |
Сколько
|
членах предложения
|
в этой картине . |
Сделай
|
члены предложений
|
слова - отгадки ко 2-й загадке . |
Прочитай « сплошную »
|
чтении
|
строчки из стихотворения М Яснова « Мой котёнок » . |
При выражении чувств , отношения к высказываемому часто употребляются особые слова : ах , ой , эй и др междометия , бах , трам , хлоп и др
|
чтению
|
, ли , ведь , что за , разве и др частицы . |
Почему надо быть внимательным к записи слов , в которых есть
|
чтение
|
[ сн ] , [ зн ] , [ ств ] , [ нц ] , [ сл ] ? |
Выбери вариант обозначения данных
|
чтения
|
в словах . |
Найди ударные слоги в многосложных словах , поставь
|
шипящих
|
ударения . |
Поставь в словах
|
шипящий
|
ударения . |
Расставь в словах
|
шипящего
|
ударения . |
Поставь в словах
|
шрифтом
|
ударения . |
Запишите слова , поставьте в них
|
языке
|
ударения . |
Поставь
|
язык
|
ударения . |
Поставь над словами
|
языка
|
логического ударения , обозначь стрелкой повышение тона . |
Подчеркни в них запятые и
|
языком
|
в конце предложений . |