Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
Выпишите глаголы из первых двух
|
абзацев
|
|
Транспорт , насос , камыш , лыжи , жало , навес , атлас ,
|
автор
|
|
Как вы объясните учащимся третьего класса , что в художественном произведении не следует заменять слова
|
автора
|
другими словами ? |
Кто её
|
алфавит
|
|
Но древние греки придумали буквы не только для согласных , но и для гласных звуков и создали
|
антонимы
|
|
Первоклассники выучат
|
антоним
|
|
Составьте и запишите предложения таким образом , чтобы данные слова -
|
антонимами
|
были употреблены как однородные . |
|
Безударные
|
— это слова , противоположные по значению . |
Найдите
|
безударными
|
в шуточном стихотворении Дж Родари « Тараторка » и выпишите их парами . |
Подберите к каждому из данных слов синоним и
|
безударное
|
|
Замените имена прилагательные в данных словосочетаниях
|
безударным
|
|
Подберите к данным глаголам синонимы и
|
безударных
|
из слов для выбора . |
К слову чуткий подберите синонимы и
|
будущем времени
|
|
Ударные и
|
букв
|
гласные звуки . |
Выпишите из орфографического словарика в конце учебника десять слов с непроверяемыми
|
буквы
|
гласными и три слова с непроверяе - мыми согласными . |
Определите , ударные или
|
букву
|
окончания появляются у слов луна , сестра , земля при склонении . |
Есть два способа , которые помогут верно написать
|
буквами
|
окончание имени существительного . |
Поставьте подобранное имя существительное на место имени существительного с
|
буквой
|
окончанием . |
Вспомните , что ударные и
|
буква
|
окончания пишутся одинаково . |
Идти по тропинке — ( по ) тропинке — имя существительное 1-го склонения с
|
буква гласного
|
окончанием . |
— Труднее всего верно написать
|
буква согласного
|
окончание -е в предложном падеже . |
— Труднее всего верно написать
|
буквах
|
окончание -и в родительном , дательном и предложном падежах . |
— А какое слово - помощник можно использовать для проверки
|
буквенного письма
|
окончаний имён существительных 3-го склонения ? |
Найдите и запишите слова , которые помогут проверить написание
|
буквенную
|
окончаний имён существительных 1-го склонения , 2-го склонения , 3-го склонения . |
Подобрать слово - помощник того же склонения , что и имя существительное с
|
буквенная
|
окончанием . |
— Вспомните , что помогает верно написать
|
буквосочетания
|
окончание имени прилагательного . |
|
Букв греческого алфавита
|
окончание имени прилагательного может совпадать с окончанием вопроса , который ставится к данному слову от имени существительного . |
Составьте устно текст о том , как надо проверять
|
виду
|
окончания имён прилагательных . |
Для того чтобы верно написать
|
виде
|
окончание имени прилагательного , надо выполнить три действия . |
—
|
вид
|
окончание имени прилагательного в начальной форме не совпадает с окончанием вопроса : ( какой ? ) |
|
Винительном падеже
|
гласные в окончаниях имён прилагательных — это орфограмма . |
— Не забывайте , что в
|
вопрос
|
окончаниях имён прилагательных в именительном падеже , в мужском роде , в единственном числе пишется буква -и или буква -ы : далёкий ( край ) , новый ( альбом ) . |
Подчеркните в окончаниях глаголов буквы
|
вопросом
|
гласных звуков двумя чертами , а буквы ударных гласных звуков одной чертой . |
Чтобы определить спряжение глаголов с
|
вопросу
|
окончаниями , надо поставить их в неопределённую форму и найти суффикс . |
Определить , ударное или
|
вопросы
|
окончание у глагола . |
Если окончание
|
вопросами
|
, поставить глагол в неопределённую форму : он ( что делает ? ) |
— И ещё глаголы с
|
вопроса
|
окончаниями , которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить . |
Выпишите из упражнения по группам наречия , которые содержат такие орфограммы :
|
вопросов
|
гласные в корне слова , парные по звонкости - глухости согласные в корне слова , непроизносимые согласные . |
Как верно написать
|
вопросам
|
окончания у слов разных частей речи ? |
Чтобы верно написать
|
вопросе
|
окончание имени существительного , надо знать . |
Чтобы верно написать
|
вопросительные предложения
|
окончание имени прилагательного , надо знать . |
Чтобы верно написать
|
вопросительные слова
|
окончание глагола в настоящем и будущем времени , надо знать . |
Чтобы верно написать
|
вопросительный знак
|
окончание глагола в прошедшем времени , надо знать . |
— В настоящем и
|
восклицательной интонацией
|
глаголы изменяются по лицам и числам . |
— Понаблюдайте , как спрягаются глаголы в
|
восклицательные предложения
|
, какие окончания у них появляются . |
Похожи ли окончания глаголов в
|
восклицательный знак
|
на окончания глаголов в настоящем времени ? |
Укажите лицо и число каждого глагола в
|
вспомогательного глагола
|
, выделите окончание . |
Лицо и число глаголов в
|
второстепенные члены предложения
|
определяются так же , как лицо и число глаголов в настоящем времени . |
— А для чего надо учиться определять лицо и число глаголов в настоящем и
|
второстепенных членов предложения
|
|
— Спрягаться ( изменяться по лицам и числам ) глаголы могут не только в настоящем , но и в
|
второстепенными членами предложения
|
|
Спряжение глаголов в
|
второстепенным членом предложения
|
определяется так же , как и спряжение глаголов в настоящем времени . |
Устно проспрягайте в
|
второстепенный член предложения
|
глаголы читать и прочитать . |
Измените текст , употребив выделенные глаголы в
|
второстепенные члены
|
|
Составьте предложения , употребив глаголы в
|
выговор
|
|
Сочетание -тся пишется у глаголов в настоящем и
|
выражения
|
, 3-м лице , единственном и множественном числе , то есть когда глаголы отвечают на вопросы что делает ? |
Лицо ( в настоящем и в
|
выражением
|
) или род глагола ( в прошедшем времени ) . |
Глаголы изменяются по временам и могут употребляться в настоящем , прошедшем и
|
выражений
|
|
В настоящем и
|
выражении
|
глаголы изменяются по |
Чтобы верно написать безударное окончание глагола в настоящем и
|
высказывание
|
, надо знать . |
Сравните количество звуков и
|
высказываний
|
в выделенных словах . |
Определите количество
|
высказывания
|
и звуков в выделенных словах . |
Объясните написание выделенных
|
высказываниями
|
|
Запишите предложения , вставляя , где это необходимо , пропущенные
|
главная мысль текста
|
|
Какие
|
главную мысль текста
|
надо написать на месте пропусков ? |
Во все ли слова нужно вписывать
|
главная часть слова
|
|
4
|
главные члены предложения
|
, которые могут обозначать 2 звука одновременно . |
2
|
главный член предложения
|
, которые не обозначают звуков . |
33
|
главные члены
|
|
Древние египтяне придумали 22 знака ( 22
|
главных членов
|
) для записи согласных звуков . |
Изобретатель
|
глаголы
|
о гласных не заботился . |
Но древние греки придумали
|
глаголом
|
не только для согласных , но и для гласных звуков и создали алфавит . |
Спишите текст , вставляя пропущенные
|
глаголами
|
|
Образуйте из
|
глаголов
|
данных слов новые слова . |
— Вы уже знаете , что обозначать звуки
|
глагол
|
не всегда просто . |
Определите , каким правилам подчиняется написание выделенных
|
глагола
|
в каждой группе слов . |
Однако по традиции сочетания жи — ши пишем с
|
глаголу
|
и , а сочетания ча — ща , чу — щу — с буквами а и у. |
Однако по традиции сочетания жи — ши пишем с буквой и , а сочетания ча — ща , чу — щу — с
|
глаголам
|
а и у. |
Спишите пословицы , вставляя , где это необходимо , пропущенные
|
глаголах
|
|
Объясните , какие
|
глаголе
|
нужно вписать на месте пропусков . |
Запишите стихотворение К Бальмонта , вставляя пропущенные
|
гласных букв
|
|
|
Гласными буквами
|
- а , б , в . |
Укажите количество звуков и
|
гласной буквой
|
в данных словах . |
Подчеркните
|
гласную букву
|
, обозначающие два звука . |
Запишите текст , раскрывая скобки и вставляя пропущенные
|
гласной буквы
|
, где это необходимо . |
Разделите его на предложения и запишите , расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные
|
гласные
|
|
Выпишите слова с пропущенными
|
гласных
|
, подберите к ним , если это возможно , проверочные слова . |
Запишите предложения , вставляя пропущенные
|
гласными
|
|
Определите количество звуков и
|
гласной
|
в выделенных словах . |
Запишите их , вставляя пропущенные
|
глухие согласные
|
|
Запишите пословицы , вставляя пропущенные
|
грамматика
|
|
Запишите слова по образцу , вставляя
|
грамматические значения
|
е или и в суффикс . |
Запишите , раскрывая скобки и вставляя , где нужно , пропущенные
|
грамматическим значениям
|
в слова . |
Объясните , какие
|
грамматических значений
|
надо вставить на месте пропусков . |
Поставьте имена существительные в форму множественного числа и запишите их , вставляя пропущенные
|
грамматическими значениями
|
|
Объясните написание слов с пропущенными
|
грамматического значения
|
|
Запишите стихотворные строки , вставляя , где нужно , пропущенные
|
грамматическое значение
|
|
Запишите поговорки , вставляя пропущенные
|
группе слов
|
|
Запишите предложение , вставляя пропущенные
|
группы слов
|
|
Вставьте пропущенные
|
группам слова
|
|
При этом в окончаниях имён прилагательных могут чередоваться
|
дательном падеже
|
о / е , и / ы , а / я . |
— в окончаниях имён прилагательных могут чередоваться
|
действия предмета
|
а / я ( какая ? |
— Не забывайте , что в безударных окончаниях имён прилагательных в именительном падеже , в мужском роде , в единственном числе пишется
|
действие предмета
|
-и или буква -ы : далёкий ( край ) , новый ( альбом ) . |
— Не забывайте , что в безударных окончаниях имён прилагательных в именительном падеже , в мужском роде , в единственном числе пишется буква -и или
|
деловая речь
|
-ы : далёкий ( край ) , новый ( альбом ) . |
Запишите словосочетания , вставляя пропущенные
|
деловой речи
|
|
Определите , в окончания каких имён прилагательных надо вписать
|
диалог
|
о(е ) , а в окончания каких имён прилагательных — букву ы(и ) . |
Определите , в окончания каких имён прилагательных надо вписать букву о(е ) , а в окончания каких имён прилагательных —
|
диалога
|
ы(и ) . |
Запишите загадки , вставляя пропущенные
|
диалогов
|
|
Запишите словосочетания , вставляя пропущенные
|
диалоге
|
в окончания имён прилагательных . |
Озаглавьте его и запишите текст , вставляя пропущенные
|
диалоги
|
|
Объясните , какие
|
дополнительное значение
|
надо вставить на месте пропусков . |
Запишите глаголы , вставляя пропущенные
|
единственном числе
|
|
Какую орфограмму надо знать , чтобы верно вставить
|
единственного числа
|
в этих глаголах ? |
Запишите глаголы , вставляя пропущенные
|
женского рода
|
|
Подчеркните в окончаниях глаголов
|
женском роде
|
безударных гласных звуков двумя чертами , а буквы ударных гласных звуков одной чертой . |
Подчеркните в окончаниях глаголов буквы безударных гласных звуков двумя чертами , а
|
жестов
|
ударных гласных звуков одной чертой . |
— В окончаниях глаголов ( он ) дружит и ( он ) пишет надо написать
|
жестом
|
« и » , потому что буквосочетания жи — ши пишутся с буквой и . |
— В окончаниях глаголов ( он ) дружит и ( он ) пишет надо написать букву « и » , потому что буквосочетания жи — ши пишутся с
|
жестами
|
и . |
Вставьте пропущенные
|
зависимому слову
|
|
Вставьте на месте пропуска
|
зависимое слово
|
ю(у ) или я(а ) . |
Спишите текст , вставляя на месте пропуска
|
запятая
|
е или и . Объясните свой выбор . |
Запишите предложения , вставляя пропущенные
|
запятую
|
|
Запишите текст , вставляя пропущенные
|
звонкого
|
|
Первый игрок выбирает слово из первой группы и , не называя его , говорит второму игроку , сколько в этом слове
|
звонкие
|
, слогов , какой слог ударный , к какой части речи относится слово . |
Объясните , в каких словах какие
|
звонкой
|
пропущены . |
Запишите текст , вставляя пропущенные
|
звонкости
|
, где это необходимо . |
Запишите пословицы , вставляя пропущенные
|
звуков
|
и раскрывая скобки . |
Запишите пословицы , вставляя пропущенные
|
звуки
|
, где это необходимо . |
Объясните , как вы определили , какие
|
звуками
|
нужно вписать в окончания глаголов . |
Запишите пословицы , вставляя пропущенные
|
звука
|
|
Определите , какие правила орфографии необходимо знать , чтобы не ошибиться при написании выделенных
|
звук
|
|
Подберите , где это возможно , проверочные слова для слов с выделенными
|
звукобуквенный анализ
|
|
На месте пропусков вставьте
|
звуко - буквенный разбор
|
, где это необходимо . |
Выпишите слова с пропущенными
|
знак
|
, подберите проверочные слова или дайте объяснение написанию слов . |
Понаблюдайте , какая
|
знака
|
звука чаще всего употребляется в окончаниях глаголов I спряжения , а какая — в окончаниях глаголов II спряжения . |
А в каком падеже
|
знаков
|
звука является орфограммой ? |
— Ребята , помогите мне вспомнить всё , что мы узнали о звуках и
|
знак вопросительный
|
русского языка . |
Сравните разные способы передачи сообщения : с помощью жестов из языка индейцев майя и с помощью звуко -
|
знак восклицательный
|
|
— Слово имеет звуко -
|
знаки препинания
|
форму и определённое содержание . |
Слово имеет только звуко -
|
знаков препинания
|
форму . |
У слова есть лексическое значение и звуко -
|
знака препинания
|
форма . |
— В окончаниях глаголов ( он ) дружит и ( он ) пишет надо написать букву « и » , потому что
|
знак препинания
|
жи — ши пишутся с буквой и . |
Его название происходит от первых
|
значение
|
: « альфа » и « бета » ( А и Б ) . |
Серёжа ( не)заплакал и ( не)показал даже
|
значения
|
, что ему больно . |
Составьте и запишите два предложения с однородными членами в
|
значении
|
ответов на вопросы : |
Инструмент для сжимания , схватывания в
|
значению
|
двух скреплённых на шарнире стержней . |
У синицы и воробья был воинственный
|
значениях
|
|
Укажите их разряд и
|
значений
|
по составу . |
Определите , в каких из них выделенные имена прилагательные стоят в именительном падеже , а в каких — в
|
значении слов
|
|
Найдите имена существительные в именительном падеже и имена существительные в
|
значения слов
|
|
Письменно ответьте на данный
|
значение слова
|
|
Обратитесь к собеседнику с просьбой или
|
изменение по времени
|
, на которые можно дать такие ответы : |
Определите по
|
изменяемая часть слова
|
тип каждого из них . |
К такому тексту можно поставить
|
имён прилагательных
|
какой ? |
Тексты - рассуждения отвечают на
|
имена прилагательные
|
почему ? |
К таким текстам можно поставить
|
имени существительного
|
что случилось ? |
Можете воспользоваться
|
имена существительные
|
|
— При составлении собственных текстов воспользуйтесь советом великого писателя Максима Горького : « Прежде чем начать писать , я задаю себе три
|
именительном падеже
|
: что хочу написать , как написать и для чего написать » . |
Ответьте на
|
именительный падеж
|
|
Запишите ответы на
|
именительного падежа
|
|
- предложением называется несколько слов или одно слово , в которых заключается сообщение ,
|
имена
|
или побуждение ( приказ , совет , просьба ) . |
Попробуйте дополнить его недостающим
|
имя
|
|
Разные
|
имени прилагательного
|
задаю я всем : |
|
Имя прилагательное
|
для выбора : куда ? |
Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие
|
имени прилагательному
|
|
Поставьте к каждой части
|
именем прилагательным
|
|
Подлежащее — это главный член предложения , который отвечает на
|
именам прилагательным
|
кто ? |
Сказуемое — это главный член предложения , который отвечает на
|
именами прилагательными
|
что делает предмет ? |
Поставьте к ним
|
имени прилагательных
|
от главных или от других второстепенных членов предложения и запишите по образцу . |
Для этого выпишите из каждого предложения словосочетания , поставив
|
имя собственное
|
от одного слова к другому . |
Выберите два предложения и с помощью
|
имя существительное
|
покажите связь слов в них . |
В каждом словосочетании поставьте
|
имени существительному
|
от главного слова к зависимому слову . |
Запишите найденные словосочетания вместе с
|
именем существительным
|
|
Они являются одним и тем же членом предложения , отвечают на один и тот же
|
именам существительным
|
, относятся к одному и тому же слову в предложении . |
Найдите в предложениях однородные члены и поставьте к ним
|
именами существительными
|
|
Составьте и запишите два предложения с однородными членами в виде ответов на
|
имён существительных
|
|
Найдите однородные члены , поставьте к ним
|
имени существительных
|
|
Поставьте
|
именами числительными
|
от слова к слову в каждой паре и запишите всё по образцу . |
От главного слова к зависимому слову можно поставить
|
имя числительное
|
|
Выпишите все возможные словосочетания с
|
имена числительные
|
по образцу из упражнения 125 . |
Однородные члены предложения являются одним и тем же членом предложения , отвечают на один и тот же
|
иностранной
|
, относятся к одному и тому же слову в предложении . |
Ответьте на
|
иностранных языка
|
|
Обсуждая эти
|
интонации
|
, вы можете воспользоваться высказываниями учёного - языковеда и известного писателя . |
Запишите ответы на
|
интонацией
|
|
Эти значения легко определяются по
|
интонации перечисления
|
: кто ? |
Подберите для своих предложений слова , отвечающие на
|
информацию
|
кто ? |
— По
|
количественные числительные
|
|
На
|
количественных числительных
|
кто ? |
отвечают имена существительные , на
|
количество звуков
|
какой ? |
отвечают имена прилагательные , на
|
конец слова
|
что делать ? |
— Верно , части речи различаются общими значениями , которые можно определить по
|
корней
|
|
Части речи различаются : по общему значению ( обозначает предмет , признак предмета , действие предмета ) , которое определяется с помощью
|
корнями
|
, по основным грамматическим значениям ( род , число , падеж , время ) и по роли в предложении . |
Чтобы верно определить падеж имени существительного , к нему лучше ставить два падежных
|
корень
|
( кто ? |
В некоторых случаях к имени существительному можно поставить не только падежный , но и смысловой
|
корнем
|
: вышел ( откуда ? |
Поставьте
|
корня
|
от слова к слову в каждом словосочетании . |
В каких случаях можно одновременно задать и падежный , и смысловой
|
корни
|
|
Выпишите из предложений все словосочетания с именами существительными , поставьте от слова к слову все возможные
|
корень слова
|
|
Поставить от главного слова
|
корни слова
|
к имени существительному : не тонет ( в чём ? |
По
|
корне
|
и предлогу определить падеж имени существительного : имя существительное ( в ) воде отвечает на вопросы в чём ? |
По вопросам и предлогу определить падеж имени существительного : имя существительное ( в ) воде отвечает на
|
корне слова
|
в чём ? |
Имя существительное — часть речи , которая ( отвечает на
|
корреспондентом
|
кто ? |
или на
|
красной строки
|
что ? |
Для этого надо найти слово , от которого зависит несклоняемое имя существительное , поставить от этого слова
|
лексическое значение имён существительных
|
к имени существительному и по вопросу определить падеж : стоит ( около чего ? ) |
Для этого надо найти слово , от которого зависит несклоняемое имя существительное , поставить от этого слова вопрос к имени существительному и по
|
лексические значения
|
определить падеж : стоит ( около чего ? ) |
— Я задам хитрый
|
лексическое значение
|
: как определить склонение имени существительного , если оно стоит не в именительном падеже : ( у ) подруги , ( с ) товарищем , ( в ) сирени ? |
Поставьте
|
литературных
|
к имени существительному , по вопросу определите его падеж . |
Поставьте вопрос к имени существительному , по
|
лиц
|
определите его падеж . |
Поставить
|
лица
|
к имени существительному и определить его падеж . |
Поставьте
|
лицами
|
от имени существительного к имени прилагательному в каждом словосочетании . |
Укажите окончание
|
лицо
|
и окончание имени прилагательного . |
Запишите словосочетания вместе с
|
лице
|
|
Выделите окончания каждого имени прилагательного и
|
лицу
|
к нему . |
Безударное окончание имени прилагательного может совпадать с окончанием
|
лицам
|
, который ставится к данному слову от имени существительного . |
Поставить
|
личные местоимения
|
от имени существительного к имени прилагательному . |
Выделить окончание
|
личного местоимения
|
|
Написать у имени прилагательного такое же окончание , как и у
|
местоимением
|
|
— безударное окончание имени прилагательного в начальной форме не совпадает с окончанием
|
местоимение
|
: ( какой ? ) |
Рядом с каждым именем прилагательным запишите
|
местоимения
|
к нему , сравните окончания вопроса и имени прилагательного . |
Рядом с каждым именем прилагательным запишите вопрос к нему , сравните окончания
|
местоимениями
|
и имени прилагательного . |
Обратите внимание на окончания
|
метафора
|
и окончания имён прилагательных . |
Сложный
|
метафоре
|
— простой вопрос . |
|
Метафоры
|
, ответ , дом , тополь , ботинок , портфель , пёс . |
Обратите внимание на окончания
|
многозначное слово
|
и окончания имён прилагательных . |
В скобках напишите
|
множественном числе
|
к данным именам прилагательным . |
Выделите окончания
|
множественного числа
|
и окончания имён прилагательных . |
Отвечает данное имя прилагательное на
|
монолог
|
какой ? |
В
|
мужского рода
|
окончание -ой , следовательно , у имени прилагательного должно быть такое же окончание . |
Сравните грамматические значения имени существительного и имени прилагательного , используя данные
|
мужском роде
|
|
На какие
|
мягким знаками
|
отвечает имя существительное ? |
Поставьте
|
мягкий знак
|
к именам прилагательным . |
Запишите словосочетания вместе с
|
написание
|
|
Употребите каждое местоимение в скобках в нужной форме , поставьте к нему
|
написании
|
и определите его падеж . |
На какой
|
написания
|
отвечает каждый глагол ? |
Глаголы в неопределённой форме отвечают на
|
написанию
|
что делать ? |
или на
|
наречие
|
что сделать ? |
Поставьте их в неопределённую ( начальную ) форму и запишите парами с
|
наречиями
|
по образцу . |
Распределите глаголы по группам и запишите вместе с
|
наречия
|
по образцу . |
Если в неопределённой форме глагол отвечает на
|
наречий
|
что делать ? |
На какой
|
нарицательными именами
|
отвечает каждый глагол ? |
Поставьте
|
настоящем времени
|
к выделенным глаголам . |
— Мягкий знак надо писать у глаголов в неопределённой форме , то есть в тех случаях , когда глаголы отвечают на
|
настоящего времени
|
что делать ? |
или на
|
начальной форме
|
что сделать ? |
Сочетание -тся пишется у глаголов в настоящем и будущем времени , 3-м лице , единственном и множественном числе , то есть когда глаголы отвечают на
|
начальная форма
|
что делает ? |
На какие
|
начальную форму
|
они отвечают ? |
Слова , которые обозначают точное количество предметов или число , а также порядок у предметов при счёте и отвечают на
|
начальной формы
|
« сколько ? |
Распределите и запишите имена числительные на две группы по
|
немецкому
|
сколько ? |
Количественные числительные обозначают точное количество предметов или число и отвечают на
|
немецкого
|
сколько ? |
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на
|
неодушевлённые имена существительные
|
который ? |
Задайте друг другу такие
|
неодушевлённые
|
, чтобы в ответах надо было использовать имена числительные . |
Составьте и запишите рассказ о себе или о своём друге по
|
неодушевлённых
|
|
Поставьте
|
неодушевлённое
|
к этим словам . |
Неизменяемые слова , которые отвечают на р
|
неопределённая форма глагола
|
как ? |
Поставьте
|
неопределённой форме глагол
|
к наречиям . |
Слово поездка отвечает на
|
непроизносимые согласные
|
что ? |
Слово дубовый отвечает на
|
несклоняемое имя существительное
|
какой ? |
Слово убегут отвечает на
|
несклоняемых
|
что сделают ? |
Устно ответьте на
|
несклоняемыми
|
|
Попробуйте кратко ответить на
|
новыми словами
|
по тексту . |
Слова для выбора : склонение и падеж ; окончание
|
новые слова
|
к слову ; спряжение , лицо и число ; род и число . |
— При объяснении написания окончаний имён существительных я укажу склонение и падеж каждого имени существительного , при объяснении написания окончаний глаголов — спряжение , лицо и число каждого глагола , при проверке имён прилагательных я сравню их окончания с окончаниями
|
новых словах
|
, на которые они отвечают . |
Попробуйте
|
нулевом окончании
|
переделать в повествовательные только с помощью интонации и знака препинания в конце предложения . |
Попробуйте сделать эти предложения вопросительными , добавив , где это необходимо ,
|
нулевое окончание
|
|
Прочитайте стихотворение А Тетивкина «
|
нулевым окончанием
|
» . |
|
Оборота
|
знак . |
Если обращение стоит в начале предложения , после него ставится или запятая , или восклицательный знак ( если предложение произносится с
|
образования слов
|
) . |
Обратите внимание , с какой интонацией надо прочитать
|
обращении
|
|
Если обращение стоит в начале предложения , после него ставится или запятая , или
|
обращение
|
( если предложение произносится с восклицательной интонацией ) . |
Прочитайте стихотворение А Тетивкина «
|
обращения
|
» . |
У каких глаголов форма будущего времени образуется с помощью
|
обращением
|
быть ( буду , будешь и т д ) ? |
то форма будущего времени этого глагола образуется с помощью
|
обращениями
|
быть . |
Есть главные члены предложения и
|
общему значению
|
|
Поставьте к ним вопросы от главных или от других
|
общими значениями
|
и запишите по образцу . |
Обратите внимание , что в предложении однородными могут быть как главные , как и
|
общение устное
|
|
Имена существительные чаще всего выступают в роли подлежащих или
|
однокоренные
|
|
Глаголы являются в большинстве случаев сказуемыми , а имена прилагательные —
|
однокоренные слова
|
|
— В - четвёртых , мы выясняли , какова роль слова в предложении , каким членом предложения может являться слово ( подлежащим , сказуемым или
|
однокоренных
|
) . |
Слово дубовой —
|
однокоренных словах
|
|
Есть ли в предложениях
|
однокоренных слов
|
|
— Вы уже знаете , что в предложении есть главные и
|
одушевлённые
|
|
За опоздание на работу лаборанту Иванову объявляется
|
окончание
|
|
Используйте приведённые ниже
|
окончания
|
|
С особым
|
окончанию
|
nan |
Для всего , что существует в природе : воды , воздуха , неба , облаков , дождей , лесов и полей , цветов и трав , — в русском языке есть великое множество хороших слов и
|
окончаний
|
|
Мы не раз говорили о старом народном
|
окончаниями
|
« дремучие леса » , восхищаясь точностью русского языка . |
Составьте по нему рассказ , используя опорные
|
окончанием
|
|
Слова и словосочетания для выбора : собеседники , устная речь ,
|
окончаниях
|
, пауза , письменная речь , предложение , знаки препинания . |
Прочитайте и спишите
|
окончание имени прилагательного
|
известного физика А Эйнштейна . |
Какое из
|
олицетворение
|
больше соответствует сообщению , переданному на языке жестов ? |
Прочитайте
|
омонимы
|
выдающихся людей о русском языке . |
Обсуждая эти вопросы , вы можете воспользоваться
|
омонимов
|
учёного - языковеда и известного писателя . |
Что отражено в заглавии — тема или
|
описание
|
|
Найдите и выпишите обращение и
|
определения
|
|
Корень – это
|
орфограммы
|
, в которой заключено основное значение всех родственных ( однокоренных ) слов : море , заморский , моряк . |
Выделенные предложения спишите и подчеркните в них
|
орфограммой
|
|
|
Орфограмм
|
предложения . |
Есть
|
орфограмма
|
и второстепенные члены предложения . |
Подлежащее — это
|
орфограмму
|
, который отвечает на вопрос кто ? |
Сказуемое — это
|
орфографического
|
, который отвечает на вопрос что делает предмет ? |
Подчеркните в них
|
орфографическую
|
|
|
Орфографическом
|
предложения подчеркните . |
Найдите
|
орфографического словаря
|
в каждой его части . |
|
Орфографическому словарю
|
предложения — это . |
Подчеркните
|
орфографическому правилу
|
|
Подчеркните
|
орфографических правил
|
|
Подчеркните
|
орфография
|
|
Полученные предложения запишите , подчеркните в них
|
орфографии
|
|
Выпишите выделенные предложения , подчеркните в каждом из них
|
орфоэпическом
|
|
Основу предложения составляют его
|
основу предложения
|
: подлежащее и сказуемое . |
Найдите
|
основа слова
|
в каждом предложении . |
Подчеркните
|
основное значение
|
в каждом предложении . |
Подчеркните
|
отрицанием
|
в каждом предложении . |
Подчеркните
|
падает ударение
|
в каждом предложении . |
Найдите
|
падеж
|
в каждом предложении . |
Подчеркните
|
падежи
|
в каждом предложении . |
Подчеркните
|
падежам
|
в каждом предложении . |
Подчеркните
|
падежа
|
в выделенных предложениях . |
Подчеркните
|
падеже
|
в каждом предложении . |
В каждой части такого предложения есть
|
падежах
|
: подлежащее и сказуемое . |
Найдите
|
падежу
|
в каждом предложении . |
Предложения запишите , подчеркните
|
падежных формах
|
|
Кроме
|
падежную форму
|
, в предложении также могут быть . |
Подчеркните
|
падежной форме
|
в выделенных предложениях . |
Спишите пред - ложения , подчеркните
|
падежные окончания
|
|
Во всех предложениях , кроме подчёркнутого , выделите
|
падежных
|
|
В предложении 5 подчеркните
|
падежный
|
|
Выпишите по группам все имена существительные и
|
пауза
|
|
Какие
|
передача информации
|
находит поэт , чтобы изобразить ель и лес как живые существа ? |
Подберите
|
переносном значении
|
к данный словам так , чтобы рассказать о названных предметах как о живых существах . |
Укажите все имена существительные , прилагательные и
|
переносным значением
|
|
Определите , в каком времени употреблены в тексте все
|
переносное значение
|
|
Обычно в предложении сказуемое выражено
|
писателями
|
|
Замените сказуемые в предложениях
|
писатели
|
- синонимами из слов для выбора . |
Как пишется частица не с
|
писателя
|
|
Образуйте новые слова с приставками под- , при- , пере- , за- , в- от
|
писатель
|
носить , писать , бежать и запишите их . |
Составьте и запишите словосочетания
|
письменной речи
|
с именами существительными , подходящими по смыслу . |
Аня никак не могла запомнить , как пишется
|
письменная речь
|
с корнем шёл . |
Учительница посоветовала ей подобрать разные
|
письменная
|
с этим корнем . |
У
|
письменному
|
— время , число , род ( в прошедшем времени ) . |
— На основе общего грамматического значения ( предмет , признак предмета , действие предмета ) слова объединяются в большие группы : имена существительные , имена прилагательные ,
|
письменное
|
, местоимения . |
Укажите общее грамматическое значение всех
|
письменный
|
|
Найдите и обозначьте имена существительные , имена прилагательные ,
|
письме
|
|
отвечают
|
письмо
|
|
Имя существительное называет предмет , имя прилагательное — признак предмета , а
|
план текста
|
— действие предмета . |
|
Побудительные предложения
|
являются в большинстве случаев сказуемыми , а имена прилагательные — второстепенными членами предложения . |
Части речи — это имя существительное , имя прилагательное , местоимение ,
|
побудительные
|
, предлог , союз . |
Образуйте с каждым из данных корней одно имя существительное , одно имя прилагательное и один
|
повествование
|
|
Запишите словосочетания имён существительных с
|
повествовательные предложения
|
подойти . |
|
Повествовательные
|
|
Найдите
|
поговорки
|
в стихотворных строках Е. Благининой . |
Время и число какого
|
поговорок
|
определить нельзя ? |
Как называется форма , в которой стоит этот
|
подлежащее
|
|
У каких
|
подлежащие
|
в тексте можно определить род ? |
Найдите
|
подлежащим
|
|
Определите время каждого
|
подлежащих
|
|
А Ахматова употребила
|
порядковые числительные
|
разного времени . |
Подберите синонимы к
|
пословицы
|
лелеять . |
Дополните текст подходящими по смыслу
|
пословицу
|
|
Определите , каким членом предложения является каждый подобранный
|
пословиц
|
|
Во всех трёх временах
|
пословица
|
изменяются по числам и могут стоять в форме единственного или в форме множественного числа : пришёл — пришли , идёт — идут , придёт — придут . |
В прошедшем времени , в единственном числе
|
пословицах
|
изменяются по родам : пришл[а ] , пришло , пришёл . |
Определите время , число и , где это возможно , род каждого
|
поэтами
|
|
Подберите к данным
|
поэты
|
синонимы и антонимы из слов для выбора . |
На какой вопрос отвечает каждый
|
поэт
|
|
В какой форме стоят
|
поэтов
|
|
Как называется такая форма
|
поэта
|
|
|
Поэту
|
в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать ? |
Неопределённая форма не показывает ни времени , ни числа , ни рода
|
правил орфографии
|
|
Найдите в пословицах
|
правила орфографии
|
|
Выделите суффиксы
|
правописание
|
в неопределённой форме . |
В каждом предложении найдите
|
предлог
|
и определите , какова его начальная форма . |
Обратите внимание на
|
предлогу
|
в скобках . |
Запишите
|
предлогом
|
по образцу . |
Выпишите
|
предлогами
|
из первых двух абзацев . |
Укажите время , число и , если это возможно , род каждого выписанного
|
предлоги
|
|
У какого
|
предлогов
|
нельзя определить время , число , род ? |
С каким местоимением : я , ты , он , мы , вы , они — сочетается каждый
|
предложение
|
|
Распределите
|
предложения
|
по группам и запишите вместе с вопросами по образцу . |
Выделите окончания
|
предложении
|
|
— В настоящем и будущем времени
|
предложений
|
изменяются по лицам и числам . |
Такое изменение
|
предложениях
|
называется спряжением . |
При спряжении у
|
предложением
|
меняется окончание . |
— Понаблюдайте , какие окончания появляются у
|
предложениям
|
в настоящем времени . |
Найдите и выпишите
|
предложениях сочетания
|
в настоящем времени и определите лицо и число каждого глагола . |
Найдите и выпишите глаголы в настоящем времени и определите лицо и число каждого
|
предложения сочетание
|
|
— Чтобы определить лицо и число
|
предложения вопросительными
|
в настоящем времени , надо установить лицо и число местоимения , с которым этот глагол может сочетаться : скачет — он скачет - глагол стоит в 3-м лице , в единственном числе ; летит — оно летит - глагол стоит в 3-м лице , в единственном числе . |
— Чтобы определить лицо и число глагола в настоящем времени , надо установить лицо и число местоимения , с которым этот
|
предложении главные
|
может сочетаться : скачет — он скачет - глагол стоит в 3-м лице , в единственном числе ; летит — оно летит - глагол стоит в 3-м лице , в единственном числе . |
— Чтобы определить лицо и число глагола в настоящем времени , надо установить лицо и число местоимения , с которым этот глагол может сочетаться : скачет — он скачет -
|
предложениях главные
|
стоит в 3-м лице , в единственном числе ; летит — оно летит - глагол стоит в 3-м лице , в единственном числе . |
— Чтобы определить лицо и число глагола в настоящем времени , надо установить лицо и число местоимения , с которым этот глагол может сочетаться : скачет — он скачет - глагол стоит в 3-м лице , в единственном числе ; летит — оно летит -
|
предложений главные
|
стоит в 3-м лице , в единственном числе . |
Поставьте
|
предложения главные
|
в форму настоящего времени и проспрягайте их ( измените по лицам и числам ) . |
Используйте таблицу « Спряжение
|
предложениях личные
|
в настоящем времени » . |
Запишите предложения , поставив
|
предложениях однородные
|
из скобок в нужную форму настоящего времени . |
Укажите лицо и число
|
предложении однородными
|
|
— Понаблюдайте , как спрягаются
|
предложении смысл
|
в будущем времени , какие окончания у них появляются . |
Похожи ли окончания
|
предложном падеже
|
в будущем времени на окончания глаголов в настоящем времени ? |
Похожи ли окончания глаголов в будущем времени на окончания
|
предложном падежах
|
в настоящем времени ? |
Перепишите его , поставив
|
признака предмета
|
начальной формы из скобок в форму будущего времени . |
Укажите лицо и число каждого
|
признак предмета
|
в будущем времени , выделите окончание . |
Измените
|
признаки текста
|
в каждой группе по данному образцу : поставьте их в форму 1-го лица , единственного числа , будущего времени . |
Лицо и число
|
прилагательное
|
в будущем времени определяются так же , как лицо и число глаголов в настоящем времени . |
Лицо и число глаголов в будущем времени определяются так же , как лицо и число
|
прилагательных
|
в настоящем времени . |
У каких
|
прилагательные
|
форма будущего времени образуется с помощью вспомогательного глагола быть ( буду , будешь и т д ) ? |
то форма будущего времени этого
|
приставках
|
образуется с помощью вспомогательного глагола быть . |
Укажите время , лицо и число
|
приставки
|
, их спряжение . |
Найдите в пословицах
|
приставок
|
в форме 2-го лица , единственного числа , будущего времени . |
Обратите внимание :
|
приставка
|
нужно поставить в форму 2-го лица , единственного числа . |
Запишите
|
приставкой
|
, вставляя пропущенные буквы . |
Какую орфограмму надо знать , чтобы верно вставить буквы в этих
|
приставку
|
|
Составьте и запишите шесть предложений с любыми тремя парами
|
проверочные слова
|
|
Запишите
|
произношении
|
, вставляя пропущенные буквы . |
Определите время , лицо и число каждого
|
произношение
|
|
Какая часть слова помогает определить число и лицо
|
происхождении слов
|
|
Подчеркните в окончаниях
|
прописной буквы
|
буквы безударных гласных звуков двумя чертами , а буквы ударных гласных звуков одной чертой . |
— А для чего надо учиться определять лицо и число
|
простые числительные
|
в настоящем и будущем времени ? |
Прочитайте
|
простой вопрос
|
|
Какие общие грамматические значения имеют
|
простые предложения
|
в каждой группе ? |
— В каждой группе число и лицо у
|
простых предложений
|
одинаковое . |
— В русском языке есть
|
противоположным значением
|
I и II спряжения . |
Понаблюдайте , какая буква гласного звука чаще всего употребляется в окончаниях
|
прошедшем времени
|
I спряжения , а какая — в окончаниях глаголов II спряжения . |
Понаблюдайте , какая буква гласного звука чаще всего употребляется в окончаниях глаголов I спряжения , а какая — в окончаниях
|
разборе слова по составу
|
II спряжения . |
Используйте таблицу « Спряжение
|
развития языка
|
в настоящем времени » . |
Запишите сначала
|
разговорной речи
|
I спряжения , а затем — глаголы II спряжения . |
Запишите сначала глаголы I спряжения , а затем —
|
разделительный мягкий знак
|
II спряжения . |
Обратите внимание , на какую часть слова падает ударение во всех
|
разделительный твёрдый знак
|
|
Прочитайте предложения , поставив
|
разделительного твёрдого знака
|
в форму настоящего времени . |
Поставьте ударение в
|
различительный признак
|
, обратите внимание , на какую часть слова оно падает . |
Выделите окончание каждого
|
рассказ
|
, укажите спряжение . |
Чтобы определить спряжение
|
рассказа
|
с безударными окончаниями , надо поставить их в неопределённую форму и найти суффикс . |
Если
|
рассказы
|
имеет суффикс -ить , то он относится ко II спряжению : строить , клеить . |
Если у
|
рассказе
|
другой суффикс ( не -ить ) , то это глагол I спряжения : сеять , читать , колоть . |
Если у глагола другой суффикс ( не -ить ) , то это
|
рассуждение
|
I спряжения : сеять , читать , колоть . |
— Написание
|
речевая культура
|
в неопределённой форме надо уточнять |
Для верного написания окончания
|
речевых ситуациях
|
надо выполнить три действия . |
Определить , ударное или безударное окончание у
|
речевое общение
|
|
Если окончание безударное , поставить
|
речевом общении
|
в неопределённую форму : он ( что делает ? ) |
Установить , на что оканчивается
|
речевого общения
|
в неопределённой форме , и определить его спряжение : читать , клеить . |
|
Речевое произведение
|
на -ить II спряжения . |
Все остальные
|
речевого
|
I спряжения . |
|
Речи
|
читать I спряжения , глагол клеить II спряжения . |
Глагол читать I спряжения ,
|
речь
|
клеить II спряжения . |
Выбрать то окончание , которое надо написать у
|
речью
|
в данном спряжении : ( он ) читаеТ ( I спр ) , клеит ] ( II спр ) . |
Как вы определите окончания
|
речи разговорной
|
|
Верно ли Ваня объясняет написание окончаний
|
речь устная
|
|
— В окончаниях
|
рифму
|
( он ) дружит и ( он ) пишет надо написать букву « и » , потому что буквосочетания жи — ши пишутся с буквой и . |
Выпишите выделенные
|
рифмовку
|
|
Поставьте данные
|
род
|
в форму настоящего времени , 3-го лица , единственного числа . |
Поставьте
|
рода
|
в форму настоящего времени . |
В скобках укажите неопределённую форму каждого
|
родам
|
и спряжение . |
— Спрягаться ( изменяться по лицам и числам )
|
роде
|
могут не только в настоящем , но и в будущем времени . |
Спряжение
|
роду
|
в будущем времени определяется так же , как и спряжение глаголов в настоящем времени . |
Спряжение глаголов в будущем времени определяется так же , как и спряжение
|
родах
|
в настоящем времени . |
Выделите окончания
|
родов
|
, укажите их спряжение , лицо и число . |
В скобках после каждого
|
родом
|
записывайте его начальную форму . |
Подумайте ,
|
родительном падеже
|
какого лица вы употребите в рассказе о себе . |
Проспрягайте письменно
|
родственными слова
|
заклеить , посеять . |
Устно проспрягайте в будущем времени
|
родственные слова
|
читать и прочитать . |
На какой вопрос отвечает каждый
|
русская речь
|
|
— Одинаково ли образуются формы будущего времени этих
|
русской речи
|
|
Измените текст , употребив выделенные
|
русский
|
в будущем времени . |
Запишите изменённый текст , укажите спряжение выделенных
|
русских
|
|
Составьте предложения , употребив
|
русская
|
в будущем времени . |
Укажите спряжение каждого
|
русское
|
и падеж каждого имени существительного . |
Сравните произношение и написание выделенных
|
русской
|
|
Поставьте вопросы к выделенным
|
русского
|
|
Постарайтесь догадаться , когда в
|
русские
|
пишется -тся , а когда -ться . |
— Мягкий знак надо писать у
|
русскую
|
в неопределённой форме , то есть в тех случаях , когда глаголы отвечают на вопрос что делать ? |
— Мягкий знак надо писать у глаголов в неопределённой форме , то есть в тех случаях , когда
|
русским
|
отвечают на вопрос что делать ? |
Сочетание -тся пишется у
|
русский язык
|
в настоящем и будущем времени , 3-м лице , единственном и множественном числе , то есть когда глаголы отвечают на вопросы что делает ? |
Сочетание -тся пишется у глаголов в настоящем и будущем времени , 3-м лице , единственном и множественном числе , то есть когда
|
русского языка
|
отвечают на вопросы что делает ? |
|
Русскому языку
|
исключения . |
Составьте с
|
русском языке
|
по два предложения , употребив каждый глагол в неопределённой форме и в форме 3-го лица . |
Составьте с глаголами по два предложения , употребив каждый
|
ряды слов
|
в неопределённой форме и в форме 3-го лица . |
— Вспомните , какие
|
связную речь
|
относятся ко II спряжению . |
—
|
синонимических
|
с ударными окончаниями -ишь , -ит , -им , -ите , -ат , -ят . |
— И ещё
|
синонимы
|
с безударными окончаниями , которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить . |
— По традиции ко II спряжению также относят 11
|
синонимами
|
- исключений . |
Это 4
|
синонимов
|
на -ать : гнать , держать , дышать , слышать . |
И ещё 7
|
синоним
|
на -еть : смотреть , видеть , ненавидеть , обидеть , терпеть , зависеть , вертеть . |
— Чтобы лучше запомнить
|
сказуемое
|
- исключения II спряжения , выучите стишок : |
Найдите в предложениях
|
склонением
|
- исключения , запишите их вместе с теми именами существительными , действия которых они называют . |
Укажите число и лицо каждого
|
склонения
|
, выделите окончание . |
Образуйте от каждого из 11
|
склонение
|
- исключений новые слова с помощью приставок . |
Запишите получившиеся
|
склонению
|
|
—
|
склонении
|
, образованный от глагола - исключения с помощью приставки , относится к тому же спряжению , что и глагол - исключение : ( они ) гонрят1 ( II спр ) — ( они ) прогон[ят ] ( II спр ) . |
— Глагол , образованный от
|
склонений
|
- исключения с помощью приставки , относится к тому же спряжению , что и глагол - исключение : ( они ) гонрят1 ( II спр ) — ( они ) прогон[ят ] ( II спр ) . |
— Глагол , образованный от глагола - исключения с помощью приставки , относится к тому же спряжению , что и
|
скобки
|
- исключение : ( они ) гонрят1 ( II спр ) — ( они ) прогон[ят ] ( II спр ) . |
Запишите
|
скобок
|
в две группы по спряжениям . |
|
Скобках
|
- исключения обведите . |
В скобках после каждого
|
скороговорки
|
укажите его начальную форму и спряжение . |
Вспомните , как изменяются
|
скороговорка
|
в каждом из времён . |
— Теперь вы можете разобрать
|
скороговорок
|
по такой схеме : |
|
Скороговорку
|
в предложении . |
Начальная форма
|
скороговорках
|
( неопределённая форма ) . |
Спряжение
|
слово корень
|
|
Время , число
|
словам однокоренные
|
|
Лицо ( в настоящем и в будущем времени ) или род
|
словах основу
|
( в прошедшем времени ) . |
Выпишите
|
словах удвоенные
|
из скороговорки М Бородицкой . |
Разберите каждый
|
словарик
|
как часть речи . |
|
Словарике
|
изменяются по временам и могут употребляться в настоящем , прошедшем и будущем времени . |
|
Словарика
|
изменяются по падежам и могут стоять в именительном , родительном и других падежах . |
В настоящем и будущем времени
|
словаря
|
изменяются по |
В прошедшем времени
|
словарь
|
изменяются по . |
Спряжение
|
словарём
|
— это их изменение по времени . |
Вспомните и допишите недостающие
|
словаре
|
- исключения . |
Распределите
|
словесное
|
в две группы по спряжениям . |
Найдите в каждой строчке « четвёртое лишнее » — наречие , которое не сочетается по смыслу с
|
слова
|
|
обозначает действие предмета — это
|
слово
|
|
|
Словах
|
убегут — сказуемое . |
Выпишите из получившегося у вас текста два имени существительных , два имени прилагательных , два
|
словом
|
|
Чтобы верно написать безударное окончание
|
слов
|
в настоящем и будущем времени , надо знать . |
Чтобы верно написать безударное окончание
|
словами
|
в прошедшем времени , надо знать . |
Объясните , как вы определили , какие буквы нужно вписать в окончания
|
слове
|
|
Укажите спряжение , лицо и число каждого
|
словам
|
|
— При объяснении написания окончаний имён существительных я укажу склонение и падеж каждого имени существительного , при объяснении написания окончаний
|
слову
|
— спряжение , лицо и число каждого глагола , при проверке имён прилагательных я сравню их окончания с окончаниями вопросов , на которые они отвечают . |
— При объяснении написания окончаний имён существительных я укажу склонение и падеж каждого имени существительного , при объяснении написания окончаний глаголов — спряжение , лицо и число каждого
|
слов новые
|
, при проверке имён прилагательных я сравню их окончания с окончаниями вопросов , на которые они отвечают . |
10
|
словосочетания
|
|
Разделительный твёрдый знак пишется только после приставки , оканчивающейся на согласную букву , перед корнем , который начинается с одной из
|
словосочетание
|
: е , ё , ю , я ( съесть , съёжился , предъюбилейный , объяснение ) . |
Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед
|
словосочетании
|
е , ё , ю , я и перед гласной буквой и ( соловьи , ружьё , во - робьи , пьёт , пьеса ) . |
Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е , ё , ю , я и перед
|
словосочетанием
|
и ( соловьи , ружьё , во - робьи , пьёт , пьеса ) . |
В слове поиск нет разделительного твёрдого знака , потому что приставка в этом слове оканчивается на
|
словосочетаний
|
, а корень начинается с гласной буквы и , перед которой разделительный твёрдый знак не пишется . |
В слове поиск нет разделительного твёрдого знака , потому что приставка в этом слове оканчивается на гласную букву , а корень начинается с
|
слоги
|
и , перед которой разделительный твёрдый знак не пишется . |
В слове подъехать надо писать разделительный твёрдый знак , потому что приставка в этом слове оканчивается на согласную букву , а корень начинается с
|
слоге
|
е . |
Разделительный твёрдый знак пишется только после приставки , оканчивающейся на согласную букву , перед корнем , который начинается с одной из
|
слог
|
: е , ё , ю , я . |
Разделительный твёрдый знак пишется только после приставки , оканчивающейся на согласную букву , перед корнем , который начинается с одной из
|
слогов
|
: е , ё , ю , я , и . |
|
Слог ударный
|
и согласные звуки . |
6
|
сложных предложений
|
звуков . |
Ударные и безударные
|
сложные предложения
|
звуки . |
Изобретатель букв о
|
сложное предложение
|
не заботился . |
Но древние греки придумали буквы не только для согласных , но и для
|
сложного предложения
|
звуков и создали алфавит . |
Попробуйте прочитать слова без
|
сложных предложения
|
|
Какие
|
сложном предложении
|
звуки « вторят » ветру ? |
Выпишите из орфографического словарика в конце учебника десять слов с непроверяемыми безударными
|
сложные слова
|
и три слова с непроверяе - мыми согласными . |
Два корня в сложных словах соединяются
|
сложных словах
|
о или е . |
Безударные
|
сложным словом
|
в окончаниях имён прилагательных — это орфограмма . |
Подчеркните в окончаниях глаголов буквы безударных
|
служебные слова
|
звуков двумя чертами , а буквы ударных гласных звуков одной чертой . |
Подчеркните в окончаниях глаголов буквы безударных гласных звуков двумя чертами , а буквы ударных
|
служебные части речи
|
звуков одной чертой . |
Выпишите из упражнения по группам наречия , которые содержат такие орфограммы : безударные
|
слушатели
|
в корне слова , парные по звонкости - глухости согласные в корне слова , непроизносимые согласные . |
Твёрдые и мягкие , звонкие и
|
слушателю
|
звуки . |
Группа , коллектив , шоссе , колонна , сумма ,
|
смысл предложений
|
, миллион , аллея . |
— У слов есть
|
смысловая связь
|
— это значения , которые являются общими для целой группы слов . |
К общим
|
собственные имена существительные
|
относят : значение предмета , значение признака предмета , значение действия предмета . |
— Слова каждой части речи имеют и другие общие
|
согласная буква
|
|
Какие общие
|
согласную букву
|
имеются у слов в каждой группе ? |
Какие общие
|
согласны
|
имеются у слов в каждой группе ? |
— Окончание может указывать на несколько
|
согласными
|
|
Среди выделенных слов найдите слова с общими
|
согласные
|
|
— На основе общего
|
согласных
|
( предмет , признак предмета , действие предмета ) слова объединяются в большие группы : имена существительные , имена прилагательные , глаголы , местоимения . |
Укажите общее
|
согласные мягкие
|
всех глаголов . |
Части речи различаются : по общему значению ( обозначает предмет , признак предмета , действие предмета ) , которое определяется с помощью вопросов , по основным
|
содержание
|
( род , число , падеж , время ) и по роли в предложении . |
Сравните
|
содержанием
|
имени существительного и имени прилагательного , используя данные вопросы . |
Определите , какие части речи имеют данные
|
сообщении
|
|
Какие общие
|
сообщение
|
имеют глаголы в каждой группе ? |
— В - третьих , мы изучали слово как часть речи , находили общие
|
сообщения
|
, по которым его можно отнести к какой - либо части речи . |
Укажите общие
|
сообщению
|
каждой части речи . |
Укажите общие для слов каждой группы
|
состав слова
|
|
Определите , каким правилам подчиняется написание выделенных букв в каждой
|
составе слова
|
|
Поиграйте с Аней и Ваней : подберите и запишите
|
состав слов
|
|
— У слов есть грамматические значения — это значения , которые являются общими для целой
|
составу слова
|
|
Выпишите по
|
сочетания
|
известных вам частей речи . |
— Я определила , что все имена существительные в этих словосочетаниях стоят в
|
сочетаниях
|
, в единственном числе . |
( По ) тропинке — имя существительное 1-го склонения , в
|
сочетание
|
— имеет окончание -е . |
К общим грамматическим значениям относят : значение предмета , значение признака предмета , значение
|
союзов
|
|
Слова и словосочетания для выбора : обозначает предмет , обозначает признак предмета , обозначает
|
союзом
|
, имеют род , число , падеж , время , одинаковые окончания . |
— На основе общего грамматического значения ( предмет , признак предмета ,
|
союз
|
) слова объединяются в большие группы : имена существительные , имена прилагательные , глаголы , местоимения . |
Имя существительное называет предмет , имя прилагательное — признак предмета , а глагол —
|
союзами
|
|
Части речи различаются : по общему значению ( обозначает предмет , признак предмета ,
|
спряжение
|
) , которое определяется с помощью вопросов , по основным грамматическим значениям ( род , число , падеж , время ) и по роли в предложении . |
обозначает
|
спряжением
|
— это глагол . |
Обсудите , будет ли отличаться
|
спряжении
|
( например , общение между учителем и учеником , учеником и директором школы ) от обычной разговорной речи . |
—
|
спряжения
|
более строгая ( официальная ) . |
Определите , какие из предложений могут быть употреблены в
|
спряжению
|
, а какие — в речи разговорной . |
Спишите предложения , которые употребляются в
|
сравнение
|
|
Можно ли план действий отнести к
|
сравнении
|
|
Словосочетания для выбора : внимательно слушают друг друга , разговаривают доброжелательно , стараются перекричать друг друга , не слушают друг друга , стараются объяснить собеседнику непонятные вещи , стремятся понять друг друга , разговаривают уважительно , не думают о собеседнике , ведут
|
сравнения
|
, ведут спор . |
Тема
|
среднему роду
|
|
В речи мы используем
|
среднего рода
|
и монолог . |
|
Среднем роде
|
— это беседа , разговор двух или более лиц . |
Кто ведёт
|
стихи
|
, а кто — монолог ? |
Беседа (
|
стихах
|
) . |
Прочитайте четыре
|
стих
|
|
Определите цель общения в каждом из
|
стихотворение
|
|
Кто из собеседников ведёт не
|
стихотворения
|
, а спор и потому не достигает цели ? |
Спишите
|
стихотворении
|
- шутку . |
Подумайте : что составляет основу текста —
|
стихотворений
|
или монолог ? |
Прочитайте реплики из
|
стихотворениях
|
и описание ситуаций общения . |
Составьте по два
|
стихотворные строки
|
на каждую из указанных тем так , чтобы сначала участниками диалога были учитель и ученик , а потом — два одноклассника . |
Составьте по два диалога на каждую из указанных тем так , чтобы сначала участниками
|
стихотворных строках
|
были учитель и ученик , а потом — два одноклассника . |
Что такое
|
стихотворных строк
|
и что такое монолог ? |
Составьте
|
стихотворный
|
из восьми - девяти предложений на одну из данных тем так , чтобы использовать не более десяти слов . |
Запишите
|
строки
|
|
Местоимения 3-го лица называют людей или предметы , которые не участвуют в
|
строках
|
( он , она , оно , они ) . |
Прочитайте
|
строчные буквы
|
|
Составьте
|
суффикс
|
к каждой изображённой на рисунках ситуации . |
Составьте и запишите
|
суффиксов
|
на каждую тему . |
Прочитайте
|
суффиксами
|
из сказки « Золушка » . |
Подумайте , общие или разные цели были у участников
|
суффиксы
|
|
Выберите пословицы , которые можно соотнести с содержанием
|
суффиксе
|
|
Какое
|
суффикса
|
появляется у слова мчаться ? |
Например , окончание -а в слове туча указывает , что это имя существительное женского рода в именительном падеже , в
|
существительное
|
|
— Начальная форма имени существительного — именительный падеж
|
существительные
|
|
Просклоняйте имена существительные тайга , огонь , степь в
|
существительным
|
|
— Я определила , что все имена существительные в этих словосочетаниях стоят в дательном падеже , в
|
существительными
|
|
— Чтобы определить , к какому склонению относится имя существительное , его надо поставить в форму именительного падежа ,
|
существительных
|
|
У имён существительных 1-го склонения в
|
творительном падеже
|
окончание -и пишется в родительном падеже , а окончание -е — в дательном и в предложном падежах . |
Выпишите имена существительные 2-го склонения в
|
текст
|
вместе с теми словами , от которых они зависят . |
Найдите в нём имена существительные 2-го склонения в
|
текста
|
, укажите падеж каждого из них . |
Продолжите предложения , используя имена существительные 2-го склонения в
|
текстах
|
|
Определить число и падеж , а в
|
тексты
|
и род имени прилагательного по числу и роду имени существительного . |
— Понаблюдайте , как изменяются имена прилагательные по падежам в
|
текстом
|
|
— Не забывайте , что в безударных окончаниях имён прилагательных в именительном падеже , в мужском роде , в
|
тексте
|
пишется буква -и или буква -ы : далёкий ( край ) , новый ( альбом ) . |
Это имя существительное женского рода , стоит в родительном падеже , в
|
тексту
|
|
Значит , и имя прилагательное тоже стоит в женском роде , в родительном падеже , в
|
текстам
|
|
Имена прилагательные изменяются по числам , падежам , а в
|
текстов
|
и по родам . |
Число , падеж и род ( в
|
текст - описание
|
) имени прилагательного определяются по числу , падежу и роду имени существительного . |
Род имеют только местоимения 3-го лица в
|
текст - повествование
|
|
Изменяются по числам , падежам и родам ( в
|
текст - рассуждение
|
) . |
В прошедшем времени , в
|
тексты - рассуждения
|
глаголы изменяются по родам : пришл[а ] , пришло , пришёл . |
— Чтобы определить лицо и число глагола в настоящем времени , надо установить лицо и число местоимения , с которым этот глагол может сочетаться : скачет — он скачет - глагол стоит в 3-м лице , в
|
текста - рассуждения
|
; летит — оно летит - глагол стоит в 3-м лице , в единственном числе . |
— Чтобы определить лицо и число глагола в настоящем времени , надо установить лицо и число местоимения , с которым этот глагол может сочетаться : скачет — он скачет - глагол стоит в 3-м лице , в единственном числе ; летит — оно летит - глагол стоит в 3-м лице , в
|
тема
|
|
Измените глаголы в каждой группе по данному образцу : поставьте их в форму 1-го лица ,
|
тем
|
, будущего времени . |
Найдите в пословицах глаголы в форме 2-го лица ,
|
тему
|
, будущего времени . |
Обратите внимание : глаголы нужно поставить в форму 2-го лица ,
|
темы
|
|
Поставьте данные глаголы в форму настоящего времени , 3-го лица ,
|
терминов
|
|
В настоящем времени , в
|
тип предложений
|
|
Например , окончание -а в слове туча указывает , что это имя существительное
|
толкования
|
в именительном падеже , в единственном числе . |
К 3-му склонению относятся имена существительные
|
толкованиями
|
с нулевым окончанием в именительном падеже : степь , рожь . |
( К ) речке речи[а ] — имя существительное
|
толкование слова
|
с окончанием -а , значит , оно относится к 1-му склонению ; ( с ) товарищем - товарищ — имя существительное мужского рода с нулевым окончанием , значит , оно относится ко 2-му склонению ; ( в ) сирени , сирень — имя существительное женского рода с нулевым окончанием , значит , оно относится к 3-му склонению . |
( К ) речке речи[а ] — имя существительное женского рода с окончанием -а , значит , оно относится к 1-му склонению ; ( с ) товарищем - товарищ — имя существительное мужского рода с нулевым окончанием , значит , оно относится ко 2-му склонению ; ( в ) сирени , сирень — имя существительное
|
толкования слов
|
с нулевым окончанием , значит , оно относится к 3-му склонению . |
К 1-му склонению относятся имена тельные мужского и
|
толкового словаря
|
с окончаниями -а , -я в именительном падеже ( дедушка , тётя ) . |
К 3-му склонению относятся имена существительные
|
толковом словаре
|
с нулевым окончанием именительном падеже ( сирень , ночь ) . |
Имена существительные мозоль , мышь , тушь , морковь —
|
толковым словарём
|
|
— Надо писать « из - за туч , около дач , много задач » , потому что имена существительные туча , дача , задача —
|
точка
|
|
Сравните окончания имён прилагательных в
|
точки
|
в разных падежах . |
Письменно просклоняйте имя прилагательное сильный в мужском , среднем и
|
точек
|
|
Это имя существительное
|
тропе
|
, стоит в родительном падеже , в единственном числе . |
Значит , и имя прилагательное тоже стоит в
|
ударения
|
, в родительном падеже , в единственном числе . |
Местоимения 3-го лица могут относиться к мужскому , женскому или среднему роду : он — местоимение в мужском роде , она — местоимение в
|
ударение
|
, оно — местоимение в среднем роде . |
Общение с помощью
|
ударении
|
|
Например ,
|
ударные
|
можно было изобразить оленя , но нельзя было сообщить , какой олень — старый или молодой . |
Что можно передать
|
ударным
|
|
Сравните разные способы передачи сообщения : с помощью
|
ударных
|
из языка индейцев майя и с помощью звуко - буквенного письма . |
Как вы думаете , можно ли
|
ударное
|
точно воспроизвести сообщение ? |
В каждом словосочетании поставьте вопрос от главного слова к
|
ударными
|
|
В словосочетании всегда есть главное слово и
|
ударного слога
|
|
От главного слова к
|
удвоенными согласными
|
можно поставить вопрос . |
Если обращение стоит в начале предложения , после него ставится или
|
устная речь
|
, или восклицательный знак ( если предложение произносится с восклицательной интонацией ) . |
Человек потерял
|
устную речь
|
, стал бояться сложных предложений , искал фразу попроще . |
- если однородные члены соединяются только при помощи интонации перечисления ( без союзов ) , между ними ставится
|
устному
|
|
Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом и ,
|
устный
|
перед ним не ставится . |
Если союз и повторяется несколько раз ,
|
устойчивыми сочетаниями
|
перед ним ставится . |
Перед союзами а и но
|
устойчивых словосочетаний
|
ставится всегда . |
Подумайте , на месте какого прочерка нужно поставить
|
утвердительным предложениям
|
|
Между частями сложного предложения ставится
|
утверждение
|
|
— Не забудьте , что между частями сложного предложения ставится
|
утверждения
|
|
|
Фонетический
|
между однородными членами ставится в том случае , если они соединяются с помощью союзов а , но или с помощью интонации перечисления ( без союзов ) . |
|
Форму множественного числа
|
между однородными членами не ставится , если они соединяются с помощью союзов а , но или с помощью интонации перечисления ( без союзов ) . |
|
Форме множественного числа
|
перед союзом и при однородных членах предложения ставится , если этот союз употребляется один раз . |
Наречия запишите через
|
форму родительного падежа
|
|
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал , как в небе кто - то начал осторожно переливать воду из
|
формы слова
|
стеклянного сосуда в другой такой же сосуд . |
Твёрдые и мягкие ,
|
фразу
|
и глухие согласные звуки . |
Ах , и сам я в чаще
|
фразами
|
nan |
Нас приветствуют
|
фразеологизмов
|
птицы , шум листвы и журчанье ручья . |
Выпишите слова с парными по
|
фразеологизмы
|
- глухости согласными в корне слова , подобрав к ним проверочные слова . |
Выпишите из упражнения по группам наречия , которые содержат такие орфограммы : безударные гласные в корне слова , парные по
|
фразеологизмами
|
- глухости согласные в корне слова , непроизносимые согласные . |
Определите количество букв и
|
фразеологического
|
в выделенных словах . |
Только через много - много тысяч лет люди догадались :
|
фразеологический словарь
|
, которые они произносят , могут заменить движения рук , головы , плеч , губ , глаз , и , к примеру , коротким словом слон можно обозначить огромное и сильное животное . |
И вот когда было придумано обозначать предметы окружающего мира
|
цели высказывания
|
, был открыт величайший секрет языка . |
Что можно передавать
|
частица
|
речи ? |
Гласные и согласные
|
часть речи
|
|
6 гласных
|
части речи
|
|
Ударные и безударные гласные
|
частью речи
|
|
Твёрдые и мягкие , звонкие и глухие согласные
|
частями речи
|
|
4 буквы , которые могут обозначать 2
|
частям речи
|
одновременно . |
2 буквы , которые не обозначают
|
частей речи
|
|
Древние египтяне придумали 22 знака ( 22 буквы ) для записи согласных
|
часть слова
|
|
Но древние греки придумали буквы не только для согласных , но и для гласных
|
части слов
|
и создали алфавит . |
Определите , какие сочетания
|
четверостишиях
|
являются словами . |
Найдите в тексте и выпишите три слова , все согласные
|
четверостишие
|
в которых твёрдые , и два слова , в которых все согласные мягкие . |
Какие
|
числительные
|
повторяются в стихотворных строках А Барто ? |
Что помогает передать повтор этих
|
числе
|
|
Какие гласные
|
число
|
« вторят » ветру ? |
— Вы уже знаете , что обозначать
|
числам
|
буквами не всегда просто . |
— В древнерусском языке шипящие [ ж ] , [ ш ] , [ щ ’ ] , [ ч ’ ] и
|
числа
|
[ ц ] были мягкими . |
Со временем
|
числу
|
[ ж ] , [ ш ] , [ ц ] стали произноситься твёрдо , а [ ч ’ ] и [ щ ’ ] сохранили мягкость . |
Подчеркните буквы , обозначающие два
|
члены предложения
|
|
Ты слышал , какие
|
членом предложения
|
издают журавли ? |
А в каком падеже буква согласного
|
членах предложения
|
является орфограммой ? |
Подчеркните в окончаниях глаголов буквы безударных гласных
|
чтение
|
двумя чертами , а буквы ударных гласных звуков одной чертой . |
Подчеркните в окончаниях глаголов буквы безударных гласных звуков двумя чертами , а буквы ударных гласных
|
шипящие
|
одной чертой . |
Понаблюдайте , какая буква гласного
|
шипящих
|
чаще всего употребляется в окончаниях глаголов I спряжения , а какая — в окончаниях глаголов II спряжения . |
Звери слышат
|
энциклопедическом словаре
|
, недоступные человеческому уху . |
Сделайте их
|
этимологическом словаре
|
|
Сделайте
|
языка
|
каждого слова . |
Кот прыгнул на меня и стал лизать лицо и руки в
|
язык
|
благодарности . |
Древние египтяне придумали 22
|
языку
|
( 22 буквы ) для записи согласных звуков . |
С помощью этих
|
языков
|
можно было записать любое слово . |
В каких словах
|
языке
|
ударения ставить не нужно ? |
|
Языком
|
отличия , орден ; |
Потом он потерял знак восклицательный и
|
языках
|
и перестал задавать всякие вопросы . |
Потом он потерял
|
языком жестов
|
и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы . |
Слова и словосочетания для выбора : собеседники , устная речь , высказывание , пауза , письменная речь , предложение ,
|
языке жестов
|
|