Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
С какой целью они употреблены
|
автором
|
|
Какие слова выражают отношение
|
авторов
|
к осени ? |
Почему
|
автор
|
назвал картину « Золотая осень » ? |
Какие слова употребил
|
автора
|
в переносном значении ? |
Найдите слова , которые
|
автору
|
употребил в переносном значении . |
Почему
|
алфавиту
|
употребил глаголы швыряла , а не кидала ; рявкнула , а не крикнула ? |
Назовите
|
английского языка
|
этих строк . |
С какой целью
|
антонимы
|
употребил каждое из наречий ? |
О чём самом главном хотел сказать
|
антонимов
|
|
Назовите слова ( эпитеты ) , которые помогли
|
антоним
|
ярко и образно нарисовать чудную картину зимнего пейзажа . |
Какие из них помогают описать внешний вид птицы , её поведение , отношение к ней
|
безударным
|
|
С какой целью
|
безударные
|
употребил именно такие имена прилагательные ? |
С какой целью
|
безударных
|
в одной поэтической строке использовал варианты окончаний творительного падежа -ой , -ою ? |
Выскажите мнение : какой вариант окончания был выбран
|
безударное
|
|
Для чего
|
безударного
|
даёт сравнительное описание ? |
Какие имена прилагательные - эпитеты использует
|
безударными
|
в этом описании ? |
Назовите
|
будущем времени
|
|
Почему
|
будущее время
|
именно так расположил стихотворные строки ? |
К кому обращается
|
буквы
|
с вопросом ? |
Почему
|
букву
|
чаще употребляет в тексте глаголы прошедшего времени ? |
Какие слова
|
буквой
|
повторяет в предложении несколько раз ? |
Какие сравнения использует
|
буквами
|
в тексте ? |
Узнайте сказку и назовите ее
|
букв
|
|
О чём рассуждает
|
буква
|
, описывая цветок ? |
Какие интересные сочетания слов употребил
|
буквосочетание
|
в диалоге ? |
Какие сравнения использует
|
буквосочетания
|
при описании картины ? |
Какое чувство выражено
|
буквосочетаниями
|
в этих строках ? |
Какие слова передают ощущение
|
винительном падежах
|
от увиденного ? |
Спишите любые десять слов , располагая их по
|
винительный падежи
|
|
Спишите слова , заимствованные из английского языка , располагая их по
|
винительном падеже
|
|
Запишите слова любой группы по
|
винительного падежей
|
, объясните их значение . |
Запишите слова по
|
винительный падеж
|
|
Спишите слова , заимствованные из
|
внутренняя речь
|
, располагая их по алфавиту . |
Будем продолжать учиться : определять лексическое значение слов , распознавать синонимы ,
|
возвратных глаголах
|
, омонимы , фразеологизмы , разбирать слова по составу , распознавать части речи и их признаки , разбирать слова как часть речи . |
Синонимы ,
|
возвратные глаголы
|
и омонимы . |
Назовите по рисункам слова - синонимы , слова -
|
возвратный глагол
|
, слова - омонимы . |
Рассмотрите схему и вспомните , что такое синонимы ,
|
возвратных глаголов
|
и омонимы . |
Какими частями речи является каждая пара синонимов ,
|
вопросов
|
и омонимов ? |
Синонимы ,
|
вопросы
|
и омонимы — это слова чаще всего одной и той же части речи . |
Спишите предложения , где употреблены : синонимы ,
|
вопрос
|
, омонимы . |
Подчеркните синонимы ,
|
вопросам
|
, омонимы . |
В каком словаре можно найти каждую из пар слов : в словаре синонимов ,
|
вопроса
|
, омонимов ? |
Распределите слова в три группы : синонимы ,
|
вопросу
|
, омонимы . |
Подберите к каждому слову с приставкой синоним и
|
вопросах
|
|
Подберите к каждому наречию
|
вопросом
|
|
Для сообщения выберите любую группу слов ( однозначные и многозначные слова , синонимы ,
|
вопросы косвенных
|
, омонимы , устаревшие и новые слова , фразеологизмы ) . |
Найдите среди данных имён прилагательных синонимы и
|
вопросительное предложение
|
|
Запишите сначала пары синонимов , затем пары
|
вопросительные предложения
|
|
К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы или
|
вопросительных предложений
|
|
Подчеркните в предложениях
|
вопросительного слова
|
|
Что такое
|
вопросительный знак
|
, синонимы , омонимы ? |
К каким словам можно подобрать
|
вопросительным знаком
|
|
В чём сходство и различие в подборе проверочного слова для слов с
|
восклицательной интонацией
|
гласным звуком , с парным по глухости - звонкости согласным звуком , с непроизносимым согласным звуком в корне ? |
Будем учиться : определять склонение имён существительных , грамотно писать
|
восклицательных предложений
|
падежные окончания имён существительных , проводить морфологический разбор имён существительных . |
Есть ли различие в написании ударных и
|
восклицательный знак
|
падежных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже ? |
Ударные и
|
восклицательный знаки
|
окончания имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково . |
По ударным падежным окончаниям имён существительных 1-го склонения можно проверять написание
|
вспомогательные слова
|
окончаний имён существительных этого же склонения . |
Проверьте по таблице , правильно ли вы записали
|
вспомогательными словами
|
окончания имён существительных . |
Проверьте по таблице , правильно ли написаны
|
вспомогательных слов
|
окончания имён существительных в данных падежах . |
Есть ли различие в написании ударных и
|
второго лица
|
падежных окончаний имён существительных 2-го склонения в одном и том же падеже ? |
Ударные и
|
второстепенные члены предложения
|
окончания имён существительных 2-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково . |
По ударным падежным окончаниям имён существительных 2-го склонения можно проверять написание
|
второстепенных членов предложения
|
окончаний имён существительных этого же склонения : о слоне — о крокодиле . |
Проверьте по таблице , правильно ли вы записали
|
второстепенным членом предложения
|
окончания имён существительных . |
Есть ли различие в написании ударных и
|
второстепенные члены
|
падежных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже ? |
Ударные и
|
второстепенных членов
|
окончания имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково . |
Проверьте по таблице , правильно ли вы записали
|
второстепенными членами
|
окончания имён существительных . |
Правописание
|
второстепенным членом
|
падежных окончаний . |
Правописание
|
выражения
|
падежных окончаний имён существительных в единственном числе . |
Проверяйте
|
выражение
|
падежные окончания по таблице . |
Способы проверки
|
выражений
|
падежных окончаний имён существительных . |
Расскажите по таблице о способах проверки
|
выражено подлежащее
|
падежных окончаний имён существительных . |
|
Высказывания
|
падежное окончание имени существительного — это орфограмма . |
Как следует рассуждать при обосновании написания
|
высказывание
|
падежного окончания имени существительного осина , употребленного в творительном падеже . |
Как проверить написание
|
высказывании
|
окончания имени существительного в родительном падеже ? |
Как проверить написание
|
главную мысль предложения
|
окончания имени существительного в творительном падеже ? |
Сравните ударные и
|
главную мысль текста
|
падежные окончания . |
Как проверить написание
|
главная мысль текста
|
окончания имени существительного в предложном падеже ? |
Правописание
|
главные члены предложения
|
окончаний имён существительных во всех падежах . |
Правописание
|
главные члены предложений
|
падежных окончаний имён существительных во множественном числе . |
Будем учиться : определять падеж имён прилагательных , грамотно писать
|
главных членов
|
падежные окончания имён прилагательных , проводить морфологический разбор имён прилагательных . |
Различаются ли ударные и
|
главные члены
|
окончания имён прилагательных в одном и том же падеже ? |
Чтобы проверить написание
|
глаголах
|
падежного окончания имени прилагательного , надо подобрать имя прилагательное с ударным окончанием или посмотреть окончание вопроса в том же падеже : киселём ( каким ? ) |
|
Глаголами
|
падежное окончание имени прилагательного — это орфограмма . |
Способы проверки
|
глаголы
|
падежного окончания имени прилагательного в единственном числе : определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного , к которому относится имя прилагательное ; вспомнить , какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и роде , и написать его . |
Прочитайте памятку , как проверить
|
глагол
|
падежное окончание имени прилагательного в единственном числе . |
Скажите , какими способами можно проверить
|
глагола
|
падежное окончание имени прилагательного . |
Объясните правописание
|
глаголов
|
падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода . |
Подготовьтесь объяснить правописание
|
глаголом
|
окончаний имён прилагательных . |
Узнаем : как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени , что такое спряжение глагола , как определить спряжение глагола с
|
глаголу
|
личными окончаниями , что такое возвратные глаголы . |
Будем учиться : определять спряжение глагола , грамотно писать
|
глаголам
|
личные окончания глаголов , -ться , -тся в возвратных глаголах , проводить морфологический разбор глаголов . |
Различаются ли ударные и
|
глаголе
|
личные окончания глаголов одного и того же спряжения ? |
Глаголы одного и того же спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и
|
глагольных формах
|
личные окончания в одном и том же лице и числе . |
Правописание
|
глагольные суффиксы
|
личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени . |
Выпишите глаголы с
|
глагольных суффиксов
|
личными окончаниями в форме настоящего времени . |
Спряжение глаголов с
|
гласных
|
личными окончаниями определяется по их неопределённой форме . |
Какие глаголы с
|
гласным
|
личными окончаниями относятся к I спряжению ? |
Обоснуйте правописание
|
гласный
|
личных окончаний глаголов . |
Окончание -ит
|
гласные
|
|
Чтобы правильно написать
|
глухости - звонкости
|
личное окончание глагола , нужно : |
Прочитайте памятку о правописании
|
грамматики
|
личных окончаний глаголов . |
Пользуясь памяткой , объясните , что надо сделать , чтобы правильно написать
|
грамматическую основу
|
окончания данных глаголов . |
|
Грамматическая основа
|
личное окончание глагола — это орфограмма . |
Се(ю , я)т — глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени , окончание
|
грамматических основ
|
, отвечает на вопрос что делают ? |
Выпишите глаголы , вставляя пропущенные буквы , в таком порядке : глаголы с ударными личными окончаниями ; глаголы I спряжения с
|
грамматические основы
|
окончаниями ; глаголы II спряжения с безударными окончаниями . |
Выпишите глаголы , вставляя пропущенные буквы , в таком порядке : глаголы с ударными личными окончаниями ; глаголы I спряжения с безударными окончаниями ; глаголы II спряжения с
|
грамматическую основу предложения
|
окончаниями . |
Дайте совет другу : что нужно сделать , чтобы в данном тексте правильно написать
|
грамматическая основа предложения
|
личные окончания глаголов ? |
Как определить , к какому спряжению относятся глаголы с
|
грамматические признаки
|
личными окончаниями ? |
Что общего в подборе проверочного слова для правильного обозначения буквами
|
грамматических признаках
|
гласных звуков , парных по глухости - звонкости согласных звуков , непроизносимых согласных звуков в корне слова ? |
Как проверить написание
|
греческих слов
|
личных окончаний глаголов по неопределённой форме ? |
Узнаем : как изменяются глаголы в настоящем и
|
группу имён существительных
|
, что такое спряжение глагола , как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями , что такое возвратные глаголы . |
Спряжение глаголов в
|
группе слов
|
|
Прочитайте таблицу « Спряжение глаголов в
|
группы слов
|
» . |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в
|
группу слов
|
|
Как различить настоящее и
|
дательном падеже
|
глагола ? |
Спишите , вставляя пропущенные
|
дательного падежа
|
|
Выделите в нём корни и подчеркните соединительную
|
дательный падеж
|
о . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
дательном падежах
|
|
Запишите заголовок и составленный текст , вставляя пропущенные
|
дательного падежей
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
двоеточие
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
действий предметов
|
|
Спишите , раскрывая скобки и вставляя пропущенные
|
деловой речи
|
|
Вставьте пропущенные
|
диалог
|
в отгадки . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
диалоге
|
|
Ставьте , где нужно , запятые и вставляйте в слова пропущенные
|
диалоги
|
|
Подчеркните в корне слов
|
диалога
|
, написание которых надо запомнить . |
Запишите слова на каждую тему , вставляя пропущенные
|
дополнение
|
|
Запишите заголовок и текст , вставляя пропущенные
|
дополнительное значение
|
|
Выполните одно из заданий : выпишите сложные слова , выделите в них корни и подчеркните соединительную
|
дословном переводе
|
о . Объясните значение этих слов ; выпишите слова , однокоренные слову вода . |
Запишите текст по частям , вставляя в слова пропущенные
|
древнерусской письменности
|
|
Спишите , выбирая из скобок нужные
|
единственного числа
|
и вставляя пропущенные буквы . |
Спишите , выбирая из скобок нужные буквы и вставляя пропущенные
|
единственном числе
|
|
Выпишите любое слово с пропущенной
|
жанре
|
в корне , а перед ним запишите проверочное слово . |
Запишите пары однокоренных слов , вставляя пропущенные
|
женского рода
|
|
Спишите , обозначая выделенный звук
|
зависимое слова
|
или буквами . |
Спишите , обозначая выделенный звук буквой или
|
зависимые слова
|
|
Какие правила нужно знать , чтобы правильно записать слова
|
заглавную букву
|
|
Объясните написание выделенных и пропущенных
|
заголовок
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
заголовка
|
|
Спишите , раскрывая скобки и вставляя пропущенные в словах
|
заголовке
|
|
Вспомните по таблице « Правописание слов с
|
запятой
|
Ь и Ъ » , какую роль выполняют в словах буквы мягкий знак и твёрдый знак . |
Вспомните по таблице « Правописание слов с буквами Ь и Ъ » , какую роль выполняют в словах
|
запятая
|
мягкий знак и твёрдый знак . |
Какую « работу » может выполнять в слове
|
запятую
|
мягкий знак ( ь ) ? |
Скажите , в каком из выделенных слов звуков меньше , чем
|
звонкий
|
|
А сколько
|
звонкие
|
и звуков в других словах ? |
Запишите составленные словосочетания , вставляя в слова пропущенные
|
звонких
|
|
Спишите , заменяя звуковые обозначения
|
звонкими
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
звонкое
|
и подчёркивая заглавную букву в именах собственных . |
Рассмотрите запись чисел и
|
звуков
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
звук
|
|
В каких словах выделенная часть является окончанием , в каких - суффиксом , в каких - соединительными
|
звуком
|
о и е ? |
Запишите только те слова , в которых одинаковое количество звуков и
|
звуки
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
звука
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
звукосочетания
|
|
Беседа — собеседник , гость — гостья ,
|
знаки
|
— букварь , хозяйство — хозяйка , дед — дедушка , юность — юноша , голубь — голубятня , площадь — площадка , Иван — Иванушка , железо — железка . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
знак
|
|
Запишите , вставляя пропущенные
|
знаков
|
, пары однокоренных имён существительных . |
Запишите данные слова
|
знаком
|
|
Запишите заголовок и составленный текст , вставляя пропущенные в словах
|
знаки препинания
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
знаков препинания
|
|
Подчеркните
|
знак препинания
|
, которыми обозначаются на письме эти звуки . |
Спишите , правильно обозначая начало и конец предложений и вставляя пропущенные
|
знакам препинания
|
и запятые . |
Подчеркните в каждом имени существительном
|
знаком препинания
|
перед окончанием . |
Сделайте вывод : когда после
|
знака препинания
|
ж , ш , ч , щ , ц в окончаниях имён существительных пишется буква о , а когда - буква е ? |
Сделайте вывод : когда после букв ж , ш , ч , щ , ц в окончаниях имён существительных пишется
|
значение
|
о , а когда - буква е ? |
Сделайте вывод : когда после букв ж , ш , ч , щ , ц в окончаниях имён существительных пишется буква о , а когда -
|
значения
|
е ? |
После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется
|
значениях
|
о , а без ударения - буква е . |
После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о , а без ударения -
|
значении
|
е . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
значений
|
и запятую . |
Предлог об употребляется с именами существительными , которые начинаются с
|
значением
|
а , о , у , э , и : об арене , об отце . |
Подготовьтесь читать выразительно , вставляя пропущенные
|
значению
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
значении слов
|
|
Объясните написание выделенных в словах
|
значимые части слова
|
|
Объясните написание слов с пропущенными
|
значимых частях слова
|
и значение выражения не тут - то было . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
значимых частей слов
|
|
Запишите , вставляя пропущенные
|
значимой части слов
|
, данные имена существительные во множественном числе . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
значимой частью слова
|
|
Спишите , ставя имена существительные из скобок в нужную падежную форму и вставляя пропущенные
|
значимую часть слова
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
изменение по падежам
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
изменении по падежам
|
|
Запишите слова , вставляя пропущенные
|
имён прилагательных
|
, сначала в единственном числе , затем во множественном . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
имена прилагательные
|
и дописывая окончания . |
А какой
|
имени существительного
|
он обозначается ? |
Спишите , вставляя пропущенные
|
имена существительные
|
и дописывая окончания имён прилагательных . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
именительного падежа
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
именительном падеже
|
|
Объясните написание пропущенных
|
именительный падеж
|
в окончаниях имён прилагательных . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
именительном падежах
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
имени
|
|
Спишите , согласуя имена прилагательные с именами существительными и вставляя пропущенные
|
имя
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
имена
|
|
Если личное местоимение 3-го лица он ( она , оно , они ) употребляется с предлогом , то при произношении местоимение начинается со звука [ н ’ ] , а на письме - с
|
имени прилагательного
|
н : от него , за ней , вокруг них . |
Не добавляется звук [ н ’ ] и
|
имя прилагательное
|
н к местоимению после предлогов : вопреки ему , благодаря ей , навстречу им. |
Укажите падеж местоимений , подчеркните предлог и
|
именем прилагательным
|
н в местоимениях . |
Запишите словосочетания , вставляя пропущенные
|
именам прилагательным
|
|
Спишите любую группу предложений , вставляя пропущенные
|
именами прилагательными
|
и заменяя выделенные имена существительные местоимениями . |
Спишите загадки , раскрывая скобки и вставляя пропущенные
|
именах прилагательных
|
|
Какой звук обозначен
|
имен прилагательных
|
г ? |
Спишите , вставляя пропущенные
|
имена собственные
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
именах собственных
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
имя существительное
|
|
После
|
имени существительному
|
ч у глаголов в неопределённой форме пишется мягкий знак ( ь ): сжечь , постричь , достичь . |
Вставьте пропущенные
|
именем существительным
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
именам существительным
|
|
Спишите , обозначая звук из скобок
|
именами существительными
|
или буквами . |
Спишите , обозначая звук из скобок буквой или
|
имён существительных
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
имен существительных
|
|
Запишите данный текст , выделяя в нём части и вставляя пропущенные
|
именах существительных
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
имя числительное
|
и глаголы в нужной форме ( в форме 3-го лица настоящего времени ) . |
Запишите глаголы , вставляя пропущенные
|
имена числительные
|
|
Объясните , как выбрать
|
именем числительным
|
, чтобы правильно написать личное окончание каждого глагола . |
Выпишите глаголы , вставляя пропущенные
|
интонацию
|
, в таком порядке : глаголы с ударными личными окончаниями ; глаголы I спряжения с безударными окончаниями ; глаголы II спряжения с безударными окончаниями . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
интонацией
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
интонации
|
|
В личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением произносится звук [ о ] , а обозначается этот звук
|
интонацией перечисления
|
ё : бережёт , жжёт , стрижёт . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
количество звуков
|
|
Запишите глаголы в 1-м лице множественного числа по группам , вставляя пропущенные
|
корни
|
|
Спишите , вставляя пропущенные глаголы и
|
корень
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
корнем
|
в личные окончания глаголов . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
корня
|
|
Для каких глаголов вы выберете
|
корней
|
т , а для каких буквосочетание ть ? |
Спишите , вставляя пропущенные
|
корне
|
|
Умные , поют , прыгают , танцуют , кувыркаются , под , музыку , из , собаки ,
|
корне слова
|
, картонных , слова , складывают . |
Запишите заголовок и составленный текст , вставляя пропущенные
|
корне слов
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
косвенном падеже
|
|
Спишите две загадки , вставляя пропущенные
|
косвенными падежами
|
|
Спишите , раскрывая скобки и вставляя пропущенные
|
косвенных падежей
|
|
Спишите , раскрывая скобки и вставляя пропущенные
|
косвенных падежах
|
|
Скажите , какой частью речи являются слова , в которых выделена
|
красной строки
|
о . Объясните . |
Запишите предложения без скобок , ставя глаголы в форму прошедшего времени и вставляя пропущенные
|
краткой формах
|
|
Сравните написание
|
краткой форме
|
перед суффиксами -ть и -л в данных глагольных формах . |
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же
|
лексическом значении имён существительных
|
, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы . |
Подчеркните
|
лексическое значение
|
глагольных суффиксов перед суффиксами -ть , -л |
Спишите , вставляя пропущенные
|
лексические значения
|
в личные окончания глаголов . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
лексическому значению
|
|
Запишите заголовок и текст , вставляя пропущенные
|
лексическом значении
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
литературной речи
|
|
Спишите речь любого из участников диалога , вставляя пропущенные
|
литературному
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
литературной
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
литературном языке
|
|
Запишите текст , вставляя пропущенные
|
лицо
|
и знаки препинания . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
лица
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
лицам
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
лице
|
|
Вспомните , какие
|
лицу
|
в корне слов требуют проверки на письме . |
Что общего в подборе проверочного слова для правильного обозначения
|
личное местоимение
|
безударных гласных звуков , парных по глухости - звонкости согласных звуков , непроизносимых согласных звуков в корне слова ? |
Спишите , вставляя пропущенные
|
личные местоимения
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
личных местоимений
|
и заменяя выделенные слова и сочетания слов синонимами . |
Запишите , обозначая
|
личного местоимения
|
звук или звуки , данные в скобках . |
Спишите , вставляя пропущенные
|
личными местоимениями
|
|
Запишите слова , распределяя их по частям речи и вставляя пропущенные
|
личным местоимением
|
|
Спишите любое предложение , вставляя пропущенные
|
личные окончания
|
и окончания . |
Спишите текст , вставляя пропущенные
|
личное окончание
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
личных окончаний
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
личных окончаниях
|
|
Спишите , вставляя пропущенные
|
мелодика
|
|
Звуки и
|
местоимением
|
|
Вспомните , одинаковое ли в русском языке количество гласных звуков и
|
местоимение
|
, обозначающих гласные звуки ? |
согласных звуков и
|
местоимения
|
, обозначающих согласные звуки ? |
Сделайте вывод : когда в возвратных глаголах пишется
|
местоимений
|
-тся , а когда -ться ? |
Для каких глаголов вы выберете букву т , а для каких
|
местоимениями
|
ть ? |
Объясните , в каких глаголах пропущено
|
местоимению
|
-тся , а в каких -ться . |
Произнесите выделенные
|
многозначные слова
|
в глаголах и в имени существительном . |
Запишите пословицы , вставляя пропущенные
|
многозначных слов
|
|
Объясните написание глаголов с выделенными
|
многоточие
|
|
Как различить неодушевлённые имена существительные в именительном и
|
множественном числе
|
, если они отвечают на вопрос что ? |
Именительный и
|
множественное число
|
|
Вспомните по таблице признаки , по которым можно определить именительный и
|
множественного числа
|
имени существительного . |
Различаются ли падежные окончания имён существительных 1 , 2 и 3-го склонения в именительном и
|
момента речи
|
|
Спишите , ставя имена существительные из скобок в
|
момент речи
|
|
Составьте два предложения с однородными членами , употребляя выделенные имена существительные в
|
морфологический разбор
|
|
Именительный , родительный и
|
мужского рода
|
одушевлённых имён существительных . |
Выскажите мнение : почему при распознавании родительного и
|
мягкий знак
|
одушевлённых имён существительных 2-го склонения используют приём их замены именами существительными 1-го склонения в этих же падежах : нет осла ( 2-е скл. , Р. |
Подчеркните имена существительные , которые в родительном и
|
мягкого знака
|
имеют одинаковые окончания . |
Укажите падеж имён существительных , употреблённых в форме родительного и
|
мягкость согласных
|
|
Выделите окончания имен существительных в
|
наименования
|
|
|
Написания
|
падеж одушевлённых имён существительных . |
Найдите имена существительные в родительном и
|
написанию
|
и объясните , как их различить . |
Составьте и запишите два предложения : в первом употребите любое из данных словосочетаний в родительном падеже , во втором — в
|
написании
|
|
Именительный и
|
написание
|
|
Почему окончания имён прилагательных в
|
наречием
|
разные ? |
Именительный и
|
наречие
|
|
Сделайте вывод : какие окончания могут быть у имён прилагательных в именительном и
|
наречиями
|
|
Имена прилагательные в
|
наречия
|
: отвечают на вопрос какие ? |
Тебя — это местоимение , начальная форма ты , местоимение тебя употреблено в форме 2-го лица , в единственном числе , в
|
наречий
|
|
|
Наречию
|
речь ? |
Будем учиться : определять спряжение глагола , грамотно писать безударные личные окончания глаголов , -ться , -тся в
|
настоящем времени
|
, проводить морфологический разбор глаголов . |
Что такое
|
настоящего времени
|
|
|
Начальная форма
|
глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать ? |
Перед суффиксом -ся в
|
начальной форме
|
неопределённой формы всегда пишется мягкий знак ( ь ): купаться , радоваться , здороваться . |
Найдите и подчеркните
|
начальную форму
|
в неопределённой форме . |
Изменяются ли
|
немецкой
|
настоящего и будущего времени по лицам и числам ? |
Что вы заметили при спряжении
|
немецкая
|
|
Сделайте вывод : когда в
|
неодушевлённые имена существительные
|
пишется буквосочетание -тся , а когда -ться ? |
Если
|
неодушевлённые предметы
|
отвечает на вопросы что делать ? |
Правописание -тся и -ться в
|
неодушевлённых
|
— это орфограмма . |
К какому тексту можно поставить какой - либо из данных
|
неодушевлённым
|
: какой ? |
К таким текстам можно поставить
|
неодушевлёнными
|
что ? |
К описанию можно поставить
|
неопределённая форма глагола
|
какой ? |
К таким текстам можно поставить
|
неопределённой формы глаголы
|
почему ? |
Вопросительное предложение заключает в себе
|
неопределённой формы глагола
|
: что ты сделал в жизни хорошего ? |
Определение отвечает на
|
непроверяемые орфограммы
|
какой ? |
Дополнение отвечает на
|
непроизносимым согласным
|
кого ? |
Обстоятельство отвечает на следующие
|
нераспространённые предложения
|
: где ? |
От главного слова ставится
|
нераспространённое предложение
|
к зависимому . |
Подготовьтесь написать изложение текста по
|
новые слова
|
|
В предложении может быть несколько членов предложения , которые отвечают на один и тот же
|
нулевое окончание
|
и относятся к одному и тому же слову . |
На какой
|
нулевым окончанием
|
отвечают однородные второстепенные члены ? |
Несколько второстепенных членов предложения , которые отвечают на один и тот же
|
обращение
|
и зависят от одного и того же слова , — это однородные члены предложения . |
Составьте предложения - ответы на
|
обращения
|
, используя в них однородные члены . |
Запишите ответы на три любых
|
обращением
|
|
Часть библио- есть и в других словах : библиофил — любитель , ценитель и собиратель книг , книголюб ; библиография — научное описание книг ; перечень книг по какому - нибудь
|
обстоятельство
|
; библиограф — специалист по библиографии . |
Меня мучает
|
однозначные слова
|
|
Вспомните по таблице « Самостоятельные части речи » , что обозначают изученные части речи и на какие
|
однокоренной
|
отвечают . |
На какие ещё
|
однокоренные
|
могут отвечать имена существительные ? |
Найдите в предложениях изученные части речи и скажите , на какой
|
однокоренные имена прилагательные
|
отвечает каждое из них . |
А как бы вы ответили на
|
однокоренные слова
|
первого предложения ? |
На какой
|
однокоренные слову
|
отвечает каждое из выделенных слов ? |
Слово печально отвечает на
|
однокоренными
|
как ? , поясняет глагол и обозначает признак действия , в предложении является второстепенным членом . |
На какой
|
однокоренных
|
отвечает каждое наречие ? |
Поставьте этот
|
однокоренных словах
|
от глагола , с которым наречие связано по смыслу : поднималась ( где ? ) |
Выпишите наречия , ставя перед ними
|
однокоренных слов
|
, на который они отвечают . |
Наречия обозначают признак действия и отвечают на
|
однородными подлежащими
|
как ? |
Какие из данных наречий отвечают на
|
однородные сказуемые
|
когда ? , какие - на вопрос где ? , какие - на вопрос куда ? , какие — на вопрос откуда ? |
Какие из данных наречий отвечают на вопрос когда ? , какие - на
|
одушевлённых
|
где ? , какие - на вопрос куда ? , какие — на вопрос откуда ? |
Какие из данных наречий отвечают на вопрос когда ? , какие - на вопрос где ? , какие - на
|
окончания
|
куда ? , какие — на вопрос откуда ? |
Какие из данных наречий отвечают на вопрос когда ? , какие - на вопрос где ? , какие - на вопрос куда ? , какие — на
|
окончанием
|
откуда ? |
Запишите наречия в том порядке , в каком вы распределяли их по
|
окончаний
|
|
На какой
|
окончание
|
отвечает каждое из них ? |
Какие из них отвечают на
|
окончаниями
|
где ? |
Определите падеж имени существительного весна по
|
окончанию
|
|
Каждый падеж имеет своё название , свои
|
окончаниях
|
, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании . |
Прочитайте названия падежей , вспомогательные слова , падежные
|
окончании
|
|
Почему у каждого падежа два падежных
|
окончания имени прилагательного
|
, а не один ? |
Прочитайте признаки , по которым можно определить каждую падежную форму имени существительного ( предлоги ,
|
окончание имени прилагательного
|
, каким членом предложения является ) . |
Чтобы определить падеж других имён существительных , надо : найти слово , от которого зависит имя существительное , и поставить от этого слова
|
окончании имени прилагательного
|
; по падежному вопросу и предлогу определить падеж . |
Чтобы определить падеж других имён существительных , надо : найти слово , от которого зависит имя существительное , и поставить от этого слова вопрос ; по падежному
|
олицетворения
|
и предлогу определить падеж . |
Как различить неодушевлённые имена существительные в именительном и винительном падежах , если они отвечают на
|
омонимы
|
что ? |
Какие из них отвечают на
|
омонимов
|
куда ? |
Выпишите выделенные словосочетания , ставя
|
омонимами
|
от главного слова к зависимому . |
В этом случае падеж определяется по
|
описание
|
|
Определяю падеж имени существительного осиной ; для
|
описанию
|
от того слова , с которым оно вырос ( под чем ? ) |
Определяю падеж имени существительного осиной ; для этого ставлю к нему
|
описанием
|
от того слова , с которым оно связано по смыслу : вырос ( под чем ? ) |
Запишите по образцу сначала словосочетания , в которых имена существительные имеют окончание , затем словосочетания , в которых имена существительные имеют окончание -и . Ставьте
|
описании
|
от главного слова к зависимому . |
Задайте смысловой
|
описания
|
к именам существительным в предложном падеже . |
На какой
|
описательные выражения
|
отвечают имена прилагательные , имеющие окончания -ые , -ие ? |
Прочитайте окончания имён прилагательных и
|
определение
|
|
Составьте словосочетания , в которых имена прилагательные имеют такие окончания и отвечают на данные
|
определения
|
|
В каких падежах у имён прилагательных мужского и среднего рода одинаковые
|
орфограммы
|
|
Сравните окончания в
|
орфограмму
|
и в именах прилагательных . |
Чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени прилагательного , надо подобрать имя прилагательное с ударным окончанием или посмотреть окончание
|
орфограмма
|
в том же падеже : киселём ( каким ? ) |
Проверить окончание имени прилагательного по окончанию
|
орфограмм
|
, на который отвечает имя прилагательное . |
Выберите любой
|
орфограммой
|
и запишите ответ , употребляя в нём данные в скобках словосочетания в нужном падеже . |
В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые
|
орфограммами
|
и имеют одинаковые окончания ? |
Скажите , в каких падежах имена прилагательные женского рода имеют такие
|
орфографическую задачу
|
и окончания . |
Расскажите по схеме , на какой
|
орфографическому словарю
|
отвечают имена прилагательные женского рода в данных падежах и какие имеют окончания . |
Сделайте вывод : какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на
|
орфоэпическому словарю
|
какой ? |
Назовите по таблице на этой странице
|
орфоэпического словаря
|
и окончания имён прилагательных во множественном числе в каждом падеже . |
Имена прилагательные в винительном падеже : отвечают на
|
основа предложения
|
какие ? |
и имеют окончания -ые , -ие , если сочетаются с неодушевлёнными именами существительными ; отвечают на
|
основы предложений
|
каких ? |
Подготовьте сообщение по любому
|
основу предложения
|
|
К кому обращается автор с
|
основу слова
|
|
Как бы вы ответили на этот
|
основную мысль текста
|
|
Поставьте
|
падежей
|
к каждому из выделенных местоимений . |
Заметили , что вы задавали падежные
|
падеж
|
|
Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же
|
падежам
|
, что и имена существительные в каждом из падежей . |
Поставьте
|
падежа
|
от главного слова к зависимому . |
На какой
|
падежи
|
отвечает глагол ? |
Задайте
|
падежом
|
к каждому из этих глаголов . |
Задайте
|
падеже
|
к каждому глаголу . |
Вспомните , как называется форма глагола , которая отвечает на
|
падежах
|
что делать ? |
Глаголы в неопределённой форме отвечают на
|
падежу
|
что делать ? |
Поставьте
|
падежные формы
|
от выделенных слов к глаголам в неопределённой форме . |
Подберите к каждому глаголу первой группы однокоренной глагол , который отвечает на
|
падежной формы
|
что сделать ? |
Подберите к каждому глаголу второй группы однокоренной глагол , который отвечает на
|
падежных форм
|
что делать ? |
Назовите глаголы в неопределённой форме и
|
падежную форму
|
к ним . |
Поставьте
|
падежная форма
|
к каждому глаголу . |
Перед глаголами ставьте
|
падежных формах
|
|
Прочитайте
|
падежной форме
|
, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа . |
Соотнесите каждый глагол с тем
|
падежные окончания
|
, на который он отвечает . |
Запишите каждый
|
падежных окончаний
|
, а рядом с ним глагол , который отвечает на этот вопрос . |
Запишите каждый вопрос , а рядом с ним глагол , который отвечает на этот
|
падежным окончаниям
|
|
Что общего в написании личных окончаний в
|
падежное окончание
|
и в глаголах ? |
Кто быстрее и правильнее ответит на
|
падежного окончания
|
: в каком лице и числе и в каком спряжении глагол имеет любое из данных личных окончаний ? |
Запишите каждый глагол Перед глаголом напишите
|
падежные
|
, на который он отвечает . |
Рядом с каждым глаголом напишите этот же глагол , но в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени , и
|
падежных
|
, на который отвечает глагол |
При образовании форм глагола надо правильно поставить
|
падежному
|
к неопределённой форме и к формам настоящего и будущего времени : что делать ? |
Глагол смотрит отвечает на
|
переносном значении
|
что делает ? , стоит в 3-м лице настоящего времени . |
Се(ю , я)т — глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени , окончание безударное , отвечает на
|
перечислительной интонацией
|
что делают ? |
Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на
|
писатель
|
что делать ? |
Запишите словосочетания без
|
писателя
|
|
На какой
|
письменной речи
|
отвечает каждый глагол ? |
Если возвратный глагол отвечает на
|
письменная речь
|
что делать ? |
Если глагол отвечает на
|
письменных
|
что делает ? |
Поставьте
|
письменный разбор
|
к каждому глаголу . |
Сравните окончания в
|
письму
|
и в глаголах . |
Напишите ответы на
|
письме
|
|
Поставьте
|
письмо
|
к глаголам . |
Прочитайте
|
план текста
|
, ответы на которые вы найдёте в энциклопедии для любознательных « Почемучка » . |
На какой
|
побудительное предложение
|
вы знаете ответ ? |
На какой
|
побудительных предложений
|
даёт ответ вторая часть текста ? |
Выпишите словосочетания , поставив
|
побудительные предложения
|
от главного слова к зависимому . |
( то есть на
|
побудительных предложения
|
падежей ) . |
|
Побудительные
|
предложение заключает в себе вопрос : что ты сделал в жизни хорошего ? |
Повествовательные , побудительные и
|
повествование
|
могут произноситься с восклицательной интонацией . |
В этом случае в конце повествовательных и побудительных предложений ставится восклицательный знак , а в конце
|
повествованием
|
остаётся вопросительный знак или ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки . |
Какие из данных
|
повествовательное предложение
|
можно перестроить в повествовательные , изменяя только их интонацию и заменяя вопросительный знак на точку ? |
В данной форме окончания -ый , -ий не совпадают с окончанием
|
повествовательных
|
( какой ? |
В этом случае в конце повествовательных и побудительных предложений ставится восклицательный знак , а в конце вопросительных предложений остаётся
|
повествовательные
|
или ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки . |
Какие из данных вопросительных предложений можно перестроить в повествовательные , изменяя только их интонацию и заменяя
|
поговорки
|
на точку ? |
Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе
|
поговорок
|
|
Повествовательные , побудительные и вопросительные предложения могут произноситься с
|
поговорку
|
|
А теперь прочитайте их с
|
подлежащее
|
|
Приведите примеры
|
подлежащих
|
|
В этом случае в конце повествовательных и побудительных предложений ставится
|
подлежащие
|
, а в конце вопросительных предложений остаётся вопросительный знак или ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки . |
В этом случае в конце повествовательных и побудительных предложений ставится восклицательный знак , а в конце вопросительных предложений остаётся вопросительный знак или ставятся и вопросительный , и
|
подлежащим
|
|
Прочитайте названия падежей ,
|
пословицы
|
, падежные вопросы . |
Устно просклоняйте вместе со
|
пословицу
|
имена существительные лис , окно , ежи . |
Запишите склонение этих существительных без
|
пословиц
|
|
Допишите окончания глаголов в форме
|
пословице
|
единственного числа . |
Вспомним : что такое язык и речь , что такое текст , типы текстов , что такое предложение и словосочетание , какие бывают виды предложений , что такое главные и
|
пословицах
|
, что такое обращение . |
Главные и
|
поэт
|
|
Второстепенные члены поясняют главные или другие
|
поэтической речи
|
|
|
Поэтических
|
предложения . |
|
Поэтические
|
предложения в русском языке имеют свои названия : определение , дополнение , обстоятельство . |
Однородными членами могут быть и главные , и
|
поэтической
|
|
Несколько
|
правила правописания
|
, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова , — это однородные члены предложения . |
однородные
|
правило правописания
|
|
Но местоимение может быть и
|
правописание
|
, если стоит в одном из косвенных падежей . |
Какую роль выполняют в данных предложениях
|
правописании
|
|
|
Предлоги
|
члены поясняют главные или другие второстепенные члены предложения . |
Какую роль выполняет каждый из
|
предлогу
|
в распространённом предложении ? |
На какой вопрос отвечают однородные
|
предлогом
|
|
Запишите предложения в таком порядке : с однородными подлежащими ; с однородными сказуемыми ; с однородными
|
предлога
|
|
Найдите в предложениях однородные
|
предлог
|
|
Составьте предложение с однородными
|
предлогами
|
|
Слово печально отвечает на вопрос как ? , поясняет глагол и обозначает признак действия , в предложении является
|
предлогов
|
|
В предложении наречие является
|
предложение
|
|
Распространите любое предложение
|
предложений
|
|
Нет таких звуков , красок , образов и мыслей — сложных и простых , для которых не нашлось бы в нашем языке точного
|
предложения
|
( К Паустовский ) . |
|
Предложению
|
глаза на лоб полезли употребляется в разговорной речи тогда , когда человек очень удивлён происходящим или испытывает сильную боль либо испуг . |
|
Предложениях
|
во весь опор первоначально обозначало особый бег лошади — галоп , когда лошадь скачет , опираясь одновременно то на обе передние , то на обе задние ноги . |
Что обозначает
|
предложении
|
склоняется « весна » ? |
Объясните написание слов с пропущенными буквами и значение
|
предложением
|
не тут - то было . |
Это придавало Мишке задумчивое
|
предложениями
|
|
Объясните значение
|
предложениях главные
|
мастер портретной живописи , мировое искусство . |
Что обозначает
|
предложении главные
|
за тебя я размышляю ? |
Что обозначает
|
предложении грамматическую
|
просто так ? |
Объясните смысл этих
|
предложениях грамматические
|
|
Какие слова и
|
предложений нераспространённые
|
придают пейзажной зарисовке особую выразительность ? |
Какой частью речи
|
предложениях однородные
|
|
Прочитайте
|
предложения однородными
|
о языке и речи . |
Спишите первое
|
предложение сложное
|
|
Текст — это
|
предложный падеж
|
, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой . |
Прочитайте
|
предложного падежа
|
о русском языке . |
Спишите любое
|
предложном падеже
|
|
Значимостьглагола в речи ярко выражена в
|
предложный падежи
|
писателя А Югова : « Глагол — самая огнепышущая , самая живая часть речи . |
Как вы поняли
|
предложном падежах
|
о языке и речи ? |
Определите
|
признак предмета
|
|
Определите тему и
|
прилагательных
|
|
Определите тему и
|
приставки
|
|
Что отражает заголовок : тему или
|
приставкой
|
|
Определите тему и
|
приставок
|
|
Какова тема и
|
приставку
|
|
Определите тему и
|
приставка
|
|
Определите тему и
|
проверочного слова
|
|
Определите тему и
|
проверочное слово
|
|
Определите тему и
|
проверочные слова
|
|
Определите тему и
|
проверять слова
|
|
Определите тему и
|
произношение
|
|
Определите
|
произношении
|
|
Определите тему и
|
происхождении слов
|
|
Как определить тему ,
|
просторечной
|
|
Определите
|
простое предложение
|
|
Какова
|
простого предложения
|
|
Определите тему и
|
простом предложении
|
|
Определите тему и
|
простые предложения
|
|
Определите тему и
|
прошедшем времени
|
|
Подчеркните
|
прошедшего времени
|
|
|
Прошедшее время
|
предложения — это подлежащее и сказуемое . |
Спишите , подчеркните
|
прямом значении
|
|
Подчеркните
|
разговорной речи
|
|
Подчеркните
|
разговорной
|
|
Подчеркните
|
разделительный мягкий знак
|
|
Подчеркните
|
разделительным мягким знаком
|
|
Нераспространённые предложения состоят только из
|
разделительным твёрдым знаком
|
|
Распространённые предложения имеют в своём составе не только
|
раздельное написание
|
, но и второстепенные . |
Подчеркните
|
распространённое
|
|
Подчеркните
|
распространите
|
в каждом простом предложении . |
Составьте предложение с любым сочетанием слов , подчеркните в нём
|
рассказ
|
|
Подчеркните
|
рассказа
|
|
Подчеркните
|
рассказу
|
|
Подчеркните
|
рассуждение
|
|
Выделите в
|
рассуждением
|
приставки . |
Теперь фразеологизм во весь опор имеет значение « очень быстро » и употребляется с
|
рассуждения
|
бежать , скакать , мчаться , нестись . |
Выделите в
|
речь
|
приставки . |
Почему автор употребил
|
речи
|
швыряла , а не кидала ; рявкнула , а не крикнула ? |
Самостоятельные части речи : имя существительное , имя прилагательное , имя числительное , местоимение ,
|
речам
|
, наречие . |
|
Речью
|
|
|
Род
|
|
|
Рода
|
в прошедшем времени ? |
Выпишите из предложений
|
роду
|
|
Укажите время каждого
|
роде
|
|
Подчеркните
|
родам
|
в неопределённой форме . |
Укажите время других
|
родительном падеже
|
|
Устно образуйте формы времени от выделенных
|
родительный падеж
|
( настоящее , прошедшее , будущее ) . |
Слово печально отвечает на вопрос как ? , поясняет
|
родовые окончания
|
и обозначает признак действия , в предложении является второстепенным членом . |
Изменится ли наречие звонко ( тонко ) , если в словосочетании звонко журчит
|
родовых окончаний
|
журчит изменять по числам ? |
Поставьте этот вопрос от
|
русской речи
|
, с которым наречие связано по смыслу : поднималась ( где ? ) |
Когда в речи употребляется
|
русским
|
одел , а когда - надел ? |
Объясните , почему в одних предложениях вы употребили
|
русскому
|
одела , а в других - надела . |
Составьте словосочетания , состоящие из
|
русской
|
и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа . |
Составьте словосочетания из
|
русских
|
и имён существительных в форме предложного падежа . |
Составьте и запишите словосочетания , состоящие из
|
русском
|
и любого из данных местоимений в нужной падежной форме . |
|
Русскую
|
nan |
|
Русского
|
nan |
Вспомним : как определить число , время , род
|
русским языком
|
, как изменяются глаголы . |
Вспомним : как определить число , время , род глаголов , как изменяются
|
русском языке
|
|
Узнаем : как изменяются
|
русский язык
|
в настоящем и будущем времени , что такое спряжение глагола , как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями , что такое возвратные глаголы . |
Узнаем : как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени , что такое спряжение
|
русского языка
|
, как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями , что такое возвратные глаголы . |
Узнаем : как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени , что такое спряжение глагола , как определить спряжение
|
синонимы
|
с безударными личными окончаниями , что такое возвратные глаголы . |
Будем учиться : определять спряжение
|
синонимов
|
, грамотно писать безударные личные окончания глаголов , -ться , -тся в возвратных глаголах , проводить морфологический разбор глаголов . |
Будем учиться : определять спряжение глагола , грамотно писать безударные личные окончания
|
синоним
|
, -ться , -тся в возвратных глаголах , проводить морфологический разбор глаголов . |
Будем учиться : определять спряжение глагола , грамотно писать безударные личные окончания глаголов , -ться , -тся в возвратных глаголах , проводить морфологический разбор
|
синонимом
|
|
Роль
|
синонимами
|
в языке . |
Выпишите
|
сказуемое
|
|
Назовите группы
|
склонение
|
со значением движения , речи , звучания , труда , мысли , проявления чувств . |
Запишите
|
склонения
|
со значением движения . |
Найдите
|
склонении
|
|
Каким членом предложения является
|
склонением
|
|
Назовите
|
склонению
|
, которые вам помогут составить по рисунку рассказ . |
Подчеркните в предложениях
|
склонений
|
|
Подчеркните
|
скобок
|
|
Какова в нём роль
|
скобки
|
|
Назовите
|
скороговорки
|
, передающие звуки . |
Какую роль выполняют
|
скороговорку
|
в пейзажных зарисовках грозы , молнии , грома , радуги ? |
Подчеркните
|
скороговорка
|
|
Время
|
слова группами
|
|
Найдите
|
словах корень
|
|
Расскажите о выделенных
|
слово полно
|
по плану . |
В форме какого времени употреблён
|
словом часть
|
|
Какое действие обозначает
|
словах часть
|
: действие , которое произошло до момента речи ? |
На какой вопрос отвечает
|
словами части
|
|
Выпишите из стихотворения
|
словами часть
|
|
Укажите над каждым
|
словарных словах
|
время ( буд вр , наст вр , прош вр ) . |
Подчеркните
|
словаре
|
|
Сравните
|
словари
|
в словосочетаниях первой и второй группы . |
У каких
|
словаря
|
можно определить время ? |
Назовите и подчеркните
|
словаре иностранных слов
|
, у которых вы не смогли определить время . |
Задайте вопрос к каждому из этих
|
словарём иностранных слов
|
|
Подчеркните
|
словаре синонимов
|
|
Задайте вопрос к каждому
|
словом
|
|
Вспомните , как называется форма
|
слова
|
, которая отвечает на вопрос что делать ? |
Неопределённая форма — это начальная форма
|
словами
|
|
Это неизменяемая форма
|
слов
|
|
Она не указывает ни на время , ни на число
|
словах
|
|
|
Слове
|
в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать ? |
Подчеркните
|
слово
|
в неопределённой форме . |
|
Слову
|
в неопределённой форме могут оканчиваться на -чь : беречь , стеречь ; -чь — это не суффикс , а часть корня . |
После буквы ч у
|
словам
|
в неопределённой форме пишется мягкий знак ( ь ): сжечь , постричь , достичь . |
Запомните написание таких
|
слов многозначные
|
: жечь , лечь , стричь . |
Поставьте вопрос от выделенных слов к
|
слову однокоренное
|
в неопределённой форме . |
Выпишите из каждого предложения
|
слова однокоренное
|
в неопределённой форме вместе с выделенным словом . |
Употребите в предложениях
|
слово уточняет
|
в неопределённой форме , чтобы показать , что выраженные ими действия относятся к каждому человеку . |
Подберите к каждому
|
словосочетание
|
первой группы однокоренной глагол , который отвечает на вопрос что сделать ? |
Подберите к каждому глаголу первой группы однокоренной
|
словосочетания
|
, который отвечает на вопрос что сделать ? |
Подберите к каждому
|
словосочетании
|
второй группы однокоренной глагол , который отвечает на вопрос что делать ? |
Подберите к каждому глаголу второй группы однокоренной
|
словосочетанию
|
, который отвечает на вопрос что делать ? |
Прочитайте приставки и
|
словосочетаний
|
|
Образуйте от каждого
|
словосочетанием
|
однокоренные глаголы при помощи приставок . |
Образуйте от каждого глагола однокоренные
|
сложном будущем времени
|
при помощи приставок . |
Какой ( или какие ) из данных
|
сложного предложения
|
может быть употреблён с каждой из данных приставок ? |
Запишите любой из
|
сложном предложении
|
с теми приставками , с которыми он может быть употреблён . |
Устно составьте предложение с любым образованным вами
|
сложные предложения
|
|
Перед суффиксом -ть у
|
сложное предложение
|
в неопределённой форме могут стоять глагольные суффиксы -е- , -и- , -а- , -я- , -ыва- , -ива- , -ова- , -ева- , -ну- : чернеть , рисовать , завтракать , блеснуть , советовать . |
Подберите и запишите рядом с каждым словом однокоренной
|
сложное предложения
|
в неопределённой форме . |
Выделите в
|
сложные слова
|
суффиксы . |
Чтобы найти основу
|
служебные слова
|
, который стоит в неопределённой форме , нужно отбросить суффикс -ть или -ти : говорить , принести , ходить . |
Изменение
|
служебные части речи
|
по временам . |
Прочитайте таблицу « Изменение
|
слушатели
|
по временам » . |
Назовите
|
согласных
|
в неопределённой форме и вопросы к ним . |
Сделайте вывод , от каких
|
согласным
|
в неопределённой форме можно образовать все три формы времени ( настоящее , прошедшее , будущее ) , а от каких только две формы времени ( прошедшее и будущее ) . |
Поставьте вопрос к каждому
|
согласные
|
|
Какие формы времени можно образовать от каждого
|
согласный
|
|
Спишите , поставив данные в скобках
|
содержание
|
в форму прошедшего времени . |
Вспомните , когда употребляют в речи
|
содержания
|
надеть , а когда - одеть . |
Выпишите каждый
|
содержание текста
|
, укажите его время . |
Рядом напишите этот же
|
сообщение
|
, но в неопределённой форме . |
Перед
|
сообщения
|
ставьте вопросы . |
Употребление
|
состав слова
|
|
Русский язык богат
|
сочетание слов
|
|
По частоте употребления
|
сочетания слов
|
занимают второе место после имён существительных . |
Чаще всего в русском языке употребляются
|
сочетаний слов
|
|
Значимостьглагола в речи ярко выражена в высказывании писателя А Югова : «
|
сочетаниях слов
|
— самая огнепышущая , самая живая часть речи . |
В
|
сочетанием слов
|
струится самая алая , самая свежая , артериальная кровь языка . |
Да ведь и назначение
|
сочетанию слов
|
— выражать само действие ! » |
Почему автор чаще употребляет в тексте
|
сочинение
|
прошедшего времени ? |
Какие
|
сочинения
|
показывают стремительность происходящих действий ? |
Спряжение
|
сочинений
|
|
Что такое спряжение
|
союзами
|
|
Какие
|
союза
|
спрягаются ? |
Можно ли предположить , что
|
союзом
|
тоже имеет форму лица ? |
Определите лицо
|
союзов
|
в каждом предложении по форме лица местоимения . |
Определите время и число
|
союзы
|
|
Почему изменились окончания
|
спрягаем
|
|
|
Спрягаемых глаголов
|
настоящего и будущего времени , как и личные местоимения , имеют форму лица . |
|
Спряжение
|
каждого лица имеет своё личное окончание . |
При изменении
|
спряжением
|
по лицам изменяется и его личное окончание . |
Изменение
|
спряжения
|
по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени ( спряжение ) . |
Прочитайте таблицу « Изменение
|
спряжении
|
по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени » . |
Прочитайте вопросы , на которые отвечают
|
спряжению
|
в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа . |
Назовите
|
спряжений
|
в этом лице и числе , чётко проговаривая их личные окончания . |
Какая часть слова меняется при изменении
|
сравнения
|
по лицам и числам ? |
Изменение
|
сравнение
|
по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола . |
Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением
|
среднего рода
|
|
Обсудите : какой из данных
|
среднем роде
|
не изменяется по лицам и числам ( не спрягается ) ? |
Запишите личные окончания
|
стихах
|
каждого лица и числа . |
Письменно проспрягайте
|
стихи
|
молчу в настоящем времени и глагол пойду в будущем времени . |
Письменно проспрягайте глагол молчу в настоящем времени и
|
стиха
|
пойду в будущем времени . |
Выделите личные окончания
|
стихотворении
|
|
Проверьте по таблице , правильно ли вы записали окончания
|
стихотворения
|
во 2-м лице единственного числа . |
Соотнесите каждый
|
стихотворение
|
с тем вопросом , на который он отвечает . |
Запишите каждый вопрос , а рядом с ним
|
стихотворению
|
, который отвечает на этот вопрос . |
В скобках укажите время , лицо , число
|
стихотворные строки
|
|
Выпишите
|
строки
|
в форме настоящего и будущего времени , определите их время , лицо и число . |
Выделите личные окончания
|
строк
|
|
В русском языке некоторые
|
строках
|
не имеют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени . |
Это
|
строке
|
победить , убедить , дерзить , лебезить , пылесосить , голосить , шелестеть и др. |
Выразить действие говорящего вам помогут описательные выражения либо близкие по смыслу
|
суффикс
|
: ( Я ) сумею победить , одержу победу . |
Укажите над
|
суффиксом
|
настоящего и будущего времени лицо и число , выделите окончания этих глаголов . |
Укажите над глаголами настоящего и будущего времени лицо и число , выделите окончания этих
|
суффиксы
|
|
2-е лицо
|
суффиксов
|
настоящего и будущего времени в единственном числе . |
Определите лицо и число
|
суффикса
|
|
Что общего в написании личных окончаний в вопросах и в
|
суффиксами
|
|
Почему написание мягкого знака ( ь ) на конце
|
существительное
|
2-го лица единственного числа надо запомнить ? |
|
Существительные
|
настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа имеют личные окончания -ешь , -ёшь , -ишь . |
На конце
|
существительных
|
2-го лица пишется мягкий знак ( ь ): слушаешь , учишь . |
Выпишите выделенные
|
твёрдый знак
|
|
Мягкий знак в личных окончаниях
|
твёрдым знаками
|
2-го лица единственного числа — это орфограмма . |
Образуйте от
|
творительного падежа
|
неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа . |
Запишите
|
творительном падеже
|
парами . |
Выделите личные окончания
|
творительный падеж
|
|
Выделите личные окончания
|
творительный падежи
|
|
Устно определите время , лицо и число каждого
|
текст
|
|
Подчеркните
|
текстов
|
в неопределённой форме . |
Над другими
|
текста
|
укажите время . |
Выделите окончания
|
тексте
|
, стоящих во 2-м лице единственного числа . |
I и II спряжение
|
тексту
|
|
По личным окончаниям
|
тексты
|
делятся на две группы : глаголы I спряжения и глаголы II спряжения . |
По личным окончаниям глаголы делятся на две группы :
|
текстах
|
I спряжения и глаголы II спряжения . |
По личным окончаниям глаголы делятся на две группы : глаголы I спряжения и
|
текстам
|
II спряжения . |
Спряжение
|
текстом
|
в настоящем времени . |
Прочитайте таблицу « Спряжение
|
текста заголовок
|
в настоящем времени » . |
Различаются ли ударные и безударные личные окончания
|
тексту заголовок
|
одного и того же спряжения ? |
Чем различаются личные окончания
|
текст - описание
|
I и II спряжения в одном и том же лице и числе ? |
|
Текст - повествование
|
одного и того же спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные личные окончания в одном и том же лице и числе . |
Кто быстрее и правильнее ответит на вопрос : в каком лице и числе и в каком спряжении
|
текст - рассуждение
|
имеет любое из данных личных окончаний ? |
В прямом или в переносном значении употреблены
|
тему
|
|
В чём сходство в грамматических признаках выделенных
|
темой
|
( время , лицо , число ) ? |
Укажите спряжение над
|
тема
|
в настоящем времени . |
Спряжение
|
тем
|
в будущем времени . |
Прочитайте таблицу « Спряжение
|
темы
|
в будущем времени » . |
Сравните личные окончания
|
темами
|
I и II спряжения в формах будущего и настоящего времени . |
|
Теме
|
в форме будущего времени спрягаются так же , как и глаголы в форме настоящего времени : идёшь , пойдёшь , учит , выучит . |
Глаголы в форме будущего времени спрягаются так же , как и
|
толкование
|
в форме настоящего времени : идёшь , пойдёшь , учит , выучит . |
Спряжение
|
толкование слова
|
в сложном будущем времени . |
Прочитайте таблицу « Спряжение
|
толковых словарях
|
в сложном будущем времени » . |
Из каких
|
толковом словаре
|
состоит форма будущего времени ? |
Какой из
|
толковому словарю
|
и по какому спряжению изменяет свои окончания ? |
Если форма будущего времени состоит из двух
|
толкового словаря
|
, то при спряжении изменяются только личные окончания глагола быть : буду читать , будешь читать , будет читать . |
Если форма будущего времени состоит из двух глаголов , то при спряжении изменяются только личные окончания
|
точки
|
быть : буду читать , будешь читать , будет читать . |
Найдите
|
точку
|
|
Скажите , по каким признакам можно определить спряжение
|
точками
|
в загадке . |
Подчеркните
|
точка
|
с такими признаками : буд вр , 3-е л , ед ч , II спр |
Образуйте от
|
точка с запятой
|
неопределённой формы глаголы в форме настоящего или будущего времени во 2-м и в 3-м лице единственного числа . |
Укажите спряжение над
|
ударение
|
2-го лица . |
Легко ли вам было написать личные окончания
|
ударением
|
|
Личные окончания
|
ударения
|
под ударением пишутся так , как слышатся : кричат , спешит , сидим . |
Обсудите , по какому спряжению будет изменяться по лицам и числам
|
ударениями
|
жужжать , если поставить его в форму настоящего времени ? |
Возникнут ли у вас трудности в написании личных окончаний этого
|
ударных
|
|
Какие
|
ударные
|
пропущены ? |
Спишите , вставляя пропущенные буквы и
|
ударным
|
в нужной форме ( в форме 3-го лица настоящего времени ) . |
Выделите личные окончания
|
ударными
|
|
Над
|
удвоенные согласные
|
укажите спряжение . |
В пословицах и поговорках часто используются
|
устаревшие слова
|
во 2-м лице единственного числа . |
Выделите окончания
|
устной речи
|
|
Найдите в « Сборнике пословиц и поговорок » 10 пословиц и поговорок , в которых был бы
|
устная речь
|
или глаголы во 2-м лице единственного числа . |
Найдите в « Сборнике пословиц и поговорок » 10 пословиц и поговорок , в которых был бы глагол или
|
устный
|
во 2-м лице единственного числа . |
Правописание
|
устно
|
|
Правописание безударных личных окончаний
|
устойчивые сочетания
|
в настоящем и в будущем времени . |
Вспомните по таблице спряжения
|
форзацах
|
, какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения . |
Вспомните по таблице спряжения глаголов , какие личные окончания имеют
|
форма винительного падежа
|
I и II спряжения . |
Выскажите мнение , для чего надо знать различие в написании личных окончаний
|
форме винительного падежа
|
|
Выпишите
|
форме единственного числа
|
с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени . |
После каждого
|
форме множественного числа
|
в скобках укажите его лицо , число , спряжение . |
Как определить спряжение
|
формы множественного числа
|
|
Спряжение
|
формы речи
|
с безударными личными окончаниями определяется по их неопределённой форме . |
|
Форме родительного падежа
|
, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить ( кроме брить , стелить ) , то есть имеют суффикс -и- перед -ть . |
|
Форму родительного падежа
|
- исключения : 4 глагола на -ать ( слышать , гнать , дышать , держать ) , 7 глаголов на -еть ( смотреть , видеть , ненавидеть , терпеть , обидеть , вертеть , зависеть ) . |
Глаголы - исключения : 4
|
фразеологизмы
|
на -ать ( слышать , гнать , дышать , держать ) , 7 глаголов на -еть ( смотреть , видеть , ненавидеть , терпеть , обидеть , вертеть , зависеть ) . |
Глаголы - исключения : 4 глагола на -ать ( слышать , гнать , дышать , держать ) , 7
|
фразеологизме
|
на -еть ( смотреть , видеть , ненавидеть , терпеть , обидеть , вертеть , зависеть ) . |
|
Фразеологизм
|
, которые оканчиваются на -ать , -еть , -оть , -уть . |
|
Фразеологизмов
|
- исключения : брить и стелить . |
Прочитайте памятку « Как определить спряжение
|
цели высказывания
|
? » . |
Какие
|
частицы
|
с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению ? |
Объясните , как определить спряжение
|
частицей
|
по неопределённой форме . |
|
Частица
|
клеить оканчивается на -ить , значит , это глагол II спряжения . |
Глагол клеить оканчивается на -ить , значит , это
|
части речи
|
II спряжения . |
|
Часть речи
|
читать оканчивается на -ать , значит , это глагол I спряжения . |
Глагол читать оканчивается на -ать , значит , это
|
частями речи
|
I спряжения . |
|
Частью речи
|
слышать оканчивается на -ать ( глаголы на -ать относятся к I спряжению ) , но слышать является глаголом - исключением , поэтому относится ко II спряжению . |
Глагол слышать оканчивается на -ать (
|
частей речи
|
на -ать относятся к I спряжению ) , но слышать является глаголом - исключением , поэтому относится ко II спряжению . |
Прочитайте ещё раз
|
частям речи
|
|
Выпишите каждый
|
части слова
|
Укажите его спряжение . |
Рядом запишите этот же
|
часть слова
|
в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени . |
Выделите личные окончания
|
части слов
|
настоящего времени . |
Определите спряжение
|
чередование согласных
|
|
Выпишите
|
четверостишие
|
в таком порядке : глаголы I спряжения ; глаголы II спряжения на -ить ; глаголы - исключения II спряжения . |
Выпишите глаголы в таком порядке :
|
числительных
|
I спряжения ; глаголы II спряжения на -ить ; глаголы - исключения II спряжения . |
Выпишите глаголы в таком порядке : глаголы I спряжения ;
|
числительного
|
II спряжения на -ить ; глаголы - исключения II спряжения . |
Выпишите глаголы в таком порядке : глаголы I спряжения ; глаголы II спряжения на -ить ;
|
число
|
- исключения II спряжения . |
Образуйте от любого
|
чисел
|
форму 3-го лица единственного и множественного числа . |
Составьте и запишите предложения , ставя
|
числам
|
из скобок в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и дописывая подходящее по смыслу имя существительное . |
Укажите над каждым
|
числе
|
спряжение . |
В чём сходство и различие каждой пары
|
числа
|
|
Определите спряжение
|
число имён существительных
|
|
Запишите каждый
|
членам предложения
|
Перед глаголом напишите вопрос , на который он отвечает . |
Запишите каждый глагол Перед
|
члены предложения
|
напишите вопрос , на который он отвечает . |
Рядом с каждым
|
членами предложения
|
напишите этот же глагол , но в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени , и вопрос , на который отвечает глагол |
Рядом с каждым глаголом напишите этот же
|
членов предложения
|
, но в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени , и вопрос , на который отвечает глагол |
Рядом с каждым глаголом напишите этот же глагол , но в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени , и вопрос , на который отвечает
|
членом предложения
|
nan |
При образовании форм
|
чтению
|
надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме и к формам настоящего и будущего времени : что делать ? |
|
Шипящих
|
с приставками относятся к тому же спряжению , что и глаголы без приставок . |
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению , что и
|
эпитеты
|
без приставок . |
Определите спряжение
|
эпитетами
|
|
Составьте из слов предложения , употребляя выделенные
|
язык
|
в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени . |
Спишите , ставя
|
языке
|
в форму 2-го лица единственного числа будущего времени . |
Укажите спряжение
|
языков
|
, выделите их окончания . |
Выделите окончания
|
языком
|
|
Обоснуйте правописание безударных личных окончаний
|
языка
|
|