Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
История не сохранила имена народных умельцев , смастеривших первые музыкальные ин - струменты — гусли , |
балалайки
|
, жалейки , рожки , свирели , трещотки , ложки . |
На Украине - это кобзари - |
бандуристы
|
, в Казахстане и Киргизии - акыны , в Армении и Азербайджане — ашуги , в Узбекистане — бакши . |
Ещё при жизни Ильи Муромца о нём было сложено в народе множество |
былин
|
и сказаний . |
В одной |
былине
|
говорится , что Илья « приехал - то во стольный Киев - грал , а ко славному ко князю на широкий двор » . |
Как в нем звучит украинская « |
Веснянка
|
» ? |
С Рахманинов написал свой « |
Вокализ
|
» для голоса и фортепиано и посвятил его А Неждановой — великой русской певице , обладательнице чудесного сопрано . |
Послушай , и напой « |
Вокализ
|
» С Рахманинова . |
Чем отличается |
вокализ
|
от романса или песни ? |
nan |
Вокализ
|
|
Они обходили дома один за другим , пели песни , играли на |
волынках
|
и ждали подарков . |
Интонации народного плача заучат во |
вступлении
|
к одной из частей кантаты , которая называется « Мёртвое поле » Это песня невесты , оплакивающей славных соколов , добрых молодцев , погибших на поле брани . |
Послушай , |
вступление
|
ко второму действию оперы « Сказка о царе Салтане » . |
Послушай , |
вступление
|
к опере М Мусорского « Борис Годунов » . |
nan |
Вступление
|
к опере . |
На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские |
гармоники
|
, вызывая крестьян из окрестных сёл и деревень на задорные пляски и песни . |
Многие из них , по выражению русского поэта А Блока , звучат как « тихий |
гимн
|
» красоте родной природы . |
В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь - |
гимн
|
— стихиру . |
На праздник звучит |
гимн
|
, сочинённый болгарским композитором специально для этого дня . |
ЧТО такое |
гимн
|
|
Чем отличается |
гимн
|
от величин Величание каким святым ты знаешь ? |
В сопровождении |
гитары
|
исполнялись русские романсы и цыганские напевы . |
Певческий |
голос
|
можно назвать самым одухотворённым и совершенным музыкальным « инструментом » . |
С Рахманинов написал свой « Вокализ » для |
голоса
|
и фортепиано и посвятил его А Неждановой — великой русской певице , обладательнице чудесного сопрано . |
« Вы своим |
голосом
|
и исполнением » , - сказал он певице , — сможете выразить всё лучше и значительно больше , чем кто - нибудь словами » . |
Тихий |
голос
|
женщины , медный плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушек . |
Её запевают низкие женские |
голоса
|
- альты . |
Послушай , народные наигрыши и по тембру звучания определи |
голоса
|
русских народных инструментов . |
Прочитай рассказ М |
Горького
|
и тебе приоткроет тайна рождения песни . |
Словно |
горькая
|
вдовица , плачет , бьётся в ней царица ; И растёт ребенок там не по дням , а по часам . |
История не сохранила имена народных умельцев , смастеривших первые музыкальные ин - струменты — |
гусли
|
, балалайки , жалейки , рожки , свирели , трещотки , ложки . |
Сергей Васильевич Рахманинов - композитор , пианист , |
дирижёр
|
- родился под Новгородом - на родине былинного героя Садко . |
nan |
Дуэт
|
|
История не сохранила имена народных умельцев , смастеривших первые музыкальные ин - струменты — гусли , балалайки , |
жалейки
|
, рожки , свирели , трещотки , ложки . |
Какие знакомые музыкальные произведениях разных |
жанров
|
можно озвучить фрагменты этой картины . |
Спой фрагменты русских народных песен различных |
жанров
|
|
Что не выразишь словами , |
звуком
|
на душу навей . |
Слово это означает гласный |
звук
|
, звучащий , поющий . |
nan |
Звуки
|
плывут низко над землею , точно ласточки перед дождем . |
Жизнь дает для песни образы и |
звуки
|
: Даст ли она радость , даст ли скорбь и муки . |
В опере у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картинка , только написанная не красками , а |
звуками
|
|
Мы рождены для вдохновенья , ДЛЯ |
звуков
|
сладких и молитв . |
Они обходили дома один за другим , пели песни , |
играли
|
на волынках и ждали подарков . |
Молодежь и дети в этот день пели , водили хороводы , качались на качелях , |
играли
|
в горелки . |
На разные лады залихватски |
играли
|
звонкоголосые русские гармоники , вызывая крестьян из окрестных сёл и деревень на задорные пляски и песни . |
На них звучала популярная музыка того времени : на фортепиано |
играли
|
сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна . |
Начал он |
играть
|
ещё с малых лет . |
Когда |
играл
|
маленький музыкант , каждому казалось , будто сладость какая - то пролилась ему на сердце , какая - то невидимая сила подхватила его и несёт всё выше и выше — в чистое синее небо к ясным звёздам . |
nan |
Играл
|
он весело — все веселились . |
nan |
Играл
|
печально — на всех тоска нападала . |
Перестал музыкант |
играть
|
, а волки как сонные в лес погнулись . |
Певческий голос можно назвать самым одухотворённым и совершенным музыкальным « |
инструментом
|
» . |
Каким солирующим |
инструментам
|
ты доверил бы сыграть мелодию « Вокализа » , а каким - сопровождение ? |
Послушай , народные наигрыши и по тембру звучания определи голоса русских народных |
инструментов
|
|
Вспомни произведения русских композиторов , в которых слышно подражание звучанию народных |
инструментов
|
|
Какие характерные |
интонации
|
, особенности ритма и другие средства выразительности отличают колыбельную песню от плясовой , солдатскую от трудовой , лирическую от хороводной песни ? |
nan |
Интонации
|
народного плача заучат во вступлении к одной из частей кантаты , которая называется « Мёртвое поле » Это песня невесты , оплакивающей славных соколов , добрых молодцев , погибших на поле брани . |
Спой мелодию « Вставайте , люди русские » как |
интонация
|
, мольбы . |
Найди |
интонации
|
, характерные для каждой из этих песен . |
« Вы своим голосом и |
исполнением
|
» , - сказал он певице , — сможете выразить всё лучше и значительно больше , чем кто - нибудь словами » . |
В честь всех русских святых в церкви |
исполняют
|
торжественную песнь - гимн — стихиру . |
Кто её |
исполняет
|
|
Некоторые из них ты уже знаешь — это песни « Славны были наши деды ... » , « Солдатушки , бравы ребятушки ... » и |
канты
|
неизвестных авторов « Радуйся , Росско земле » и « Орле Российский » . |
« На Руси родной не бывать врагу ! » - эта плавная , широко распевная мелодия народного склада звучит в хоре « Вставайте , люди русские » из |
кантаты
|
« Александр Невский » Сергея Сергеевича Прокофьева . |
Интонации народного плача заучат во вступлении к одной из частей |
кантаты
|
, которая называется « Мёртвое поле » Это песня невесты , оплакивающей славных соколов , добрых молодцев , погибших на поле брани . |
nan |
Кантата
|
для меццо - сопрано , хора и оркестра . |
Какие знакомые тебе темы звучат в финале |
кантаты
|
« Александр Невский » С Прокофьева ? |
Только ли крестьянина Ивана Сусанина или киям Александра Невского прославляют опера М Глинки и |
кантата
|
С Прокофьева ? |
На Украине - это |
кобзари
|
- бандуристы , в Казахстане и Киргизии - акыны , в Армении и Азербайджане — ашуги , в Узбекистане — бакши . |
Вот как две женщины сложили песню под грустный звон |
колоколов
|
монастыря , летним днем . |
Ее слова словно вторя ) звону |
колоколов
|
, как будто она нарочно говорит в тон им. |
Тихий голос женщины , медный плеск |
колоколов
|
и стеклянное кваканье лягушек . |
Все семь дней в храмах открыты колокольни , и каждый , особенно ребенок , может подняться туда и звонить в |
колокола
|
|
Когда бьют во множество |
колоколов
|
, звон получается особенный – его называют трезвоном . |
Гордостью монастыря были 14 |
колоколов
|
|
Не раз слышал А Пушкин эти звоны , а может быть , и сам звонил в один из |
колоколов
|
на Пасху . |
Какие характерные интонации , особенности ритма и другие средства выразительности отличают |
колыбельную песню
|
от плясовой , солдатскую от трудовой , лирическую от хороводной песни ? |
Музыка |
композиторов
|
полна народными или близкими к родным мелодиями . |
Сергей Васильевич Рахманинов - |
композитор
|
, пианист , дирижёр - родился под Новгородом - на родине былинного героя Садко . |
Это отразилось и на народном творчестве , и на творчестве поэтов , писателей , художников и , конечно , |
композиторов
|
, которые воспевали родную природу в своих произведениях . |
Вспомни и спой русскую народную песню « Ты , река ль , моя реченька » и « Песню о России » |
композитора
|
В Локтева . |
В русском фольклоре и в творчестве |
композиторов
|
есть произведения , которые славят героев , защитников Родины . |
В сочинениях |
композиторов
|
- операх , кантатах , — обращенных к страницам истории , звучат и торжественные хоры , прославляющие героев Отечества . |
У |
композитора
|
Александра Порфирьевича Бородина есть симфония , которая называется « Богатырская » . |
На праздник звучит гимн , сочинённый болгарским |
композитором
|
специально для этого дня . |
Послушай , молитву « Ангел вопияше » |
композитора
|
П Чеснокова . |
Как |
композиторам
|
удалось сделать главным слово « радуйся » ? |
В концертных залах можно услышать произведения , сочинённые |
композиторами
|
специально для этого торжественного праздника . |
Почему |
композитор
|
назвал её « Осенняя песнь » ? |
Послушай , и сравни русскую народную песню и хор |
композитора
|
В Шебалина с одинаковым названием « Зимняя дорога » . |
Сказочное чудо стихов А Пушкина |
композитор
|
Николай Андреевич Римский - Корсаков передал в музыке . |
Вспомни других героев сказок А Пушкина и |
композиторов
|
, которые рассказали о них в своих произведениях . |
Послушай , как |
композитор
|
перелает в музыке их богатырскую поступь . |
Назови знакомые тебе русские народные песни , которые |
композиторы
|
использовали в своих произведениях . |
nan |
Композитор
|
— имя ему народ . |
Для поэта , |
композитора
|
, художника , как и для каждого из нас , не может быть природы без человека , как и человека без природы . |
Народная песня как источник живой воды давала |
композиторам
|
вдохновение , учила их красоте и мастерству . |
Как ты уже знаешь , простые песенные напевы в сочинениях |
композиторов
|
нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии . |
В каких произведениях русских |
композиторов
|
звучат мелодии в духе народной музыки или подлинные народные ? |
Вспомни произведения русских |
композиторов
|
, в которых слышно подражание звучанию народных инструментов . |
Как в нём |
композитор
|
« нарисовал » народный праздник ? |
Какая музыка русских |
композиторов
|
созвучна образному строю иконы А Рублёва ? |
Множество удивительных мелодий рассыпано в |
концертах
|
, сюитах , прелюдиях и романсах С Рахманинова . |
Современники С Рахманинова предполагали , что в Третьем |
концерте
|
для фортепиано с оркестром он использовал народную песню или церковную мелодию . |
« Первая тема моего 3-го |
концерта
|
, - писал С Рахманинов , - ни из народных ... ни из церковных источников не заимствована . |
Спой главную мелодию первой части Третьего |
концерта
|
Рахманинова Сравни её с мелодиями М Мусоргского , П Чайковского , со знакомыми тебе русскими народными песнями . |
nan |
Концерт
|
для фортепиано с оркестром . |
Сравни мелодии этих песен с мелодией Третьего |
концерта
|
для фортепиано с оркестром С Рахманинова . |
Вспомни Первый |
концерт
|
для фортепиано с оркестром П Чайковского . |
В |
концертном зале
|
|
В |
концертных залах
|
можно услышать произведения , сочинённые композиторами специально для этого торжественного праздника . |
В каком |
ладу
|
стихира звучит ? |
Послушай , как в одной строке меняется настроение : первая её фраза настраивает на минорный |
лад
|
, тишину , покой и печаль . |
В каком |
ладу
|
написана пьеса ? |
Какой музыкальный |
лад
|
каждого из них ? |
В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и |
лад
|
|
О каких музыкантах сложил народ |
легенды
|
, мифы , предания ? |
История не сохранила имена народных умельцев , смастеривших первые музыкальные ин - струменты — гусли , балалайки , жалейки , рожки , свирели , трещотки , |
ложки
|
|
Под тобою , берёзонька , всё не |
мак
|
цветёт , не огонь горит Красны девушки в хороводе стоят , Про тебя , берёзонька , песни поют ! |
В характере |
марша
|
, торжественно . |
nan |
Мелодия
|
|
Множество удивительных |
мелодий
|
рассыпано в концертах , сюитах , прелюдиях и романсах С Рахманинова . |
Современники С Рахманинова предполагали , что в Третьем концерте для фортепиано с оркестром он использовал народную песню или церковную |
мелодию
|
|
Я хотел спеть |
мелодию
|
на фортепиано , как её поют певцы , и найти подходящее , вернее , не заглушающее это пение сопровождение . |
Спой главную |
мелодию
|
первой части Третьего концерта Рахманинова Сравни её с мелодиями М Мусоргского , П Чайковского , со знакомыми тебе русскими народными песнями . |
Что роднит их с |
мелодией
|
С Рахманинова ? |
Сравни |
мелодии
|
этих песен с мелодией Третьего концерта для фортепиано с оркестром С Рахманинова . |
Сравни мелодии этих песен с |
мелодией
|
Третьего концерта для фортепиано с оркестром С Рахманинова . |
Обрати внимание на развитие |
мелодий
|
, ладовую окраску , особенности формы Какое душевное состояние перелает каждое из этих произведений ? |
В |
мелодии
|
- душе музыки - выражены самые сокровенные чувства , которые не всегда передашь словами . |
Каким солирующим инструментам ты доверил бы сыграть |
мелодию
|
« Вокализа » , а каким - сопровождение ? |
Продирижируй этой музыкой , « сыграй » основную |
мелодию
|
на воображаемой скрипке . |
Нерешительно нащупывая |
мелодию
|
, горничная робко , вполголоса поет : |
А Устинья уверенно и очень трогательно доводит |
мелодию
|
до конца . |
А может быть тебе удастся сочинить |
мелодию
|
или даже песню на стихи любимого поэта . |
Так и в музыке несколько |
мелодий
|
сливаются в стройное многоголосие . |
« На Руси родной не бывать врагу ! » - эта плавная , широко распевная |
мелодия
|
народного склада звучит в хоре « Вставайте , люди русские » из кантаты « Александр Невский » Сергея Сергеевича Прокофьева . |
Спой |
мелодию
|
« Вставайте , люди русские » как интонация , мольбы . |
Послушай , его и спой главную |
мелодию
|
|
Вспомни и спой |
мелодию
|
« Песни об Александре Невском » . |
Сравни |
мелодию
|
молитв с величанием и русскими народными песнями . |
Разучи |
мелодию
|
народной песни « Не шум шумит » по нотам . |
Какая |
мелодия
|
легче запоминается и почему ? |
Какая знакомая |
мелодия
|
прозвучит в этом сочинении ? |
Каждая строка заучит какой - то своей , особой , удивительно прекрасной |
мелодией
|
|
Спой и сравни |
мелодии
|
этих двух произведений . |
Как развитие |
мелодии
|
в этих песнях помогает передать настроение пушкинского стихотворения ? |
nan |
Мелодии
|
, которые « звучат » с этой страницы , и народные и композиторские одновременно . |
Спой по нотам эту |
мелодию
|
и ответь на вопросы : где и когда происходит действие ? |
Все Тригорское распевало на итальянскую |
мелодию
|
песню « Ночь весенняя дышала » , слова которой написал русский поэт И Козлов . |
На свете каждый миг |
мелодия
|
родится . |
Как ты уже знаешь , простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые |
мелодии
|
|
В каких произведениях русских композиторов звучат |
мелодии
|
в духе народной музыки или подлинные народные ? |
Сочини |
мелодию
|
на текст народной песни « Берёзонька кудрявая » и попробуй спеть её в хороводе : |
Кантата для |
меццо - сопрано
|
, хора и оркестра . |
Послушай , как в одной строке меняется настроение : первая её фраза настраивает на |
минорный
|
лад , тишину , покой и печаль . |
Так и в музыке несколько мелодий сливаются в стройное |
многоголосие
|
|
В этой картине соединены важнейшие события жизни человека , |
мотивы
|
обыденные , радостные и печальные . |
nan |
Музыка
|
композиторов полна народными или близкими к родным мелодиями . |
Вот почему сочинения Глинки , Майяского , Мусоргского , Прокофьева во всём мире узнают как |
музыку
|
русскую , Шопена - как польскую , Грига - как норвежскую ... |
Найди стихи о родном крае , созвучные этой |
музыке
|
|
В мелодии - душе |
музыки
|
- выражены самые сокровенные чувства , которые не всегда передашь словами . |
Какие чувства вызвала у тебя эта |
музыка
|
|
Продирижируй этой |
музыкой
|
, « сыграй » основную мелодию на воображаемой скрипке . |
Так и в |
музыке
|
несколько мелодий сливаются в стройное многоголосие . |
Ты откуда , русская , зародилась , |
музыка
|
|
Как звучит эта |
музыка
|
|
Развитие |
музыки
|
|
О чём ещё « рассказала » тебе эта |
музыка
|
|
Подумай , близок ли характер |
музыки
|
П Чайковского стиха А Пушкина и картине « Осенние дожди » . |
Лирика в поэзии и |
музыке
|
|
Какие чувства ребёнка ( героя музыкальной пьесы ) передаёт |
музыка
|
|
Почему на одни и те же стихи появилась такая разная |
музыка
|
|
Сказочное чудо стихов А Пушкина композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков передал в |
музыке
|
|
Вслушайся , как в мерное движение волн вплетаются одна за другой новые музыкальные темы , как |
музыка
|
передает и блеск звезд на небе , и плывущую по волнам неуклюжую бочку , и плач царицы , и даже то , как чудесным образом « не по дням , а по часам » растёт князь Гвидон . |
Помогла ли тебе |
музыка
|
почувствовать красоту пушкинской сказки ? |
Нашел ли его образ воплощение в |
музыке
|
|
Послушай , как композитор перелает в |
музыке
|
их богатырскую поступь . |
Какую |
музыку
|
мог слышать поэт на ярмарочном гулянье ? |
В XIX в дворянских семьях |
музыке
|
обучали всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования . |
На них звучала популярная |
музыка
|
того времени : на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна . |
В центре вечера — |
музыка
|
и , конечно , А Пушкин , который читает стихи . |
Подумай , есть ли связь между словами муза и |
музыка
|
|
nan |
Музыка
|
в народном стиле . |
Какая |
музыка
|
русских композиторов созвучна образному строю иконы А Рублёва ? |
Какие знакомые |
музыкальные произведениях
|
разных жанров можно озвучить фрагменты этой картины . |
На его слова сочинено два |
музыкальных произведения
|
: романс М Яковлева ( лицейского друга поэта ) и русская народная песня . |
В его чтении столько |
музыкальности
|
, что все присутствующие испытывают наслаждение . |
Какой |
музыкальный инструмент
|
усиливает торжественность заключительных хоров . |
Назови знакомые тебе |
музыкальные инструменты
|
, звучание , которых ты услышал в трех фрагментах оперы Н Римского - Корсакова . |
nan |
Музыкальные инструменты
|
инструменты России . |
С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком |
музыкальные инструменты
|
|
Многочисленные песни , плясовые наигрыши , |
музыкальные инструменты
|
дошли до наших дней благодаря искусству народных музыкантов - сказителей . |
Чтоб |
музыкантом
|
быть , так надобно уменье . |
О каких |
музыкантах
|
сложил народ легенды , мифы , предания ? |
nan |
Музыкант
|
- чародей . |
Многочисленные песни , плясовые наигрыши , музыкальные инструменты дошли до наших дней благодаря искусству народных |
музыкантов
|
- сказителей . |
Любовь народа к |
музыкантам
|
запечатлена в сказках , легендах , преданиях . |
Прочитан белорусскую народную сказку « |
Музыкант
|
- чародей » . |
Жил - был на свете |
музыкант
|
|
Когда играл маленький |
музыкант
|
, каждому казалось , будто сладость какая - то пролилась ему на сердце , какая - то невидимая сила подхватила его и несёт всё выше и выше — в чистое синее небо к ясным звёздам . |
И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру |
музыканта
|
|
Вот какой был |
музыкант
|
- чародей : что захочет , то с сердцем и сделает . |
Подрос |
музыкант
|
, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету . |
А злые паны не любили , потому что , послушав |
музыканта
|
- чародея , переставали люди служить им. |
И решили злые паны сговориться с чертями и погубить |
музыканта
|
: наслать на него двенадцать голодных волков . |
Загородили волки |
музыканту
|
дорогу , зубами щёлкают , глаза горячими угольками горят . |
А |
музыкант
|
достал из котомки скрипку , прислонился к дереву и провёл смычком по струнам . |
Перестал |
музыкант
|
играть , а волки как сонные в лес погнулись . |
Вот какой был |
музыкант
|
- чародей ! |
В чём сила маленького |
музыканта
|
- скрипача ? |
Послушай , народные |
наигрыши
|
и по тембру звучания определи голоса русских народных инструментов . |
Многочисленные песни , плясовые |
наигрыши
|
, музыкальные инструменты дошли до наших дней благодаря искусству народных музыкантов - сказителей . |
В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские |
напевы
|
|
Как ты уже знаешь , простые песенные |
напевы
|
в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии . |
Послушай , и |
напой
|
« Вокализ » С Рахманинова . |
Жанры |
народной музыки
|
: хороводные и плясовые песни . |
В каких произведениях русских композиторов звучат мелодии в духе |
народной музыки
|
или подлинные народные ? |
Современники С Рахманинова предполагали , что в Третьем концерте для фортепиано с оркестром он использовал |
народную песню
|
или церковную мелодию . |
Спой главную мелодию первой части Третьего концерта Рахманинова Сравни её с мелодиями М Мусоргского , П Чайковского , со знакомыми тебе русскими |
народными песнями
|
|
Вспомни и спой русскую |
народную песню
|
« Ты , река ль , моя реченька » и « Песню о России » композитора В Локтева . |
Спой фрагменты русских |
народных песен
|
различных жанров . |
Жанры |
народных песен
|
|
Сравни мелодию молитв с величанием и русскими |
народными песнями
|
|
Разучи мелодию |
народной песни
|
« Не шум шумит » по нотам . |
Послушай , и сравни русскую |
народную песню
|
и хор композитора В Шебалина с одинаковым названием « Зимняя дорога » . |
На его слова сочинено два музыкальных произведения : романс М Яковлева ( лицейского друга поэта ) и русская |
народная песня
|
|
Русская |
народная песня
|
|
Разыграй |
народные песни
|
с одноклассниками . |
Назови знакомые тебе русские |
народные песни
|
, которые композиторы использовали в своих произведениях . |
Обработка русской |
народной песни
|
|
Спой русскую |
народную песню
|
« Ты , река ль моя реченька » и сравни её с песнями других народов : белорусской - « Реченька » , грузинской — « Солнце , в лом войди » , японской - « Вишня » , узбекской — « Аисты » . |
nan |
Народная песня
|
песня как источник живой воды давала композиторам вдохновение , учила их красоте и мастерству . |
Вспомни знакомые тебе |
народные песни
|
, рассказывающие о разных сторонах жизни народа . |
nan |
Народные песни
|
песни . |
Вспомни и спой норвежскую |
народную песню
|
« Волшебный смычок » . |
Сочини мелодию на текст |
народной песни
|
« Берёзонька кудрявая » и попробуй спеть её в хороводе : |
Вторая жизнь |
народной песни
|
|
Сравни по |
нотной записи
|
начало молитвы С Рахманинова и П Чеснокова . |
Разучи мелодию народной песни « Не шум шумит » по |
нотам
|
|
Спой по |
нотам
|
эту мелодию и ответь на вопросы : где и когда происходит действие ? |
nan |
Обработка
|
русской народной песни . |
Так , в эпилоге ( заключительной части ) |
оперы
|
« Иван Сусанин » М Глинки ты слышишь уже знакомый тебе яркий , мощный хор « Славься ! » . |
Только ли крестьянина Ивана Сусанина или киям Александра Невского прославляют |
опера
|
М Глинки и кантата С Прокофьева ? |
Послушай , вступление ко второму действию |
оперы
|
« Сказка о царе Салтане » . |
В |
опере
|
у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картинка , только написанная не красками , а звуками . |
Назови знакомые тебе музыкальные инструменты , звучание , которых ты услышал в трех фрагментах |
оперы
|
Н Римского - Корсакова . |
« Евгений Онегин » - так называется роман А Пушкина и |
опера
|
П Чайковского . |
Разучи две песни из |
оперы
|
|
Отголоски звонов Святогорского монастыря звучат в |
опере
|
« Борис Годунов » М Мусоргского , сочинённой по драме А Пушкина . |
Послушай , вступление к |
опере
|
М Мусорского « Борис Годунов » . |
Вступление к |
опере
|
|
Современники С Рахманинова предполагали , что в Третьем концерте для фортепиано с |
оркестром
|
он использовал народную песню или церковную мелодию . |
Концерт для фортепиано с |
оркестром
|
|
Сравни мелодии этих песен с мелодией Третьего концерта для фортепиано с |
оркестром
|
С Рахманинова . |
Кантата для меццо - сопрано , хора и |
оркестра
|
|
Вспомни Первый концерт для фортепиано с |
оркестром
|
П Чайковского . |
nan |
Пастораль
|
|
С Рахманинов написал свой « Вокализ » для голоса и фортепиано и посвятил его А Неждановой — великой русской |
певице
|
, обладательнице чудесного сопрано . |
« Вы своим голосом и исполнением » , - сказал он |
певице
|
, — сможете выразить всё лучше и значительно больше , чем кто - нибудь словами » . |
Я хотел спеть мелодию на фортепиано , как её поют певцы , и найти подходящее , вернее , не заглушающее это |
пение
|
сопровождение . |
Не случайно возникли произведения для |
пения
|
без слов - вокализы . |
Человек прислушивался к протяжному |
пению
|
натянутой тетивы лука , ударам дубинок по сухим стволам деревьев , свисту срезанной камышинки . |
На них звучала популярная музыка того времени : на фортепиано играли сонаты Моцарта и |
переложения
|
симфоний Гайдна . |
Ты запой мне ту |
песню
|
|
В чем сходство и различие этих |
песен
|
|
Сравни мелодии этих |
песен
|
с мелодией Третьего концерта для фортепиано с оркестром С Рахманинова . |
Чем отличается вокализ от романса или |
песни
|
|
Как сложили |
песню
|
|
Прочитай рассказ М Горького и тебе приоткроет тайна рождения |
песни
|
|
Вот как две женщины сложили |
песню
|
под грустный звон колоколов монастыря , летним днем . |
-Вот она н началась , |
песня
|
|
Я те , милая , научу , |
песни
|
складывать . |
А может быть тебе удастся сочинить мелодию или даже |
песню
|
на стихи любимого поэта . |
Как ты понимаешь смысл выражения : « Вся Россия просится в |
песню
|
» ! |
Жизнь дает для |
песни
|
образы и звуки : Даст ли она радость , даст ли скорбь и муки . |
Даст ли день роскошный , Тьму ли без рассвета – То и отразиться в |
песне
|
у поэта . |
Какие характерные интонации , особенности ритма и другие средства выразительности отличают колыбельную песню от плясовой , солдатскую от трудовой , лирическую от хороводной |
песни
|
|
Интонации народного плача заучат во вступлении к одной из частей кантаты , которая называется « Мёртвое поле » Это |
песня
|
невесты , оплакивающей славных соколов , добрых молодцев , погибших на поле брани . |
Некоторые из них ты уже знаешь — это |
песни
|
« Славны были наши деды ... » , « Солдатушки , бравы ребятушки ... » и канты неизвестных авторов « Радуйся , Росско земле » и « Орле Российский » . |
Вспомни и спой мелодию « |
Песни
|
об Александре Невском » . |
Вся Россия просится в |
песню
|
|
В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную |
песнь
|
- гимн — стихиру . |
Вспомни обращённую к Богородице молитву С Рахманинова и |
песню
|
Ф Шуберта « Аве Мария » . |
Они обходили дома один за другим , пели |
песни
|
, играли на волынках и ждали подарков . |
Разыграй |
песню
|
волочебников . |
Сравни пасхальную |
песню
|
с песнями праздников масленица и Рождество . |
Сравни пасхальную песню с |
песнями
|
праздников масленица и Рождество . |
Почему композитор назвал её « Осенняя |
песнь
|
» ? |
Как развитие мелодии в этих |
песнях
|
помогает передать настроение пушкинского стихотворения ? |
Идёт направо - |
песнь
|
заводит . |
На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские гармоники , вызывая крестьян из окрестных сёл и деревень на задорные пляски и |
песни
|
|
Разучи две |
песни
|
из оперы . |
Жанры народной музыки : хороводные и плясовые |
песни
|
|
Все Тригорское распевало на итальянскую мелодию |
песню
|
« Ночь весенняя дышала » , слова которой написал русский поэт И Козлов . |
На протяжении многих веков народы мира сочиняли |
песни
|
как летопись своей жизни . |
Спой русскую народную песню « Ты , река ль моя реченька » и сравни её с |
песнями
|
других народов : белорусской - « Реченька » , грузинской — « Солнце , в лом войди » , японской - « Вишня » , узбекской — « Аисты » . |
Найди интонации , характерные для каждой из этих |
песен
|
|
Послушай , хор « Ты воспой , жавороночек » из сюиты Курские |
песни
|
Г Свиридова . |
Многочисленные |
песни
|
, плясовые наигрыши , музыкальные инструменты дошли до наших дней благодаря искусству народных музыкантов - сказителей . |
Что общего между этой |
песней
|
и народной сказкой ? |
На Троицу поют белоствольной красавице |
песни
|
, водят вокруг нее хороводы , украшают цветами , лентами , бусами , кружевом , платками . |
С каким настроением пели на Троицу известную тебе |
песню
|
« Во поле берёза стояла » ? |
Какими движениями передавал характер |
песни
|
- хоровода ? |
В каком симфоническом произведении П Чайковского троицкая |
песня
|
« Во поле берёза стояла » получила своё второе рождение ? |
Под тобою , берёзонька , всё не мак цветёт , не огонь горит Красны девушки в хороводе стоят , Про тебя , берёзонька , |
песни
|
поют ! |
Я хотел спеть мелодию на фортепиано , как её |
поют
|
певцы , и найти подходящее , вернее , не заглушающее это пение сопровождение . |
Слово это означает гласный звук , звучащий , |
поющий
|
|
Нерешительно нащупывая мелодию , горничная робко , вполголоса |
поет
|
|
О России |
петь
|
— что стремиться в храм . |
Можно ли её |
петь
|
в быстром темпе ? |
Его |
поют
|
прихожане вместе с церковным хором . |
Они обходили дома один за другим , |
пели
|
песни , играли на волынках и ждали подарков . |
Слово это означает « |
поющие
|
под окнами » , а обряд носит название « хождение волочебников » . |
Молодежь и дети в этот день |
пели
|
, водили хороводы , качались на качелях , играли в горелки . |
На Троицу |
поют
|
белоствольной красавице песни , водят вокруг нее хороводы , украшают цветами , лентами , бусами , кружевом , платками . |
С каким настроением |
пели
|
на Троицу известную тебе песню « Во поле берёза стояла » ? |
Под тобою , берёзонька , всё не мак цветёт , не огонь горит Красны девушки в хороводе стоят , Про тебя , берёзонька , песни |
поют
|
|
На великий |
праздник
|
собралася Русь ! |
В Москве этот |
праздник
|
ежегодно проходит на Славянской площади у памятника Кириллу и Мефодию . |
На |
праздник
|
звучит гимн , сочинённый болгарским композитором специально для этого дня . |
Праздников |
праздник
|
, торжество из торжеств |
Православная Церковь считает Пасху главным христианским |
праздником
|
|
У каждого большого церковного |
праздника
|
есть свои приметы : на Рождество — наряженная ёлка ; на Вербное воскресенье — распустившиеся ветки вербы , а на Пасху — куличи , крашеные пасхальные яйца . |
Это тропарь — краткое песнопение , посвящённое |
празднику
|
|
nan |
Праздник
|
Пасхи и сюжет иконы связаны с важным для православных христиан событием : Христос воскрес из мёртвых , победил своей смертью смерть . |
Сравни пасхальную песню с песнями |
праздников
|
масленица и Рождество . |
Светлый |
праздник
|
|
В концертных залах можно услышать произведения , сочинённые композиторами специально для этого торжественного |
праздника
|
|
Послушай , фрагмент из сюиты С. Рахманинова для двух фортепиано « Светлый |
праздник
|
» . |
Народные |
праздники
|
|
Троица - |
праздник
|
поклонения матушке - природе . |
На деревенском |
празднике
|
девушки « завивают » берёзу - сгибают ветки до земли и переплетают их с травой . |
Как в нём композитор « нарисовал » народный |
праздник
|
|
Народный |
праздник
|
|
подражая народному плачу , |
причитанию
|
|
Опиши свой музыкальный вечер или придумай |
программу
|
будущего вечера . |
Вспомни |
пьесу
|
« Богатырские ворота » из сюиты « Картинки с выставки » М Мусоргского . |
Послушай , три |
пьесы
|
|
Послушай , |
пьесу
|
для фортепиано П Чайковского . |
В каком ладу написана |
пьеса
|
|
Послушай , |
пьесу
|
« Зимнее утро » из « Детского альбома » П Чайковского . |
Какие чувства ребёнка ( героя музыкальной |
пьесы
|
) передаёт музыка ? |
Сравни настроение стихотворения А Пушкина « Зимнее утро » и |
пьесы
|
П Чайковского . |
Послушай , фортепианную |
пьесу
|
П Чайковского « У камелька » из альбома « Времена года » . |
Вспомни |
пьесы
|
из « Детского альбома » П Чайковского . |
nan |
Регистры
|
|
nan |
Речитатив
|
|
Какие характерные интонации , особенности |
ритма
|
и другие средства выразительности отличают колыбельную песню от плясовой , солдатскую от трудовой , лирическую от хороводной песни ? |
История не сохранила имена народных умельцев , смастеривших первые музыкальные ин - струменты — гусли , балалайки , жалейки , |
рожки
|
, свирели , трещотки , ложки . |
Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах , сюитах , прелюдиях и |
романсах
|
С Рахманинова . |
Чем отличается вокализ от |
романса
|
или песни ? |
На его слова сочинено два музыкальных произведения : |
романс
|
М Яковлева ( лицейского друга поэта ) и русская народная песня . |
В сопровождении гитары исполнялись русские |
романсы
|
и цыганские напевы . |
На те же стихи М Глинка сочинил |
романс
|
« Венецианская ночь » . |
Послушай , |
романс
|
М Глинки . |
nan |
Романс
|
|
История не сохранила имена народных умельцев , смастеривших первые музыкальные ин - струменты — гусли , балалайки , жалейки , рожки , |
свирели
|
, трещотки , ложки . |
Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука , ударам дубинок по сухим стволам деревьев , |
свисту
|
срезанной камышинки . |
В каком |
симфоническом
|
произведении П Чайковского троицкая песня « Во поле берёза стояла » получила своё второе рождение ? |
У композитора Александра Порфирьевича Бородина есть |
симфония
|
, которая называется « Богатырская » . |
Послушай , фрагмент первой части |
симфонии
|
А Бородина . |
Многочисленные песни , плясовые наигрыши , музыкальные инструменты дошли до наших дней благодаря искусству народных музыкантов - |
сказителей
|
|
Продирижируй этой музыкой , « сыграй » основную мелодию на воображаемой |
скрипке
|
|
А музыкант достал из котомки |
скрипку
|
, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам . |
Братьев Кирилла и Мефодия знают , как создателей |
славянской
|
азбуки . |
За бескорыстное служение Богу и людям они почитаются во всех |
славянских
|
государствах . |
В этот же день отмечается День |
славянской
|
письменности и культуры . |
В Москве этот праздник ежегодно проходит на |
Славянской
|
площади у памятника Кириллу и Мефодию . |
А музыкант достал из котомки скрипку , прислонился к дереву и провёл |
смычком
|
по струнам . |
Вспомни и спой норвежскую народную песню « Волшебный |
смычок
|
» . |
На них звучала популярная музыка того времени : на фортепиано играли |
сонаты
|
Моцарта и переложения симфоний Гайдна . |
С Рахманинов написал свой « Вокализ » для голоса и фортепиано и посвятил его А Неждановой — великой русской певице , обладательнице чудесного |
сопрано
|
|
Родной обычай |
старины
|
|
Наперсница волшебной |
старины
|
|
В |
старину
|
на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад . |
В каком ладу |
стихира
|
звучит ? |
Какая музыка русских композиторов созвучна образному |
строю
|
иконы А Рублёва ? |
А музыкант достал из котомки скрипку , прислонился к дереву и провёл смычком по |
струнам
|
|
Вспомни пьесу « Богатырские ворота » из |
сюиты
|
« Картинки с выставки » М Мусоргского . |
Послушай , фрагмент из |
сюиты
|
С. Рахманинова для двух фортепиано « Светлый праздник » . |
Послушай , хор « Ты воспой , жавороночек » из |
сюиты
|
Курские песни Г Свиридова . |
Молодёжь обязательно |
танцевала
|
|
« Первая |
тема
|
моего 3-го концерта , - писал С Рахманинов , - ни из народных ... ни из церковных источников не заимствована . |
Какие знакомые тебе |
темы
|
звучат в финале кантаты « Александр Невский » С Прокофьева ? |
Вслушайся , как в мерное движение волн вплетаются одна за другой новые музыкальные |
темы
|
, как музыка передает и блеск звезд на небе , и плывущую по волнам неуклюжую бочку , и плач царицы , и даже то , как чудесным образом « не по дням , а по часам » растёт князь Гвидон . |
В опере у каждого чуда есть своя музыкальная |
тема
|
- яркая картинка , только написанная не красками , а звуками . |
Послушай музыкальную |
тему
|
белки . |
Послушай , народные наигрыши и по |
тембру
|
звучания определи голоса русских народных инструментов . |
Можно ли её петь в быстром |
темпе
|
|
Ее слова словно вторя ) звону колоколов , как будто она нарочно говорит в |
тон
|
им. |
История не сохранила имена народных умельцев , смастеривших первые музыкальные ин - струменты — гусли , балалайки , жалейки , рожки , свирели , |
трещотки
|
, ложки . |
Это |
тропарь
|
— краткое песнопение , посвящённое празднику . |
В пасхальном Богослужении , кроме |
тропаря
|
и других песнопений , заучит очень красивая молитва « Ангел вопияше » . |
Какие знакомые тебе темы звучат в |
финале
|
кантаты « Александр Невский » С Прокофьева ? |
nan |
Финал
|
|
В русском |
фольклоре
|
и в творчестве композиторов есть произведения , которые славят героев , защитников Родины . |
Современники С Рахманинова предполагали , что в Третьем концерте для |
фортепиано
|
с оркестром он использовал народную песню или церковную мелодию . |
Я хотел спеть мелодию на |
фортепиано
|
, как её поют певцы , и найти подходящее , вернее , не заглушающее это пение сопровождение . |
Концерт для |
фортепиано
|
с оркестром . |
Сравни мелодии этих песен с мелодией Третьего концерта для |
фортепиано
|
с оркестром С Рахманинова . |
С Рахманинов написал свой « Вокализ » для голоса и |
фортепиано
|
и посвятил его А Неждановой — великой русской певице , обладательнице чудесного сопрано . |
Послушай , фрагмент из сюиты С. Рахманинова для двух |
фортепиано
|
« Светлый праздник » . |
Что напоминает тебе звучание |
фортепиано
|
|
Послушай , пьесу для |
фортепиано
|
П Чайковского . |
На них звучала популярная музыка того времени : на |
фортепиано
|
играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна . |
Вспомни Первый концерт для |
фортепиано
|
с оркестром П Чайковского . |
Послушай , как в одной строке меняется настроение : первая её |
фраза
|
настраивает на минорный лад , тишину , покой и печаль . |
« На Руси родной не бывать врагу ! » - эта плавная , широко распевная мелодия народного склада звучит в |
хоре
|
« Вставайте , люди русские » из кантаты « Александр Невский » Сергея Сергеевича Прокофьева . |
Кантата для меццо - сопрано , |
хора
|
и оркестра . |
В сочинениях композиторов - операх , кантатах , — обращенных к страницам истории , звучат и торжественные |
хоры
|
, прославляющие героев Отечества . |
Так , в эпилоге ( заключительной части ) оперы « Иван Сусанин » М Глинки ты слышишь уже знакомый тебе яркий , мощный |
хор
|
« Славься ! » . |
Какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительных |
хоров
|
|
Его поют прихожане вместе с церковным |
хором
|
|
Послушай , и сравни русскую народную песню и |
хор
|
композитора В Шебалина с одинаковым названием « Зимняя дорога » . |
Послушай , |
хор
|
« Ты воспой , жавороночек » из сюиты Курские песни Г Свиридова . |
Молодежь и дети в этот день пели , водили |
хороводы
|
, качались на качелях , играли в горелки . |
На Троицу поют белоствольной красавице песни , водят вокруг нее |
хороводы
|
, украшают цветами , лентами , бусами , кружевом , платками . |
Какими движениями передавал характер песни - |
хоровода
|
|
Сочини мелодию на текст народной песни « Берёзонька кудрявая » и попробуй спеть её в |
хороводе
|
|
Под тобою , берёзонька , всё не мак цветёт , не огонь горит Красны девушки в |
хороводе
|
стоят , Про тебя , берёзонька , песни поют ! |
nan |
Шарманщики
|
устраивались рядом с каруселями . |
Не |
шум
|
шумит , не гром гремит ! |
Разучи мелодию народной песни « Не |
шум
|
шумит » по нотам . |
Так , в |
эпилоге
|
( заключительной части ) оперы « Иван Сусанин » М Глинки ты слышишь уже знакомый тебе яркий , мощный хор « Славься ! » . |
nan |
Эпилог
|
|