Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
|
Аллитерация
|
— повторение однородных согласных звуков , придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность . |
|
Ассонанс
|
— повторение в тексте одинаковых гласных , которое служит для создания звукового образа , усиливает выразительность поэтической речи . |
|
Воспоминания
|
детства легли в основу многих произведений писателя . |
|
Воспоминания
|
о чудесных людях милой его сердцу Малороссии , их песнях , преданиях , рассказах побудили его приняться за написание книги « Вечера на хуторе близ Диканьки » . |
|
Запись
|
выразительного чтения фрагмента вы найдёте в электронном приложении . |
|
Звукопись
|
— система звуковых повторов , подобранных с расчётом на звукоподражание или для усиления звуковой выразительности речи . |
|
Легенда
|
— рассказ поучительного содержания о необыкновенном , чудесном происшествии , которое воспринимается как достоверное . . |
Постарайтесь разыскать любое издание книги Н А Куна « |
Легенды
|
и мифы Древней Греции » . |
|
Олицетворение
|
— перенесение человеческих черт ( или вообще признаков живого существа ) на неодушевлённые предметы и явления . |
Перескажите один из отрывков « |
Повести
|
временных лет » , используя старинные слова и выражения , например : . |
О каких исторических событиях рассказали отрывки из « |
Повести
|
временных лет » ? . |
"Далее в """ |
Повести
|
"временных лет "" говорится о Владимире Святославиче и принятии Русью Христианства , о коварстве приёмного сына Владимира - Святополка , начавшего истреблять своих сводных братьев , о победе над ним и славном княжении Ярослава Мудрого ." |
|
Повесть
|
больше рассказа ( малая форма ) , но меньше романа ( боль - шея форма ) . |
"В начале XII века монах Киево - Печерского монастыря Нестор создаёт новую редакцию летописи , которую мы по первым её словам назовём """ |
Повесть
|
"временных лет "" ." |
|
Повесть
|
— вид эпического произведения ( средняя фор — мы ) , в котором рассказывается о людях , событиях . |
|
Предание
|
— устный рассказ о реальных или вполне возможных событиях прошлого . |
« Приключения Тома Сойера » — весёлая , радостная книга детства , « |
Приключения
|
Гекльберри Финна » — книга о суровой действительности . |
У писателя ситуация иная — сказочную повесть ( например , « Золотой ключик , или |
Приключения
|
Буратино » А Н Толстого ) или сказку - роман ( « Три толстяка » Ю К Олеши ) можно читать много дней . |
« |
Приключения
|
Тома Сойера » — весёлая , радостная книга детства , « Приключения Гекльберри Финна » — книга о суровой действительности . |
Он выдумывает удивительные истории и интересные игры — в индейцев , в разбойников , в пиратов , живущих на острове , Обе книги Марка Твена — и про Тома , и про Гека — названы « |
Приключения
|
» . |
Мировую известность Марку Твену принесли романы « Приключения Тома Сойера » , « Принц и нищий » , « |
Приключения
|
Гекльберри Финна » , « Янки при дворе короля Артура » . |
Мировую известность Марку Твену принесли романы « |
Приключения
|
Тома Сойера » , « Принц и нищий » , « Приключения Гекльберри Финна » , « Янки при дворе короля Артура » . |
Напишите сочинение на тему « |
Путешествие
|
на поле славы » . |
|
Пьеса
|
— литературное произведение , предназначенное для постановки на сцене театра . |
СУДЬБА |
РАССКАЗА
|
« ВАСЮТКИНА ОЗЕРО » . |
|
Рассказ
|
« Никита » — не сказка , но и в нём есть фантастическое . |
|
Рассказ
|
служит иллюстрацией главной мысли морали . |
|
Рассказчик
|
сказа искренне верил в реальную достоверность того , о чём рассказывал . |
|
Рассказчик
|
прикрывает свою моральную оценку , отсылая читателя к молве , преданию , которые выражаются в пословицах и поговорках . |
|
Рассказы
|
имеют большой успех , Лондон становится профессиональным писателем . |
|
Роман
|
имел огромный успех , и тогда Дефо принялся за его продолжение , рассказа во второй и третьей частях романа обо всём , что случилось с Робинзоном уже после того , как он покинул необитаемый остров , на котором провёл двадцать восемь лет своей жизни . |
|
Романы
|
писателя увлекают стремительно развивающимся сюжетом , сценами сражений , поединков , они учат ненавидеть зло и предательство , а в главных героях этих книг читатель видит пример честности , верности и отваги . |
|
Сказ
|
— жанр эпоса , опирающийся на народные предания и легенды ; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно — фантастическим миром фольклора . |
|
Сочинение
|
моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием « Жив » . |
Напишите словарную статью « |
Строфа
|
» , опираясь на материалы раздела . |
Маршак известен прежде всего как поэт , |
автор
|
многих стихотворений , стихотворных сказок , песенок , баллад . |
Как |
автор
|
передаёт состояние Герасима после замужества Татьяны ? |
« Очерки Бородинского сражения » и другие сочинения , посвященные войне с Наполеоном ; Денис Васильевич Давыдов ( 1784—1839 ) , поэт , командир партизанского отряда , действовавшего в тылах французской армии и написавший об этом в своих « Военных записках » ; генерал Алексей Петрович Ермолов ( 1772 - 1861 ) , |
автор
|
воспоминаний , получивших название « Записки А П Ермолова » , и др . |
Выпишите из текста эпитеты и определите , с какой целью использовал их |
автор
|
. |
Именно на них , на этих талантливых , чутких , обладающих творческим воображением читателей , и рассчитывает |
автор
|
, когда напрягает все свои душевные силы в Поисках верного образа , верного поворота действия , верного слова . . |
Он |
автор
|
нескольких сборников сказок . |
Каков характер Королевы и какие приёмы использует |
автор
|
, описывая её поведение ? . . |
Учитывает ли |
автор
|
повадки , особенности поведения зверей ? |
Как вы думаете , почему |
автор
|
отказался от продолжения « Дневника » героя ? |
В баснях Эзопа « Лисица и виноград » и « Ворон и Лисица » ясно видно , что |
автор
|
стремится кратко , но выразительно рассказать сюжет . |
Как вы объясните название , которое дал ей |
автор
|
? . |
Художник - |
автор
|
берет на себя только часть работы . |
Чего достигает |
автор
|
этим сочетанием фантастического и реального ? |
Среди них — Надежда Андреевна Дурова ( 1788 - 1866 ) , первая русская женщина - офицер , |
автор
|
записок « Кавалерист - девица » ; Федор Николаевич Глинка ( 1786 - 1880 ) , написавший « Письма русского офицера » . |
Если мы выпишем из произведения М Ю Лермонтова все слова , которые использовал |
автор
|
для описания битвы , то получится следующий ряд : схватки ( боевые ) , боя , ( к ) бою , ( в ) перестрелке , ( в Бородинский ) бой , ( таких ) сражений . |
Прочитайте вслух фрагмент стихотворения , в котором |
автор
|
передаёт накал боя . |
Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту , используя те речевые обороты , повторы , риторические вопросы , которые использует |
автор
|
. |
Русский учёный и писатель , |
автор
|
- составитель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка Владимир Иванович Даль ( 1801 — 1872 ) записал около 30 тысяч пословиц и поговорок . |
Так , французский |
автор
|
граф Крамель в 1654 году издал книгу « Комедия пословиц » . |
Согласны ли вы с этой мыслью |
автора
|
? |
Постарайтесь сопоставить не только тематику стихотворений , но и систему образов и изобразительных средств , тональность каждого текста , отношение |
автора
|
к изображаемому времени года , пейзаж и т д. Чтобы наша работа была выполнена наиболее точно , советуем составить подробный план сопоставительной характеристики . |
Найдите в тексте отрывка слова , говорящие о том , что именно русские сказки вдохновили |
автора
|
на создание поэмы « Руслан и Людмила » . |
Литературная сказка в отличие от народной имеет конкретного |
автора
|
и неизменный текст . |
Какие качества личности |
автора
|
проявляются в стихотворении в прозе « Воробей » ? . |
Риторическое восклицание может передавать различные чувства |
автора
|
: восторг , удивление , огорчение и т п . |
Попробуйте пересказать размышления |
автора
|
об этом близко к тексту , используя те речевые обороты , повторы , риторические вопросы , которые использует автор . |
Со временем миф перестал восприниматься как достоверное объяснение мира , а его образы и сюжетные элементы перешли в художественные произведения безымянного коллективного |
автора
|
— народа . |
Как меняется интонация актёра , когда он читает описание внешности рязанских мужиков ; когда он передает воспоминание |
автора
|
0 прелести их песни ; когда звучат мысли . |
Найдите и прочитайте строки , где говорится о том , как воспринимают |
автора
|
дети . |
Афоризм — законченная и глубокая мысль определённого |
автора
|
, выраженная в краткой , отточенной форме и получившая широкое распространение . |
В то же время одна и та же тема раскрывается совершенно по - разному не только у разных поэтов , но и в произведениях одного |
автора
|
. |
Стихотворение стало первым произведением Лермонтова , напечатанным по воле |
автора
|
и с его подписью . |
Слово В настоящей поэзии должно предельно точно выражать мысль |
автора
|
, должно быть пронизано глубоким чувством , должно нести в себе образное содержание . |
Что вы можете рассказать о Даниеле Дефо — |
авторе
|
« Робинзона Крузо » ? . |
Первоначально русские баснописцы использовали сюжеты басен Эзопа , Лафонтена , некоторых других зарубежных |
авторов
|
. |
Назовите их |
авторов
|
. |
Проследите , как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях разных |
авторов
|
. |
Назовите |
авторов
|
этих пьес . |
Учёный Н А Кун на основе поэм Гомера и других древних |
авторов
|
Гесиода , Эсхила , Софокла , Еврипида - пересказал древнегреческие мифы , которые повествуют о рождении богов , подвигах мифических героев , представлениях и верованиях древних людей . |
Подготовьте об одном из |
авторов
|
небольшое сообщение . |
Сказки каких |
авторов
|
, в том числе названных учёным В П Аникиным , вы читали ? . |
Попробуйте отгадать их и сделать вывод , что для народных |
авторов
|
было важным в жизни . |
Книги каких |
авторов
|
— классиков мировой литературы — радовали будущего поэта в Середникове ? . |
В своём журнале « Ясная Поляна » вместе с произведениями взрослых |
авторов
|
он печатал небольшие сочинения детей . |
Какие черты характера героя прославляются |
автором
|
? . |
Сводится ли общий смысл басни к той конкретной морали , которая названа |
автором
|
? |
Константин Георгиевич Паустовский был |
автором
|
дет - сикх журналов « Мурзилка » и « Пионер » . |
— найти в себе ответные чувства на то , что высказано |
автором
|
? . |
которого иногда называют |
автором
|
. |
Какой смысл вкладывается |
автором
|
в две последние строфы ? . |
Были ли |
авторы
|
у фольклорных произведений ? |
Конечно же , сказки писателей ( или литературные сказки)отличаются от народных не только тем , что у них есть |
авторы
|
неизменяемый текст ( вы помните , что народные сказки сказители рассказывали каждый раз по - новому , что — то дополняя , что - то сокращая , что - то изменяя ) , что в них более увлекательны приключения героев . |
В отрывке из стихотворения найдите примеры |
аллитерации
|
и объясните роль этого выразительного средства в создании картины боя . |
Во - вторых , это противопоставление ( |
антитеза
|
) . |
Прежде чем юный Толстой познакомился со стихами Пушкина , он уже знал много народных песен , сказок , легенд , |
былин
|
. |
Включите в подготовленное вами сообщение слова из рассказа ‹Косцы » , например : берёза — вый лес , |
былина
|
свобода и беззаветность , родниковая вода , широко , играючи , дерзкая и мощная заучивать , от - клюкающаяся даль , глубина леса , всепрощающее Велико - душей и т д . |
Как меняется интонация актёра , когда он читает описание внешности рязанских мужиков ; когда он передает |
воспоминание
|
автора 0 прелести их песни ; когда звучат мысли . |
« Очерки Бородинского сражения » и другие сочинения , посвященные войне с Наполеоном ; Денис Васильевич Давыдов ( 1784—1839 ) , поэт , командир партизанского отряда , действовавшего в тылах французской армии и написавший об этом в своих « Военных записках » ; генерал Алексей Петрович Ермолов ( 1772 - 1861 ) , автор |
воспоминаний
|
, получивших название « Записки А П Ермолова » , и др . |
В последние годы жизни Бунин создал прекрасные книги |
воспоминаний
|
. . |
Всё стихотворение — это рассказ старого солдата о Бородинском сражении , т е его |
воспоминания
|
. |
Какие |
воспоминания
|
сохранил писатель о своей учительнице ? . |
Вам поведают об этом |
воспоминания
|
его современников , строки из стихотворений самого Пушкина , рассказ известного пушкиниста . |
На всю жизнь писатель сохранил самые добрые |
воспоминания
|
о своей учительнице Аполлинарии Николаевне . |
Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми |
воспоминания
|
о матери и отце в стиховорении « Я покинул родимый дом » ? |
Они снова и снова звучали в его |
воспоминаниях
|
. |
Многие его стихотворения и поэмы посвящены тяжёлой |
доле
|
русской крестьянки : « Мороз , Красный нос » , « Орина , мать солдатская » и др . |
Творцы сказок жили трудно : пахали папино , боронили , сеяли , жали , молотили , рубили лес , пряли и ткали , ловили рыбу , надеялись на лучшую |
долю
|
. |
В конце учебника вы найдёте электронное приложение , которое содержит |
записи
|
выразительного чтения некоторых произведений , тексты для самостоятельного изучения , упражнения для самоконтроля , словарь литературных терминов , а также разнообразные рубрики с дополнительной информацией . |
Он вспоминает о своей Полтавщине , Сорочинцах , Диканьке , просит мать присылать ему комедии своего отца , фольклорные |
записи
|
. |
Каждая новая |
запись
|
"в летописи начиналась словам "" в лето .. ""-отсюда и название жанра ." |
Послушайте на диске |
запись
|
выразительного чтения этого отрывка . |
Прослушайте на диске |
запись
|
выразительного чтения этого стихотворения в прозе . |
Обратитесь к электронному приложению и послушайте |
запись
|
выразительного чтения этих стихотворений . |
В ней должны быть присказка , |
зачин
|
, концовка . |
Это своеобразное обрамление стихотворения , представляющее как бы |
зачин
|
и концовку . |
Определите значение слова « возразила » в данном |
контексте
|
. |
Большой успех книг Бажова у читателей , высокая оценка |
критики
|
утвердили писателя в том , что он нашёл свой , непохожий на другие жанр в литературе . . |
Книга Гоголя быстро разошлась , вызвала живой интерес у публики , доброжелательные отзывы |
критики
|
. |
Наиболее популярными в Древней Греции стали сотканные из таких |
легенд
|
поэмы слепого певца Гомера « Илиада » и « Одиссея » . |
Из неё помимо |
легенд
|
вы узнаете , что с глубокой древности по их мотивам создавались картины и рисунки , мозаики , скульптуры , сочинялись музыкальные и литературные произведения . |
С чем было связано возникновение преданий и |
легенд
|
? |
В Древней Греции своеобразными хранителями |
легенд
|
и преданий были бродячие певцы — аэды . |
Прежде чем юный Толстой познакомился со стихами Пушкина , он уже знал много народных песен , сказок , |
легенд
|
, былин . |
Основой сюжета сказки « Двенадцать месяцев » стала запад - неславянская |
легенда
|
о братьях - месяцах , встречающихся у костра в новогоднюю ночь . |
В песенном селе Константиново он знакомится с частушками , сказаниями , |
легендами
|
, сказками . . |
Сказ — жанр эпоса , опирающийся на народные предания и |
легенды
|
; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно — фантастическим миром фольклора . |
Эти предания , |
легенды
|
слагались в большие поэмы . |
Постепенно , с развитием представлений о мире миф перестаёт быть объяснением природных и социальных явлений , а становится частью исторического прошлого парода — так возникают предания и |
легенды
|
. |
Составьте план |
легенды
|
. |
Ещё будучи учителем , Бажов начинает записывать устное народное творчество уральских рабочих — сказки , предания , |
легенды
|
. |
Художественное слово бытовало только в устной форме : рассказывали предания о мудрых князьях и храбрых воинах , |
легенды
|
о богах , сказки волшебные , бытовые и о животных . |
Уже при жизни об И А Крылове ходили |
легенды
|
и анекдоты . |
Эти |
легенды
|
и предания во многом заимствовались древними римлянами , и теперь часто о них говорят : « античная мифология » . |
Лирические стихотворения , в центре которых находятся образы природы , относятся к пейзажной |
лирике
|
. |
Так сложилось два вида сказок : сказки народные , обработанные , отредактированные писателями , и сказки литературные , созданные по |
мотивам
|
фольклора . |
Из неё помимо легенд вы узнаете , что с глубокой древности по их |
мотивам
|
создавались картины и рисунки , мозаики , скульптуры , сочинялись музыкальные и литературные произведения . |
Это стихотворное введение в поэму « Руслан и Людмила » написано по |
мотивам
|
русских народных сказок , слышанных поэтом от няни в Михайловском . |
Здесь выходит первая его книга — сборник стихов « Разные |
мотивы
|
» ( 1906 ) . |
Притча — это иносказание , |
нравоучение
|
, поучение . |
Это своеобразное |
обрамление
|
стихотворения , представляющее как бы зачин и концовку . |
Так как в басне действуют животные , а под ними подразумеваются люди , то в ней используется |
олицетворение
|
( животные в басне говорят , думают , чувствуют ) . |
Найдите в стихотворении примеры |
олицетворения
|
. |
Приведите примеры |
перекрестной
|
, опоясывающей рифмовки из знакомых вам стихотворений . |
Существуют парная , кольцевая , или опоясывающая , |
перекрёстная
|
рифмы , которые учитываются при чтении . |
В чём была « дивная прелесть » и « очарование » |
песен
|
косцов ? . |
Прежде чем юный Толстой познакомился со стихами Пушкина , он уже знал много народных |
песен
|
, сказок , легенд , былин . |
Созвучно ли его |
песне
|
описание зимней долгой дороги ? |
В стихотворении или в |
песне
|
очень часто близки по звучанию окончания последних слов в строках , расположенных следом или через строчку . |
В |
песне
|
ямщика слышится « то разгулье удалое » , « то сердечная тоска » . |
Он называл народные |
песни
|
« звонкими , живыми летописями » , « народной историей , живой , яркой , исполненной красок , истины , обнажающей всю жизнь народа » . |
Как меняется интонация актёра , когда он читает описание внешности рязанских мужиков ; когда он передает воспоминание автора 0 прелести их |
песни
|
; когда звучат мысли . |
Как вы думаете , почему в мыслях писателя о Родине воедино спиваются |
песни
|
, сказки , предания , животворные ключи , дремучие леса , высокие травы ? . |
В чём же была прелесть |
песни
|
косцов ? |
Читая или слушая исполнение юмористического стихотворения - |
песни
|
известного поэта Юлия Кима , мы весело улыбаемся . |
Её сказки были самыми замечательными , а |
песни
|
, которые она пела , самыми прекрасными . |
Они переходили от поселения к поселению , останавливались в домах племенных вождей и произносили , аккомпанируя себе на кифаре , |
песни
|
и гимны в честь богов , покровителей данного племени , и героев , которые , согласно легендам , были предками вождей племени . |
Живописная природа , народные |
песни
|
и сказки , рассказы о войне 1812 года — всё побуждало к раздумьям . |
Его |
песни
|
до сих пор звучат в концертах , по радио , по телевидению и радуют слушателей . . |
В институте начал писать |
песни
|
, вскоре они зазвучали во многих фильмах ( « Бумбараш » , « Двенадцать стульев » , « Про Красную Шапочку » , « Обыкновенное чудо » и др ) . |
На праздника , свадьбах и похоронах пели обрядовые |
песни
|
. |
Прочитайте весёлую |
песню
|
Ю Кима « Рыба - кит » Вслух или Спойте её . |
Как ритм стихотворения , повторы , неожиданные словосочетания помогают нам понять , что это юмористическое произведение и что это |
песня
|
? |
Интерес к народному творчеству , к сказкам и |
песням
|
проявился у Гоголя очень рано . |
Многие стихотворения поэта стали любимыми в народе |
песнями
|
— это произошло и со стихотворением « Тройка » . |
Воспоминания о чудесных людях милой его сердцу Малороссии , их |
песнях
|
, преданиях , рассказах побудили его приняться за написание книги « Вечера на хуторе близ Диканьки » . |
Составьте план пересказа |
повести
|
. |
Чем отличается сказ от сказки , рассказ от |
повести
|
? . |
Подготовьте с одноклассниками электронный альбом иллюстраций « Мои ровесники в |
повести
|
В Г Короленко „ В дурном обществе “ » . |
Найдите иллюстрации , рисунки к |
повести
|
, рассмотрите и подумайте , насколько близко подошёл художник к тому , очам нам рассказал писатель . |
Подготовьте подробный пересказ одного из эпизодов или рассказ об одном из героев |
повести
|
( например , « Развали - ни » , « Я и мой отец » , « Тиберий , « Осенью » и др ) . |
Существовал и самостоятельный жанр - воинской |
повести
|
", где рассказывалось о битвах с врагами и мужестве русских дружинников ( "" Сказание о Мамаевом побоище "" ) ." |
Прочитайте синонимические ряды , составленные из слов , которые есть в этой |
повести
|
, и слов , употребляемых в современной разговорной речи . |
Паустовский писал рассказы и |
повести
|
о природе средней полосы России ‚ очерки о других странах ( « Живописная Бол - гурия » , « Итальянские встречи » ) , удивительно лиричны его ли - траурные портреты художников , писателей разных эпох и стран ( Исаака Левитана , Ореста Кипренского , Фридриха Шил - леера , Ханса Кристиана Андерсена , Александра Грина и многих других ) . |
Выпишите из текста |
повести
|
слова и словосочетания , передающие колорит народной речи . |
Выпишите из текста |
повести
|
примеры афористической речи . |
Расскажите , какую иллюстрацию вы нарисовали бы ко 2 главе |
повести
|
. |
В этой |
повести
|
он рассказало своём отце , горном мастере , и о матери , искусной кружевниц . |
Почему так названа |
повесть
|
? |
— так начнём |
повесть
|
сию ; . |
А С Пушкин высоко оценил книгу Н В Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки » , в которую вошла |
повесть
|
« Ночь перед Рождеством » . |
Понравилась вам |
повесть
|
? |
У писателя ситуация иная — сказочную |
повесть
|
( например , « Золотой ключик , или Приключения Буратино » А Н Толстого ) или сказку - роман ( « Три толстяка » Ю К Олеши ) можно читать много дней . |
Какие чувства вызвала у вас |
повесть
|
( сожаление , сострадание , удивление ) ? . |
В Древней Руси |
повестью
|
называли летописные своды , а иногда жития — письменные рассказы о жизни святых . |
Какие из этих сказок можно отнести к сказкам - рассказам , к сказкам - |
повестям
|
, к сказкам - поэмам ? . |
Причудливые фантазии в его |
повестях
|
выражают веру народа в сверхъестественные существа . |
При этом в стихотворных |
посланиях
|
он настолько сливается с природой родных мест , что сам он узнается в старом клёне , который « стережет голубею Русь » . |
Так и пословица — иносказательное |
поучение
|
о явлениях жизни , природе и человеке . |
Притча — это иносказание , нравоучение , |
поучение
|
. |
Отсюда название - эзопов язык - язык иносказательный , под видом развлечения , шутки он использует для насмешки и |
поучения
|
. |
Басни Эзопа - устные шутки - |
поучения
|
. |
С чем было связано возникновение |
преданий
|
и легенд ? |
В Древней Греции своеобразными хранителями легенд и |
преданий
|
были бродячие певцы — аэды . |
Рассказчик прикрывает свою моральную оценку , отсылая читателя к молве , |
преданию
|
, которые выражаются в пословицах и поговорках . |
Ещё будучи учителем , Бажов начинает записывать устное народное творчество уральских рабочих — сказки , |
предания
|
, легенды . |
Постепенно , с развитием представлений о мире миф перестаёт быть объяснением природных и социальных явлений , а становится частью исторического прошлого парода — так возникают |
предания
|
и легенды . |
Художественное слово бытовало только в устной форме : рассказывали |
предания
|
о мудрых князьях и храбрых воинах , легенды о богах , сказки волшебные , бытовые и о животных . |
Эти легенды и |
предания
|
во многом заимствовались древними римлянами , и теперь часто о них говорят : « античная мифология » . |
Сказ — жанр эпоса , опирающийся на народные |
предания
|
и легенды ; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно — фантастическим миром фольклора . |
Эти |
предания
|
, легенды слагались в большие поэмы . |
Как вы думаете , почему в мыслях писателя о Родине воедино спиваются песни , сказки , |
предания
|
, животворные ключи , дремучие леса , высокие травы ? . |
Воспоминания о чудесных людях милой его сердцу Малороссии , их песнях , |
преданиях
|
, рассказах побудили его приняться за написание книги « Вечера на хуторе близ Диканьки » . |
В XX веке М А Шолохов в |
предисловии
|
к « Пословицам русского народа » В И Даля писал : « Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами . |
С детства он испытывал нужду и узнал труд ; учась в школе , он зарабатывал продажей газет , затем работал на консервной фабрике , а в 14 лет , уйдя из дома , начал самостоятельную жизнь , полную |
приключений
|
и лишений . |
Конечно же , сказки писателей ( или литературные сказки)отличаются от народных не только тем , что у них есть авторы неизменяемый текст ( вы помните , что народные сказки сказители рассказывали каждый раз по - новому , что — то дополняя , что - то сокращая , что - то изменяя ) , что в них более увлекательны |
приключения
|
героев . |
Но |
приключения
|
эти разные , и рассказано о них По - разному . |
Напишите небольшое сочинение о том , что для вас значит мир сказки с его необыкновенными |
приключениями
|
, храбрыми и мудрыми героями , коварными колдунами , чудесными помощниками . |
Занимательна — ней , часто страшный рассказ о |
приключениях
|
Ивана - царевича или Василисы Прекрасной настолько увлекает юного служа - теля , что он уже и сам воображает себя смелым , сильным , а главное — справедливым и добрым героем волшебной сказки . |
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных , вымыленных событиях , |
приключениях
|
. |
Начиная с 1900 года появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и индейцев Севера , затем о путешествиях и |
приключениях
|
в южных морях . |
Наибольшим успехом у читателей пользовались его |
приключенческие
|
романы о морских странствиях , о коварных пиратах , о благородных рыцарях , о бесстрашных героях , борцах за справедливость . |
В ней должны быть |
присказка
|
, зачин , концовка . |
Есть ли у неё |
присказка
|
. |
Цель |
присказки
|
- привлечь внимание слушателей . |
Некоторые сказки начинаются с |
присказки
|
. |
За |
присказкой
|
следует который переносит нас в сказочный мир и рассказывает о месте , времен и действия . |
Иногда концовка соединяется с конечной |
присказкой
|
. . |
Но почти в любом случае |
прозаическая
|
фраза производит на вас впечатление естественной — « как в жизни » . |
Его перу принадлежат как стихотворные , так и |
прозаические
|
басни . |
Сравните |
прозаический
|
пересказ и поэтический перевод гомеровской поэмы . |
Позднее этот рассказ вошёл в |
прозаический
|
цикл « Записки охотника » , в котором отразились высокие духовные качества и одарённость русского крестьянина . |
Басня - это краткий стихотворный или |
прозаический
|
рассказ нравоучительного характера , имеющий иносказательный смысл . |
Чтобы создать даже небольшой рассказ , нужно вспоим - нить , что рассказом мы называем |
прозаическое
|
произведение , повести тощее об одном или нескольких событиях . |
Стихотворение в прозе — небольшое лирическое произведение в |
прозаической
|
форме . |
Из многочисленных признаков , отличающих стихотворную речь от |
прозаической
|
, выделим сначала главный , решающий : ритмическую ее организацию . |
В детстве и ранней юности писателя вы можете узнать , прочитав его |
прозаическую
|
автобиографическую книгу « В начале жизни » . |
Среди многих описаний |
путешествий
|
Робинзона рассказывается и о том , как он вместе с другими торговцами проехал через всю Сибирь , побывал в Тобольске , добрался до западных границ России , отправился к себе на родину — в Англию . |
Начиная с 1900 года появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и индейцев Севера , затем о |
путешествиях
|
и приключениях в южных морях . |
Когда в Таганроге открылась городская библиотека , Чехову было уже семнадцать лет ; он сразу стал активным читателем , брал книги о |
путешествиях
|
, увлекался романами И А Гончарова , И С Тургенева , М де Сервантеса , Г Э Бичер - Стоу ; читал работы литературных критиков , произведения философов . |
Он мечтал о |
путешествиях
|
, хотел повидать мир , чужие страны . |
Назовите авторов этих |
пьес
|
. |
Что в |
пьесе
|
- сказке « Двенадцать месяцев » жизненно , правдиво , а что неправдоподобно , фантастично ? |
Почему они необходимы в |
пьесе
|
? . |
Как вы думаете , почему в |
пьесе
|
- сказке персонажи говорят то стихами , то прозой ? . |
Вы уже познакомились со сказкой — |
пьесой
|
С Я Маршака « Двенадцать месяцев » . |
Постарайтесь прочий - тать всю |
пьесу
|
— драматическую сказку и ответить на вопрос , о чём эта сказка , или кратко пересказать её содержание . |
Какие герои этой |
пьесы
|
часто встречаются в народных сказках ? |
Подготовьте инсценированное чтение |
пьесы
|
. |
В театре или по телевидению вы наверняка видели |
пьесы
|
— сказки Е Л Шварца , С В Михалкова и других писателей — создателей волшебных сказок . |
Подготовьте постановку нескольких картин на |
пьесы
|
- сказки на школьной сцене . |
Какие сказки - |
пьесы
|
вы видели на сцене театра или по телевидению ? |
Монологи каких действующих ЛИЦ вы слышали ВО фрагменте |
пьесы
|
? |
Найдите завязку , кульминацию и |
развязку
|
в этом рассказе . |
Как вы полагаете , почему И С Тургенев дал иную , чем в реальной жизни , |
развязку
|
? . |
Стихи эти зарифмованы , в них чётко выдержаны ритме |
размер
|
. |
Саша Чёрный рассказывает о впечатлениях детей , самостоятельно прочитавших этот |
рассказ
|
и решивших воспроизвести его в своей игре . |
Как начинается и как заканчивается |
рассказ
|
« Васюткин озеро » ? . |
Понравился ли вам |
рассказ
|
« Никита » ? |
Вы прочитали |
рассказ
|
Л Н Толстого « Кавказский пленник » , обсудили его содержание . |
В 1951 году он написал первый |
рассказ
|
« Гражданский чело - век » . |
Назовите жанры литературных произведений , которые были включены в ваш учебник , приведите примеры ( сказ , басня , стихотворение , |
рассказ
|
и т д ) . |
Подготовьте выразительное чтение текста или подробный |
рассказ
|
о главном герое ( на выбор ) . |
Дефо говорил , что в Робинзоне Крузо он изобразил самого себя , свою жизнь , Но не только свою , История Робинзона Крузо — это |
рассказ
|
о том , как человек ( им может быть каждый ) в повседневном труде ведёт борьбу за существование , познает природу , учится обрабатывать землю , строить , мастерить , вести хозяйство . |
Первый сборник |
рассказ
|
- зов « Встречные корабли » был издан в 1928 году . |
Занимательна — ней , часто страшный |
рассказ
|
о приключениях Ивана - царевича или Василисы Прекрасной настолько увлекает юного служа - теля , что он уже и сам воображает себя смелым , сильным , а главное — справедливым и добрым героем волшебной сказки . |
Вся она — искренний , задушевный |
рассказ
|
о своей жизни , о любви , о радостях и горестях , переживаниях , мечтах . |
Подготовьте |
рассказ
|
о Кише , сопроводите его рисунками . |
Почему |
рассказ
|
называется « Васюткина озеро » ? . |
Подготовьте пересказ текста целиком или |
рассказ
|
о героях ( на выбор ) . |
Сказка — занимательный |
рассказ
|
о необыкновенных , вымыленных событиях , приключениях . |
Чтобы создать даже небольшой |
рассказ
|
, нужно вспоим - нить , что рассказом мы называем прозаическое произведение , повести тощее об одном или нескольких событиях . |
Чем отличается сказ от сказки , |
рассказ
|
от повести ? . |
Так вот и получилось « Васюткин - но озеро » — мой первый |
рассказ
|
для детей . |
Придумайте и прочитайте небольшой юмористический |
рассказ
|
. |
Для чего введено в |
рассказ
|
повествование о старике и его семерых детях , убитых русскими , и о восьмом , которого старый джигит убил сам ? . |
Напишите небольшое сочинение на тему « Над чем меня заставил задуматься |
рассказ
|
Л Н Толстой „ Кавказский пленник ” ? » . |
Вам поведают об этом воспоминания его современников , строки из стихотворений самого Пушкина , |
рассказ
|
известного пушкиниста . |
Подготовьте подробный пересказ одного из эпизодов или |
рассказ
|
об одном из героев повести ( например , « Развали - ни » , « Я и мой отец » , « Тиберий , « Осенью » и др ) . |
Жан Лафонтен , напротив , наделяет |
рассказ
|
зрительными образами , у него появляется лис - гасконец ( гасконцы , как помним по роману А Дюма « Три мушкетёра » , считались очень хитрыми ) . |
Подготовьте небольшой |
рассказ
|
о баснях : что такое басня , когда она появилась и где , о чём рассказывают басни , что высмеивают . |
Как вы думаете , почему Л Н Толстой поместил свой |
рассказ
|
в « Четвёртую книгу для чтения » , т е в учебную книгу детей ? |
Басня - это краткий стихотворный или прозаический |
рассказ
|
нравоучительного характера , имеющий иносказательный смысл . |
Какими настроениями сопровождается его |
рассказ
|
( уныния , горечи , радости , гордости ) ? |
Свой |
рассказ
|
он начинает со сведений о происхождении славян , затем повествует о территории Русской земли , о населявших её в древности племенах и их обычаях , рассказывает об основании Киева и первых русских князьях из династии Рюриковичей : о храбром воителе Олеге Вещем , князе Игоре , убитым древлянами за непомерную жадность , его жестокой и мудрой жене Ольге , о славном Святославе Игоревиче . |
Всё стихотворение — это |
рассказ
|
старого солдата о Бородинском сражении , т е его воспоминания . |
Написал я этот |
рассказ
|
в Париже , в 1921 году , вспоминая Казань и этот берёзовый лес . |
Постарайтесь включить в свой |
рассказ
|
средства художественной выразительности : эпитеты , сравнения , восклицательные и вопросительные предложения , риторические фигуры . |
Позднее этот |
рассказ
|
вошёл в прозаический цикл « Записки охотника » , в котором отразились высокие духовные качества и одарённость русского крестьянина . |
Найдите и прочитайте |
рассказ
|
И С Тургенева « Муму » ( текст вы найдёте в электронном приложении к учебнику ) . |
Составьте устный |
рассказ
|
об одном дне из жизни крестьянского мальчика по иллюстрации А И Лебедева . |
Почему свой |
рассказ
|
писатель назвал « Муму » ? |
Составьте породной из них свой |
рассказ
|
. |
Подготовьте |
рассказ
|
о Герасиме , Татьяне , барыне ( на выбор ) , придумайте заголовок , составьте план своего повествования . |
Напишите небольшой |
рассказ
|
, который можно завершить одной из следующих пословиц . |
Как вы думаете , почему у писателя было особенно обостри - но чувство любви к Родине в тот период его жизни , когда был написан |
рассказ
|
‹Косцы » ? . |
Легенда — |
рассказ
|
поучительного содержания о необыкновенном , чудесном происшествии , которое воспринимается как достоверное . . |
От чьего имени ведётся |
рассказ
|
? |
Предание — устный |
рассказ
|
о реальных или вполне возможных событиях прошлого . |
Вам будет легче сочинить |
рассказ
|
, если вы ответите на этот вопрос . |
Подготовьтесь к выразительному чтению |
рассказа
|
, представ - вив себе внешний вид , характер , манеру говорить всех пер - сенажей произведения . |
Какие слова героев |
рассказа
|
показывают их особое отношение к зайцу ( « живая душа » , « милый » и др ) ? . |
В начале |
рассказа
|
Ваня разговаривает с ветеринаром и бабкой Анисьей . |
Судьба |
рассказа
|
« Васюткина озеро » любопытна . |
Повесть больше |
рассказа
|
( малая форма ) , но меньше романа ( боль - шея форма ) . |
С помощью каких художественно - выразительных средств создаётся портрет старого татарина в третьей главке |
рассказа
|
? . |
Объясните значение следующих словосочетаний из текста |
рассказа
|
. |
В основе |
рассказа
|
« Муму » — подлинная история немого Андрея , крепостного матери , рассказанная с необыкновенной чуткостью и пониманием душевных переживаний . |
Найдите в тексте |
рассказа
|
описания жаркого полдня , надвигающейся грозы . |
Послушайте выразительное чтение фрагмента |
рассказа
|
, обратившись к электронному приложению . |
Подтвердите свой ответ цитатами из текста |
рассказа
|
. |
Познакомьтесь с впечатлениями первых читателей |
рассказа
|
. |
Каким изображён Герасим в начале и в конце |
рассказа
|
? |
К каким эпизодам |
рассказа
|
И С Тургенева обратились художники , изображая Герасима ? |
Какой фрагмент |
рассказа
|
изображён на иллюстрации ? |
Как вы объясните название |
рассказа
|
? . |
Расскажите об этом устно или письменно , используя запомшившиеся вам образные слова и выражения из текста |
рассказа
|
« Васюткино озеро » . |
Таким ли вы представляете себе героя |
рассказа
|
? . |
Басня состоит из |
рассказа
|
и морального вывода . |
Определите основной конфликт |
рассказа
|
. |
Роман имел огромный успех , и тогда Дефо принялся за его продолжение , |
рассказа
|
во второй и третьей частях романа обо всём , что случилось с Робинзоном уже после того , как он покинул необитаемый остров , на котором провёл двадцать восемь лет своей жизни . |
Напишите небольшое сочинение , желательно в форме |
рассказа
|
, о своей бабушке , няне или о другом человеке . |
Ключевые слова и словосочетания для |
рассказа
|
: . |
Как вы понимаете последнюю фразу этого |
рассказа
|
: и говорят , что , пока он жил , народ благоденствовал и не было ни одной Вдовы , ни одного беззащитного старика , которые бы плакали ночью оттого , что у них нет мяса ? |
Писатель целиком усвоил народную манеру |
рассказа
|
, даже наивное детское простодушие , они не содержат ничего лишнего и фальшивого . |
Подготовьте инсценированное чтение |
рассказа
|
« Злоумышленник » в классе или дайте отзыв на инсценировку , выполненную вашими одноклассниками . |
Прочитайте интерес нежную историю о Кише , которую рассказал нам Джек Лондон , Подумайте , какой пример подаёт главный герой |
рассказа
|
. |
Какая из репродукций ближе к тексту |
рассказа
|
« Косцы » ? |
Включите в подготовленное вами сообщение слова из |
рассказа
|
‹Косцы » , например : берёза — вый лес , былина свобода и беззаветность , родниковая вода , широко , играючи , дерзкая и мощная заучивать , от - клюкающаяся даль , глубина леса , всепрощающее Велико - душей и т д . |
Внимательно перечитайте отрывки стихотворения , начинающиеся словами : « Да , были люди в наше время » ( они расположены в начале и н конце |
рассказа
|
старого солдата ) . |
Сопоставьте слова синонимических рядов из |
рассказа
|
‹Косцы . |
Как связана её тема с темой |
рассказа
|
И.С. Тургенева « Муму » ? |
Обратите внимание на детали |
рассказа
|
, например : почему мать настаивала , чтобы Высотка взял с собой краюшку хлеба ? . |
Подберите текст из |
рассказа
|
« Васюткина озеро » к илюстрации , помещённой в учебнике . |
Кто главный герой |
рассказа
|
? |
Какие из этих сказок можно отнести к сказкам - |
рассказам
|
, к сказкам - повестям , к сказкам - поэмам ? . |
Воспоминания о чудесных людях милой его сердцу Малороссии , их песнях , преданиях , |
рассказах
|
побудили его приняться за написание книги « Вечера на хуторе близ Диканьки » . |
Как мысли Чехова о языке художественной литературы отразились в |
рассказах
|
« Пересолил » и « Злоумышленник » ? |
Найдите в |
рассказах
|
« Пересолил » и « Злоумышленник » примеры , сходные или продолжающие тот ряд , который наметил К И Чуковский . |
Писатель полагал , что именно в небольшом |
рассказе
|
видна любая погрешность . |
Можно ли утверждать , что барыня в |
рассказе
|
« Муму » бывает доброй ? |
Что вспоминает Бунин о деревне в |
рассказе
|
« Косцы » ? . . |
Найдите в |
рассказе
|
примеры просторечной лексики . |
Напишите сочинение на тему « Эпизод в |
рассказе
|
„ Муму “ , который произвёл на меня самое сильное впечатление » . . . |
Все ли элементы фабулы есть в |
рассказе
|
Л Н Толстого « Кавказский пленник » ? . |
Найдите завязку , кульминацию и развязку в этом |
рассказе
|
. |
В каком значении слова « бобыль » и « челядь » употреблены в |
рассказе
|
И С Тургенева ? . |
Первый сборник |
рассказов
|
Платонова вышел в 1927 году . |
Но наиболее яркие впечатления об Отечественной войне 1812 года поэт получил из |
рассказов
|
простых солдат в имении Тарханы — здесь , среди крепостных , были те , кто прошёл эту войну и вынес все её тяготы . |
Начиная с 1900 года появляются сборники его |
рассказов
|
о жизни золотоискателей и индейцев Севера , затем о путешествиях и приключениях в южных морях . |
В 1953 году в Перми был опубликован первый сборник |
рассказов
|
Астафьева « До будущей весны » ! . |
Вы без особого труда сможете представить себе время , в которое жили герои уральских сказов П П Бажова , сказок - |
рассказов
|
К Г Паустовского . |
Было ли вам смешно при чтении |
рассказов
|
? |
Так как он стремился и развлекать , и поучать , то басню можно назвать вымышленным , развлекательным и поучительным |
рассказом
|
. |
Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим |
рассказом
|
Бунина ? . |
Чтобы создать даже небольшой рассказ , нужно вспоим - нить , что |
рассказом
|
мы называем прозаическое произведение , повести тощее об одном или нескольких событиях . |
Мораль может быть перед |
рассказом
|
, после него и даже отсутствовать ( в этом случае она подразумевается ) . |
Он как бы развлекает слушателей устным |
рассказом
|
, но цель его - передать правила , которым нужно следовать в обществе и дома , поучать жизненными правдивыми историями и случаями . |
Предположим , вам необходимо создать мультфильм по |
рассказу
|
« Муму » . |
Найдите самостоятельно иллюстрации русских художников к |
рассказу
|
« Муму » . |
После уроков . Проведите конкурс на лучший вопрос к |
рассказу
|
« Муму » или к стихотворениям в прозе « Два богача » , « Воробей » , « Русский язык » . |
Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому |
рассказу
|
? . |
Каким прелстаёт перед читателями |
рассказчик
|
басен Крылова ? . |
Или его мысли высказывает другой |
рассказчик
|
? |
В его баснях на первый план выдвинулся образ простодушного и лукавого |
рассказчика
|
, повествующего в живых сценах об увиденном . |
Такая пунктуация помогает почувствовать особое эмоциональное состояние |
рассказчика
|
, словно самому побывать в гуще событий . |
Среди |
рассказчиков
|
следует выделить Василия Алексеевича Хмелинина . |
Северные |
рассказы
|
, которые он создавал на основе личных наблюдений и переживаний , полюбились публике . |
В Древней Руси повестью называли летописные своды , а иногда жития — письменные |
рассказы
|
о жизни святых . |
Паустовский писал |
рассказы
|
и повести о природе средней полосы России ‚ очерки о других странах ( « Живописная Бол - гурия » , « Итальянские встречи » ) , удивительно лиричны его ли - траурные портреты художников , писателей разных эпох и стран ( Исаака Левитана , Ореста Кипренского , Фридриха Шил - леера , Ханса Кристиана Андерсена , Александра Грина и многих других ) . |
Северные и морские |
рассказы
|
Лондона составляют ряд сборников ( « Сын волка » , « Дети мороза » , « Сказки южных морей » и др ) . |
Образ бабушки Катерины Ивановны — один из самых ярких и светлых во всём литературном наследии писателя ( |
рассказы
|
« Конь с розовой гривой » , « Фотография , на которой меня нет » и др ) . |
Живописная природа , народные песни и сказки , |
рассказы
|
о войне 1812 года — всё побуждало к раздумьям . |
Вы прочитали юмористические |
рассказы
|
А П Чехова . |
Во время некоторых работ |
рассказы
|
сказочника скрашивали тяжёлый труд . |
Стивенсон писал романы , |
рассказы
|
, очерки , путевые заметки . |
Вы конечно же читали многое из « Азбуки » Л Н Толстого : сказки и были , басни и |
рассказы
|
. |
Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности : эпитеты , сравнения , восклицательные и вопросительные предложения , |
риторические фигуры
|
. |
Свой первый |
роман
|
« Робинзон Крузо » он написал , когда ему было почти шестьдесят лет . |
Как вы думаете , почему |
роман
|
Даниеля Дефо стал одним из самых читаемых произведений мировой литературы . |
У писателя ситуация иная — сказочную повесть ( например , « Золотой ключик , или Приключения Буратино » А Н Толстого ) или сказку - |
роман
|
( « Три толстяка » Ю К Олеши ) можно читать много дней . |
Прочитали ли вы |
роман
|
« Робинзон Крузо » целиком ? |
Повесть больше рассказа ( малая форма ) , но меньше |
романа
|
( боль - шея форма ) . |
Роман имел огромный успех , и тогда Дефо принялся за его продолжение , рассказа во второй и третьей частях |
романа
|
обо всём , что случилось с Робинзоном уже после того , как он покинул необитаемый остров , на котором провёл двадцать восемь лет своей жизни . |
Когда в Таганроге открылась городская библиотека , Чехову было уже семнадцать лет ; он сразу стал активным читателем , брал книги о путешествиях , увлекался |
романами
|
И А Гончарова , И С Тургенева , М де Сервантеса , Г Э Бичер - Стоу ; читал работы литературных критиков , произведения философов . |
К истории горячо любимой родины , Шотландии , писатель обращается не только в |
романах
|
, но и в стихотворных произведениях , в исторических балладах . |
В своих |
романах
|
Дефо рассказывает о людях , которым приходится преодолевать много трудностей . |
Достоинство |
романов
|
Дефо — в их верности жизни . |
Жан Лафонтен , напротив , наделяет рассказ зрительными образами , у него появляется лис - гасконец ( гасконцы , как помним по |
роману
|
А Дюма « Три мушкетёра » , считались очень хитрыми ) . |
Мировую известность Марку Твену принесли |
романы
|
« Приключения Тома Сойера » , « Принц и нищий » , « Приключения Гекльберри Финна » , « Янки при дворе короля Артура » . |
На склоне лет Дефо начал писать |
романы
|
. |
Наибольшим успехом у читателей пользовались его приключенческие |
романы
|
о морских странствиях , о коварных пиратах , о благородных рыцарях , о бесстрашных героях , борцах за справедливость . |
Наиболее любимы юными читателями нашей страны |
романы
|
Стивенсона « Остров сокровищ » и « Черная стрела » . |
Стивенсон писал |
романы
|
, рассказы , очерки , путевые заметки . |
Лель — сказочно - мифологический образ юноши - пастуха , музыканта и певца , — стал в произведениях русских поэтов , художников , композиторов |
символом
|
самой поэзии . |
Назовите жанры литературных произведений , которые были включены в ваш учебник , приведите примеры ( |
сказ
|
, басня , стихотворение , рассказ и т д ) . |
Чем отличается |
сказ
|
от сказки , рассказ от повести ? . |
Чем интересен был для вас |
сказ
|
П Бажова « Медной горы Хозяйка » ? . |
Похож ли |
сказ
|
на сказку ? . |
Рассказчик |
сказа
|
искренне верил в реальную достоверность того , о чём рассказывал . |
В устном сопровождении видеоряда используйте цитаты из |
сказа
|
. |
Что в |
сказе
|
волшебного и что реального ? |
Прочитайте отрывки из |
сказов
|
. |
Какие фольклорные произведения стали источниками сюжетов |
сказов
|
П Бажова и образов в них ? |
Главная книга Павла Петровича Ба - жива — сборник уральских |
сказов
|
« Малахитовая шкатулка » . |
Вы без особого труда сможете представить себе время , в которое жили герои уральских |
сказов
|
П П Бажова , сказок - рассказов К Г Паустовского . |
В чём , по мнению уральских мастеровых , разница между |
сказом
|
и сказкой ? . |
Нарисуйте свои иллюстрации к |
сказу
|
. |
Читатели узнают его |
сказы
|
не только познакомим героям — мастеру Даниле , Хозяйке Медной горы , охотнику Кукование и сиротке Даренке , но и по особой манере высказывания . |
Обьясните слова и словосочетания , включите их в свои пере - |
сказы
|
: серые заборы , пустыри , дикое деревца , поле , убежище , ютиться , кров , потомки , дурная слаба , суровое лицо , раздоры , угрюмый человек , притерпелся к упрёкам , серый камень , призраки старого замка , дурное общество др . |
В 1936 году в журналах опубликованы |
сказы
|
П П Бажова — « Дорогое имечко » , « Медной горы Хозяйка » , « Про великого Полоза » . |
Кроме того , рифма — полное |
созвучие
|
одного или нескольких слогов . |
Напишите |
сочинение
|
на тему « Эпизод в рассказе „ Муму “ , который произвёл на меня самое сильное впечатление » . . . |
Озаглавьте своё |
сочинение
|
. |
Напишите небольшое |
сочинение
|
о том , что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями , храбрыми и мудрыми героями , коварными колдунами , чудесными помощниками . |
Напишите небольшое |
сочинение
|
на тему « Над чем меня заставил задуматься рассказ Л Н Толстой „ Кавказский пленник ” ? » . |
Напишите |
сочинение
|
на тему « Путешествие на поле славы » . |
Напишите небольшое |
сочинение
|
по картине , стараясь наиболее точно передать то Поэтическое состояние природы , которое сумел запечатлеть живописец . |
Напишите небольшое |
сочинение
|
, желательно в форме рассказа , о своей бабушке , няне или о другом человеке . |
Попробуйте описать ее в вашем |
сочинении
|
. |
Эти первые впечатления нашли отражение в детском |
сочинении
|
Толстого « Кремль » , где Москва названа « величайшим и многолюднейшим городом Европы » . |
В своём журнале « Ясная Поляна » вместе с произведениями взрослых авторов он печатал небольшие |
сочинения
|
детей . |
Преподавал он , как я теперь понимаю , свои предметы хорошо , заставлял нас « шевелить мозгами » и не слизывать из учебников изложения , а писать |
сочинения
|
на вольные темы . |
Сэм не был прилежным учеником , но |
сочинения
|
, которые он писал , очень часто отмечались как лучшие . |
« Очерки Бородинского сражения » и другие |
сочинения
|
, посвященные войне с Наполеоном ; Денис Васильевич Давыдов ( 1784—1839 ) , поэт , командир партизанского отряда , действовавшего в тылах французской армии и написавший об этом в своих « Военных записках » ; генерал Алексей Петрович Ермолов ( 1772 - 1861 ) , автор воспоминаний , получивших название « Записки А П Ермолова » , и др . |
Сколько стихов в каждой из прочитанных вами |
строф
|
? . |
Обратите внимание на знаки препинания в конце |
строф
|
. |
Прочитайте по одной |
строфе
|
из стихотворения М Ю Лермонтова « Бородино » , вступления к поэме А С Пушкина « Руслан и Людмила » , стихотворения Н А Некрасова « Тройка » . |
Назовите |
строфы
|
стихотворения , которые обязательно войдут в ваш фильм в виде титров . |
Общее то , что и лирическим стихотворениям в прозе присущи членение на небольшие абзацы ( в обычных стихах — |
строфы
|
) , обращение к чувствам , переживаниям лирического героя . |
Как вы думаете , почему последние две |
строфы
|
начинаются с отрицательной частицы « не » ? . |
Какой смысл вкладывается автором в две последние |
строфы
|
? . |
Постарайтесь сопоставить не только |
тематику
|
стихотворений , но и систему образов и изобразительных средств , тональность каждого текста , отношение автора к изображаемому времени года , пейзаж и т д. Чтобы наша работа была выполнена наиболее точно , советуем составить подробный план сопоставительной характеристики . |
— осмыслить ритм ( « Ритм сам по себе несёт некую Повышенную эмоциональность » ) , логические |
ударения
|
, паузы ; . |
Такое |
уподобление
|
не всегда уместно : поэт говорит от первого лица , но это совершенно не значит , что стихотворение автобиографично . |
Назовите жанры литературных произведений , которые были включены в ваш |
учебник
|
, приведите примеры ( сказ , басня , стихотворение , рассказ и т д ) . |
Рассмотрите |
учебник
|
литературы , по которому вам предстоит учиться в этом году . |
Какие , на ваш взгляд , произведения , включенные в ваш |
учебник
|
, навсегда останутся любимыми для многих поколений читателей ? |
На цветной вклейке |
учебника
|
найдите портрет Эзопа . |
Познакомьтесь со структурой |
учебника
|
: основными рубриками и иллюстрациями . |
В конце |
учебника
|
вы найдёте электронное приложение , которое содержит записи выразительного чтения некоторых произведений , тексты для самостоятельного изучения , упражнения для самоконтроля , словарь литературных терминов , а также разнообразные рубрики с дополнительной информацией . |
На цветной вклейке |
учебника
|
найдите репродукции картин , которые тематически связаны со стихотворением М Ю Лермонтова « Бородино » . |
Рассмотрите репродукции картин художников Г Мясоедова и А Пластовая в тексте и на форзаце |
учебника
|
. |
Выпишите из статьи |
учебника
|
слова и словосочетания , которые помогут вам при ответе на вопрос . |
На переплете вашего |
учебника
|
помещена репродукция картины известного русского художника М В Нестерова « Лель » . |
Нa первой странице цветной вклейки |
учебника
|
вы можете увидеть обложку к сказке « Царевна - Лягушка » , выполненную Билибиным . |
Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части |
учебника
|
с этим небольшим рассказом Бунина ? . |
На цветной вклейке |
учебника
|
помещён портрет Крылова . |
Подготовьте устное сообщение о писателе , используя содержание статьи |
учебника
|
и произведений В П Астафьева , прочитанных вами ранее . |
Подберите текст из рассказа « Васюткина озеро » к илюстрации , помещённой в |
учебнике
|
. |
Басни Эзопа и Жана де Лафонтена в |
учебнике
|
ланы н переводе М Л Гаспарова . |
Прочитайте отрывок , помещённый в |
учебнике
|
, или другие сцены из этой сказки ; выберите группы « актёров » , жюри и организуйте конкурсное чтение ; дайте соревнующимся группам названия театров : МХАТ , Театр им Моссовета , « Современник » и др . |
Преподавал он , как я теперь понимаю , свои предметы хорошо , заставлял нас « шевелить мозгами » и не слизывать из |
учебников
|
изложения , а писать сочинения на вольные темы . |
При знакомстве с |
учебником
|
вы не раз обращались к цветной вклейке , рассматривали репродукции картин русских и зарубежных художников . |
Послушайте два варианта художественного чтения этого стихотворения в электронном приложении к |
учебнику
|
. |
Найдите и прочитайте рассказ И С Тургенева « Муму » ( текст вы найдёте в электронном приложении к |
учебнику
|
) . |
Все ли элементы |
фабулы
|
есть в рассказе Л Н Толстого « Кавказский пленник » ? . |
Эльфы и тролли народной сказки , крошечная девочка Дюймовочка , вышедшая на белый свет из тюльпана , печальная маленькая русалка , подплывает под самые окна человеческого жилья , прозрачный дворец из тончайшего китайского фарфора и детские салазки , летящие в холодном вихре вслед за большими белыми санями Снежной королевы и во всей этой безмерной , богатой , щедрой |
фантастике
|
— какое чувство меры и правды ! . |
Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности : эпитеты , сравнения , восклицательные и вопросительные предложения , риторические |
фигуры
|
. |
В |
художественной литературе
|
описание природы выполняет самые разнообразные задачи . |
Как мысли Чехова о языке |
художественной литературы
|
отразились в рассказах « Пересолил » и « Злоумышленник » ? |
В наши дни в Константиново , в музей - заповедник , едут многочисленные поклонники Поэзии Сергея Есенина , чтобы посетить « низкий дом с голубыми ставнями » , в котором жили Есенины , побывать в школе , в которой учился будущий поэт , Познакомиться с |
экспозицией
|
литературного музея , испытать чувство радости , стоя на высоком берегу Оки , откуда открывается широкая панорама лугов , полей , лесов так любимой поэтом Родины . . |
Сказ — жанр |
эпоса
|
, опирающийся на народные предания и легенды ; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно — фантастическим миром фольклора . |
В них в большей мере , чем в |
эпосе
|
, выражается личное переживание или впечатление , изображается характер в отдельном его проявлении . |
Гимназистом он выпускает журнал с карикатурами « Заика » , начинает посылать |
юморески
|
в журналы , пишет комедии . |