Логотип Rulex
При поддержке Института филологии и межкультурных коммуникаций
RU
EN
account_circle
Войти

В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Литература. 5 класс.

Литература: "Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч. 1. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 303 с.: ил.

Левый контекст Термин Правый контекст
Аллитерация — повторение однородных согласных звуков , придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность .
Ассонанс — повторение в тексте одинаковых гласных , которое служит для создания звукового образа , усиливает выразительность поэтической речи .
Воспоминания детства легли в основу многих произведений писателя .
Воспоминания о чудесных людях милой его сердцу Малороссии , их песнях , преданиях , рассказах побудили его приняться за написание книги « Вечера на хуторе близ Диканьки » .
Запись выразительного чтения фрагмента вы найдёте в электронном приложении .
Звукопись — система звуковых повторов , подобранных с расчётом на звукоподражание или для усиления звуковой выразительности речи .
Легенда — рассказ поучительного содержания о необыкновенном , чудесном происшествии , которое воспринимается как достоверное . .
Постарайтесь разыскать любое издание книги Н А Куна « Легенды и мифы Древней Греции » .
Олицетворение — перенесение человеческих черт ( или вообще признаков живого существа ) на неодушевлённые предметы и явления .
Перескажите один из отрывков « Повести временных лет » , используя старинные слова и выражения , например : .
О каких исторических событиях рассказали отрывки из « Повести временных лет » ? .
"Далее в """ Повести "временных лет "" говорится о Владимире Святославиче и принятии Русью Христианства , о коварстве приёмного сына Владимира - Святополка , начавшего истреблять своих сводных братьев , о победе над ним и славном княжении Ярослава Мудрого ."
Повесть больше рассказа ( малая форма ) , но меньше романа ( боль - шея форма ) .
"В начале XII века монах Киево - Печерского монастыря Нестор создаёт новую редакцию летописи , которую мы по первым её словам назовём """ Повесть "временных лет "" ."
Повесть — вид эпического произведения ( средняя фор — мы ) , в котором рассказывается о людях , событиях .
Предание — устный рассказ о реальных или вполне возможных событиях прошлого .
« Приключения Тома Сойера » — весёлая , радостная книга детства , « Приключения Гекльберри Финна » — книга о суровой действительности .
У писателя ситуация иная — сказочную повесть ( например , « Золотой ключик , или Приключения Буратино » А Н Толстого ) или сказку - роман ( « Три толстяка » Ю К Олеши ) можно читать много дней .
« Приключения Тома Сойера » — весёлая , радостная книга детства , « Приключения Гекльберри Финна » — книга о суровой действительности .
Он выдумывает удивительные истории и интересные игры — в индейцев , в разбойников , в пиратов , живущих на острове , Обе книги Марка Твена — и про Тома , и про Гека — названы « Приключения » .
Мировую известность Марку Твену принесли романы « Приключения Тома Сойера » , « Принц и нищий » , « Приключения Гекльберри Финна » , « Янки при дворе короля Артура » .
Мировую известность Марку Твену принесли романы « Приключения Тома Сойера » , « Принц и нищий » , « Приключения Гекльберри Финна » , « Янки при дворе короля Артура » .
Напишите сочинение на тему « Путешествие на поле славы » .
Пьеса — литературное произведение , предназначенное для постановки на сцене театра .
СУДЬБА РАССКАЗА « ВАСЮТКИНА ОЗЕРО » .
Рассказ « Никита » — не сказка , но и в нём есть фантастическое .
Рассказ служит иллюстрацией главной мысли морали .
Рассказчик сказа искренне верил в реальную достоверность того , о чём рассказывал .
Рассказчик прикрывает свою моральную оценку , отсылая читателя к молве , преданию , которые выражаются в пословицах и поговорках .
Рассказы имеют большой успех , Лондон становится профессиональным писателем .
Роман имел огромный успех , и тогда Дефо принялся за его продолжение , рассказа во второй и третьей частях романа обо всём , что случилось с Робинзоном уже после того , как он покинул необитаемый остров , на котором провёл двадцать восемь лет своей жизни .
Романы писателя увлекают стремительно развивающимся сюжетом , сценами сражений , поединков , они учат ненавидеть зло и предательство , а в главных героях этих книг читатель видит пример честности , верности и отваги .
Сказ — жанр эпоса , опирающийся на народные предания и легенды ; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно — фантастическим миром фольклора .
Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием « Жив » .
Напишите словарную статью « Строфа » , опираясь на материалы раздела .
Маршак известен прежде всего как поэт , автор многих стихотворений , стихотворных сказок , песенок , баллад .
Как автор передаёт состояние Герасима после замужества Татьяны ?
« Очерки Бородинского сражения » и другие сочинения , посвященные войне с Наполеоном ; Денис Васильевич Давыдов ( 1784—1839 ) , поэт , командир партизанского отряда , действовавшего в тылах французской армии и написавший об этом в своих « Военных записках » ; генерал Алексей Петрович Ермолов ( 1772 - 1861 ) , автор воспоминаний , получивших название « Записки А П Ермолова » , и др .
Выпишите из текста эпитеты и определите , с какой целью использовал их автор .
Именно на них , на этих талантливых , чутких , обладающих творческим воображением читателей , и рассчитывает автор , когда напрягает все свои душевные силы в Поисках верного образа , верного поворота действия , верного слова . .
Он автор нескольких сборников сказок .
Каков характер Королевы и какие приёмы использует автор , описывая её поведение ? . .
Учитывает ли автор повадки , особенности поведения зверей ?
Как вы думаете , почему автор отказался от продолжения « Дневника » героя ?
В баснях Эзопа « Лисица и виноград » и « Ворон и Лисица » ясно видно , что автор стремится кратко , но выразительно рассказать сюжет .
Как вы объясните название , которое дал ей автор ? .
Художник - автор берет на себя только часть работы .
Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального ?
Среди них — Надежда Андреевна Дурова ( 1788 - 1866 ) , первая русская женщина - офицер , автор записок « Кавалерист - девица » ; Федор Николаевич Глинка ( 1786 - 1880 ) , написавший « Письма русского офицера » .
Если мы выпишем из произведения М Ю Лермонтова все слова , которые использовал автор для описания битвы , то получится следующий ряд : схватки ( боевые ) , боя , ( к ) бою , ( в ) перестрелке , ( в Бородинский ) бой , ( таких ) сражений .
Прочитайте вслух фрагмент стихотворения , в котором автор передаёт накал боя .
Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту , используя те речевые обороты , повторы , риторические вопросы , которые использует автор .
Русский учёный и писатель , автор - составитель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка Владимир Иванович Даль ( 1801 — 1872 ) записал около 30 тысяч пословиц и поговорок .
Так , французский автор граф Крамель в 1654 году издал книгу « Комедия пословиц » .
Согласны ли вы с этой мыслью автора ?
Постарайтесь сопоставить не только тематику стихотворений , но и систему образов и изобразительных средств , тональность каждого текста , отношение автора к изображаемому времени года , пейзаж и т д. Чтобы наша работа была выполнена наиболее точно , советуем составить подробный план сопоставительной характеристики .
Найдите в тексте отрывка слова , говорящие о том , что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы « Руслан и Людмила » .
Литературная сказка в отличие от народной имеет конкретного автора и неизменный текст .
Какие качества личности автора проявляются в стихотворении в прозе « Воробей » ? .
Риторическое восклицание может передавать различные чувства автора : восторг , удивление , огорчение и т п .
Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту , используя те речевые обороты , повторы , риторические вопросы , которые использует автор .
Со временем миф перестал восприниматься как достоверное объяснение мира , а его образы и сюжетные элементы перешли в художественные произведения безымянного коллективного автора — народа .
Как меняется интонация актёра , когда он читает описание внешности рязанских мужиков ; когда он передает воспоминание автора 0 прелести их песни ; когда звучат мысли .
Найдите и прочитайте строки , где говорится о том , как воспринимают автора дети .
Афоризм — законченная и глубокая мысль определённого автора , выраженная в краткой , отточенной форме и получившая широкое распространение .
В то же время одна и та же тема раскрывается совершенно по - разному не только у разных поэтов , но и в произведениях одного автора .
Стихотворение стало первым произведением Лермонтова , напечатанным по воле автора и с его подписью .
Слово В настоящей поэзии должно предельно точно выражать мысль автора , должно быть пронизано глубоким чувством , должно нести в себе образное содержание .
Что вы можете рассказать о Даниеле Дефо — авторе « Робинзона Крузо » ? .
Первоначально русские баснописцы использовали сюжеты басен Эзопа , Лафонтена , некоторых других зарубежных авторов .
Назовите их авторов .
Проследите , как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях разных авторов .
Назовите авторов этих пьес .
Учёный Н А Кун на основе поэм Гомера и других древних авторов Гесиода , Эсхила , Софокла , Еврипида - пересказал древнегреческие мифы , которые повествуют о рождении богов , подвигах мифических героев , представлениях и верованиях древних людей .
Подготовьте об одном из авторов небольшое сообщение .
Сказки каких авторов , в том числе названных учёным В П Аникиным , вы читали ? .
Попробуйте отгадать их и сделать вывод , что для народных авторов было важным в жизни .
Книги каких авторов — классиков мировой литературы — радовали будущего поэта в Середникове ? .
В своём журнале « Ясная Поляна » вместе с произведениями взрослых авторов он печатал небольшие сочинения детей .
Какие черты характера героя прославляются автором ? .
Сводится ли общий смысл басни к той конкретной морали , которая названа автором ?
Константин Георгиевич Паустовский был автором дет - сикх журналов « Мурзилка » и « Пионер » .
— найти в себе ответные чувства на то , что высказано автором ? .
которого иногда называют автором .
Какой смысл вкладывается автором в две последние строфы ? .
Были ли авторы у фольклорных произведений ?
Конечно же , сказки писателей ( или литературные сказки)отличаются от народных не только тем , что у них есть авторы неизменяемый текст ( вы помните , что народные сказки сказители рассказывали каждый раз по - новому , что — то дополняя , что - то сокращая , что - то изменяя ) , что в них более увлекательны приключения героев .
В отрывке из стихотворения найдите примеры аллитерации и объясните роль этого выразительного средства в создании картины боя .
Во - вторых , это противопоставление ( антитеза ) .
Прежде чем юный Толстой познакомился со стихами Пушкина , он уже знал много народных песен , сказок , легенд , былин .
Включите в подготовленное вами сообщение слова из рассказа ‹Косцы » , например : берёза — вый лес , былина свобода и беззаветность , родниковая вода , широко , играючи , дерзкая и мощная заучивать , от - клюкающаяся даль , глубина леса , всепрощающее Велико - душей и т д .
Как меняется интонация актёра , когда он читает описание внешности рязанских мужиков ; когда он передает воспоминание автора 0 прелести их песни ; когда звучат мысли .
« Очерки Бородинского сражения » и другие сочинения , посвященные войне с Наполеоном ; Денис Васильевич Давыдов ( 1784—1839 ) , поэт , командир партизанского отряда , действовавшего в тылах французской армии и написавший об этом в своих « Военных записках » ; генерал Алексей Петрович Ермолов ( 1772 - 1861 ) , автор воспоминаний , получивших название « Записки А П Ермолова » , и др .
В последние годы жизни Бунин создал прекрасные книги воспоминаний . .
Всё стихотворение — это рассказ старого солдата о Бородинском сражении , т е его воспоминания .
Какие воспоминания сохранил писатель о своей учительнице ? .
Вам поведают об этом воспоминания его современников , строки из стихотворений самого Пушкина , рассказ известного пушкиниста .
На всю жизнь писатель сохранил самые добрые воспоминания о своей учительнице Аполлинарии Николаевне .
Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери и отце в стиховорении « Я покинул родимый дом » ?
Они снова и снова звучали в его воспоминаниях .
Многие его стихотворения и поэмы посвящены тяжёлой доле русской крестьянки : « Мороз , Красный нос » , « Орина , мать солдатская » и др .
Творцы сказок жили трудно : пахали папино , боронили , сеяли , жали , молотили , рубили лес , пряли и ткали , ловили рыбу , надеялись на лучшую долю .
В конце учебника вы найдёте электронное приложение , которое содержит записи выразительного чтения некоторых произведений , тексты для самостоятельного изучения , упражнения для самоконтроля , словарь литературных терминов , а также разнообразные рубрики с дополнительной информацией .
Он вспоминает о своей Полтавщине , Сорочинцах , Диканьке , просит мать присылать ему комедии своего отца , фольклорные записи .
Каждая новая запись "в летописи начиналась словам "" в лето .. ""-отсюда и название жанра ."
Послушайте на диске запись выразительного чтения этого отрывка .
Прослушайте на диске запись выразительного чтения этого стихотворения в прозе .
Обратитесь к электронному приложению и послушайте запись выразительного чтения этих стихотворений .
В ней должны быть присказка , зачин , концовка .
Это своеобразное обрамление стихотворения , представляющее как бы зачин и концовку .
Определите значение слова « возразила » в данном контексте .
Большой успех книг Бажова у читателей , высокая оценка критики утвердили писателя в том , что он нашёл свой , непохожий на другие жанр в литературе . .
Книга Гоголя быстро разошлась , вызвала живой интерес у публики , доброжелательные отзывы критики .
Наиболее популярными в Древней Греции стали сотканные из таких легенд поэмы слепого певца Гомера « Илиада » и « Одиссея » .
Из неё помимо легенд вы узнаете , что с глубокой древности по их мотивам создавались картины и рисунки , мозаики , скульптуры , сочинялись музыкальные и литературные произведения .
С чем было связано возникновение преданий и легенд ?
В Древней Греции своеобразными хранителями легенд и преданий были бродячие певцы — аэды .
Прежде чем юный Толстой познакомился со стихами Пушкина , он уже знал много народных песен , сказок , легенд , былин .
Основой сюжета сказки « Двенадцать месяцев » стала запад - неславянская легенда о братьях - месяцах , встречающихся у костра в новогоднюю ночь .
В песенном селе Константиново он знакомится с частушками , сказаниями , легендами , сказками . .
Сказ — жанр эпоса , опирающийся на народные предания и легенды ; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно — фантастическим миром фольклора .
Эти предания , легенды слагались в большие поэмы .
Постепенно , с развитием представлений о мире миф перестаёт быть объяснением природных и социальных явлений , а становится частью исторического прошлого парода — так возникают предания и легенды .
Составьте план легенды .
Ещё будучи учителем , Бажов начинает записывать устное народное творчество уральских рабочих — сказки , предания , легенды .
Художественное слово бытовало только в устной форме : рассказывали предания о мудрых князьях и храбрых воинах , легенды о богах , сказки волшебные , бытовые и о животных .
Уже при жизни об И А Крылове ходили легенды и анекдоты .
Эти легенды и предания во многом заимствовались древними римлянами , и теперь часто о них говорят : « античная мифология » .
Лирические стихотворения , в центре которых находятся образы природы , относятся к пейзажной лирике .
Так сложилось два вида сказок : сказки народные , обработанные , отредактированные писателями , и сказки литературные , созданные по мотивам фольклора .
Из неё помимо легенд вы узнаете , что с глубокой древности по их мотивам создавались картины и рисунки , мозаики , скульптуры , сочинялись музыкальные и литературные произведения .
Это стихотворное введение в поэму « Руслан и Людмила » написано по мотивам русских народных сказок , слышанных поэтом от няни в Михайловском .
Здесь выходит первая его книга — сборник стихов « Разные мотивы » ( 1906 ) .
Притча — это иносказание , нравоучение , поучение .
Это своеобразное обрамление стихотворения , представляющее как бы зачин и концовку .
Так как в басне действуют животные , а под ними подразумеваются люди , то в ней используется олицетворение ( животные в басне говорят , думают , чувствуют ) .
Найдите в стихотворении примеры олицетворения .
Приведите примеры перекрестной , опоясывающей рифмовки из знакомых вам стихотворений .
Существуют парная , кольцевая , или опоясывающая , перекрёстная рифмы , которые учитываются при чтении .
В чём была « дивная прелесть » и « очарование » песен косцов ? .
Прежде чем юный Толстой познакомился со стихами Пушкина , он уже знал много народных песен , сказок , легенд , былин .
Созвучно ли его песне описание зимней долгой дороги ?
В стихотворении или в песне очень часто близки по звучанию окончания последних слов в строках , расположенных следом или через строчку .
В песне ямщика слышится « то разгулье удалое » , « то сердечная тоска » .
Он называл народные песни « звонкими , живыми летописями » , « народной историей , живой , яркой , исполненной красок , истины , обнажающей всю жизнь народа » .
Как меняется интонация актёра , когда он читает описание внешности рязанских мужиков ; когда он передает воспоминание автора 0 прелести их песни ; когда звучат мысли .
Как вы думаете , почему в мыслях писателя о Родине воедино спиваются песни , сказки , предания , животворные ключи , дремучие леса , высокие травы ? .
В чём же была прелесть песни косцов ?
Читая или слушая исполнение юмористического стихотворения - песни известного поэта Юлия Кима , мы весело улыбаемся .
Её сказки были самыми замечательными , а песни , которые она пела , самыми прекрасными .
Они переходили от поселения к поселению , останавливались в домах племенных вождей и произносили , аккомпанируя себе на кифаре , песни и гимны в честь богов , покровителей данного племени , и героев , которые , согласно легендам , были предками вождей племени .
Живописная природа , народные песни и сказки , рассказы о войне 1812 года — всё побуждало к раздумьям .
Его песни до сих пор звучат в концертах , по радио , по телевидению и радуют слушателей . .
В институте начал писать песни , вскоре они зазвучали во многих фильмах ( « Бумбараш » , « Двенадцать стульев » , « Про Красную Шапочку » , « Обыкновенное чудо » и др ) .
На праздника , свадьбах и похоронах пели обрядовые песни .
Прочитайте весёлую песню Ю Кима « Рыба - кит » Вслух или Спойте её .
Как ритм стихотворения , повторы , неожиданные словосочетания помогают нам понять , что это юмористическое произведение и что это песня ?
Интерес к народному творчеству , к сказкам и песням проявился у Гоголя очень рано .
Многие стихотворения поэта стали любимыми в народе песнями — это произошло и со стихотворением « Тройка » .
Воспоминания о чудесных людях милой его сердцу Малороссии , их песнях , преданиях , рассказах побудили его приняться за написание книги « Вечера на хуторе близ Диканьки » .
Составьте план пересказа повести .
Чем отличается сказ от сказки , рассказ от повести ? .
Подготовьте с одноклассниками электронный альбом иллюстраций « Мои ровесники в повести В Г Короленко „ В дурном обществе “ » .
Найдите иллюстрации , рисунки к повести , рассмотрите и подумайте , насколько близко подошёл художник к тому , очам нам рассказал писатель .
Подготовьте подробный пересказ одного из эпизодов или рассказ об одном из героев повести ( например , « Развали - ни » , « Я и мой отец » , « Тиберий , « Осенью » и др ) .
Существовал и самостоятельный жанр - воинской повести ", где рассказывалось о битвах с врагами и мужестве русских дружинников ( "" Сказание о Мамаевом побоище "" ) ."
Прочитайте синонимические ряды , составленные из слов , которые есть в этой повести , и слов , употребляемых в современной разговорной речи .
Паустовский писал рассказы и повести о природе средней полосы России ‚ очерки о других странах ( « Живописная Бол - гурия » , « Итальянские встречи » ) , удивительно лиричны его ли - траурные портреты художников , писателей разных эпох и стран ( Исаака Левитана , Ореста Кипренского , Фридриха Шил - леера , Ханса Кристиана Андерсена , Александра Грина и многих других ) .
Выпишите из текста повести слова и словосочетания , передающие колорит народной речи .
Выпишите из текста повести примеры афористической речи .
Расскажите , какую иллюстрацию вы нарисовали бы ко 2 главе повести .
В этой повести он рассказало своём отце , горном мастере , и о матери , искусной кружевниц .
Почему так названа повесть ?
— так начнём повесть сию ; .
А С Пушкин высоко оценил книгу Н В Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки » , в которую вошла повесть « Ночь перед Рождеством » .
Понравилась вам повесть ?
У писателя ситуация иная — сказочную повесть ( например , « Золотой ключик , или Приключения Буратино » А Н Толстого ) или сказку - роман ( « Три толстяка » Ю К Олеши ) можно читать много дней .
Какие чувства вызвала у вас повесть ( сожаление , сострадание , удивление ) ? .
В Древней Руси повестью называли летописные своды , а иногда жития — письменные рассказы о жизни святых .
Какие из этих сказок можно отнести к сказкам - рассказам , к сказкам - повестям , к сказкам - поэмам ? .
Причудливые фантазии в его повестях выражают веру народа в сверхъестественные существа .
При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест , что сам он узнается в старом клёне , который « стережет голубею Русь » .
Так и пословица — иносказательное поучение о явлениях жизни , природе и человеке .
Притча — это иносказание , нравоучение , поучение .
Отсюда название - эзопов язык - язык иносказательный , под видом развлечения , шутки он использует для насмешки и поучения .
Басни Эзопа - устные шутки - поучения .
С чем было связано возникновение преданий и легенд ?
В Древней Греции своеобразными хранителями легенд и преданий были бродячие певцы — аэды .
Рассказчик прикрывает свою моральную оценку , отсылая читателя к молве , преданию , которые выражаются в пословицах и поговорках .
Ещё будучи учителем , Бажов начинает записывать устное народное творчество уральских рабочих — сказки , предания , легенды .
Постепенно , с развитием представлений о мире миф перестаёт быть объяснением природных и социальных явлений , а становится частью исторического прошлого парода — так возникают предания и легенды .
Художественное слово бытовало только в устной форме : рассказывали предания о мудрых князьях и храбрых воинах , легенды о богах , сказки волшебные , бытовые и о животных .
Эти легенды и предания во многом заимствовались древними римлянами , и теперь часто о них говорят : « античная мифология » .
Сказ — жанр эпоса , опирающийся на народные предания и легенды ; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно — фантастическим миром фольклора .
Эти предания , легенды слагались в большие поэмы .
Как вы думаете , почему в мыслях писателя о Родине воедино спиваются песни , сказки , предания , животворные ключи , дремучие леса , высокие травы ? .
Воспоминания о чудесных людях милой его сердцу Малороссии , их песнях , преданиях , рассказах побудили его приняться за написание книги « Вечера на хуторе близ Диканьки » .
В XX веке М А Шолохов в предисловии к « Пословицам русского народа » В И Даля писал : « Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами .
С детства он испытывал нужду и узнал труд ; учась в школе , он зарабатывал продажей газет , затем работал на консервной фабрике , а в 14 лет , уйдя из дома , начал самостоятельную жизнь , полную приключений и лишений .
Конечно же , сказки писателей ( или литературные сказки)отличаются от народных не только тем , что у них есть авторы неизменяемый текст ( вы помните , что народные сказки сказители рассказывали каждый раз по - новому , что — то дополняя , что - то сокращая , что - то изменяя ) , что в них более увлекательны приключения героев .
Но приключения эти разные , и рассказано о них По - разному .
Напишите небольшое сочинение о том , что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями , храбрыми и мудрыми героями , коварными колдунами , чудесными помощниками .
Занимательна — ней , часто страшный рассказ о приключениях Ивана - царевича или Василисы Прекрасной настолько увлекает юного служа - теля , что он уже и сам воображает себя смелым , сильным , а главное — справедливым и добрым героем волшебной сказки .
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных , вымыленных событиях , приключениях .
Начиная с 1900 года появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и индейцев Севера , затем о путешествиях и приключениях в южных морях .
Наибольшим успехом у читателей пользовались его приключенческие романы о морских странствиях , о коварных пиратах , о благородных рыцарях , о бесстрашных героях , борцах за справедливость .
В ней должны быть присказка , зачин , концовка .
Есть ли у неё присказка .
Цель присказки - привлечь внимание слушателей .
Некоторые сказки начинаются с присказки .
За присказкой следует который переносит нас в сказочный мир и рассказывает о месте , времен и действия .
Иногда концовка соединяется с конечной присказкой . .
Но почти в любом случае прозаическая фраза производит на вас впечатление естественной — « как в жизни » .
Его перу принадлежат как стихотворные , так и прозаические басни .
Сравните прозаический пересказ и поэтический перевод гомеровской поэмы .
Позднее этот рассказ вошёл в прозаический цикл « Записки охотника » , в котором отразились высокие духовные качества и одарённость русского крестьянина .
Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера , имеющий иносказательный смысл .
Чтобы создать даже небольшой рассказ , нужно вспоим - нить , что рассказом мы называем прозаическое произведение , повести тощее об одном или нескольких событиях .
Стихотворение в прозе — небольшое лирическое произведение в прозаической форме .
Из многочисленных признаков , отличающих стихотворную речь от прозаической , выделим сначала главный , решающий : ритмическую ее организацию .
В детстве и ранней юности писателя вы можете узнать , прочитав его прозаическую автобиографическую книгу « В начале жизни » .
Среди многих описаний путешествий Робинзона рассказывается и о том , как он вместе с другими торговцами проехал через всю Сибирь , побывал в Тобольске , добрался до западных границ России , отправился к себе на родину — в Англию .
Начиная с 1900 года появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и индейцев Севера , затем о путешествиях и приключениях в южных морях .
Когда в Таганроге открылась городская библиотека , Чехову было уже семнадцать лет ; он сразу стал активным читателем , брал книги о путешествиях , увлекался романами И А Гончарова , И С Тургенева , М де Сервантеса , Г Э Бичер - Стоу ; читал работы литературных критиков , произведения философов .
Он мечтал о путешествиях , хотел повидать мир , чужие страны .
Назовите авторов этих пьес .
Что в пьесе - сказке « Двенадцать месяцев » жизненно , правдиво , а что неправдоподобно , фантастично ?
Почему они необходимы в пьесе ? .
Как вы думаете , почему в пьесе - сказке персонажи говорят то стихами , то прозой ? .
Вы уже познакомились со сказкой — пьесой С Я Маршака « Двенадцать месяцев » .
Постарайтесь прочий - тать всю пьесу — драматическую сказку и ответить на вопрос , о чём эта сказка , или кратко пересказать её содержание .
Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках ?
Подготовьте инсценированное чтение пьесы .
В театре или по телевидению вы наверняка видели пьесы — сказки Е Л Шварца , С В Михалкова и других писателей — создателей волшебных сказок .
Подготовьте постановку нескольких картин на пьесы - сказки на школьной сцене .
Какие сказки - пьесы вы видели на сцене театра или по телевидению ?
Монологи каких действующих ЛИЦ вы слышали ВО фрагменте пьесы ?
Найдите завязку , кульминацию и развязку в этом рассказе .
Как вы полагаете , почему И С Тургенев дал иную , чем в реальной жизни , развязку ? .
Стихи эти зарифмованы , в них чётко выдержаны ритме размер .
Саша Чёрный рассказывает о впечатлениях детей , самостоятельно прочитавших этот рассказ и решивших воспроизвести его в своей игре .
Как начинается и как заканчивается рассказ « Васюткин озеро » ? .
Понравился ли вам рассказ « Никита » ?
Вы прочитали рассказ Л Н Толстого « Кавказский пленник » , обсудили его содержание .
В 1951 году он написал первый рассказ « Гражданский чело - век » .
Назовите жанры литературных произведений , которые были включены в ваш учебник , приведите примеры ( сказ , басня , стихотворение , рассказ и т д ) .
Подготовьте выразительное чтение текста или подробный рассказ о главном герое ( на выбор ) .
Дефо говорил , что в Робинзоне Крузо он изобразил самого себя , свою жизнь , Но не только свою , История Робинзона Крузо — это рассказ о том , как человек ( им может быть каждый ) в повседневном труде ведёт борьбу за существование , познает природу , учится обрабатывать землю , строить , мастерить , вести хозяйство .
Первый сборник рассказ - зов « Встречные корабли » был издан в 1928 году .
Занимательна — ней , часто страшный рассказ о приключениях Ивана - царевича или Василисы Прекрасной настолько увлекает юного служа - теля , что он уже и сам воображает себя смелым , сильным , а главное — справедливым и добрым героем волшебной сказки .
Вся она — искренний , задушевный рассказ о своей жизни , о любви , о радостях и горестях , переживаниях , мечтах .
Подготовьте рассказ о Кише , сопроводите его рисунками .
Почему рассказ называется « Васюткина озеро » ? .
Подготовьте пересказ текста целиком или рассказ о героях ( на выбор ) .
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных , вымыленных событиях , приключениях .
Чтобы создать даже небольшой рассказ , нужно вспоим - нить , что рассказом мы называем прозаическое произведение , повести тощее об одном или нескольких событиях .
Чем отличается сказ от сказки , рассказ от повести ? .
Так вот и получилось « Васюткин - но озеро » — мой первый рассказ для детей .
Придумайте и прочитайте небольшой юмористический рассказ .
Для чего введено в рассказ повествование о старике и его семерых детях , убитых русскими , и о восьмом , которого старый джигит убил сам ? .
Напишите небольшое сочинение на тему « Над чем меня заставил задуматься рассказ Л Н Толстой „ Кавказский пленник ” ? » .
Вам поведают об этом воспоминания его современников , строки из стихотворений самого Пушкина , рассказ известного пушкиниста .
Подготовьте подробный пересказ одного из эпизодов или рассказ об одном из героев повести ( например , « Развали - ни » , « Я и мой отец » , « Тиберий , « Осенью » и др ) .
Жан Лафонтен , напротив , наделяет рассказ зрительными образами , у него появляется лис - гасконец ( гасконцы , как помним по роману А Дюма « Три мушкетёра » , считались очень хитрыми ) .
Подготовьте небольшой рассказ о баснях : что такое басня , когда она появилась и где , о чём рассказывают басни , что высмеивают .
Как вы думаете , почему Л Н Толстой поместил свой рассказ в « Четвёртую книгу для чтения » , т е в учебную книгу детей ?
Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера , имеющий иносказательный смысл .
Какими настроениями сопровождается его рассказ ( уныния , горечи , радости , гордости ) ?
Свой рассказ он начинает со сведений о происхождении славян , затем повествует о территории Русской земли , о населявших её в древности племенах и их обычаях , рассказывает об основании Киева и первых русских князьях из династии Рюриковичей : о храбром воителе Олеге Вещем , князе Игоре , убитым древлянами за непомерную жадность , его жестокой и мудрой жене Ольге , о славном Святославе Игоревиче .
Всё стихотворение — это рассказ старого солдата о Бородинском сражении , т е его воспоминания .
Написал я этот рассказ в Париже , в 1921 году , вспоминая Казань и этот берёзовый лес .
Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности : эпитеты , сравнения , восклицательные и вопросительные предложения , риторические фигуры .
Позднее этот рассказ вошёл в прозаический цикл « Записки охотника » , в котором отразились высокие духовные качества и одарённость русского крестьянина .
Найдите и прочитайте рассказ И С Тургенева « Муму » ( текст вы найдёте в электронном приложении к учебнику ) .
Составьте устный рассказ об одном дне из жизни крестьянского мальчика по иллюстрации А И Лебедева .
Почему свой рассказ писатель назвал « Муму » ?
Составьте породной из них свой рассказ .
Подготовьте рассказ о Герасиме , Татьяне , барыне ( на выбор ) , придумайте заголовок , составьте план своего повествования .
Напишите небольшой рассказ , который можно завершить одной из следующих пословиц .
Как вы думаете , почему у писателя было особенно обостри - но чувство любви к Родине в тот период его жизни , когда был написан рассказ ‹Косцы » ? .
Легенда — рассказ поучительного содержания о необыкновенном , чудесном происшествии , которое воспринимается как достоверное . .
От чьего имени ведётся рассказ ?
Предание — устный рассказ о реальных или вполне возможных событиях прошлого .
Вам будет легче сочинить рассказ , если вы ответите на этот вопрос .
Подготовьтесь к выразительному чтению рассказа , представ - вив себе внешний вид , характер , манеру говорить всех пер - сенажей произведения .
Какие слова героев рассказа показывают их особое отношение к зайцу ( « живая душа » , « милый » и др ) ? .
В начале рассказа Ваня разговаривает с ветеринаром и бабкой Анисьей .
Судьба рассказа « Васюткина озеро » любопытна .
Повесть больше рассказа ( малая форма ) , но меньше романа ( боль - шея форма ) .
С помощью каких художественно - выразительных средств создаётся портрет старого татарина в третьей главке рассказа ? .
Объясните значение следующих словосочетаний из текста рассказа .
В основе рассказа « Муму » — подлинная история немого Андрея , крепостного матери , рассказанная с необыкновенной чуткостью и пониманием душевных переживаний .
Найдите в тексте рассказа описания жаркого полдня , надвигающейся грозы .
Послушайте выразительное чтение фрагмента рассказа , обратившись к электронному приложению .
Подтвердите свой ответ цитатами из текста рассказа .
Познакомьтесь с впечатлениями первых читателей рассказа .
Каким изображён Герасим в начале и в конце рассказа ?
К каким эпизодам рассказа И С Тургенева обратились художники , изображая Герасима ?
Какой фрагмент рассказа изображён на иллюстрации ?
Как вы объясните название рассказа ? .
Расскажите об этом устно или письменно , используя запомшившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа « Васюткино озеро » .
Таким ли вы представляете себе героя рассказа ? .
Басня состоит из рассказа и морального вывода .
Определите основной конфликт рассказа .
Роман имел огромный успех , и тогда Дефо принялся за его продолжение , рассказа во второй и третьей частях романа обо всём , что случилось с Робинзоном уже после того , как он покинул необитаемый остров , на котором провёл двадцать восемь лет своей жизни .
Напишите небольшое сочинение , желательно в форме рассказа , о своей бабушке , няне или о другом человеке .
Ключевые слова и словосочетания для рассказа : .
Как вы понимаете последнюю фразу этого рассказа : и говорят , что , пока он жил , народ благоденствовал и не было ни одной Вдовы , ни одного беззащитного старика , которые бы плакали ночью оттого , что у них нет мяса ?
Писатель целиком усвоил народную манеру рассказа , даже наивное детское простодушие , они не содержат ничего лишнего и фальшивого .
Подготовьте инсценированное чтение рассказа « Злоумышленник » в классе или дайте отзыв на инсценировку , выполненную вашими одноклассниками .
Прочитайте интерес нежную историю о Кише , которую рассказал нам Джек Лондон , Подумайте , какой пример подаёт главный герой рассказа .
Какая из репродукций ближе к тексту рассказа « Косцы » ?
Включите в подготовленное вами сообщение слова из рассказа ‹Косцы » , например : берёза — вый лес , былина свобода и беззаветность , родниковая вода , широко , играючи , дерзкая и мощная заучивать , от - клюкающаяся даль , глубина леса , всепрощающее Велико - душей и т д .
Внимательно перечитайте отрывки стихотворения , начинающиеся словами : « Да , были люди в наше время » ( они расположены в начале и н конце рассказа старого солдата ) .
Сопоставьте слова синонимических рядов из рассказа ‹Косцы .
Как связана её тема с темой рассказа И.С. Тургенева « Муму » ?
Обратите внимание на детали рассказа , например : почему мать настаивала , чтобы Высотка взял с собой краюшку хлеба ? .
Подберите текст из рассказа « Васюткина озеро » к илюстрации , помещённой в учебнике .
Кто главный герой рассказа ?
Какие из этих сказок можно отнести к сказкам - рассказам , к сказкам - повестям , к сказкам - поэмам ? .
Воспоминания о чудесных людях милой его сердцу Малороссии , их песнях , преданиях , рассказах побудили его приняться за написание книги « Вечера на хуторе близ Диканьки » .
Как мысли Чехова о языке художественной литературы отразились в рассказах « Пересолил » и « Злоумышленник » ?
Найдите в рассказах « Пересолил » и « Злоумышленник » примеры , сходные или продолжающие тот ряд , который наметил К И Чуковский .
Писатель полагал , что именно в небольшом рассказе видна любая погрешность .
Можно ли утверждать , что барыня в рассказе « Муму » бывает доброй ?
Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе « Косцы » ? . .
Найдите в рассказе примеры просторечной лексики .
Напишите сочинение на тему « Эпизод в рассказе „ Муму “ , который произвёл на меня самое сильное впечатление » . . .
Все ли элементы фабулы есть в рассказе Л Н Толстого « Кавказский пленник » ? .
Найдите завязку , кульминацию и развязку в этом рассказе .
В каком значении слова « бобыль » и « челядь » употреблены в рассказе И С Тургенева ? .
Первый сборник рассказов Платонова вышел в 1927 году .
Но наиболее яркие впечатления об Отечественной войне 1812 года поэт получил из рассказов простых солдат в имении Тарханы — здесь , среди крепостных , были те , кто прошёл эту войну и вынес все её тяготы .
Начиная с 1900 года появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и индейцев Севера , затем о путешествиях и приключениях в южных морях .
В 1953 году в Перми был опубликован первый сборник рассказов Астафьева « До будущей весны » ! .
Вы без особого труда сможете представить себе время , в которое жили герои уральских сказов П П Бажова , сказок - рассказов К Г Паустовского .
Было ли вам смешно при чтении рассказов ?
Так как он стремился и развлекать , и поучать , то басню можно назвать вымышленным , развлекательным и поучительным рассказом .
Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина ? .
Чтобы создать даже небольшой рассказ , нужно вспоим - нить , что рассказом мы называем прозаическое произведение , повести тощее об одном или нескольких событиях .
Мораль может быть перед рассказом , после него и даже отсутствовать ( в этом случае она подразумевается ) .
Он как бы развлекает слушателей устным рассказом , но цель его - передать правила , которым нужно следовать в обществе и дома , поучать жизненными правдивыми историями и случаями .
Предположим , вам необходимо создать мультфильм по рассказу « Муму » .
Найдите самостоятельно иллюстрации русских художников к рассказу « Муму » .
После уроков . Проведите конкурс на лучший вопрос к рассказу « Муму » или к стихотворениям в прозе « Два богача » , « Воробей » , « Русский язык » .
Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу ? .
Каким прелстаёт перед читателями рассказчик басен Крылова ? .
Или его мысли высказывает другой рассказчик ?
В его баснях на первый план выдвинулся образ простодушного и лукавого рассказчика , повествующего в живых сценах об увиденном .
Такая пунктуация помогает почувствовать особое эмоциональное состояние рассказчика , словно самому побывать в гуще событий .
Среди рассказчиков следует выделить Василия Алексеевича Хмелинина .
Северные рассказы , которые он создавал на основе личных наблюдений и переживаний , полюбились публике .
В Древней Руси повестью называли летописные своды , а иногда жития — письменные рассказы о жизни святых .
Паустовский писал рассказы и повести о природе средней полосы России ‚ очерки о других странах ( « Живописная Бол - гурия » , « Итальянские встречи » ) , удивительно лиричны его ли - траурные портреты художников , писателей разных эпох и стран ( Исаака Левитана , Ореста Кипренского , Фридриха Шил - леера , Ханса Кристиана Андерсена , Александра Грина и многих других ) .
Северные и морские рассказы Лондона составляют ряд сборников ( « Сын волка » , « Дети мороза » , « Сказки южных морей » и др ) .
Образ бабушки Катерины Ивановны — один из самых ярких и светлых во всём литературном наследии писателя ( рассказы « Конь с розовой гривой » , « Фотография , на которой меня нет » и др ) .
Живописная природа , народные песни и сказки , рассказы о войне 1812 года — всё побуждало к раздумьям .
Вы прочитали юмористические рассказы А П Чехова .
Во время некоторых работ рассказы сказочника скрашивали тяжёлый труд .
Стивенсон писал романы , рассказы , очерки , путевые заметки .
Вы конечно же читали многое из « Азбуки » Л Н Толстого : сказки и были , басни и рассказы .
Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности : эпитеты , сравнения , восклицательные и вопросительные предложения , риторические фигуры .
Свой первый роман « Робинзон Крузо » он написал , когда ему было почти шестьдесят лет .
Как вы думаете , почему роман Даниеля Дефо стал одним из самых читаемых произведений мировой литературы .
У писателя ситуация иная — сказочную повесть ( например , « Золотой ключик , или Приключения Буратино » А Н Толстого ) или сказку - роман ( « Три толстяка » Ю К Олеши ) можно читать много дней .
Прочитали ли вы роман « Робинзон Крузо » целиком ?
Повесть больше рассказа ( малая форма ) , но меньше романа ( боль - шея форма ) .
Роман имел огромный успех , и тогда Дефо принялся за его продолжение , рассказа во второй и третьей частях романа обо всём , что случилось с Робинзоном уже после того , как он покинул необитаемый остров , на котором провёл двадцать восемь лет своей жизни .
Когда в Таганроге открылась городская библиотека , Чехову было уже семнадцать лет ; он сразу стал активным читателем , брал книги о путешествиях , увлекался романами И А Гончарова , И С Тургенева , М де Сервантеса , Г Э Бичер - Стоу ; читал работы литературных критиков , произведения философов .
К истории горячо любимой родины , Шотландии , писатель обращается не только в романах , но и в стихотворных произведениях , в исторических балладах .
В своих романах Дефо рассказывает о людях , которым приходится преодолевать много трудностей .
Достоинство романов Дефо — в их верности жизни .
Жан Лафонтен , напротив , наделяет рассказ зрительными образами , у него появляется лис - гасконец ( гасконцы , как помним по роману А Дюма « Три мушкетёра » , считались очень хитрыми ) .
Мировую известность Марку Твену принесли романы « Приключения Тома Сойера » , « Принц и нищий » , « Приключения Гекльберри Финна » , « Янки при дворе короля Артура » .
На склоне лет Дефо начал писать романы .
Наибольшим успехом у читателей пользовались его приключенческие романы о морских странствиях , о коварных пиратах , о благородных рыцарях , о бесстрашных героях , борцах за справедливость .
Наиболее любимы юными читателями нашей страны романы Стивенсона « Остров сокровищ » и « Черная стрела » .
Стивенсон писал романы , рассказы , очерки , путевые заметки .
Лель — сказочно - мифологический образ юноши - пастуха , музыканта и певца , — стал в произведениях русских поэтов , художников , композиторов символом самой поэзии .
Назовите жанры литературных произведений , которые были включены в ваш учебник , приведите примеры ( сказ , басня , стихотворение , рассказ и т д ) .
Чем отличается сказ от сказки , рассказ от повести ? .
Чем интересен был для вас сказ П Бажова « Медной горы Хозяйка » ? .
Похож ли сказ на сказку ? .
Рассказчик сказа искренне верил в реальную достоверность того , о чём рассказывал .
В устном сопровождении видеоряда используйте цитаты из сказа .
Что в сказе волшебного и что реального ?
Прочитайте отрывки из сказов .
Какие фольклорные произведения стали источниками сюжетов сказов П Бажова и образов в них ?
Главная книга Павла Петровича Ба - жива — сборник уральских сказов « Малахитовая шкатулка » .
Вы без особого труда сможете представить себе время , в которое жили герои уральских сказов П П Бажова , сказок - рассказов К Г Паустовского .
В чём , по мнению уральских мастеровых , разница между сказом и сказкой ? .
Нарисуйте свои иллюстрации к сказу .
Читатели узнают его сказы не только познакомим героям — мастеру Даниле , Хозяйке Медной горы , охотнику Кукование и сиротке Даренке , но и по особой манере высказывания .
Обьясните слова и словосочетания , включите их в свои пере - сказы : серые заборы , пустыри , дикое деревца , поле , убежище , ютиться , кров , потомки , дурная слаба , суровое лицо , раздоры , угрюмый человек , притерпелся к упрёкам , серый камень , призраки старого замка , дурное общество др .
В 1936 году в журналах опубликованы сказы П П Бажова — « Дорогое имечко » , « Медной горы Хозяйка » , « Про великого Полоза » .
Кроме того , рифма — полное созвучие одного или нескольких слогов .
Напишите сочинение на тему « Эпизод в рассказе „ Муму “ , который произвёл на меня самое сильное впечатление » . . .
Озаглавьте своё сочинение .
Напишите небольшое сочинение о том , что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями , храбрыми и мудрыми героями , коварными колдунами , чудесными помощниками .
Напишите небольшое сочинение на тему « Над чем меня заставил задуматься рассказ Л Н Толстой „ Кавказский пленник ” ? » .
Напишите сочинение на тему « Путешествие на поле славы » .
Напишите небольшое сочинение по картине , стараясь наиболее точно передать то Поэтическое состояние природы , которое сумел запечатлеть живописец .
Напишите небольшое сочинение , желательно в форме рассказа , о своей бабушке , няне или о другом человеке .
Попробуйте описать ее в вашем сочинении .
Эти первые впечатления нашли отражение в детском сочинении Толстого « Кремль » , где Москва названа « величайшим и многолюднейшим городом Европы » .
В своём журнале « Ясная Поляна » вместе с произведениями взрослых авторов он печатал небольшие сочинения детей .
Преподавал он , как я теперь понимаю , свои предметы хорошо , заставлял нас « шевелить мозгами » и не слизывать из учебников изложения , а писать сочинения на вольные темы .
Сэм не был прилежным учеником , но сочинения , которые он писал , очень часто отмечались как лучшие .
« Очерки Бородинского сражения » и другие сочинения , посвященные войне с Наполеоном ; Денис Васильевич Давыдов ( 1784—1839 ) , поэт , командир партизанского отряда , действовавшего в тылах французской армии и написавший об этом в своих « Военных записках » ; генерал Алексей Петрович Ермолов ( 1772 - 1861 ) , автор воспоминаний , получивших название « Записки А П Ермолова » , и др .
Сколько стихов в каждой из прочитанных вами строф ? .
Обратите внимание на знаки препинания в конце строф .
Прочитайте по одной строфе из стихотворения М Ю Лермонтова « Бородино » , вступления к поэме А С Пушкина « Руслан и Людмила » , стихотворения Н А Некрасова « Тройка » .
Назовите строфы стихотворения , которые обязательно войдут в ваш фильм в виде титров .
Общее то , что и лирическим стихотворениям в прозе присущи членение на небольшие абзацы ( в обычных стихах — строфы ) , обращение к чувствам , переживаниям лирического героя .
Как вы думаете , почему последние две строфы начинаются с отрицательной частицы « не » ? .
Какой смысл вкладывается автором в две последние строфы ? .
Постарайтесь сопоставить не только тематику стихотворений , но и систему образов и изобразительных средств , тональность каждого текста , отношение автора к изображаемому времени года , пейзаж и т д. Чтобы наша работа была выполнена наиболее точно , советуем составить подробный план сопоставительной характеристики .
— осмыслить ритм ( « Ритм сам по себе несёт некую Повышенную эмоциональность » ) , логические ударения , паузы ; .
Такое уподобление не всегда уместно : поэт говорит от первого лица , но это совершенно не значит , что стихотворение автобиографично .
Назовите жанры литературных произведений , которые были включены в ваш учебник , приведите примеры ( сказ , басня , стихотворение , рассказ и т д ) .
Рассмотрите учебник литературы , по которому вам предстоит учиться в этом году .
Какие , на ваш взгляд , произведения , включенные в ваш учебник , навсегда останутся любимыми для многих поколений читателей ?
На цветной вклейке учебника найдите портрет Эзопа .
Познакомьтесь со структурой учебника : основными рубриками и иллюстрациями .
В конце учебника вы найдёте электронное приложение , которое содержит записи выразительного чтения некоторых произведений , тексты для самостоятельного изучения , упражнения для самоконтроля , словарь литературных терминов , а также разнообразные рубрики с дополнительной информацией .
На цветной вклейке учебника найдите репродукции картин , которые тематически связаны со стихотворением М Ю Лермонтова « Бородино » .
Рассмотрите репродукции картин художников Г Мясоедова и А Пластовая в тексте и на форзаце учебника .
Выпишите из статьи учебника слова и словосочетания , которые помогут вам при ответе на вопрос .
На переплете вашего учебника помещена репродукция картины известного русского художника М В Нестерова « Лель » .
Нa первой странице цветной вклейки учебника вы можете увидеть обложку к сказке « Царевна - Лягушка » , выполненную Билибиным .
Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина ? .
На цветной вклейке учебника помещён портрет Крылова .
Подготовьте устное сообщение о писателе , используя содержание статьи учебника и произведений В П Астафьева , прочитанных вами ранее .
Подберите текст из рассказа « Васюткина озеро » к илюстрации , помещённой в учебнике .
Басни Эзопа и Жана де Лафонтена в учебнике ланы н переводе М Л Гаспарова .
Прочитайте отрывок , помещённый в учебнике , или другие сцены из этой сказки ; выберите группы « актёров » , жюри и организуйте конкурсное чтение ; дайте соревнующимся группам названия театров : МХАТ , Театр им Моссовета , « Современник » и др .
Преподавал он , как я теперь понимаю , свои предметы хорошо , заставлял нас « шевелить мозгами » и не слизывать из учебников изложения , а писать сочинения на вольные темы .
При знакомстве с учебником вы не раз обращались к цветной вклейке , рассматривали репродукции картин русских и зарубежных художников .
Послушайте два варианта художественного чтения этого стихотворения в электронном приложении к учебнику .
Найдите и прочитайте рассказ И С Тургенева « Муму » ( текст вы найдёте в электронном приложении к учебнику ) .
Все ли элементы фабулы есть в рассказе Л Н Толстого « Кавказский пленник » ? .
Эльфы и тролли народной сказки , крошечная девочка Дюймовочка , вышедшая на белый свет из тюльпана , печальная маленькая русалка , подплывает под самые окна человеческого жилья , прозрачный дворец из тончайшего китайского фарфора и детские салазки , летящие в холодном вихре вслед за большими белыми санями Снежной королевы и во всей этой безмерной , богатой , щедрой фантастике — какое чувство меры и правды ! .
Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности : эпитеты , сравнения , восклицательные и вопросительные предложения , риторические фигуры .
В художественной литературе описание природы выполняет самые разнообразные задачи .
Как мысли Чехова о языке художественной литературы отразились в рассказах « Пересолил » и « Злоумышленник » ?
В наши дни в Константиново , в музей - заповедник , едут многочисленные поклонники Поэзии Сергея Есенина , чтобы посетить « низкий дом с голубыми ставнями » , в котором жили Есенины , побывать в школе , в которой учился будущий поэт , Познакомиться с экспозицией литературного музея , испытать чувство радости , стоя на высоком берегу Оки , откуда открывается широкая панорама лугов , полей , лесов так любимой поэтом Родины . .
Сказ — жанр эпоса , опирающийся на народные предания и легенды ; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно — фантастическим миром фольклора .
В них в большей мере , чем в эпосе , выражается личное переживание или впечатление , изображается характер в отдельном его проявлении .
Гимназистом он выпускает журнал с карикатурами « Заика » , начинает посылать юморески в журналы , пишет комедии .

Введите данные для входа

Введите актуальный логин и пароль для входа или зарегистрируйтесь кликнув по ссылке регистрация

Регистрация Забыли пароль?
Логотип Rulex
При поддержке Института филологии и межкультурных коммуникаций

Наши разработки

Анализатор RuLex Списки терминов Тренажёр функциональной грамотности Тест на вербальный интеллект Психодиагностические методики

О нас

Команда проекта Лаборатория «Текстовая аналитика» Исследования Сайт ИФМК Сайт КФУ Лаборатория «Текстовая аналитика» rulingva@kpfu.ru
*В настоящий момент инструменты платформы реализованы для уровня начальной школы. Последующие уровни находятся в стадии разработки.