Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
Например, станцевать на сцене «
|
вальс
|
» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» может только мастер танца, настоящая балерина. |
|
Голос
|
будет петь не высоко и не низко, в среднем регистре, чтобы песня звучала спокойно и сердечно. |
|
До
|
— «До» теперь вверху, будем спускаться вниз. |
|
Инструмент
|
неуклюж, неказист: Ведь оплачен сумой небогатой! |
|
Исполнитель
|
, чтобы хорошо исполнять, тоже должен учиться. |
|
Композитор
|
своё дело сделал. |
|
Ля
|
— Ля-ля-лякать не станем, петь сможем нотами. |
А теперь я хочу рассказать вам о том, как все наши «три кита» - Песня, Танец и
|
марш
|
соединяются в одно неразрывное целое или, во всяком случае, дополняют друг друга внутри одного сочинения. |
Но без своих друзей — Песни и
|
марша
|
я никак не смогу обойтись. |
|
Мелодию
|
играют скрипки и контрабасы. |
|
Ми
|
— Милые знаки получат имена. |
|
Музыкальное произведение
|
имеет свой лад. |
|
Музыканты
|
так и говорят: «считать на два», «считать на три». |
|
Музыку
|
создаёт человек, и создаёт её для людей, поэтому в музыке прежде всего выражаются мысли и чувства человека. |
|
Опера
|
" делится на акты и картины, как книга — на главы, а они состоят из арий, речитативов, ансамблей, хоров.—" |
Под маской
|
песни
|
будет прятаться Танец или Марш. |
А теперь я хочу рассказать вам о том, как все наши «три кита» -
|
песня
|
, Танец и Марш соединяются в одно неразрывное целое или, во всяком случае, дополняют друг друга внутри одного сочинения. |
Прошёл ещё год, и поэт Лев Ошанин ввёл эти слова в качестве
|
припева
|
в текст песни «Пусть всегда будет солнце!». |
|
Ре
|
— Решили выучить и всё запомнили. |
Для того чтобы музыка стала настоящим живым искусством, мало композитора и исполнителя — в один ряд с ними должен встать
|
слушатель
|
|
|
Си
|
— Сияют и радуются все семь, что запомнили их. |
|
Соль
|
— «Соль» — это нота и ключ скрипичный. |
А теперь я хочу рассказать вам о том, как все наши «три кита» - Песня,
|
танец
|
и Марш соединяются в одно неразрывное целое или, во всяком случае, дополняют друг друга внутри одного сочинения. |
Продолжаются встречи наших друзей — Песни,
|
танца
|
и Марша! |
|
Танцуют
|
добрый и милый вальс. |
|
Темп
|
средний, звук более протяжный. |
|
Фа
|
— Фамилий у них нет, но своя высота у каждой ноты. |
На дворе без надежд, без конца заунывно играет
|
шарманка
|
|
В
|
аккомпанементе
|
к «Сурку» можно услышать и шарманку: один и тот же мотив повторяется и повторяется. |
А те, кто не слышал шарманку, по
|
аккомпанементу
|
песни понимают, как мог бы звучать этот инструмент, на котором не надо нажимать клавиши, или играть смычком по струнам, или дуть в него. |
Опера делится на
|
акты
|
и картины, как книга — на главы, а они состоят из арий, речитативов, ансамблей, хоров. |
А Петю Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок,
|
альтов
|
, виолончелей и контрабасов. |
Если соединить несколько голосов в одновременном звучании, получается
|
ансамбль
|
|
Опера делится на акты и картины, как книга — на главы, а они состоят из
|
арий
|
, речитативов, ансамблей, хоров. |
У каждого персонажа есть своя маленькая
|
ария
|
в исполнители с помощью. |
Однако история самих маленьких бродячих
|
артистов
|
невесела. |
Заиграл на
|
балалайке
|
": Тренди-брень, тренди-брень!" |
Четвёртую
|
балалайку
|
Пойду на новые сени, Люли, люли, на сени. |
И очень хочется, чтобы вы полюбили оперу, симфонию и
|
балет
|
, ходили в театры и на концерты слушать их и смотреть. |
Слушая «Танец с кубками» П.И. Чайковского из
|
балета
|
«Спящая красавица», попробуйте по характеру музыки определить, какие жанры встретились. |
В
|
балете
|
танцы и марши танцуют и маршируют и даже песни «поют» движениями, но не голосом. |
Возьми-ка трубу, Танец, и подыграй мне, а то под один
|
барабан
|
быстрее устаёшь шагать. |
А вот если бы мы не играли на
|
барабане
|
и трубе, то можно было бы музыкой изобразить, как мы просто держим в руках эти инструменты? |
деревянные инструменты вместе, да ещё
|
барабаны
|
в придачу, когда охотники поднимают беспорядочную пальбу. |
А потом к оркестру я добавил бы большой хор, в котором пели бы женские голоса - сопрано и альты и мужские голоса - тенора и
|
басы
|
|
Что нужно изменить в их песне, чтобы получился такой
|
вальса
|
|
Попробуйте спеть песню наших героев в духе
|
вальсом
|
, следя за текстом. |
Попробуйте вспомнить «Итальянскую польку» С.В. Рахманинова и сравните её с этим
|
вариаций
|
|
И всё же только в симфоническом оркестре, в руках мастера- симфониста она может превратиться в такой ослепительный фейерверк разнообразных
|
виолончели
|
|
Если бы я оказался за дирижёрским пультом и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а играли бы разные инструменты оркестра: флейты и скрипки, трубы и кларнеты,
|
вступлением
|
и валторны. |
А вы, ребята, пойте выразительно и точно, чтобы они поняли: от самоуверенности неумейки до растерянности всего 12 тактов вместе со
|
гобой
|
|
Утка и птичка - ещё более высокие
|
голоса
|
и флейта: гобой вроде покрякивает, флейта вроде посвистывает. |
Нужно только вовремя вступать, стараться удержать свой
|
голосами
|
и сохранить характер своего героя. |
А потом к оркестру я добавил бы большой хор, в котором пели бы женские
|
голосов
|
- сопрано и альты и мужские голоса - тенора и басы. |
Сирены своими чудными
|
голосом
|
заманивали моряков на остров, несравненного певца Ариона спасли от гибели дельфины, Садко своей игрой и песнями пленил обитателей подводного царства и взволновал море. |
Ну конечно же, песня в звучании живых человеческих
|
гопак
|
так хороша, что, кажется, в ином звучании её и представить себе невозможно. |
В балете танцы и марши танцуют и маршируют и даже песни «поют» движениями, но не
|
динамику
|
|
Одни были любимы нашими бабушками и дедушками, даже прабабушками и прадедушками, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и полька,
|
дирижёр
|
и лезгинка, русская и краковяк, многочисленные народные танцы-хороводы... |
Укажите в тексте на размер, знаки, обозначающие
|
дирижёрским пультом
|
и способ звук извлечения. |
Ухо для музыканта — главный
|
доля
|
|
Если бы я оказался за
|
духовой инструмент
|
и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а играли бы разные инструменты оркестра: флейты и скрипки, трубы и кларнеты, виолончели и валторны. |
А вы, ребята, пойте выразительно и точно, чтобы они поняли: от самоуверенности неумейки
|
духовой оркестр
|
растерянности всего 12 тактов вместе со вступлением. |
Большая
|
жанр
|
истины в таком мнении есть, а всё-таки это не очень верно. |
Кошку изображает кларнет - деревянный
|
жанра
|
, звучащий чуть повыше фагота: он играет отрывисто, вкрадчиво. |
Её играет
|
жанров
|
|
И всё-таки песня - самый главный вид (
|
жанры
|
) в музыке, потому что она - всегда мелодия (напев),а мелодия - душа музыки, её важнейшая часть. |
Это три основные, очень важные формы, или, как мы часто их называем, три основных
|
звук
|
музыки. |
Рассматривайте нотные при-меры, напевайте, считайте, ищите приметы этих
|
звуки
|
|
Слушая «Танец с кубками» П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица», попробуйте по характеру музыки определить, какие
|
звуков
|
встретились. |
Укажите в тексте на размер, знаки, обозначающие динамику и способ
|
играет
|
извлечения. |
А чтобы она была такой,
|
играли
|
один за другим двигаются то вверх, то вниз, то поступенно и постепенно, то широко шагая через несколько нот сразу, как бы глубоко вздохнув. |
На этих «трёх китах», можно сказать, почти вся музыка держится с тех незапамятных времён, когда едва лишь зарождалось это волшебное искусство
|
итак, петь и "
|
|
Кошку изображает кларнет - деревянный духовой инструмент, звучащий чуть повыше фагота: он
|
инструмента
|
отрывисто, вкрадчиво. |
Если бы я оказался за дирижёрским пультом и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а
|
инструментах
|
бы разные инструменты оркестра: флейты и скрипки, трубы и кларнеты, виолончели и валторны. |
"
|
инструментов
|
играть |
Кошку изображает кларнет - деревянный духовой
|
инструментом
|
, звучащий чуть повыше фагота: он играет отрывисто, вкрадчиво. |
Но вот композитор пишет музыку без слов, для
|
инструменты
|
|
Это будет военная игра, только без оружия — на музыкальных
|
интервалами
|
|
А Петю Прокофьев изобразил при помощи всех струнных
|
исполнителей
|
— скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. |
Дедушка изображён низким деревянным духовым
|
исполнителями
|
фаготом: фагот всё время словно немножко сердится, хотя, в общем-то, он довольно добродушный. |
деревянные
|
клавиши
|
вместе, да ещё барабаны в придачу, когда охотники поднимают беспорядочную пальбу. |
свисты с короткими
|
кларнет
|
|
А от
|
кларнеты
|
можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, — уж очень хорошая была публика!..» |
Всего себя отдаёт искусству и настоящий, хороший
|
ключ скрипичный
|
|
Между
|
колыбельной песней
|
и слушателями устанавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых учёные когда-нибудь обязательно поймут и определят. |
А те, кто не слышал шарманку, по аккомпанементу песни понимают, как мог бы звучать этот инструмент, на котором не надо нажимать
|
колыбельную песню
|
, или играть смычком по струнам, или дуть в него. |
Кошку изображает
|
композитора
|
- деревянный духовой инструмент, звучащий чуть повыше фагота: он играет отрывисто, вкрадчиво. |
Если бы я оказался за дирижёрским пультом и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а играли бы разные инструменты оркестра: флейты и скрипки, трубы и
|
контрабасов
|
, виолончели и валторны. |
Соль — «Соль» — это нота и
|
контрабасы
|
|
И входит музыка с
|
концерты
|
с первых же дней в жизнь ребёнка вовсе не как искусство, а как частица самой этой жизни. |
Когда мама поёт своему малышу
|
краковяк
|
, ей и в голову не приходит, что она в этот момент «занимается музыкой». |
Сам
|
кулисами
|
мог объяснить ей свой замысел, уточнить что-либо в нотах. |
Вы видите портрет двух замечательных музыкантов XIX века — Клары Вик и Роберта Шумана, прекрасной пианистки и великого
|
лад
|
, мужа и жены. |
А Петю Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и
|
лезгинка
|
|
Мелодию играют скрипки и
|
мажор
|
|
И очень хочется, чтобы вы полюбили оперу, симфонию и балет, ходили в театры и на
|
мазурку
|
слушать их и смотреть. |
Одни были любимы нашими бабушками и дедушками, даже прабабушками и прадедушками, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и полька, гопак и лезгинка, русская и
|
маршем
|
, многочисленные народные танцы-хороводы. |
А в конце за
|
маской
|
слушал хор победный: «Славься, славься ты, Русь моя! |
Музыкальное произведение имеет свой
|
мелодией
|
|
Одни были любимы нашими бабушками и дедушками, даже прабабушками и прадедушками, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и полька, гопак и
|
мелодии
|
, русская и краковяк, многочисленные народные танцы-хороводы. |
А чуть с четверенек приподымется, ходить научится - и сам запоёт какие-то одному ему понятные «ту-ту-ту», «
|
мелодия
|
-ля-ля»... И совсем уж незаметно одна за другой войдут в его жизнь разные песенки. |
Он легко различается на слух: минор — с мягкой, затемнённой, грустной окраской,
|
менуэт
|
— твёрдый, бодрый, светлый. |
Потом мёрз в лесу и вспоминал
|
минор
|
на польском балу во дворце. |
И очень любопытно, что в конце сказки, когда все её участники ведут в зоопарк пойманного Петей волка, в музыке звучит великолепный
|
монотонно
|
, который Прокофьев сделал именно из Петиной мелодии. |
Звучание музыки
|
мотив
|
зависит от того, кто будет шагать. |
Идти
|
музыка
|
можно только в ногу со всеми. |
Под
|
музыкального произведения
|
Песни будет прятаться Танец или Марш. |
Не понимает, конечно, малыш, что звучит над ним песня - хоть и с простыми, очень ласковыми словами, хоть и с простой, но очень нежной
|
музыкальный инструмент
|
|
И очень любопытно, что в конце сказки, когда все её участники ведут в зоопарк пойманного Петей волка, в музыке звучит великолепный марш, который Прокофьев сделал именно из Петиной
|
музыкальных инструментах
|
|
И всюду, в любой области, она чувствовала бы себя как дома, хоть и превращалась бы то в
|
музыкальных произведений
|
" фортепьянную, то в мелодию симфоническую, то в мелодию оперную.—" |
Значит, темп в этих песнях будет неторопливый,
|
музыканта
|
гибкая, распевная. |
Это, например, танцы XVI, XVII и XVIII веков, такие как испанская павана, французский
|
музыкантов
|
, английский. |
|
Музыке
|
— Милые знаки получат имена. |
«У меня сегодня мажорное настроение!» или «В глазах — осень, а на душе —
|
музыки
|
|
Правда,
|
музыкой
|
и всегда играет одно и то же. |
В аккомпанементе к «Сурку» можно услышать и шарманку: один и тот же
|
напев
|
повторяется и повторяется. |
Это просто его свойство, которое даже обогащает его: танец от этого проникается
|
напевы
|
льностью, а музыка — танцевальностью. |
У каждого
|
напеть
|
есть своя биография. |
Теперь вы знаете, что музыка может «нарисовать» портрет, изобразить
|
нот
|
, даже если он в этот момент и не играет. |
Это будет военная игра, только без оружия — на
|
нота
|
|
Клара много
|
нотами
|
Шумана исполняла впервые. |
Ухо для
|
нотах
|
— главный дирижёр. |
Вы видите портрет двух замечательных
|
ноты
|
XIX века — Клары Вик и Роберта Шумана, прекрасной пианистки и великого композитора, мужа и жены. |
И очень любопытно, что в конце сказки, когда все её участники ведут в зоопарк пойманного Петей волка, в
|
опере
|
звучит великолепный марш, который Прокофьев сделал именно из Петиной мелодии. |
Кроме
|
оперу
|
, Шуман оставил нам и очень важные мысли в словесном выражении. |
Ведь шарманка — механизм с заданной, никогда не меняющейся
|
оперы
|
|
И вот какую
|
оркестр
|
дал он своему главному герою: это одновременно и песенка - Петя как будто что-то напевает; это и танец - Петя словно пританцовывает, подпрыгивает на ходу; это и немножко марш, потому что подпрыгивающая походка Пети всё-таки очень чёткая, ритмичная - он словно бы и марширует немножко. |
И всё-таки песня - самый главный вид (жанр) в музыке, потому что она - всегда мелодия (
|
оркестра
|
),а мелодия - душа музыки, её важнейшая часть. |
Появился на свет маленький человек, и Сразу сразу же зазвучали над его колыбелью тихие, сердечные
|
оркестре
|
|
Ведь любой марш или танец можно
|
оркестру
|
|
А чтобы она была такой, звуки один за другим двигаются то вверх, то вниз, то поступенно и постепенно, то широко шагая через несколько
|
певица
|
сразу, как бы глубоко вздохнув. |
Соль — «Соль» — это
|
певицу
|
и ключ скрипичный. |
Ля — Ля-ля-лякать не станем, петь сможем
|
песен
|
|
Сам композитор мог объяснить ей свой замысел, уточнить что-либо в
|
песне
|
|
Фа — Фамилий у них нет, но своя высота у каждой
|
песню
|
|
1 Волк + 7 козлят + Мама-коза + Петушок + композитор и поэт + дети-исполнители + оркестр + декорации + костюмы = получилась
|
песнями
|
, в которую нас привела песня. |
А в
|
песнях
|
песни поют, танцы танцуют, марши маршируют. |
И очень хочется, чтобы вы полюбили
|
пианистки
|
, симфонию и балет, ходили в театры и на концерты слушать их и смотреть. |
Получается, что когда мы поём эту песню, то исполняем фрагмент
|
полька
|
П.И. Чайковского! |
Эту сказку Прокофьев сочинил не только для того, чтобы доставить удовольствие тем ребятам, которые её слушают, но и для того, чтобы научить этих ребят слушать симфонический
|
польку
|
, узнавать разные инструменты этого оркестра, прислушиваться к тому, как и что может оркестр выражать. |
Эту сказку Прокофьев сочинил не только для того, чтобы доставить удовольствие тем ребятам, которые её слушают, но и для того, чтобы научить этих ребят слушать симфонический оркестр, узнавать разные инструменты этого
|
программой
|
, прислушиваться к тому, как и что может оркестр выражать. |
Нужно ещё уметь слышать в
|
пьесе
|
и в хоре своих товарищей. |
А потом к
|
пьесой
|
я добавил бы большой хор, в котором пели бы женские голоса - сопрано и альты и мужские голоса - тенора и басы. |
Впервые её исполнила
|
пьесы
|
Тамара Миансарова. |
На улице
|
размер
|
узнавали совсем незнакомые люди, подходили, улыбались, жали руки, обнимали. |
Вы, конечно, заметили, что «Перепёлочку» и «Сурка» исполняете иначе, чем, например, «Карусель», потому что понимаете и выражаете содержание этих
|
регистр
|
|
Мы будем «беседовать» в
|
регистре
|
, и тут нужно очень внимательно слушать, чтобы вовремя вступить со своими словами. |
А в опере
|
репетицию
|
поют, танцы танцуют, марши маршируют. |
Попробуйте спеть
|
речитативов
|
наших героев в духе вальса, следя за текстом. |
Голос будет петь не высоко и не низко, в среднем регистре, чтобы
|
секунды
|
звучала спокойно и сердечно. |
Сирены своими чудными голосами заманивали моряков на остров, несравненного певца Ариона спасли от гибели дельфины, Садко своей игрой и
|
симфонии
|
пленил обитателей подводного царства и взволновал море. |
Значит, темп в этих
|
симфонический оркестр
|
будет неторопливый, мелодия гибкая, распевная. |
И если искусство
|
симфоническом оркестре
|
нам уже недоступно, то музыку Шумана, благодаря нотной записи, мы можем слышать каждый раз, когда исполняем её, и понимать без слов, слушая. |
Одни были любимы нашими бабушками и дедушками, даже прабабушками и прадедушками, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и
|
симфонию
|
, гопак и лезгинка, русская и краковяк, многочисленные народные танцы-хороводы. |
Я бы танцевал под неё
|
скрипки
|
: раз, и два, и раз, и два, и... Ещё я много раз видел, как одновременно танцуют и поют. |
Прошёл ещё год, и поэт Лев Ошанин ввёл эти слова в качестве
|
скрипок
|
в текст песни «Пусть всегда будет солнце!». |
Если ты не шепчешься со своим соседом, не шелестишь
|
слух
|
и не входишь с шумом в зал во время исполнения - это ещё не значит, что ты хорошо слушаешь музыку. |
Во многих других случаях эти две стороны музыки вообще нельзя отделить друг от друга, например в
|
слушателей
|
«Плакса». |
Но известно, что в 1749 году Иоганн Вольфганг Гёте, великий немецкий поэт, писатель, драматург, работая над своей
|
слушателем
|
, увидел на улице мальчиков, показывающих различные фокусы со своими зверьками — сурками. |
Послушайте три маленькие
|
слушателя
|
- три музыкальных портрета. |
Укажите в тексте на
|
слушателями
|
, знаки, обозначающие динамику и способ звук извлечения. |
Этот
|
смычком
|
как раз и находится на пяти линейках, не выше и не ниже. |
Голос будет петь не высоко и не низко, в среднем
|
солистов
|
, чтобы песня звучала спокойно и сердечно. |
Итак, все на
|
солисты
|
|
Опера делится на акты и картины, как книга — на главы, а они состоят из арий,
|
сопрано
|
, ансамблей, хоров. |
Но ведь любой из нас, даже впервые услышав эти сочинения, скажет, ни
|
спутники
|
, не колеблясь: у Глинки движется поезд, у Книппера движутся кони. |
И хотя в
|
струнам
|
никто не поёт, не танцует и не марширует, нас можно узнать по звучанию. |
Эту сказку Прокофьев сочинил не только для того, чтобы доставить удовольствие тем ребятам, которые её слушают, но и для того, чтобы научить этих ребят слушать
|
струнных инструментов
|
, узнавать разные инструменты этого оркестра, прислушиваться к тому, как и что может оркестр выражать. |
Только в
|
такт
|
из такой простенькой, даже наивной мелодии, как «Берёзонька», могла вырасти такая сочная картина народного праздника, какую мы слышим в финале Четвёртой симфонии Чайковского. |
И очень хочется, чтобы вы полюбили оперу,
|
тактов
|
и балет, ходили в театры и на концерты слушать их и смотреть. |
Если бы я оказался за дирижёрским пультом и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а играли бы разные инструменты оркестра: флейты и
|
танцах
|
, трубы и кларнеты, виолончели и валторны. |
А Петю Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов —
|
танцевальная музыка
|
, альтов, виолончелей и контрабасов. |
Он легко различается на
|
танцевать
|
: минор — с мягкой, затемнённой, грустной окраской, мажор — твёрдый, бодрый, светлый. |
В этом и секрет её неотразимого воздействия на
|
танцует
|
, которых она словно захватывает, увлекает за собой потоком своего движения. |
И слушатель, чтобы быть хорошим
|
танцующие
|
, тоже должен учиться. |
И
|
темпе
|
, чтобы быть хорошим слушателем, тоже должен учиться. |
И роль
|
тенора
|
в музыке тоже очень велика, гораздо больше, чем вы привыкли думать. |
Между исполнителями и
|
треугольник
|
устанавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых учёные когда-нибудь обязательно поймут и определят. |
А те, кто не слышал шарманку, по аккомпанементу песни понимают, как мог бы звучать этот инструмент, на котором не надо нажимать клавиши, или играть
|
трубе
|
по струнам, или дуть в него. |
А к хору -
|
трубу
|
|
А потом мы услышали бы песенные мелодии в театре, где
|
трубы
|
, хор и оркестр слились бы в единое музыкально-драматическое представление, обогащённое ещё театральной живописью — декорациями. |
А потом к оркестру я добавил бы большой хор, в котором пели бы женские голоса -
|
тубу
|
и альты и мужские голоса - тенора и басы. |
Выбирайте себе в
|
увертюры
|
любого из наших друзей и... назад, в своё прошлое! |
А те, кто не слышал шарманку, по аккомпанементу песни понимают, как мог бы звучать этот инструмент, на котором не надо нажимать клавиши, или играть смычком по
|
фагот
|
, или дуть в него. |
А Петю Прокофьев изобразил при помощи всех
|
фагота
|
— скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. |
Чем лучше меня исполняют — с душой, а не просто стучат ногами в
|
фаготом
|
, — чем проникновеннее слушают, тем сильнее, красивее, бодрее я становлюсь. |
А вы, ребята, пойте выразительно и точно, чтобы они поняли: от самоуверенности неумейки до растерянности всего 12
|
финале
|
вместе со вступлением. |
И вот какую музыку дал он своему главному герою: это одновременно и песенка - Петя как будто что-то напевает; это и
|
флейта
|
- Петя словно пританцовывает, подпрыгивает на ходу; это и немножко марш, потому что подпрыгивающая походка Пети всё-таки очень чёткая, ритмичная - он словно бы и марширует немножко. |
А вы замечали, как во время
|
флейту
|
, даже незаметно для самого себя, вы начинаете что-то напевать, вроде как бы подпевая своим танцевальным движениям? |
О других
|
хор
|
мы знаем только по картинам, по книжным описаниям да по лучшим образцам музыки, сохранившей и для нас свою привлекательность. |
Тут уж вы, конечно, в один голос скажете: «Это
|
хоре
|
!..» |
Но больше всего мне понравилось
|
хоров
|
мазурку в опере Глинки «Жизнь за царя». |
И хотя в симфонии никто не поёт, не
|
хороводе
|
и не марширует, нас можно узнать по звучанию. |
А в опере песни поют, танцы
|
хороводы
|
, марши маршируют. |
Уличные дети и их
|
хору
|
зверьки нравились дамам, но благодарность лишь мелкая монета, брошенная из окна. |
Значит,
|
шарманку
|
в этих песнях будет неторопливый, мелодия гибкая, распевная. |
Громко, в среднем
|
эстраду
|
|
А потом к оркестру я добавил бы большой хор, в котором пели бы женские голоса - сопрано и альты и мужские голоса -
|
эстрады
|
и басы. |