Левый контекст |
Термин |
Правый контекст |
Например, станцевать на сцене « |
Вальс
|
» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» может только мастер танца, настоящая балерина. |
|
Голос
|
будет петь не высоко и не низко, в среднем регистре, чтобы песня звучала спокойно и сердечно. |
|
До
|
— «До» теперь вверху, будем спускаться вниз. |
|
Инструмент
|
неуклюж, неказист: Ведь оплачен сумой небогатой! |
|
Исполнитель
|
, чтобы хорошо исполнять, тоже должен учиться. |
|
Композитор
|
своё дело сделал. |
|
Ля
|
— Ля-ля-лякать не станем, петь сможем нотами. |
А теперь я хочу рассказать вам о том, как все наши «три кита» - Песня, Танец и |
Марш
|
соединяются в одно неразрывное целое или, во всяком случае, дополняют друг друга внутри одного сочинения. |
Но без своих друзей — Песни и |
Марша
|
я никак не смогу обойтись. |
|
Мелодию
|
играют скрипки и контрабасы. |
|
Ми
|
— Милые знаки получат имена. |
|
Музыкальное произведение
|
имеет свой лад. |
|
Музыканты
|
так и говорят: «считать на два», «считать на три». |
|
Музыку
|
создаёт человек, и создаёт её для людей, поэтому в музыке прежде всего выражаются мысли и чувства человека. |
|
Опера
|
" делится на акты и картины, как книга — на главы, а они состоят из арий, речитативов, ансамблей, хоров.—" |
Под маской |
Песни
|
будет прятаться Танец или Марш. |
А теперь я хочу рассказать вам о том, как все наши «три кита» - |
Песня
|
, Танец и Марш соединяются в одно неразрывное целое или, во всяком случае, дополняют друг друга внутри одного сочинения. |
Прошёл ещё год, и поэт Лев Ошанин ввёл эти слова в качестве |
Припева
|
в текст песни «Пусть всегда будет солнце!». |
|
Ре
|
— Решили выучить и всё запомнили. |
Для того чтобы музыка стала настоящим живым искусством, мало композитора и исполнителя — в один ряд с ними должен встать |
СЛУШАТЕЛЬ
|
|
|
Си
|
— Сияют и радуются все семь, что запомнили их. |
|
Соль
|
— «Соль» — это нота и ключ скрипичный. |
А теперь я хочу рассказать вам о том, как все наши «три кита» - Песня, |
Танец
|
и Марш соединяются в одно неразрывное целое или, во всяком случае, дополняют друг друга внутри одного сочинения. |
Продолжаются встречи наших друзей — Песни, |
Танца
|
и Марша! |
|
Танцуют
|
добрый и милый вальс. |
|
Темп
|
средний, звук более протяжный. |
|
Фа
|
— Фамилий у них нет, но своя высота у каждой ноты. |
На дворе без надежд, без конца заунывно играет |
шарманка
|
|
В |
аккомпанементе
|
к «Сурку» можно услышать и шарманку: один и тот же мотив повторяется и повторяется. |
А те, кто не слышал шарманку, по |
аккомпанементу
|
песни понимают, как мог бы звучать этот инструмент, на котором не надо нажимать клавиши, или играть смычком по струнам, или дуть в него. |
Опера делится на |
акты
|
и картины, как книга — на главы, а они состоят из арий, речитативов, ансамблей, хоров. |
А Петю Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, |
альтов
|
, виолончелей и контрабасов. |
Если соединить несколько голосов в одновременном звучании, получается |
ансамбль
|
|
Опера делится на акты и картины, как книга — на главы, а они состоят из |
арий
|
, речитативов, ансамблей, хоров. |
У каждого персонажа есть своя маленькая |
ария
|
в исполнители с помощью. |
Однако история самих маленьких бродячих |
артистов
|
невесела. |
Заиграл на |
балалайке
|
": Тренди-брень, тренди-брень!" |
Четвёртую |
балалайку
|
Пойду на новые сени, Люли, люли, на сени. |
И очень хочется, чтобы вы полюбили оперу, симфонию и |
балет
|
, ходили в театры и на концерты слушать их и смотреть. |
Слушая «Танец с кубками» П.И. Чайковского из |
балета
|
«Спящая красавица», попробуйте по характеру музыки определить, какие жанры встретились. |
В |
балете
|
танцы и марши танцуют и маршируют и даже песни «поют» движениями, но не голосом. |
Возьми-ка трубу, Танец, и подыграй мне, а то под один |
барабан
|
быстрее устаёшь шагать. |
А вот если бы мы не играли на |
барабане
|
и трубе, то можно было бы музыкой изобразить, как мы просто держим в руках эти инструменты? |
деревянные инструменты вместе, да ещё |
барабаны
|
в придачу, когда охотники поднимают беспорядочную пальбу. |
А потом к оркестру я добавил бы большой хор, в котором пели бы женские голоса - сопрано и альты и мужские голоса - тенора и |
басы
|
|
Что нужно изменить в их песне, чтобы получился такой |
вальс
|
|
Попробуйте спеть песню наших героев в духе |
вальса
|
, следя за текстом. |
Попробуйте вспомнить «Итальянскую польку» С.В. Рахманинова и сравните её с этим |
вальсом
|
|
И всё же только в симфоническом оркестре, в руках мастера- симфониста она может превратиться в такой ослепительный фейерверк разнообразных |
вариаций
|
|
Если бы я оказался за дирижёрским пультом и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а играли бы разные инструменты оркестра: флейты и скрипки, трубы и кларнеты, |
виолончели
|
и валторны. |
А вы, ребята, пойте выразительно и точно, чтобы они поняли: от самоуверенности неумейки до растерянности всего 12 тактов вместе со |
вступлением
|
|
Утка и птичка - ещё более высокие |
гобой
|
и флейта: гобой вроде покрякивает, флейта вроде посвистывает. |
Нужно только вовремя вступать, стараться удержать свой |
голос
|
и сохранить характер своего героя. |
А потом к оркестру я добавил бы большой хор, в котором пели бы женские |
голоса
|
- сопрано и альты и мужские голоса - тенора и басы. |
Сирены своими чудными |
голосами
|
заманивали моряков на остров, несравненного певца Ариона спасли от гибели дельфины, Садко своей игрой и песнями пленил обитателей подводного царства и взволновал море. |
Ну конечно же, песня в звучании живых человеческих |
голосов
|
так хороша, что, кажется, в ином звучании её и представить себе невозможно. |
В балете танцы и марши танцуют и маршируют и даже песни «поют» движениями, но не |
голосом
|
|
Одни были любимы нашими бабушками и дедушками, даже прабабушками и прадедушками, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и полька, |
гопак
|
и лезгинка, русская и краковяк, многочисленные народные танцы-хороводы... |
Укажите в тексте на размер, знаки, обозначающие |
динамику
|
и способ звук извлечения. |
Ухо для музыканта — главный |
дирижёр
|
|
Если бы я оказался за |
дирижёрским пультом
|
и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а играли бы разные инструменты оркестра: флейты и скрипки, трубы и кларнеты, виолончели и валторны. |
А вы, ребята, пойте выразительно и точно, чтобы они поняли: от самоуверенности неумейки |
до
|
растерянности всего 12 тактов вместе со вступлением. |
Большая |
доля
|
истины в таком мнении есть, а всё-таки это не очень верно. |
Кошку изображает кларнет - деревянный |
духовой инструмент
|
, звучащий чуть повыше фагота: он играет отрывисто, вкрадчиво. |
Её играет |
духовой оркестр
|
|
И всё-таки песня - самый главный вид ( |
жанр
|
) в музыке, потому что она - всегда мелодия (напев),а мелодия - душа музыки, её важнейшая часть. |
Это три основные, очень важные формы, или, как мы часто их называем, три основных |
жанра
|
музыки. |
Рассматривайте нотные при-меры, напевайте, считайте, ищите приметы этих |
жанров
|
|
Слушая «Танец с кубками» П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица», попробуйте по характеру музыки определить, какие |
жанры
|
встретились. |
Укажите в тексте на размер, знаки, обозначающие динамику и способ |
звук
|
извлечения. |
А чтобы она была такой, |
звуки
|
один за другим двигаются то вверх, то вниз, то поступенно и постепенно, то широко шагая через несколько нот сразу, как бы глубоко вздохнув. |
На этих «трёх китах», можно сказать, почти вся музыка держится с тех незапамятных времён, когда едва лишь зарождалось это волшебное искусство |
звуков
|
|
Кошку изображает кларнет - деревянный духовой инструмент, звучащий чуть повыше фагота: он |
играет
|
отрывисто, вкрадчиво. |
Если бы я оказался за дирижёрским пультом и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а |
играли
|
бы разные инструменты оркестра: флейты и скрипки, трубы и кларнеты, виолончели и валторны. |
" |
Итак, петь и "
|
играть |
Кошку изображает кларнет - деревянный духовой |
инструмент
|
, звучащий чуть повыше фагота: он играет отрывисто, вкрадчиво. |
Но вот композитор пишет музыку без слов, для |
инструмента
|
|
Это будет военная игра, только без оружия — на музыкальных |
инструментах
|
|
А Петю Прокофьев изобразил при помощи всех струнных |
инструментов
|
— скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. |
Дедушка изображён низким деревянным духовым |
инструментом
|
фаготом: фагот всё время словно немножко сердится, хотя, в общем-то, он довольно добродушный. |
деревянные |
инструменты
|
вместе, да ещё барабаны в придачу, когда охотники поднимают беспорядочную пальбу. |
свисты с короткими |
интервалами
|
|
А от |
исполнителей
|
можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, — уж очень хорошая была публика!..» |
Всего себя отдаёт искусству и настоящий, хороший |
исполнитель
|
|
Между |
исполнителями
|
и слушателями устанавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых учёные когда-нибудь обязательно поймут и определят. |
А те, кто не слышал шарманку, по аккомпанементу песни понимают, как мог бы звучать этот инструмент, на котором не надо нажимать |
клавиши
|
, или играть смычком по струнам, или дуть в него. |
Кошку изображает |
кларнет
|
- деревянный духовой инструмент, звучащий чуть повыше фагота: он играет отрывисто, вкрадчиво. |
Если бы я оказался за дирижёрским пультом и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а играли бы разные инструменты оркестра: флейты и скрипки, трубы и |
кларнеты
|
, виолончели и валторны. |
Соль — «Соль» — это нота и |
ключ скрипичный
|
|
И входит музыка с |
колыбельной песней
|
с первых же дней в жизнь ребёнка вовсе не как искусство, а как частица самой этой жизни. |
Когда мама поёт своему малышу |
колыбельную песню
|
, ей и в голову не приходит, что она в этот момент «занимается музыкой». |
Сам |
композитор
|
мог объяснить ей свой замысел, уточнить что-либо в нотах. |
Вы видите портрет двух замечательных музыкантов XIX века — Клары Вик и Роберта Шумана, прекрасной пианистки и великого |
композитора
|
, мужа и жены. |
А Петю Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и |
контрабасов
|
|
Мелодию играют скрипки и |
контрабасы
|
|
И очень хочется, чтобы вы полюбили оперу, симфонию и балет, ходили в театры и на |
концерты
|
слушать их и смотреть. |
Одни были любимы нашими бабушками и дедушками, даже прабабушками и прадедушками, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и полька, гопак и лезгинка, русская и |
краковяк
|
, многочисленные народные танцы-хороводы. |
А в конце за |
кулисами
|
слушал хор победный: «Славься, славься ты, Русь моя! |
Музыкальное произведение имеет свой |
лад
|
|
Одни были любимы нашими бабушками и дедушками, даже прабабушками и прадедушками, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и полька, гопак и |
лезгинка
|
, русская и краковяк, многочисленные народные танцы-хороводы. |
А чуть с четверенек приподымется, ходить научится - и сам запоёт какие-то одному ему понятные «ту-ту-ту», « |
ля
|
-ля-ля»... И совсем уж незаметно одна за другой войдут в его жизнь разные песенки. |
Он легко различается на слух: минор — с мягкой, затемнённой, грустной окраской, |
мажор
|
— твёрдый, бодрый, светлый. |
Потом мёрз в лесу и вспоминал |
мазурку
|
на польском балу во дворце. |
И очень любопытно, что в конце сказки, когда все её участники ведут в зоопарк пойманного Петей волка, в музыке звучит великолепный |
марш
|
, который Прокофьев сделал именно из Петиной мелодии. |
Звучание музыки |
марша
|
зависит от того, кто будет шагать. |
Идти |
маршем
|
можно только в ногу со всеми. |
Под |
маской
|
Песни будет прятаться Танец или Марш. |
Не понимает, конечно, малыш, что звучит над ним песня - хоть и с простыми, очень ласковыми словами, хоть и с простой, но очень нежной |
мелодией
|
|
И очень любопытно, что в конце сказки, когда все её участники ведут в зоопарк пойманного Петей волка, в музыке звучит великолепный марш, который Прокофьев сделал именно из Петиной |
мелодии
|
|
И всюду, в любой области, она чувствовала бы себя как дома, хоть и превращалась бы то в |
мелодию
|
" фортепьянную, то в мелодию симфоническую, то в мелодию оперную.—" |
Значит, темп в этих песнях будет неторопливый, |
мелодия
|
гибкая, распевная. |
Это, например, танцы XVI, XVII и XVIII веков, такие как испанская павана, французский |
менуэт
|
, английский. |
|
Ми
|
— Милые знаки получат имена. |
«У меня сегодня мажорное настроение!» или «В глазах — осень, а на душе — |
минор
|
|
Правда, |
монотонно
|
и всегда играет одно и то же. |
В аккомпанементе к «Сурку» можно услышать и шарманку: один и тот же |
мотив
|
повторяется и повторяется. |
Это просто его свойство, которое даже обогащает его: танец от этого проникается |
музыка
|
льностью, а музыка — танцевальностью. |
У каждого |
музыкального произведения
|
есть своя биография. |
Теперь вы знаете, что музыка может «нарисовать» портрет, изобразить |
музыкальный инструмент
|
, даже если он в этот момент и не играет. |
Это будет военная игра, только без оружия — на |
музыкальных инструментах
|
|
Клара много |
музыкальных произведений
|
Шумана исполняла впервые. |
Ухо для |
музыканта
|
— главный дирижёр. |
Вы видите портрет двух замечательных |
музыкантов
|
XIX века — Клары Вик и Роберта Шумана, прекрасной пианистки и великого композитора, мужа и жены. |
И очень любопытно, что в конце сказки, когда все её участники ведут в зоопарк пойманного Петей волка, в |
музыке
|
звучит великолепный марш, который Прокофьев сделал именно из Петиной мелодии. |
Кроме |
музыки
|
, Шуман оставил нам и очень важные мысли в словесном выражении. |
Ведь шарманка — механизм с заданной, никогда не меняющейся |
музыкой
|
|
И вот какую |
музыку
|
дал он своему главному герою: это одновременно и песенка - Петя как будто что-то напевает; это и танец - Петя словно пританцовывает, подпрыгивает на ходу; это и немножко марш, потому что подпрыгивающая походка Пети всё-таки очень чёткая, ритмичная - он словно бы и марширует немножко. |
И всё-таки песня - самый главный вид (жанр) в музыке, потому что она - всегда мелодия ( |
напев
|
),а мелодия - душа музыки, её важнейшая часть. |
Появился на свет маленький человек, и Сразу сразу же зазвучали над его колыбелью тихие, сердечные |
напевы
|
|
Ведь любой марш или танец можно |
напеть
|
|
А чтобы она была такой, звуки один за другим двигаются то вверх, то вниз, то поступенно и постепенно, то широко шагая через несколько |
нот
|
сразу, как бы глубоко вздохнув. |
Соль — «Соль» — это |
нота
|
и ключ скрипичный. |
Ля — Ля-ля-лякать не станем, петь сможем |
нотами
|
|
Сам композитор мог объяснить ей свой замысел, уточнить что-либо в |
нотах
|
|
Фа — Фамилий у них нет, но своя высота у каждой |
ноты
|
|
1 Волк + 7 козлят + Мама-коза + Петушок + композитор и поэт + дети-исполнители + оркестр + декорации + костюмы = получилась |
опера
|
, в которую нас привела песня. |
А в |
опере
|
песни поют, танцы танцуют, марши маршируют. |
И очень хочется, чтобы вы полюбили |
оперу
|
, симфонию и балет, ходили в театры и на концерты слушать их и смотреть. |
Получается, что когда мы поём эту песню, то исполняем фрагмент |
оперы
|
П.И. Чайковского! |
Эту сказку Прокофьев сочинил не только для того, чтобы доставить удовольствие тем ребятам, которые её слушают, но и для того, чтобы научить этих ребят слушать симфонический |
оркестр
|
, узнавать разные инструменты этого оркестра, прислушиваться к тому, как и что может оркестр выражать. |
Эту сказку Прокофьев сочинил не только для того, чтобы доставить удовольствие тем ребятам, которые её слушают, но и для того, чтобы научить этих ребят слушать симфонический оркестр, узнавать разные инструменты этого |
оркестра
|
, прислушиваться к тому, как и что может оркестр выражать. |
Нужно ещё уметь слышать в |
оркестре
|
и в хоре своих товарищей. |
А потом к |
оркестру
|
я добавил бы большой хор, в котором пели бы женские голоса - сопрано и альты и мужские голоса - тенора и басы. |
Впервые её исполнила |
певица
|
Тамара Миансарова. |
На улице |
певицу
|
узнавали совсем незнакомые люди, подходили, улыбались, жали руки, обнимали. |
Вы, конечно, заметили, что «Перепёлочку» и «Сурка» исполняете иначе, чем, например, «Карусель», потому что понимаете и выражаете содержание этих |
песен
|
|
Мы будем «беседовать» в |
песне
|
, и тут нужно очень внимательно слушать, чтобы вовремя вступить со своими словами. |
А в опере |
песни
|
поют, танцы танцуют, марши маршируют. |
Попробуйте спеть |
песню
|
наших героев в духе вальса, следя за текстом. |
Голос будет петь не высоко и не низко, в среднем регистре, чтобы |
песня
|
звучала спокойно и сердечно. |
Сирены своими чудными голосами заманивали моряков на остров, несравненного певца Ариона спасли от гибели дельфины, Садко своей игрой и |
песнями
|
пленил обитателей подводного царства и взволновал море. |
Значит, темп в этих |
песнях
|
будет неторопливый, мелодия гибкая, распевная. |
И если искусство |
пианистки
|
нам уже недоступно, то музыку Шумана, благодаря нотной записи, мы можем слышать каждый раз, когда исполняем её, и понимать без слов, слушая. |
Одни были любимы нашими бабушками и дедушками, даже прабабушками и прадедушками, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и |
полька
|
, гопак и лезгинка, русская и краковяк, многочисленные народные танцы-хороводы. |
Я бы танцевал под неё |
польку
|
: раз, и два, и раз, и два, и... Ещё я много раз видел, как одновременно танцуют и поют. |
Прошёл ещё год, и поэт Лев Ошанин ввёл эти слова в качестве |
припева
|
в текст песни «Пусть всегда будет солнце!». |
Если ты не шепчешься со своим соседом, не шелестишь |
программой
|
и не входишь с шумом в зал во время исполнения - это ещё не значит, что ты хорошо слушаешь музыку. |
Во многих других случаях эти две стороны музыки вообще нельзя отделить друг от друга, например в |
пьесе
|
«Плакса». |
Но известно, что в 1749 году Иоганн Вольфганг Гёте, великий немецкий поэт, писатель, драматург, работая над своей |
пьесой
|
, увидел на улице мальчиков, показывающих различные фокусы со своими зверьками — сурками. |
Послушайте три маленькие |
пьесы
|
- три музыкальных портрета. |
Укажите в тексте на |
размер
|
, знаки, обозначающие динамику и способ звук извлечения. |
Этот |
регистр
|
как раз и находится на пяти линейках, не выше и не ниже. |
Голос будет петь не высоко и не низко, в среднем |
регистре
|
, чтобы песня звучала спокойно и сердечно. |
Итак, все на |
репетицию
|
|
Опера делится на акты и картины, как книга — на главы, а они состоят из арий, |
речитативов
|
, ансамблей, хоров. |
Но ведь любой из нас, даже впервые услышав эти сочинения, скажет, ни |
секунды
|
, не колеблясь: у Глинки движется поезд, у Книппера движутся кони. |
И хотя в |
симфонии
|
никто не поёт, не танцует и не марширует, нас можно узнать по звучанию. |
Эту сказку Прокофьев сочинил не только для того, чтобы доставить удовольствие тем ребятам, которые её слушают, но и для того, чтобы научить этих ребят слушать |
симфонический оркестр
|
, узнавать разные инструменты этого оркестра, прислушиваться к тому, как и что может оркестр выражать. |
Только в |
симфоническом оркестре
|
из такой простенькой, даже наивной мелодии, как «Берёзонька», могла вырасти такая сочная картина народного праздника, какую мы слышим в финале Четвёртой симфонии Чайковского. |
И очень хочется, чтобы вы полюбили оперу, |
симфонию
|
и балет, ходили в театры и на концерты слушать их и смотреть. |
Если бы я оказался за дирижёрским пультом и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а играли бы разные инструменты оркестра: флейты и |
скрипки
|
, трубы и кларнеты, виолончели и валторны. |
А Петю Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — |
скрипок
|
, альтов, виолончелей и контрабасов. |
Он легко различается на |
слух
|
: минор — с мягкой, затемнённой, грустной окраской, мажор — твёрдый, бодрый, светлый. |
В этом и секрет её неотразимого воздействия на |
слушателей
|
, которых она словно захватывает, увлекает за собой потоком своего движения. |
И слушатель, чтобы быть хорошим |
слушателем
|
, тоже должен учиться. |
И |
слушатель
|
, чтобы быть хорошим слушателем, тоже должен учиться. |
И роль |
слушателя
|
в музыке тоже очень велика, гораздо больше, чем вы привыкли думать. |
Между исполнителями и |
слушателями
|
устанавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых учёные когда-нибудь обязательно поймут и определят. |
А те, кто не слышал шарманку, по аккомпанементу песни понимают, как мог бы звучать этот инструмент, на котором не надо нажимать клавиши, или играть |
смычком
|
по струнам, или дуть в него. |
А к хору - |
солистов
|
|
А потом мы услышали бы песенные мелодии в театре, где |
солисты
|
, хор и оркестр слились бы в единое музыкально-драматическое представление, обогащённое ещё театральной живописью — декорациями. |
А потом к оркестру я добавил бы большой хор, в котором пели бы женские голоса - |
сопрано
|
и альты и мужские голоса - тенора и басы. |
Выбирайте себе в |
спутники
|
любого из наших друзей и... назад, в своё прошлое! |
А те, кто не слышал шарманку, по аккомпанементу песни понимают, как мог бы звучать этот инструмент, на котором не надо нажимать клавиши, или играть смычком по |
струнам
|
, или дуть в него. |
А Петю Прокофьев изобразил при помощи всех |
струнных инструментов
|
— скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. |
Чем лучше меня исполняют — с душой, а не просто стучат ногами в |
такт
|
, — чем проникновеннее слушают, тем сильнее, красивее, бодрее я становлюсь. |
А вы, ребята, пойте выразительно и точно, чтобы они поняли: от самоуверенности неумейки до растерянности всего 12 |
тактов
|
вместе со вступлением. |
И вот какую музыку дал он своему главному герою: это одновременно и песенка - Петя как будто что-то напевает; это и |
танец
|
- Петя словно пританцовывает, подпрыгивает на ходу; это и немножко марш, потому что подпрыгивающая походка Пети всё-таки очень чёткая, ритмичная - он словно бы и марширует немножко. |
А вы замечали, как во время |
танца
|
, даже незаметно для самого себя, вы начинаете что-то напевать, вроде как бы подпевая своим танцевальным движениям? |
О других |
танцах
|
мы знаем только по картинам, по книжным описаниям да по лучшим образцам музыки, сохранившей и для нас свою привлекательность. |
Тут уж вы, конечно, в один голос скажете: «Это |
танцевальная музыка
|
!..» |
Но больше всего мне понравилось |
танцевать
|
мазурку в опере Глинки «Жизнь за царя». |
И хотя в симфонии никто не поёт, не |
танцует
|
и не марширует, нас можно узнать по звучанию. |
А в опере песни поют, танцы |
танцуют
|
, марши маршируют. |
Уличные дети и их |
танцующие
|
зверьки нравились дамам, но благодарность лишь мелкая монета, брошенная из окна. |
Значит, |
темп
|
в этих песнях будет неторопливый, мелодия гибкая, распевная. |
Громко, в среднем |
темпе
|
|
А потом к оркестру я добавил бы большой хор, в котором пели бы женские голоса - сопрано и альты и мужские голоса - |
тенора
|
и басы. |
Теперь из всех инструментов оркестра оставляем одну флейту и добавляем |
треугольник
|
|
А вот если бы мы не играли на барабане и |
трубе
|
, то можно было бы музыкой изобразить, как мы просто держим в руках эти инструменты? |
Возьми-ка |
трубу
|
, Танец, и подыграй мне, а то под один барабан быстрее устаёшь шагать. |
Если бы я оказался за дирижёрским пультом и передо мною сидел большой симфонический оркестр, а вы опять могли бы нас услышать, я бы сделал так, чтобы все, даже очень знакомые вам песни прозвучали без слов, чтобы их не голоса пели, а играли бы разные инструменты оркестра: флейты и скрипки, |
трубы
|
и кларнеты, виолончели и валторны. |
Убираем все инструменты и берём один большой барабан и |
тубу
|
— самый большой из духовых инструментов. |
Есть и самостоятельные оркестровые номера, например |
увертюры
|
|
Дедушка изображён низким деревянным духовым инструментом |
фагот
|
ом: фагот всё время словно немножко сердится, хотя, в общем-то, он довольно добродушный. |
Кошку изображает кларнет - деревянный духовой инструмент, звучащий чуть повыше |
фагота
|
: он играет отрывисто, вкрадчиво. |
Дедушка изображён низким деревянным духовым инструментом |
фаготом
|
: фагот всё время словно немножко сердится, хотя, в общем-то, он довольно добродушный. |
Только в симфоническом оркестре из такой простенькой, даже наивной мелодии, как «Берёзонька», могла вырасти такая сочная картина народного праздника, какую мы слышим в |
финале
|
Четвёртой симфонии Чайковского. |
Утка и птичка - ещё более высокие гобой и |
флейта
|
: гобой вроде покрякивает, флейта вроде посвистывает. |
Теперь из всех инструментов оркестра оставляем одну |
флейту
|
и добавляем треугольник. |
А потом мы услышали бы песенные мелодии в театре, где солисты, |
хор
|
и оркестр слились бы в единое музыкально-драматическое представление, обогащённое ещё театральной живописью — декорациями. |
Нужно ещё уметь слышать в оркестре и в |
хоре
|
своих товарищей. |
Опера делится на акты и картины, как книга — на главы, а они состоят из арий, речитативов, ансамблей, |
хоров
|
|
Сохранив всю свою песенную прелесть и красоту, она звучит здесь совсем по-новому: то возбуждённо и радостно, то мягко и задумчиво, то резким и напряжённым звучанием напоминает о драматических событиях, наполнявших первые части симфонии, то с безудержным хохотом несётся мимо нас в весёлом |
хороводе
|
|
Одни были любимы нашими бабушками и дедушками, даже прабабушками и прадедушками, но и мы с вами продолжаем любить их: например, вальс и полька, гопак и лезгинка, русская и краковяк, многочисленные народные танцы- |
хороводы
|
|
А к |
хору
|
- солистов. |
Ведь |
шарманка
|
— механизм с заданной, никогда не меняющейся музыкой. |
В аккомпанементе к «Сурку» можно услышать и |
шарманку
|
: один и тот же мотив повторяется и повторяется. |
Автор поднимается на |
эстраду
|
|
Это композитор, автор звучащей с |
эстрады
|
музыки. |